Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Правовая охрана вод в Республике Башкортостан

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Указанное объективное значение вод в жизни общества не могло остаться без внимания в процессе правового регулирования общественных отношений. В юридической литературе отмечается, что воды являются важнейшим компонентом окружающей среды, возобновляемым, 1 ограниченным и уязвимым природным ресурсом. Они используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на территории… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Общая характеристика становления и развития водного законодательства Республики Башкортостан
    • 1. 1. Понятие, предмет, признаки, цели и принципы водного законодательства
  • Республики Башкортостан
    • 1. 2. Становление водного законодательства Республики Башкортостан
    • 1. 3. Водное законодательство Республики Башкортостан: современное научно-правовое состояние
  • Глава 2. Основные направления совершенствования водного законодательства Республики Башкортостан
    • 2. 1. Соотношение водного законодательства Республики Башкортостан с аналогичным законодательством Российской Федерации и проблема обеспечения их согласованного развития
    • 2. 2. Предложения по повышению эффективности водного законодательства Республики Башкортостан
    • 2. 3. Совершенствование правовой охраны вод как составной части природного комплекса Республики Башкортостан
  • Список источников и использованной литературы

Правовая охрана вод в Республике Башкортостан (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. С естественнонаучной точки зрения воды представляют собой неотъемлемую часть биосферы и обеспечивают ее нормальное функционирование. Они участвуют в различных взаимосвязях в живой природе. Это обусловлено уникальными свойствами воды как компонента природной среды: ее незаменимостью, вхождением в состав всех сфер Земли — атмосферы, литосферы и биосферы. Также ее важной ролью в физических, химических, биологических и геологических процессахбыстрой и устойчивой реакцией экосистем на избыток или недостаток воды и, наконец, обязательным участием во всех видах производственной деятельности.

Указанное объективное значение вод в жизни общества не могло остаться без внимания в процессе правового регулирования общественных отношений. В юридической литературе отмечается, что воды являются важнейшим компонентом окружающей среды, возобновляемым, 1 ограниченным и уязвимым природным ресурсом. Они используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации, обеспечивают экономическое, социальное, экологическое благополучие населения, существование животного и растительного мира.1.

Состояние вод влияет на здоровье населения, благополучие экосистем в целом, на результаты деятельности различных отраслей народного хозяйства. В настоящее время водные ресурсы стали фактором, лимитирующим развитие производительных сил и влияющим на социально.

1 Боголюбов С. А. Экологическое право: Учеб. для вузов. М.: Изд. группа НОРМА-ИНФРА, 1998. С. 275. экономическую ситуацию во многих странах.1.

При этом сами воды в результате хозяйственной деятельности человека сильно загрязняются, поэтому необходимо принимать самые энергичные меры по их охране.

Особо остро в конце двадцатого века встал вопрос обеспечения населения планеты чистой питьевой водой — это побудило ООН объявить восьмидесятые годы Международным десятилетием питьевого водоснабжения и санитарии. Об этом говорится в Конвенции об охране и рациональном использовании ресурсов пресной воды, принятой Конференцией ООН по окружающей среде и развитию, состоявшейся в Рио-де-Жанейро в 1992 г.

В настоящее время проблема охраны вод приобретает все большее значение ввиду того, что на протяжении долгого времени человек бездумно загрязнял природу, в том числе и воды. В результате многие годные объекты, к примеру, Аральское море с впадающими в него реками, исчезают с лица Земли. Количество воды, не пригодной к использованию из-за 1 загрязнений, почти равно количеству, потребляемому всем мировым хозяйством, в таком случае мировых запасов хватит на удовлетворение, в лучшем случае, лишь вдвое возросших потребностей, то есть на ближайшие 20−30 лет.2.

Республика Башкортостан отличается большим разнообразием природной среды и соответственно большим разнообразием водных объектов. На сегодня в нашей республике насчитывается 13 тысяч рек бассейнов Волги, Урала и Оби, 2 тысячи озер, более 500 водохранилищ и.

1 Авакян А. Б., Широков В. М. Рациональное использование и охрана водных ресурсов: Учеб. для геогр., биол. и строит, спец. вузов. Екатеринбург: Изд-во Виктор, 1994. С.4−9.

2 Бринчук М. М. Экологическое право (право окружающей среды): Учеб. для высш. юрид. учеб. завед. М.: Юристъ, 1998. С.16−17. прудов.1.

Проблема сохранения вод в полной мере касается и Республики Башкортостан. Вследствие возрастающей антропогенной нагрузки, практически все виды водных объектов подвержены прямому или косвенному воздействию хозяйственной деятельности человека. В 1998 г. водные объекты республики были по-прежнему загрязнены нефтепродуктами, азотом аммонийным, азотом нитритным, фенолом,.

— у железом общим, марганцем, медью, никелем, цинком.

Водные объекты, так же как земля, ее недра, леса являются самостоятельным природным объектом. Долгое время водное законодательство не было оформлено в самостоятельную отрасль, не было специального закона. Осознание необходимости этого привело к тому, что был принят самостоятельный закон. Это Водный кодекс РСФСР от 30 июня 1972 г., принятый в соответствии с Основами водного законодательства Союза ССР и союзных республик от 10 декабря 1970 г.

Распад СССР привел к тому, что появилась острая потребность в ' формировании нового российского законодательства, которое отвечало бы. нынешним условиям. Такое законодательство начал: о формироваться. Так, 18 октября 1995 г. был принят Водный кодекс Российской Федерации. Ранее, 13 июля 1993 г., Верховный Совет Республики Башкортостан принял Водный кодекс Республики Башкортостан.

Россия сегодня становится подлинной федерацией, и ее субъекты получили конституционное право на собственное правовое регулирование охраны природы, в том числе и вопросов использования и охраны водных.

1 «О состоянии окружающей природной среды Республики Башкортостан в 1998 г.» Государственный доклад. Уфа: Изд-е МЧС РБ? 1999. С.39−40.

2 Там же С. 41.

3 Водный кодекс Республики Башкортостан. Уфа: 1994. 56 с. объектов.

Однако на сегодняшний день новые отношения, которые складываются в результате движения нашего общества к созданию подлинного федеративного государства, порождают массу самых различных проблем, в том числе и в области законодательства. Эти проблемы выражаются в возникновении различного рода противоречий между двумя уровнями российского законодательства: федерального и субъектов федерации. В результате этого встает вопрос о совершенствовании республиканского водного законодательства и согласовании его с водным законодательством Российской Федерации.

С другой стороны, сегодня и проблему правовой охраны вод в Российской Федерации нельзя разрешить без учета законодательства субъектов федерации. В Республике Башкортостан уже приняты и действуют законодательные акты, действие которых направлено на обеспечение охраны водных объектов, и значение этого законодательства все больше и больше возрастает.

В результате, естественно, возникают вопросы: как в целом должны соотноситься между собой два уровня водного законодательства? Какими должны быть они по своему содержанию? Ответы на них имеют огромное значение для теоретического и практического разрешения проблемы развития и применения водного законодательства.

Следует отметить, что такая проблема в России возникает впервые. Только в условиях становления федеративных отношений в России можно было поставить задачу организации правовой охраны вод законодательством Республики Башкортостан — субъекта Российской Федерации.

Таким образом, актуальность вопроса правовой охраны вод законодательством Республики Башкортостан сегодня объясняется: зо-первых, тем, что обострилась сама проблема сохранения водных объектов.

Во-вторых, тем, что в практической организации правовой охраны вод в современных условиях Российской Федерации значительно возросла роль законодательства субъектов федерации. В данном конкретном случае речь идет о всестороннем осмыслении места и роли водного законодательства Республики Башкортостан.

Разработанность темы. Вопросы правового обеспечения охраны водных объектов в Республике Башкортостан ее собственным законодательством на сегодняшний день остаются практически неисследованными. Впрочем, это и не удивительно, поскольку Республика Башкортостан до недавнего времени не могла иметь своего собственного законодательства не только о водах, но и вообще об охране природы. Указанное право. Республика Башкортостан, наряду с другими субъектами Российской Федерации, получила с принятием Конституции Российской Федерации 1993 г.

Пели и задачи исследования. Целью данного диссертационного исследования является: исследование проблем организации правовой охраны 1 вод в Республике Башкортостан ее собственным законодательствомопределение роли и места республиканского водного законодательства в системе российского законодательствапроведение сравнительного анализа законодательства Российской Федерации и Республики Башкортостан для разработки концепции дальнейшего совершенствования правовой охраны вод в Республике Башкортостан.

Для достижения поставленной цели автор ставит перед собой следующие задачи:

1. Провести комплексный анализ республиканского водного законодательства для определения содержания, принципов и эффективности данного законодательства.

2. Определить внутреннюю системность действующего водного законодательства Республики Башкортостан.

3. Провести сравнительный анализ республиканского водного законодательства с аналогичным законодательством на федеральном уровне для выявления положительных и отрицательных сторон законодательства Республики Башкортостан и выявления противоречий, имеющихся на сегодня.

4. Определить перспективу соотношения между двумя уровнями водного законодательства и способы их согласованного развития.

5. Выявить причины и условия, обуславливающие необходимость совершенствования республиканского водного законодательства.

6. Сформулировать и обосновать конкретные предложения, направленные как на совершенствование законодательства в области правовой охраны вод. так и на повышение практической эффективности действующего законодательства.

Объектом исследования явилось как отраслевое (водное) законодательство Республики Башкортостан и Российской Федерации, так и 1 вся система законодательства в целом.

Предметом диссертационного исследования является совокупность общественных отношений, которые складываются в процессе использования и охраны водных объектов в пределах территории Республики Башкортостан.

Методологическую основу исследования составляют современные представления о государстве и праве, о построении системы законодательства в федеративном государстве, новые данные о принципах охраны окружающей природной среды и механизмах его реализации. В диссертации использованы такие методы исследования, как системный анализ, сравнительно-правовой, исторический, диалектический, логический и т. д.

Информационной базой исследования явились накопленные знания о правовой охране окружающей среды в целом и водных объектов, в частности, о современном соотношении законодательства федерации и республик, об особенностях правового регулирования в разных субъектах федерации. В частности, были использованы работы С. С. Алексеева,.

A.И.Бобылева, С. А. Боголюбова, М. М. Бринчука, Р. Х. Габитова, Р. Х. Гиззатуллина, Н. В. Гулак, О. С. Колбасова, Б. Д. Клюкина, В. В. Кругтова,.

B.В.Петрова, Ф. М. Раянова, П. Стайнова, Э. Ф. Шаретдинова, Ю. С. Шемшученко и других.

В диссертации использованы достижения современной мировой науки о принципах взаимодействия общества и природы (Гэрриэт Хардин), о конкретных механизмах регулирования охраны окружающей природной среды.

Изучены норхмативные правовые акты за 1917;1999 гг., библиографические указатели, статистические данные, государственные доклады «О состоянии окружающей природной среды Республики Башкортостан», Республиканская комплексная программа «Экологическая 1 безопасность Республики Башкортостан на период 1996;2000 гг.» и т. д.

Диссертантом были изучены также природоохранительная практика в Министерстве по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Башкортостан, в Вельском бассейновом водном управлении, в судебных органах.

Нормативную базу исследования составляют Конституция Российской Федерации и Конституция Республики Башкортостан, законы Российской Федерации и Республики Башкортостан, указы Президентов Российской Федерации и Республики Башкортостан, постановления Правительств Российской Федерации и Республики Башкортостан, а так же ведомственные акты.

Автор изучил также накопившиеся в Государственном собрании.

Республики Башкортостан предложения, поступившие в ходе подготовки Закона Республики Башкортостан «О внесении изменений и дополнений в Водный кодекс Республики Башкортостан» и ряда других законов.

Большую помощь автору оказали материалы дискуссии по Концепции государственной политики Республики Башкортостан в области использования природных ресурсов и водных объектов в том числе, дискуссии о системе и проблемах развития республиканского законодательства об охране окружающей природной среды и соотношении его с федеральным законодательством, обобщенная судебная практика и различные архивные материалы.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что в комплексном виде организация правовой охраны вод законодательством Республики Башкортостан как субъекта Российской Федерации осуществляется впервые. Исследование призвано объяснить природу складывающегося соотношения федерального и республиканского водных законодательств и выработать рекомендации о возможных путях 1 совершенствования республиканского водного законодательства.

В диссертации на основе научного анализа действующего водного законодательства Республики Башкортостан и обоснования действительной необходимости Совместного ведения правовой охраны вод с федеральным уровнем выявлена объективная потребность в наличии собственного республиканского водного законодательства и определено его место в системе водного законодательства Российской Федерации.

На основе сравнительного анализа двух уровней (федерального и республиканского) водного законодательства и исследования природы понятия «совместное ведение» выявлены причины, обуславливающие возникновение противоречий на современном этапе.

В работе, на основе анализа состояния научно-правовой разработанности действующего водного законодательства Республики Башкортостан, сделана попытка выработать возможную модель его дальнейшего совершенствования. Рассмотрен вопрос о возможных способах, обеспечивающих согласованное развитие водного законодательства Российской Федерации и Республики Башкортостан. Большое значение в диссертации уделяется определению местных особенностей в области охраны вод и определению конкретных предложений, направленных на повышение эффективности действующего водного (природоохранного) законодательства Башкортостана.

На защиту выносятся следующие положения, выводы и рекомендации:

1. Одним из важнейших выводов, полученных в результате диссертационного исследования, является ответ на вопрос о том, что водное законодательство Республики Башкортостан представляет собой собственную ветвь республиканского законодательства и. являясь составной частью аналогичного федерального законодательства, призвано обеспечить правовую охрану вод и их использование применительно к реальным * особенностям и потребностям Республики Башкортостан.

В связи с тем, что Республика Башкортостан, наряду с другими субъектами Российской Федерации, получила конституционное право на совместное правовое регулирование в сфере правовой охраны водных объектов, возникает проблема, связанная с определением единой системы водного законодательства, которое должно выражать интересы, как Российской Федерации, так и ее субъектов. В этой связи важно понять как система водного законодательства Республики Башкортостан, соотносится с аналогичным федеральным законодательством.

2. Положение о том, что законодательство Республики Башкортостан, с учетом местных условий дополняет федеральное законодательство, применительно к особенностям и потребностям субъекта Российской.

Федерации.

Водное законодательство Республики Башкортостан является одной из организационно-правовых форм совершенствования законодательства всей Российской Федерации в области правового регулирования отношений в сфере охраны водных объектов. Необходимость введения совместного правового регулирования использования и охраны водных объектов в Российской Федерации и в ее субъектах во многом обусловлено тем, что лишь федеральным законодательством учесть все региональные особенности в области охраны вод невозможно.

3. Положение о том, что имеющиеся на сегодня противоречия между федеральным и республиканским водными законодательствами, с одной стороны, нарушают единое конституционно-правовое поле Российской Федерации, а с другой стороны, затрудняют практическое правоприменение.

На основе анализа соотношения водного законодательства Республики Башкортостан и Российской Федерации диссертант считает, что существует объективная потребность приведения водного законодательства Республики Башкортостан в соответствие с действующим аналогичным федеральным законодательством на основе требований Конституции Российской Федерации и федеральных законов.

4. Положение о том, что одним из эффективных способов решения проблемы совместного ведения между Российской Федерацией и ее субъектом, в свете положений статей 71. 72 и 76 Конституции России, может быть опережающее правовое регулирование субъектами федерации еще не урегулированных центром отношений по использованию и охране водных объектов.

Наличие имеющихся противоречий между двумя уровнями водного законодательства (федерального и, например, Республики Башкортостан), на наш взгляд, во многом объясняется тем, что на сегодня отсутствует научнообоснованная, глубоко продуманная концепция разграничения полномочий по вопросам совместного ведения между федерацией и ее субъектами, включая и сферу водных правоотношений.

5. Положение о том, что собственное водное законодательство Республики Башкортостан должно сформироваться как дополнительное средство обеспечения конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.

Действующее на территории Республики Башкортостан водное законодательство состоит из нормативных правовых актов, принятых органами федеральной государственной власти и органами государственной власти Республики Башкортостан. При этом водное законодательство Республики Башкортостан может предусмотреть дополнительные меры (средства) для обеспечения права граждан на благоприятную водную среду.

6. Положение о том, что водное законодательство Республики Башкортостан должно основываться как на общих принципах правовой охраны окружающей природной среды, так и на принципах, обусловленных региональными особенностями правовой охраны вод.

7. Вывод о необходимости распространения на сферу охраны водных объектов рынка прав на загрязнение природной среды и экологической предпринимательской деятельности.

В условиях распространения в стране рыночных механизмов и отношений было бы логичным государству, в процессе исполнения своей экологической функции, широко использовать рыночные механизмы, в том числе и в сфере охраны вод. В этой же сфере должно получить распространение и экологическая предпринимательская деятельность граждан.

8. Рекомендации о дальнейшем совершенствовании водного законодательства как Российской Федерации. так и Республики Башкортостан.

Самыми значительными при этом являются рекомендации о систематизации водного законодательства Республики Башкортостан с учетом взаимодействия со всем массивом экологических нормативных правовых актов, которые, в свою очередь, должны быть, по мнению диссертанта, кодифицированы в целостную единую систему природоохранного законодательства Республики Башкортостан.

Рекомендуется также расширить в водном законодательстве Республики Башкортостан круг оснований административной ответственности за нарушения законодательства, учитывающего региональные особенности. Этим самым подчеркивается важность, которая придается правовой охране вод в республике, и одновременно берутся под охрану требования собственного законодательства Республики Башкортостан, учитывающего региональные особенности.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации были опубликованы в журнале «Башкирский экологический вестник» (в № 3, 1998 г.- № 1, № 2, 1999 г.) — был издан препринт (1999 г.) — доложены автором на международных (г. Екатеринбург — 1999), всероссийских (г. Уфа — 1998, 1999) и республиканских научно-практических конференциях (г. Уфа — 1999), на конференциях молодых ученых (г. Сибай -1999), а также были обсуждены на заседаниях кафедры.

Концепция развития экологического предпринимательства по мониторингу состояния водных объектов в Республике Башкортостан получила поддержку МЧС Республики Башкортостан и Вельского бассейнового водного управления Минприроды Российской Федерации.

Практическаязначимостьдиссертационногоисследования определяется возможностью использования, содержащихся в нем теоретических положений в последующей научной разработке проблем правовой охраны вод и применения их в практической деятельности правотворческих органов по совершенствованию водного и природоохранного законодательств. Отдельные предложения представляют социальный и практический интерес для создания рыночных механизмов управления качеством окружающей природной среды и реального вовлечения граждан в этот процесс, в том числе и через экологическое предпринимательство и будет способствовать развитию самозанятости • населения в сельских районах Республики Башкортостан.

Материалы диссертации могут быть использованы и в учебном процессе по экологическому праву.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, шести параграфов, списка источников и использованной литературы.

1. Конституция Российской Федерации. М.: Юрид. лит., 1993. 64 с.

2. Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды». Постатейный комментарий к Закону России. М.: Республика, 1993. 224 с.

3. Водный кодекс Российской Федерации. Комментарий./Под ред. проф. С. А. Боголюбова. М.: Юрид. Дом Юстицинформ, 1997. 336 с.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части 1 и 2 // Собрание законодательства РФ. 1996. № 9. Ст. 773, № 34. Ст. 4025, 4026.

5. Арбитражно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 5 мая 1995 г., № 70-Ф3//Справочная правовая система «Гарант» .

6. Гражданско-процессуальный кодекс РСФСР от 11 июня 1964 г. (с измен, и доп.). М.: Советская Россия, 1990. 256 с.

7. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях//Ведомости 1 Верховного Совета РСФСР. 1984. № 27. Ст. 909. ^.

8. Уголовный кодекс Российской Федерации//Собрание Законодательства — РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

9. Федеральный Закон «Об основах государственной службы Российской Федерации'7/Собрание законодательства РФ. 1995. № 31. Ст. 2990.

10. Федеральный Закон «Об общественных объединениях» //Собрание законодательства РФ. 1995. № 21. Ст. 1930.

11. Федеральный Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» //Российская газета. 1999. 6 апреля.

12. Федеральный Закон «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 г., № 89-ФЗ//Справочная правовая система «Гарант» .

13. Федеральный Конституционный Закон «О судебной системе Российской Федерации» //Российская газета. 1997. 6 января.

14. Закон Российской Федерации 'О государственной тайне'7/Российская газета. 1993. 21 сентября. .^ ' ** * • «г 4 „“ „4 ' ' -е“ *» ' > * «», А * «.

15. Закон Российской Федерации «О товарных биржах и биржевой торговле» &bdquo- .от 20 февраля 1992 г. № 2383−1 (с измен, от 19 июня 1995 г.)//Справочная правовая система «Гарант» .

16. Временное положение о третейском суде для разрешения экономических споров. Утверждено постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24 июня 1992 г. № 3115-У/Справочная правовая система «Гарант» .

17. Федеральный Закон «О защите информации, информатизации и защите информации» //Собрание законодательства РФ. 1995. № 8. Ст. 609.л * *.

18. Положение о третейском суде для разрешения экономических споров при ТПП РФ. Утверждено постановлением Президиума ТПП РФ от 23 октября 1992 г. № 80−9//Справочная правовая система «Гарант» .

19. Указ Президента Российской Федерации от 16 декабря 1993 г. № 2144 «О федеральных природных ресурсах» //Сб. нормат. актов прав, регул, природопользов. и охраны окруж. среды. М.: Изд-во РЭФИА Минприроды РФ, 1995. 118 с.

20. Указ Президента Российской Федерации от 22 сентября 1998 г. № 1142 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» //Справочная правовая система «Гарант» .

21. Указ Президента Российской Федерации от 24 января 1998 г. № 61 «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне» //Справочная правовая система «Гарант» .

22. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 1998 г. № 1594 «О специально уполномоченных государственных органах Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды» //Справочная правовая система «Гарант» .

23. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 мая 1997 г. № 588 «Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации'7/Справочная правовая система «Гарант» .

24. Постановление Правительства Российской Федерации от 13 января 1999 г. № 49 «Вопросы Госкомэкологии Российской Федерации по охране окружающей природной среды» //Справочная правовая система «Гарант» .

25. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 декабря 1996 г. 1 № 1504 «О порядке разработки и утверждения нормативов предельно -/ допустимых вредных воздействий на водные объекты» //Справочная правовая система «Гарант» .

26. Инструкция Госналогслужбы Российской Федерации от 12 августа 1998 г. № 46 «О порядке исчисления и внесения в бюджет платы за пользование водных объектов'7/Справочная правовая система «Гарант» .

27. I. ЗАКОНЫ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН.

28. Декларация о государственном суверенитете БССР//Башкортостан: выбор пути. Уфа: Китап, 1995. С.108−111.

29. Конституция Республики Башкортостан от 23 декабря 1993 г. Уфа: Официальное издание, 1995. 68 с.

30. Экологический кодекс Республики Башкортостан. Уфа: Официальноеиздание, 1998.76 с.

31. Водный кодекс Республики Башкортостан от 13 -^июля 1993 г. Уфа: •Официальное издание, 1994. 56 с. .- * «> - V.

32. Водный кодекс Республики Башкортостан «от 9июля 4998 г. Уфа: Офрщиальное изд-е, 1998. 83 с. ^ * ^ * ' J ;

33. Кодекс Республики Башкортостан «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Уфа: Официальное издание, 1995. 44 с.

34. Закон Республики Башкортостан «Об особо охраняемых природных территориях Республики Башкортостан» //Известия Башкортостана. 1995. 13 октября.

35. Закон Республики Башкортостан «Об экологической экспертизе» //Известия Башкортостана. 1997. 10 июня.

36. Закон Республики Башкортостан «О питьевой воде» //Известия Башкортостана. 1998. 14 мая.

37. Закон Республики Башкортостан «О плате за пользование водными объектами'7/Ве домости Государственного Собрания, Президента и Кабинета Министров Республики Башкортостан. 1998. № 8.

38. Закон Республики Башкортостан «О местном государственном управлении в Республике Башкортостан». Уфа: Официальное издание, 1995. 56 с.

39. Закон Республики Башкортостан «О местном самоуправлении в Республике Башкортостан». Уфа: Официальное изд-е, 1998. 40 с.

40. Земельный кодекс Республики Башкортостан. Уфа: Официальное издание, 1999. 128 с.

41. Закон Республики Башкортостан «Об отходах производства и потребления» //Ведомости Государственного Собрания, Президента и 'Кабинета Министров Республики Башкортостан. 1999. № 6. Ст. 361.

42. Лесной кодекс Республики Башкортостан от 14 февраля 1997 г. Уфа: Официальное издание, 1997. 71 с. ' :

43. Кодекс Республики Башкортостан «О недрах». Уфа: Официальное / издание, 1998. 64 с.

44. Закон Республики Башкортостан «Об экологической безопасности Республики Башкортостан». Уфа: Официальное издание, 1997. 65 с. 1. ДОГОВОРА И СОГЛАШЕНИЯ.

45. Постановление Кабинета Министров Республики. Башкортостан —от февраля 1996 г. № 45 (измен, от 17 марта 1998 г.) «Обутверждении ^ порядка определения и взимания платы за загрязнение окружающей ^• природной средам/Справочная правовая система «Гарант» .

46. Постановление Верховного Совета Республики Башкортостан от 13 июля 1993 г. «О порядке введения в действие Водного кодекса РеспубликиБашкортостан'7/Справочная правовая система «Гарант» .

47. Постановление Верховного Совета Республики Башкортостан от 28 октября 1992 г. № ВС 13/27 «О порядке введения в действие Кодекса о недрах Республики Башкортостан'7/Справочная правовая система «Гарант» .

48. Постановление Верховного Совета Республики Башкортостан от 28 октября 1992 г. «О введении в действие Экологического кодекса Республики Башкортостан'7/Справочная правовая система «Гарант» .

49. Охрана природы. Сборник законодат. актов / Под ред. О. С. Колбасова. М.- Госюриздат, 1961. 383 с.

50. Об охране окружающей среды. Сборник докумен. партии и правит. 19 171 981 гг.- 2-е изд. М.: Политиздат, 1981. 384 с.

51. Конституция СССР и Конституции союзных республик. М.: Юрид. изд-во НЮОСССР, 1938. 152 с.

52. Сборник законов БАССР, указов и постановлений Президиума Верховного Совета БАССР. Уфа: Башкирское книж. изд-во, 1976. 392 с. ^ «.

53. Конституция (Основной закон) БАССР. Уфа: Башк. книж. изд-во, 1984. 47 с.

54. Заседание Верховного Совета БАССР 5 созыва (5сессия): Стеногр. отчет. Уфа: Башкнигоиздат, 1961/192 с.

55. Сборник нормативных актов по охране природы. М.: Юрид. лит., 1978. 408с.

56. Охрана «окружающей среды: Справочник/Сост. Л. П. Шариков. Л.: Судостроение, 1978. 560 с.

57. БАССР. Верховный Совет. Созыв 6-й, сессия 3-я: Стенограф, отчет. Уфа: Башкнигоиздат, 1964. 195 с.

58. Водный кодекс РСФСР. М.: Юрид. лит., 1985. 61 с.И.Охрана природы. Сборник нормат. матер. М.: Юрид. лит., 1971. 403 с.

59. Бюллетень Верховного Суда СССР. 1976. № 4.

60. Бюллетень Верховного Суда СССР. 1983. № 4.

61. Сборник нормативных актов по вопросам использования и охраны вод. 2-е изд. Харьков: Изд-е Минводхоза СССР, 1987. 406 с.VII. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРАОБЩАЯ.

62. Авакян А. Б., Широков В. М. Рациональное использование и охрана водных ресурсов: Учеб. для географ, биолог, и строит, спец. вузов. Екатеринбург: Изд-во «Виктор», 1994. 320 с.

63. Ананичев К. В. Проблемы окружающей среды, энергии и природных ресурсов: Международный аспект. М.: Прогресс, 1975. 168 с.

64. Башкортостан: выбор пути. Уфа: Китап, 1995. 174 с.

65. Бертокс П., Радд Д. Стратегия окружающей среды от загрязнения/Пер. с англ. Под ред. Я. Б. Черникова. М.: Прогресс, 1980. 606 с.

66. Вергун В. А. • Экологические проблемы в. системе^международных. «' -V ^ .» •-' ' .Г*'• • f-.-iГ >. Г .Г" 'f.- ё л. .>• •.. .• ,.экономических отношений. Киев: Высшая школа, 1985. 109 с.

67. Воронков H.A. Основы экологии. М.: Агар, 1997. 87 с. уг• •• • , — • - :"•. • * i ~ - «• •. .-• i • • ¦ ¦ ¦ •,. -¦•¦ * <* - **.

68. Встреча на высшем уровне «Планета ЗемляПрограмма 4действий. Повестка дня на 21 век и другие документы' конференции * в Рио-де-Жанейро в популярном изложении. Женева: Центр «За наше общее будущее», 1993. 70 с. «.

69. Гаранин В. И. Охрана природы: прошлое и настоящее. Казань: Татарское книж. изд-во, 1975. 73 с.

70. Кормилицын В. И., Цицкишвили М. С., Яламов Ю. И. Основы экологии. М.: Интерстиль, 1997. 365 с.

71. Кузеев Р. Г. Историческая этнография башкирского народа. Уфа: Башкирское книж. изд-во, 1978. 264 с.

72. Кузин Ф. А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты. Практ. пособ. для аспир. и соиск. уч. степ. 2-е изд. М.: «Ось-89», 1997. 208 с.

73. Марков Ю. Г. Социальная экология. Новосибирск: Наука, 1986. 254 с.

74. Марцинкевич Г. И. Использование природных ресурсов и охрана природы: Учеб. пособ. для геогр. спец. вузов. МинскИзд-во «Университетское», 1985.

75. Матье Л. Сбережем землю/Пер.с фран. М. т Прогресс, 1985. 172 с.

76. Образование БАССР. Сборник документов и материалов/Под ред.Б. Х. Юлдашбаева. Уфа: Башкирское книж. изд-во, 1959.991 с.-21.Реймерс Н. Ф. Природопользование: Словарь-справочник.-М.: Мысль, 1990.637 с.

77. Руденко С. И. Башкиры. Историко-этнографические очерки. М.: Изд-во АН СССР, 1955. 394 с.

78. Советский Энциклопедический Словарь. 2-е издан. М.: Советская энциклопедия, 1983. 1600 с.

79. Уорд Б., Дюбо Р. Земля только одна/Сокр. пер. с англ., М.: Прогресс, 1975.317 с.

80. Управление водными ресурсами в бассейне реки./Под ред. проф. А. М. Черняева. Екатеринбург: РосНИИВХ, 1993. 120 с.

81. Урманцев Ю. А. Симметрия природы и природа симметрии: философскиеи естественно научные аспекты. М.: Мысль, 1974. 229 с.

82. Федоров Е. К. Экологический кризис и социальный прогресс. JI.: Гидрометиздат, 1977. 176 с.

83. Хозин Г. С. В защиту планеты: международное сотрудничество в области охраны окружающей природной среды. М.: Знание, 1974. 64 с.

84. Экономика природопользования. М., 1995. 256 с.ЗО.Экхольм Э. Окружающая среда и здоровье человека/Пер. с англ. М: Прогресс, 1980. 434 с. 31. Hardin Garret. The Tragedy of the Commons // Science magazine. 1968. v.83. P.1234−1238. 'СПЕЦИАЛЬНАЯ.

85. Алексеев С. С. Право: азбука-теория-философия. Опыт комплексного исследования. М.: Статут, 1999. 712 с.

86. Алексеев С. С. Теория права. М.: Изд-во БЕК, 1995. 320 с. у.

87. Алексеев С. С. Общая теория права. Т. 1. М.: Юрид. лит.^л!981. 319 с.

88. Бжезинский В. Правовая охрана окружающей средьг. М.: Прогресс, 1979. 251 с.'¿-vVi: '" :

89. Бобылев А. И., Балашетсо С. А. Экологическое право. Минск, 1990. 85 с.

90. Боголюбов С. А. Природа: что мы можем. М.: Московский рабочий, 1987. 81 с.

91. Боголюбов С. А. Защита экологических прав. М.: Изд. Центра эколог, полит. России, 1996. 98 с.

92. Боголюбов С. А. Природоохранительная деятельность общественности: правовые формы. М.: Знание, 1988. 48 с.

93. Бринчук М. М. Правовая охрана атмосферного воздуха. М.: Наука, 1985. 175 с.

94. Гражданский процесс: Учеб. для вуз. / Под ред. проф. К. И. Комиссарова. М.:" *. Изд-во БЕК, 1996. 520 с.: 19. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности: Пер. с фр. В А.Туманова. М.: Междунар. отнош., 1998. 400 с.

95. Даниленко О. В. Стимулирование охраны природы в народном хозяйстве. М.: Наука, 1989. 128 с.

96. Дубовик О. Л. Механизм действия права в охране окружающей среды. М.: Наука, 1984. 168 с.

97. Дубовик О. П., Жилинский А. Э. Причины экологических преступлений. М.: Наука, 1988. 154 с. 23 .Егоров В. П. Особенности возмещения убытков, причиненных нарушениями законодательства об охране природы. М.: МГУ, 1975. 170с.

98. Еникеев З. И. Правовая охрана природы в автономной республике. Автореферат дис. .канд. юрид. наук.- Уфа, 1988. 19 с.

99. Ерофеев Б. В. Экологическое право России: Учеб. 2-е изд. М.: Юристь, 1996. 375 с.

100. История государства и права Башкортостана/Под ред. Ишкулова. Уфа: Изд-во КИТАП, 1996. 224 с.

101. Каверин A.M. Правовая охрана вод от загрязнения. М.: Юрид. лит., 1977. 102 с.

102. Казанцев Н. Д., Колотинская E.H. Правовая охрана природы в СССР. М.: Госюриздат, 1962. 134 с.

103. Кастель Е. Р. Развитие федеративных структур в Германии. Екатеринбург: ' Изд-е Уральского гос. ун-та, 1992. 170 с. «.

104. Коваленко А. И. Общая теория государства и права (в вопросах й ответах): Учеб. пособ. М.: ТЕЙС, 1996. 115с.

105. Колбасов О. С. Правовая охрана природы. М.: Наука, 1984. 151 с.

106. Колбасов О. С. Новое в водном законодательстве. М.: Юрид. лит., 1972. 96 с.

107. Колбасов О. С. Водное законодательство в СССР. М.: Юрид. лит., 1972. 216с.

108. Колбасов О. С. Экология: политика право. М:-: Наука, 1976. 230 с.

109. Комментарий к Конституции Российской Федерации. М.: Изд-во БЕК, 1994. 124 с.

110. Комментарий к Закону Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды’ТПод ред. проф. С. А. Боголюбова. М.: Изд-во ИНФРАМ-НОРМА, 1997. 382 с.

111. Комментарий к Водному кодексу Российской Федераци/Под ред. проф. С. А. Боголюбова. М.: Юридический Дом Юстицинформ, 1997. 336 с.

112. Кравченко С. Н. Имущественная ответственность за нарушение природоохранительного законодательства. Д.: ЛГУ, 1979. 125 с.

113. Краснова О. И. Экологическое право и управление в США. M.: Байкальская академия, 1992. 240 с.

114. Лисицын E.H. Охрана природы в зарубежных странах. М.: Агропромиздат, 1987. 213 с.

115. Лунев А. Е. Конституция СССР и охрана природы. М.: Наука, 1984. 40с.

116. Маковик P.C. Экологическое право Российской Федерации: Учеб. пособ. для юрид. учебн. завед. М.: Изд-во «Манускрипт», 1996. 89 с.

117. Мугалимова. А. Н. Систематизация законодательства автономной республики. Автореф. дис. .канд. юрид. наук. М., 1983. 22 с.

118. Мунтян В. Л. Правовые проблемы рационального природопользования. Автореф. дис. .докт. юрид. наук. Харьков, 1975. 23 с.

119. Муртазалиев A.M. Правовые проблемы охраны окружающей среды в бассейне Каспийского моря. Автореф. дис. докт. юрид. наук. М., 1996. 47 с.

120. Научно-технический прогресс и правовая охрана природы/Под ред. проф. В. В. Петрова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978. 191 с.

121. Новицкий И.Б.* Основы римского гражданского права. М.: Госюриздат, 1960. 391 с.

122. Общая теория права и государства: Учеб. / Под ред. проф. В. В. Лазарева. М.: Юрист, 1994. 236 с. 51.0храна окружающей природной среды. Постатейный комментарий к закону России/Под. ред. проф. В. В. Петрова. М.: Изд-во «Республика», 1993. 223 с.

123. Петров В. В. Правовая охрана природы. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. 312 с.

124. Петров В. В. Правовая охрана природы в СССР. М.: Юрид. лит., 1984. 384 с.

125. Петров В. В. Правовая охрана окружающей среды. М.: МГУ, 1982. 226с.

126. Петров В. В. Экологическое право России: Учеб. для вуз. М.: Изд-во БЕК, 1995. 557 с.

127. Право природопользования в СССР/Под ред. И. А. Иконицкой. М.: Наука, 1990. 196 с.

128. Природно-ресурсовое право и правовая охрана окружающей среды/Под ред. проф. В. В. Петрова. М.: Юрид. лит., 1988. 231 с.

129. Раянов Ф. М. Экологическое законодательство: пути совершенствования. Уфа: УВШ МВД РФ, 1996. 40 с.

130. Раянов Ф. М. Теория государства и права. Уфа: Башк. госуд. ун-т, 1998. 178с.

131. Раянов Ф. М.

Введение

в правовое государство. Уфа: БГУ, 1994. 180 с.

132. Раянов Ф. М. Азбука государства и права. Уфа: ВЭГУ, 1997. 160 с.

133. Робинсон Н. Правовое регулирование природопользования и охраны окружающей среды в США/Пер. с англ. под ред. проф. О. С. Колбасова. М.: Прогресс, 1990. 528 с.

134. Социализм и охрана окружающей среды/Под ред. проф. О. С. Колбасова. М.: Юрид. лит., 1979. 334 с.

135. Стайнов П. Правовые вопросы защиты природы/Пер. с болг. М.: Прогресс, 1974. 380 с.

136. Самигуллин В. К. Теория права: Курс лекций. В 3-х частях. Уфа: Восточ. ун-т, 1998.

137. Суханов Е. А. Лекции о праве собственности. М.: Юрид. лит., 1991. 237с.

138. Теория государства и права: Учебн. для юр. вуз./ Под ред. проф. В. М. Корельского. М.: Изд-во НОРМАИНФРА-М, 1998. 570 с.

139. Тимофеев JI.A. Комплексное использование вод. Правовые вопросы/Под ред. проф. В. Н. Демьяненко.Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1985. 88 с.

140. Торнау Н. Изложеше началъ мусульманскаго законовьдьшя. СанктПетербургъ: Типогр. II Отдьл. Собств. Е.И. В. Канцел. 1850. 475 с.

141. Чельцов-Бебутов М. А. Курс уголовно-процессуального права: Очерки по истории суда и уголовного процесса в рабовладельческих, феодальных и буржуазных государствах. Спб.: РАВЕНА, АЛЬФА. 1995. 846 с .

142. Чистяков О. И. Конституция РСФСР 1918 г. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. 206 с.

143. Шаретдинов Э. Ф., Галиев М. А. Экологические проблемы и правовая охрана окружающей среды в Республике Башкортостан. Уфа: БАГСУ, 1998. 185 с.

144. Шемшученко Ю. С. Правовые проблемы экологии. Киев: Наукова думка, 1989. 231 с.

145. Экологическое право России: Сб. матер, науч.-практ. конф. 1995;98гг./Под ред. проф. А. К. Голиченкова. М.: Зерцало, 1999. 416 с.

146. Экологическое право России: Сб. норм, правов. актов и докум./Под редак. проф. А. К. Голиченкова. М.: БЕК, 1997. 816 с.СТАТЬИ.

147. Балезин В. П. Право природопользования в СССР//Научно-технический прогресс и правовая охрана природы. М.: Наука, 1973. С.64−65.

148. Бобылев А. И. Механизм правового регулирования общественных отношений/ЯТравовое регулирование общественных отношений. Оренбург: Изд-во Оренбург.гос. ун-та, 1998. С.3−10.

149. БобылевА.И., Герасимова: И. А. Вопросы управления природопользованием и охраной окружающей среды в субъектах РФ//Там же С.109−114. / -ч. <

150. Боголюбов С. А. Содружество государств и развитие экологического законодательства//Материалы межреспубликанской научной конференции «Проблемы совершенствования экологического законодательства и эффективность его реализации. М., ВНИИ, 1993.

151. Боголюбов С. А. Новый Гражданский кодекс и охрана окружающейсреды//Государство и право. 1995. № 10. С.78−90.

152. Боголюбов С. А. Социалистическая демократия и охрана окружающей среды//Право и охрана природы. М.- ИГиП АН СССР, 1979. С.3−18.

153. Бринчук М. М. Механизм защиты экологических прав граждан//Конституция Российской федерации и совершенство механизмов прав человека. М.: ИГиП РАИ, 1994. С. 56−65.

154. Бринчук М. М. О создании современного экологического законодательства России//Гражданское общество: теория, законодательство, практика. Оренбург: Изд-во Оренбург, гос. ун-та, 1996. С.9−15.

155. Бринчук М. М. О понятиях экологического права//Правовое регулирование общественных отношений. Оренбург: Изд-вЪ Оренбург, гос. ун-та, 1998. С.10−27. ,.

156. Бринчук М. М. Эколого-правовые, -.проблемы .устойчивого развитияУ/Проблемы совершенствованияэкологического, аграрного и земельного законодательства. Екатеринбург: Изд-во Уральской гос. юрид. акад., 1998. С.3−11.

157. Бринчук М. М. Возникновение и развитие правового институтаEnvironment Impact Statement'7/Право и охрана природы. M.: ИГиП АН СССР. 1979. С.139−148.

158. Булгаков М. Б., Ялбулганов A.A. Природоохранные акты: от «Русской правды» до Петровских времен//Государство и право. 1996. № 8. С. 136 147.

159. Виноградов В. П. Вопросы правовой охраны водных объектов//Актуальные проблемы гуманитарных наук. Тверь: Твер. ин-т экол. и права, Клин, ин-т экон. и права Междунар. незав. экол.-политол. ун-та, 1996. С.32−35.

160. Винокуров Ю. Е. Законодательство об ответственности за экологические правонарушения//Развитие непрерыв. экол. образ.: Матер. 1 Моск. науч.-практ. конф., Москва, 22−25 нояб. 1994. М., 1995. С.65−68.

161. Воеводин Л. Д. Юридическая техника в конституционном праве//Вестник МГУ. Серия 11. Право. 1997. № 3. С.3−30.

162. Волков Г. А. О прокурорской и судебной практике по делам об экологических преступлениях/ТГосударство и право. 1996. № 6. С.67−76.

163. Габитов Р. Х. Повышение эффективности применения экологического законодательства//Матер. межреспубл. науч. «конф,. «Проблемы совершенствования экологического законодательства и эффективность его реализации». М.: ВНИИ, 1993. C.45−47I.

164. Габитов Р. Х. Обеспечение экологической функции государства//Гражданское общество: теория, законодательство, практика. Оренбург: Изд. Оренбург, гос. ун-та, 1996. С.26−28.

165. Данилов-Данильян В. И. Деятельность Минприроды России по обеспечению государственного экологического контроля и пресечению экологических правонарушений//Экол. безопасность России. 1997. № 3. С.13−21.

166. Еникеев З. И. Законодательство об охране природы Башкирской АССР//Башкирская АССР: государственно-правовое устройство. Уфа: БГУ, 1989. С.141−161.

167. Игнатьева И. А. Развитие экологического законодательства России: подходы, задачи, принципы//Вестник МГУ. Серия И. Право. 1996. № 1. С .23−24. ^.

168. Калиниченко Т. Г. Правовое регулирование охраны окружающей среды • регионов//Государство и право. 1994. № 7. С.70−81.. «-32.Калиниченко Т. Г. Управление охраной окружающей среды и природных ресурсов регионов//Государство и право. 1995. № 7. С.74−82.

169. Клюкин Б. Д. К вопросу о правовом положении природных ресурсов субъектов РФ//Теоретические основы формирования эколог., аграр., земел., предприним. законод-ва в субъектах РФ. Оренбург: Изд-во Оренбург, гос. ун-та, 1997. С.24−30.

170. Колбасов О. С. Международный экологический суд//Государство и право. 1996. № 5. С. 158.

171. Колбасов О. С. Возмещение экологического вреда гражданам//Государство и право. 1994. № 10. С. 107−118.

172. Концепция государственной политики в сфере воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов//Использование и охрана природных ресурсов России, 1998. № 1−3. С.15−30.

173. Кораблин A.B. Законодательство об охране окружающей природной среды: механизм о6еспечения//Вестник С.-Петербург, ун-та. Серия 6. 1996. № 4. С.114−117.

174. Краснова И. О. Торговля и окружающая среда: международный контекст//Государство и право. 1996. № 8. С.67−78.

175. Круглов В. В., Ромшин И. А. Совершенствование водного законодательства Российской ФедерацииУ/Проблемы совершенствования экологического, аграрного и земельного законодательства: Межвуз. сб. науч. тр. Екатеринбург: Изд-во УрПОА, 1998. С.66−70.

176. Круглов В. В. Правовое обеспечение экологической сертификации и 1 экологического аудита в промыпшенности//Там же С.42−60.

177. Круглов В. В. Правовые проблемы экологического нормирования и стандартизации в области охраны окружающей среды в промышленности//Там же С. И-31.

178. Круглов В. В. К вопросу о правовом регулировании экологических отношений в переходный период//Правовое регулирование общественных отношений. Оренбург: Изд-во Оренбург, гос. ун-та, 1998. С.46−54.

179. Кручинина Н. В., Панкратова И. А. Организация претензионных взаимоотношений в области природоохранной деятельности//Реализ. рыноч. отношений в машиностроит. комплексе. Саратов, 1994. С. 101−104.

180. Курамшина Н. Г., Курамшин Э. М., Лапиков В. В. Токсикологиеская оценка состояния реки Белой и ее притоков в районе Уфы с помощью инфузорий 81у1огтсЫа туй1ш//Башкирский экологический вестник. 1998. № 1. С.26−30.

181. Ларионов Г. А. Общественный экологический контроль//Государство и право. 1996. № 2. С.65−74.

182. Латышев П. М. Деятельность органов внутренних дел Российской Федерации по борьбе с экологическими правонарушениями//Экол. безопасность России. 1997. № 3. С.28−31.

183. Макаренцев В. И. Водный кодекс, его содержание и значение для России//Мелиор. и вод. х-во (Москва). 1996. № 1. С.24−31.

184. Малеин Н. С. Современные проблемы юридической ответственности//Государство и право. 1994. № 6. С.23−33.

185. Моткин Г. А. Экономико-правовые основы страхования риска загрязнения окружающей среды//Государство и право. 1994. № 6. С.124−133.

186. Петров В. В Экологические преступления: понятие и составы//Государство и право. 1993. № 4. С. 96−102.

187. Петров В. В. Закон РФ об ответственности за экологические преступления (проект)//Вестник МГУ. Серия 11. Право. 1993. № 4. С. 54.

188. РаяновФ.М. Экологическая функция государства нуждается в совершенствовании//Башкирский экологический вестник. 1998. № 1. С.43−46.

189. РаяновФ.М. Система законодательства Республики Башкортостан как субъекта Российской Федерации//Система законодательства Республики Башкортостан: становление и дальнейшее развитие. Уфа: Китап, 1996. С. 16−24.

190. Раянов Ф. М. Экологическое законодательство Республики Башкортостан: проблемы становления и совершенствования//Российский юридический журнал. 1994. № 2.

191. Тадагава С. Некоторые вопросы экологического права в современной Японии // Вестник МГУ. Серия 11. Право. 1997. № 2. С.47−50.

192. Титова Г. Д. Комплексное природопользование в регионе: экономические и правовые проблемы//Инженерная экология. 1996. № 3. С.6−21.

193. Хамитов Р. З. Проблемы охраны окружающей среды в Республике Башкортостан//Экологические проблемы регионов России. Республика Башкортостан. М.: ВИНИТИ, 1997. Выпуск 4. С.4−22.

194. Хойа Т. У. Экологическое законодательство США: во что обходится его нарушение//Закон. 1993. № 3. С.71−74.

195. Шеленкова Н. Б. Российское биржевое законодательство: опыт краткого критического анализа/ТГосударство и право. 1995. № 7. С.60−68.

196. Шемшученко Ю. С. Соотношение отрасли права и отрасли законодательства об охране окружающей природной среды//Вестник МГУ. Серия 11. Право. 1987. № 5. С.44−45.

197. Государственный доклад «О состоянии окружающей среды Республики Башкортостан за 1992;1994гг.» //Советская Башкирия. 1995. 10 февраля. «.

198. Концепция государственной политики Республики Башкортостан в области использования природных ресурсов//Советская Башкирия. 1994. 20 января.

199. Концепция охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов//Советская Башкирия. 1993. 15марта.VIII. АРХИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫГОСУДАРСТВЕННОЕ СОБРАНИЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ¡-.Текущий архив. Протокольный сектор 1995.

200. Текущий архив. Протокольный сектор 1996.

201. Текущий архив. Протокольный сектор 1997.

202. Текущий архив. Протокольный сектор 1998.

203. Текущий архив. Протокольный сектор 1999. КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН.

204. Текущий архив. Протокольный сектор 1995.

205. Текущий архив. Протокольный сектор 1996.

206. Текущий архив. Протокольный сектор 1997.

207. Текущий архив. Протокольный сектор 1998.

208. Текущий архив. Протокольный сектор 1999.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой