Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Средовый подход в профессиональной подготовке молодежи к предпринимательской деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Параметрами оценивания уровня развития предпринимательской среды служат предпринимательский потенциал учреждения и предпринимательский климат. Предпринимательский потенциал проявляется в количестве предпринимательских проектов и инновационных инициатив студентов и преподавателей, а также в самоорганизации проектных групп. Показателями развития предпринимательского климата выступают: образование… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические предпосылки исследования проблемы 11 подготовки молодежи к предпринимательской деятельности
    • 1. 1. Предпринимательство как характеристика социально- 11 профессиональной компетентности современного специалиста
    • 1. 2. Опыт моделирования среды поддержки малого предпринима- 32 тельства
    • 1. 3. Идеи непрерывности и интегративности как теоретическая 49 основа профессиональной подготовки молодежи к предпринимательской деятельности
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Экспериментальное моделирование развивающей обра- 71 зовательной среды подготовки предпринимателей в учреждении профессионального образования
    • 2. 1. Образовательный аспект проблем развития малого бизнеса в 71 муниципалитете
    • 2. 2. Модель развивающей образовательной среды многоуровне- 90 вой непрерывной подготовки предпринимателей в учреждении профессионального образования
    • 2. 3. Рост субъектного потенциала предпринимательской среды 114 как фактор ее развития
  • Выводы по второй главе

Средовый подход в профессиональной подготовке молодежи к предпринимательской деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Переход России к рыночным отношениям актуализировал потребность пересмотра целей, программ и организационных форм профессионального образования. Особую значимость приобрела разработка новых подходов к экономическому образованию молодежи. К числу наиболее важных проблем в области экономической подготовки была отнесена организация обучения предпринимательству. Об этом, в частности, было заявлено уже в Концепции перестройки высшего и среднего специального экономического образования (1987г.), а затем подчеркнуто в целом ряде решений Правительства Российской Федерации (1991, 1994, 1995 гг.).

В последнее десятилетие сложилась определенная система бизнес-образования. Программы обучения ориентированы на разные группы представителей, включая начинающих предпринимателей, руководителей и специалистов малых предприятий, а также работающих с ними лиц. В целом, в ведущих российских центрах бизнес-образования накоплен значительный опыт обучения предпринимателей.

Теоретическую предпосылку моделирования системы подготовки кадров для малого бизнеса составляют:

— фундаментальные философские, психологические и педагогические исследования по проблемам социальной активности личности и ее формирования (А.А.Деркач, В. Н. Марков, Д. И. Фельдштейн, В. А. Ядов, И. С. Якиманская и др.) — исследования в области экономического образования (В.С.Автономов, Н. И. Аристер, П. Д. Половинкин, Ю. В. Сахарнов, А. Тур и др-);

— работы, раскрывающие сущность предпринимательства и подходы к созданию инфраструктур его поддержки (М.Б.Багрова, Г. В. Канаков, Р. Л. Кричевский, О. Е. Ломакин, П. И. Ратанин, Ю. В. Шленов и др.);

— труды ученых, посвященные основам и технологиям инновационного менеджмента, составляющего суть предпринимательской деятельности.

В.Н.Аверкин, А. Е. Абрамешин, В. И. Бавыкин, Т. П. Воронина, О. П. Молчанова, Е. А. Тихонова и др.);

— педагогические исследования по проблемам непрерывного профессионального образования (В.Г.Воронцова, А. Л. Гавриков, Т. А. Каплунович, А. Е. Марон, В. Г. Онушкин, О. С. Орлов, Н. К. Сергеев, М. Н. Певзнер, Р. М. Шерайзина и др.).

Важная роль в теории и практике бизнес-образования отводится профессиональным учебным заведениям, где возможна серьезная многоуровневая профессиональная подготовка будущих предпринимателей.

Однако анализ сложившейся на данный момент времени теории и практики экономического образования молодежи и поддержки ее предпринимательских инициатив приводит к выводу о существовании противоречий между:

— необходимостью специальной непрерывной и многоуровневой программы бизнес-образования и отсутствием соответствующей концепции такой программы в профессиональных учебных заведениях;

— потребностью молодых людей в освоении профессиональных компетенций в области предпринимательства и неготовностью учреждений профессионального образования перейти от «знаниевого» к «компетентностно-му» подходу в бизнес-подготовке;

— наличием во многих муниципальных образованиях инфраструктур поддержки молодежи, занимающейся малым бизнесом (консультативной, правовой, экономической) и эпизодичностью поддерживающих мер, их недостаточно высокой эффективностью из-за несформированности у начинающих предпринимателей способностей к самоорганизации в условиях экономических перемен;

— потребностью муниципальных структур в расширении сектора молодежного бизнеса и неразвитостью системы просветительской и стимулирующей деятельности по формированию положительного отношения муниципального сообщества и молодых людей к предпринимательству.

Указанные противоречия определяют актуальность проблемы и темы нашего исследования «Средовый подход в профессиональной подготовке молодежи к предпринимательской деятельности».

Объект исследования: орагнизационно-педагогические условия подготовки молодежи к предпринимательской деятельности в учреждении профессионального образования.

Предмет исследования: эффективность средового подхода в профессиональной подготовке молодежи к предпринимательской деятельности.

Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная разработка модели развивающей образовательной среды в учреждении профессионального образования, обеспечивающей подготовку молодежи к предпринимательской деятельности.

Гипотеза исследования заключалась в предположении о том, что эффективная подготовка молодежи к предпринимательской деятельности в учреждении профессионального образования может быть обеспечена созданием в учреждении профессионального образования развивающей образовательной среды, характеризующейся следующими особенностями:

— непрерывностью и многоуровневостью реализуемых программ бизнес-образования (предпрофессионального, начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования);

— использованием в качестве ведущих — инновационных образовательных технологий и средств обучения, обеспечивающих формирование социально-профессиональной компетентности выпускников;

— расширением спектра институциональных форм организации образовательного процесса и их интеграций в единый учебно-научно-производственный комплекс профессионального образования;

— организацией предпринимательской практики обучающихся в самом интегративном комплексе и созданием специальных структур поддержки начинающих предпринимателей (консалтинговой, правовой, информационно-методической, экономической, социальной);

Задачи исследования:

1. Разработка категориального аппарата и концептуальной основы исследования, уточнение понятия «предпринимательство» как социально-профессиональной компетентности специалиста.

2. Построение модели развивающей образовательной среды в учреждении профессионального образования, способствующей непрерывной многоуровневой подготовке молодежи к предпринимательской деятельности.

3. Экспериментальная реализация модели на базе учебно-научно-производственного комплекса.

4. Разработка критериев и изучение эффективности средового подхода к подготовке предпринимателей в системе непрерывного профессионального образования.

Методологическую основу исследования составили теоретические положения философии об активной сущности человеческой деятельности, единстве теории и практики, положения системного подхода в моделировании сложных социальнопедагогических объектов, теоретико-методологические основы педагогической инноватики и инновационного менеджмента, концепции непрерывного профессионального образования.

В качестве теоретической базы исследования использовались труды известных педагогов и психологов по проблемам развивающего и личностно-ориентированного обучения (В.И.Андреев, А. Г. Асмолов, Е. В. Бондаревская, В. И. Бойденко, Л. С. Выготский, А. А. Деркач, И. С. Якиманская и др.), средового образования (В.Г.Воронцова, С. М. Зорин, И. В. Кулешова, М. В. Менг, Л. И. Новикова, В. Г. Смирнова, В. Я. Ясвин и др.), педагогического проектирования (В.И.Гинецинский, Е.С.Заир-Бек, Г. У. Матушанский, О. Г. Прикот, А. П. Тряпицына и др.).

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались дополняющие друг друга методы исследования: теоретический анализ философской, педагогической, психологической и учебно-методической литературы, работ в области менеджментаизучение и систематизация практического опытаконстатирующий и моделирующий экспериментыанкетирование, наблюдение, метод экспертных оценоксравнительный количественный и качественный анализ результатов диагностического и преобразующего этапов экспериментальной работы.

Основной экспериментальной базой являлся Боровичский учебно-научно-производственный комплекс (УНПК).

Этапы исследования:

I этап (1996;2000 гг.) — накопление эмпирических данных о состоянии и тенденциях развития малого бизнеса в Боровичском регионе, а также бизнес-образования в системе подготовки и переподготовки кадровтеоретический анализ научной литературы по исследуемой проблеме, разработка теоретических основ ее исследования.

II этап (2000;2002 гг.) — формулирование гипотезы, экспериментальное моделирование условий профессиональной подготовки молодежи к предпринимательской деятельности в Боровичском учебно-научно-производственном комплексе.

III этап (2002;2003 гг.) — анализ, обобщение и систематизация результатов исследования, оформление исследовательских материалов, подготовка научных сборников и статей.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Профессиональная подготовка молодежи к предпринимательской деятельности предполагает формирование у нее социально-профессиональной компетентности как интегративного качества, представляющего собой единство ориентировочно-профессионального, коммуникативно-личностного, деятельностно-творческого и корпоративно-управленческого компонентов, конкретизирующихся применительно к предпринимательству в ценностно-мотивационных, гностических, профессио-нально-деятельностных и поведенческих характеристиках, обеспечивающих готовность к принятию и реализации инновационных решений.

2. Формирование социально-профессиональной компетентности в области предпринимательства требует создания в учреждении профессионального образования открытой интегративной развивающей образовательной среды, которая характеризуется: непрерывностью и многоуровневостью реализуемых программ бизнес-образованияиспользованием технологий, методов и средств обучения, адекватных сущности компонентов, входящих в структуру социально-профессиональной компетентности (игровых технологий, метода проектов, информационных средств) — организацией предпринимательской практики на базе учреждения профессионального образования и формированием служб ее сопровождения (консультативного, информационно-методического, финансово-экономического и правового).

3. Критериями оценки эффективности подготовки выпускников профессионального учебного заведения к предпринимательской деятельности могут выступать: динамика уровня сформированности их социально-профессиональной компетентности в области предпринимательствахарактер изменения потенциала развития предпринимательской среды (внутренней и внешней).

Социально-профессиональная компетентность проявляется в показателях, отражающих: мотивационно-предпринимательский потенциалдеятель-ностную и социальную самоэффективностьпредпринимательскую активностьпродуктивность взаимодействия участников коллективной предпринимательской деятельности.

Параметрами оценивания уровня развития предпринимательской среды служат предпринимательский потенциал учреждения и предпринимательский климат. Предпринимательский потенциал проявляется в количестве предпринимательских проектов и инновационных инициатив студентов и преподавателей, а также в самоорганизации проектных групп. Показателями развития предпринимательского климата выступают: образование инициативных команд, обладающих ценностно-ориентационным единством в проектировании и реализации инновационных проектов, повышение роли учреждения в позитивных изменениях состояния и уровня развития малого бизнеса в территории.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

— впервые в профессиональной педагогике научно обоснована сущность средового подхода к подготовке предпринимателей в учреждении профессионального образования;

— разработанная совокупность организационно-педагогических условий подготовки молодежи к предпринимательской деятельности базируется на новом понимании предпринимательства как специфической социально-профессиональной компетентности современного специалиста, представляющей собой единство ценностно-мотивационных, гностических, профес-сионально-деятельностных и поведенческих характеристик;

— на основе междисциплинарного синтеза сформулированы критерии оценки качества подготовки предпринимателей в системе непрерывного многоуровневого профессионального образования, описываемые категориями инновационного менеджмента, социального управления, экономики, психологии и синергетики.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

— сформулированы концептуальные основы экспериментального моделирования условий непрерывной многоуровневой подготовки предпринимателей в учреждении профессионального образования;

— в категориальный аппарат педагогики профессионального образования включены понятия: «социально-профессиональная компетентность предпринимателя», «предпринимательский потенциал», «предпринимательский климат» и «предпринимательская среда» профессионального учебного заведения;

— теоретически обоснованы и экспериментально проверены возможности реализации средового подхода в моделировании образовательного процесса в учреждении профессионального образования.

Практическая значимость исследования:

— многоуровневая образовательная программа бизнес-образования молодежи может быть использована в учреждениях профессионального образования, а отдельные ее модули применимы в системе дополнительного образования детей;

— сформулированные критерии, показатели и методы оценки социально-профессиональной компетентности в области предпринимательства дополняют диагностическую базу бизнес-образования;

— на основе систематизации результатов исследования подготовлены научные сборники, раскрывающие концептуальные и методические аспекты организации образовательного процесса в учебно-научно-производственном комплексе, а также пакет нормативных документов, регламентирующих деятельность, входящих в него инновационных подструктур бизнес-образования и поддержки начинающих предпринимателей.

Достоверность и обоснованность научных выводов и результатов обеспечивалась опорой на серьезную методологическую базу, использованием методов, адекватных целям и задачам исследования, опытной проверкой гипотезы и опорой на эмпирические данные, практической верификацией результатов посредством их применения в работе других образовательных учреждений, подтвердивших воспроизводимость опыта.

Апробация и внедрение в практику результатов исследования осуществлялись в период с 1998 по 2003 гг. Основные положения докладывались и обсуждались на международных (Бингамтон, 1998; Вена, 1997; Москва, 2002), российских (Петрозаводск, 2002) и региональных (Новгород, 2000, 2002, 2003) конференциях. Результаты исследования опубликованы в восьми публикациях.

Структура диссертации построена в соответствии с логикой исследования, его задачами и включает: введение, две главы, заключение, список литературы по теме и приложения.

Выводы по второй главе.

Обобщение результатов проведенного нами экспериментального исследования эффективности использования средового подхода в подготовке молодежи к предпринимательской деятельности позволяет сделать ряд выводов.

1. Исследование состояния и проблем развития малого бизнеса осуществлявшееся на базе Боровичского региона Новгородской области подтвердило наличие общих тенденций и противоречий, наблюдающиеся сегодня в Российской практике предпринимательства.

К основным можно отнести противоречия:

— между потребностью населения в развитии предпринимательской деятельности и недостаточной проработкой его перспектив в программах социально-экономического развития на муниципальном уровне;

— между развитием в муниципалитете инфраструктур поддержки предпринимательства и невысокой эффективностью их использования;

— между потребностью в повышении конкурентоспособности малого предпринимательства и невысоким качеством научно-методического, кадрового и информационного обеспечения его развития;

— между потребностью в стимулировании деятельности сектора малого предпринимательства, подготовки населения к занятию собственным бизнесом и отсутствием целостной системы просветительской и образовательной работы по формированию благоприятного отношения муниципального сообщества к предпринимательской деятельности;

— между потребностью в расширении информационного поля для предпринимателя и отсутствием доступной любому предпринимателю информационной сети, содержащей сведения делового характера о законах, налогах, конкурентах, клиентах, состоянии рынка.

Указанные противоречия подтверждаются данными о количестве регистрируемых малых предприятий, о численности занятых предпринимательской деятельностью, а также о тех условиях, которые создаются для поддержки становления предпринимательского сектора.

Наиболее значимым в контексте нашего исследования можно считать обнаруженное несоответствие системы профессионального образования молодежи выраженному у нее стремлению к участию в бизнесе, в частности, отсутствие многоуровневых интегративных программ бизнес-образования, охватывающих период со школьной до послевузовской ступеней.

2. На наш взгляд, основу подготовки предпринимателей должны составлять следующие принципы:

— непрерывный, многоуровневый, интегрированный, междисциплинарный характер образовательной программы, включающей освоение экономико-управленческих и правовых дисциплин, а также спецкурсов в области маркетинга, финансов, делопроизводства, информатики, психологии бизнеса;

— доступность различных структурных звеньев многоуровневой системы квалификационного роста для обучающихся бизнесу;

— прагматическая нацеленность деятельности образовательных структур на развитие сферы малого и среднего бизнеса, укрепление взаимодействия с муниципальными властными, деловыми и коммерческими структурами;

— инновационный характер технологий обучения, учитывающий специфику предпринимательских способностей как характеристики социально-профессиональной компетенции специалиста.

3. Разработанная нами в ходе исследования модель развивающей образовательной среды в учреждении профессионального образования включает: дидактический блок, блок сопровождения процесса становления начинающего предпринимателя в ходе его обучения, критериально-оценочный блок и блок партнерских связей учреждения с другими структурами, участвующими в поддержке и обучении молодежи предпринимательской деятельности.

Основу дидактического блока составляет межуровневая программа подготовки будущих предпринимателей, где выделены цели обучения на каждом уровне и организационные подструктуры, реализующие каждую из подпрограмм.

Среди инновационных аспектов технологии образовательного процесса особая роль отводится специальной организации учебно-производственной практики обучающихся, которая должна проводиться непосредственно на базе учреждения и заключаться в проектировании студентами предпринимательских структур.

Общее предназначение инновационных форм и средств обучения связано с обеспечением формирования у будущих предпринимателей высокой деловой культуры (коммуникативной, информационной, рефлексивной, корпоративной и т. д.).

4. Существенное значение с точки зрения средового подхода имеет создание в учреждении «поддерживающей» среды, т. е. специальных организационных форм сопровождения начинающих предпринимателей. К основным направлениям такого сопровождения относятся:

— трудоустройство выпускников (кадровое агентство «Специалист»);

— консультативная помощь начинающим и уже ведущим предпринимательскую деятельность (консалтинговый центр «Предпринимательское право»);

— создание правовой, организационной, финансовой и экономической среды для успешного начала деятельности нового предприятия или бизнеса (Бизнес-инкубатор «Бинк»).

5. В качестве критериев оценки эффективности средового подхода в подготовке молодежи к предпринимательской деятельности были выделены:

— динамика уровня сформированности социально-профессиональной компетентности обучающихся в ходе их бизнес-образования;

— рост потенциала развития предпринимательской среды учреждения (внутренней и внешней).

Для изучения социально-профессиональной компетентности нами были использованы следующие показатели: мотивационно-предпринимательский потенциал, деятельностная и социальная самоэффективность, предпринимательская активность, продуктивность взаимодействия в коллективной предпринимательской деятельности.

О росте предпринимательского потенциала свидетельствовало увеличение числа студенческих и преподавательских инициатив (предпринимательских проектов и инновационных программ). Динамика второго параметра — предпринимательского климата — отражалась в: повышении уровня цен-ностно-ориентационного единства в учреждениипозитивных изменениях состояния и уровня развития малого бизнеса в территорииобщественном признании качества подготовки выпускников к предпринимательской деятельности.

Оценка полученных в ходе исследования результатов с точки зрения названных критериев и показателей подтвердила выдвинутую нами гипотезу.

Оценка полученных результатов с точки зрения названных критериев и показателей подтвердила выдвинутую гипотезу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенные нами теоретико-экспериментальное исследование подтвердило актуальность поиска новых подходов к бизнес-образованию молодых людей и позволило сформулировать ряд обобщающих положений.

1. В первом положении уточняется сущность категории «предпринимательство», которое рассматривается нами как характеристика социально-профессиональной компетентности современного специалиста.

Социальная компетентность, согласно А. К. Марковой, означает отнесение человеком себя к некоторой общности, владение нормами общения, умение сотрудничать, воздействовать на межличностные отношения, нести социальную ответственность за свои действия и поступки. Профессиональная компетентность, по утверждению Т. Г. Браже, определяется профессиональными базовыми (научными) знаниями и умениями, а также мотивами профессиональной деятельности, стилем взаимоотношений с людьми, способностью к развитию своего профессионально-творческого потенциала. Соответственно, уточнение понятия социальной компетентности термином «профессиональная» связано с выделением круга профессиональных задач, в процессе решения которых эффективность достигается именно благодаря владению названными выше умениями и способностями.

В структуру социально-профессиональной компетентности входят, на наш взгляд, ориентировочно-профессиональный, коммуникативно-личностный, деятельностно-творческий и корпоративно-управленческий компоненты. Ориентировочно-профессиональный выражен в ориентации на осознание значимости профессиональной инициативы и коллективного творчества в профессиональной деятельности. К коммуникативно-личностному компоненту мы относим умение организовать и осуществлять профессиональное взаимодействие. Деятельностно-творческий представлен умениями самостоятельно ставить личностно-значимые и профессионально-ориентированные творческие задачи и включать членов организации в их решение. Корпоративно-творческий компонент представляет собой способность к лидерству, сохранению и укреплению традиций, установлению принципов поведения, навыки самоорганизации, корпоративного управления.

Все названные компоненты социально-профессиональной компетентности предпринимателя проявляются в его деятельности, в личностных качествах и в социально-психологических характеристиках. В предпринимательской деятельности выделяются этапы поиска новой идеи и ее оценки, составления бизнес-плана, поиска ресурсов, управления реализацией плана. Среди личностных качеств предпринимателя как наиболее значимые можно отметить: стремление к инновативному поведениюстратегический тип мышленияналичие административных навыков, связанных с решением проблем и организацией планированияумения интегрировать интеллект людей и организовывать их деятельность для достижения успеха. К социально-психологическим характеристикам предпринимателя относятся: коммуникативность, самостоятельность, решительность, готовность к риску.

Обобщение названных особенностей позволяет сделать вывод о том, что отличительной характеристикой предпринимательства является его организационно-творческая сущность.

2. Второе положение, выносимое на защиту, раскрывает условия подготовки молодежи к предпринимательской деятельности в учреждении профессионального образования.

Обобщение опыта подготовки предпринимателей в Российской Федерации (нормативных актов, программ, учебно-методических материалов, научных статей и т. п.) показало, что инфраструктура бизнес-образования включает: высшую школуучреждения дополнительного профессионального образованияцентры занятостирегиональные агентстванаучно-технологические парки, инновационные центры, бизнес-инкубаторы и т. п., которые создают среду поддержки предпринимательства.

Особое внимание уделяется образовательной среде. В работе профессиональных учебных заведений и центров наработан опыт специальной организации учебного процесса для успешной подготовки предпринимателей, включающей новые образовательные программы, технологии и научно-методическое обеспечение. Основной характеристикой этого опыта является создание многовариантной дидактической системы. В результате сопоставительного и обобщающего анализа различных вариантов нами обнаружено, что учебные центры часто включают в программу материал, усвоение которого требует от обучающихся высокой мотивации и значительных затрат времени, а от организаторов обучения — привлечения высококвалифицированных преподавателей. Поскольку доля лиц, действительно имеющих соответствующие способности и стремление к предпринимательской деятельности, как правило, сравнительно невелика, такой подход оказался малоэффективным.

Обобщение результатов проведенного анализа теории и практики обучения предпринимательству, а также реализации принципов непрерывности и интегративности в профессиональном образовании нами было сделано предположение о том, что создание системы профессиональной подготовки молодежи к предпринимательской деятельности станет возможным, если будут учитываться: потребности личности в такой подготовкесоответствие содержания и форм обучения «компетентностной» характеристике предпринимателя как управленца-новатора и создана особая развивающая образовательная среда, которая характеризуется:

— непрерывностью и многоуровневостью реализуемых программ бизнес-образования;

— использованием технологий, методов и средств обучения, адекватных сущности компонентов, входящих в структуру социально-профессиональной компетентности (игровых технологий, метода проектов, информационных средств);

— организацией предпринимательской практики обучающихся на базе учреждения и формированием служб ее сопровождения (консультативного, информационно-методического, финансово-экономического и правового).

Разработанная нами модель развивающей образовательной среды в учебно-научно-производственном комплексе включает: дидактический блок, блок сопровождения процесса становления начинающего предпринимателя в ходе его обучения, критериально-оценочный блок и блок партнерских связей учреждения с другими структурами, участвующими в поддержке и обучении молодежи предпринимательской деятельности.

Основу дидактического блока составляет многоуровневая программа подготовки будущих предпринимателей, где выделены цели обучения на каждом уровне и организационные подструктуры, реализующие каждую из программ.

Среди инновационных аспектов технологии образовательного процесса особую роль играет инновационный характер учебно-производственной практики обучающихся, которая организуется непосредственно на базе комплекса и связана с созданием студентами предпринимательских структур.

Среди направлений поддержки начинающих предпринимателей нами выделены: трудоустройство выпускников (кадровое агентство «Специалист») — консультативная помощь начинающим и уже ведущим предпринимательскую деятельность (консалтинговый центр «Предпринимательское право») — создание правовой, организационной, финансовой и экономической среды для успешного начала деятельности нового предприятия или бизнеса (Бизнес-инкубатор «Бинк»).

3. В качестве критериев оценки эффективности средового подхода к обучению предпринимательству (третье положение, выносимое на защиту) нами выделены:

— динамика уровня сформированности социально-профессиональной компетентности обучающихся в ходе их бизнес-образования;

— рост потенциала развития предпринимательской среды учреждения (внутренней и внешней).

Социально-профессиональная компетентность будущих предпринимателей может быть оценена на основе изучения: их мотивационно-предпринимательского потенциаладеятельностной и социальной самоэффективностипредпринимательской активности и продуктивности взаимодействия в коллективной предпринимательской деятельности.

Второй критерий — развитие предпринимательской среды в учреждении проявляется в уровне предпринимательского потенциала и предпринимательского климата.

О росте предпринимательского потенциала комплекса может свидетельствовать увеличение числа коллективных студенческих и преподавательских инициатив (предпринимательских проектов и инновационных программ).

Об улучшении предпринимательского климата можно судить по:

— повышению уровня ценностно-ориентационного единства в комплексе;

— позитивным изменениям состояния и уровня развития малого бизнеса в территории;

— уровню общественного признания качества подготовки выпускников к предпринимательской деятельности.

В целом, критериальный анализ всех полученных результатов подтвердил гипотезу о том, что эффективность подготовки молодежи к предпринимательской деятельности может быть повышена за счет использования сре-дового подхода к организации бизнес-образования в профессиональном учебном заведении.

Дальнейшими направлениями исследовательской деятельности могут стать: условия становления системы просветительской и стимулирующей деятельности по формированию положительного отношения территориального сообщества к молодым предпринимателямметодические основы профессиональной подготовки студентов к предпринимательской деятельностикомпетентностный подход к профессиональной подготовке современного специалистанаучно-методическое сопровождение подготовки предпринимателей в системе непрерывного профессионального образования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. Учебное пособие. М.: Просвещение, 1984. — 207 с.
  2. И.Г. Менеджмент педагогического риска. В книге: Управление в образовании. Материалы Международного семинара. С.-Пб, Образование, 1997. — 76 с.
  3. И.Г. Риск в профессии учителя. Спб., Образование, 1994.-55 с.
  4. В.Н. Теоретические основы и практика инновационного административного управления территориальными образовательными системами. Дисс. доктора пед. наук. В. Новгород, 1999. -420 с.
  5. B.C. Человек в зеркале экономической теории, РАНИ-МЭ и МО: Наука, 1993.- 176 с.
  6. В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества. Казань: КГУ, 1988.-237 с.
  7. Г. М. Социальная психология. М., 1989. — 432 с.
  8. О.С., Деркач A.A. Основы общей управленческой ак-меологии. М., 1995. — 272 с.
  9. Н.И., Половинкин П. Д., Сахарнов Ю. В. Предпринимательство как стратегический фактор экономического развития: Препринт. Спб.: Изд-во СпбУЭФ, 1996.
  10. А.Г. Образование как расширение возможностей развития личности (от диагностики развития // Вопросы психологии. 1992. -№ 1−2.-С. 6−13.
  11. М.Б. Бизнес-инкубаторы как структурные подразделения бизнес-центров (опыт Ленинградской области // Положительныйопыт развития малого предпринимательства в России. Аналит. сб. -М.: АМИР, ИЛИ, 2001. С. 296−298.
  12. В.И., Д.Зантворт. Методология развития образовательных стандартов и учебных планов. М.: Иссл. центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. — 73 с.
  13. В.И. Стандарты в непрерывном образовании: современное состояние. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, — 1998. — 249 с.
  14. Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки. М.: Педагогика, 1989. — 208 с.
  15. Д.Ф., Штаймхофф Д. Основы управления малым бизнесом: Пер. с анг. М.: Бином, 1997, — 496 с.
  16. H.A. Психологические проблемы социального поведения.-М., 1979.-270 с.
  17. Бим-Бад Б.М., Петровский A.B. Образование в контексте социализации // Педагогика. 1996. — № 1. — С.3−8.
  18. В.И. Новый менеджмент (управление предприятием на уровне высших стандартов, теория и практика эффективного управления). М.: ОАО «Экономика», 1997. — 386 с.
  19. Большой толковый словарь русского языка / сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. Спб. «Норинт», 1998. — 1536 с.
  20. Большой энциклопедический словарь 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Большая Российская энциклопедия, Спб.: Норинт, 1997.-1456 с.
  21. Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. — № 4. — С. 2936.
  22. Т.Г. Развитие творческого потенциала учителя // Сов. педагогика. 1989. — № 8. — С. 89−94.
  23. Е.И. Становление и развитие интеграционных процессов в современном европейском образовании. Автореф. дисс. докторапед. наук. Спб., 2002. — 47 с.
  24. О.В., Страбахин Н. И. Аспекты надежности в предпринимательстве // Технологическое образование-98: Тезисы докладов Меж научно-метод. конференции Новгород: НРЦРО, 1998. — С. 64−65.
  25. В.Г.Онушкин. Теоретические основы непрерывного образования. -М.: Педагогика, 1987.
  26. A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: высшая школа, 1991. — 204 с.
  27. С.Г. Общее образование взрослых: стимулы и мотивы. М.: Педагогика, 1987. — 184 с.
  28. С.Г. Социализация как объект исследования // Социализация взрослых: Учебное пособие. Спб.: Спецлит, 2002. — С. 5−98.
  29. А.П. Непрерывное образование: проблемы и перспективы. М.: Молодая гвардия, 1978. — 133 с.
  30. В.Г. Гуманитарно-аксиологические основы постдипломного образования педагога: Монография. Псков: Изд-во ПО-ИПКРО, 1997.-421 с.
  31. Выготский J1.C. Психология развития как феномен культуры. Воронеж: НПО «Модас», 1996. — 512 с.
  32. Гавриков A. J1. Региональный университетский комплекс: от концепции до ее воплощения. Спб.: СЗАГС, 2001. — 181 с.
  33. Г., Ломакин О., Шленов Ю. Ваше дело. Практический курс предпринимательства. М.: Изд-вл Бином, 1997, — 416 с.35
Заполнить форму текущей работой