Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Механизмы управления межрегиональной экономической интеграцией субъектов Российской Федерации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследования определяется тем, что действующие механизмы управления межрегиональной экономической интеграцией не отвечают современным требованиям. Государство слабо регулирует экономическую интеграцию, а субъекты хозяйствования, вступающие в экономические отношения в рамках экономической интеграции, не имеют четких институциональных и региональных правил взаимодействия. В результате… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Региональная экономическая интеграция — объект исследования
    • 1. 1. Сущность процесса региональной интеграции и реформирования
    • 1. 2. Мировой опыт экономической интеграции
    • 1. 3. Организационные формы экономической интеграции
    • 1. 4. Основные направления экономической интеграции в России
  • Глава 2. Предпосылки и пути экономической интеграции, организационные формы ее реализации
    • 2. 1. Регионализация и стратегические преобразования в экономике
    • 2. 2. Предпосылки и опыт образования новых субъектов Федерации
    • 2. 3. Организационные формы регионального интегрирования на основе экономических районов

Механизмы управления межрегиональной экономической интеграцией субъектов Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования определяется тем, что действующие механизмы управления межрегиональной экономической интеграцией не отвечают современным требованиям. Государство слабо регулирует экономическую интеграцию, а субъекты хозяйствования, вступающие в экономические отношения в рамках экономической интеграции, не имеют четких институциональных и региональных правил взаимодействия. В результате организационные формы межрегиональной экономической интеграции опережают развитие управленческих механизмов, призванных обеспечивать их эффективное функционирование. Отставание управления развитием экономической интеграции от потребностей регионов приводит к снижению возможностей экономического роста территорий и улучшения жизненного уровня населения.

В действующих концепциях управления формированием межрегиональной экономической интеграции мало внимания уделяется формированию гибкой системы критериев межрегиональной экономической интеграции. Накопленный опыт создания новых субъектов Федерации, адекватных потребностям развития национальной экономики, используется недостаточно.

Участники экономической интеграции не ориентированы на соблюдение таких важнейших принципов экономического взаимодействия, как обязательное согласование с государством приоритетов экономической политики, развитие инфраструктуры рынка, использование возможностей социальной интеграции, обеспечение реализации государственных приоритетов за счет коммерческих ресурсов.

Управленческие механизмы не ориентированы на рост эффективности интеграции за счет имеющихся у межрегиональных ассоциаций отлаженных хозяйственных связей и накопленного инновационно — инвестиционного потенциала.

Слабо учитываются преимущества укрупненных субъектов перед субъектами Российской Федерации и федеральными округами. Вместе с тем использование этих преимуществ позволяет в 2−3 раза повысить потенциал территориально-хозяйственных образований и уменьшить показатели межрегиональной социальной и экономической дифференциации населения.

Однако укрупнение территориальных образований Российской Федерации требует особых научно — обоснованных подходов, подтверждающих эффективность и целесообразность подобных преобразований, а также всесторонне учитывающих возможные последствия.

Решение этих проблем является актуальной задачей, имеющей важное научно — практическое значение для экономики и управления народным хозяйством.

Степень научной разработанности темы исследования. Анализ научных трудов в области развития механизмов межрегиональной экономической интеграции, регионального развития и глобализации показывает, что в последние десятилетия в нашей стране усилилось внимание к проблемам социально-экономического развития регионов. Идеи размещения производительных сил и комплексного развития регионов получили в работах Э. Б. Алаева, Э. Ф. Баранова, Н. Н. Баранского, В. Л. Квинта, В. В. Кистанова, Н. Н. Некрасова, А. В. Пробста, Б. С. Хорева и других авторов.

В середине 1990;х годов активно разрабатывались основные положения региональной политики Российской Федерации. Ее разработчиками были А. Г. Гранберг, Ю. С. Дулыциков, А. М. Поздняков, П. Е. Семенов, Б. М. Штульберг и др.

Исследования региональных и межрегиональных проблем в условиях формирования рыночных отношений представлены в трудах отечественных ученых М. К. Бандмана, А. Г. Гранберга, А. Л. Гапоненко, О. В. Грицая, Ю. С. Дулыцикова, И. Н. Евсеенко, Л. А. Иванченко, В. Н. Кириченко, В. Н. Лексина, П. А. Минакира, С. В. Раевского, В. Ф. Уколова и др.

В научных работах указанных авторов проанализирован опыт развития в России региональных экономических подсистем, их государственного регулирования, формирования федеративных, межбюджетных отношений, особенности осуществления экономической политики в регионах, механизмы ее реализации. В периодической печати последних лет появились работы, посвященные исследованию направлений межрегионального экономического сотрудничества, организационных форм регулирования интеграционных процессов в регионах России и за рубежом.

Вместе с тем, в экономической науке еще недостаточно внимания уделяется изучению механизмов управления межрегиональной экономической интеграции субъектов Российской Федерации.

Цель диссертационного исследования состоит в разработке концепции формирования механизмов управления экономической интеграцией субъектов Российской Федерации, адекватных развивающимся формам межрегионального взаимодействия.

Достижение указанной цели потребовало решения следующих взаимосвязанных задач:

— выявления ключевых социально — экономических предпосылок, лежащих в основе механизмов экономической интеграции;

— формирования системы критериев межрегиональной экономической интеграции;

— разработки механизмов передачи ряда управленческих функций с федерального уровня на региональный, дифференциации экономических регуляторов и инструментов стратегического планирования регионального развития;

— определения путей выравнивания уровней социально-экономического развития регионов за счет интеграционных процессов, перелива капиталов и инкорпорирования инновационных технологий управления;

— выявления возможностей и объективных условий преобразования действующего деления территориального пространства России в более крупные территориально — хозяйственные образования.

Объектом исследования является процесс управления формированием механизмов экономической интеграции субъектов Российской Федерации, адекватных развивающимся формам межрегионального экономического взаимодействия.

Предметом исследования выступает совокупность организационно-экономических, в том числе управленческих отношений, возникающих в процессе формирования механизмов управления экономической интеграцией субъектов Российской Федерации, адекватных развивающимся формам межрегионального экономического взаимодействия.

Теоретической и методологической основой исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам региональной экономики, диссертационные исследования, методологические подходы к разработке законодательных актов, Постановлений Правительства РФ и региональных управленческих документов.

В работе использовались общенаучные методы познания, включающие методы как эмпирического (наблюдение, сравнение), так и теоретического исследования (анализ, синтез, декомпозиция, агрегирование), специальные методы экономического и статистического анализа (метод экспертной оценки, метод простого ранжирования).

Новые научные результаты, полученные лично автором, в ходе исследования состоят в следующем. Решена важная научно — практическая задача, имеющая существенное значение для региональной экономики. В концепцию управления формированием механизмов экономической интеграции субъектов Российской Федерации предложены актуальные элементы, адекватные развивающимся формам межрегионального взаимодействия.

Концепция включает выявление ключевых социально — экономических положений, лежащих в основе интеграцииформирование гибкой системы критериев межрегиональной экономической интеграциивключение в. состав участников концепции межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействияиспользование накопленного опыта создания новых субъектов Российской Федерации, адекватных потребностям развития.

В частности:

— выявлены ключевые социально — экономические системы, лежащие в основе механизмов экономической интеграции, доминирующие в процессе развития современных форм межрегионального взаимодействия: межрегиональная администрациямежрегиональные корпорациимежрегиональный социуммежрегиональные рынки;

— доказано, что одним из управленческих центров эффективной экономической интеграции в отечественных условиях могут стать межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия. Выявлено, что эффективное управление межрегиональным экономическим взаимодействием достигается за счет имеющегося у межрегиональных ассоциаций опыта экономического взаимодействия, отлаженных хозяйственных связей и механизмов использования инновационно-инвестиционного потенциала. Выработаны дополнительные аргументы в пользу формирования укрупненных региональных образований. Доказано, что преимущества укрупненных субъектов перед соответствующими областными единицами и федеральными округами состоят в: а) повышении (по экспертным оценкам в 2−3 раза) хозяйственного потенциала крупных территориально-хозяйственных образований при одновременном снижении межрегиональной социальной и экономической дифференциацииб) достижении мультипликативного эффекта от соединения ресурсов и организационных потенциалов объединяемых регионовв) передачи ряда управленческих функций с федерального уровня на региональный, поскольку укрупнение позволяет вновь созданному территориально — хозяйственному образованию более эффективно выполнять функции, традиционно закрепленные за федеральным центромг) объективной дифференциации экономических регуляторов (налогов, тарифов, цен, кредитных ставок) и обоснованности инструментов стратегического планирования, противодействующих негативным проявлениям рынка.

— выявлены тенденции межрегиональной экономической интеграции, происходящие в России, которые характеризуются следующими процессами: а) нарастание взаимосвязей и взаимозависимостей экономик субъектов Российской Федерацииб) формирование в территориально-хозяйственных комплексах инфраструктурных системв) постепенное выравнивание уровней социально-экономического развития регионов за счет интеграционных процессов, перелива капиталов и инкорпорирования инновационных технологий управленияг) превращение крупных межрегиональных хозяйственных объединений в полюса роста;

— показано, что для эффективного функционирования российской экономической системы отдельный субъект федерации слишком мал, а федеральный округ слишком велик для инновационного решения интеграционных проблем. В современных условиях целесообразно сформировать губерниикрупные территориальнообразования, количество которых может быть в пределах 25−28.

Практическая значимость исследования определяется тем, что уточнены концептуальные теоретико-методологические положения развития организационных форм и межрегиональной экономической интеграции в условиях крупных хозяйственных систем, позволяющих сформировать наиболее эффективные интеграционные потоки. Результаты работы могут быть использованы федеральными и региональными органами государственной власти, институтом полномочных представителей Президента РФ в выработке региональной экономической политики, развитии федеративных отношений и совершенствовании федерального устройства государства, решении вопросов социально-экономического развития крупных экономических районов и субъектов Федерации.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования докладывались на семинарах и конференциях, в ходе дискуссии на проблемной группе, были одобрены и рекомендованы к защите на кафедре менеджмента Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, отражены в публикациях автора.

Заключение

.

Проведенные в диссертации исследования, результаты их апробации позволяют сформулировать следующие выводы и предложения.

1. Под региональным реформированием подразумевается перераспределение функциональных полномочий между федеральным центром и субъектами Российской Федерации. Оно осуществляется на фоне экономической интеграции и глобализации, которая тождественна межрегиональной экономической интеграции, т. е. взаимодействию субъектов экономической деятельности одного уровня (субъектного, странового) в пределах одной территориальной системы, приводящая к последовательной межрегиональной интеграции и к синергетическому эффекту для всей системы субъектов взаимодействия.

Под интеграцией следует понимать экономическое проникновение друг в друга, принимающее состояние переплетения, преобразования в единый экономический организм различных агентов воспроизводства и движения капиталов, товаров, услуг, рабочей силы различных региональных образований.

На практике межрегиональная интеграция (глобализация) должна обеспечивать свободное и широкое движение капиталаразвитие производства до уровня предполагающего специализациюпреодоление межрегиональных различий в функционировании рыночных механизмов по технологическому уровню, производственно-технологической основепо качеству рабочей силыготовность хозяйственно-инвестиционных систем каждого из регионов к интеграции.

2.Региональная экономическая реформа реализуется в пролцессах регионализации, т. е. поиска такой конфигурации субъектов Федерации в которых.

113 они дают их совокупности наиболее высокий синергетический эффект. Эти образования, могут быть определены в качестве социально-хозяйственных комплексов на территории страны, законодательно закрепленных в определенных территориальных границах, имеющих каждый базисное единство властно-управленческой системы и отличающейся определенной общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий. В связи с этим предлагаются обоснованные возможности развития собственной финансово-бюджетной и производственной базы регионов на основе мероприятий реализуемых в рамках прерогатив региональных органов власти. Такие территориальные образования дают возможность наилучшего использования ресурсов каждого региона и отдельных их групп, формирования финансово-инвестиционных потоков, совместного решения проблем реструктуризации экономики, развития социальной сферы в целях выравнивания уровня развития регионов и их совокупностей.

3. Благодаря экономической интеграции и глобализации административно-территориальное деление страны строятся на основе принципов экономического районирования. При этом выделяются четыре точки интеграции: регион-корпорация, регион-рынок, регион-администрация, регион-социум и четыре точки интересов: федерации, объединение субъектов, субъекта, муниципального образования.

4. На эффективность конфигурации объединений субъектов влияют различные факторы, среди которых наиболее влиятельными являются: при-родно-ресурсные, климатические, промышленный и интеллектуальный потенциалы, географическое положение, численнность населения и его размещение и т. д.

5. Многолетний опыт работы межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия показал, что ее организационные формы реализации не получили достойного применения, несмотря на очевидные преимущества,.

114 заложенные в экономической и территориальной интеграции, механизме демократического регионального управления и государственной координации социально-экономических показателей регионального развития и признаков заинтересованности.

6. Региональное реформирование в настоящее время осуществляется одновременно с формированием новой Концепции социально-экономического развития Российской Федерации на 2008;20 020 годы. Указанная концепция ориентирована на значительное ускорение административной реформы и повышения статуса региона, инноваций (новых технологий) и инвестиций в создание новых организационных форм социально-экономического развития (госкорпораций, особых экономических зон, технопарков, наукоградов и т. д.), формирования широкой и эффективной инфраструктуры.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция (Основной закон) Российской Федерации. Полный сборник кодексов Российской Федерации. Под общей ред. Ю. Н. Власова. -М.: 1999.
  2. Федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ» от 20.07.95 // Собр. законодательства РФ. М.: 1995. — № 30. Ст. 2871.
  3. Указ Президента РФ от 03.06.96 № 803 «Об Основных положениях региональной политики в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ.- 1996. № 33.
  4. Указ Президента Российской Федерации «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 22 .09.98 № 1142 // Собрание законодательства РФ.- 1998.- № 39.
  5. Указ Президента Российской Федерации «Об общих принципах организации законодательных (представительных) исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 06.10.99 // Собрание законодательства РФ.- 1999.
  6. Указ Президента Российской Федерации «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» от 13.05.00 № 849. (с изменениями от 21 июня, 9 сентября 2000 г., 30 января 2001 г.). http://wvw.adrnhmao.ru/power/ufo/ukas.htm
  7. Постановление Правительства РФ от 12.11.98 № 1322 «Вопросы Министерства региональной политики РФ» // Собрание законодательства РФ.- 1998.-№ 47.
  8. Постановление Правительства РФ от 15.08.2001 «О плане действий правительства РФ о совершенствовании межбюджетных отношений до 2005 года включительно» // Собрание законодательства РФ.- 2001.
  9. Перечень федеральных округов (утв. Указом Президента РФ от 13 мая 2000 г. N 849)
  10. Л.И. Хозяйственный механизм общественных формаций. -М.: Мысль, 1986.
  11. В. М. Состояние и перспективы развития федеральных округов Российской Федерации / В. М. Александров, А. В. Семенов // Правоведение. 2002. — № 3.
  12. Ю.П. Регион. Управление. Качество. М.: Луч, 2000.
  13. А.Н. Управление развитием социально-ориентированной экономики региона. -М.: Прогресс, 2004.
  14. Аналитический доклад. «Совершенствование форм и механизмов межрегиональной интеграции в России». Авт. коллектив Селиверстов В. Е. (рук.) — Каппеллин Р., Климанов В. В., Трейвиш. А.И., Ушаков А. К. — Москва-Милан, Новосибирск, 1998−1999.
  15. В.Н. Эффективность функционирования экономики региона. Межрегиональные товаропотоки и товарная специализация регионов. М: РАГС, 1998.
  16. Д.В. Система федеральных округов и институт полномочных представителей президента: современное состояние и проблемы развития. http://niiss.ra/sdoclbadovsky3 .shtml
  17. М.К., Малов В. Ю., Мелентьев Б. В. Оценка последствий фрагментации экономики России // Федеративные отношения и региональная социально-экономическая политика. 2002.- № 8.
  18. С.В. Реформа федеральных округов и проблемы реконструирования административно-территориального устройства России (в историческом контексте) // Вестник МГУ. Серия 18. Социология и политология. 2004. — № 1.
  19. Н.В., Фадеева JI.A. Региональная легислатура как институт согласования интересов // В кн.: Куда идет Россия? Формальные институты и реальные практики / Под общ. ред. Заславской Т. И. М.: МВШСЭГ, 2002.
  20. Е.С. Инвестиционная среда российских регионов: объемные и структурные изменения // Федеративные отношения и региональная социально-экономическая политика. 2002.-№ 8.
  21. СВ. Механизмы управления экономикой региона как составная часть инструментария региональной политической власти // Вестник МГУ. Серия 18. Социология и политология. 2004. — № 4.
  22. Н.В., Мелентьев Б. В. Ближайшие приоритеты межрегиональной политики // Регион: экономика и социология. 2001.- № 3.
  23. Е., Фролова Н. Межбюджетные отношения в субъекте Федерации: время ответственных преобразований // Федерализм. 2003. — № 1.
  24. С.Д. Федерализм: российская история и российская реальность // ИЭ РАН. Центр соц.-экон. проблем федерализма. М.: 1998.
  25. Л.Б., Демидов Ф. Д., Марчук Н. И. Субъекты Российской Федерации в международных связях. М.: РАГС, 1997.
  26. Л.Н. Актуальное научное издание по вопросам государственно-территориального устройства России: юридические статьи / Л. Н. Васильева // Журнал Российского права. М.: 2004. — № 10.
  27. А.И. Региональная экономика и управление М.: Юнити-Дана, 2002.
  28. А.Л., Алисов А. Н., Мельников С. Б., Николаев В. А., Гришин В. А. Управление социально-экономическим развитием города: современные подходы и технологии. -М., 1999.
  29. А.Л., Панкрухин А. П. Стратегическое управление: Учебник. М.: Омега-Л, 2004.
  30. А.Л. Стратегия социально-экономического развития: страна, регион, город. Учебное пособие. -М.: РАГС, 2001.
  31. М., Киселева Т., Фаворский А. Корпоративные формы территориальной интеграции производства (на примере муниципального образования) // Экономист. 2003.- № 2.
  32. Н.М. Межрегиональное сотрудничество в период реформ -Владивосток: Дальнаука, 2000.
  33. Государственное регулирование рыночной экономики // под общей ред. Кушлина В. И., Волгина Н. А. М.: Экономика, 2001.
  34. Государственное регулирование рыночной экономики: федеральный, региональный и муниципальный уровень (Вопросы теории и практики) // Под ред. Н. А. Волгина, В. И. Кушлина, А. Н. Фоломьева. М.: РАГС, 1998.
  35. Государственно-территориальное устройство России (экономические и правовые основы). А. Г. Гранберг, В. В. Кистанов, А. А. Адамеску и др. М.: ДеКА, 2003.
  36. А.Г. Основы региональной экономики: Учебник/ Гос. Ун-т -Высш. Шк. Экономики. М.: 2000.
  37. А.Г. Государственно-территориальное устройство России. Экономические и правовые основы. -М.: ДеКА, 2003.
  38. А.Г. Стратегия макрорегионов России: методологические подходы, приоритеты и пути реализации М.: Наука, 2004.
  39. А.П. Пути развития и направления деятельности межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия // Вестник Межпарламентской Ассамблеи.-1998.- № 3.
  40. А., Иванов В. Два подхода к межрегиональным ассоциациям // Российская Федерация. 1997.- № 8.
  41. СВ., Попов Е. В. Об эволюционной региономике // Экономическая наука современной России. 2002.- № 1.
  42. Доклад сектора «Региональные рыночные структуры и предпринимательство» на Ученом совете Центра «Социально-экономических проблем федерализма». М.: ИЭ РАН, 2005.
  43. Доклад шестого Российского экономического форума «Итоги, проблемы и перспективы развития федеральных отношений в российской Федерации»
  44. JI. Этническая и республиканская идентичность: проблемы совместимости // В сб.: Региональные процессы в современной России: экономика, политика, власть. М.: ИНИОН РАН, 2003.
  45. Ю.С. Региональная политика и управление. М., Изд-во РАГС. 1998.
  46. Н. Ю. Создание федеральных округов: проект 1995 года // Регион: Экономика и социология. 2001. — № 1.
  47. В. В. Новые подходы к теории территориального устройства и федеративная система России // Правоведение. 2002. — № 3.54.Иванченко JI.A.
  48. A.M. Управление межрегиональным экономическим взаимодействием в России. Дис. Канд. экон. наук: 08.00.05 М.: 2001.
  49. Ю. В. Федеральный округ: координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью // Журнал российского права. 2002. — № 1.
  50. П. М. Три этапа развития института полномочного представителя Президента Российской Федерации. — Челябинск, 2004.
  51. В.В. Модернизация территориального управления экономикой на этапе перехода страны к интенсивному развитию. Дис. Канд. экон. наук: 08.00.05 Томск: 2003
  52. В.В. Федеральные округа России: важный шаг в укреплении государства- М.: ЗАО Экономика, 2000.
  53. В.В. Региональное развитие и экономическая самостоятельность субъектов Российской Федерации М.: 2000.
  54. В.И., Селиверстов В. Е. и др. Концепция межбюджетных отношений в регионе // Регион: экономика и социология. 2001. — № 3.
  55. Концепция социально-экономического развития Центрального федерального округа (до 2020 года). http://www.fundinvest.ru/catalog.php7cat id—31
  56. Н.Н. Теория экономического районирования. М.: Наука, 1982.-233 с.
  57. А. Н. Создание федеральных округов и развитие муници-пально-правовых отношений // Правовая политика и правовая жизнь. -2002.-№ 1.
  58. М.А. О некоторых конституционно правовых аспектах создания института полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах М.: 2001.
  59. О. Федеральные округа России: социально-экономическое развитие в 1996—1999 гг. // Вопросы экономики. 2000. — № 10.
  60. В.В., Маршак В. Д. Анализ развития экономики федеральных округов: финансовый аспект // Регион: экономика и социология. 2003. — № 1.
  61. В.И., Фоломьев А. Н. Проблемы перехода к инновационному типу развития-М.: РАГС, 1994.
  62. В.А. Реформа местного самоуправления и административно-территориальное устройство России: законы и законодательные акты. -М.: Дело, 2005.
  63. Н., Чирикова А. Путинские реформы и потенциал влияния региональных элит /Аналитический доклад. М.: Институт социологии РАН- Фонд им. Ф. Эберта, 2004.
  64. В.Н., Швецов А. Н. Программные методы регулирования территориального развития // Российский экономический журнал. — 1996. -№ 2.
  65. В. Развитие федеральных округов и будущее федеративного устройства России // Федерализм. 2002. — № 3.
  66. Д.С., Пугачев В. Ф. Механизм стабильного экономического роста // Экономическая наука современной России. 2001. — № 4.
  67. В.Н. Какую федерацию мы построили // Независимая газета. 28 марта 1997 г.
  68. Малое предпринимательство в России -М.: Росстат, 2004.
  69. В.Д. Влияние макроэкономических параметров на развитие экономики региона // Регион: экономика и социология. 2001. — № 2.
  70. В.В. Эволюция концептуальных основ российского регионального развития // Регион: экономика и социология. 2000.- № 3.
  71. Методические рекомендации по формированию концепции социально-экономического развития муниципального образования.- М.: РИЦ «Муниципальная власть», 2000
  72. П.А. Трансформация региональной экономической политики // Экономическая наука современной России. 2001.- № 1.
  73. М.Ш. Взаимодействие всех уровней власти — необходимое условие развития региона // Регион: экономика и социология. 2003. -№ 1.
  74. Народ, государство, регионы: стабильность развития / Под ред. В. Ф. Уколова, И. К. Быстрякова, В. И. Видяпина. М.: Изд-во «Молодая гвардия», 2001.
  75. Н.Н. Региональная экономика. Теория, проблемы, методы, 2-е изд. М.: Экономика, 1978.
  76. Новые тенденции межрегиональных связей российской экономики // Проблемы прогнозирования. 1996. — № 2.
  77. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2008 года. Утверждены 28 июля 2004 г.
  78. В.П., Потапов Л. В. Управление региональной экономикой М.: ТЕИС, 2003.
  79. К.В. Показатели, характеризующие межрегиональные экономические отношения // Вопросы статистики. 1998. — № 2.
  80. Перспективы российского федерализма: федеральные округа- региональные политические режимы- муниципалитеты / П. А. Федосов // Политические исследования. 2002. — № 4.
  81. О.И., Шульга М. А. О сотрудничестве Ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации с федеральными органами власти // Регионология.-1997.- № 1.
  82. А.Е. Размещение социалистической промышленности. М.: 1962.
  83. П.Б. Единое экономическое пространство необходимое условие построение реального федеративного государствам / Федеративные отношения и региональная социально-экономическая политика. — 2001.-№ 12.
  84. С.В. Управление стабилизацией и развитием экономики региона. — Владивосток: Дальнаука, 2000.
  85. Развитие Федеральных округов (макроэкономический прогноз) // Государственный институт системного анализа Счетной Палаты РФ.
  86. Регионы России: Основные характеристики субъектов Российской Федерации. М.: Росстат, 2004-
  87. Региональная социально-экономическая ассиметрия и механизмы ее выравнивания: Материалы межведомственного семинара / Миннац России. Отв. ред. В. В. Климанов. М.: ИНСАН, 1998.
  88. Региональное развитие: опыт России и Европейского Союза //рук. авт. колл. Гранберг А.Г.- М.: Экономика, 2000.
  89. Регулирование территориального развития в условиях рыночной экономики. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2003: Стат. сб./ Госкомстат России. М.: 2003.
  90. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2004: Стат. сб./ Госкомстат России. М.: 2004.
  91. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2005: Стат. сб./ Госкомстат России. М.: 2005.
  92. Россия регионов: трансформация политических режимов / Общ. ред.: Гельман В .Я., Рыженков С. И., Бри М. М.: Весь мир, 2000.
  93. В. Развитие федеральных округов (макроэкономический прогноз), http://wvvw.rau.su/observer/Nl0 01/10 15. НТМ
  94. Сборник докладов «Методология регионального прогнозирования» М.:СОПС, 2003.
  95. П. Проблемы развития межрегиональной экономической интеграции // Федерализм.-1997.- № 2
  96. Е. Федеральные округа новые экономико-географические и социально-экономические образования // Российский экономический журнал. — 2000. — № 11/12.
  97. Совершенствование форм и механизмов межрегиональной интеграции в России и обзор европейского опыта. Аналитический доклад //Селиверстов В.Е., Климанов В. В. и др. Новосибирск: ИЭ и ОПП СО РАН, 1999.
  98. В.И. Прогнозирование межрегиональных экономических взаимодействий в рамках новых административных макрозон (федеральных округов) М.: ИЭиОПП СО РАН, 2004.
  99. С.А. Межрегиональные различия: сравнительный анализ федеральных округов и «субокругов» // Российский экономический журнал. 2001. — № 1.
  100. B.JI. И. Институциональные изменения в российской экономике // Общественные науки и современность. 1999. № 5.
  101. С. Региональное экономическое развитие на базе программно-целевого подхода: опыт Западной Европы // Регион: экономика и социология. 2000.- № 1.
  102. Траектории экономических трансформаций / В. И. Кушлин.-М.: ЗАО Экономика, 2004.
  103. Р. Федеральные округа: политико-географический подход в теории и на практике // Федерализм. 2003. — № 1.112.
  104. Федеральный бюджет и регионы: структура финансовых потоков/ Институт Восток-Запад. М.: МАКС Пресс, 2001.
  105. А. Инвестиции и динамика экономического роста в федеральных округах России // Федерализм. 2002. — № 3.
  106. Финансово-экономический механизм государственной поддержки инновационной активности и его региональные формы М.: РАГС, 1997.
  107. С. Роль федеральных округов в развитии российского федерализма // Федерализм. 2000. — № 4.
  108. В.П. Особенности социально-экономической трансформации современной России на путях к рыночной экономике // Вестник ПАГС. 2004. — № 1.
  109. Р.И. Регион: диагностика и прогнозирование. Новосибирск: Наука, 1996.
  110. О.В. Административно-территориальное деление России в XX веке: историко-географический аспект // Вопросы истории. -М.: 2005.- № 4.
  111. Экономика региона: технология деловой активности / под ред. Кушлина В. И., Пономаренко Б. Т., Фоломьева А. Н., Чалова В. И. и др. -М: Универсум, 1999.
Заполнить форму текущей работой