Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Регулирование деятельности промышленных предприятий — субъектов естественных монополий (на примере Республики Армения)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Преодоление существующих проблем в сфере естественных монополий путем приватизации существенно отличается от массовых программ разгосударствления, как сроками осуществления, так и механизмами. Если в экономически развитых странах в основном применение получило формирование широкого круга акционеров путем свободной продажи акций государственных предприятий, то в РА была выбрана тактика привлечения… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Роль и место монополий в экономике государства
    • 1. 1. Понятие, содержание и теоретические основы функционирования монополий в рыночной экономике
    • 1. 2. Законодательные основы регулирования монопольной деятельности в Республике Армения
    • 1. 3. Опыт регулирования деятельности монополий за рубежом
  • ГЛАВА 2. Состояние и тенденции развития промышленности
  • Республики Армения
    • 2. 1. Основные экономические показатели, определяющие уровень развития промышленности в РА
    • 2. 2. Влияние естественных монополий на экономическую систему республики. ^
    • 2. 3. Методы ценообразования на продукцию естественных монополий
  • ГЛАВА 3. Антимонопольное регулирование и экономическая роль 99 государства
    • 3. 1. Оценка инвестиционного риска при развитии естествен- 99 ных монополий
    • 3. 2. Институциональные преобразования в РА и их значимость в процессе перехода к рыночным отношениям
    • 3. 3. Основные критерии антимонопольного регулирования в
  • РА и экономическая роль государства

Регулирование деятельности промышленных предприятий — субъектов естественных монополий (на примере Республики Армения) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Кризисные явления, проявившиеся в Республике Армения (РА) одновременно с развалом СССР, крайне негативно повлияли на национальную экономику. Сравнительно небольшое государство перенесло ряд стихийных бедствий, военных конфликтов и до сих пор находится в транспортно — энергетической блокаде, в результате чего наблюдается резкое падение уровня жизни населения, падение ВВП и промышленного производства, рост безработицы, гиперинфляция, разрыв внешнеэкономических связей и т. д. Все это привело к глубокому и длительному экономическому кризису.

Одной из важнейших проблем экономики переходного периода РА является создание полноценной конкурентной среды, борьба с усиливающимися процессами концентрации экономической власти и перераспределениям сфер влияния между группами хозяйствующих субъектов. Поскольку эти явления непосредственно влияют на бюджетообеспеченность страны, сохранение социальной стабильности общества и обеспечение устойчивого роста национальной экономики, неизбежно возникает необходимость повышения эффективности механизмов конкуренции и повышения конкурентоспособности производства.

На современном этапе развития экономики РА исключительную роль играют естественные монополии, рассматриваемые как важнейшие бюджетообразующие и структурообразующие факторы, что в условиях низкой энергетической эффективности, отсутствия собственной газои нефтедобычи, делает проблему их устойчивого функционирования весьма актуальной. Следует отметить, что одновременно с общим сокращением производства в РА, спрос на продукцию и услуги отраслей — естественных монополий (а следовательно и их производство) устойчиво снижался.

Говоря о проблемах монополистической деятельности и антимонопольного регулирования, следует сказать, что они достаточно детально и глубоко исследованы такими представителями различных школ и направлений, как: А. Берли, Л. Вальраса, Дж. Гелбрейт, Ж. Дебре, У. Джевонса, Д. Кейнса, К. Маркса, А. Маршала, Дж.С.Милля, А. Пигу, Дж. Робинсон, А. Смит-та, П. Самуэльсона, Ф. Хайека, Дж. Хикса, Э. Чемберлина, И. Шумпетера и др. Различные аспекты деятельности монополий и ее влияние на экономику России рассматривали Л. И. Абалкин, Б. Н. Богачев, В. Н. Ворожейкин, М. П. Владимирова, М. И. Гельвановский, Е. И. Еременко, Л. П. Кураков, А. В. Коломийченко, А. Я. Лившиц, Н. Я. Петраков, Н. В. Стародубровская, М. В. Шишкин. В экономической литературе анализу проблем «армянского монополизма» посвящены труды В. Бостанджяна, А. Григоряна, А. Маркосяна, М. Мхитаряна, М. Мкртумяна и т. д.

Тем не менее, отдельные проблемы повышения эффективности деятельности предприятий-субъектов естественных монополий и их регулирования государством в рамках промышленности РА рассмотрены недостаточно, что и определяет актуальность диссертационного исследования.

Целью диссертационного исследования является разработка рекомендаций по совершенствованию механизмов рыночной конкуренции и системы государственного регулирования предприятий промышленностисубъектов естественных монополий для обеспечения баланса интересов производителей и потребителей услуг естественных монополий в РА.

В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:

— изучение понятия, содержания, экономической и теоретической основы функционирования монополий в рыночной экономике и исследование современных подходов к трактовке проблем естественных монополий;

— комплексное исследование законодательных основ регулирования монопольной деятельности;

— изучение форм и методов антимонопольного регулирования за рубежом и анализ возможности адаптации зарубежного опыта регулированию монопольной деятельностью в РА;

— выявление особенностей деятельности естественных монополий в национальной экономике РА и оценка экономического состояния и эффективность их функционирования;

— рассмотрение методов ценообразования на продукцию естественных монополий и возможностей создания условий финансовой устойчивости естественных монополий как стабильного источника доходов;

— обоснование необходимости проведения институциональных преобразований соответствующих требованиям рыночных отношений и отвечающих национальным интересам, в сфере естественных монополий.

Объектом исследования выступают предприятия — субъекты естественных монополий в промышленности.

Предметом исследования являются теоретические и методические вопросы, связанные с государственным регулированием деятельности предприятийсубъектов естественных монополий в промышленности РА.

Теоретическую и методологическую основу исследования составляют фундаментальные положения современной экономической теории, теории конкуренции и монополистической деятельности, законодательные и другие нормативные акты Республики Армении и зарубежных стран, труды отечественных и зарубежных авторов в области использования современных форм и методов регулирования рыночной экономики, формирования конкурентной среды, демонополизации экономики.

В исследовании использованы материалы государственных статистических органов РА, министерств и ведомств, а также публикованные практические материалы и информация о деятельности естественных монополий. Диссертационное исследование и практические рекомендации осуществлялось на основе общенаучных методов исследования — системного подхода, комплексного и сравнительного анализа, с применением экономико-математических методов и др.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Некогда занимавшая достаточно значимое место в экономике СССР и включенная в систему кооперированных поставок промышленность Армении (45% производимой продукции отправлялось в другие республики и одновременно половина потребляемой внутри Армении продукции завозилось из других республик) оказалось на грани уничтожения. Отказ государства от оперативного управления хозяйственной деятельностью предприятий и связанная с этим приватизация были проведены недостаточно грамотно и последовательно. Результатом такой государственной политики (точнее, ее отсутствия) стало бесконтрольное распределение и перераспределение ресурсов и собственности.

В 1992;1993 гг. промышленность республики работала в пределах 1015% своих возможностей, а объем производимой продукции сократился более чем на 60%. Анализ процессов реформирования экономики Республики Армении в 1991;1996 гг. показал, что структурные изменения в промышленности происходили в основном за счет свертывания некогда занимавших передовые позиции конкурентоспособных отраслей, которые уступали свое место новым, более рентабельным отраслям. В основном, это отрасли промышленного производства, для которых модернизация (или создание) производственных мощностей не требовало больших капитальных вложений, а некоторым из них оказывалось адресная государственная поддержка.

В общем объеме промышленности доля добывающих ресурсных отраслей, кроме цветной металлургии в основном снизилась. Такая же ситуация наблюдается и в перерабатывающих отраслях. Если до 1991 г в промышленности Армении высокоразвитыми отраслями можно было считать тяжелое машиностроение, приборостроение, электротехника и электроника, то в современных условиях их доля в структуре промышленности значительно снизилась.

Тем не менее, начали бурно развиваться новые отрасли. Так, стратегическое партнерство между РА и РФ дало толчок развитию ювелирной промышленности, позволило значительно увеличить объемы обрабатываемой продукции, и соответственно создать новые рабочие места. Немаловажно и присутствие российского капитала в этой отрасли. Так, в 2000 году на основании соглашений между правительством РА и ОАО «СибАл» на базе предприятия ОАО «Каназ» было создано ООО «Арменал», на данный момент одно из наиболее успешно работающих предприятий в промышленности республики, выпускающее конкурентоспособную на мировом рынке продукцию, используя современное оборудование и технологии производства.

Если говорить о промышленности в целом, то промышленность республики формирует 57% валового внутреннего продукта и дает около 30% налоговых поступлений в бюджет. В промышленном комплексе РА официально занято более 80 000 человек. Таким образом, промышленный комплекс является одной важнейших составляющих всей экономики республики.

2. В условиях отсутствия собственной газои нефтедобычи, особое вн мание уделяется проблемам развития отрасли естественной монополии, обеспечивающей РА энергией — электроэнергетике, играющей важнейшую структурообразующую и бюджетообразующую роль в процессе развития экономики. Данная сфера национальной экономики имеет жизненно важное значение и в настоящее время нуждается в соответствующих мерах по повышению ее эффективности.

Определенный прогресс в сфере реформирования энергетики начался с 1995 г. С 1996 г. в стране восстановлено 24 часовое электроснабжение, постепенно улучшается финансовая дисциплина, увеличиваются платежи, совершенствуется планирование деятельности отрасли. С технико-экономической точки зрения энергетическая сфера РА представляет собой сложную систему, основной задачей которого является производство, передача и распределение энергии. В 2003 г. управление финансовыми потоками Армянской АЭС (основного производителя электроэнергии в стране) было передано Российской.

Федерации, с условием своевременного обеспечения ядерным топливом, а доверенность на управлении ААЭС было передано компании «Развитие международных электрических сетей ЗАО «ИнтерРАОЕЭС».

Уровень тарифов на электроэнергию, установленный на настоящий момент, не позволяет получать прибыль. Отрасль дотируется государством. Повышение тарифов, также нецелесообразно, поскольку может привести к резкому росту темпов инфляции. В то же время, очевидна недопустимость сохранения сложившегося положения в будущем. На наш взгляд, возможным решением этой проблемы является создание условий для снижения издержек и наращивание объема производства. Возможности снижения себестоимости имеются — из произведенной электроэнергии, 25−30% ежегодно теряется при транспортировке, необходима модернизация используемого при производстве электроэнергии оборудования. Из-за отсутствия инвестиций в отрасль, высок уровень морального и физического износа основных средств. Состояние основных фондов таково, что нарастающие затраты на ремонт становятся сопоставимыми с затратами на приобретение новой техники. Самое же главное и опасное — объемы выбытия фактически начинают превышать объемы новых вводов, причем существенно.

3. В процессе исследования автором были проанализированы законодательные и другие нормативные документы, регламентирующие деятельность организаций, предоставляющих общественные услуги. В РА регулирование деятельности организаций предоставляющих общественные услуги в сферах естественных монополий организовано по отраслевому принципу. Созданы регулирующие комиссии в каждой из сфер естественных монополий, основной функцией которых является лицензирование предприятий ведущих экономическую деятельность в данной сфере и установление тарифов. В данном случае под сферами общественных услуг понимаются:

— передача (перевозка), распределение и поставка электрической и топливной энергии;

— передача и поставка питьевой и орошенной воды;

— почтовые и коммуникационные услуги.

Из-за отсутствия централизованного органа, регулирующего деятельность естественных монополий, методы государственного вмешательства в процессы, происходящие в данных сферах более чем запутаны. Исходя из потребности устранения несогласованных действий в процессе выработки методов государственного вмешательства в деятельность естественных монополий и построения единых подходов к повышению эффективность государственной антимонопольной политики, по мнению автора, необходимо создание централизованного органа уполномоченного контролировать деятельность и сделки, осуществляющиеся всеми субъектами естественных монополий (или с их участием), вне зависимости от отраслевой принадлежности. При этом видами деятельности, относимых к естественной монополии следует считать следующие:

— транспортировка нефти, нефтепродуктов и газа по трубопроводам;

— передача (перевозка), распределение и поставка электрической и топливной энергии;

— передача и поставка питьевой и орошенной воды;

— железнодорожные перевозки;

— почтовые и коммуникационные услуги;

— услуги аэропортов.

По мнению автора, единому органу по регулированию деятельности естественных монополий, необходимо вменить в обязанность следующие основные функции:

— определение тарифов по поставке товаров, тарифы оказания услуг и (или) исполнения работ (в том числе передача, перевозка, распределение, поставка), а также тарифы предоставляемых услуг операторами в сферах естественных монополий;

— предоставление лицензий, контроль выполнения ее условий и принятие санкций в соответствующих случаях;

— рассмотрение инвестиционных проектов развития, предоставленных лицензированными лицами, принятие решений по включению или отклонению инвестиций (полностью или частично) в будущих тарифах и др.

По нашему мнению необходимо создать единый закон о регулировании в сферах естественных монополий, который должен определять юридические основы государственной политики в сферах естественных монополий, и регулировать отношения связанные с расчетом и определением тарифов в этих сферах. При этом необходимо законодательно задать основные принципы, соблюдающиеся в процессе регулирования тарифов, в частности: а) субъекты естественных монополий должны своевременно и бесперебойно обслуживать потребителей по установленному порядку и утвержденным тарифомб) обеспечение экономической обоснованности при расчете и утверждение тарифовв) обеспечение публичности и прозрачности процесса расчета и утверждение тарифовг) экономическая обоснованность расходов сделанных субъектами осуществляющих деятельность в сферах, где необходимо регулирование тарифовд) создание условий для естественного и безопасного функционирования субъектов в сферах, где необходимо регулирование тарифове) формирование благополучной атмосферы для инвестиций и обеспечение рентабельности.

4. Практика первых лет реформ в Армении показало, что регулирование естественных монополий в условиях свободного рынка недостаточно изучено в то время как методы, использовавшиеся в централизованной экономике не приемлемы. Низкая эффективность приватизационной политики и структурные изменения повлекли за собой быстрый и значительный рост цен на продукцию предприятий естественных монополий, что породило проблемы обоснованности издержек и соответствия качества предлагаемой продукции и услуг уровню цен.

В настоящее время в сфере электроэнергетики РА действует двойная система тарифных расчетов. Определение уровня тарифов осуществляется по принципу разделения постоянных и переменных затрат. Для производственных станций используются два вида платежей за услуги:

— по объемам производства электроэнергии, что обеспечивает возмещение переменных затрат;

— по мощностям предприятия, чем возмещаются постоянные затраты.

В тепловых электростанциях расчет тарифов осуществляется в несколько этапов исходя из технологических особенностей, а доход формируется от продажи и тепловой и электрической энергии.

Доход, полученный от реализации тепловой энергии, включает в себя расходы на производство и необходимую разумную долю прибыли. На наш взгляд термин «разумная прибыльность», используемая в законодательных актах следует заменить термином «справедливая норма прибыли», которую будем использовать в дальнейшем тексте.

Для Армянской атомной электростанции тарифы рассчитываются таким же способом как для тепловых электростанций, с разницей в том, что при расчете также учитываются расходы, возникающие при эксплуатации АЭС, например расходы на хранение ядерного топлива и снятие станции с эксплуатации, расходы необходимые для обеспечения безопасности на станции и т. д.

Для крупных гидроэлектростанций тарифы рассчитываются таким же способом как для тепловых электростанций, исключение составляет то, что в структуре расходов затраты на топливо принимаются в величине равной нулю.

В сфере электроэнергетики РА оператором передачи электрической энергии является предприятие ЗАО «Высоковольтные электросети» (все акции которого являются собственностью РА), которая в силу своих технологических особенностей и структурным характеристикам рассматривается нами как субъект естественной монополии. При формировании маржи тарифов на предоставляемые услуги предприятия ЗАО «Высоковольтные электросети» применяются подходы исходящие из логики двойных тарифных ставок. Выручка предприятия формируется за счет фиксированных оплат со стороны крупного покупателя — продавца, и переменных затрат в объеме стоимости транспортированной электроэнергии. За счет фиксированной оплаты формируется часть денежных поступлений, которыми покрываются постоянные расходы, кроме износа основных средств. В зависимости от количества транспортированной электроэнергии, за счет тарифов, рассчитанных по переменным расходам, формируется часть поступлений, покрывающих износ основных средств предприятия и формирующих допустимую, справедливую норму прибыли предприятия. Данное разделение вытекает из принципа определения тарифов: износ и прибыль рассчитываются исходя из стоимости полезных и используемых активов необходимых для транспортировки электрической энергии. Следовательно, чем больше электроэнергии транспортируется за счет имеющихся активных средств, тем больше их коэффициент полезности и, вместе с этим, больше величина покрытия износа, а так же объем прибыли.

Анализ процесса регулирования тарифов и формирования тарифной ставки, позволяет сделать вывод, что формирование тарифов в РА осуществляется на основании расчетов производственных затрат и обеспечения прибыльности. На наш взгляд, данный метод имеет ряд недостатков, не вполне эффективен и не создает стимулов к снижению производственных издержек. Следует отметить, что трудно выбрать величину, обеспечивающую справедливую норму прибыли необходимую субъектам естественных монополий, и учитывающую интересы непосредственно потребителей. Субъекты естественных монополий стремятся искусственно завышать свои расходы и показывают повышенную себестоимость продукции с целью формирования высоких тарифных норм. Ярким примером этого являются, например потери в электросетях (25−30%).

Таким образом, считаем необходимым в первую очередь, выявить интервал безубыточности и прибыльности в промежутке которого, для предприятий субъектов естественных монополий, будут сформирован тариф. Это станет одним из возможных источников стимулирования повышения эффективности деятельности и сдерживания роста издержек. При этом данный метод будет способствовать обоснованию тарифов на услуги субъектов естественных монополий и обеспечит принципы справедливости.

5. Естественные монополии в РА (в частности, электроэнергетика) характеризуются высокой степенью износа основных фондов, что негативно влияет на возможность снижения издержек, хотя последнее является одной из основ развития и роста производства. Вместе с этим сокращение объемов модернизации основных средств, вследствии дефицита финансовых ресурсов, привело к снижению надежности функционирования многих систем экологической безопасности, и как следствие, и экономической эффективности.

Нерациональное использование получаемых денежных поступлений, проявляется в недостаточном финансировании обновления основных производственных фондов, т. е., не позволяет совершенствовать существующие, а также внедрять новые технологии. Этим объясняется и агрессивная стратегия естественных монополий в области ценообразования. На сегодняшний день в энергетике тарифы почти в три раза превышают себестоимость, т. е. субъекты естественных монополий пытаются недостатки собственного менеджмента, прежде всего финансового, перенести на потребителя.

На наш взгляд, основными направлениями инвестиционной политики естественных монополий Республики Армения являются:

— формирование благоприятного инвестиционного климата (с помощью институциональных механизмов);

— развитие инфраструктуры рынка инвестиций (обновление законодательно-правовой базы с учет международного опыта);

— обоснованная реализация приоритетных инвестиционных проектов;

Формирование благоприятного инвестиционного климата на начальном этапе требует:

— выявление, оценку и устранение факторов, имеющих прямое воздействие на инвестиционный климат республики;

— разработка классификации рисков, характерных для инвестиционного процесса РА и оценка их взаимосвязанности;

— анализа факторов влияющих на возникновение рисков;

— определение допустимого уровня рисков;

— выработку комплекса мер по минимизации рисков.

В социально ориентированной рыночной экономике одним из подсистем экономической безопасности является инвестиционная безопасность, рассматриваемая в качестве обязательного условия экономической деятельности, что подтверждают исследования инвестиционных рисков и определение рейтингов инвестиционной привлекательности.

Эффективность реализации инвестиционных проектов и объем, привлекательных инвестиций зависят от формирования долгосрочной государственной инвестиционной политики, включающей преобразования институционального характера и направленной на создание благоприятного инвестиционного климата в стране, преодоление инвестиционных рисков. Особо требуется исследования факторов инвестиционных рисков и их системного взаимодействия с факторами экономических рисков в естественных монополиях. Мы считаем, что инвестиционные риски более уязвимы, чем экономические, так как они находятся под совместным влиянием факторов инвестиционного и экономического климата. Следовательно, особое внимание необходимо уделить инвестиционным рискам, поскольку они оказывают решающее влияние на приток частных и иностранных инвестиций. Исходя из этого, в диссертационном исследовании автором проведен анализ влияния инвестиционных рисков в РА на результативность процесса обновления производственного аппарата предприятий-субъектов естественных монополий.

Одновременно, на наш взгляд необходимо создание плана стратегического развития сфер естественных монополий в РА, в рамках плана стратегического развития промышленности, в котором первоочередной задачей должно является создание благоприятного инвестиционного климата и повышение инвестиционного рейтинга республики. Новый подход с учетом структурных преобразований должен быть направлен на минимизацию рисков и обеспечение условий роста эффективности предприятий естественных монополий и экономики страны в целом. При этом с учетом структурных преобразований необходимо рассмотреть потребность в формировании новых институциональных структур, если они подчинены целям повышения инвестиционной активности и снижения инвестиционных рисков в процессе накопления основного капитала, снижения трансакционных издержек и роста эффективности производства, повышения качества продукции и услуг, обеспечения энергетической и национальной безопасности страны, повышения экологической безопасности при развитии промышленной инфрастуктуры.

6. Выработка эффективной стратегии развития естественных монополий, требует преобразований институционального характера, с учетом возможных социально-экономических последствий принимаемых решений. При этом формирование институциональной структуры в естественной монополии, на наш взгляд, предполагает ее функционирование как единого комплекса, с сохранением целостной монопольной инфраструктуры. Вместе с тем, попытки развивать конкуренцию между хозяйствующими субъектами естественной монополии путем разрыва технико-экономических связей с монопольной инфраструктурой приводят к негативным результатам. Каждый элемент технологической цепочки сам автоматически становится монополистом, что резко увеличивает трансакционные издержки разделенной монопольной системы. При отсутствии у мелких монополистов инвестиционных возможностей и заинтересованности в проведении крупномасштабной реорганизации во внедрении новых технологий, которыми обладают монопольные фирмы, снижается эффективность экономики в целом.

Институциональные преобразования должны осуществляется с учетом экономических интересов развития страны, соответствовать национальным особенностям и способствовать плавному переходу от одной структуры к другому или созданию новых на основе старых. Внедрение новых институтов может разорвать связи между действующими институтами и создать новые связи, причем, чем больше норм имеющих неформальный статус, но обладающих социальной значимостью приобретут официальный статус, тем эффективнее будет процесс внедрения новых институтов.

На наш взгляд, многие экономические проблемы в стране имеют свои институциональные причины и связаны с неэффективной деятельностью институтов (большой сектор теневой экономики, высокие трансакционные расходы, недоверие к финансовой и особенно к банковской системе, снижение международного кредитного рейтинга страны, миграция населения, отсутствие необходимого уровня поддержки предпринимательству).

Говоря о проблеме институциональных преобразований в сферах естественных монополий (общественных услуг) в РА, нужно отметить, что стратегически важное значение имеет рассмотрение сфер естественных монополий не дифференцированно, как делается сейчас в РА, а как единой системы, элементы которой взаимодополняют друг друга.

Считаем необходимым проведения институциональных преобразований в первую очередь для повышения эффективности функционирования рынка электроэнергетики. Для этого целесообразно перейти от модели единственного покупателя — продавца, к модели производитель — покупатель распределитель).

Вмешательство государственных органов в деятельность предприятий функционирующих в сферах естественных монополий должно быть оправданным, обоснованным и с учетом того, что между этими предприятиями существует тесная связь, а имеющиеся проблемы схожие. Можно предположить, что результаты реализованных за последние годы инвестиционных и институциональных программ могли быть несравненно высокими, если бы их изначально рассматривали, в единой системе с учетом проблем охраны природы и регионального развития.

7. Одной из первоочередных задач государства является повышение эффективности деятельности предприятий промышленности и в частности естественных монополий. Существующие финансовые и институциональные проблемы, характерны практически для всех отраслей промышленности, которые сталкиваются с недостаточно эффективной системой государственного регулирования. В результате предприятия отдалились от непосредственного государственного контроля, в особенности предприятия естественных монополий.

Преодоление существующих проблем в сфере естественных монополий путем приватизации существенно отличается от массовых программ разгосударствления, как сроками осуществления, так и механизмами. Если в экономически развитых странах в основном применение получило формирование широкого круга акционеров путем свободной продажи акций государственных предприятий, то в РА была выбрана тактика привлечения стратегического инвестора путем конкурсов. При этом на предприятиях разных отраслей (в частности энергетики), государство на правах собственности владеет большими государственными долями, которые нуждаются в государственном регулировании. Существующая система управления государственным имуществом, несмотря на коренные изменения в институциональных отношениях собственности, до сих пор сохранила черты присущие прошлой системе. С одной стороны в сфере регулирования государственной собственности сохранились командно-административные методы, а с другой стороны, реформирование в акционерные общества государственных предприятий построило новую структуру управления. При этом в сферах естественных монополий с точки зрения управления и регулирования отсутствует единая система разработки и осуществления принципов государственной антимонопольной политики. Каждое из ведомств, министерств и регулирующих органов отстаивают интересы своих естественных монополий. Вместе с тем, несмотря на незначительные противоречия экономического характера, имеющиеся практически у каждого из субъектов естественных монополий, существуют много общих проблем, отношения с бюджетом, необходимость стабилизации межотраслевых отношений между естественными монополиями. Для решения этих проблем необходимо определить и четко сформулировать направления стратегического государственного регулирования сфер естественных монополий акцентируясь на следующих моментах:

— формирование новых законодательных основ государственного регулирования, с разделением терминологического аппарата, в частности с внедрением определений «естественная монополия», и «сфера естественных монополий»;

— создание организационных основ и определение полномочий органов государственного регулирования сфер естественных монополий;

— формирование структуры программных и отчетных документов органов государственного регулирования, сфер естественных монополий, а так же определение законодательных требований к их предоставлению;

— формирование принципов расчета (методики расчетов) тарифов (цены на производимую продукцию) за услуги, предоставляемые субъектами естественных монополий и контроль за их деятельностью (в том числе над уровнем тарифов и динамикой их изменений);

— создание эффективных методов государственного антимонопольного регулирования.

Государственная политика, в основе которой лежит эффективное регулирование сфер естественных монополий, должна преследовать: увеличение доходов государственного бюджета республики, путем повышения эффективности регулирования и управления сфер естественных монополийоптимизация структуры собственности исходя из принципа пропорциональности на микрои макроуровнях, с учетом обеспечения предпосылок для стабильного экономического ростаиспользование государственных активов, как инструмента привлечения инвестиций в реальный сектор экономики и др.

Для достижения вышеупомянутых целей в РА, соответствующие органы государственного управления, которые уполномочены распоряжаться акциями предприятий сфер естественных монополий, должны решить ряд задач, в частности: учет всех экономических субъектов в сфере естественных монополий, обработка и внедрение системы учета, инвентаризации недвижимого имуществаосуществление мониторинга деятельности предприятий, функционирующих в сфере естественных монополийпродажа (франчайзинг) на конкурсной основе активов предприятий, с государственным участиям, находящихся в нерабочем состоянии или незагруженныхопределение задач и целей государственного управления для каждого объекта (группы объектов) и др.

Исходя из вышеупомянутых целей и задач, можно определить основные критерии лежащие в основе регулирования и управления деятельностью предприятий естественных монополий:

— для каждого объекта (группы объектов), государство должно определить цели, преследуемые регулирующим органом для достижения которых служит данный объект;

— наличие у государственных регулирующих органов полной информации о состоянии, предприятий — субъектов естественных монополий, что необходимо для принятия оперативных и своевременных решений;

— создание системы управления, обеспечивающей последовательность реализации методов направленных на достижение поставленных целей;

— принятие в качестве критерия эффективного регулирования максимально возможную экономию ресурсов при достижении соответствующих показателей эффективности.

В РА для решения данных задач, по нашему мнению, необходимо особое внимание уделить таким проблемам, как:

— обеспечение равновесия интересов производителей и потребителей (приемлемые цены, соответствующий уровень предоставления услуг, обеспечение благоприятных условий для новых инвесторов);

— выработка более эффективной системы определения уровня и структуры тарифов, основанной на принципе справедливости, применения разных тарифных политик для разных групп потребителей;

— создание условий повышения эффективности деятельности предприятий осуществляющих хозяйственную деятельность в сферах естественных монополий;

— организация мероприятий по формированию конкурентной среды в определенных сферах;

— разработка принципов, на основе которых запрещается или ограничивается, разрешается и предупреждается деятельность монополий.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С. Бизнес-группы в российской промышленности // Вопросы экономики. 2004. — N 5. -134 с.
  2. А.Г., Карлик А. Е. Государственное регулирование деятельности предприятий /Учеб. Пособие, СПб.: Изд-во С.-Петербурге государственного университета экономики и финансов, 1997. 240 с.
  3. С., Набиуллина Э. Предприятия в переходный период / С. Алексашенко, // ЭКО. 1993. — N 11. — С.116.
  4. М. Капитализм против капитализма. СПб.: Экономическая школа, 1998.-292 с.
  5. А. Реструктуризация предприятий: механизмы и организационные меры // Экономист. 2000. — N 3. — С.32.
  6. Е.Л. Организационные предпосылки конкурентоспособности предприятий // Проблемы прогнозирования. 2003. — N 4. — С. 130.
  7. Р. Антимонопольное регулирование и приватизация. Вопросы экономики, № 3, 1993.
  8. Е. Особенности государственного сектора промышленности // Экономист. 2002. — N 6. — С.29.
  9. Е., Потапова А. Малый и крупный бизнес: тенденции становления и специфика функционирования. Экономист. — 2−1. № 4. — С.54.
  10. Н., Общество и Экономика, ст.31−32
  11. Л.П., Федотова М. А. Реструктуризация предприятия: Учеб. Пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 399 с.
  12. В. «Экономические преобразования в РА и проблемы их законодательного обеспечиваня», «Экономика», Ереван, № 4, 1999г.
  13. Большой экономический словарь / Под ред. А. Н. Азрилияна. М.: Институт новой экономики, 1998. — 1280 с.
  14. А.Я. Естественные монополии: Теория и проблемы регулирования, М. Новый век, 2003, 152 с.
  15. Jl. Феномен власти-собственности. К проблеме типологии докапиталистических структур // Типы общественных отношений на Востоке в Средние века. М.: Наука, 1982. — 269 с.
  16. Р. К. Двенадцать мер государственной политики в интересах экономического роста // Пути экономического роста. Международный опыт.- М.: Финансовый издательский дом «Деловой экспресс», 2001. -82 с.
  17. Е.Т. Современный экономический рост и стратегические перспективы социально-экономического развития России. М.: ГУВШЭ, 2003.
  18. Ф. О конкуренции на рынках промышленной продукции в 1999—2000 гг.. (по данным конъюнктурных обследований предприятий промышленности). Экономист. — 2—1. № 4. — С. 344.
  19. В.А. Основы технологии лизинговых операций. Учебное пособие, Ось 89, с. 225.
  20. Дж. Создание необходимой среды для обеспечения максимальных темпов устойчивого экономического роста // Пути экономического роста. Международный опыт.- М. Финансовый издательский дом «Деловой экспресс», 2001. С. 44.
  21. В. О некоторых закономерностях, эмпирически обнаруживаемых в нашем народном хозяйстве // Плановое хозяйство. 1925. — № 2.
  22. М., Роль частного капитала в реформировании российского ОПК // Вопросы экономики. 2002. — № 4 — С. 125.
  23. Т.Г. Промышленные предприятия в условиях экономической трансформации // ЭКО. 1995. — N 4. — С.23.
  24. Т.Г. Реструктуризация собственности и контроля в промышленности // Предпринимательство в России. 1995. № 3−4. — С.25.
  25. Т.Г. Модели и механизмы корпоративного контроля в российской промышленности // Предприятия России: корпоративное управление и рыночные сделки. М.: ГУ ВШЭ, 2002. — 167 с.
  26. Э.Д., Кэмпбелл К. Д., Кэмпбелл Р. Д. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. М.: Профико- Мосинкомбанк, 1991.446 с.
  27. П. Задачи менеджмента в XXI веке. М.: Изд-во «Вильяме», 2002. — 284 с.
  28. Закон РА «Об органе, регулирующий общественные услуги» 25.12.03, ГИСРА № 7, 2004 г.
  29. Закон РА «Об энергетике» 07.03.01, ГИСРА № 10, 2001 г.
  30. Закон РА «О телекоммуникациях» 17.02.98, ГИСРА № 4, 1998 г.
  31. Закон РА «По защите экономической конкуренции» 06.11.00, ГИСРА № 30, 2000 г.
  32. Закон РА «Об акционерных обществах» 25.09.01, ГИСРА № 34, 2001 г.
  33. Т.И., Шабанова М. А. Проблема институционализации не правовых практик в сфере труда // Куда идет Россия. М.: ВШСЭН, 2002.-С. 147.
  34. В.В. Проблемы институционального анализа российских предприятий / В. В. Зотов, В. Ф. Пресняков, В. О. Розенталь // Экономическая наука современная России. 2002. — N 3. — С.40−55.
  35. И.В. Высокотехнологичные предприятия в эпоху глобализации: инновации, инвестиции, производство, финансирование / Иванов И. В., Баранов В. В., Лысак Г. И., Кирсанов О. В. М.: Альпина Паблишер, 2003.-416с.
  36. А., Пивоварова Н. Размеры государства и экономический рост // Вопросы экономики. 2002. — № 9.
  37. А., Гришпун Е. Реструктуризация в стратегии развития промышленных предприятий // Проблемы теории и практики управления. -2000. -N6.-С.87−91.
  38. Д. Общая теория занятости, процента и денег. Прогресс, М. -1978,494 с.
  39. Г. Б. К вопросу об идентичности и целостности предприятия // Актуальные вопросы теории и практики управления-2000. М.: ГУУ, 2000.
  40. М.И. Конкурентные стратегии: Учебное пособие. СПб. с. 284
  41. Ф. Основы маркетинга. М., 1996. — с.280−281
  42. А. Капитализм- Ривуар Ж. Рыночная экономика. М.: Изд-во АНОР, 1995- 200 с.
  43. Э. Экономический рост и реформы в Росси // Вопросы экономики. 2002.- № 6, — С. 4−9.
  44. Д., Тарасевич JI. Стратегические направления развития российской экономики. М.: Вуз и школа, 2001. — 305 с.
  45. В. Полное собрание сочинений. Политиздат. М. 1979, Т — 27, 311 с.
  46. Д.С. Экономика развития М., 2002.
  47. И.И., Шапиро В. Д. и др. Реструктуризация предприятий и компаний / Под ред. И. И. Мазура. М.: Высш. Шк., 2000.
  48. Ф. Теории фирмы: маржиналистские, бихевиористические и управленческие // Теория фирмы. СПб.: Экономическая школа, 1995 -С. 78.
  49. К. Энгельс Ф. Сочинения. Госполитиздат. М.: 1987, Т — 6, 664 с.
  50. Мезоэкономика переходного периода: рынки, отрасли, предприятия / Под. ред. Г. Б. Клейнера. М.: Наука, 2001.
  51. К. Экономика организаций. М.: ИНФРА-М, 1996. — С. 24.
  52. М. Естественные монополии: пути регулирования и разгосударствления. Ереван, «Информационные технологии и управление», № 4, 1999 г.
  53. Р., Уинтер С. Эволюционная теория экономических изменений. М.: Финстатинформ, 2000.
  54. Д. Институты и экономический рост: историческое введение -М., 1993.
  55. Общее экономическое пространство: перспективы взаимоотношений России и ЕС. М.: РЕЦЕП, 2002 — С. 14.
  56. И.Г. Монополии и антимонопольное регулирование в России. Изд-во СПбГУЭФ, 1999. -228с.
  57. В., Смит А., Риккардо Д. Классика экономической мысли: Сочинения- М.: ЭКСМО Пресс, 2000 — 896 с.
  58. Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегии, безопасность / Клейнер Г. Б., Тамбовцев B. JL, Качалов P.M.- Под общ. ред. С. А. Панова. М.: Экономика, 1997.
  59. А. Реформа собственности в России: на пути из прошлого в будущее. М., 1994. — С. 25−28, 149.
  60. А. Собственность и интеграционные процессы в корпоративном секторе (некоторые новые тенденции) // Вопросы экономики. -2000.-№ 5.
  61. А., Энтов Р. Институциональные проблемы развития корпоративного сектора: собственность, контроль, рынок ценных бумаг. -М.: ИЭПП, 1999.
  62. А.А. Экономические основы бизнес-планирования: Учеб. Пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. — 462 с.
  63. Стратегия развития предпринимательства в реальном секторе экономики / Под ред. Г. Б. Клейнера М.: Наука, 2002. — 399 с.
  64. В.Г. Теория государства и права. -М.: 1995. С.183−184.
  65. А.Б. Институциональная экономика. Учеб. Пособие. СПб: Питер, 2004−368 с.
  66. А.К. Реструктуризация предприятий в условиях перехода к рыночной экономике. М.: Экономика, 2000. — С. 8.
  67. О.И. Экономические институты капитализма: Фирмы, рынки, «отношенческая» контрактация. СПб.: Лениздат- CEV Press, 1996.
  68. С. Российская экономика: перспективы и ретроспектива. М.: ГУ ВЭШ, 2001.
  69. А. Путь к возрождению экономики: стратегические вопросы и альтернатива // Пути экономического роста. Международный опыт. М.: Финансовый издательский дом «Деловой экспресс», 2001.
  70. Хэй Д. Теория организации промышленности: В 2 т. / Д. Хей, Д.Моррис. СПб., 1999. — Т. 1. — 381с.- Т.2. — 590с.
  71. Э. Теория монополистической конкуренции: Реорганизация теории стоимости. М.: Экономика, 1996. — С 92.
  72. Й. Теория экономического развития. М., 1982.
  73. Экономика переходного периода: Очерки экономической политики и посткоммунистической России. 1998−2002. М.: Дело, 2003. — С.138.
  74. Экономика предприятия: Учебник / Под ред. А. Е. Карлика, M. JL, Шух-гальтер. М.: ИНФРА-М, 2004. — 432 с.
  75. Эксперт. 2001. — № 45, 3 декабря. — С.32.
  76. Е.Г. Модернизация экономики и система ценностей. М.: ГУ ВЭШ, 2003. — 83 с.
  77. Е., Пономаренко А., Косыгина А. Нерыночный сектор в экономике России // Вопросы экономики. 2002. -№ 6. — С. 108−119.
  78. Adam G., Reynaud J.D. Conflits du travail et changement social. Paris: P.U.F., 1978.
  79. Aghion, P., Blanchard O. On the Speed of Transition in Central Europe. -NBER Macroeconomic Annual, 1994.
  80. Alchian A., Armen A. Economic forces at work. Indianapolis, 1977.
  81. Demsetz H. Efficiency, competition, and policy. vol. I-II. — Oxford, 1988.
  82. Alchian A. Economic Forces at Work. Minneapolis, Liberty Press, 1977.
  83. Alchian A., Demsetz H. Production, Information Costs and Economic Organization //American Economic Review, Akerlof G., Yellen J. (eds) Efficiency Wage Models of the Labor Market. Cambridge: U. Press, 1986. — 62 (5).-P. 777−795.
  84. Aoki M. The Co-operative Game Theory of the Firm, Oxford U. Press 1984- Information, Incentives and Bargaining in the Japanese Economy, Cambridge U. Press, 1988.
  85. Atkinson A., Stiglitz J. Lecture on Public Economics. New York, McGraw Hill, 1980.
  86. A Study of Soviet Economy. International Monetary Fond, World Bank, OECD and EBRD. — Paris, 1991, vol. 2.
  87. Barney J. B. The resource-based Theory of the Firm // Organization Science, September/ October, 1996.
  88. Boeri Т., Burda M. C., Kollo J. Mediating the Transition: Labor Markets in Central and Eastern Europe. N. Y.: Centre for Economic Policy Research, 1998.
  89. Boissin J.-P., Castagnos J.-C., Guieu G. Strategie d’entreprise et organisation industrielle: pratiques de recherche // // Revue d 'economie industrielle, N 91, Г timestre, 2000. -25- 51.
  90. Boyer R. La flexibilite du travail en Europe. Paris: La Decouvert, 1987.
  91. Bowles S., Gordon D., Weisskopf T. L’Economie du gaspillage. Paris: La D6couvert, 1986.
  92. Cadin L., Guerin F. La gestion des ressources humaine. Paris: Dunond, 1999.
  93. Caire G. Lectures du taylorisme// Revue de l’Economie Sociale, n 3 et 4, avril et juin 1985.
  94. Chaize J. La porte du changement s’ouvre de l’interieure de l’entreprise. -Calmann-Levy, 1995.
  95. Chandler A. O. Strat6gies et structures de l’entreprise. Les Editions d’organisation, 1972.
  96. Chandler A.D. Organizational Capabilities and the Economic History of the Industrial Enterprise // Journal of Economic Perspectives, vol. 6, N3, 1992. -p. 79−100.
  97. Child J. Predicting and Understanding Organization Structure // Administrative Science Quarterly, June, 1973.
  98. Cohendet P., Llerena P. La conception de la firme comme processeur de connaissances // Revue d 'economie industrielle, N 88, 2e timestre, 1999. -211−235.
  99. Coriat В., Weinstein O. Les nouvelles theories de l’entreprise. Paris: Le Livre de Poche, 1995. — 218 p.
  100. Debreu G. Theory of Value, Cowles Foundation, Monograph 17 New York, Wiley & Sons- traduction fran9aise: Theorie de la valeur. — Paris: Dunod, 1966.
  101. De Rosney J. L’homme symbiotique. Paris: Le Seuil, 1995.
  102. Doeringer P., Piore M. Internal Labor Markets and Manpower Analysis. -Heath Lexington Books, 1971.
  103. Dosi G., Teece D., Winter S. Les frontiers des enterprises: vers une theorie de la coherence de la grande entreprise // Revue d’economie industrielle, N51, 1990.
  104. Dunlop J. Industrial Relations Systems. Southern Illinois: U. Press, Fef-fer& Simons, 1958.
  105. Freyssinet J. Politiques d’emploi des grands groupes fran9ais. Presse Universitaire de Grenoble, 1982.
  106. Gazier B. Economie du travail et de l’emploie. Paris: Dalloz, 2ёте 6dition, 1992.-435 p.
  107. Hicks J. Theory of Economic History. Oxford: Oxford University Press- traduction fran9aise: Paris: Le Seuil, 1973.
  108. Horowitz J. La qualite de service. A la conquete du client.- Paris: InterEdition, 1987.
  109. Kalleberg A., Berg I. Work and Industry. Plenum Press, 1987.
  110. Kaufman В. The Economics of Labor Markets and Labor Relations // The Dryden Press, 2e edition, 1989. P. 15−27.
  111. Knight F., Uncertainty and Profit. London, 1993.
  112. Kother J. P., Heskett J. Corporate culture and performance. Free Press, New York, 1992.
  113. Kotter J. P., Schlesinger L.A. Choosing strategies for change // Harvard Business Review, 1979.-p. 106−114.
  114. Michon F. Une lecture des hypotheses du dualisme du marche du travail // Economie et Societes, Serie AB, N 13, 1983.
  115. А. Бёр1оуег la srtaegie. Paris: Editions Liaisons, 2000.
  116. Meriaux B. Point de vue sur des recherches fransaises en economie du travail // Revue Economique, janvier 1978. P.120−140.
  117. Miles R. Macro-Organizational Behavior. Glenview: Scott Foresman and Co, 1980.
  118. Miles Q. E., Snow С. C. Toward a Synthesis in Organization Theory / Organizations by Design: Theory and Practice. Piano (Texas): Business Publications, 1981. — P. 549−582.
  119. Montmorillon B. La theorie economique et l’entreprise // Cahiers Fran? ais, N 321. P. 16−22.
  120. North D.C. Institutions, institutional change and economic performance. -Cambridge University Press, 1990.
  121. OECD Science, Technology and Industry Scoreboard 2001. OECD, 2002.
  122. Oi W. Labor as a Quasi-Fixed Factor // Journal of Political Economy. -1962. vol. 70.
  123. Okun A. Prices and Quantities. Oxford: Basil Blackwell, 1981.
  124. Paturel R. Stabilite relative des grandes tendances generates des restructurations Durant l’annee 1997 // Revue d 'economie industrielle, N 91, letimestre, 200.-P. 119−149.
  125. Segal M. Post-Institutionalism in Labor Economics: The Forties and Fifties Revisited // Industrial and Labor Relations Review. 1986. vol. 39 N 3. -P. 388−403.
  126. Solow R.A. Contribution to the Theory of Economic Growth // Quarterly Journal of Economics. February 1956. — V. 70. — P. 65−94.
  127. А. Аи^ё1а des entreprises : les groupes. INSEE Premier, N. 836, mars 2002.
  128. Williamson O. Markets and Hierarchies. The Free Press, Londres, 1975.
  129. Woodward J. Industrial Organization: Theory and Practice. Oxford U. Press, 1965.
Заполнить форму текущей работой