Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Модели и методы организации торговой сети предприятия на рынке строительных материалов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Достоверность и обоснованность научных положений, выводов и рекомендаций подтверждается: анализом многочисленных работ отечественных и зарубежных авторов в области организации ТСПкорректным использованием математических и инструментальных методоврезультатами проведенных экспериментальных расчетоввнедрением результатов исследования в практику работы ряда торговых предприятий на рынке строительных… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Анализ моделей и обоснование комплекса задач организации торговой сети предприятия на рынке строительных материалов
    • 1. 1. Организация торговой сети предприятия
    • 1. 2. Анализ денежных потоков торговой сети предприятия
    • 1. 3. Анализ моделей и методов организации торговой сети предприятия
    • 1. 4. Обоснование комплекса задач организации торговой сети предприятия на рынке строительных материалов
  • Выводы по главе 1
  • Глава 2. Разработка моделей организации торговой сети предприятия на рынке строительных материалов
    • 2. 1. Классификация каналов сбыта торговой сети предприятия на рынке строительных материалов
    • 2. 2. Обоснование системы моделей организации торговой сети предприятия
    • 2. 3. Оптимизационная модель организации торговой сети предприятия
    • 2. 4. Имитационная модель прогнозирования товарооборота
    • 2. 5. Геоинформационная модель выбора месторасположения каналов сбыта торговой сети предприятия
  • Выводы по главе 2
  • Глава 3. Выбор программных средств и экспериментальные расчёты по моделям организации торговой сети предприятия на рынке строительных материалов
    • 3. 1. Выбор программных средств
    • 3. 2. Экспериментальные расчёты по моделям организации торговой сети предприятия
  • Выводы по главе 3

Модели и методы организации торговой сети предприятия на рынке строительных материалов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Организация торговой сети предприятия (ТСП) — новое для нашей страны явление в организационном дизайне бизнес-процессов. Сетевые структуры находятся на лидирующих позициях практически во всех рыночно ориентированных сферах деятельности. Анализ мировых тенденций в области организационного дизайна даёт основание полагать, что за сетевыми структурами будущее развития российской торговли. Ужесточение конкурентной борьбы на отечественных рынках и наступление международных торговых сетей являются мощным катализатором этого процесса.

Под торговой сетью [13] понимается совокупность торговых предприятий, расположенных в пределах конкретной территории или находящихся под общим управлением. В диссертации рассматривается ТСП на рынке строительных материалов.

В рамках торговой сети предприятия на рынке строительных материалов проявляется тенденция объединения оптовой и розничной форм торговли с сохранением их преимуществ.

Важное экономическое и социальное значение ТСП определяется низким уровнем цен, удобным месторасположением для покупателей, быстрой реакцией на потребительский спрос, большим товарооборотом (около 60%) и возможностью трудоустройства для значительной части трудоспособного населения (около 12%).

Ключевой задачей организации торговой сети предприятия является управление денежными потоками с целью согласования интересов головного предприятия, каналов сбыта и потребителей.

В качестве эффективного инструмента организации торговой сети предприятия может быть использовано математическое моделирование, позволяющее решать задачи максимизации прибыли и контролировать платежеспособность, что особенно важно в современных условиях.

Данный комплекс вопросов и потребности практики в совершенствовании организации торговой сети предприятия на рынке строительных материалов определяют актуальность заявленной в диссертационной работе темы.

Анализ специальной литературы, проведённый в процессе подготовки к выполнению настоящей работы, свидетельствует о том, что проблема организации торговой сети предприятия недостаточно изучена. В связи с проявлением тенденции перехода организационных форм торговли к сетевым структурам, появилась необходимость изучения данной проблемы, которая теперь находится в центре внимания как отечественных, так и зарубежных специалистов. Исследованию данной проблемы в той или иной степени посвящены монографии таких авторов как М. И. Баканов, ГТ.А. Ватник, A.A. Емельянов, О. О. Замков, B.C. Кабаков, В. М. Корабельников, В. В. Лукашевич, К. Менар, Б. З. Мильнер, В. П. Попков, А. П. Приходченко, В. Н. Соколов, А. Н. Соломатин, М. В. Сорокина, A.A. Спирин, Г. П. Фомин, Л. Э. Хазанова, Р. Х. Холл, В. В. Царёв, A.B. Moore, В. Render, Sadler Ph. и др. Однако анализ публикаций демонстрирует явную недостаточность и дискуссионность освещения данной проблемы. Поэтому тема диссертации, посвященная организации ТСП с использованием современных каналов сбыта, характерных для рынка строительных материалов, и математических моделей, отражающих особенности этого рынка, является актуальной.

Цель и задачи исследования

.

Целью диссертации является исследование и разработка системы моделей организации торговой сети предприятия с учётом факторов конкурентоспособности и особенностей рынка строительных материалов.

Исходя из целей диссертационного исследования были поставлены и решены следующие взаимосвязанные задачи:

1. Обоснование места и роли ТСП.

2. Классификация каналов сбыта.

3. Анализ моделей и методов организации ТСП.

4. Обоснование комплекса задач организации ТСП с использованием математических моделей.

5. Исследование роли случайных факторов и влияния сезонности в денежных потоках ТСП на рынке строительных материалов.

6. Обоснование системы моделей организации ТСП на рынке строительных материалов.

7. Построение оптимизационной модели организации ТСП на рынке строительных материалов.

8. Разработка имитационной модели прогнозирования товарооборота предприятия торговли на рынке строительных материалов.

9. Разработка геоинформационной модели выбора месторасположения каналов сбыта ТСП.

10. Выбор программного обеспечения для моделирования.

11. Проведение экспериментальных расчетов и интерпретация результатов. Объектом диссертационного исследования является торговая сеть предприятия на рынке строительных материалов.

Предметом исследования являются модели и методы организации торговой сети предприятия.

Методы исследования.

Для решения поставленных в работе задач применялись методы целочисленного линейного программирования, имитационное, геоинформационное моделирование и инструментальные средства. Информационную базу исследования составили статистические данные по рынку строительных материалов. Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Предложена классификация каналов сбыта ТСП, отличающаяся охватом всех современных типов каналов сбыта на рынке строительных материалов с учётом масштаба продаж, формата каналов и права владения.

2. Разработана система моделей организации ТСП на рынке строительных материалов, отличающаяся интегративным подходом и учётом особенностей торговли строительными материалами, которая включает в себя: оптимизационную модель организации торговой сети, имитационную модель прогнозирования товарооборота и геоинформационную модель выбора месторасположения каналов сбыта.

3. Построена оптимизационная модель организации ТСП, отличающаяся тем, что в ней отражен потоковый принцип анализа денежных средств в сочетании с требованиями постановки задачи линейного программирования.

4. Разработана имитационная (стохастическая) модель прогнозирования товарооборота, учитывающая предпочтения каждого покупателя в отдельности, влияющих на его индивидуальный выбор товара.

5. Построена геоинформационная модель выбора месторасположения каналов сбыта ТСП на рынке строительных материалов, отличающаяся использованием комбинаторного подхода и балльных оценок экспертов и покупателей для определения оптимального варианта размещения ТСП с учётом географических особенностей местности.

Практическая значимость.

Практическая значимость результатов диссертационного исследования состоит в том, что предлагаемые модели и методы позволяют оценить конкурентоспособность, долю рынка и прогнозируемый товарооборот, обосновать территориальное размещение каналов сбыта различного типа, и на этой основе выбрать оптимальную торговую сеть.

Достоверность и обоснованность научных положений, выводов и рекомендаций подтверждается: анализом многочисленных работ отечественных и зарубежных авторов в области организации ТСПкорректным использованием математических и инструментальных методоврезультатами проведенных экспериментальных расчетоввнедрением результатов исследования в практику работы ряда торговых предприятий на рынке строительных материалов г. Сан кт-Петербур га.

Апробация и внедрение результатов исследования Основные положения работы докладывались на научных семинарах и научно-практических конференциях СПбГИЭУ. Основные результаты диссертации внедрены в практику работы головного предприятия торговой сети ООО «НТ-Строй».

Публикации.

Основные положения диссертации отражены в пяти опубликованных научных работах.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

Выводы по главе 3.

1. Для экспериментальных расчетов по оптимизационной модели организации ТСП и имитационной модели прогнозирования товарооборота был выбран пакет Microsoft Excel, позволяющий решать как задачи математического программирования, так и имитационного моделирования. Выбор этого пакета обусловлен возможностью использования общих исходных данных для решения указанных задач, графического представления результатов и его достаточностью.

2. Для экспериментальных расчетов по геоинформационной модели выбора месторасположения каналов сбыта ТСП использовалась геоинформационная система ArcView и пакет WinQSB.

3. Для решения задачи по оптимизационной модели организации ТСП была использована программа «Поиск решения». Расчет по модели показал, что прибыль от реализации может быть увеличена на 20%.

4. Программа имитационного (стохастического) моделирования прогнозирования товарооборота, основанная на применении такого инструментального средства MS Excel, как «Генератор случайных чисел» позволяет определить долю рынка и прогнозируемый товарооборот с заданным уровнем вероятности.

5. Геоинформационная модель выбора месторасположения каналов сбыта ТСП позволяет определить исходные данные для решения задачи по оптимизационной модели организации ТСП, а также определить оптимальный вариант размещения каналов сбыта ТСП. Для получения оптимального варианта размещения каналов сбыта был использован пакет WinQSB, в состав которого входит программа Assignment Problem (Задача о назначении), предназначенная для решения задач венгерским методом, включающая до 60 свободных мест и 60 каналов сбыта.

6. Значение полученных результатов для практики состоит в том, что они позволяют повысить обоснованность решений по организации ТСП с целью увеличения прибыли головного предприятия и повышение уровня его конкурентоспособности. 7. Экспериментальные расчеты подтвердили достоверность предлагаемой системы моделей.

Заключение

.

1. Торговые сети, как одна из разновидностей сетевых структур, динамично развиваются в Российской Федерации. Бурное развитие торговых сетей в последние десятилетия обусловлено естественным стремлением капитала к экспансии, процессами глобализации в мировой экономике. Сети позволяют реализовать трудно соединимые требования рынка: многообразие, стандартизацию и специализацию. Доля розничных сетей на рынке строительных материалов в России в 2005 году составила примерно 15%.

2. Предложена классификация каналов сбыта ТСП, которая учитывает современные типы каналов, характерные для рынка строительных материалов.

3. Задача организации ТСП на рынке строительных материалов заключается в выборе оптимального количества каналов сбыта каждого типа с учётом прогнозируемого товарооборота и вариантов месторасположения каналов сбыта на отводимом для этого торговом пространстве.

4. Организация ТСП представляет собой весьма актуальную задачу, решение которой может быть получено с помощью системы математических и инструментальных моделей и методов.

5. В диссертации разработана система моделей и методов организации ТСП, включающая:

• оптимизационную модель организации ТСП;

• имитационную (стохастическую) модель прогнозирования товарооборота;

• геоинформационную модель выбора месторасположения каналов сбыта ТСП.

6. Экспериментальные расчеты, выполненные с использованием инструментов MS Excel «Поиск решения», «Генератор случайных чисел», ГИС.

ArcView и пакета QSB подтвердили работоспособность предлагаемой системы моделей.

7. Достоверность результатов исследования подтверждается: экспериментальными расчётами и практикой использования результатов диссертации головным предприятием торговой сети ООО «НТ-Строй».

8. Значение полученных результатов для теории состоит в развитии моделей и методов организации ТСП.

9. Значение полученных результатов для практики заключается в том, что они способствуют обоснованной организации ТСП, увеличению прибыли от реализации торгового предприятия.

10.Система моделей и методов организации ТСП предназначена для торговых предприятий на рынке строительных материалов, а также органов управления торговлей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. П. В., Баскаков А. Б., Никошин А. В., Проскуряков В. В. Организационные структуры. Ч. 1,2. М., 1974.
  2. Агенство «Качалов и Коллеги» www.lcachalov.ru
  3. Р. Планирование будущего корпорации. — М.: Прогресс, 1985.
  4. В. Г. Эволюция организационных структур // Менеджмент в России и за рубежом 2000. № 1
  5. М. И., Бровиков И. С., Бабурин В. Т. Математические методы анализа в торговле. — М.: Экономика, 1967.
  6. И. А. Торговый менеджмент. Киев: Украинско-Финский институт менеджмента и бизнеса, 1997. 408 с.
  7. Г. Дж. Практическое руководство по управлению сбытом / Пер. с англ. Науч. ред. и авт. предисл. Ф. А. Крутиков. М.: Экономика, 1991. 271 с.
  8. И. А. Имитационное моделирование в информационных системах: Учеб. пособие. СПб.: СПб ГИЭУ, 2004. — 151 с.
  9. В.Н., Емельянов A.A., Порховник Ю. М., Соколов Р. В. и др. Прикладная информатика в экономике: Учебное пособие / Под ред. Ми-хайлушкина А.И. СПб: СПбГИЭУ, 2005. — 407 с.
  10. В. Г. Организация торговли непродовольственных товаров. — М.: Экономика, 1989.
  11. П.А. 50 лекций по микроэкономике: Учебник для вузов: 2-х тт./ СПбГУЭиФ. СПб: Экономическая школа Т.1. — 2000. — 622 е.: ил.
  12. ГОСТ Р 51 303−99 Государственный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения. Утверждён Постановлением Госстандарта России от 11.08.1999 № 242-ст. ГОСТ введён в действие с 01.01.2000.
  13. ГОСТ Р 51 773−2001 Государственный стандарт Российской Федерации. Розничная торговля. Классификация предприятий. Утверждён Постановлением Госстандарта России от 05.07.2001 № 259-ст.
  14. Г. Торговый бизнес: как организовать и управлять: Пер. с англ. — М.:ИНФРА-М, 1996. —304 с.
  15. М. и др. Эффективная работа с Excel 7.О., Питер, 1996.
  16. П.Емельянов A.A. и др. Имитационное моделирование экономических процессов: Учеб. пособие / A.A. Емельянов, Е. А. Власова, Р. В. Дума. Под ред. A.A. Емельянова. — М.: Финансы и статистика, 2002. — 368 е.: ил.
  17. М. Р., Петрова Е. В., Румянцев В. Н. Общая теория статистики: Учебник. Изд. 2-е, испр. и доп. -М.: ИНФРА-М, 1999.-416 с.
  18. О. О., Толстопятенко А. В., Черемных Ю. Н. Математические методы в экономике: Учебник. — М.: МГУ им. Ломоносова, «ДИС», 1997.
  19. B.C., Занадворова A.B. Экономика города: Учебн. пособие.— М.: ИЧП «Изд-во Магистр», 1998. — 272 с.
  20. В., Фёдорова Н. Методика оценки эффективности организационной структуры управления // Консультант директора. 1999. № 2
  21. B.C. Внутрифирменное управление инновациями: Учебное пособие для вузов / СПбГИЭА. СПб: СПбГИЭА, 1999. — 109 е.: ил.
  22. В.М. Стратегия предпринимательства: Учебное пособие / СПбГИЭУ. СПб: СПбГИЭУ, 2001.- 144 е.: ил.
  23. А. А., Финкелынтейн Ю. Ю. Дискретное программирование. М., 1969.
  24. ., Юрьев В., Шахдинаров Г. Методы и модели управления фирмой. СПб: Питер, 2001. — 432 е.: ил. — (Серия «Учебники для вузов»)
  25. . Я. Поиск оптимальных решений средствами Excel 7.0. — СПб.: BHV — Санкт-Петербург, 1997. — 384 е., ил.
  26. А.Р., Рудник Б. Л. Моделирование организационных структур (Классификационный подход). М.: Издательство «Наука», 1981.
  27. И. Я. Анализ финансовых операций. Методы, модели, техника вычислений: Учебн. пособие для вузов. М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998. -400 с.
  28. В. В. Основы менеджмента в торговле. М.: Экономика, 1996. 191 с.
  29. К. Экономика организаций: Пер. с франц. —М.: ИНФРА-М, 1996.
  30. . 3. Теория организации: Учебник. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2005.
  31. . Г. Дискретные задачи классификации взаимосвязанных объектов (обзор). Вопросы анализа сложных систем. Новосибирск, Наука, 1974.
  32. А. А. Разработка модели структур управления. — В кн.: Информация и модели структур управления. М., 1972.
  33. П. С. Геоинформационная модель выбора месторасположения торговой сети предприятия. // Вестник Инжэкона СПб. — 2006. — с.
  34. П. С. Методы проектирования торговой сети предприятия. // Современные аспекты экономики № 13(106) СПб. — 2006. — 270 с.
  35. П. С. Имитационная модель оценки конкурентоспособности продукции на рынке строительных материалов. // Современные аспекты экономики № 11(104) СПб. — 2006. — 266 с.
  36. П. С. Анализ и оценка торговой сети предприятия на основе моделирования. // Менеджмент и экономика в творчестве молодых исследователей. ИНЖЭКОН-2004. VII науч. практ. конф. студ. и асп. СПбГИ
  37. ЭУ 20, 21 апр. 2004 г.: Тез. докл. / Ред. кол.: Б. М. Генкин (отв. ред.) и др. СПб.: СПбГИЭУ, 2004. — 554 с.
  38. Т.И. Торговля потребительскими товарами: проблемы развития и совершенствования. — Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. эконом, унта, 1996.—240 с.
  39. Т.В. Анализ зарубежных теорий территориальной организации торговли // Региональная экономика и региональная политика. Вып. 1. — Екатеринбург, — 1994. — С. 152—162.
  40. В.П. Формирование и оценка конкурентного статуса предпринимательских структур / В. П. Попков, М. А. Шароватов, Б. А. Варламов. -СПб.: Нестор, 2005.- 148 с.
  41. Н. С. Основы управления торговлей М.: Экономика, 1976.
  42. РосБизнесКонсалтинг www.rbk.ru
  43. В.Н. Методы оценки предприятия / СПбГИЭА. СПб.: СПбГИ-ЭА, 1998. — 144 с.
  44. М. В. Менеджмент торгового предприятия. СПб.: Питер, 2003. — 528 е.: ил. — (Серия «Теория и практика менеджмента»)
  45. А. А., Фомин Г. П. Экономико-математические методы и модели в торговле. М.: Экономика. 1988.
  46. Теория систем и системный анализ в управлении организациями: Справочник: Учеб. пособие./ Под ред. В. Н. Волковой и А. А. Емельянова. -М.: Финансы и статистика, 2006. 848 е.: ил.
  47. В.В., Ильина О. П., Приходченко А. П. и др. Информационные системы и технологии в экономике. Учебник / Под ред. проф. В. В. Трофимова. М.: Юрайт-Издат, 2006. — 480с.
  48. Р. А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2002. — 892 с.
  49. Федеральная служба государственной статистики www.gks.ru51 .Филлипс Д., Гарсия-Диас А. Методы анализа сетей. Пер. с англ. М.: МИР. 1984.
  50. Г. П. Математические методы и модели в коммерческой деятельности: Учебник. — М.: Финансы и статистика. 2001. — 544 е.: ил.
  51. Форд JL, Фалкерсон Д. Потоки в сетях. М., 1966.
  52. Л. Э. Математическое моделирование в экономике: Учеб. пособие. — М.: БЕК, 1998.
  53. Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга / Пер. с нем. И. В. Королева и др.- Под ред. и с предисл. А. А. Турчака, Л. Г. Головача, М. Л. Лукашевича.- М.: Финансы и статистика, 1997.- 799 е.: ил. 20.
  54. P. X. Организации: структуры, процессы, результаты. СПб.: Питер, 2001. 512 с. 5.
  55. Ху Т. Целочисленное программирование и потоки в сетях. М., 1974. 4.
  56. В.В. Оценка экономической эффективности инвестиций. СПб.: Питер, 2004.-460 е.: ил.
  57. А. Д. Структура сложных систем. М., 1975.
  58. Экономика и организация деятельности торгового предприятия: Учебник / Под общ. ред. А. Н. Соломатина. М.: ИНФРА-М, 2001. 295 с.
  59. В. Н. Маркетинговые информационные системы промышленных предприятий. СПб.: Изд-во СПбГТУ, 1998.214 с.
  60. Bolman J. G., Deal Т. E. Modern Approaches to Understanding and Managing Organizations. San Francisco: Jossey-Bass, 1984.
  61. Mason J., Burns D. Retailing. Six edition. Houston, 1998.
  62. Mills D. Rebirth of the Corporation. -N.Y.: Wiley, 1991.
  63. Sadler Ph. Designing Organizations. L.: Mercury Book, 1991.132
Заполнить форму текущей работой