Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Критика современных буржуазных концепций взаимодействия национальных культур (на примере концепций аккультурации)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В-шестых, на основе анализа теории аккультурации доказывается несостоятельность утверждений буржуазной идеологии, что якобы каждое многонациональное государство подвержено «взрывам национализма», антагонизму национальных отношений вследствие культурных, языковых различий между народами. Подобные утверждения опровергаются опытом взаимодействия национальных культур в СССР. Впервые в истории… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА I. КОРЕННАЯ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ МАРКСИСТСКО-ЛЕНИНСКОГО УЧЕНИЯ О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ КУЛЬТУР И БУРЖУАЗНЫХ КОНЦЕПЦИЙ АККУЛЬТУРАЦИИ
    • I. Марксизм-ленинизм о взаимодействии национальных культур
    • 2. Буржуазная фальсификация взаимодействия национальных культур в концепциях аккультурации
  • ГЛАВА II. КРИТИКА СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ СУЩНОСТИ КОНЦЕПЦИЙ АККУЛЬТУРАЦИИ
    • I. Теория и практика насильственной ассигт миляции буржуазных концепций аккультурации
    • 2. Расизм и шовинизм — характерные черты концепций аккультурации
    • 3. Опровержение концепций аккультурации на опыте взаимодействия культур народов СССР

Критика современных буржуазных концепций взаимодействия национальных культур (на примере концепций аккультурации) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

В условиях обострения международной обстановки империализм уделяет особое внимание борьбе против марксистско-ленинской идеологии.

Важное место в противоборстве двух полярно противоположных мировоззрений занимает проблема взаимодействия национальных культур в многонациональных государствах. В современную эпоху проблемы отношений между народами в многонациональных государствах привлекают всеобщее внимание, так как именно в них проживает ныне подавляющее большинство наций, народностей и этнических груш мира.

Успехи, достигнутые СССР в решении национального вопроса, особенно заметны на фоне национального неравенства в капиталистическом мире, где даже в самых развитых странах не утихают национальные и расовые конфликты, что свидетельствует о неспособности капитализма урегулировать межнациональные отношения. «Высокий гуманизм межнациональных отношений, прочно утвердившийся в нашей стране. особенно рельефно проявляется на фоне обострения национальных противоречий в капиталистических странах, разгула т в них национализма, шовинизма и расизма» , — отмечается в Постановлении ЦК КПСС о 60-й годовщине образования Союза Советских Социалистических Республик.

Буржуазные идеологи оправдывают повсеместный характер межнациональных конфликтов в обществе империализма, утверждают, что каждое многонациональное государство подвержено «взрывам национализма», что межнациональные отношения развиваются в традицион.

I 0 60-й годовщине образования Союза Советских Социалистических Республик. Постановление ЦК КПСС от 19 февраля 1982 г. М., Политиздат, 1982, с. 13. ном рту еле антагонистических противоречий, ибо причиной, порождающей конфликты и противоречия, являются этнические, религиозные, культурные, языковые различия между народами. В последнее время ими особо акцентируются различия между национальными культурами. В связи с этим в буржуазной литературе появляются многочисленные концепции о бесперспективности культурных контактов, о культурной несовместимости народов, разобщенности культур, о вечном конфликте между «высшими» и «низшими» культурами.

С помощью такой системы средств как антиисторизм, национализм, расизм и шовинизм, космополитизм буржуазная идеология пытается ослабить марксистско-ленинскую идеологию пролетарского интернационализма, фальсифицировать социально-культурный прогресс стран социализма, исказить реальцую картину взаимодействия социалистических национальных культур, помешать сближению народов.

Этими же средствами буржуазные культурологи оправдывают капиталистическое общество, его нравы, культуру и мораль, возводят в фетиш буржуазный образ жизни, буржуазные духовные ценности, выдают за эталон взаимодействие буржуазных национальных культур.

В свое время В. И. Ленин неоднократно напоминал марксистам, что буржуазные партии всеми силами пытаются разъединить трудящихся разных национальностей, внушить им недоверие друг к другу, нарушить международный союз и братство рабочих мирау и подчеркивал необходимость беспощадной борьбы с любыми проявлениями буржуазного национализма.

Разоблачение реакционной идеологии буржуазного национализма, расизма и шовинизма было и остается важнейшей Задачей марксистско-ленинской науки. Актуальность критического анализа современных буржуазных концепций взаимодействия национальных культур обусловлена небывалым накалом психологической войны, которую проводит против Советского Союза, стран социализма буржуазная пропаганда. В этих условиях, отмечается в Постановлении июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС, необходимо вести активную контрпропаганду: убедительно раскрывать антинародную сущность империализма, его политики и идеологии, неспособность буржуазного общества устранить социальные язвы, национальную и расовую несправедливость^" .

Вследствие того, что современные буржуазные концепции культурных контактов между народами целиком подчинены интересам защиты насквозь реакционной шовинистической, расистской политики империализма научно обоснованная их критика с позиции марксизма-ленинизма сама по себе имеет актуальное значение. Она может явиться определенным вкладом в дело активизации борьбы против буржуазной идеологии, к чему призывает советских обществоведов наша партия. По этому поводу в докладе Генерального секретаря ЦК КПСС К. У. Черненко «Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии» подчеркивается: «Классовый враг открыто заявляет о намерении ликвидировать социалистический строй. Президент Рейган призвал к новому «крестовокду походу» против коммунизма. И одно из главных средств достижения своей цели империализм видит в «психологической войне» .

Вот почему необходимо широко развернуть наступательцую контрпропагандистскую работу не только на международной арене, 2 но и внутри страны .

1 Материалы Пле^ма Центрального Комитета КПСС, 14−15 июня 1983 года. М., Политиздат, 1983, с. 74. Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии. Постановление Пленума ЦК КПСС 15 июня 1983 г.

2 Там же, с. 52.

Исследование современных буржуазных концепций взаимодействия культур позволяет вскрыть их реакционную социально-политическую сущность, направленную на оправдание империалистической политики насильственной ассимиляции национальных культур, обоснование расизма и шовинизма во взаимоотношениях народов, разобщение народов, затушевывание классовых противоречий внутри буржуазного общества.

Разоблачение научной несостоятельности современных буржуазных концепций взаимодействия национальных культур является актуальной проблемой, так как способствует усилению влияния марксистско-ленинской теории культуры, доказывает, что марксистско-ленинское учение является единственно верной научной теорией, раскрывающей закономерности взаимодействия национальных культурконкретный, убедительный показ взаимодействия национальных культур в самой развитой капиталистической стране — США. — демонстрирует неискоренимость национального гнета, неравенства, национальных и расовых антагонизмов в мире капитала, доказывает, что только в условиях социализма происходит национальное возрождение народов, социализм создает реальные условия для прогрессивного развития национальных факторов, их обновления и обогащения.

Состояние изученности проблемы. В последнее время советские ученые, опираясь на принципы марксистско-ленинской методологии, многое сделали в области критики буржуазных концепций культуры. В их трудах подвергались критического анализу как общефилософские проблемы буржуазной теории культуры*, так и частные, куль.

I Арнольдов А. И. Культура и современность. М., 1973;Бого-любова Е. В. Культура и общество. М., 1978; Идеологическая борьба и современная культура. М., 1972; Кучмаева И. К. Актуальные проблемы культуры и идеологическая борьба. М., 1976; Ленинское турантропологические концепции, выявлялись различные направления в буржуазной культурантропологии^. В данных исследованиях анализируются идеалистическая трактовка буржуазными учеными теории культуры, различные этнопсихологические концепции культуры и личности, теории развития культур и цивилизаций, концепции культурных контактов и культурного взаимодействия.

Проблема культурных контактов в американской буржуазной культурантропологии рассматривается в работах С. Н. Артановского, В. М. Вахта, С. А. Токарева. В их исследованиях концепций аккультурации подвергаются критике такие методологические аспекты этих концепций как антиисторизм, психологизм, антропологизм, релятивизм. р

Так, В. М. Вахта отмечает, что концепции аккультурации несут на себе печать идеалистического психологизмаС. Н. Артаучение о социалистической культуре и идеологическая борьба.Тб., 1980; Маркарян Э. С. Теория культуры и современная наука. М., 1983; Межуев В. М. Культура и история. М., 1977; Основы марксистско-ленинской теории культуры. М., 1976; Социалистический образ жизни и культура. М., 1976 и др.

1 Аверкиева Ю. П. История теоретической мысли в американской этнографии. М., 1979; Бромлей Ю. В. Этнос и этнография. М., 1973; Буржуазные концепции культуры: кризис методологии. Киев, 1980; Королев С. И. Вопросы этнопсихологии в работах зарубежных авторов. М., 1970; Соколов Э. В. Культура и личность. М., 1972; Штаерман Е. М. Проблемы культуры в западной социологии.-Вопросы философии, 1967, № I.

2 Вахта В. М. Проблемы аккультурации в современной этнографической литературе США. В кн.:" Современная американская этнография". М., 1963. новский" '" обращает внимание на «культурный» релятивизм концепций аккультурацииС.А.Токарев подчеркивает этнопсихологическую ос2 нову концепций аккультурации .

Имеются диссертации, в которых буржуазная концепция взаимодействия культур рассматривается в историко-философском плане.

В кандидатской диссертации О. Н. Соболь особое внимание уделяется критике идейных истоков философских концепций американской вультурантропологии, анализу связи этих истоков с философскими основаниями позитивистских и иррационалистических доктрин идеалистического толкования теории культурыподвергаются критического анализу различные попытки решения буржуазными культурантропологами проблемы культуры и личности. В связи с проблемой i культурных контактов рассматриваются взгляды Ф. Ратцеля, Л. Фро-беш^са, Ф. Гребнера, Б. Малиновского, А. Тойнби, Ф.Нортропа.

В кандидатской диссертации A.M.Феоктистова^ исследуются философские предпосылки возникновения теорий замкцутого и полилинейного развития культур и цивилизаций, дается критика этих теорий, а также их эволюции в буржуазной философии истории.

1 Артановский С. Н. Философский релятивизм и неоколониа-листическая идеология. Hayчн.докл.высш.шк. Философские науки, 1963, № 6- Его же. К критике концепций «функционализма» и «аккультурации». Вопросы философии, 1964, № IЕго же. Историческое единство человечества и взаимное влияние культур.Л., 1967.

2 Токарев С. А. История зарубежной этнографии.М., 1978.

3 Соболь О. Н. Критика философских концепций американской «культурной антропологии» .Дисс.канд.философ.наук.Киев, 1975.

4 Феоктистов A.M. Критический анализ теорий полилинейного и замкнутого развития культур. Систор.-философ.аспект).Дисс. канд.философ.наук.Киев, 1975.

В последнее время проблемы взаимодействия культур и критика буржуазной социологии по этому вопросу стали интересовать философов, занимающихся разработкой национального вопроса. Следует отметить кницу Э.А.Баграмова" '", в которой показываются преимущества социалистической интернационализации общественной жизни перед капиталистической интернационализацией, освещаются такие аспекты как историческое единство человечества и проблема взаимодействия едльтур, дается критика буржуазных концепций по вопросу общего и особенного в духовном облике народов. В книге р

Р.К.Грдзелидзе выявляется антинаучность современных буржуазных этнопсихологических концепций по проблеме межнационального общения.

Среди работ казахстанских ученых, в которых раскрываются вопросы буржуазной культурологии, следует отметить исследова.

3 4 5 ния Н. Д. Джандильдина, Д. Г. Суворовой, М. В. Поликаркиной. В них дается критика этнопсихологических концепций «народного духа» ,.

1 Баграмов Э. А. Национальный вопрос в борьбе идей. М., Политиздат, 1982.

2 Грдзелидзе Р. К. Межнациональное общение в развитом социалистическом обществе. Изд-во Тб. унив-та. Тбилиси, 1980.

3 Джандильдин Н. Д. 0 буржуазной этнопсихологии. «Известия АН КазССР». Серия общественная, 1966, № 5- Его же. Природа национальной психологии. «Казахстан», Алма-Ата, 1971.

4 Суворова Д. Г. Критика этнопсихологических концепций современной буржуазной социологии. Дисс.канд.философ.наук. Алма-Ата, 1971.

5 Поликаркина М. В. Идеализм как мировоззренческая основа современных буржуазных концепций нации и национальной психологии. Дисс.канд.философ.наук. Алма-Ата, 1975. культуры и личности", «моделей культуры» .

Аргументированная критика буржуазных концепций культуры невозможна без знания марксистско-ленинской теории культуры. Вопросы теории культуры, развития социалистических национальных культур, их взаимодействия нашли глубокое освещение в работах советских ученых-обществоведов" ''.

I Абдулатипов Р. Г., Бурмистрова Т. Ю. Ленинская политика интернационализма в СССР: история и современность. М., 1982; Баллер Е. А. Преемственность в развитии культуры. М., 1969; Грошев И. И. Сущность национальной политики КПСС. М., 1982; Джунусов М. С. Общественный прогресс и национальные отношения. Алма-Ата, 1976; Его же. Две тенденции социализма в национальных отношениях. «Узбекистан», 1975; Еремей Г. И. Интернационализация духовной жизни в условиях развитого социализма. М., 1981; Иовчук М. Т., Коган Л. Н. Советская социалистическая культура: исторический опыт и современные проблемы. М., 1979;Зако-номерности интернационализации общественной жизни. Алма-Ата, 1981; Калтахчян С. Т. Марксистско-ленинская теория нации и современность. М., 1983; Куличенко М. И. Расцвет и сближение наций в СССР. М., 1981. Холмогоров А. И. Национальные отношения в социалистическом обществе. Киев, 1982; Цамерян И. П. Нации и национальные отношения в развитом социалистическом обществе.М., 1979.

О формах взаимодействия культур народов СССР см. также работы: Айтбакина М. А. Взаимообогащение национальных культур развитого социализма. Алма-Ата, 1978;Исэдуков Н. А. Диалектика общего и особенного в развитии социалистических национальных культур. (Методологические проблемы).Дисс.канд.философ.наук.М., 1980; Кобко К. Л. Взаимодействие национальных культур как проявление.

Однако до сих пор в литературе специально не ставилась цель раскрытия социально-политической сущности концепций аккультурации, с точки зрения конкретного анализа их современных школ и направлений, показа влияния данных концепций на практику взаимодействия буржуазных национальных культур, не до конца исследованы теория и практика насильственной ассимиляции, расизм и шовинизм как характерные черты этих концепций.

Актуальность проблемы и недостаточное состояние ее изученности определили выбор темы данного исследования.

Цель исследования. Как видно из анализа изученности проблемы, объектом критики современных буржуазных концепций взаимодействия национальных культур, в частности аккультурации, были до сих пор такие их аспекты как антиисторизм, релятивизм, психологизм, антропологизм.

В отличие от других исследований в данной работе ставится цель раскрыть несостоятельность буржуазных концепций взаимодействия национальных культур исходя из конкретного анализа концепций аккультурации, раскрывается социально-политическая сущность, разоблачаются теория и практика насильственной ассимиляции, расизм и шовинизм данных концепций.

В целях показа коренной противоположности теории и практики взаимодействия национальных культур при капитализме и социализме, процесса интернационализации духовной жизни советских наций в период развитого социализма. Дисс.канд.философ.наук. Киев, 1976; Ур-дашев Б. С. Объективные и субъективные факторы сближения и взаимообогащения национальных культур народов СССР. Дисс.канд.философ. наук. Ташкент, 1980; Шермухамедов С. Расцвет и сближение национальных культур народов СССР. М., 1974. исследование методологических и теоретических аспектов проблемы основывается на анализе практики взаимодействия культур в таких крупнейших многонациональных государствах как США и СССР.

Для достижения поставленной цели выдвигаются задачи:

— показать коренную противоположность марксистско-ленинского учения о взаимодействии национальных культур и буржуазных концепций аккультурации;

— выявить научную несостоятельность концепций аккультурации как буржуазной теории взаимодействия культур;

— доказать, что буржуазные концепции аккультурации направлены на оправдание империалистического цути насильственной ассимиляции культур национальных и расовых меньшинств США культурой господствующей нации;

— показать, что характерной чертой буржуазных концепций аккультурации является проповедь расизма и шовинизма;

— показать практику взаимодействия национальных культур США, основанную на принципах господства и подчинения.

— в целях опровержения концепций аккультурации показать практику взаимодействия национальных культур в США, основанную на равенстве, дружбе и сотрудничестве.

Научная новизна и практическая ценность. Научная новизна работы заключается в том, что в философской литературе нет пока специальных: исследований, в которых несостоятельность современных буржуазных концепций взаимодействия национальных культур доказывалась бы на примере критического анализа социально-политической сущности концепций аккультурации, их современных школ и направлений.

В ходе исследований этой проблемы диссертантом были раскрыты следующие методологические и теоретические положения:

Во-первых, на основе анализа сущности концепций аккультурации показывается коренная противоположность марксистско-ленинского учения о взаимодействии национальных культур и современных буржуазных концепций.

На основе анализа произведений К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина доказывается, что марксистско-ленинское учение является единственно верной научной теорией, раскрывающей закономерности взаимодействия национальных культур. В то же время характерной чертой современной буржуазной идеологии, в том числе и концепций аккультурации, является постоянное искажение учения марксизма-ленинизма по этой проблеме. В работе рассматривается марксистско-ленинский подход к проблеме взаимодействия национальных культур, основенный на принципах строгого историзма, объективности, признания единства и многообразия человеческой культуры.

В диссертации на основе марксистско-ленинского положения о том, что корни национальных отношений уходят в социальную почву, доказывается неспособность капитализма обеспечить подлинное духовное общение между народами. Духовная разобщенность народов устраняется в результате ликвидации антагонизмов и национального гнета. Марксистско-ленинская наука утверждает, что только в результате установления социалистических общественных отношений возможно подлинное духовное общение народов, основанное на взаимном доверии, равноправии, содружестве, уважении национальных культур.

Во-вторых, в диссертации доказывается, что в отличие от марксистско-ленинского подхода к проблеме взаимодействия национальных культур, буржуазная наука трактует эту проблему с позиций психологизации культурных процессов, антиисторизма. Ее со-, циально-политической направленностью является апология империа-. лизма и его действий в области духовной жизни народов: насильственной ассимиляции, расизма и шовинизма во взаимодействии национальных культур, что подтверждается критическим анализом современных буржуазных концепций аккультурации.

В работе решается такая методологическая проблема$как выявление идейной взаимосвязи и преемственности современных буржуазных концепций взаимодействия культур с идеалистическими учениями о культурно-историческом процессе их предшественников в лице Г. Гегеля, О. Шпенглера и других.

В-третьих, в работе разоблачаются такие черты буржуазной культурантропологии, как антиисторизм, игнорирование определяющей роли общественно-исторической практики по отношению к развитию культуры. Доказывается несостоятельность таких методов в исследовании процессов взаимодействия культур, как компаративизм, релятивизм, абсолютизм. Выявляется, что в современных исследованиях по аккультурации буржуазные культурологи руководствуются методом культурного абсолютизма, то есть отводят «своей 11 культуре роль «высшей», господствующей, а культуры других народов рассматривают как «низшие», зависимые. Раскрывается «механизм», приводящий буржуазных ученых к псевдонаучным выводам. Показывается, что их основным методом исследования является софизм, эклектика и фальсификация происходящих объективных процессов.

В работе разоблачается современная буржуазная идеология, использующая в доказательство расистского тезиса о «неполноценности» одного и «превосходстве» другого народа в качестве аргументов не биологические, а культурологические причины, что, якобы, ценностные ориентации разных народов резко противоположны.

В-четвертых, в исследовании раскрывается сущность и дается [критика мало изученных в нашей литературе современных школ и на=^ правлений буржуазных концепций аккультурации, таких как концепции «плавильного котла», «этнического (культурного) плюрализма», «атрофии национальных культур», «маргинального человека», направленных на защиту империалистической политики насильственной ассимиляции культур национальных меньшинств. Доказывается, что эти различные, порой противоречащие друг другу концепции выполняют одну идеологическую задачу: теоретически оправдывают разрушение и поглощение национальных культур культурой господствующей нации. В работе рассматривается не только теория, но и практика взаимодействия буржуазных национальных культур, строящаяся на принципах подчинения, подавления, унификации культур национальных меньшинств.

В-пятых, в диссертации делается попытка на основе анализа последних работ буржуазных американских ученых раскрыть социально-политическую сущность концепций аккультурации, как теории, защищающей интересы крупной монополистической буржуазии.

Доказывается, что социальной, классово-идеологической сущностью концепций аккультурации является оправдание и защита теории и практики взаимодействия буржуазных национальных культур, основанных на идеологии расизма и шовинизма, принципах господства и подчинения, показывается, что буржуазное общество не способно обеспечить свободное и равноправное развитие национальных культур: оно дает дорогу культуре господствующей буржуазной нации и парализует развитие культур национальных меньшинств.

Новым в работе является раскрытие методологической и теоретической несостоятельности буржуазных концепций аккультурации на основе критики таких конкретных теорий как «новый дарвинизм», «культура бедности», «культура и образование», обосновывающих существование «высших» и «низших» культур. В диссертации форму-Л лируется теоретический вывод о том, что концепции аккультурации служат цели, выгодной монополистического капитализму: постановке культурологических понятий под классовые, натравливанию одних национальностей на другие посредством противопоставления их культур. Концепции аккультурации направлены на оправдание и распространение человеконенавистнической идеологии расизма и великодержавного англо-саксонского шовинизма.

В-шестых, на основе анализа теории аккультурации доказывается несостоятельность утверждений буржуазной идеологии, что якобы каждое многонациональное государство подвержено «взрывам национализма», антагонизму национальных отношений вследствие культурных, языковых различий между народами. Подобные утверждения опровергаются опытом взаимодействия национальных культур в СССР. Впервые в истории многонациональный состав страны превратился из источника ее слабости в источник силы и процветания. В работе показывается коренное отличие общесоветской культуры от общеамериканской буржуазной культуры, выявляется противоположность функций русского языка в жизни народов в СССР и официального английского языка в США. В работе делается вывод о том, что только социализм, ликвидируя политическое, социальное, экономическое неравенство наций, создает основу для развития национальных культур, их плодотворного взаимодействия.

В диссертации исследуются причины становления и закономерности взаимодействия социалистических национальных культур. Выделяются такие характерные черты, обеспечивающие этот процесс: провозглашение и практическое претворение в жизнь национальной политики КПСС — политики равенства всех наций и народностей во всех сферах общественной жизни, политики выравнивания уровней экономического и культурного развития, действие двух тенденций развития и сближения во взаимодействии национальных культур, становление общесоветской культуры.

Научные положения, выдвинутые в диссертации, имеют как теоретическое, так и практическое значение. Практическая значимость определяется тем, что сделанные выводы могут быть использованы в лекционной, пропагандистской и контрпропагандистской деятельности, в интернациональном и патриотическом воспитании трудящихся, в преподавании курса научного коммунизма (темы: «Капитализм и культура», «Социализм и культура», «Советский опыт взаимодействия национальных культур»), при чтении спецкурсов на тему «Критика современных буржуазных концепций взаимодействия национальных культур» на гуманитарных факультетах, методологических и теоретических семинарах.

Для того, чтобы критика концепций аккультурации носила аргументированный, конкретный характеру работе анализируется значительное число сочинений американских буржуазных авторов, которые даются в исследовании в собственном переводе диссер-танта^.

Данная работа отличается от других исследований тем, что если в трудах философов и этнографов по проблеме критики буржуазных концепций культурных контактов в основном рассматривались сочинения основоположников концепций аккультурации М. Херс-ковица, Р. Линтона, Р. Редфилда, И. Хэллоуэла, относящиеся к 50-м годам, в диссертации используется большой объем современной культурологической литературы США.

1.Banfield Е., Bryce-Laporte R.S., Boorstin D., Greer C., Gambino R., Glazer N., Gordon M., Gomez R., High. am J., Kitano H., Moquine V/., Moynihan D.P., Lewis 0., Novak M., Park R., Petersen W., Rochlin G., Steinberg S., Stonequist E.V.

Теоретической и методологической основой исследования послужили труды классиков марксизма-ленинизма, посвященные национальному вопросу, вопросу развития культуры при капитализме и социализме, критике буржуазной идеологиидокументы съездов КПСС, материалы Пленумов ЦК КПСС, материалы международных совещаний коммунистических и рабочих партий, выступления руководящих партийных и советских деятелей.

При исследовании проблемы диссертант также опирался на работы советских ученых-обществоведов и зарубежных ученых марксистов-ленинцев, в частности, на выступления руководителей Коммунистической партии США, материалы ХХП съезда Коммунистической партии СМ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Критический анализ современных буржуазных концепций взаимодействия национальных культур дает возможность сформулировать некоторые основные выводы и обобщения.

Взаимодействие национальных культур является одной из важнейших закономерностей мирового культурно-исторического процесса, движущей силой развития культур.

Теоретической основой исследования проблемы является марксистско-ленинская теория культуры. Основоположники марксизма-ленинизма подчеркивали, что духовное общение народов определяется развитием возникающего в ходе материального производства материального общениявзаимоотношения между различными нациями зависят от того, насколько каждая из них развила свои производительные силы. К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин на основе глубокого анализа капиталистического общества вскрыли извращенный, уродливый характер взаимодействия культур в антагонистическом обществе, доказали, что, несмотря на наличие объективных интернационализирующих процессов во всех сферах общественной жизни^подлинное духовное общение народов при капитализме невозможно.

Эти основные положения классиков научного коммунизма имеют методологическое значение для анализа сущности современных буржуазных культурантропологических концепций.

Марксистско-ленинская теория культуры в рассмотрении проблемы взаимодействия культур представляет собой коренную противоположность буржуазной теории культуры. Марксистская наука утверждает, что правильная оценка культурно-исторических процессов возможна лишь с позиций классовости, историзма, строгой объективности. Процессы взаимодействия культур должны быть избавлены от элементов господства и подчинения, противопоставления культур.

Марксистско-ленинская теория культуры учит, что проблема взаимодействия культур не мо? кет быть правильно поставлена и тем более решена вне контекста современной идейной борьбы, вне связи с современными революционными и освободительными движениями. Должны быть строго научно с классовых позиций исследованы объективные основы как различий культур, так и точек их соприкосновения и неизбежных связей и влияний. Марксистская наука при оценке культур исходит из того, что цивилизации, возникшие на различной исторической и социальной почве и создавшие на этой основе различные системы духовных ценностей, неизбежно различаются типами организации производства, материальной, духовной культуры, некоторыми чертами социально-психологического плана и т. д. Суть культуры, согласно марксистско-ленинской теории, определяется прежде всего социально-экономической природой, характером выражаемых ею классовых и общечеловеческих ценностей.

Раскрыть методологически правильно процесс взаимодействия национальных культур при капитализме и социализме позволяют теоретические положения, вытекающие из анализа произведений классиков марксизма-ленинизма: I) закономерности культурного взаимодействия обусловливаются общественно-исторической практикой и социальными отношениями, при определяющей роли объективно-исторического по отношению к психологическому- 2) основой анализа взаимодействия культур является принцип историзма, требующий конкретного подхода к каждому явлению взаимодействия культур, учета его своеобразия, факторов, определяющих природу этого взаимодействия- 3) при сопоставлении культур различных народов следует исходить из следующего способствует ли данная культура историческому прогрессу конкретного народа и всего человечества- 4) каждый народ обладает самобытной национальной культурой- 5) несмотря на наличие объективных интернационализирующих процессов во всех сферах общественной жизни подлинное духовное общение народов при капитализме невозможно- 6) в корне противоположны закономерности взаимодействия культур при капитализме и социализме.

Любой иной теоретический подход к этой проблеме таит в себе возможность одностороннего толкования, порождает антинаучные, антигуманные концепции. Это подтверждается на примере анализа современных буржуазных концепций взаимодействия национальных культур, в частности, концепций аккультурации.

Методологическая и теоретическая ущербность данных концепций заключаются в неспособности буржуазных идеологов дать научную, объективную трактовку проблемы взаимодействия национальных культур в многонациональном обществе. Отсюда и проистекают попытки объяснить суть проблемы всякого рода антиисторическими, психологическими факторами. Кроме того, буржуазные авторы, как правило, стремятся не к изучению сущности исследуемого объекта, а к достижению планируемого результата: придать своим концепциям разъединяющую направленность, деформировать, замазать и притупить социально-классовые противоречия в интересах сохранения и упрочения капитализма.

Данные концепции питает социальная практика империализма, порождающая необходимость регулирования правящим классом национальных отношений в целях поддеркания господства буржуазии над угнетенными нациями и народностями.

Буржуазные концепции взаимодействия культур не дают научного решения проблемы. Причиной является несостоятельность исходных методологических принципов буржуазной культурантропологии: психологизация культурно-исторического процесса, замена социально-экономической проблемы культурных связей проблемой психологических реакций народов, участвующих в контактеизучение культурных взаимодействий вне исторического контекста, вследствие боязни тех исторических выводов, которые должны быть сделаны на основе изучения процессов аккультурации.

Подобный теоретический подход к исследованию процессов аккультурации приводит буркуазных ученых к псевдонаучным реакционным выводам: аккультурация рассматривается ими как результат столкновения различных по уровню развития культур, культуры же сопоставляются чисто механически по внешним признакамнациональные особенности культуры рассматриваются ими как следствие вечных и неизменных этнических и психологических «свойств» народов, самобытность культуры сводится ими к отсталости, «духовной, неполноценности» народовинонациональные факторы в развитии культур рассматриваются ими в отрыве от внутринациональных как главенствующие, определяющие культурный прогрессискусственно раздуваются различия между культурами, противопоставляются «совершенные» духовные ценности господствующего большинства «несовершенным» ценностям национальных меньшинствроль единой общечеловеческой культуры отводится американской буржуазной культуре, являющейся ясобы единственно приемлемой в современном обществе.

В итоге критического рассмотрения основных положений современных буржуазных концепций аккультурации диссертант делает следующий вывод. .1.

Буржуазные концепции аккультурации не дают научного объяснения проблемы культурных контактов вследствие того, что :

1. Идеологической направленностью этих концепций является апология капиталистического строя. Буржуазные концепции взаимодействия культур призваны теоретически оправдывать и защищать практику взаимодействия буркуазных национальных культур, основанную на принципах господства и подчинения, противопоставления культур по национальному и расовому признакам.

2. Исследуя процессы культурных контактов, буржуазные культурологи выполняют заказ монополистических кругов: возрождая расистские теории, распространяя идеологию национализма, шовинизма, космополитизма, культурного абсолютизма, они создают концепции, которые используются империалистами в целях разжигания национальной вражды, неприязни, отчужденности вплоть до открытых межнациональных конфликтов. Буржуазные концепции аккультурации культивируют чванливое высокомерие, спесь и шовинизм в глобальном масштабе.

3. Этим концепциям свойственны пессимизм и реакционность: их характеризует общее неверие в будущее человечества, в его прогресс.

В противовес антигуманным, реакционным буржуазным концепциям взаимодействия культур марксистско-ленинская наука призывает изучать и знакомить народы друг с другом, прививает уважение к самобытной национальной культуре больших и малых народов и тем самым способствует взаимопониманию народов, укреплению мира во всем мире.

Исторический опыт строительства социализма и решения национального вопроса в СССР показывает, что для подлинного взаимодействия культур необходимо осуществить ликвидацию всех форм национального гнета и отчужденияпровозгласить и реализовать в действительности политическое равенство всех наций и народностей, право на самоопределение и свободное развитиеликвидировать фактическое неравенство народов в области экономики и культурывыравнить уровни экономического и культурного развития всех наций и народностейоказать помощь со стороны развитых наций ранее отсталым народамобеспечить расцвет культур больших и малых наций и народностей, высокие темпы культурного развитиятесное объединение и сотрудничество национальностей в духовной жизниторжество идеологии социалистического интернационализма и марксистско-ленинского мировоззрения.

Характерными чертами взаимодействия культур при социализме являются: дальнейшее укрепление идейной общности национальных культур, обогащение социалистического содержания и национальной формыдальнейшее обеспечение равноправия культур на основе дружбы народоввзаимодействие культур осуществляется без какого-либо ущемления национальных достоинств и духовных ценностейусиление помощи и взаимопомощи в дальнейшем подъеме и развитии национальных культурдальнейшее обеспечение расцвета культур и больших, и малых наций и народностейформирование и развитие сходных социально-профессиональных, художественных структурвсесторонний доступ и одинаковая мера потребления всеми нациями и народностями богатства духовных ценностей советского народа и всего человечества, дальнейшая выработка на этой основе общих черт культурывзаимодействие национальных культур пронизано действием двух тенденций — развития и сближения советских наций и народностейвзаимодействие национальных культур осуществляется при гармоническом сочетании интернационального и национальноспецифического относительно быстрыми тешами на основе добровольного, равноправного объединения наций и народностейвзаимодействие национальных культур носит многогранный характер и способствует одновременно дальнейшее обогащению общесоветской социалистической культуры и национальных культур.

143 n.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К. Нищета философии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.4, с.65−135.
  2. К. О Польше. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.4, с.371−373.
  3. К. Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта. Маркс К. «Энгельс Ф. Соч., т.8, с.115−217.
  4. К. К критике политической экономии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.13, с.1−167.
  5. К. Капитал, т.1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.23, 900 с.
  6. К. Капитал, т.1У. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.26, ч.1, 476 с.
  7. К. Введение (из экономических рукописей 1857−1858 годов). Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.12, с.709−738.
  8. К. Критика Готской программы. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.19, с.9−32.
  9. К. Экономическо-философские рукописи 1844 г.Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.42, с. ПЗ-127.
  10. Ю.Маркс К. Экономические рукописи 1857−1859 гг. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.46, ч.1, 559 с.
  11. К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Соч., т. З, с. 544.
  12. К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии.Соч., т.4, с.419−459.
  13. Ф. Положение Англии. Восемнадцатый век. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.1, с.598−617.
  14. Ф. Празднество наций в Лондоне. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.2, с.587−599.
  15. Ф. Положение в Англии. Английская конституция. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.1, с.618−642.
  16. Ф. Положение рабочего класса в Англии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.2, с.231−517.
  17. Ф. Революция и контрреволюция в Германии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.8, с.3−113.
  18. Ф. Письмо Марксу. 6 июня 1853 г. Маркс К."Энгельс Ф. Соч., т.28, с.216−223.
  19. Ф. К жилищному вопросу. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.18, с.203−284.
  20. Ф. Письмо Марксу. 4 ноября 1868 г. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.32, с. 156.
  21. Ф. Письмо Бовно. 16 апреля 1872 г. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.33, с.373/374.
  22. В.И. Что такое „друзья народа“ и как они воюют против социаЛ'-демократов. Полн.собр.соч., т.1, с.125−346.
  23. В.И. Фридрих Энгельс. Полн.собр.соч., т.2, с.1−14.
  24. В.И. Проект и объяснение программы социал-демократической партии. Полн.собр.соч., т.2, с.81−110.
  25. В.И. К характеристике экономического романтизма.Полн. собр.соч., т.2, с.119−262.
  26. В.И. Задачи русских социал-демократов. Полн.собр.соч., т.2, с.433−470.
  27. В.И. Что делать? Наболевшие вопросы нашего движения. Полн.собр.соч., т.6, с.1−192.
  28. В.И. Национальный вопрос в нашей программе. Полн.собр. соч., т.7, с.233−242.
  29. В.И. Положение Бунда в партии. Полн.собр.соч., т.8, с.65−76.
  30. В.И. По поводу одной статьи в органе Бунда. Полн. собр.соч., т.14, с.187−194.
  31. В.И. Лозунги Всероссийской конференции РСДРП в январе 1912 г. и Майское движение. Полн.собр.соч., т.21, с.347−352.
  32. В.И. К вопросу о некоторых выступлениях рабочих де-цутатов. Полн.собр.соч., т.22, с.197−201.
  33. В.И. Тезисы по национальному вопросу. Полн.собр.соч., т.23, с.314−322.
  34. В.И. Рабочий класс и национальный вопрос. Полн.собр. соч., т.23, с.149−150.
  35. В.И. Критические заметки по национально^ вопросу. Полн.собр.соч., т.24, с.113−150.
  36. В.И. Либералы и демократы в вопросе о языках. Полн. собр.соч., т.23, с.423−426.
  37. В.И. 0 праве нации на самоопределение. Полн.собр. соч., т.25, с.255−320.
  38. В.И. Национал-либерализм и право наций на самоопределение. Полн.собр.соч., т.24, с.247−249.
  39. Ленин В.И.0 „культурно-национальной автономии“. Полн.собр. соч., т.24, с.174−178.
  40. В.И. Еще о разделении школьного дела по национальностям. Полн.собр.соч., т.24, с.236−238.
  41. Ленин В. И. Нужен ли обязательный государственный язык? Полн. собр.соч., т.24, с.293−295.
  42. В.И. К вопросу о национальной политике. Полн.собр. соч., т.25, с.64−72.
  43. В.И. О национальной гордости великороссов. Полн. собр.соч., т.26, с.106−110.
  44. В.И. Социалистическая революция и право наций на самоопределение (тезисы). Полн.собр.соч., т.27, с.252−266.
  45. В.И. Империализм как высшая стадия капитализма.Полн. собр.соч., т.27, с.299−421.
  46. В.И. Итоги дискуссии о самоопределении. Полн.собр. соч., т.30, с.17−58.
  47. В.И. Конспект книги Гегеля „Наука логики“. Полн.собр. соч., т.29, с.77−218.
  48. В.И. О карикатуре на марксизм и об „империалистическом экономизме“. Полн.собр.соч., т.30, с.77−130.
  49. В.И. Задачи пролетариата в нашей революции. Полн.собр. соч., т.31, с.149−186.
  50. В.И. 1У конференция профессиональных союзов и фабричных заводских комитетов Москвы. 27 июня 2 июля 1918 г. Полн.собр.соч., т.36, с.433−469.
  51. В.И. Письмо к рабочим и крестьянам Украины по поводу побед над Деникиным. Полн.собр.соч., т.40, с.40−47.
  52. Ленин В. И. Детская болезнь „левизны“ в коммунизме. Полн. собр.соч., т.41, с.1−104.
  53. В.И. О пролетарской культуре. Полн.собр.соч., т.41, с.336−337.
  54. В.И. К вопросу о национальностях или об „автономиза-ции“. Полн.собр.соч., т.45, с.356−362.
  55. В.И. Письмо С.Г.Шаумяцу. 6 декабря. Полн.собр.соч., т.48, с.233−236.
  56. В.И. Речь на Всероссийском-совещании политпросветов губернских и уездных отделов народного образования.З ноября 1920 г. Полн.собр.соч., т.41, с.398−408.
  57. В.И. Развращение рабочих утонченным национализмом Полн.собр.соч., т.25, с.144−147.
  58. В.И. Интервью корреспонденту „Обсервер“ и „Манчестер Гардиан“ М. Фарбману.Полн.собр.соч., т.35,с.237−244.
  59. П.Официально-документальные материалы.
  60. Программа Коммунистической партии Советского Союза.М., 1961, 144 с.
  61. Материалы ХХУ съезда КПСС. М., 1976, 256 с.
  62. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М., 1981, 223 с.
  63. Материалы Пленума ЦК КПСС, ноябрь 1982 г. 1982 г., М., 30 с.
  64. Материалы Пленума ЦК КПСС, июнь 1983 г. М., 80 с.
  65. Материалы Пленума ЦК КПСС, апрель 1984 г. М., 1984, 31 с.
  66. Постановление ЦК КПСС „О подготовке к 50-летию образования Союза Советских Социалистических Республик“.М., 1972, 30 с.
  67. Постановление ЦК КПСС „О 60-й годовщине образования Союза Советских Социалистических Республик“. М., 1982, 31 с.
  68. Постановление ЦК КПСС „О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы“.М., 1979, 15 с.
  69. Постановление ЦК КПСС „О 80-летии Второго съезда РСДРП“. „Правда“, 1983, 5 апреля.
  70. Ю.В. Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР. М., 1983, 31 с.
  71. Ю.В. Шестьдесят лет СССР. М., 1982, 30 с.
  72. К.У. Актуальные вопросы идеологической массово-политической работы партии. Материалы июньского Пленума ЦК КПСС. М., 1983, с.27−66.
  73. К.У. Речь перед избирателями Куйбышевского избирательного округа Москвы по выборам в Верховный Совет СССР. „Правда“, 1984, 3 марта.
  74. Конституция ('Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик. М., 1978, 62 с.
  75. Декреты Советской власти, т.1, М., 1957, 626 с.
  76. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций, пленумов ЦК. ч. I, М., 1954, 919 с.
  77. Международное Совещание коммунистических и рабочих партий. Документы и материалы. М., 5−17 июня 1969 г. М., Политиздат, 1969, 64 с.
  78. Д.А. Отчетный доклад ЦК Компартии Казахстана ХУ съезду Коммунистической партии Казахстана. Алма-Ата, 1981,107 с.
  79. Д.А. Избранные речи и статьи. М., Политиздат, 1978, 506 с.
  80. Об идеологической работе КПСС. Сборник документов. М., Политиздат, 1983, 544 с.
  81. .Н. Ленинская национальная политика КПСС на этапе развитого социализма и ее международное значение. М., Политиздат, 1982, 46 с.
  82. ХХП Национальный съезд Коммунистической партии США (10−13 декабря 1979 г.). М., 1982, 279 с.
  83. Вехи боевой истории. 60 лет Коммунистической партии США. М., Политиздат, 1983, 367 с.
  84. Г. Империализм США и реальности эпохи. „Проблемы мира и социализма“, 1982, № I, с.11−16.
  85. Г. Карл Маркс и современное революционное движение. „Коммунист“, 1983, № 14, с.15−27.
  86. I. Материалы съездов, конференций, симпозиумов.
  87. Материалы Всесоюзной научно-теоретической конференции „Интернациональное и национальное в образе жизни советского народа" —
  88. Культурная практика и социалистический образ жизни в развитом социалистическом обществе. Москва-Фрунзе, 1981, 138 с. Образ жизни и идеологическая борьба. Москва-Фрунзе, 1980, 101 с.
  89. Диалектика интернационального и национального в культуре и образе жизни социалистического общества. Москва-Фрунзе, 1981, 87 с.
  90. Интернациональное единство советского народа и социалистическая демократия. Москва-Фрунзе, 1980, 84 с. Совершенствование общественных отношений важный фактор интернационализации советского образа жизни. Москва-Фрунзе, 1980, 99 с.
  91. Материалы Всесоюзной научной конференции „Межнациональные связи и взаимодействие культур народов СССР“. Таллин, 1978, 131 с.
  92. Материалы Всесоюзной научной конференции „Ленинское учение о социалистической культуре и идеологическая борьба“. Тбилиси, 1980, 350 с.
  93. Материалы Всесоюзной научно-практической конференции „Развитие национальных отношений в условиях зрелого социализма. Опыт и проблемы патриотического и интернационального воспитания“:
  94. Социалистический интернационализм в действии. М.,"Наука“, 1982, 145 с.
  95. Мы дружбой ленинской сильны. М., „Известие“, 1982, 160 с. Воспитывать убежденных патриотов-интернационалистов.М., Политиздат, 1982, 335 с.
  96. Непримиримость к буржуазной идеологии, пережиткам национализма. М., „Международные отношения“, 1982, 192 с.
  97. Материалы П Всесоюзной школы молодых ученых и специалистов по проблемам идеологической борьбы:
  98. Актуальные проблемы современной идеологической борьбы. Вып.1, М., 1982, 207 е.- Вып. П, М., 1982, 167 с.
  99. Материалы объединенного пленума правлений творческих союзов СССР „50-летие образования СССР и развитие советской многонациональной культуры“:
  100. К новому расцвету многонациональной советской культуры.М., 1973, 127 с.
  101. Материалы научно-практической конференции, посвященной 110 годовщине со дня рождения В. И. Ленина. „Актуальные проблемы развития наций и национальных отношений"Д., 1981, 202 с. 1. Книги.
  102. Р.Г., Бурмистрова Т. Ю. Конституция СССР и национальные отношения на современном этапе. М., „Мысль“, 1978, 133 с.
  103. А.Г. Социалистическая национальная культура. М., 1974, 136 с.
  104. А.Г. Судьбы народностей. М., Политиздат, 1978, 112 с.
  105. Актуальные проблемы национальных отношений в свете Конституции СССР. М., 1981, 302 с.
  106. Абдула-типов Р.Г., Бурмистрова Т. Ю. Ленинская политика интернационализма в СССР: история и современность. М./'Мысль“, 1982, 268 с.
  107. Ю.П. История теоретической мысли в американской этнографии. М., 1979, 288 с.
  108. Актуальные проблемы современной идеологической борьбы.Вып.2. М., 1982, 167 с.
  109. Актуальные проблемы развития наций и национальных отношений. М., 1981, 202 с.
  110. М.А. Взаимообогащение национальных культур развитого социализма. Алма-Ата, 1978, 144 с.
  111. Ю.Арнольдов А. И. Культура и современность. М., „Мысль“, 1973, 157 с.
  112. П.Антясов М. В. Панамериканизм: идеология и политика. М., „Мысль“, 1981, 293 с.
  113. Американская социология. М., 1972, 392 с.
  114. С.Н. Историческое единство человечества и взаимное влияние культур. Л., 1967, 268 с.
  115. С.М. Нация и ее психический склад. М., 1976, 195 с.
  116. Э.А. Национальный вопрос в борьбе идей. М., Политиздат, 1982, 336 с.
  117. Баграмов Э.А.К вопросу о научном содержании понятия „национальный характер“, М., 1975, с. 81.
  118. Э.А. Преемственность4 В развитии культуры. М., 1969, 294 с.
  119. И.К. Ленинская теория национально-языкового строительства в социалистическом обществе. М.,"Наука», 1972,214 с.
  120. Ш. А. Иммигранты в США. М.,"Наука", 1965, 251 с.
  121. Е.В. Культура и общество. М., 1978, 232 с.
  122. Ю.В. Этнос и этнография. М., «Наука», 1973, 282 с.
  123. Т.Ю. Интернациональное единство советского народа. Л., 1982, 144 с.
  124. Буржуазные концепции культуры: кризис методологии. Киев, «Наукова Думка», 1980, 366 с.
  125. Ф. Две культуры. М., 1978, 434 с.
  126. Борьба ленинской партии против национализма, за интернационализм. М., Политиздат, 1982, 256 с.
  127. В.И.Ленин, КПСС о борьбе с национализмом. М., Политиздат, 1975, 319 с.
  128. В.И.Ленин о культуре. М., Политиздат, 1980, 336 с.
  129. Г. Сочинения. Т. З, М., 1956, 371 с.
  130. Р.К. Межнациональное общение в развитом социалистическом обществе. Тб., 1980, 271 с.
  131. А. Избранные произведения. Т. З, М., 1959, 565 с.
  132. Г. Е. Классы и нации. М., Политиздат, 1977,174 с.
  133. А.И. Некоторые моменты социально-психологической характеристики нации. М., 1975, 81 с.
  134. И.И. Сущность национальной политики КПСС. М.,"Мысль", 1982, 303 с.
  135. Т.Г., Шестаков В. П. США: кризис духовной жизни. М., «Мысль», 1982, 303 с.
  136. Н.Д. Природа национальной психологии. Алма-Ата, «Казахстан», 1971, 304 с.
  137. М.С. Общественный прогресс и национальные отношения. Алма-Ата, 1976, 188 с.
  138. М.С. Две тенденции социализма в национальных отношениях. Изд. «Узбекистан», 1975, 233 с.
  139. М.С. Теория и практика национальных отношений. Алма-Ата, 1969, 68 с.
  140. М.С. Расцвет и сближение национальных культур -закономерность создания культуры коммунизма. М., 1963,35 с.
  141. Джунусов М. С. Об изучении нации как социально-этнической общности людей. Фрунзе, 1969, с. 26.
  142. М.С. Интернациональное и национальное в мировом коммунистическом движении.Алма-Ата, 197I, 104 с.
  143. М.С. Вопросы теории интернационального воспитания. «Узбекистан», 1980, 279 с.
  144. Л.М. Духовная общность народов СССР. М.,"Мысль", 1981, 263 с.
  145. Диалектика интернационального и национального в культуре и образе жизни социалистического общества. «Илим», Москва -Фрунзе, 1981, 88 с.
  146. Г. И. Интернационализация духовной жизни в условиях развитого социализма. М., «Мысль», 1981, 160 с.
  147. Закономерности интернационализации общественной жизни."Наука", Алма-Ата, 1981, 208 с.
  148. .Б. Ленинская теория и практика разрешения национального вопроса в СССР. М., «Мысль», 1983, 80 с.
  149. Н.С. Культура и общественный прогресс. М., 1980,303с.
  150. Ю.И. Исторические завоевания Октября и мифы антикоммунизма. М., 1978, 64 с.
  151. ИовчукМ.Т., Коган Л. Н. Советская социалистическая культура: исторический опыт и современные проблемы. М., Политиздат, 1979, 208 с.
  152. История и психология. М., «Наука», 1971, 384 с.
  153. Интернациональное и национальное в социалистическом образе жизни советского народа. Фрунзе, 1982, 636 с.
  154. Казахстан в цифрах. Алма-Ата, 1977, 224 с.
  155. Калтахчян С. Т. Ленинизм о сущности нации и пути образования интернациональной общности людей. М., 1976, 408 с.
  156. Л.Н. Советская социалистическая культура. М., 1979, 208 с.
  157. Л.Н., Вишневский Ю. Р. Очерки теории социалистической культуры. Свердловск, 1972, 169 с.
  158. С.И. Вопросы этнопсихологии в работах зарубежных авторов. М., 1970, 100 с.
  159. С. В Аризоне, у индейцев. М., 1982, 94 с.
  160. Критика буржуазных теорий национализма и расизма. М., «Мысль», 1976, 287 с.
  161. Критика национализма реакционной идеологии современной буржуазии. Киев, «Наукова думка», 1981, 318 с.
  162. Критика современных буржуазных и ревизионистских концепций по проблемам строительства социализма и коммунизма. М., 1980, 328 с.
  163. Куличенко М. И. Расцвет и сближение наций в СССР. М., 1981, 445 с.
  164. М.И. Национальные отношения в СССР и тенденции их развития. М., 1972, 564 с.
  165. Культура в свете философии. «Хеловнеба». Тб., 1979, 322 с.
  166. Культура и общественный прогресс. Алма-Ата, 1974, 160 с.
  167. Культура и общество: марксистская ливтературно-художест-венная критика США. М., 1976, 236 с.
  168. Культурная деятельность: опыт социологических исследований. М., 1981, 238 с.
  169. Культура единого советского народа. М., 1982, 208 с.
  170. Кунанбаев Абай. Избранное. М., 1981, 223 с.
  171. Ленинизм и национальный вопрос в современных условиях.М., 1972. 567 с. 4. 71. Ленинское учение о социалистической культуре и идеологическая борьба. Тб., 1980, 350 с.
  172. Дж. Коэффициент интеллекта, наследственность и расизм. М., 1981, 254 с.
  173. Г. И. Ленинизм и судьбы национальных культур. 2-е изд. доп. М., 1974, 326 с.
  174. A.B. Об изобразительном искусстве. Т.2,М., 1967, 392 с.
  175. Э.С. Теория культуры и современная наука. М., «Мысль», 1983, 284 с.
  176. Л.В. Единство интернационального и патриотического воспитания. М., «Мысль», 1982, 207 с.
  177. В.М. Культура и история. М., Политиздат, 1977,200с.
  178. М.А. Нация в социалистическом обществе. М., Политиздат, 1979, 175 с.
  179. В.Е. Исторический опыт КПСС по решению национального вопроса и развитию национальных отношений в СССР.М., 1972″ 296 с.
  180. Г. В. Иллюзии равноправия. М., 1982, 271 с.
  181. Е.Д. Идеология современного колониализма. М., 1961, 270 с.
  182. Е.Д. Ленинизм и современная идеологическая борьба. М., 1972, 392 с.
  183. Население СССР. Справочник. М., Политиздат, 1983, 191 с.
  184. Национальная политика КПСС. М., Политиздат, 1981, 256 с.
  185. Национальное и интернациональное в современном мире. Кишинев, 1981, 389 с.
  186. Национальные отношения в развитом социалистическом обществе. М.,"Мысль", 1977, 335 с.
  187. Национальные процессы в СМ. М., 1973, 400 с.
  188. Основные направления изучения национальных отношений в СССР. М., 1979, 320 с.
  189. О закономерностях перехода народов ранее отсталых стран к социализму ('на примере казахского народа). Алма-Ата, 1961, 227 с.
  190. Основы марксистско-ленинской теории культуры. М., 1976, 208с.
  191. . М., 1983, 112 с.
  192. Г. В. Избранные философские произведения. В 5-ти т.- М., 1956, т.1, 847 с.
  193. Против расизма. М., 1966, 348 с.
  194. Развитие и сближение советских наций. Алма-Ата, 1978, 232с.
  195. Г. Последние американцы. М., 1982, 158 с.
  196. Развитие национальных отношений в СССР в свете решений ХХУ1 съезда КПСС. М., «Наука», 1982, 392 с.
  197. М.Н., Мчедлов М. П. Социология и современность (К итогам УШ Всемирного социологического конгресса).Вып.П.М., «Знание», 1976, 56 с.
  198. Расы и народы. Ежегодник. М., «Наука», 1971, № I- 1972, А* 2- 1973, № 3.
  199. А.Г. Нация, ее сущность и самосознание. «Вопросы истории», 1967, № 7, с.87−104.
  200. Ю.П. Этнография и культурная социальная антропология на Западе. «Советская этнография», 1971, № 5, с.9−16.
  201. Ц.Г. Культура и цивилизация: проблемы теории и истории. «Вестник истории мировой культуры», 1961, № 3, с.52−73.
  202. В.П. Расы человека в современной науке."Вопросы истории", 1967, № 7, с.71−86.
  203. Араб-Оглы Э.А. Культурно-историческая концепция А.Тойнби. «Вестник истории мировой культуры», 1957, № 4, с.3−21.
  204. С.Н. Философский релятивизм и неоколониалистская идеология. Научные доклады высшей школы. Философские науки, 1963, № 6, с.19−28.
  205. С.Н. К критике концепций «функционализма» и «аккультурации». «Вопросы философии», 1964, № I, с.115−123.
  206. С.А. Процессы и закономерности вхождения инноваций в культуру этноса. «С.Э.», 1982, № I, с.8−21.
  207. Арутюнян Ю.В.Социально-культурные аспекты развития и сближения наций в СССР. «С.Э.», 1972, № 3, с.3−18.
  208. Ю.В. О некоторых тенденциях в изменении культурного облика нации. «С.Э.», 1973, № 4, с.3−13.
  209. И.А. Некоторые методологические аспекты этнической проблематики в работах современных социологов и этнографов Запада. «Советская Этнография», 1976, № I, с.155−165.
  210. М.Ю. Критика некоторых современных концепций культуры в буржуазном антропологизме. Вестник ЛГУ, Серия экономики, философии и права. Вып.1, 1963, № 5, с.55−64.
  211. Ш. А. и др. Национальные процессы и национальные отношения в странах Западной Европы и Северной Америки. «Советская Этнография», 1975, № 5, с.3−16.
  212. М. Буржуазная концепция «взаимозависимости наций». «Вопросы экономики», 1976, № 6, с.90−100.
  213. Л.Ю. Основоположники научного коммунизма об интернационализации общественной жизни как всемирно-историческом процессе. Вестник Ленинградского университета, 1978, № II, вып.2, с.62−69.
  214. И.А., Червонная С. А. Цветные американцы: проблема «равенства результатов». «США: экономика, политика, идеология», 1980, № 5, с.41−53.
  215. К.Н. За развитие марксистской теории культуры."Вопросы философии", 1967, № II, с.51−59.
  216. Джексон Дж. Свет ленинских идей. «Рабочий класс и современный мир», 1982, № 5, с.12−19.
  217. Н.Д. 0 буржуазной этнопсихологии."Известия"АН КазССР, 1966, № 5, с.3−7.
  218. О.Н. Культура и ее национальные формы. «Вопросы философии», 1981, № 6, с. П1-П8.
  219. .С. Концепции «культурной самобытности» в странах «третьего мира». «Вопросы философии», 1971, № II, с.40−51.
  220. К. Ленинизм и некоторые вопросы интернационализма.
  221. Проблемы мира и социализма", 1982, № 4, с.10−16.
  222. У. Советский опыт и канадская действительность."Коммунист", 1983, № I, с.58−64.
  223. Л.Е. К методологии изучения культуры и критике ее идеалистических концепций. «Новая и новейшая история», 1973, № 3, с.32−47.
  224. Ким Г. «Век национализма».Так ли это? «Азия и Африка сегодня». 1971, № 9, с.8−11.
  225. Кон И.С.К проблеме национального характера. В кн.:"История и психология". М., 1971, с.122−158.
  226. Кон И. С. Психология предрассудка. СО социально-психологических корнях этнических предубеждений)."Новый мир", 1966, № 9, с.187−205.
  227. Л.Н., Мамедов Д. Р. Ленинская национальная политика и вопросы интернационализации культуры народов СССР.Вестник Ленинградского университета, 1982, № 20, вып.4, с.25−33.
  228. П.В. К критике «культурной антропологии».Научные доклады высшей школы. Философские науки, 1966, № 4,с.76−84.
  229. В. Метаморфозы буржуазного национального."Коммунист", 1973, № 2, с.93−102.
  230. Кунаев Д. А. Ленинские принципы равенства и единства наций. «Проблемы мира и социализма», 1982, № 5, с.3−9.
  231. А., Сороко-Цюпа 0. Обострение национального вопроса в странах развитого капитализма."Коммунист", 1972,№ 8, с.99−112.
  232. М.И. Два курса в национальном вопросе. «США:экономика, политика, идеология», 1978, № 7, с.3−16.
  233. В.И. 0 биолого-географической концепции этнической истории. «Вопросы истории», 1974, № 12, с.72−85.
  234. В.И., Шелепов Г. В. «Национальный характер» и проблемы его исследования. «С.Э.», 1973, № 2, с.69−82.
  235. М.М. Расцвет и сближение национальных культур. Вестник Московского университета, 1982, № 4, с.32−38.
  236. Леонг.?ьев А.Н. 0 социальной природе психики человека."Вопросы философии", 1961, № I, с.26−40.
  237. И.Г. 0 некоторых концепциях «психологии народа». Вестник Ленинградского университета, 1972, вып.4.
  238. Н.П. Индейцы США сегодня. «США: экономика, политика, идеология», 1977, № 5, с.34−44.
  239. A.C. 0 взаимовлияниях двух культурных традиций. «США: экономика, политика, идеология», 1978, № 2,с.64−74.
  240. Э.С. Культурологическая теория Л.Уайта и исторический материализм. «Вопросы философии», 1966, № 2, с.78−88.
  241. Э.С. 0 значении сравнительного метода в культурно-историческом познании. «Вестник истории мировой культуры». 1957, № 4, с.23−38.
  242. С. Разоблачая вымыслы о «культурной несовместимости». «Проблемы мира и социализма», 1982, № 7, с.90−91.
  243. Материалы Круглого стола «Вопросов философии»: Культура, история, современность. «Вопросы философии», 1977, № II, с.126−144- 1978, № I, с.132−140- № 12, с.149−154.
  244. Д. Научно-технический прогресс и национальные культуры народов Востока. «Азия и Африка сегодня», 1971, Л* Ю, с.27−29- № II, с.36−39- № 12, с.44−46.
  245. А.И. Проблема аксиологических сопоставлений в культуре. «С.Э.», 1982, № 3, с.3−12.
  246. Е.А. Социально-культурные проблемы в современном неофрейдизме. «Вестник истории мировой культуры», 1961, № 3, с.39−50.
  247. Ш. Р. Национальные отношения в условиях развитого социализма. «Вопросы философии», 1978, № 10, с.3−19.
  248. М.И. Национальный вопрос и коммунисты развитых капиталистических стран. «Рабочий класс и современный мир», 1982, № 4, с.3−15.
  249. Р. Расцвет культуры Казахстана. «Партийная жизнь Казахстана», 1980, № 7, с.24−29.
  250. Э.В. Союз СССР воплощение ленинских принципов пролетарского, социалистического интернационализма."Вопросы истории КПСС", 1982, № II, с.52−65.
  251. Р. Банкротство клеветников. «Азия и Африка сегодня», 1971, № 8, с. Ю-11- № 9, с.12−13.
  252. Г. Объединить усилия в борьбе с расизмом."Проблемы мира и социализма", 1974, № 5, с.52−55.
  253. П.Н. Теоретические проблемы развития и сближения социалистических наций. «Вестник» АН СССР, 1979, № 12,с. 33−49.
  254. С.Ш. Диалектика национального и интернационального в художественной культуре народов СССР в условиях зрелого социализма. «Вопросы философии», 1978, № 10,с. 50−59.
  255. Е.М. Проблемы культуры в западной социологии. «Вопросы философии», 1967, № I, с.163−176.1. У1. Диссертации.
  256. Н.П. Проблемы национальных и интернациональных интересов в марксистской и буржуазной социологии. Дисс. канд.философ.наук. Свердловск, 1979, 191 с.
  257. В.А. Критика буржуазных концепций будущего наций и национальных отношений. Дисс.канд.философ.наук. Киев, 1977, 186 с.
  258. С.Г. Глобальные проблемы современности и неокосмополитизм. (Вопросы методологии).Дисс.канд.философ, наук. Свердловск, 1980, 172 с.
  259. C.B. Национальный вопрос в странах развитого капитализма. Дисс.канд.философ.наук. M., 1976, 167 с.
  260. О.Н. Критика философских концепций американской «культурной антропологии». Дисс.канд.философ.наук.Киев, 1975, 192 с.
  261. C.B. Интернационализация общественной жизни и процесс сближения наций в условиях развитого социализма. Дисс.канд. философ.наук. M., 1976, 198 с.
  262. Ю.Б. Расовые теории и критика реакционной сущности расизма. Дисс.канд.философ.наук.М., 1968, 179 с.
  263. А.М. Критический анализ теорий полилинейного и замкнутого развития культур (историко-философский аспект). Дисс.канд.философ.наук. Киев, 1975, 206 с.
  264. Н.И. Отражение национальных отношений в социальной психологии людей в условиях капитализма и социализма.Дисс. канд.философ.наук. Львов, 1976, 183 с. 1. УП. Авторефераты .
  265. .Ю. Развитие интернационального характера национальных культур народов СССР в условиях развитого социализма (на примере художественной культуры Узбекистана). Ташкент, 1983. Автореф.дисс.канд.философ.наук, 23 с.
  266. А.И. Проблема единства и национального многообразия социалистической культуры. Минск, 1972. Автореф. дисс.докт.философ.наук, 47 с.
  267. Х.Р. Диалектика развития духовной культуры и социальной активности масс в условиях развитого социализма. Ташкент, 1983. Автореф.дисс.канд.философ.наук, 24 с.
  268. А.П. Русский язык как один из важнейших факторов расцвета и сближения национальных культур народов СССР. Ташкент, 1978. Автореф.дисс.канд.философ.наук, 20 с.
  269. М.П. Диалектика национального и общечеловеческого в художественной культуре. Тбилиси, 1979. Автореф.дисс. докт.философ.наук, 68 с.
  270. М.В. Идеализм как мировоззренческая основа современных буржуазных концепций нации и нац.психологии. Алма-Ата, 1975, автореф.дисс.канд.философ.наук, 20 с.
  271. М.Н. Сотрудничество и сближение социалистических наций в период строительства коммунизма в СССР. Автореф. дисс.докт. философ.наук. JI., 1968, 35 с.
  272. Д.Г. Критика этнопсихологических концепций современной буржуазной социологии. Алма-Ата, 197I. Автореф.дисс. канд. философ. наук, 27 с.
  273. Э.Т. Взаимообогащение и развитие национальных культур и критика буржуазных фальсификаций Сна материалах республик Средней Азии). Ташкент, 1982. Автореф.дисс. канд. философ. наук, 22 с.
  274. Banfield Е., The Unheavenly City Revised. Boston: Little Brown, 1974.
  275. Bryce-Laporte R.S., Sourcebook on the «New Immigration.-N.J.: Transaction Books, 1980.
  276. Breton R., Armstrong J., Kennedy L., The Social Impact of Changes in Population Size and Composition. -Ottawa, 1974.
  277. Boorstin D., The Americans. The Colonial Experience- The Americans. The National Experience- The Americans. The Democratic Experience, — N.Y.: Random House, 1979.
  278. Dawidow lVi., In Struggle for a People’s Culture. Political Affairs, 1979, N 8/9.
  279. Gambino R., Blood of My Blood. II.Y.: Anchor, 1975.
  280. Glazer N., Slums and Ethnicity. in «Social Welfare and Urban Problems». — N.Y., Columbia University Press, 1968.
  281. N., Moynihan D.P. (ed.), Ethnicity Theory and Experience. Harvard University Press, 1981. г 8:9. Glazer 1., Moynihan D.P. Beyond the Melting Pot. Cam- «T bridge: MIT Press, 1970.
  282. Greer G., Divided Society. The Ethnic Experience in America. N.Y., 1974.
  283. Gomez R., ed., The Social Reality of Ethnic America. -Lexington (Mass.), 1974.
  284. Gordon M., Assimilation in American Life. N.Y.: Oxford University Press, 1964.
  285. Gordon M., The Nature of Prejudice. N.Y.: Anchor, 1958.
  286. Gordon M., Toward a General Theory of Racial and Ethnic Relations. in «Ethnicity Theory and Experience», ed. by Glazer N., Moynihan D.P. — Harvard University Press, 1981.
  287. Herskovits M., Man and His Works. N. Y., 1949.
  288. Herskovits M., Introduction. Acculturation in the Americas. Chicago, 1952.
  289. Herskovits M., Cultural Relativism. N.Y.1972.
  290. Higham J., Send These to Me. N.Y.: Atheneum, 1975.
  291. Horowitz D.L., Ethnic Identity. in «Ethnicity Theory and Experience», -Harvard University Press, 1981.
  292. Isaacs H.R., Basic Group Identity: The Idols of the Tribe. in «Ethnicity Theory and Experience», — Harvard University Press, 1981.
  293. Jensen A.R., Bias in Mental Testing. Educability and Group Differences. N.Y., 1972.
  294. Lewis 0., The Culture of Poverty. Scientific American 215, October, 1966.
  295. Mberi A.S.K., For a Working Class Culture and Art. -Political Affairs, 1980, N 2.- 8.24. Moquine W., A Documentary History of the Mexican Amecans. N.Y.: Praeger, 1971.
  296. Moynihan D.P., The Negro Family: The Case for National Action.- in «The Moynihan Reporte and the Politics of Controversy." — Cambridge- MIT Press, 1967.
  297. Novak M., The Rise of the Unmeltable Ethnics. N.Y.: Macmillan, 1971.
  298. Park R., Race and Culture. Glencoe, 111.: Free Press, 1967.
  299. Petersen W., Japanese Americans. IT. Y. Random House, 1971.
  300. Rochlin G., Man’s Agression: The Defense of the Self. -Boston: Gambit, 1973.
  301. Steinberg S., The Ethnic Myth. Race, Ethnicity and Class in America. N.Y.: Atheneum, 1981,
  302. Stonequist E.V., The Marginal Man. A Study in Personality and Culture Conflict. N.Y., 1961.
Заполнить форму текущей работой