Наставничество как социальный институт коммунистического воспитания
Диссертация
Кроме литературных источников, при написании диссертации использованы результаты проведенного в 1982 г. на б предприятиях Среднего Урала комплексного социологического исследования наставничества, которое осуществлялось при непосредственном участии автора. С целью получения достоверной информации о состоянии наставничества, его влиянии на профессиональное и социальное становление молодых… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. НАСТАВНИЧЕСТВО В СИСТЕМЕ КОММУНИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
- I. Методологические принципы исследования системы коммунистического воспитания
- 2. Истоки и генезис наставничества. Его место и роль в системе коммунистического воспитания
- Глава 2. НАСТАВНИЧЕСТВО В РАЗВИТОМ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОМ ОЩЕСТВЕ
- I. Причины возрастания роли наставничества и его современное состояние
- 2. Пути дальнейшего повышения эффективности наставничества. Ю
Список литературы
- Произведения классиков марксизма-ленинизма
- Маркс К. Тезисы о Фейербахе. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-ое изд. т.3, с. X—4.
- Маркс К. и Энгельс Ф. Немецкая идеология. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. З, с.7−544.
- Маркс К. и Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии.
- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.4, с.419−459.
- Маркс К. Инструкция делегатам Временного Центрального Советапо отдельным вопросам. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., .т.16, с.194−203.
- Маркс К. Павлу Васильевичу Анненкову. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.27, с.401−412.
- Маркс К. Экономические рукописи 1857−1859 годов. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.46, чЛ, с.3−538.
- Маркс К. Экономические рукописи 1857−1859 годов. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.46, ч. П, с.5−392.
- Энгельс Ф. Положение рабочего класса в Англии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.2, с.231−517.
- Энгельс Ф. Принципы коммунизма. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.4, с.322−339.
- Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.20, с.7−544.
- Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Маркс К., Энгельс Ф. Соч^, т.21, с.23−178. Ленин В. И. Отдача в солдаты 183-х студентов. — Полн.собр.соч., т.4, с.391−396.
- Ленин В.И. 0 смешении политики с педагогикой. Полн.собр.соч., т.10, с.355−358.
- Ленин В.И. О фракции сторонников отзовизма и богостроительства. Полн.собр.соч., т.19, с.74−108. Ленин В. И. Исторические судьбы учения Карла Маркса. — Полн. собр.соч., т.23, с.1−4.
- Ленин В.И. Интернационал молодежи. Полн.собр.соч., т.30, с.225−229.
- Ленин В.И. Доклад о революции 1905 года. Полн.собр.соч., т.30, с.329−335.
- П. Официально-документальные материалы
- Материалы майского Пленума Центрального Комитета КПСС, 1982 г. -М.: Известия, 1982.-122 с.
- Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 22 ноября 1982 г. -М.: Политиздат, 1982. 30 с.
- Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14−15 июня 1983 г. -М.: Политиздат, 1983. 80 с.
- Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 26−27 декабря 1983 г. М.: Политиздат, 1984. — 31 с.
- Об осуществлении Орским горкомом КПСС комплексного решения вопросов идейно-воспитательной работы. Постановление Центрального Комитета КПСС 25 августа 1977 года. Справочник партийного работника, 1978, вып.18, с.247−251.
- Резолюция ХУП съезда профсоюзов СССР по Отчетному докладу Всесоюзного Центрального Совета профессиональных Союзов. Правда, 1982, 20 марта.
- Ш. Произведения руководителей Коммунистической партии и Советского государства.
- Черненко К.У. Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии. Доклад на Пленуме ЦК КПСС. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14−15 июня 1983 г., с.27−66.
- Андропов Ю.В. Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР. М.: Политиздат, 1983. — 31 с.
- Андропов Ю.В. Речь на Пленуме ЦК КПСС 22 ноября 1982 г. Коммунист, 1982, с.14−22.
- Андропов Ю.В. Речь на Пленуме ЦК КПСС 15 июня 1983 г. Правда, 1983, 16 июня.
- Андропов Ю.В. Выступление на встрече в ЦК КПСС с ветеранами партии. Правда, 1983, 16 августа.
- Русаков К. Обострение идеологической борьбы на мировой арене и политическое воспитание трудящихся. Коммунист, 1982, № 16, с.32−46.
- Суслов М.А. Дело всей партии. Доклад на Всесоюзном совещании идеологических работников. 16 октября 1979 г. М.: Политиздат, 1979. — 47 с.
- Суслов М.А. Вступительное слово на Всесоюзном семинаре совещании идеологических работников. 20 апреля 1981 г. — Коммунист, 1981, № 15, с.3−7.1У. Материалы и статистические сборники.
- Народное хозяйство СССР за 60 лет. Юбил.стат.ежегодн. М.: Статистика, 1977. — 710 с.
- Народное хозяйство СССР, 1922−1982. Юбил.стат.ежегодн. М.: Финансы и статистика, 1982. — 623 с.
- Александрович Г. С. Молодежь Запада: пути и судьбы. Л.: Лен-издат, 1977. -.246 с.
- Алексеев В.Е., Гадживи Н. М., Минич A.M. Наставничество и педагогика. Ташкент: Укитувчи, 1978. — 144 с. Андреев Ю. П. Категория «социальный институт». — Философские науки, 1984, № I, с.134−137.
- Антоненко В.В. Наставничество: Рек.библиогр.указатель. М.: Книга, 1983. — 45 с.
- Афанасьев В.Г. Динамика социальных систем. Коммунист, 1980, № 5, с.56−70.
- Афанасьев В.Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980. -368 с.
- Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. М.: Политиздат, 1977. — 382 с.
- Байкова В.Г. Идеологическая работа КПСС в условиях развитого социализма. М.: Мысль, 1977. — 214 с.
- Батышев С.Я. Актуальные проблемы подготовки рабочих высокой квалификации. М.: Педагогика, 1976. — 223 с. Батышев С. Я. Производственная педагогика (учебн.). — М.: Машиностроение, 1976. — 602 с.
- Батышев С.Я. Основы педагогической деятельности наставника. -М.: Знание, 1977. 63 с.
- Беляева Л.А. Воспитательно-педагогическая деятельность как вид социальной деятельности. В сб.: Социологические проблемы формирования личности /Отв.ред. Коростелев Г. М. — Свердловск: Свердл.гос.пед.ин-т, 1977, с.82−84.
- Беляева Л.А. Социальные функции воспитания. В сб.: Философ-ско-социологические проблемы теории воспитания /Редкол.: Коростелев Г. М., Юферов Б. А., Прядеин А. П. — Свердловск: Свердл. гос.пед.ин-т, 1980, с.32−45.
- Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. М.: МГУ, 1968. — 268 с.
- Вершловский С.Г., Ходаков А. И. Педагогика приходит в цех.
- О проблемах воспитания молодых рабочих. JI.: Лениздат, 1977. -143 с.
- В помощь наставнику /Под общ.ред. В. С. Русейкиной. Пермь: Пермское кн. изд-во, 1980. — 90 с.
- Глезерман Г. Е. Формирование, воспитание, самовоспитание личности. Вопросы философии, 1976, № 4, с.27−41. Громов И. А., Ерошина Н. Р. Наставничество в производственных коллективах. (Формы и методы работы). — Л.: Знание, 1977. -40 с.
- Дилигенский Г. Г. Рабочий на капиталистическом предприятии. -М.: Наука, 1969. 410 с.
- Иванов Б.В. Наставник Иван Травников. Свердловск: Ср.-Ур.кн. изд-во, 1975. — 84 с.
- Иванов Н.П. Научно-техническая революция и вопросы подготовки кадров в развитых странах капитализма. М.: Наука, 1971. -283 с.
- Иванов Н.П. Научно-техническая революция и проблемы структуры рабочей силы: (По материалам развитых капиталистических стран). М.: Наука. 319 с.
- Киселев И. Я. Профессиональная ориентация и профотбор в капиталистических странах. М.: Экономика, 1968. — 79 с. Киселев Н. Н. Рабочий класс и коммунистическое воспитание молодежи. Научный коммунизм, 1975, № 4, с.93−95.
- Ковалев С.М. Формирование социалистической личности. М.:1. Мысль, 1980. 228 с.
- Коган JI.H. Социальные силы человека. Философские науки, 1981, № б, с.21−28.
- Коган Л.Н., Павлов Б. С. Молодой рабочий: вчера, сегодня. -Свердловск: Ср.-Ур. кн. изд-во, 1976. 176 с. Козырин В. А. Наставничество: опыт, проблемы, методика. — М.: Мол. гвардия, 1976. — 159 с.
- Козырин В.А. Наставник и соревнование. М.: Профиздат, 1980. -112 с.
- Кон И. С. Психология юношеского возраста: проблемы формирования личности (уч.пособ. для пед. ин-тов). М.: Просвещение, 1979. — 175 с.
- Коростелев Г. М., Павлов Б. С., СавенксвА.И. Рабочие династии и воспитание молодого поколения. Социологические исследования, 1978, № 4, с.129−132.
- Костенков П.П. Педагогика наставничества. Барнаул: Алт.кн. изд-во, 1977. — III с.
- Котляр А.Э., Талалай М. И. Молодежь приходит на производство. М.: Профиздат, 1978. 80 с.
- Куракин А.Т., Новикова Л. И. 0 системном подходе в исследовании проблем воспитания. Советская педагогика, 1970, № 10, с.96−101. Кузьмин В. П. Принцип системности в теории и методологии К.Маркса. — М.: Политиздат, 1976. — 230 с.
- Кучеренко М.М. Молодое пополнение рабочего класса СССР (процесс формирования и воспитания. I9I7-I979). М.: Мысль, 1979. -189 с.
- Лейман И.И. Наука как социальный институт. Л.: Наука, 1971. -179 с.
- Лихачев Б.Т. Теория коммунистического воспитания (опыт методологического исследования). М.: Педагогика, 1974. — 493 с. Лобанов А. С., Пермяков В. В. Наставничество в трудовом коллективе.- - М.: Знание, 1978. — 53 с.
- Любутин К.Н. Проблема субъекта и объекта в немецкой классической и марксистско-ленинской философии. М.: Высшая школа, 1981. — 264 с.
- Мазырин В.П., Пономарев Л. Н. Трудовые династии. М.: Политиздат, 1981. — 64 с.
- Макаренко А.С. Воспитание гражданина. М.: Просвещение, 1968. -344 с.
- Материалы первого Всесоюзного слета наставников в сельском хозяйстве (12−13 мая 1975 г. в г. Оренбурге). Челябинск: Юж.-Ур.кн.изд-во, Оренб. н-иссл.ин-т с/х, 1975. — 95 с.
- Методические материалы потставничеству. Курган: 1980. -24 с.
- Мирошниченко В.А. Наставники. Омск: Зап.-Сиб.кн.изд-во, 1977. — 207 с.
- Мирошниченко В.А. Социальное становление личности в трудовом коллективе. Формы и методы рабочей педагогики. Омск: Зап. -Сиб.кн.изд-во, 1973. — 607 с.
- Наставник активный воспитатель молодежи. Сб./Сост.А. Т. Иванов. — М.: Политиздат, 1976. — 143 с.
- Наставники рабочей молодежи. Сб./Сост. Крамаренко С. И., Сидоров В. А. М.: Мол. гвардия, 1979. — 224 с.
- Наставники сельской молодежи. Из опыта работы наставников Оренбуржья. Сб. Оренбург: 1975. — 71 с.
- Наставник организатор и воспитатель. Рек. указатель лит-ры. -М.: 1980. — 21 с.
- Наставничество: успехи и трудности. Наука и жизнь, 1975. № 7, с.2−8.
- Недосекина Н.А., Лавров Н. И. Наставничеству-внимание профсоюзных организаций. М.: Профиздат, 1978. — 80 с. Некоторые проблемы организации и развития наставничества. Сб. науч.тр. /Науч.ред.Новосельцева В. А. — М.: ВКШ при ЦК ВЛКСМ, 1У80. — 164 с.
- Ненашев М.Ф. Идейно-воспитательная работа КПСС. М.: Политиздат, 1980. 242 с.
- Новосельцева В.А. Наставничество: развитие рабочих традиций. -Молодой коммунист, 1977, № 2, с.49−51.
- Новосельцева В.А. Традиции рабочего класса и колхозного крестьянства молодежи. Аннот. указатель лит-ры по наставничеству. — М.: Знание, 1979. — 46 с.
- Носков Л.С. Наставничество закон жизни. — Тула: Приокское кн. изд-во, 1979. — 89 с.
- Овчинников B.C. Социальное планирование и коммунистическое воспитание. Л.: Знание, 1980. — 40 с.
- Основные факторы формирования личности в условиях развитого социализма. Тезисы сообщений на Всесоюзной научной конференции. М.: АН СССР, ин-т социол.иссл., сов.социол.ассоциация, 1979. — 72 с.
- Основы производственной педагогики /Под ред. Э. А. Гришина и Ю. А. Дмитриева. Ярославль: Владимир.обл.отдел педагог. об-ва РСШСР, 1979. 384 с.
- Павлов B.C. Исследование социально-классовой преемственности поколений. Свердловск: УНЦ АН СССР, 1979. — 42 с. Павлов B.C., Андрианов В. В. Проблемы развития движения наставничества в рабочем классе. — Свердловск: УНЦ АН СССР, 1980. -75 с.
- Павлютенков Е.М. Опыт исследования состава и эффективности деятельности рабочих-наставников. Социологические исследова-вания, 1978. № 4, с. 133−136.
- Парфенов Л.И. Опыт старших молодым. — М.: Профиздат, 1976. -80 с.
- Педагогика (учебн.пособие для пед. ин-тов) /Под ред. Болдырева Н. И. и др. М.: Просвещение, 1968. — 526 с.- 153
- Педагогика (уч.пособие для студентов факультетов педагогики и методики начального обучения пед. ин-тов) /Под ред.С. П. Баранова и др. М.: Просвещение, 1976. — 352 с.
- Педагогика и психология Наставничества (учебн.пособие) /Под ред. Э. А. Гришина. Владимир: Владимир.гос.пед.ин-т им. Лебедева-Полянского, 1975. — 178 с.
- Педагогга&школы /Под ред. Г. И. Щукиной. М.: Просвещение, 1977. -383 с.
- Педагогическая энциклопедия /Гл.ред.: И. А. Каиров, Ф. Н. Петров. -М.: Сов. Энциклопедия, т.1, 1964. 831 с.
- Педагогические основы наставничества. Материалы теоретической конференции /Под общ.ред. С. Я. Батышева и И. М. Махмутова, ч. I. -М.: 1977. 324 с.
- Педагогические основы наставничества. Материалы теоретической конференции /Под общ.ред. С. Я. Батышева и И. М. Махмутова, ч.П. М.: 1977, с.325−654.
- Петухов Н.Н. Общие основы теории коммунистического воспитания (уч.пособие). Л.: Лениздат, 1975. — 131 с.
- Поздняков П.В. Эффективность коммунистической пропаганды. М.: Политиздат, 1975. — 351 с.
- Преемственность поколений как социологическая проблема /Редкол.:
- Л.Н.Москвичев (отв.ред.), А. И. Володин, Б. Н. Бессонов. М.:Мысль, 1973. — 287 с.
- Преемственность поколений революционных борцов. Коммунист, 1978, № 3, с.3−8.
- Рабочая книга наставника: практ. пособие /Сост. С. И. Крамаренко. М.: Профиздат, 1981. 176 с.
- Рабочая книга социолога /Редкол.: Г. В. Осипов (отв.ред) и др. -М.: Наука, 1976. 511 с.
- Рогачевская Л.С. Наставничество: история и современность. М.: Знание, 1982. — 64 с.
- Роль наставничества в формировании личности молодого рабочего. Сб.науч.тр. /Отв.ред. Ходаков А. И. Л.: Высш.профс.школа культуры, 1981. — 100 с.
- Руткевич М.Н. Тенденции развития социальной структуры советского общества. Коммунист, 1977, № 7, с.57−66. Салимова К. Проблемы педагогики в фокусе идеологической борьбы. — Коммунист, 1980, № 2, с.83−94.
- Сафронова В.М. Повышать эффективность идеологической работы. -М.: Моск. рабочий, 1980. 192 с.
- Серебряков Л.Е. ХХУ съезд КПСС и проблемы формирования новогочеловека. В сб.: Философский анализ личности нового человека. -М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1976, с.15−19.
- Сидоров В. Комсомол и наставничество. Советская педагогика, 1977, № 10, с.25−34.
- Ситник В.В. Особенности развития наставничества рабочей молодежи в западных областях Украинской ССР, 1981. 9 с. Рукопись представлена Львовск.гос.ун-том им. И.Франко. Деп. в ИНИОН АН СССР, 12 февраля, № 9310−82.
- Скударнова Н.А. Коммунистическое воспитание и роль клубных учреждений. В сб.: Экономические и социально-политические проблемы советского общества /Отв.ред. В. Г. Нестеров. — Свердловск: Свердл.высш.парт.школа, 1972, с.124−134.
- Смирнов А.А. Школа идейной и нравственной зрелости (из опыта организации наставничества в Белоруссии). М.: Профиздат, 1978. 86 с.
- Смирнов Г. Л. Конституция развитого социализма и теоретические вопросы всестороннего развития личности. Научный коммунизм, 1978, № 2, с.3−13.
- Социалистический образ жизни и новый человек /Под общ.ред. А. И. Арнольдова, Э. А. Орловой и др. М.: Политиздат, 1978. -207 с.
- Социалистический образ жизни и проблемы воспитания личности /Рук.авт.кол-ва: Ф. Р. Косолапов и И. Ф. Надольный. Киев: Вища школа, 1979. — 303 с.
- Социальные резервы трудового коллектива. Сб.ст./Под ред. Л. Н. Когана. М.: Профиздат, — 328 с.
- Социологические проблемы воспитания и обучения. Социологические исследования, 1979, № 3, с.53−74.
- Социологические исследования: результаты, проблемы и задачи. -Коммунист, 1980, № 13, с.79−92.
- Столетов В.Н. Социальный эксперимент в педагогическом процессе. Социологические исследования, 1980, № 2, с.129−137. Столяр И. Наставничество как педагогическое явление. — Социалистическое соревнование, 1980, № 2, с.64−67.
- Столяр И. Трудности начального периода. Социалистическое соревнование, 1981, № 2, с.67−76.
- Сулимов Е.Ф. Некоторые концептуальные вопросы теории и практики коммунистического воспитания. Научный коммунизм, 1977, № 6, с. ЮЗ-ИО.
- Сулимов Е.Ф. Сущность и структура коммунистического воспитания. Вестник Московск. ун-та. — М.: МГУ, Серия 12: теор.научн. коммунизма, 1979, № 2, с.67−79.
- Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения, т.1. -М.: Педагогика, 1979. 558 с.
- Теория и методика коммунистического воспитания в школе (уч.пособие для пед. ин-тов) /Под ред. Г. И. Щукиной. М.: Просвещение, 1974. — 288 с.
- Уемов А.И. Общая теория систем. М.: Наука, 1978. — 272 с. Фартухова Г. В. Комплексный подход — путь повышения эффективности идеологической работы. — Киев: Высш.парт.школа при ЦК Компартии Украины, 1981. — 44 с.
- Федосихина Е.А. Теория и практика коммунистического воспитания (методическая разработка). Новосибирск: Новосибир.высш. парт. школа, 1979. — 103 с.
- Филонов Г. Н. Формирование всесторонне развитой личности в условиях зрелого социализма. Советская педагогика, 1980, № 7, с.3−7.
- Философская энциклопедия /Гл.ред. Ф. В. Константинов. М.: Сов. Энциклопедия, т.4, 1968. — 591 с.
- Философская энциклопедия/ Гл.ред. Ф. В. Константинов. М.: Сов. Энциклопедия, т.5, 1970. — 470 с.
- Худушин Ф.С. Марксизм-ленинизм и проблемы преемственности поколений. Социологические исследования, 1977, № 3, с.45−51. Черник Д. Т. Трудовые ресурсы и эффективность производства. -М.:Моск.рабочий, 1981. — 168 с.
- Шереги Ф.Э. Методические аспекты социологического исследованиянаставничества. Социологические исследования, 1977, № 2, с.148−158.
- Экономика и воспитание главные сферы борьбы за коммунизм. -Коммунист, 1980, № 9, с.3−13.
- Языкова B.C. Нравственное воспитание молодежи: советы наставнику. М.: Профиздат, 1977. — 96 с.
- Яницкий Я. Тревоги молодежи Запада. (Пер.с польск.). М.: Прогресс, 1976. — 157 с.
- У1. Авторефераты, диссертации.
- Беляева Л.А. Воспитание как общественное явление (социологический анализ). Дис.. канд.филос.наук. Свердловск: 1981. — 157 л.
- Васина Э.Л. Сущность, содержание и система коммунистического воспитания в условиях развитого социализма. Автореф. дис.. докт.филос.наук. — М.: 1974. — 35 с.
- Варголик Юрай, Чмолик Отто. Преемственность поколений и формирование коммунистического сознания молодежи в условиях социалистического общества (на материалах Чехословакии). Автореф. дис.. канд.филос.наук. М.: 1973. — 40 с. '
- Бердыклычева Н.М. Наставничество фактор повышения трудовой и общественной активности рабочей молодежи. Дис.. канд. филос.наук. — М.: 1978. — 173 л.
- Гичан И.С. Психологический анализ наставничества и его роль в становлении выпускников школы. Дис.. канд.психол.наук. -Киев: 1977. 158 л.
- Иванова И.И. Патриотическое движение наставничества и его роль в формировании у молодежи коммунистического отношения к труду. Дис.. канд.ист.наук. М.: 1980. — 188 л.
- Любар А. А. Наставничество как важный фактор профориентацион-ной работы школы и производства. Дис.. канд.пед.наук. -Киев, 1977. 224 л.
- Клепов В.Н. Преемственность поколений рабочего класса в условиях развитого социализма. Автореф. дис.. канд.филос.наук. • М.: 1979. 19 с.
- Костина Н.Б. Социальный институт как общественное явление (на материалах институтов культуры). Автореф. дис.. канд.филос. наук. Свердловск: 1981. — 19 с.
- Ходаков А.И. Социально-педагогические условия адаптации молодого рабочего в производственном коллективе. Дис.. канд. пед.наук. Л.: 1976. — 289 л.
- Тетерук С.Ф. Наставничество важный фактор развития социальной активности молодежи. Дис.. канд.филос.наук. — Киев: 1976. — 173 л.