Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Наставничество как социальный институт коммунистического воспитания

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Кроме литературных источников, при написании диссертации использованы результаты проведенного в 1982 г. на б предприятиях Среднего Урала комплексного социологического исследования наставничества, которое осуществлялось при непосредственном участии автора. С целью получения достоверной информации о состоянии наставничества, его влиянии на профессиональное и социальное становление молодых… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. НАСТАВНИЧЕСТВО В СИСТЕМЕ КОММУНИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
    • I. Методологические принципы исследования системы коммунистического воспитания
    • 2. Истоки и генезис наставничества. Его место и роль в системе коммунистического воспитания
  • Глава 2. НАСТАВНИЧЕСТВО В РАЗВИТОМ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОМ ОЩЕСТВЕ
    • I. Причины возрастания роли наставничества и его современное состояние
    • 2. Пути дальнейшего повышения эффективности наставничества. Ю

Наставничество как социальный институт коммунистического воспитания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Июньский (1983 г.) Пленум ЦК КПСС, рассматривая коммунистическое воспитание как одну из важнейших составных частей коммунистического строительства, указал на необходимость решительно поднять идеологическую, воспитательную работу на уровень тех больших и сложных задач, которые решает партия в процессе совершенствования развитого социализма, предъявил более высокие требования к качеству и эффективности функционирования всех институтов воспитания.* Актуальность проблемы воспитания коммунистического типа личности обусловлена, с одной стороны, тем, что развитие производительных сил общества все больше начинает определяться уровнем образования, культуры и сознания советских людейс другой стороны, впервые в истории коммунистический идеал — формирование всесторонне, гармонически развитой личности — становится практической задачей коммунистического строительства.

Важнейшие партийные документы по вопросам идеологической деятельности КПСС, ориентирующие на комплексность, последовательность и преемственность в воспитательной работе, содействовали новым достижениям в теории и практике комцунистического воспитания.

В то же время задача формирования всесторонне развитой личности, получившая законодательное закрепление в Конституции о.

СССР, потребовала дальнейшей разработки теории коммунистическо.

1 Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14−15 июня 1983 г. — М.: Политиздат, 1983, с. 69.

2 Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик. — М.: Политиздат, 1977, с.11−12. го воспитания, объединения усилий педагогов, психологов, обществоведов.

Именно этим объясняется возросший в семидесятые-восьмиде-сятые годы интерес советских философов и социологов, специалистов по теории научного коммунизма к методологическим проблемам воспитания, исследованию его социальных функций, анализу фило-софско-социологических аспектов формирования нового человека. Советские обществоведы в семидесятые годы обсуждали эти вопросы в ходе творческих дискуссий по социологическим проблемам образования и воспитания, на теоретических и научно-практических конференциях, посвященных исследованию факторов формирования личности в условиях развитого социализма и обмену передовым опытом в сфере коммунистического воспитания.

Разработка методологических аспектов теории коммунистического воспитания содействовала повышению качества педагогических исследований. Советская педагогика в последнее время стала обращаться к изучению личности и факторов ее развития как к целостным явлениям, к поиску путей повышения эффективности воспитания личности в условиях развитого социализма. Однако в целом педагогическая наука пока отстает от потребностей общественного развития, не выходит за рамки «школьной» педагогики: в центре внимания ученых-педагогов по-прежнему остаются вопросы обучения и воспитания детей и подростков, в то время как практика коммунистического воспитания нуждается в дальнейшей разработке проблем совершенствования воспитательной деятельности трудовых коллективов, в создании методик воспитания различных социальных групп и слоев общества, в научно обоснованных рекомендациях по вопросам производственной педагогики.

Именно поэтому АХУ1 съезд КПСС вновь обратил внимание обществоведов на актуальность «разработки проблем коммунистического воспитания, всестороннего и гармонического развития человека» .*.

Особое значение приобретает сегодня разработка проблем коммунистического воспитания молодого поколения советского народа, в руки которого будет передан гигантский экономический и духовный потенциал нашего общества.

Этим обстоятельством объясняется интерес представителей различных общественных наук к такому новому социальному явлению, как наставничество, качественное своеобразие которого связано с растущей активностью старших поколений советского народа, прежде всего рабочего класса, в воспитании своей молодой смены на этапе развитого социализма.

В Законе Союза СССР о трудовых коллективах развитие наставничества юридически закреплено как одно из основных полномочий трудовых коллективов в сфере управления предприятиямина необходимость более полного использования возможностей наставничества указано также в таком важнейшем политическом документе, как проект ЦК КПСС «Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы» .

Степень изученности темы.

В настоящее время по наставничеству написано немало очерков, статей, книг, в которых отражены вопросы организации наставнического движения, предприняты попытки обобщить опыт наставни.

1 Материалы ХХУ1 съезда КПСС. — М.: Политиздат, 1981, с. 46.

2 Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы. Проект ЦК КПСС. — Правда, 1984, 4 янв. чества в трудовых коллективах, отдельных городах и районах страны, в тех или иных отраслях народного хозяйства. Авторы этих книг — партийные, профсоюзные и комсомольские работники, журналисты. Среди них следует отметить работы В. И. Козырина, В. И. Смирнова, П. П. Шаркова, А. С. Лобанова и В. В. Пермякова, которые отличаются богатством фактического материала, постановкой проблемных вопросов.

Однако научных исследований по наставничеству пока еще недостаточно. Имеющуюся научную литературу по наставничеству можно условно разделить на несколько групп:

— работы историков М. М. Кучеренко, И. И. Ивановой, Л.С.Рога-чевской, в которых исследуется процесс совершенствования воспитательного воздействия рабочего класса на свое молодое пополнение в ходе строительства социализма и на этой основе наставничество рассматривается как высшею ступень шефства над молодыми рабочими;

— исследования педагогов и психологов С. Я. Батышева, И.С.Ги-чана, Э. А. Гришина, П. П. Костенкова, А. А. Любара, И. И. Малкина,.

И.Столяра, в которых анализируются психолого-педагогические аспекты этого движения, вопросы взаимоотношений между субъектами и объектами наставничества, психологической совместимости мевду нимина основе теоретического обобщения опыта педагогической деятельности наставников формулируются основы производственной педагогики;

— работы Н. М. Бердыклычевой, Н. Р. Ерошиной, В. Н. Клепова, В. А. Новосельцевой, Б. С. Павлова, Е. М. Павлютенкова, в которых наставничество исследуется методами прикладной социологии. На основе данных конкретно-социологических исследований эти авторы характеризуют «социальные портреты» наставников и их подшефных, изучают формы и методы деятельности наставников по ускорению профессиональной и социальной адаптации молодых рабочих, высказывают рекомендации по совершенствованию организационной структуры наставничества и системы управления этим движением. Представляет интерес разработанная ими методика социологического исследования наставничества;

— работы специалистов по вопросам идеологической деятельности КПСС, в которых наставничество рассматривается как одно из перспективных направлений индивидуальной работы с молодежью в производственном трудовом коллективе, содействующее повышению эффективности идейно-воспитательной работы в целом. Это книги и статьи В. Г. Байковой, М. Ф. Ненашева, В. М. Сафроновой, В. М. Шепеля и др.;

— работы философов, специалистов по теории научного коммунизма, среди которых следует назвать монографии В. А. Мирошниченко, диссертационные исследования А. А. Сидорова, С. Ф. Тетерука. Этими авторами предпринимается попытка осмыслить социальную сущность наставничества, его место и специфику в системе преемственности поколений рабочего класса на этапе зрелого социализма, изучить механизм влияния наставничества на формирование трудовой и общественно-политической активности рабочей молодежи.

Обобщению накопленного опыта и дальнейшему развитию наставничества содействовали проведенные по инициативе партийных организаций Урала первая Всероссийская научно-практическая конференция «Роль наставника в коммунистическом воспитании работающей и учащейся молодежи», состоявшаяся в г. Свердловске в марте 1975 года и первый Всероссийский слет наставников сельской молодежи, состоявшийся в мае этого же года в г. Оренбурге. Вьфабо-танные ими рекомендации были направлены на преодоление формализма в развитии наставничества, активизацию деятельности профсоюзных и комсомольских органов по руководству этим движением и его пропаганде.

Теоретическому осмыслению наставничества, определению статуса и функций «рабочих педагогов» в производственном коллективе, обобщению и распространению лучшего опыта воспитания рабочей молодежи, созданию системы обучения наставников, вооружения их теорией и методикой коммунистического воспитания содействовали также состоявшиеся в 1977 году Всесоюзная научно-практическая конференция «ХХУ съезд КПСС и пути дальнейшего повышения роли наставничества в коммунистическом воспитании молодежи» (г.Ленинград) и Всесоюзная теоретическая конференция «Педагогические основы наставничества» (г.Казань).

Большое значение для организационного оформления и упрочения этого движения, повышения его эффективности имело принятие ряда официальных документов по наставничеству руководящими партийными, профсоюзными и комсомольскими органами.

Однако в изучении наставничества есть еще ряд нерешенных проблем:

— недостаточно разработан вопрос о месте и специфике наставничества в системе коммунистического воспитания;

— требует дальнейшего изучения механизм воздействия наставников на социальное становление молодой смены строителей коммунизма;

— пока предприняты только первые попытки научного обобщения складывающейся системы обучения наставников основам производственной педагогики.

Таким образом, неполнота теоретического исследования наставничества, а также возрастание его практической значимости определили выбор темы диссертации.

— 9.

Цель и задачи исследования

.

Целью диссертационной работы является изучение места наставничества в системе коммунистического воспитания, выявление тенденций его развития в условиях завершения перехода социалистического общества в его зрелую стадию, определение путей дальнейшего повышения эффективности наставничества.

В связи с этой целью диссертантом были поставлены и решались следующие задачи, которые определили логику исследования и структуру работы:

1. С позиций теории научного коммунизма выяснить место наставничества в системе коммунистического воспитания, показать, что оно превратилось в один из инструментов этой системы, раскрыть его специфику среди других институтов воспитания.

2. Продолжить изучение механизма воздействия наставничества на профессиональное и социальное становление молодых производственников.

3. На основе анализа современного состояния наставничества выработать конкретные рекомендации по повышению его эффективности.

Методология исследования.

Методологическую основу исследования составляют труды классиков марксизма-ленинизма, Программа КПСС, Конституция (Основной Закон) СССР, материалы съездов и Пленумов ЦК КПСС, постановления Центрального Комитета КПСС. Автор опирался также на речи и статьи Л. И. Брежнева, Ю. В. Андропова, Генерального секретаря ЦК КПСС тов. К. У. Черненко, других руководителей Коммунистической партии, в которых нашли отражение вопросы коммунистического воспитания советских людей, молодого поколения нашего народа.

Важное значение для решения задач, поставленных в работе, имеет созданная К. Марксом, Ф. Энгельсом, В. И. Лениным научная теория личности, выводы и положения об общественной сущности человека, условиях и путях формирования всесторонне развитой личности, возрастании субъективного фактора в этом процессе.

Автор опирался также на труды советских философов В. Г. Афанасьева, Л. П. Буевой, Г. Е. Глезермана, В. Ж. Келле, М. Я. Ковальзона по общим вопросам теории исторического материализма и научного коммунизма, к исследованиям Л. М. Архангельского, С. М. Ковалева, Л. Н. Когана, В. С. Овчинникова, Г. Л. Смирнова по проблеме формирования социалистического типа личности, к ряду коллективных монографий по развитому социализму, социалистическому образу жизнипри выяснении особенностей проявления преемственности поколений на этапе развитого социализма автор обращался к работам А. И. Афанасьевой, С. Н. Иконниковой, А. И. Савенкова.

Автор опирался также на работы Э. Л. Васиной, Е. Ф. Сулимова, Ж. Т. Тощенко по проблемам коммунистического воспитания, труды выдающихся советских педагогов А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, педагогические исследования Н. И. Болдырева, Т. А. Ильиной, Б. Т. Лихачева.

Кроме литературных источников, при написании диссертации использованы результаты проведенного в 1982 г. на б предприятиях Среднего Урала комплексного социологического исследования наставничества, которое осуществлялось при непосредственном участии автора. С целью получения достоверной информации о состоянии наставничества, его влиянии на профессиональное и социальное становление молодых производственников в различных сферах деятельности людей в качестве объекта исследования были определены отдельные цехи и подразделения производственного объединения «Уралмашзавод», Свердловского домостроительного и Красноуральского медеплавильного комбинатов, Камышловская швейная фабрика, совхоз «Пионер» Талицкого района, Свердловская городская больница № 27.

В конкретную исследовательскую задачу входило изучение влияния наставников на различные стороны производственной и общественной деятельности молодежи, воздействия воспитательно-педагогической деятельности на социальный облик самих наставников, анализ складывающейся системы обучения наставников основам производственной педагогики, вооружения их методикой коммунистического воспитания молодежи.

В процессе подготовки диссертации были изучены также материалы текущих архивов, документы по руководству наставничеством Свердловского и Челябинского обкомов КПСС, ряда горкомов и райкомов КПСС Свердловской области, Свердловского областного совета профсоюзов и Свердловского обкома ВЛКСМ, документация по наставничеству ряда трудовых коллективов Среднего и Южного Урала.

Научная новизна исследования.

— на основе рассмотрения системы коммунистического воспитания как совокупности его социальных институтов автором предпринимается попытка выявить место и специфику наставничества среди других институтов этой системы, показать их взаимосвязь;

— в работе обосновываются объективная необходимость и тенденции дальнейшего развития наставничества в условиях завершения перехода социалистического общества в его зрелую стадию;

— обобщается опыт создания единой системы вооружения наставников методами и приемами производственной педагогики;

— на основе анализа современного состояния наставничества высказываются некоторые практические рекомендации по повышению эффективности этого социального института.

Практическая значимость исследования.

Исследование имеет выход в практику коммунистического воспитания. Выработанные на его основе рекомендации могут быть использованы руководящими партийными, профсоюзными и комсомольскими органами в совершенствовании воспитательно-педагогической деятельности трудовых коллективов, направленной на профессиональное и социальное становление молодой смены советского народа, формирование всесторонне развитой личности.

Выводы диссертации могут представлять интерес и для органов самоуправления института наставничества в их деятельности по совершенствованию методического обеспечения наставничества, изучению, обобщению и распространению лучшего опыта производственной педагогики.

Теоретические выводы исследования могут быть использованы в дальнейшем изучении системы коммунистического воспитания, при осуществлении философско-социологического анализа его проблем. Автор полагает также, что основные теоретические выводы исследования могут быть использованы в лекциях по научному коммунизму, теории и практике коммунистического воспитания, в том числе в таких темах как «Сущность коммунистического воспитания», «Особенности организации коммунистического воспитания среди различных групп трудящихся», «Взаимодействие основных социальных институтов воспитания» .

Апробация работы.

Результаты исследования докладывались автором на проведенной Свердловским обкомом КПСС совместно с журналом ЦК КПСС «Политическое самообразование» и Академией общественных наук при ЦК КПСС научно-практической конференции «Политическая культура развитого социализма: пути и средства формирования» (Свердловск, 1980, сентябрь) и на региональной научно-практической конференции «Пути совершенствования экономического, социально-политического и духовного развития трудового коллектива» (Свердловск, 1982, октябрь).

Содержание работы нашло отражение в следующих публикациях автора:

1. Наставничество и нравственное воспитание молодежи. — Политическая агитация, 1980, № б, с.1−8.

2. Роль наставничества в формировании политической культуры молодых рабочих в современных условиях. — В кн.: Политическая культура развитого социализма: пути и средства формирования. Тезисы докладов научно-практической конференции. Секция У. -Свердловск, 1980, с.33−35.

3. Наставничество как социальный институт развитого социалистического общества. — В кн.: Пути совершенствования экономического, социально-политического и духовного развития трудового коллектива. / Под ред. В. П. Мазырина, Л. А. Зиминой и др., — Свердловск: Свердл.высш.парт.школа, 1982, с.153−155.

4. Перспективный комплексный план идейно-воспитательной работы горкома (райкома) КПСС на I98I-I985 годы. Методические рекомендации. /Под ред. Фадеева В. Е., Подшивалова Н. В. и др. -Свердловск: Свердл.высш.парт.школа, 1982. — 104 с. (В соавторстве) .

5. Наставничество в системе коммунистического воспитания. -В сб.: Философско-социологические проблемы коммунистического воепитания. /Отв.ред. Коростелев Г. М. — Свердловск: Свердл.гос.пед. ин-т, 1983, с.11−19.

6. Проблема субъекта в теории коммунистического воспитания. -В сб.: Философско-социологические проблемы коммунистического воспитания. /Отв.ред. Коростелев Г. М. — Свердловск: Свердл.гос.пед. ин-т, 1983, с.68−76.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

На этале зрелого социализма социальная база воспитательно-педагогической деятельности общества значительно расширяется благодаря добровольному включению в процесс формирования нового человека широких слоев трудящихся. В связи с этим возрастает роль институтов непрофессиональной педагогической деятельности.

Отражением указанной особенности коммунистического воспитания является институт наставничества, возникновение которого было подготовлено объективным процессом совершенствования деятельности рабочего класса по подготовке своей трудовой смены на различных этапах социалистического строительства.

Этот институт выступает действенным каналом преемственности поколений советского народа. Посредством наставничества осуществляется важнейшая функция коммунистического воспитания — передача молодежи всего богатства социального опыта общества зрелого социализма, накопленного старшими поколениями в сфере материального производства, духовной культуры, общественно-политической жизни.

Особенностью данного института является то, что он опирается на такие мощные факторы воспитания личности молодого производственника как общественно организованный труд и социалистический трудовой коллектив, где формируются коренные черты социалистического образа жизни.

Его качественное отличие от опыта непосредственного участия рабочего класса в воспитании молодежи на предыдущих этапах социалистического строительства заключается прежде всего в организованности и комплексности воспитательного воздействия на молодых производственников.

Осуществляя непосредственную (прямую) передачу трудовых навыков, производственного опыта, наставники способствуют сокращению текучести кадров молодых рабочих и колхозников, выработке у них сознательной трудовой дисциплины, творческого отношения к труду. Вклад наставников в упрочение материальных основ советского образа жизни приобретает особо важное значение в связи с тем, что ныне молодое поколение является практически единственным источником пополнения кадрами многих отраслей народного хозяйства.

Исследование наставничества показывает, что оно позволяет органически сочетать преемственность в сфере материального производства с наследованием духовных ценностей общества зрелого социализма, оказывать действенное влияние на социальное становление трудового пополнения советского народа. Осуществляя преемственность в сфере духовной жизни общества, наставники воздействуют на формирование у молодежи марксистско-ленинского мировоззрения, приобщают ее к нормам коммунистической морали, помогают преодолевать политическую наивность, равнодушие, содействуют выработке активной жизненной позиции.

Современное состояние наставничества характеризуется тем, что в качестве его субъекта выступают передовые представители не только рабочего, класса, но также колхозного крестьянства, советской интеллигенцииобогащается содержание деятельности рабочих педагогов, направленной на социальное становление личности молодого производственника, ее всестороннее развитиеразвиваются коллективные формы наставничестваскладывается система обучения наставников основам производственной педагогики, методики коммунистического воспитания.

Социальная ценность наставничества не ограничивается его благотворным воздействием на формирование молодой смены строителей коммунизма, — оно содействует также совершенствованию социального облика самих «рабочих педагогов». Именно этим обусловливаются широкие социальные перспективы наставничества как института коммунистического воспитания. Повышению е? оЛ$удет способствовать целенаправленная деятельность общества по его упрочению.

Важнейшими мерами по дальнейшему развитию наставничества мы считаем следующие:

1. Необходимо преодолеть еще имеющую место в отдельных случаях стихийность в развитии наставничестваобеспечить дальнейшее расширение рамок этого института, закрепление наставника за каждым молодым производственником, вступающим в самостоятельную трудовую жизнь.

2. Активнее внедрять коллективное наставничество, особенно его бригадную форму как наиболее действенное средство коммунистического воспитания молодежи, ее успешной адаптации в трудовых коллективахдобиваться органического сочетания коллективного и индивидуального наставничества.

3. Совершенствовать систему обучения наставников. Особое внимание при этом необходимо уделять углубленному изучению вопросов методики коммунистического воспитания, основ рабочей педагогики в школах, семинарах, факультетах и университетах наставников, внедрению активных форм обучения. Нужно шире использовать возможности общества «Знание» в подготовке лекторов и преподавателей для системы обучения наставников и организаторов наставничества.

4. С целью изучения, обобщения и пропаганды передового опыта «рабочей педагогики», оказания помощи наставникам в их дея.

— 139 тельности по педагогическому самообразованию необходимо эффективнее использовать возможности местных издательств, редакций радио и телевидения, многотиражных и стенных газет. По нашему мнению, необходимо издание через «Профиздат» учебных пособий для наставников, чтобы каждый из них был обеспечен такой настольной книгой.

5. Совершенствовать партийное руководство наставничеством на основе координации деятельности администрации, профсоюзных и комсомольских организаций трудовых коллективов в воспитании молодежи. Внедрять опыт планомерного и комплексного решения вопросов профессиональной и социальной адаптации молодых производственников, развития наставничества, включать соответствующие мероприятия в перспективные планы социально-экономического развития предприятий и учреждений, городов и районов, в целевые комплексные программы коммунистического воспитания трудящихся.

По нашему мнению, актуальными проблемами дальнейшего исследования системы коммунистического воспитания являются следующие: во-первых, это проблема разработки перспектив и путей дальнейшего совершенствования этой системы, которая приобретает особую актуальность в связи с реализацией решений июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС, осуществлением реформы общеобразовательной и профессиональной школыво-вторых, проблема разработки теоретических основ взаимодействия различных институтов воспитанияв-третьих, проблема места институтов непрофессиональной педагогической деятельности, в частности, института наставничества, в складывающейся в обществе зрелого социализма системе непрерывного образования.

В дальнейшем изучении наставничества, по мнению автора, необходимо проведение прикладных социологических исследований, направленных на выявление оптимальных форм взаимодействия этого института с другими подсистемами коммунистического воспитания в трудовом коллективе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Произведения классиков марксизма-ленинизма
  2. К. Тезисы о Фейербахе. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-ое изд. т.3, с. X—4.
  3. К. и Энгельс Ф. Немецкая идеология. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. З, с.7−544.
  4. К. и Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии.
  5. К., Энгельс Ф. Соч., т.4, с.419−459.
  6. К. Инструкция делегатам Временного Центрального Советапо отдельным вопросам. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., .т.16, с.194−203.
  7. К. Павлу Васильевичу Анненкову. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.27, с.401−412.
  8. К. Экономические рукописи 1857−1859 годов. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.46, чЛ, с.3−538.
  9. К. Экономические рукописи 1857−1859 годов. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.46, ч. П, с.5−392.
  10. Ф. Положение рабочего класса в Англии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.2, с.231−517.
  11. Ф. Принципы коммунизма. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.4, с.322−339.
  12. Ф. Анти-Дюринг. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.20, с.7−544.
  13. Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Маркс К., Энгельс Ф. Соч^, т.21, с.23−178. Ленин В. И. Отдача в солдаты 183-х студентов. — Полн.собр.соч., т.4, с.391−396.
  14. В.И. 0 смешении политики с педагогикой. Полн.собр.соч., т.10, с.355−358.
  15. В.И. О фракции сторонников отзовизма и богостроительства. Полн.собр.соч., т.19, с.74−108. Ленин В. И. Исторические судьбы учения Карла Маркса. — Полн. собр.соч., т.23, с.1−4.
  16. В.И. Интернационал молодежи. Полн.собр.соч., т.30, с.225−229.
  17. В.И. Доклад о революции 1905 года. Полн.собр.соч., т.30, с.329−335.
  18. П. Официально-документальные материалы
  19. Материалы майского Пленума Центрального Комитета КПСС, 1982 г. -М.: Известия, 1982.-122 с.
  20. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 22 ноября 1982 г. -М.: Политиздат, 1982. 30 с.
  21. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14−15 июня 1983 г. -М.: Политиздат, 1983. 80 с.
  22. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 26−27 декабря 1983 г. М.: Политиздат, 1984. — 31 с.
  23. Об осуществлении Орским горкомом КПСС комплексного решения вопросов идейно-воспитательной работы. Постановление Центрального Комитета КПСС 25 августа 1977 года. Справочник партийного работника, 1978, вып.18, с.247−251.
  24. Резолюция ХУП съезда профсоюзов СССР по Отчетному докладу Всесоюзного Центрального Совета профессиональных Союзов. Правда, 1982, 20 марта.
  25. Ш. Произведения руководителей Коммунистической партии и Советского государства.
  26. К.У. Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии. Доклад на Пленуме ЦК КПСС. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14−15 июня 1983 г., с.27−66.
  27. Ю.В. Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР. М.: Политиздат, 1983. — 31 с.
  28. Ю.В. Речь на Пленуме ЦК КПСС 22 ноября 1982 г. Коммунист, 1982, с.14−22.
  29. Ю.В. Речь на Пленуме ЦК КПСС 15 июня 1983 г. Правда, 1983, 16 июня.
  30. Ю.В. Выступление на встрече в ЦК КПСС с ветеранами партии. Правда, 1983, 16 августа.
  31. К. Обострение идеологической борьбы на мировой арене и политическое воспитание трудящихся. Коммунист, 1982, № 16, с.32−46.
  32. М.А. Дело всей партии. Доклад на Всесоюзном совещании идеологических работников. 16 октября 1979 г. М.: Политиздат, 1979. — 47 с.
  33. М.А. Вступительное слово на Всесоюзном семинаре совещании идеологических работников. 20 апреля 1981 г. — Коммунист, 1981, № 15, с.3−7.1У. Материалы и статистические сборники.
  34. Народное хозяйство СССР за 60 лет. Юбил.стат.ежегодн. М.: Статистика, 1977. — 710 с.
  35. Народное хозяйство СССР, 1922−1982. Юбил.стат.ежегодн. М.: Финансы и статистика, 1982. — 623 с.
  36. Г. С. Молодежь Запада: пути и судьбы. Л.: Лен-издат, 1977. -.246 с.
  37. В.Е., Гадживи Н. М., Минич A.M. Наставничество и педагогика. Ташкент: Укитувчи, 1978. — 144 с. Андреев Ю. П. Категория «социальный институт». — Философские науки, 1984, № I, с.134−137.
  38. В.В. Наставничество: Рек.библиогр.указатель. М.: Книга, 1983. — 45 с.
  39. В.Г. Динамика социальных систем. Коммунист, 1980, № 5, с.56−70.
  40. В.Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980. -368 с.
  41. В.Г. Человек в управлении обществом. М.: Политиздат, 1977. — 382 с.
  42. В.Г. Идеологическая работа КПСС в условиях развитого социализма. М.: Мысль, 1977. — 214 с.
  43. С.Я. Актуальные проблемы подготовки рабочих высокой квалификации. М.: Педагогика, 1976. — 223 с. Батышев С. Я. Производственная педагогика (учебн.). — М.: Машиностроение, 1976. — 602 с.
  44. С.Я. Основы педагогической деятельности наставника. -М.: Знание, 1977. 63 с.
  45. Л.А. Воспитательно-педагогическая деятельность как вид социальной деятельности. В сб.: Социологические проблемы формирования личности /Отв.ред. Коростелев Г. М. — Свердловск: Свердл.гос.пед.ин-т, 1977, с.82−84.
  46. Л.А. Социальные функции воспитания. В сб.: Философ-ско-социологические проблемы теории воспитания /Редкол.: Коростелев Г. М., Юферов Б. А., Прядеин А. П. — Свердловск: Свердл. гос.пед.ин-т, 1980, с.32−45.
  47. Л.П. Социальная среда и сознание личности. М.: МГУ, 1968. — 268 с.
  48. С.Г., Ходаков А. И. Педагогика приходит в цех.
  49. О проблемах воспитания молодых рабочих. JI.: Лениздат, 1977. -143 с.
  50. В помощь наставнику /Под общ.ред. В. С. Русейкиной. Пермь: Пермское кн. изд-во, 1980. — 90 с.
  51. Г. Е. Формирование, воспитание, самовоспитание личности. Вопросы философии, 1976, № 4, с.27−41. Громов И. А., Ерошина Н. Р. Наставничество в производственных коллективах. (Формы и методы работы). — Л.: Знание, 1977. -40 с.
  52. Г. Г. Рабочий на капиталистическом предприятии. -М.: Наука, 1969. 410 с.
  53. .В. Наставник Иван Травников. Свердловск: Ср.-Ур.кн. изд-во, 1975. — 84 с.
  54. Н.П. Научно-техническая революция и вопросы подготовки кадров в развитых странах капитализма. М.: Наука, 1971. -283 с.
  55. Н.П. Научно-техническая революция и проблемы структуры рабочей силы: (По материалам развитых капиталистических стран). М.: Наука. 319 с.
  56. И. Я. Профессиональная ориентация и профотбор в капиталистических странах. М.: Экономика, 1968. — 79 с. Киселев Н. Н. Рабочий класс и коммунистическое воспитание молодежи. Научный коммунизм, 1975, № 4, с.93−95.
  57. С.М. Формирование социалистической личности. М.:1. Мысль, 1980. 228 с.
  58. JI.H. Социальные силы человека. Философские науки, 1981, № б, с.21−28.
  59. Л.Н., Павлов Б. С. Молодой рабочий: вчера, сегодня. -Свердловск: Ср.-Ур. кн. изд-во, 1976. 176 с. Козырин В. А. Наставничество: опыт, проблемы, методика. — М.: Мол. гвардия, 1976. — 159 с.
  60. В.А. Наставник и соревнование. М.: Профиздат, 1980. -112 с.
  61. Кон И. С. Психология юношеского возраста: проблемы формирования личности (уч.пособ. для пед. ин-тов). М.: Просвещение, 1979. — 175 с.
  62. Г. М., Павлов Б. С., СавенксвА.И. Рабочие династии и воспитание молодого поколения. Социологические исследования, 1978, № 4, с.129−132.
  63. П.П. Педагогика наставничества. Барнаул: Алт.кн. изд-во, 1977. — III с.
  64. А.Э., Талалай М. И. Молодежь приходит на производство. М.: Профиздат, 1978. 80 с.
  65. А.Т., Новикова Л. И. 0 системном подходе в исследовании проблем воспитания. Советская педагогика, 1970, № 10, с.96−101. Кузьмин В. П. Принцип системности в теории и методологии К.Маркса. — М.: Политиздат, 1976. — 230 с.
  66. М.М. Молодое пополнение рабочего класса СССР (процесс формирования и воспитания. I9I7-I979). М.: Мысль, 1979. -189 с.
  67. И.И. Наука как социальный институт. Л.: Наука, 1971. -179 с.
  68. .Т. Теория коммунистического воспитания (опыт методологического исследования). М.: Педагогика, 1974. — 493 с. Лобанов А. С., Пермяков В. В. Наставничество в трудовом коллективе.- - М.: Знание, 1978. — 53 с.
  69. К.Н. Проблема субъекта и объекта в немецкой классической и марксистско-ленинской философии. М.: Высшая школа, 1981. — 264 с.
  70. В.П., Пономарев Л. Н. Трудовые династии. М.: Политиздат, 1981. — 64 с.
  71. А.С. Воспитание гражданина. М.: Просвещение, 1968. -344 с.
  72. Материалы первого Всесоюзного слета наставников в сельском хозяйстве (12−13 мая 1975 г. в г. Оренбурге). Челябинск: Юж.-Ур.кн.изд-во, Оренб. н-иссл.ин-т с/х, 1975. — 95 с.
  73. Методические материалы потставничеству. Курган: 1980. -24 с.
  74. В.А. Наставники. Омск: Зап.-Сиб.кн.изд-во, 1977. — 207 с.
  75. В.А. Социальное становление личности в трудовом коллективе. Формы и методы рабочей педагогики. Омск: Зап. -Сиб.кн.изд-во, 1973. — 607 с.
  76. Наставник активный воспитатель молодежи. Сб./Сост.А. Т. Иванов. — М.: Политиздат, 1976. — 143 с.
  77. Наставники рабочей молодежи. Сб./Сост. Крамаренко С. И., Сидоров В. А. М.: Мол. гвардия, 1979. — 224 с.
  78. Наставники сельской молодежи. Из опыта работы наставников Оренбуржья. Сб. Оренбург: 1975. — 71 с.
  79. Наставник организатор и воспитатель. Рек. указатель лит-ры. -М.: 1980. — 21 с.
  80. Наставничество: успехи и трудности. Наука и жизнь, 1975. № 7, с.2−8.
  81. Н.А., Лавров Н. И. Наставничеству-внимание профсоюзных организаций. М.: Профиздат, 1978. — 80 с. Некоторые проблемы организации и развития наставничества. Сб. науч.тр. /Науч.ред.Новосельцева В. А. — М.: ВКШ при ЦК ВЛКСМ, 1У80. — 164 с.
  82. М.Ф. Идейно-воспитательная работа КПСС. М.: Политиздат, 1980. 242 с.
  83. В.А. Наставничество: развитие рабочих традиций. -Молодой коммунист, 1977, № 2, с.49−51.
  84. В.А. Традиции рабочего класса и колхозного крестьянства молодежи. Аннот. указатель лит-ры по наставничеству. — М.: Знание, 1979. — 46 с.
  85. Л.С. Наставничество закон жизни. — Тула: Приокское кн. изд-во, 1979. — 89 с.
  86. B.C. Социальное планирование и коммунистическое воспитание. Л.: Знание, 1980. — 40 с.
  87. Основные факторы формирования личности в условиях развитого социализма. Тезисы сообщений на Всесоюзной научной конференции. М.: АН СССР, ин-т социол.иссл., сов.социол.ассоциация, 1979. — 72 с.
  88. Основы производственной педагогики /Под ред. Э. А. Гришина и Ю. А. Дмитриева. Ярославль: Владимир.обл.отдел педагог. об-ва РСШСР, 1979. 384 с.
  89. B.C. Исследование социально-классовой преемственности поколений. Свердловск: УНЦ АН СССР, 1979. — 42 с. Павлов B.C., Андрианов В. В. Проблемы развития движения наставничества в рабочем классе. — Свердловск: УНЦ АН СССР, 1980. -75 с.
  90. Е.М. Опыт исследования состава и эффективности деятельности рабочих-наставников. Социологические исследова-вания, 1978. № 4, с. 133−136.
  91. Л.И. Опыт старших молодым. — М.: Профиздат, 1976. -80 с.
  92. Педагогика (учебн.пособие для пед. ин-тов) /Под ред. Болдырева Н. И. и др. М.: Просвещение, 1968. — 526 с.- 153
  93. Педагогика (уч.пособие для студентов факультетов педагогики и методики начального обучения пед. ин-тов) /Под ред.С. П. Баранова и др. М.: Просвещение, 1976. — 352 с.
  94. Педагогика и психология Наставничества (учебн.пособие) /Под ред. Э. А. Гришина. Владимир: Владимир.гос.пед.ин-т им. Лебедева-Полянского, 1975. — 178 с.
  95. Педагогга&школы /Под ред. Г. И. Щукиной. М.: Просвещение, 1977. -383 с.
  96. Педагогическая энциклопедия /Гл.ред.: И. А. Каиров, Ф. Н. Петров. -М.: Сов. Энциклопедия, т.1, 1964. 831 с.
  97. Педагогические основы наставничества. Материалы теоретической конференции /Под общ.ред. С. Я. Батышева и И. М. Махмутова, ч. I. -М.: 1977. 324 с.
  98. Педагогические основы наставничества. Материалы теоретической конференции /Под общ.ред. С. Я. Батышева и И. М. Махмутова, ч.П. М.: 1977, с.325−654.
  99. Н.Н. Общие основы теории коммунистического воспитания (уч.пособие). Л.: Лениздат, 1975. — 131 с.
  100. П.В. Эффективность коммунистической пропаганды. М.: Политиздат, 1975. — 351 с.
  101. Преемственность поколений как социологическая проблема /Редкол.:
  102. Л.Н.Москвичев (отв.ред.), А. И. Володин, Б. Н. Бессонов. М.:Мысль, 1973. — 287 с.
  103. Преемственность поколений революционных борцов. Коммунист, 1978, № 3, с.3−8.
  104. Рабочая книга наставника: практ. пособие /Сост. С. И. Крамаренко. М.: Профиздат, 1981. 176 с.
  105. Рабочая книга социолога /Редкол.: Г. В. Осипов (отв.ред) и др. -М.: Наука, 1976. 511 с.
  106. Л.С. Наставничество: история и современность. М.: Знание, 1982. — 64 с.
  107. Роль наставничества в формировании личности молодого рабочего. Сб.науч.тр. /Отв.ред. Ходаков А. И. Л.: Высш.профс.школа культуры, 1981. — 100 с.
  108. М.Н. Тенденции развития социальной структуры советского общества. Коммунист, 1977, № 7, с.57−66. Салимова К. Проблемы педагогики в фокусе идеологической борьбы. — Коммунист, 1980, № 2, с.83−94.
  109. В.М. Повышать эффективность идеологической работы. -М.: Моск. рабочий, 1980. 192 с.
  110. Л.Е. ХХУ съезд КПСС и проблемы формирования новогочеловека. В сб.: Философский анализ личности нового человека. -М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1976, с.15−19.
  111. В. Комсомол и наставничество. Советская педагогика, 1977, № 10, с.25−34.
  112. В.В. Особенности развития наставничества рабочей молодежи в западных областях Украинской ССР, 1981. 9 с. Рукопись представлена Львовск.гос.ун-том им. И.Франко. Деп. в ИНИОН АН СССР, 12 февраля, № 9310−82.
  113. Н.А. Коммунистическое воспитание и роль клубных учреждений. В сб.: Экономические и социально-политические проблемы советского общества /Отв.ред. В. Г. Нестеров. — Свердловск: Свердл.высш.парт.школа, 1972, с.124−134.
  114. А.А. Школа идейной и нравственной зрелости (из опыта организации наставничества в Белоруссии). М.: Профиздат, 1978. 86 с.
  115. Г. Л. Конституция развитого социализма и теоретические вопросы всестороннего развития личности. Научный коммунизм, 1978, № 2, с.3−13.
  116. Социалистический образ жизни и новый человек /Под общ.ред. А. И. Арнольдова, Э. А. Орловой и др. М.: Политиздат, 1978. -207 с.
  117. Социалистический образ жизни и проблемы воспитания личности /Рук.авт.кол-ва: Ф. Р. Косолапов и И. Ф. Надольный. Киев: Вища школа, 1979. — 303 с.
  118. Социальные резервы трудового коллектива. Сб.ст./Под ред. Л. Н. Когана. М.: Профиздат, — 328 с.
  119. Социологические проблемы воспитания и обучения. Социологические исследования, 1979, № 3, с.53−74.
  120. Социологические исследования: результаты, проблемы и задачи. -Коммунист, 1980, № 13, с.79−92.
  121. В.Н. Социальный эксперимент в педагогическом процессе. Социологические исследования, 1980, № 2, с.129−137. Столяр И. Наставничество как педагогическое явление. — Социалистическое соревнование, 1980, № 2, с.64−67.
  122. И. Трудности начального периода. Социалистическое соревнование, 1981, № 2, с.67−76.
  123. Е.Ф. Некоторые концептуальные вопросы теории и практики коммунистического воспитания. Научный коммунизм, 1977, № 6, с. ЮЗ-ИО.
  124. Е.Ф. Сущность и структура коммунистического воспитания. Вестник Московск. ун-та. — М.: МГУ, Серия 12: теор.научн. коммунизма, 1979, № 2, с.67−79.
  125. В.А. Избранные педагогические сочинения, т.1. -М.: Педагогика, 1979. 558 с.
  126. Теория и методика коммунистического воспитания в школе (уч.пособие для пед. ин-тов) /Под ред. Г. И. Щукиной. М.: Просвещение, 1974. — 288 с.
  127. А.И. Общая теория систем. М.: Наука, 1978. — 272 с. Фартухова Г. В. Комплексный подход — путь повышения эффективности идеологической работы. — Киев: Высш.парт.школа при ЦК Компартии Украины, 1981. — 44 с.
  128. Е.А. Теория и практика коммунистического воспитания (методическая разработка). Новосибирск: Новосибир.высш. парт. школа, 1979. — 103 с.
  129. Г. Н. Формирование всесторонне развитой личности в условиях зрелого социализма. Советская педагогика, 1980, № 7, с.3−7.
  130. Философская энциклопедия /Гл.ред. Ф. В. Константинов. М.: Сов. Энциклопедия, т.4, 1968. — 591 с.
  131. Философская энциклопедия/ Гл.ред. Ф. В. Константинов. М.: Сов. Энциклопедия, т.5, 1970. — 470 с.
  132. Ф.С. Марксизм-ленинизм и проблемы преемственности поколений. Социологические исследования, 1977, № 3, с.45−51. Черник Д. Т. Трудовые ресурсы и эффективность производства. -М.:Моск.рабочий, 1981. — 168 с.
  133. Ф.Э. Методические аспекты социологического исследованиянаставничества. Социологические исследования, 1977, № 2, с.148−158.
  134. Экономика и воспитание главные сферы борьбы за коммунизм. -Коммунист, 1980, № 9, с.3−13.
  135. B.C. Нравственное воспитание молодежи: советы наставнику. М.: Профиздат, 1977. — 96 с.
  136. Я. Тревоги молодежи Запада. (Пер.с польск.). М.: Прогресс, 1976. — 157 с.
  137. У1. Авторефераты, диссертации.
  138. Л.А. Воспитание как общественное явление (социологический анализ). Дис.. канд.филос.наук. Свердловск: 1981. — 157 л.
  139. Э.Л. Сущность, содержание и система коммунистического воспитания в условиях развитого социализма. Автореф. дис.. докт.филос.наук. — М.: 1974. — 35 с.
  140. Варголик Юрай, Чмолик Отто. Преемственность поколений и формирование коммунистического сознания молодежи в условиях социалистического общества (на материалах Чехословакии). Автореф. дис.. канд.филос.наук. М.: 1973. — 40 с. '
  141. Н.М. Наставничество фактор повышения трудовой и общественной активности рабочей молодежи. Дис.. канд. филос.наук. — М.: 1978. — 173 л.
  142. И.С. Психологический анализ наставничества и его роль в становлении выпускников школы. Дис.. канд.психол.наук. -Киев: 1977. 158 л.
  143. И.И. Патриотическое движение наставничества и его роль в формировании у молодежи коммунистического отношения к труду. Дис.. канд.ист.наук. М.: 1980. — 188 л.
  144. А. А. Наставничество как важный фактор профориентацион-ной работы школы и производства. Дис.. канд.пед.наук. -Киев, 1977. 224 л.
  145. В.Н. Преемственность поколений рабочего класса в условиях развитого социализма. Автореф. дис.. канд.филос.наук. • М.: 1979. 19 с.
  146. Н.Б. Социальный институт как общественное явление (на материалах институтов культуры). Автореф. дис.. канд.филос. наук. Свердловск: 1981. — 19 с.
  147. А.И. Социально-педагогические условия адаптации молодого рабочего в производственном коллективе. Дис.. канд. пед.наук. Л.: 1976. — 289 л.
  148. С.Ф. Наставничество важный фактор развития социальной активности молодежи. Дис.. канд.филос.наук. — Киев: 1976. — 173 л.
Заполнить форму текущей работой