Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Административная ответственность за нарушение избирательных прав в Российской Федерации и Республики Армения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для современного российского и армянского общества выборы в органы государственной власти и местного самоуправления являются крупными социально-политическими мероприятиями, основными целями которых является воспроизводство политической элиты, легитимная реализация форм народовластия и обеспечения народного представительства в системе организации государственной и муниципальной власти. В этой… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Административная ответственность как способ охраны избирательных прав в Российской Федерации и Республике Армения
    • 1. 1. Избирательные правоотношения как объект административно-правовой охраны в Российской Федерации и Республике Армения
    • 1. 2. Особенности субъектного состава административных правонарушений в сфере реализации избирательных прав в Российской Федерации и Республике Армения
    • 1. 3. Особенности административных правонарушений и порядка рассмотрения дел в сфере реализации избирательных прав по законодательству Российской Федерации и Республики Армения
  • Глава 2. Классификация составов административных правонарушений в сфере реализации избирательных прав в Российской Федерации и Республике Армения
    • 2. 1. Административная ответственность за нарушения при составлении списков избирателей, выдвижении кандидатов в депутаты и их регистрации
    • 2. 2. Административная ответственность за нарушения в деятельности избирательных комиссий
    • 2. 3. Административная ответственность за нарушения порядка ведения предвыборной агитации
    • 2. 4. Административная ответственность за нарушение порядка финансирования выборов

Административная ответственность за нарушение избирательных прав в Российской Федерации и Республики Армения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность диссертационного исследования. Демократизация механизма государства и формирования органов государственной власти возможна лишь при условии законодательного установления демократических институтов участия в этом процессе граждан, создания эффективного организационно-правового механизма реализации их избирательных прав, правового закрепления форм, методов и способов их охраны.

Современное состояние избирательных систем в Российской Федерации и Республике Армения характеризуется происходящими в них преобразованиями и изменениями в избирательном праве, институтах выборов и референдума, представляющих собой важнейшие факторы организации, функционирования и ротации публичной власти в этих государствах, ранее входивших в состав единого федеративного союзного государства — Союза ССР и, в силу этого, длительное время имевших единые подходы в правовом регулировании системы выборов и формировании институтов государственной и местной власти.

Дискуссионными являются вопросы о возможных путях совершенствования института выборов, демократизации механизмов государств, обеспечения ротации власти и политической стабильности, развития институтов правового государства в Российской Федерации и Республике Армения. Во многом этому способствуют законодательно устанавливаемые процедуры проведения выборов и административно-правовая охрана прав избирателей.

Актуальными в этой связи являются теоретические исследования по проблемам совершенствования института административной ответственности за правонарушения в сфере реализации избирательных прав, поиск эффективных способов административно-правового воздействия на участников избирательного процесса и мер административной ответственности адекватных характеру и тяжести совершаемых в избирательном процессе правонарушений.

Для современного российского и армянского общества выборы в органы государственной власти и местного самоуправления являются крупными социально-политическими мероприятиями, основными целями которых является воспроизводство политической элиты, легитимная реализация форм народовластия и обеспечения народного представительства в системе организации государственной и муниципальной власти. В этой связи административно-правовая охрана процессов реализации политических прав граждан, права принимать непосредственное участие в управлении государством, в формировании его органов является достаточно эффективной и, безусловно, нуждается в установлении системы правовых норм, закрепляющих, в числе прочих мер, административную ответственность за нарушения избирательных прав по законодательству Российской Федерации и Республики Армения.

Анализ законодательства России и Армении свидетельствует о наличии проблем в установлении и применении мер административной ответственности в сфере реализации избирательных прав. По законодательству Республики Армения государство не создало полноценных механизмов предотвращения возможных фальсификаций и других противоправных деяний во время проведения выборов, что не обеспечивает правовую защищенность граждан, обладающих активным и пассивным избирательным правом. Есть основания констатировать, что одним из факторов, продуцирующих рост правонарушений в избирательном процессе в Республике Армения, является отсутствие в науке и на практике системного комплексного подхода при проведении научного анализа сущности и содержания института административной ответственности за нарушение избирательных прав и применении норм, устанавливающих основания и меры административной ответственности в данной сфере.

В этой связи актуальным представляется проведение сравнительно-правового анализа теории законодательного установления и практики реализации административно-правовых норм в России и Армении в целях выявления возможных путей и способов использования сложившегося в этих государствах положительного опыта административно-правовой защиты избирательных прав граждан от правонарушений и его использования в законодательной и правоприменительной деятельности государственных органов.

Степень научной разработанности проблемы. Вопросы правового регулирования института административной ответственности за правонарушение в сфере реализации избирательных прав были предметом научных исследований в Российской Федерации. В тоже время в Республике Армения комплексные исследования посвященные этой проблеме практически отсутствуют.

Теоретическую основу диссертации составили труды российских и армянских ученых, а также зарубежных правоведов, посвященные как в целом проблемам административно ответственности, так и различным аспектам административной ответственности за правонарушение в сфере реализации избирательных прав и избирательных процедур в Российской Федерации и Республике Армения. В их числе работы таких авторов как: А. Б. Агапов, Ю. М. Антонян, Б. Т. Базылев, Д. Н. Бахрах, В. Н. Белоновский, Е. В. Болотина, П. А. Борноволоков, С. Н. Братусь, А. Ю. Бузин, В. И. Васильев, А. В. Васин, А. А. Вешняков, Н. В. Витрук, Е. В. Грызунова, Ю. А. Денисов, О. Н. Дзюба, Е. В. Додин, В. И. Ивакин, О. Ф. Иваненко, Л. Н. Иванов,

A.А.Иванов, В. В. Игнатенко, А. Д. Исхаков, В. Р. Кисин, Ю. Н. Климова, С. Д. Князев, Л. В. Коваль, Ю. М. Козлова, Е. Н. Колюшин, М. А. Краснов, Б. М. Лазарев, И. В. Лексин, Д. А. Липинский, Н. М. Миронов, Д. И. Митюшев,

B. Д. Мостовщиков, Б. Л. Назаров, Б. Д. Овчинников, Н. А. Овчинников, Д. В. Орлов, А. Е. Помазанский, Л. Л. Попов, Э. Н. Ренов, Е. Ю. Родионова, Б. В. Россинский, Д. С. Рымарев, И. С. Самощенко, А. И. Санталов,

Е.Н.Сидоренко, А. П. Солдатов, М. С. Строгович, В. А. Тархов, Р. Л. Хачатуров, Н. М. Чепурнова, А. Е. Штурнев, О. М. Якуба.

При проведении исследования были использованы диссертационные работы последних лет, в которых рассмотрены современные проблемы административной ответственности, а также отдельные аспекты избирательных правонарушений и административной ответственности за их совершение таких авторов, как: В. Н. Бровченко, В. В. Вискулова, Е. В. Грызунова, В. В. Дахнов, О. Н. Дзюба, А. Д. Исхаков, А. Б. Карманов, Д. В. Орлов, М. П. Петров, А. В. Протченко, Е. Ю. Родионова, А. Г. Сидякин, П. П. Серков, А. П. Сунцов, В. Г. Татарян, О. В. Толстопятова, Р. В. Третьяков, А. С. Шапиев, М. Д. Шиндяпина, А. Е. Штурнев.

Несмотря на имеющиеся научные исследования, стоит отметить, что вопросы статуса и круга субъектов института административной ответственности за нарушение избирательных прав, проблемы совершенствования видов и процедур применения административных санкций, субъектного состава лиц, полномочных возбуждать административные дела и применять санкции в сфере нарушения избирательных правне получили достаточной разработкив науке административного права, отсутствует сравнительно-правовой анализ административного законодательства, обеспечивающего охрану избирательных прав Российской Федерации и Республики Армении в контексте его эффективности и системности.

Цель и задачи исследования

Целью работы является проведение комплексного, системного, сравнительно-правового исследования института административной ответственности за нарушение избирательных прав в законодательстве Российской Федерации и Республики Армения, выявление и теоретическое обоснование общих черт и особенностей законодательного установления административной ответственности за избирательные правонарушения в Российской Федерации и Республике Армения, выработка и обоснование предложений по совершенствованию законодательства, устанавливающего административную ответственность за нарушения в сфере реализации избирательных прав.

Достижение указанной цели предполагает постановку и решение следующих задач:

— раскрыть сущность, содержание института административной ответственности в сфере реализации избирательных прав;

— выявить особенности составов административных правонарушений в сфере реализации избирательных прав;

— выявить и обосновать родовой, видовой и непосредственный объекты составов избирательных правонарушений;

— раскрыть особенности субъектного состава избирательных административных правонарушений;

— проанализировать составы административных правонарушений, в сфере реализации избирательных прав;

— классифицировать составы административных правонарушений, в сфере реализации избирательных прав;

— выявить общие черты и особенности в правовом закреплении составов административно наказуемых деяний в сфере реализации избирательных прав;

— выработать и обосновать предложения о внесении изменений и дополнений, направленных на совершенствование законодательства, устанавливающего административную ответственность за нарушение российского и армянского избирательного законодательства.

Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения по применению административной ответственности за правонарушение в сфере реализации избирательных прав граждан Российской Федерации и Республики Армения.

Предмет исследования составляют административно-правовые нормы, устанавливающие административную ответственность за правонарушение избирательных прав при их реализации на разных стадиях избирательного процесса в Российской Федерации и Республике Армения Республике Армения.

Методологической основой исследования являются научные методы познания общественных явлений и процессов: системно-функциональный, сравнительно-правовой, конкретно-исторический, программно-целевой, формально-юридический, диалектический, логический, теоретико-прогностический и др.

Большое значение для работы имело применение сравнительно-правового метода, который позволил выявить общие черты и особенности института административной ответственности за правонарушение в сфере реализации избирательных прав в двух государствах. Сравнительно-правовое исследование всегда отличается определенной сложностью его проведения в связи с многоплановостью используемого в нем материала.

Также в ходе исследования использовался формально-юридический метод, который позволил провести анализ действующих нормативных правовых актов различной юридической силы на предмет наличия в них пробелов и коллизий.

Нормативную основу исследования составили Конституции Российской Федерации и Республики Армения, Кодексы об административных правонарушениях Российской Федерации и Республики Армения, Избирательный кодекс Республики Армения, федеральные законы Российской Федерации, законы Республики Армения, материалы судебной и правоприменительной практики.

Научная новизна диссертации состоит в том, что она является одним из первых комплексных системных сравнительно-правовых исследований института административной ответственности за нарушение избирательных прав при их реализации на разных стадиях избирательного процесса в Республике Армения и Российской Федерации.

На основе сравнительного анализа охранительных норм административного законодательства России и Армении выявлены сущность и содержание института административной ответственности за правонарушение избирательных прав граждан Российской Федерации и Республики Армения, предложены авторские определения административного правонарушения в сфере нарушения избирательных прав и административной ответственности за нарушение избирательных прав, предложена авторская классификация составов административно-наказуемых деяний в сфере реализации избирательных прав, установленных законодательством Республики Армения, выработаны и обоснованы предложения о внесении дополнений и изменений в законодательство, направленные на совершенствование института административной ответственности за нарушение избирательных прав в контексте многообразия избирательных прав на разных стадиях избирательного процесса в Российской Федерации и Республике Армения.

Научной новизной обладают основные положения, выносимые на защиту:

1. Обоснован вывод о том, что определение сущности административной ответственности как элемента государственного управления, отражающего установленную законодателем систему административно-правовой охраны определенного вида государственно значимых правоотношений, его отношение к характеру противоправного деяния и, в силу этого, установление его наказуемости, отражают ее содержание и значение в механизме управленческого воздействия государства на общественные отношения.

2. Сформулировано определение административной ответственности за посягательство на избирательные права как вида юридической ответственности, которая наступает за совершение административного правонарушения в отношении субъектов избирательных правоотношенийучастников избирательного процесса, допустивших невыполнение обязанностей по реализации избирательных прав в установленных законом процедурах и формах, и выражается в применении судебными и иными юрисдикционными органами административного взыскания в целях обеспечения конституционно установленного правопорядка, системы организации и функционирования власти, прав граждан избирать и быть избранными в органы государства и местного самоуправления на основе и в порядке, установленном избирательным и административным законодательством.

3. Дано определение административного правонарушения в сфере избирательных прав, под которым следует понимать общественно вредное, противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица — участника избирательного процесса, нарушающее установленные избирательным законодательством требования и процедуры, посягающее на конституционно установленный правопорядок, права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления, за которое законом установлена административная ответственность.

4. Уточнены основания, объект и субъектный состав административных правонарушений за нарушение избирательных прав, в том числе и юрисдикционные субъекты по законодательству Армении и России. Обоснована необходимость при определении административного правонарушения при дифференциации понятий «общественная вредность» и «общественная опасность», исходя из природы избирательных отношений, сущности и содержания избирательных норм, применять понятие «общественная вредность».

5. Выработаны и обоснованы предложения о законодательном установлении и закреплении в Кодексе Республики Армения об административных правонарушениях ответственности юридических лиц, допустивших нарушение установленных избирательным законодательством Республики Армения прав, требований и процедур проведения выборов.

Аргументировано, что юридическое лицо подлежит административной ответственности за совершение административных правонарушений в сфере реализации избирательных прав и не выполнение требований и процедур проведения выборов, установленных законодательством Республики Армения, и признается виновным, если будет установлено, что у него имелась возможность их соблюдения.

6. Вывод о том, что действующий Кодекс Республики Армения об административных правонарушениях от 1 июня 1986 г. не создает полноценных механизмов предотвращения возможных фальсификаций и других противоправных деяний во время проведения выборов и не обеспечивает правовую защищенность гражданина, наделенного активным и пассивным избирательным правом.

В этой связи обоснована необходимость внесения изменений и дополнений в Кодекс Республики Армения об административных правонарушениях в их числе:

— предложения по изменению структуры и выделению составов, из общей части КоАП РА устанавливающих ответственность за правонарушения, посягающие на избирательные права, предусмотренных статьями 40.1−40.7 в отдельную главу «Административные правонарушения в области выборов и референдумов» Особенной части Кодекса;

— предложения по установлению и закреплению в Кодексе дополнительных составов административных правонарушений, предусматривающих ответственность за нарушения: порядка финансирования выборов, прав граждан при составлении избирательных списков, порядка выдвижения кандидатов в депутаты и их регистрации, порядка деятельности избирательных комиссий и их членов, порядка проведением предвыборной агитации и порядка финансирования выборов.

7. Аргументирована необходимость дополнения Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации:

— составом правонарушения, устанавливающего ответственность за воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав, а также воспрепятствование или незаконное вмешательство в работу избирательных комиссий либо деятельности члена избирательной комиссии, связанной с исполнением им своих обязанностейрасширения вида санкций статьи 5.16 (подкуп избирателей) таким административным наказанием как дисквалификация и статьи 5.21 (незаконное финансирование избирательной кампании) таким дополнительным видом административного наказания как конфискация предмета административного правонарушения.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что ее выводы, предложения и рекомендации обобщают и дополняют научные знания о правоохранительном потенциале административного права, а также о процессах, связанных с административно-правовой юрисдикцией и значением административной ответственности в механизме реализации избирательных прав граждан России и Армении на разных стадиях избирательного процесса. В работе уточнен понятийный и категориальный аппарат, выявлены общие закономерности в установлении видов административных правонарушений в сфере охраны избирательных прав и мер ответственности, а также особенности правового регулирования данной сферы правоотношений в Российской Федерации и Республике Армения. На основе проведенного системного комплексного анализа выработана правовая модель административно-правовой охраны избирательных прав граждан Республики Армения, разработаны и обоснованы предложения по внесению изменений и дополнений в Кодекс об административных правонарушениях Республики Армения, направленных на установление эффективных административно-правовых механизмов охраны и ответственности в сфере реализации избирательных прав граждан, изменения структуры Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

Значимость результатов исследования обусловливается проведенным в диссертации сравнительно-правовым анализом законодательства об административной ответственности двух государств, имевших в течение длительного времени общие правовые корни и традиции правового регулирования избирательных отношений и установления административной ответственности. Научный интерес и практическую значимость представляет предпринятый в работе критический подход к оценке действующего законодательства и практике его применения, а также предложения по совершенствованию законодательного установления составов административно-наказуемых деяний и видов санкций, расширяющих сферу и обеспечивающих эффективность административно-правовой охраны избирательных прав на всех стадиях избирательного процесса.

Основные положения диссертации, выработанный понятийный и категориальный аппарат, предложения по совершенствованию законодательства, устанавливающего институт административной ответственности за правонарушение в сфере реализации избирательных прав, дополняют имеющиеся научные разработки в Российской Федерации и Республике Армения и могут способствовать научно обоснованному поиску правовых решений, адекватных происходящим в государствах современным социально-политическим процессам. Положения и выводы, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы для дальнейших теоретических исследований по проблемам административной ответственности как формы охраны избирательных прав граждан в России и Армении.

Материалы диссертации могут применяться при преподавании таких учебных дисциплин, как «Административное право», «Конституционное право», «Избирательное право».

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования докладывались и обсуждались на 5 международных, всероссийских, региональных и межвузовских конференциях, а также нашли отражение в опубликованных работах общим объемом 2,5 п.л. Кроме этого отдельные положения диссертации реализовывались в курсах «Административное право», «Избирательное право», читаемых в Московском государственном университете экономики, статистики и информатики.

Заключение

Проведенный в диссертационном исследовании сравнительно-правовой анализ института административной ответственности за нарушение избирательных прав и установленных избирательных процедур и технологий проведения выборов в Российской Федерации и Республики Армения, обобщение соответствующей электоральной и судебной практики, а также анализ существующей научной литературы в России, Армении и иных государствах, позволили прийти к следующим выводам.

В настоящее время административная ответственность в Республике Армения и Российской Федерации является одним из основных средств правовой охраны избирательных прав граждан и формой административно-принудительного воздействия на всех участников избирательных правоотношений, о чем свидетельствует анализ судебной практики Армении и России, показывая устойчивую динамику роста числа административных правонарушений в этой сфере.

Обоснованным представляется подход к определению сущности административной ответственности как к элементу государственного управления, отражающего определенную законодателем систему административно-правовой охраны определенного вида государственно значимых правоотношений, отношение законодателя к характеру противоправного деяния и установления им его наказуемости в большей мере отражают ее сущностное содержание и значение в механизме управленческого воздействия государства на общественные отношения.

Административная ответственность за нарушение избирательных прав, может быть определена как вид юридической ответственности, которая наступает за совершение административного правонарушения на разных стадиях избирательного процесса в отношении субъектов избирательных правоотношений — участников избирательного процесса, и выражается в применении судебными и иными юрисдикционными органами административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение и допустившему невыполнение установленных избирательным законодательством обязанностей по реализации избирательных прав граждан применяемая в целях обеспечения и охраны конституционно установленного правопорядка, основ народовластия, демократического порядка организации и функционирования власти, прав граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления на основе и в порядке, установленном избирательным и административным законодательством Российской Федерации и Республики Армения.

Применительно к избирательному праву как объекту охраны могут быть выделены различные группы норм материального и процессуального характера регулирующих охраняемые избирательные правоотношения:

— материальные нормы, которые регулируют и обусловливают правоотношения, возникающие между гражданином и государством при конституционном и законодательном признании и закреплении активного и пассивного избирательного права;

— процессуальные нормы, регламентирующие все многообразие стадий избирательного процесса с установлением взаимных прав и обязанностей их участников;

— охранительные нормы, определяющие оценку законодателем предмета опасности в связи с нарушением избирательных процедур и технологий и устанавливающие наказуемость данных деяний и юридическую ответственность за их допущение.

Исходя из законодательной регламентации процедур проведения выборов, и установленного в Кодексе об административных правонарушениях круга субъектов, ответственных за нарушение установленных избирательных процедур и за посягательство на избирательные права в Республике Армения необходимо законодательно установить административную ответственность юридических лиц за правонарушения, посягающие на избирательные права и ввести в кодекс норму, согласно которой юридическое лицо подлежит административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных законодательством Республики Армения.

В целях совершенствования системы и механизмов административно-правовой охраны и ответственности за правонарушения, посягающие на избирательные права и нарушающие установленные избирательным законодательством процедуры и технологии проведения выборов в Республике Армения необходимо существенно расширить круг правонарушений, устанавливающих ответственность за правонарушение в сфере реализации избирательного законодательства в Кодексе об административных правонарушениях Республики Армения, исходя из того, что имеющихся в настоящее время шесть статей, устанавливающих административную наказуемость правонарушений в сфере реализации избирательных прав не обеспечивают в полном объеме все многообразие избирательных правоотношений и реализацию избирательных прав граждан Армении.

Представляется необходимым, с учетом законотворческого опыта Российской Федерации закрепить норму в Административно-процессуальном кодексе Республики Армения, согласно которой при непосредственном обнаружении компетентными должностными лицами (избирательных комиссии и органов внутренних дел) достаточных данных, указывающих на наличие административного правонарушения, в сфере реализации избирательных прав граждан и право граждан на участие в референдуме, составлять протокол о соответствующем административном правонарушении.

При этом следует сократить число лиц, которые в рамках действующего законодательства уполномочены составлять протоколы по делам об административных правонарушениях в сфере реализации избирательных прав по законодательству Российской Федерации, а именно лишить этого права должностных лиц органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Представляется целесообразным наделить сотрудников полиции, дежурящих в день голосования на избирательном участке, совместно с уполномоченным членом избирательной комиссии правом составлять протоколы по делам об административных правонарушениях в сфере избирательных прав, при этом необходимо организовать обучение такой категории милиционеров на высоком теоретическом уровне.

Сравнительно-правовой анализ показал, что в Республике Армения в системе административной юрисдикции действуют два кодифицированных нормативно-правовых акта, такие как: Кодекс об административных правонарушениях Республики Армения и Административно-процессуальный кодекс. В этой связи представляется целесообразным России учесть опыт правового регулирования Республики Армения, так как для науки административного права Российской Федерации актуальным является вопрос о дифференциации материальных и процессуальных административно-правовых норм, путем принятия Административно-процессуального Кодекса Российской Федерации, который должен закрепить функциональные и институциональные основы субъектов публичной исполнительной власти в области административного правотворчества, административно-распределительной и административно-юрисдикционной деятельности. Более того, Кодекс должен включить нормы, регулирующие административно-процессуальные отношения формы обращения «заявления» в суд, в том числе предусматривать исковое начало обращение в суд, а также нормы, регулирующие порядок наложения административных взысканий и обжалования судебных решений. Предлагаемый Административно-процессуальный кодекс Российской Федерации должен установить автономную от остальных судебных органов систему административных судов, которые рассматривали бы все дела, возникающие из публичных правоотношений, имеющих административно-правовую природу, в том числе споры, вытекающие из избирательных правоотношений.

Из проведенного исследования следует, что Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации не охраняет ряд стадий (этапов) избирательного процесса, например, такие как образование избирательных округов и формирование избирательных комиссий, хотя на этих этапах могут иметь место правонарушения.

Из анализа норм Кодекса об административных правонарушениях Республики Армения следует, что он не содержит достаточных составов правонарушений, обеспечивающих охрану в сфере реализации избирательных прав. В этой связи представляется необходимым для более полной охраны мерами административно-правовой ответственности установленных в Республике Армения процедур проведения выборов и выборных технологий расширить перечень правонарушений, посягающих на избирательные права граждан, и их наказуемость. Дополнить Кодекс об административных правонарушениях Республики Армения положениями, устанавливающими административную ответственность за такие виды правонарушений как:

— Несвоевременное предоставление избирательным комиссиям необходимого помещения, средств связи, транспорта, технического оборудования, сведений и материалов ответственными за это должностными лицами;

— Непредставление председателем, заместителем председателя или секретарем избирательной комиссии, комиссии референдума в вышестоящую избирательную комиссию, комиссию референдума документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдума, или их представление с нарушением избирательного законодательства Республики Армения;

— Уничтожение документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдума, до истечения сроков их хранения, а также нарушение установленного порядка уничтожения таких документов;

— и рядом других правонарушений.

Данные дополнения в административное законодательство Республики Армения во многом будут способствовать совершенствованию административно-правовых форм и методов охраны избирательных прав, обеспечивать механизмы административно-правовой защиты установленных избирательным законодательством процедур проведения выборов и стадий избирательного процесса посредством совершенствования института административной ответственности на данном, очень важном этапе избирательной кампании, гарантируя административно-правовую защиту субъектам избирательного процесса в Республике Армения.

Проведенный сравнительно-правовой анализ дает основания для вывода о необходимости расширения видов административных наказаний в сфере ответственности за избирательные правонарушения. Так введение предупреждения как одного из возможных видов санкции за совершение административных правонарушений в сфере реализации избирательных прав является эффективной и оправданной мерой, и оно может применяться как к физическим, так и к юридическим лицам. В этой связи правильно было бы дополнить санкции правонарушений, предусмотренных статьями 5.1, 5.3, 5.6, 5.15, КоАП Российской Федерации, и, возможно, в дальнейшем ввести их в административное законодательство Армении.

Следует подчеркнуть, что несмотря на принимаемые законодателем меры, направленные на совершенствование системы финансирования выборов и устанавливающие административную ответственность за нарушение установленных процедур проблема обеспечения законности в сфере финансирования избирательных кампаний по-прежнему остается актуальной. Административная ответственность в данной сфере избирательных правоотношений, является действенным и эффективным способом охраны и обеспечения реализации установленных правил финансирования выборных кампаний.

В тоже время существующие меры административного взыскания в России и Армении не позволяют в полной мере обеспечить режим законности финансирования выборных кампаний, что ставит вопросы дополнения как перечня составов административно-наказуемых деяний, так и дополнения видов наказаний в существующие.

Актуальным для административного законодательства России является введение в качестве меры административного наказания должностных лиц за нарушение установленного порядка и сроков финансирования такой меры как дисквалификация. Установление дисквалификации как меры административной ответственности должностных лиц, задействованных в финансировании выборов имеет наряду с репрессивным, пресекательное превентивное значение, устраняя из органов финансирующих выборы лиц, допустивших нарушение законодательства о выборах.

Административное законодательство, Республики Армения, весьма схематично обеспечивает охрану прав участников избирательного процесса на финансирование выборов на условиях, установленных избирательным законодательством. В этой связи представляется необходимым дополнить Кодекс об административных правонарушения Республики Армения дополнительными состава, предусматривающими административную ответственность за нарушение установленного порядка и сроков финансирования выборов. Это во многом будет направлено на усиление охраны избирательных прав участников избирательного процесса от посягательств на них мерами административно-правового воздействия.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием от 12 декабря 1993 г. (с изм. и доп. от 30 декабря 2008) // Российская газета. № 7. 2009. 21 января.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 52-ФЗ (с изм. и доп. от 27 декабря 2009 г.) // СЗ РФ. 28.12.2009. № 52 (1 ч.). Ст. 6428.
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 196-ФЗ (с изм. и доп. от 30 апреля 2010 г.) // СЗ РФ. 03.05.2010. № 18. Ст. 2145.
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации от 3 августа 1998 г. № 31. (с изм. и доп. от 28 декабря 2010 г.) // СЗ РФ. 28.12.2010. № 404. Ст. 16.
  5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (с изм. и доп. от 04 октября 2010 г.) // СЗ РФ. 11.10.2010. № 41. Ст. 5199.
  6. Федеральный закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124−1 «О средствах массовой информации» (с изм. и доп. от 05 февраля 2009 г.) // СЗ РФ. 16.02.2009. № 7. Ст. 778.
  7. Федеральный закон РФ от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (с изм. и доп. от 07 мая 2010 г.) // СЗ РФ. 24.05.2010. № 21. Ст. 2526.
  8. Федеральный закон РФ от 11 августа 1995 г. № 135-Ф3 «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (с изм. и доп. от 30 декабря 2008 г.) // СЗ РФ. 05.01.2009. № 1. Ст. 17.
  9. Федеральный закон РФ от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (с изм. и доп. от 16 июня 2010 г.) // СЗ РФ. 2010. № 31. Ст. 4191.
  10. Федеральный закон РФ от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» // СЗ РФ. 21.06.2004. № 25. Ст. 2485.
  11. Федеральный закон РФ от 13 марта 2006 г. № 38-Ф3 «О рекламе» (с изм. и доп. от 27 декабря 2009 г.) // СЗ РФ. 28.12.2009. № 52 (1 ч.). Ст. 6430.
  12. Конституция Республики Армения Принята всенародным голосованием 5 июля 1995 (с изм. и доп. от 27 ноября 2005 г.) // Ведомости Республики Армения. 12.10.2005. № 65(437). Ст. 1227.
  13. Административный процессуальный кодекс Республики Армения от 12 декабря 2010 г. № ЗР-269 (с изм. и доп. от 28 октября 2010 г.) // Ведомости Республики Армения. 28.10.2010. № 135. Ст. 64(588).
  14. Кодекс Республики Армения об административных правонарушениях от 01 июня 1986 г. № 23 (с изм. и доп. от 29 октября 2009 г.) // Ведомости Республики Армения 02.12.2009. № 60 726. Ст. 1309.
  15. Избирательный кодекс Республики Армения от 17 февраля 1999 г. № ЗР-284. (с изм. и доп. от 16 января 2009 г.) // Ведомости Республики Армения. 26.01.2009. № 3(669). Ст. 43.
  16. Постановление Конституционного Суда РФ от 24 июня 1997 г. № 9-П «По делу о проверке конституционности положений статей 74 (частьпервая) и 90 Конституции Республики Хакасии» // СЗ РФ. 27.06.1997. № 26. Ст. 3145.
  17. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 марта 2011 г. № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав иправа на участие в референдуме граждан Российской Федерации» 11 СЗ РФ. Вестник Центризбиркома РФ. 2011. № 4.
  18. Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 06.03.2000 г. № КАС 00−97 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2000. № 7.
  19. А. Б. Административная ответственность. М.: Эксмо, 2007.
  20. А. Б. Постатейный комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. М.: Статут, 2004.
  21. Административное право / Под ред. Ю. М. Козлова, Л. Л. Попова. М., 1999.
  22. Административное право / Под ред. Ю. М. Козлова. М., 1968.
  23. Административное право / Под. ред. Л. Л. Попова. М.: Юрайт, 2009.
  24. Административное право / Под ред. Л. Л. Попова, М. С. Студеникиной. М., 2008.
  25. А. И. К вопросу о понятии ответственности в системе права // Государство и право. 2009. № 2.
  26. С. С. Общая теория права. М., 1985.
  27. А. А. Проблемы совершенствования регионального законодательства России об административных правонарушениях. Иркутск, 2007.
  28. В. Ф. Классификация административных проступков. Сургут, 2001.
  29. Астемиров 3. А. Понятие юридической ответственности // Советское государство и право. 1979. № 6.
  30. . Т. Юридическая ответственность как охранительное правоотношение//Советское государство и право. 1980. № 8.
  31. .Т. Юридическая ответственность (теоретические вопросы). Красноярск, 1985.
  32. В. М. Теория государства и права. М.: Норма, 2001.
  33. С. Ю., Звягинцев В. И. Механизм Политического инвестирования, или Как и зачем российский бизнес участвует в выборах и оплачивает партийную жизнь // Полис. 2006. № 2.
  34. А. Подводные течения региональных выборов. А. Басков // Директор. Екатеринбург, 2000. № 50.
  35. Д. Н. Административная ответственность. М., 1999.
  36. Д. Н. Система субъектов советского административного права // Советское государство и право. 1986. № 2.
  37. Д. Н., Ренов Э. Н. Административная ответственность по российскому законодательству. М.: Норма, 2002.
  38. Д. Н., Татарян В. Г. Административное право России. М.: Эксмо, 2009.
  39. Д. Н. Коллективные субъекты административного права // Правоведение. 1993. № 3.
  40. Д.Н. Состав административного проступка. Свердловск, 1987.
  41. Е. Н. Административная ответственность и административная юрисдикция. Нижний Новгород, 2007.
  42. В. Н. Правонарушения и юридическая ответственность в избирательном праве. М.: ЮНИТИ, 2005.
  43. Е. В., Оводенко М. А. Избирательное право европейских государств (Великобритания, ФРГ, Франция). СПб.: ГУАП, 2008.
  44. C.B., Головин А. Г. Информационное обеспечение выборов и референдумов в Российской Федерации: М.: РЦОИТ, 2007.
  45. П. А., Поляшова И. С. Избирательное право Российской Федерации. Тюмень, 2006.
  46. А. Б. Комментарий к Кодексу города Москвы об административных правонарушениях. М., 2009.
  47. С. Н. Юридическая ответственность и законность. М., 1976.
  48. В. Н. Юридическая ответственность в избирательном праве Российской Федерации. Автореф.. дисс. канд. юрид. наук. М., 2004.
  49. А. Ю. Административные избирательные технологии: московская практика. М.: Панорама, 2006.
  50. А. Ю. Проблемы правового регулирования предвыборной агитации // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 3.
  51. А.Ю., Любарев А. Е. Преступление без наказания: Административные избирательные технологии федеральных выборов 2007—2008 годов. М.: НИКОЛО Панорама, 2008.
  52. П. А., Грязин И. Н. Некоторые характеристики правовой ответственности. Тарт., 1982.
  53. В. И. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. М., 1999.
  54. Э. А. Административное правонарушение и преступление: общие черты и различия: Авторефер.. канд. юрид. наук. М., 2007.
  55. А. В. Охрана и защита избирательных прав граждан // Вестник московского университета МВД России. 2008. № 2.
  56. Ю. А., Князев С. Д. Избирательные правоотношения // Государство и право. 1999. № 5.
  57. Ю.А., Князев С. Д. Избирательные правоотношения: понятие, политико-правовое содержание и структура // Вестник ЦИК РФ. 1998. № 2 (56).
  58. И. Е. Состав правонарушения: Дисс.. канд. юрид. наук. Самара, 2010.
  59. В. В. Финансирование федеральных выборов в России: соотношение публично-правового и частного начал. Конституционно-правовое исследование: Дисс.. канд. юрид. наук. Благовещенск, 2004.
  60. Н. В. Общая теория юридической ответственности. М.: Норма, 2005.
  61. А. И. Предвыборная агитация: правовые аспекты // Право и власть. 2001. № 1.
  62. Гегель. Философия права. М.: Л, 1934.
  63. А. Ф. Правонарушения в публичном и частном праве: общая характеристика: Дисс.. канд. юрид. наук. Самара, 1999.
  64. А.Г. Избирательное право России: курс лекций. М.: Норма, 2007.
  65. И.В. Парламент России. М.: Консалтбанкир, 1999.
  66. Н. В. Административная юстиция: История и современность: Дисс.. канд. юрид. наук. М., 2002.
  67. Е. В. Правонарушение: юридический состав и его особенности. Саратов, 2002.
  68. Е. В. Правонарушение и юридическая ответственность в их соотношении. Дисс.. канд. юрид. наук. Саратов, 2002.
  69. В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1935.
  70. В. В. Ответственность за нарушения избирательного законодательства, практика взаимодействия правоохранительных органов и избирательных комиссий по пресечению и предупреждению нарушений законодательства о выборах. Белгород, 2004.
  71. В. В. Системный анализ административно деликтных отношений. Под ред. В. П. Сальникова. СПб., 2001.
  72. В. В. Теория административно-деликтных отношений: Дисс.. докт. юрид. наук. СПб., 2002.
  73. В. В., Толстопятова О. В. Субъектный состав административно-деликтных отношений (вопросы теории и практики). Волгоград, 2005.
  74. JI. Административная ответственность юридических лиц // Российская юстиция. 2001. № 3.
  75. Ю. А. Общая теория правонарушения и ответственности. М., 1983.
  76. А. С. Административная ответственность в российском праве: Дисс.. докт. юрид. наук. М., 2005.
  77. О. Н. Административная ответственность за нарушения законодательства о выборах и референдумах: Дисс.. канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2004.
  78. Е. В. Субъективная сторона административного проступка // Правоведение. 1969. № 2.
  79. Н. А., Ивакин В. И. Понятие и виды юридической ответственности // Государство и право. 2000. № 6.
  80. В.Н. Вина в международном праве // Правоведение. 1972. № 3.
  81. О. Н. Понятие административной ответственности // Административное право. 2008. № 4.
  82. Н. М., Косицин И. А. вторая всероссийская научно-практическая конференция «актуальные проблемы административной ответственности» // Административное право и процесс. 2009. № 3.
  83. Д. Г. Объективная сторона правонарушения: Дисс.. канд. юрид. наук. Тольятти, 2006.
  84. О. Ф. Некоторые проблемы теории юридической ответственности // Юридическая ответственность в советском обществе. Волгоград, 1974.
  85. А. А. Принцип индивидуализации юридической ответственности: теория и история вопроса: Автореф.. дисс. канд. юрид. наук. М., 1998.
  86. Л. В. Административное правонарушение: понятие и состав. Домодедово, 2000.
  87. В. В. Юридическая ответственность и избирательный процесс. М.: РЦОИТ, 2002.
  88. А. Российская избирательная система: Новый этап развития // Человек и закон. 1998. № 7.
  89. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. Учебник для вузов / Отв. ред. A.B. Иванченко. М.: Норма, 1999.
  90. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации / Отв. ред. А. А. Вешняков. М.: Норма, 2003.
  91. О. С., Шаргородский М. Д. Вопросы теории права. М., 1961.
  92. А. Д. Юридическая ответственность за нарушения норм избирательного права Российской Федерации: Дисс.. канд. юрид. наук. Казань, 2003.
  93. Л. А. Административная ответственность. М.: Норма, 2009.
  94. А.Б. Организационно-правовое обеспечение финансирования выборов в Российской Федерации: Дисс.. канд. юрид. наук. М., 2004.
  95. Н. М. Финансирование выборов в зарубежных государствах // Журнал российского права. 2009. № 5.
  96. В. Р. Административное правонарушение, понятие, состав, квалификация. М., 1991.
  97. Ю. Н. Понятие избирательного правонарушения и комплексный подход к анализу мер ответственности, установленныхизбирательным законодательством // Государственная власть и местное самоуправление. 2008. № 2.
  98. А. П. Пьянство и административная ответственность. Киев, 1975.
  99. С. Д. Правовые аспекты агитации при проведении выборов // Российский юридический журнал. 1998. № 2 (18).
  100. М. И. Понятие преступления в советском уголовном праве. Свердловск, 1987.
  101. Коваль J1.B. Административно-деликтное отношение. Киев, 1979.
  102. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Научно-практический комментарий / Под. ред. В. Е. Севрюгина. М.: Юристъ, 2004.
  103. Е. Н. Финансирование выборов: Право и практика. М., 2002.
  104. E.H. Выборы и избирательное право в зеркале судебных решений. М.: Норма, 2010.
  105. А. К. Административная юрисдикция проблемы, поиски, решения. Тюмень, 2005.
  106. Комментарии к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под. ред. Э. Н. Ренова. М.: Норма, 2002.
  107. Комментарий к кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под. ред. Е. И. Сидоренко, И. И. Веремеенко. М.: Проспект, 2009.
  108. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под ред. E.H. Сидоренко. М.: Проспект, 2006.
  109. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под ред. Ю. М. Козлова. М.: Юристъ, 2002.
  110. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под ред. Б. Н. Габричидзе. М.: Дашков и К, 2003.
  111. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под. ред. H.A. Овчинникова. М.: Экзамен, 2009.
  112. H. M. Административное право России. M.: Проспект, 2010.
  113. М. А. Ответственность в системе народного представительства. М., 1995.
  114. М. А. Ответственность власти (государство в открытом обществе). М.: Магистр. 1997.
  115. . С. А есть ли прогресс в правах избирателей? // Российская Федерация. 1994. № 10.
  116. В. Н., Малеин Н. С. Правовое поведение, его субъекты и пределы // Правоведение. 1980. № 3.
  117. Е. Н. Правовое поведение: норма и патология. М., 1982.
  118. Е.И., Кутафин O.E. Конституционное право России. М.: Проспект, 2008.
  119. . М. Административная ответственность. М.: 1976.
  120. О. Э. Правонарушение и юридическая ответственность / Теория права и государства. Под ред. M. Н. Марченко. М., 1999.
  121. И. В. Выдвижение и регистрация кандидатов: обновленное федеральное законодательство и новые проблемы // Право и власть. 2002. № 3.
  122. А. Е. Административная ответственность за правонарушения. М.: 1961.
  123. А.Е., Салищева Н. Г., Розин Л. М. Новое законодательство об административной ответственности и штрафах // Советское государство и право. 1963. № 3.
  124. В. О. Белоновский В. Н., Пряхина Т. М. Избирательное право России. М.: Юнити, 2009.
  125. В. О. Конституционные нормы и правоотношения. М., 1997.
  126. В. О. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
  127. О.Г., Филатова А. В., Чанов С. Е. Административная ответственность. М.: Волтерс-Клувер, 2008.
  128. О. В. Особенности юридической ответственности избирательной комиссии как юридического лица // Журнал российского права. 2009. № 9.
  129. А. А. Избирательное право и избирательный процесс. Юридическая ответственность за нарушение законодательства о выборах. Новосибирск.: НГТУ, 2009.
  130. В. В. Народное голосование. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М.: БЕК, 1995.
  131. Н.С. Правонарушение: понятие, причины, ответственность. М., 1985.
  132. Е.Б., Сучков Е. Б. Основы избирательных технологий и партийного строительства. М., 2003.
  133. В. М. Советское административное право. Саратов, 1968.
  134. М. С., Золотых А. П. Реформирование отечественного избирательного законодательства: проблемы и перспективы // Государство и право. 2006. № 6.
  135. М. С. Избирательное право и избирательный процесс. М.: Норма, 2010.
  136. Н.И. Правовая система и личность. Саратов, 1987.
  137. А.Ю., Сазонов А. Ю. Избирательные технологии: содержание и способы законодательного закрепления // Журнал о выборах. 2006. № 1.
  138. Д. И. Административная ответственность за нарушения в сфере информационного обеспечения выборов. Сыктывкар, 2008.
  139. A. JI. Истоки правонарушения: социально психологический аспект. Ашхабад, 1987.
  140. В.Д. Предвыборная агитация: понятие и правовые признаки // Журнал российского права. 1999. № 5/6.
  141. К. М. Правовой статус избирательных комиссий в Российской Федерации: к вопросу о соотношения нормконституционного и гражданского законодательства // Вестник Ленинградского государственного университета 2007. № 7.
  142. . Л. О юридическом аспекте позитивной социальной ответственности // Советское государство и право. 1981. № 10.
  143. А. В. Мотивы убийств: Автореф.. дисс. канд. юрид. наук. Казань. 1967.
  144. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» / Под. ред. А. А. Вешнякова и В. И. Лысенко. М., 2003. С. 32−34.
  145. П. Е. Система юридических гарантий применения советских правовых норм // Правоведение. 1971. № 3.
  146. Г. П. Учение об объекте преступления (правонарушения). М., 2001.
  147. В. С. Общая теория права и государства. М.: Норма, 2004.
  148. . С. Объект преступления по советскому уголовному праву. М.: Госюриздат, 1960.
  149. А. С. Административное правонарушение: сущность противоправности. М., 2010.
  150. М. И. Проблемы науки административной деликтологии: Дисс.. докт. юрид. наук. М., 2005.
  151. , Б. Д. К определению понятий мотива и цели // Правоведение. 1970. № 4.
  152. С. И. Словарь русского языка. М.: 1981.
  153. Г. А. Объекты правонарушений: Дисс.. канд. юрид. наук. Саратов, 2006.
  154. Д. В. Институт юридической ответственности за избирательные правонарушения в современной России: Дисс.. канд. юрид. наук. Нижний Новгород, 2007.
  155. Д. В. Дефекты института юридической ответственности за избирательные правонарушения: проблемы законодательства и судебной практики // Российский судья. 2006. № 12.
  156. Г. И. Советское административное право. Л., 1960.
  157. М.П. Административная ответственность организаций (юридических лиц). Дисс.. канд. юрид. наук. Саратов, 1998.
  158. И. Л. Человек и власть (в сфере борьбы с преступностью). М., 1999.
  159. В. А. Состав административного проступка и его значение в юрисдикционной деятельности органов внутренних дел. Хабаровск, 1998.
  160. А. Н. Финансирование выборов. Институты конституционного права иностранных государств. М., 2002. С. 30.
  161. А. А. Пути укрепления социалистического правопорядка // Советское государство и право. 1967. № 1.
  162. Н. И. К вопросу об административной ответственности. Актуальные проблемы законодательства об административной ответственности. Международная научно-практическая конференция. Иркутск, 2006.
  163. А. Е. Ответственность за нарушение порядка финансирования избирательной компании в законодательстве о выборах // Журнал российского права. 2007. № 2.
  164. Л. Л., Колесниченко Ю. Ю. Административная ответственность юридических лиц. М., 2001.
  165. О. В., Попова О. О. Проблемы реализации норм КоАП РФ в части борьбы с правонарушениями в сфере избирательного процесса // Административное право и процесс. 2008. № 5.
  166. Постатейный комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под ред. В. С. Чижевского. М.: Кн. Мир, 2008.
  167. А.Е. Избирательное право России. М.: Норма, 1996.
  168. Проблемы административно-правовой ответственности (по материалам конференции на юридическом факультете) // Вестник Московского университета. Серия 11 право. 2001. № 3. С. 125.
  169. А. В. Административная ответственность за нарушения избирательных прав граждан: Автореф.. дисс. канд. юрид. наук. Хабаровск, 2009.
  170. В.П. Выборы: общая теория в российских иллюстрациях. // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 1997. № 4.
  171. Ф. JI. Формы вины предприятия и договорная ответственность // Советское государство и право. 1970. № 3.
  172. . Т. Задачи уголовного права Российской Федерации и их реализация. Саратов, 2005.
  173. Е. Ю. К вопросу о реализации административной ответственности за избирательные правонарушения // Российская следователь. 2006. № 8.
  174. Е. Ю. Административно-правовая защита избирательных прав граждан в Российской Федерации. Дисс. .канд. юрид. наук. Москва, 2007.
  175. . В., Старилов Ю. Н. Административное право. М.: Норма, 2009.
  176. . В. Административная ответственность. М.: Норма, 2010.
  177. Д. С. Вина как субъективное условие конституционно-правовой ответственности участников выборов // Вестник российской правовой академии. 2008. № 1.
  178. И. С. Понятие правонарушения по советскому законодательству. М., 1963.
  179. И. С., Фарукшин М. Х. Ответственность по советскому законодательству. М., 1971.
  180. М. В. Проступки по советскому праву. Общетеоретический аспект: Дисс.. канд. юрид. наук. Саратов, 1982.
  181. И. П. Объект преступления: социально-философские и методологические аспекты проблемы: Дисс.. канд. юрид. наук. М., 2003.
  182. П. П. Административная ответственность: проблемы и пути совершенствования: Автореф. дисс.. докт. юрид. наук. М., 2005.
  183. См.: Серков П. П. Административная ответственность: проблемы и пути совершенствования. Дисс.. докт. юрид. наук. М., 2010.
  184. А. Н. Развитие избирательного законодательства в Российской Федерации на современном уровне // Вестник российской правовой академии. 2009. № 4.
  185. А. Г. Отказ в регистрации и отмена регистрации кандидата (списка кандидата): проблемы теории и практики: Дисс.. канд. юрид. наук. М., 2006.
  186. А.Г. Принцип виновной ответственности и фактор вины в избирательном процессе // Журнал российского права. 2005. № 1.
  187. В. Д., Симухин А. В. Административная ответственность в Российской Федерации. Волгоград., 2007.
  188. Словарь русского языка / Под ред. А. П. Евгеньевой. Т. 4. М., 1984.
  189. В.Н. Обеспечение трудовой дисциплины и бережного отношения к общенародному достоянию средствами трудового права. Проблемы правового регулирования труда в развитом социалистическом обществе. JL, 1984.
  190. И. А. Административная юстиция: материальные и процессуальные аспекты. Автореф.. дисс. канд. юрид. наук. М., 2006.
  191. А. П. Проблемы административной ответственности юридических лиц. Краснодар, 1999.
  192. В. Д. О двух тенденциях, разрушающих целостность института административной ответственности // Правоведение. 1999. № 1.
  193. В. Д. Административный процесс и административное процессуальное право. СПБ., 2002.
  194. А. И. Административная ответственность. М.: Юнити-Дана, 2005
  195. Р. Г. Ответственность за правонарушения в сфере избирательного и референдумного права: административно-правовой аспект: Дисс.. канд. юрид. наук. СПБ.: 2006.
  196. М. С. Сущность юридической ответственности // Советское государство и право. 1979. № 5.
  197. М. Нарушил правила отвечай. Новое в законодательстве об административной ответственности за нарушение избирательных прав // Выборы. Законодательство и технологии. 2000. № 2.
  198. А. П. Правонарушения в избирательной системе субъекта Российской Федерации: Конституционно-правовое исследование. Автореф.. дисс. докт. юрид. наук. Екатеринбург, 2000.
  199. А. П., Серков В. А., Мишунина А. А. Административные правонарушения в сфере организации и проведения выборов. Тюмень, 2005.
  200. В. А. Понятие юридической ответственности // Правоведение. 1973. № 2.
  201. Теория государства и права / Под. ред. В. К. Бабаева. М.: Юристъ. 2004.
  202. Ю.А. Курс административного права и процесса. М., 1998.
  203. Толковый словарь русского языка: / Под ред. Д. Н. Ушакова. М.: Сов. Энцикл, 1935−1940.
  204. О. В. Субъектный состав административно деликтных отношений: вопросы теории и практики: Дисс.. канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2004.
  205. Р. В. Административная ответственность за нарушения законодательства о выборах и референдумах: Дисс.. канд. юрид. наук. Хабаровск, 2001.
  206. М.К. Судебная защита избирательного права // Журнал российского права. 2000. № 3.
  207. Философский энциклопедический словарь. М., 1983.
  208. Р. Л., Липинский Д. А. Общая теория юридической ответственности. СПб., 2007.
  209. Р. Л., Ягутян Р. Г. Юридическая ответственность. Тольятти, 1995.
  210. Н. Н. Основы финансирования избирательных кампаний в Российской Федерации // Право и власть. 2002. № 3.
  211. Д. И. Административная ответственность юридических лиц // Законодательство. 2006. № 11.
  212. А. С. Политические и правовые аспекты социальной ответственности личности: Автореф.. дисс. докт. юрид. наук. Екатеринбург, 1992.
  213. А. С. Конституционная ответственность и избирательное право // Журнал о выборах. 2004. № 4.
  214. В. В. Принципы конституционно-правовой ответственности за избирательные правонарушения // Ежегодник избирательного права. 2004
  215. Ю. В. Административная ответственность юридических лиц (процессуальный аспект): Авторефер.. канд. юрид. наук. Омск, 2003.
  216. М. Д. Стадии юридической ответственности. Дисс.. канд. юрид. наук. М., 1996.
  217. А. Е. Конституционно-правовая ответственность за избирательные правонарушения в Российской Федерации: общеправовая характеристика и юридическая природа мер. Автореферат.. дисс. канд. юрид. наук. Владивосток, 2004.
  218. А. Е. Конституционно-правовая ответственность за избирательные правонарушения в Российской Федерации. Иркутск, 2004.
  219. А. И. Волевые процессы и свойства личности. Л., 1963.
  220. Юридическая энциклопедия /Под ред. Тихомиров М. Ю. М., 1999.
  221. А. Ю. Административно-юрисдикционный процесс и администравтино юрисдикционное производства // Государства и право. 2000. № 3.
  222. Ц. А. Субъекты советского административного права: Автореф.. дисс. докт. юрид. наук. М., 1958.
  223. ИфнсушЬ ГЬ. ¿-, ш. ]1рш1]ш11ши г! шр]1 qшll? шpшll (гГ.р.ш. IX ц. -Х1Хц.). ЬркшЬ, 2001.
  224. Ьг^шр.ип1 Ч. IX. ^Нипш^шЬшпшфпргГши Ь^иГиш^иЬг^^риЪрр ршрЬфп^пиШЪрр. ЬрИшЬ.: ^Ьшт^шЬ &шггш]т.р]П111 Ьршш, 2000.
  225. ЬгушЬ. ГЬ. Чшр^ш^ширтфпЛф 2, ш. шишш11|1 ?ширшщЬтпц^шЬ. ]1ршъп111р|1 ЬшгГш^шрфш! ЬрЬши, 2006.
  226. ЪгушЬ ГЬ. ?,. -Ршцшршд^ш^шЬ. ЬшпицтрртД!.! 2,2,-пи1. ЬрИшЬ, 2002.
Заполнить форму текущей работой