Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Снижение выброса сажи при стендовых испытаниях жидкостных ракетных двигателей

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Использование такой технологии испытаний ЖРД позволило в основном исключить или снизить до нормативных уровней действие отрицательных факторов на окружающую среду и людей. При этом были изолированы в закрытом объёме газоотводного тракта и локализованы в границах производственной площадки и санитарно-защитной зоны стенда такие наиболее значимые экологически отрицательные факторы, как акустическое… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Обзор литературы
    • 1. 1. Физико-химические свойства частиц сажи
    • 1. 2. Физико-химические модели образования частиц сажи
    • 1. 3. Сажеобразование при горении предварительно смешанных гомогенных и неоднородных топливовоздушных смесей
    • 1. 4. Сажеобразование и выброс сажи в камерах сгорания ЖРД
  • Глава 2. Назначение, характеристики и устройство испытательного стенда закрытого типа
    • 2. 1. Характеристики стенда
    • 2. 2. Устройство стенда
    • 2. 3. Возможности стенда. Дожигание выхлопных газов (на примере двигателя РД-171)
  • Глава 3. Исследование процессов образования и выгорания сажи в испытательной системе «ЖРД — газоотводной тракт (ГОТ)»
    • 3. 1. Авторские работы предыдущих периодов
    • 3. 2. Концепция сажеобразования в системе «ЖРД — ГОТ»
    • 3. 3. Методика экспериментальных исследований
    • 3. 4. Проведение экспериментов с отбором проб сажи
      • 3. 4. 1. Выбор зон и точек отбора проб
    • 3. 5. Методика обработки и результаты анализа проб сажи
      • 3. 5. 1. Выбор характерных показателей
      • 3. 5. 2. Определение содержания в саже углеводородов
      • 3. 5. 3. Определение содержания в саже неорганических веществ
      • 3. 5. 4. Определение дисперсного состава сажи
  • Глава 4. Оптимизация мест и способов ввода кислорода в системе «ЖРД-ГОТ»
    • 4. 1. Рекомендации по изменению проектной схемы ввода кислорода в ГОТ
    • 4. 2. Пример расчета количества сажи в завесе камеры сгорания ЖРД (РД-171) и количества кислорода, необходимого для 80 ее выгорания в диффузоре газоотводного тракта
    • 4. 3. Определение экономической эффективности
  • Выводы
  • Литература
  • Приложения

Снижение выброса сажи при стендовых испытаниях жидкостных ракетных двигателей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Огневые испытания мощных ЖРД (см. прилож. п.1-п.З) могут оказывать неблагоприятное воздействие на окружающую среду и население, особенно в случаях, когда испытательные стенды недостаточно удалены от жилых районов.

Оно выражается в аэродинамическом шуме высокой интенсивности, мощном световом эффекте от выхлопной струи, истекающей из сопла двигателя, выбросе в атмосферу большой массы высокотемпературных продуктов сгорания ракетного топлива, взрывоопасности процесса испытания, особенно при возникновении нештатных ситуаций, загрязнении оборудования и территории опасными компонентами топлива при случайных проливах и др.

Так, например, при работе двигателя с тягой 740 тс выброс продуктов сгорания равен примерно 2,5 тонны в секунду, а звуковое давление шума достигает 180−200 дБА.

Научно-производственное объединение энергетического машиностроения (НПО Энергомаш), которое является ведущим в России по созданию предельных по величине тяги и другим характеристикам ЖРД, территориально располагается в жилом массиве подмосковного г. Химки (рис.1).

Поэтому, в целях безусловного соблюдения требований экологической безопасности и нормативов промсанитарии, необходимо было найти организационно-техническое решение, обеспечивающее проведение всех работ по испытаниям и доводке ЖРД в зоне своего месторасположения.

Таким решением явились научное обоснование, разработка и создание уникальных испытательных стендов закрытого типа, оснащенных газоотво-дящими трактами, комплексно выполняющими природоохранительную функцию (рис.2).

В отличие от стендов открытого типа, на которых выброс продуктов сгорания ЖРД происходит прямо в атмосферу, на стендах закрытого типа испытуемый двигатель устанавливается в бронекамере, а выхлопная струя i.

Рис. 1 Ситуационный план района расположения испытательного комплекса отводится от сопла по газоотводному тракту (ГОТ) к устройствам газоочистки, шумоглушения и гидрогашения тепловой и кинетической энергии.

Бронекамера, оснащенная водными и газовыми системами локализации и непрерывного удаления возможных проливов компонентов ракетного топлива, обеспечивает взрывои пожаробезопасность в нештатных ситуациях при проведении огневого испытания, надежную защиту от взрывной волны и осколков в случае разрушения узлов и агрегатов испытуемого двигателя, а также полностью экранирует световое излучение от выхлопной струи ЖРД.

Сверхзвуковая струя продуктов сгорания, преобразованная в выхлопном диффузоре в дозвуковую, проходит через дожигатель, где в нее впрыскивается расчетное количество жидкого кислорода (до 800 кг/с) и воды для выгорания горючих составляющих (СО и Н2). При этом впрыскиваемая вода понижает температуру выхлопных газов до уровня 1600.2000К, а также участвует как необходимый реагент в реакции окисления СО (рис. 1.2).

За дожигателем, в головной части ГОТ, в выхлопную струю впрыскивается вода в соотношении к расходу газа ~8/1 (~23 т/с), вследствие чего образуется парогазожидкостная смесь с температурой ~400 К.

В процессе массо-теплообмена с водяными струями в головной части происходит резкое снижение температуры и скорости потока продуктов сгорания и, как следствие этого, диссипация его акустической энергии с трансформацией первичного аэродинамического шума двигателя во вторичный, т. е. шумоглушение.

Вытекающая из ГОТ парогазожидкостная струя взаимодействует в кольцевой камере гидрогасителя с большой массой воды (общий объем более 20 000 м3), вследствие чего происходит окончательное «гашение» её кинетической и тепловой энергии.

В конечном счете, охлажденные до температуры ~370 К продукты сгорания в смеси с водяным паром и мелкодисперсной влагой выбрасываются в атмосферу через трубу высотой 85 м.

Использование такой технологии испытаний ЖРД позволило в основном исключить или снизить до нормативных уровней действие отрицательных факторов на окружающую среду и людей. При этом были изолированы в закрытом объёме газоотводного тракта и локализованы в границах производственной площадки и санитарно-защитной зоны стенда такие наиболее значимые экологически отрицательные факторы, как акустическое, световое и тепловое воздействия газовой струи, пожарои взрывоопасность, сброс больших масс сточных вод во внешнюю канализацию и открытые водоёмы (благодаря применению оборотного водоснабжения), уменьшение выбросов в атмосферу продуктов неполного сгорания компонентов ракетного топлива (в основном СО).

Вместе в тем, в ходе многолетней эксплуатации стендов закрытого типа выявились и некоторые существенные недостатки выхлопных трактов, снижающие их функциональные возможности в обеспечении комплексной очистки выхлопных газов от всех содержащихся в них загрязняющих веществ.

Наиболее значимым из них является невозможность организовать выгорание сажи и несгоревших углеводородов, содержащихся в выхлопных газах, в дожигателе, изначально рассчитанном только на дожигание водорода и окиси углерода, вследствие чего огневые испытания кислородно-керосиновых ЖРД сопровождаются интенсивным выбросом этих веществ из газоотводного тракта.

Образование и выброс большого количества сажи представляет проблему (в экологическом и в санитарно-гигиеническом аспектах), удовлетворительного решения которой не найдено до настоящего времени.

Суть проблемы состоит в том, что сажа, обладающая не только токсическими, но и канцерогенными свойствами, осаждается на строительных и технологических конструкциях, стендовом оборудовании и коммуникациях, загрязняя спецодежду персонала, воздух рабочей зоны и оборотную воду гидрогасителя.

Кроме этого, часть сажи в составе дисперсной влаги увлекается скоростным потоком продуктов сгорания в трубу рассеивания и выбрасывается в виде гидроаэрозольных клубов в атмосферу, а затем в виде дождевого осадка выпадает на землю по ходу их движения, загрязняя почву, растительный покров, водоёмы.

Автор настоящей работы принимал непосредственное участие в создании стендов закрытого типа, совершенствовании их основных характеристик по мере усложнения испытуемых двигателей, повышения их удельных и интегральных параметров, включая поиски причин сажеобразования и выброса сажи.

С этой целью проводилась систематическая работа по анализу конструктивных и функциональных недостатков (несовершенства) основных элементов существующих газоотводных трактов, по сбору и анализу научно-технической литературы, а также результатов НИР по данной тематике, выполненных в смежных областях техники (авиационные газотурбинные двигатели, теплотехника, производство технического углерода и др.).

Наряду с этим, совместно с другими исследователями (НИИТП, ИХФ РАН, КАИ), инициировались и проводились поисковые работы по выявлению и идентификации источников выброса сажи в испытательной системе «ЖРД-ГОТ» — исследования течения многосопловых газовых струй и смешения их с реагентами, вводимыми в них в канале диффузора и дожигателя (на модельной установке), экспериментальная отработка технологии дожигания выхлопных газов при различных вариантах подвода жидкого кислорода в зону дожигания.

Для достижения этого результата, необходимо:

1) выполнить анализ современного состояния вопросов по проблеме образования, выгорания и выброса сажи при сжигании углеводородных топлив в газотурбинных двигателях (ГТД), камерах сгорания ЖРД, авиационных и других устройствах;

2) обосновать концепцию образования, выгорания и выброса сажи в испытательной системе «ЖРД — газоотводной тракт» ;

3) разработать конструкцию устройства и методику для отбора проб сажи из высокотемпературной сверхзвуковой струи ЖРД, протекающей в канале газоотводного тракта;

4) произвести аналитические исследования физико-химических характеристик частиц сажи в отобранных пробах в системе «ЖРД-ГОТ» ;

5) разработать практические рекомендации по снижению выброса сажи при проведении огневых испытаний кислородно-керосиновых ЖРД на стендах закрытого типа.

Оценка намеченных мероприятий по актуальности, значимости содержания, объёму, новизне проведения, дают основание считать, что положительные результаты указанных работ могут явиться основой его диссертационной работы с обобщающей формулировкой: «Снижение выброса сажи при стендовых испытаниях жидкостных ракетных двигателей».

На защиту выносятся следующие положения, составляющие научную новизну и практическую ценность работы:

1) концепция образования, выгорания и выброса сажи в испытательной системе «ЖРД — газоотводной тракт» ;

2) разработка конструкции прямоточного устройства и методики отбора проб сажи в высокотемпературных и высокоскоростных потоках продуктов сгорания ракетного топлива, протекающих в газоотводном тракте;

3) данные по дисперсному составу сажи, уловленной пробоотборниками;

4) определение камеры сгорания ЖРД (ее завесы) как источника выброса в газоотводный тракт сажи и несгоревших углеводородов;

5) предложения по доработке проектной (штатной) схемы ввода кислорода в выхлопную струю ЖРД в целях организации эффективного выгорания образовавшейся сажи и снижения её выброса с продуктами сгорания на испытательных стендах закрытого типа.

Автор выражает глубокую признательность докторам технических наук В .Я. Басевичу, С. М. Когарко (ИХФ РАН), Р. А. Гафурову (КАИ), В. М. Миронову (НИИТП), кандидату технических наук A.M. Дубинскому (НИИ I II), которые оказали помощь при постановке задач и принимали участие в проведении исследований по отдельным направлениям работы, а также в обсуждении полученных результатов.

Выводы.

1. Огневые испытания кислородно-керосиновых ЖРД на стендах закрытого типа, оснащенных газоотводными трактами (ГОТ), сопровождаются образованием и выбросом сажи, которая обладает токсическими и канцерогенными свойствами и поэтому является одним из наиболее опасных загрязняющих веществ в объектах производственной зоны и окружающей природной среды.

Токсичность сажи в суммарной токсичности всех остальных загрязняющих ингредиентов, содержащихся в выхлопных газах ЖРД, составляет около 65%.

2. Существующий в составе газоотводного тракта дожигатель выхлопных газов, рассчитанный на дожигание окиси углерода и водорода, в силу функциональных недостатков проектной схемы ввода кислорода на дожигание, исключает возможность организации выгорания дисперсных частиц твердого углерода (сажи).

3. Предложена концепция образования, выгорания и выброса сажи в испытательной системе «ЖРД — газоотводной тракт», отождествляющая эти процессы с пиролизом углеводородов ракетного горючего при дефиците кислорода в пристеночном слое камеры сгорания двигателя и в сажеобразующих зонах газоотводного тракта при отсутствии в них условий для выгорания образовавшейся сажи.

4. Разработана конструкция прямоточного устройства для отбора проб сажи из пограничного слоя высокотемпературной сверхзвуковой струи ЖРД, протекающей в канале диффузора ГОТ.

5. Получены аналитические данные фракционного, дисперсного состава и формы уловленных частиц. Анализ этих данных позволяет считать, что камера сгорания двигателя является основным источником выброса сажи и несгоревших углеводородов в газоотводной тракт.

6. Экспериментально подтверждена возможность организации выгорания сажи при вводе кислорода в пограничный слой выхлопной струи на участке сверхзвукового течения в горле диффузора.

7. Предложены и частично апробированы (с положительным эффектом) в экспериментах на стенде три варианта конструктивных решений по вводу кислорода для выгорания сажи на входе выхлопного диффузора, в непосредственной близости от среза сопла ЖРД.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. И., Симоньков С. В., Анцулевич В. И. Определение размеров и содержания частиц сажи в продуктах сгорания керосина. ФГВ. 1986. № 6. С. 108−111.
  2. Т.Г. Технология производства технического углерода (сажи). М. Московский институт нефтехимической и газовой промышленности. 1979. С. 8−41.
  3. Ф.Г., Захаров В. М., Полшцук И. З. и др. Образование и выгорание сажи при сжигании углеводородных топлив. М: Машиностроение, 1989. С. 128.
  4. Heynes B.S., Wagner H.G. Soot formation II Progress in energy and combustion science. 1981. Vol. № 4. C. 229−273.
  5. X. Механизм образования сажи. Образование сажи и горение.// Кикай, но кэнкю.1980.Т. 32. С. 263−269.
  6. ГН-2.1.6695−98. Гигиенический норматив. ПДК загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест.
  7. П.М. Токсичность ГТД и перспективы применения водорода. Киев. Наукова думка. 1982.
  8. А.В., Кислов М. Б., Раевский А. В. и др. К вопросу о механизме образования сажевых частиц.// Кинетика и катализ. 2000. Т. 41, № I С. 102−111.
  9. П.А. Образование углерода из углеводородов газовой фазы. М. Химия. 1972. С. 136.
  10. П.А. Образование сажи при горении.// ФГВ. 1979. Т. 15 № 2. С.3−14.
  11. Macfarlan Y.Y., Holderness F.S. Soot formation rates in premixed C5 and C6 hidrocarbon air flames up to 20 atm.// Combustion and flame. 1964. Vol. 8. № 3 P. C.215−229.
  12. А. Процессы в камерах сгорания ГТД. М: Мир, 1986. С. 566.
  13. Р.А., Соловьев В. В. Диагностика внутрикамерных процессов в энергетических установках. М., Машиностроение, 1991. С. 267.
  14. А.П., Кудрявцев В. М., Кузнецов В. А. и др. Основы теории и расчета жидкостных ракетных двигателей. М.: Высшая школа, 1967. С. 675.
  15. В.Е., Дрегалин А. Ф., Тишин А. П. Теория ракетных двигателей. М.: Машиностроение, 1980. С. 533.
  16. A.M., Миронов В. М., Широков Н. Н. и др. Экспериментальное моделирование стационарных и нестационарных процессов в элементах выхлопного тракта стендов для испытания двигателя РД-170. М., НИИТП. НТО. 1988.
  17. В.М., Худяков В. Н. К вопросу о сажеобразовании и выбросе сажи в процессе огневых испытаний ЖРД на стендах закрытого типа.// Труды ГДЛ-ОКБ. № 19. М.: 2001. С. 251−254.
  18. В.М., Худяков В. Н. Экологические аспекты проведения огневых испытаний жидкостных ракетных двигателей большой мощности на стендах закрытого типа. «Труды ГДЛ-ОКБ» № 18 М. 2000. С.334−353.
  19. В.Н. Снижение выброса сажи при огневых испытаниях ЖРД на стендах закрытого типа.// Труды ГДЛ-ОКБ № 20. М.: 2002. С. 259 275.
  20. Г. А., Гафуров Р. А., Сафин Д. Н., Усанов И. А. Устройство для отбора проб газа из сверхзвукового высокотемпературного потока. А.с. № 1 006 965. 23.03.83. Б.И. 1983. № II.
  21. Н.Н., Петропавлов А. А., Худяков В. Н. и др. Прямоточное уст-рйство для отборов дисперсной фазы в высокотемпературных и высокоскоростных двухфазных потоках. Патент № 2 108 559. Приоритет изобретения 8 ноября 1995 г.
  22. V. KHUDYAKOV, N. USHKOV. LPRE Fire Test Facility of NPO Energomash and Ecological Aspects. 6-th International Simposium."Propulsion For Space Transportation of the XXI-th century". 14−17 May 2002. Palais des Congres, Versailles France.
  23. С.Д. Диффузия от кольцевого источника при малых числах Фурье в пространстве, ограниченном цилиндрическими поверхностями, частный случай: (защитная завеса в камере ЖРД). // Труды ГДЛ-ОКБ. № 20 М.: 2002. С. 72−83.
  24. А.А., Селин Б. М. Высотные испытания реактивных двигателей. М. Машиностроение. 1985. 205 С.
  25. П.А. Основы анализа дисперсного состава промышленных пы-лей и измельченных материалов. JI. Химия. 1987.
  26. JI.H., Клепиков И. А., Федоров В. В., Цветова А. В. Пути повышения теплосъема с камеры ЖРД теплоносителем, обеспечивающим работу турбины. // Труды ГДЛ-ОКБ. № 20 М.:2002. С. 98−110.
  27. В.М., Худяков В. Н. Экологические аспекты проведения огневых испытаний ЖРД большой мощности на стендах закрытого типа.// Двигатель. № 4 (16). 2001. С. 2- 4.
  28. Г. Н. Абрамович. Прикладная газовая динамика. М. «Наука». 1969. С. 824.
Заполнить форму текущей работой