Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социокультурная адаптация косовских адыгов-репатриантов в Республике Адыгея

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Афасижев Т. И. Северный Кавказ в современной геополитической структуре и перспективы достижения стабильности // Кавказ, ЕС и Россия: проблемы стабильности. М., 2004; Казанов Х. М. Ценностные ориентации в современном российском обществе. Ростов н/Д, 2004; Эволюция религиозных верований адыгов: история и современность (философско-культурологический анализ). Ростов н/Д, 2002; Ханаху Р. А… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РЕПАТРИАЦИИ
    • 1. 1. Этническая группа, диаспора, репатриация: экспликация соотношения
    • 1. 2. Концептуальные парадигмы социокультурной адаптации
    • 1. 3. Взаимосвязь исторической памяти и идентичности
  • ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ КОСОВСКИХ АДЫГОВ
    • 2. 1. Социокультурная характеристика косовских адыгов
    • 2. 2. Этническая культура как форма и способ адаптации косовских адыгов
    • 2. 3. Интеграция косовских адыгов в формирующуюся общероссийскую идентичность

Социокультурная адаптация косовских адыгов-репатриантов в Республике Адыгея (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В последние два десятилетия XIX в. эмиграция из России резко возросла. Особую группу эмигрантов составили «мухаджиры» (от араб, «мухаджерет» — переселение, эмиграция) — жители западной части Северного Кавказа, которые покинули территорию своего проживания в ходе Кавказской войны. Они переселились в разные регионы Османской империи, но больше всего — на Малоазиатский полуостров. В случае с адыгами значимость количественного показателя довольно велика. По разным оценкам, численность зарубежной адыгской диаспоры колеблется в пределах от одного до трех млн. человек.

С середины XX в. проблема репатриации (re — лат. вновь, снова, назад, patria родина) стала предметом международного законодательного регулирования и научного анализа. Ее стали рассматривать на международном, постсоветском, российском и региональном уровнях.

В 1998;1999 гг., когда в результате острого межэтнического конфликта жизнь адыгов в Югославии оказалась под угрозой, вопрос о возвращении этнических адыгов на историческую родину был решен на федеральном и республиканском уровнях власти. Из Косово в Адыгею по собственному желанию возвратилась малочисленная группа этнических репатриантов (около 200 человек). Косовские адыги были не просто репатриантами, но еще и беженцами. С этой точки зрения их возвращение и прием оценили в отечественной науке как гуманитарную акцию. К тому же проблема решалась на определенной правовой основе — законе Адыгеи о репатриации. Тем не менее, косовских адыгов неоднозначно восприняли как в России, так и в самой Адыгее, усматривая в репатриации некоторую угрозу этнокультурной стабильности региона. В современных условиях проблема «миграциярепатриация — этнокультурная безопасность — национальная безопасность» не утрачивает своей актуальности на практическом и теоретическом уровне.

Прожив в Югославии более 150 лет и на территории России 10 лет, косовские адыги сохранили субкультурную идентичность. Изучение этого уникального феномена для социологической науки важно, поскольку, живя в иноэтничной среде, являясь гражданами разных государств, группа югославских адыгов сохранила язык, менталитет, этнокультурные ценности. Этническая группа вдали от исторической родины, адаптируясь к условиям иноэтнического большинства, самоорганизовывалась как сложная система (А.Н.Соколова).

Возрастающий теоретический и практический интерес к проблеме этнической репатриации обусловлен также изменившейся методологической ситуацией в отечественной социологической науке. На смену доминировавшим социологическому реализму и социологическому номинализму пришла конструктивистская парадигма, которая позволяла одновременный анализ общественной среды (макро-, -мезои микроусловий) социальной жизни1. Данная методологическая стратегия дает возможность исследовать сознание и поведение человека, его отношение к другим не просто как отдельного индивида, но и члена определенной социальной и этнической группы, представителя определенного общества, определенной социокультурной среды.

В связи с этим возникла познавательная потребность концептуального осмысления активизировавшихся этнокультурных миграционных процессов и репатриации, а также проблем социокультурной адаптации этнических групп в России.

Важность данного исследования диктуется несколькими факторами. Первый — наличие внутренних (трансформационных) процессов в России, необходимость адаптации переселенцев к новым условиям, включенность их в формирующуюся российскую идентичность, поиск основы социальной интеграции всех этнических групп и интеграции их. в российскую нацию.

1 Тощенко Ж. Т. Социологическое знание: парадигмы, уровни, структура // Проблемы теоретической социологии.: межвуз. сб. Вып. б. СПб., 2007. С. 53−54.

Второй — влияние внешних факторов, в частности глобализационных, на социокультурные процессы в нашей стране и ее регионах. Наконец, как отмечали ученые Фонда Карнеги, репатриация косовских адыгов может стать пилотным проектом общефедеральной программы по возвращению в страну ее уроженцев независимо от их этнического происхождения.

Все вышеизложенное делает тему диссертационного исследования актуальной и перспективной в плане социологического анализа.

Степень научной разработанности проблемы. Понятие репатриации, в частности этнической репатриации до сих пор мало использовалось социологами для научного анализа. Некоторые аспекты исследуемой проблемы разрабатывались учеными разных направлений.

В отечественной гуманитарной науке одной из особенностей было повышенное внимание к этнической проблематике. Однако в советское время интерес к изучению проблем этносов оставался в рамках классической науки, в частности классической социологии. В рамках марксистско-ленинской теории этносоциальные процессы односторонне освещались и оценивались через классовое измерение.

Начиная с конца XX в. изменились исследовательские подходы к социальному познанию. В частности этносоциальные процессы и этнос как феномен социальной реальности стали анализироваться в рамках неклассической и постнеклассической социологии. Появление этих исследовательских новаций было обусловлено еще влиянием зарубежной социологии на отечественную в области изучения этносоциальных вопросов. Имеющаяся литература позволяет утверждать, что на социологические и антропологические дискуссии по проблемам этнической группы повлияли норвежские антропологи, в частности их работа «Этнические группы и границы: социальная организация культурных различий» в конце 1969 г. под редакцией Ф. Барта1.

1 Ethnic Groups and BoundariesThe Social Organisation of Culture Difference / ed. by F. Barth. BargenLondon, 1969.

В отечественной науке теорию этнических групп, типы взаимоотношений между ними анализируют ученые Э. К. Асп, Ю. Г. Волков, В. И. Добреньков, В. Н. Иванов, Н.Г. Скворцов1 и др.

Исследовательской проблемой этнических групп, оказавшихся за пределами своей исторической родины, т. е. диаспор, занимаются историки, политологи, культурологи, психологи и социологи, выделяя различные аспекты адаптации к иноэтничной среде2.

В последнее время проблемы репатриации стали рассматриваться в контексте эмиграции в работах В. А. Ионцева, Н. М. Лебедевой, М. В. Назарова, А.В. Окорокова3, Т. Н. Юдиной 4.

Для определения содержания репатриации, в частности этнической репатриации, важны исследования Ю. В. Арутюняна, Ю. В. Бромлея, JT.H. Гумилева, JT.M. Дробижевой, С. В. Рязанцева, А. А. Сусоколо, В. А. Тишкова и др. в области методологии изучения и теории этноса.

— В рамках этнической феноменологии новое осмысление получили проблемы народов Северного Кавказа, открылись ранее закрытые страницы из их истории. Это способствовало переосмыслению социальных процессов, в частности проблемы этнической репатриации.

Осмыслению исторических и социокультурных процессов зарубежных адыгов способствовали исследования А. Х. Касумова и Х. А. Касумова, С. Г. Кудаевой, Т.Х. КумыковаА.В. Кушхабиева, Р. Б. Унароковой, С.Х. Хотко5 и др.

1 Асп Э. К.

Введение

в социологию. СПб., 1998; Социология: учебник / Ю. Г. Волков [и др.]. М., 2000; Иванов В. Н. Национальная (этническая).группа // Социологическая энциклопедия: в 2 т. Т. 2 / гл. ред. В. Н. Иванов. М., 2003; Скворцов Н. Г. Проблема этничности в социальной антропологии. СПб., 1997.

2 Тощенко Ж. Т. Чаптыкова Т.И. Диаспора как объект социологического исследования // Социологические исследования. 1996. № 12- Чаптыкова Т. И. Национальная диаспора как объект этносоциологического исследования: дис.. канд. социол. наук. М., 1997; Аствацатурова М. А. Диаспора как социокультурный, экономический, политический феномен в полиэтничном макрорегионе. Ростов п/Д, 2007; Попков В. Д. Феномен этнических диаспор. М., 20 031 С. 272.

3 Эмиграция и репатриация в России / Ионцев В. А. [и др.]. М., 2001.

4 Юдина Т. Н. Социология миграции. М., 2006.

5 Касумов А. Х., Касумов Х. А. Геноцид адыгов. Нальчик, 1992; Кудаева С. Г. Адыги (черкесы) СевероЗападного Кавказа в XIX в.: процессы трансформации и дифференциации адыгского общества. Майкоп, 2006; Кумыков Т. Х. Выселение адыгов в Турцию — последствие Кавказской войны. Нальчик, 1994; Кушхабиев А. В. Черкесская диаспора в арабских странах (XIX — XX вв.). Нальчик, 1997; Унэрэкъо Р. Тыркуем ис адыгэхэр. Мыекъуапэ, 2004; Хотко С. Х. Очерки истории черкесов. СПб., 2001 и др.

Важно отметить тот факт, что о югославских адыгах никто не писал до их возвращения на родину за исключением одного ученого-этнографа Батрая Езбека. Его книга «Рассказы последних черкесов Косово», вышедшая на немецком языке в Бонне1, стала доступной в России совсем недавно. О возвращении потомков махаджиров на историческую родину на примере репатриации косовских адыгов написан исторический очерк участника этих событий Г. Чемсо~.

По возвращении репатриантов проблемы косовцев обсуждались в основном в средствах массовой информации России, однако они не стали предметом научного анализа. Т. М. Мастюгина, JI.C. Перепелкин, В. Г. Стельмах, анализируя социально-политическую ситуацию в Республике Адыгея в контексте политических процессов на Кавказе, обращаются к перспективам репатриации зарубежных адыгов. В единичных научных публикациях давалась неоднозначная оценка репатриации косовских адыгов3.

В 2007 — 2008 гг. заметна исследовательская активность проблемы косовских адыгов. Научный интерес представляет работа М.А.Джандар4, основанная на этнографическом и фольклорном материале. Культурологическому осмыслению содержания процессов социокультурной адаптации посвящено диссертационное исследование Т.А. Панеш5.

Работа в рамках исследовательского проекта «Косовские адыги в Адыгее: проблемы адаптации репатриантов и устойчивое развитие региона» (руководитель проекта — профессор А.Н. Соколова) позволила рассмотреть.

1 Ozbek Batray. Erzahlunden der letzten Tscherkessen auf dem Amselfeld. Bonn, 1986.

2 Чемсо Г. К. Возвращение: исторический очерк. Майкоп, 2000.

3 Мастюгина Т. М. Проблемы этнической репатриации: на примере России и Кавказа // Кавказ, ЕС и Россия: проблемы стабильности. М., 2004. С. 138−147- Миграция и безопасность в России / под ред. Г. Витковской и С. Панарина. М., 2000. Гл. 4- Тишков В. А. Реквием по этносу: исследования по социально-культурной антропологии. М., 2003.

1 Джандар М. А. Остались адыгами: этнографические исследования. Майкоп, 2007.

1 Панеш Т. А. Особенности социокультурной адаптации репатриантов (косовских адыгов) в условиях пол и культурной среды Северного Кавказа: дис.. канд. культуролог, наук. Краснодар, 2009. широкий круг вопросов по проблемам косовских адыгов1 и разработать диагностику социального самочувствия репатриантов. Ученые Б. М. Берсиров, Г. С. Кудаева, С. Х. Мусхаджиев, А. Н. Соколова, Г. Г. Тхагапсова, М. Ю. Унарокова, и др. рассмотрели различные стороны жизни репатриантов, характерологические особенности группы, ценностные ориентации и предпочтения. Работа, проведенная группой авторов, раскрыла исторические, психологические, этнографические, семантические аспекты адаптации косовских адыгов.

Интересным и значимым для нашего исследования являются научные работы ученых республики Т. И. Афасижева, Х. М. Казанова, С. А. Ляушевой, Р. А. Ханаху, Р. Д. Хунагова, А.Ю. Шадже" и др., которые обращаются к проблемам духовной жизни адыгского этноса, межэтнического взаимодействия в Республике Адыгея, культурной идентичности в полиэтноконфессиональном регионе, социокультурным процессам этнических культур в условиях трансформации России и активизирующейся глобализации.

Аналитический обзор специальной литературы, посвященной адаптации косовских адыгов, позволяет сделать следующие выводы.

Во-первых, социокультурная адаптация этнической группы репатриантов — косовских адыгов — не стала предметом социологического осмысления.

Во-вторых, социокультурная адаптация косовских адыгов оценивается исследователями неоднозначно, что создает проблемное поле в социологии.

В-третьих, после десятилетнего пребывания косовских адыгов в Адыгее в их жизни стали открываться совершенно неожиданные повороты: с одной.

1 См.: Социокультурная адаптация косовских адыгов в Адыгее: материалы круглого стола / гл. ред. А. Н. Соколова. Майкоп, 2007; Косовские адыги в Адыгее: проблемы адаптации репатриантов и устойчивое развитие региона: сб. ст. / сост. А. Н. Соколова. Майкоп, 2008.

2 Афасижев Т. И. Северный Кавказ в современной геополитической структуре и перспективы достижения стабильности // Кавказ, ЕС и Россия: проблемы стабильности. М., 2004; Казанов Х. М. Ценностные ориентации в современном российском обществе. Ростов н/Д, 2004; Эволюция религиозных верований адыгов: история и современность (философско-культурологический анализ). Ростов н/Д, 2002; Ханаху Р. А. Традиционная культура Северного Кавказа: вызовы времени (социально-философский анализ). Майкоп, 1997; Хунагов Р. Д. Кавказ в контексте глобальных трансформаций // Кавказ, ЕС и Россия: проблемы стабильности. М., 2004; Шадже А. Ю. Этнические ценности как философская проблема. М.- Майкоп, 2005. стороны, некоторые косовцы получили двойное гражданство, с другой стороны, жизнь в Югославии заметно изменилась после войны, о чем свидетельствуют рассказы очевидцев, побывавших там. Возможно, это привнесет некую амбивалентность и напряженность в адаптационные процессы репатриантов.

Критический анализ степени разработанности темы и неисследованность социокультурной адаптации косовцев в Адыгее в социологическом ракурсе свидетельствуют о том, что тема диссертационного исследования носит проблемный характер.

Цель исследования — выявить особенности социокультурной адаптации косовских адыгов в Республике Адыгея, что, достигается через постановку и решение следующих задач:

— раскрыть содержание концептов «этническая группа», «диаспора» и «репатриация» и установить их соотношение;

— рассмотреть концептуальные модели социокультурной адаптации, разработанные в рамках социологии;

— определить взаимосвязь исторической памяти и идентичности в этнической группе репатриантов;

— дать социокультурную характеристику косовским адыгам через их культурные потребности;

— рассмотреть этническую культуру как форму и способ адаптации;

— исследовать включенность косовских адыгов в российский социум в контексте формирующейся национальной идентичности.

Объект исследования — репатриация как социокультурный феномен в постсоветской России.

Предмет исследования — процесс социокультурной адаптации косовских адыгов к условиям жизни в Адыгее в условиях радикальных реформ в России.

Гипотеза исследования состоит в следующем: основой социокультурной адаптации (реадаптации) косовских адыгов на исторической родине является этнокультурная идентичность, подчиненная религиозной, что обеспечивает им социально-психологическую устойчивость и чувство принадлежности к своему этносу в условиях реформирующейся Россиипроцесс социокультурной адаптации косовских адыгов можно оценить как успешный, но незавершенный.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в постановке проблемы, поскольку в ней косовские адыги впервые становятся предметом и объектом специального изучения в социологическом аспекте. В диссертации:

— произведен социокультурный анализ понятий «этническая группа», «диаспора» и «репатриация» и установлена их взаимосвязь;

— раскрыты концептуальные модели социокультурной адаптации в социологии и концепция современного мультикультурализма представлена как результат социокультурной самоорганизации в процессе адаптацииустановлена взаимосвязь между исторической памятью и идентичностью на примере адыгского этноса;

— исследованы социокультурные потребности косовских адыгов как определяющий фактор адаптации;

— показана ценность этнической культуры как формы и способа адаптации в иноэтничной среде;

— изучена степень включенности этнической группы репатриантов в российский социум в условиях формирования национальной идентичности.

Теоретико-методологическая основа исследования. Проблема этнической репатриации и социокультурной адаптации анализируется в социологическом ракурсе, однако она носит междисциплинарный и >, полипарадигмальный характер, входит в предмет исследования этнографии, этнополитологии, психологии и т. д. Этим и объясняется комплекс разных методов, применяемых в работе.

Методологической основой послужили общесоциологические концепции развития этнических групп, классические, неклассические и постнеклассические концепции социокультурной адаптации, концептуальные парадигмы исторической памяти и идентичности, являющиеся сущностными храктеристиками этнической группы, представленные в трудах отечественных и зарубежных ученых.

В качестве методологической основы для решения поставленных задач использовался метод системного анализа, предполагающий подход к социокультурной адаптации этнических репатриантов как социальному процессу, и изучение многоуровневого и многоаспектного феномена «мультикультурализм» как оптимальный вариант этого процесса, т. е. социокультурной адаптации этнических групп в иноэтничной среде.

Автор использует систему методов научного познания: эмпирический (наблюдение, описание) и теоретический (восхождение от абстрактного к конкретному, гипотетико-дедуктивный).

Руководствуясь принципами объективности и конкретности, автор анализирует социокультурные проблемы этнических репатриантов в условиях радикальных реформ в России, в контексте формирования общероссийской национальной идентичности. Сравнительно-исторический анализ позволил выявить особенности социокультурных ценностей косовских адыгов.

Методологической ориентацией в процессе исследования косовских адыгов явилась концепция французского социолога Мориса Хальбвакса, которая позволила установить взаимосвязь между исторической памятью и идентичностью. Этот подход дал возможность определить ценность исторической памяти, заключающаяся в том, что она соединяет человека с прошлым, формирует представление родины и чувство самосознания.

Эмпирическую базу исследования составили результаты глубинного неформализованного метода интервью. В составлении тематического блока вопросов, интервью с косовскими адыгами — репатриантами использовалась методическая разработка, предложенная В. Д. Попковым, в авторской модификации1. Выбор метода глубинного интервью объясняется рядом причин: во-первых, ввиду языкового барьера и наличия необразованной части людей среди исследуемой группыво-вторых, только с помощью гибкого («мягкого») метода можно объяснить и понять «человеческую сущность» социальных явлений и социокультурных процессовв-третьих, для расшифровки внешне наблюдаемых действий людей и их высказываний эффективен качественный метод-интервью и наблюдение, что дает возможность «участвовать в событиях», сопереживая с людьми реальных (трагических) событий. Представляется, более полную информацию для понимания социальной проблемы можно получить именно с помощью гибкого интервью на адыгейском языке.

Социологическое исследование было осуществлено в г. Майкопе и ауле Мафэхабль в два этапа: в 2007 и 2008 годах. Нами выбирались три вида интервью: индивидуальное, семейное и групповое. Всего опрошено 70 человек. Использовался также и антропологический метод, т. е. посредством включенного наблюдения был получен эмпирический материал.

Автором также был осуществлен вторичный анализ результатов доступных социологических исследований и использованы статистические отчеты.

Тезисы, выносимые на защиту:

1. Главными существенными признаками этнической группы являются культура, культурные ценности — язык и историческое прошлое (историческая память). Диаспора представляет собой открытую саморазвивающуюся систему, наиболее устойчивым элементом которой выступает этническая группаисточником саморазвития* диаспоры могут выступать социокультурные практики. Репатриация представляет собой сложный открытый, незавершенный, процесс добровольного или принудительного.

1 Попков В. Д. Указ. соч. С. 274−281. возвращения этнической группы на родину. Понятия «этническая группа», «диаспора» и «репатриация» взаимосвязаны.

2. В социологии сложились различные концептуальные парадигмы социокультурной адаптации к иноэтничной среде. Одним из оптимальных вариантов социокультурной адаптации является концепция современного мультикультурализма, не приводящая к ассимиляции и насильственной аккультурации этнических групп, а нацеленная на социальное, в частности социокультурное взаимодействие и взаимообогащение, с одной стороны, с другой — на самосохранение и самовоспроизводство этнических групп. Поэтому ее следует рассматривать как результат социокультурной самоорганизации в процессе адаптации.

3. Между исторической памятью и идентичностью существует взаимосвязь, которая характеризуется тем, что историческая память детерминирована идентичностью. Эта взаимосвязь активно проявляется в этнической культуре, в которой происходит идентификация личности со своей этнической группой, формируя образ исторической родины.

4. В социокультурной характеристике косовских адыгов главной составляющей является удовлетворение их социокультурных потребностей, которые обеспечивают социализацию личности и понимание жизни, определяют основу образа жизни и формирования мировоззренческих ориентаций, а также готовность к тому или иному виду деятельности.

5. Для косовских репатриантов этническая культура явилась формой и способом адаптации в иноэтничной среде Югославии и реадаптации к условиям исторической родины. Причем, особенность этнокультурной идентичности у косовцев определяется во многом через религиозное ценности, отождествляемые с этнокультурными традициями. Религиозные ценности диктуют образ жизни, соблюдение адыгэ хабзэ подчинено мусульманству.

6. Несмотря на сложные трансформационные процессы в России, косовские адыги включаются активно в формирующуюся национальную идентичность и российскую нацию. Низкий уровень относительной депривации, характерный для этнических репатриантов, усиливает тенденцию к их интеграции в российское социокультурное пространство. Косовские адыги убеждены в том, что национальная политика в России будет способствовать воспроизводству адыгского этноса.

Теоретическое и практическое значение исследования.

— Результаты исследования могут быть использованы при дальнейшем изучении и научном осмыслении проблем диаспоры и репатриации.

— Теоретические положения и выводы диссертационного исследования могут применяться в работе региональных органов власти и особенно на уровне муниципального управления при совершенствовании миграционной политики и разработке программ культурной адаптации различных этнических групп.

— Ряд положений диссертации может представлять интерес в практике государственных органов власти при разработке социальных проектов, политических стратегий и управленческих технологий как эффективных инструментов демократических преобразований применительно к конкретным этническим сообществам.

— Выводы и положения диссертационного исследования могут быть использованы в разработке лекций по курсу «Социология культуры» и спецкурсам по этнодисциплинам.

Апробация результатов работы. Основные положения и результаты исследования докладывались автором на:

— Всероссийской научно-практической конференции «Государственно-правовая система России: история и современность» (Майкоп, 2 ноября 2006 г.);

— XXXIV научной конференции студентов и молодых ученых вузов Южного федерального округа (Краснодар, январь-март 2007 г.);

— IV Всероссийской научной конференции молодых ученых «Наука. Образование. Молодежь» (Майкоп, 8−9 февраля 2007 г.).

— Региональной научной конференции «Взаимодействие народов и культур на Юге России: история и современность» (Ростов н/Д, 19−20 сентября 2007 г.);

— Круглом столе «Социокультурная адаптация косовских адыгов в Адыгее» (Майкоп, 2007 г.);

— V Всероссийской научной конференции молодых ученых «Наука. Образование. Молодежь» (Майкоп, 7−8 февраля 2008 г.);

— III Всероссийском социологическом конгрессе «Социология и общество: пути взаимодействия» (М., Институт социологии РАН, 2008 г.);

— Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Поликультурные основания формирования общероссийской идентичности» (Краснодар, 2008 г.);

— Всероссийской научной конференции «Полиэтничный макрорегион: язык, культура, политика, экономика» (Ростов н/Д, 9−10 октября 2008 г.);

— VI Всероссийской научной конференции молодых ученых «Наука. Образование, Молодежь» (Майкоп, 5−6 февраля 2009 года).

Некоторые положения диссертации нарабатывались при проведении научного исследования по гранту Российского гуманитарного научного фонда «Косовские адыги в Адыгее: проблемы адаптации репатриантов и устойчивое развитие региона», проект № 07−06−767а" (рук. проекта проф. А.Н.Соколова), в котором принимал участие автор в качестве исполнителя.

Диссертация обсуждалась на кафедре философии и социологии Адыгейского государственного университета и рекомендована к защите по специальности 22.00.06 — социология культуры, духовной жизни.

Материалы диссертационного исследования нашли отражение в 15 статьях общим объемом свыше 4,1 п.л.

Структура диссертации. Поставленная цель и задачи определили структуру диссертационной работы, которая состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка литературы и приложения.

Заключение

.

Осмысление проблем этнических групп в России в условиях трансформационных процессов и глобализирующегося мира является остро актуальной и одной из самых сложных проблем в теоретическом и практическом плане. Изучение проблемы адаптации и реадаптации этнических групп выводит на определение содержания базовых и производных понятий, с помощью которых можно понять сущность происходящих процессов в полиэтничном и поликонфессиональном социуме и определить механизм управления этими сложными системами.

Основная идея представленной работы заключается в том, чтобы, учитывая известные теоретические работы по репатриации, попытаться обозначить подходы к теоретической основе, необходимой для проведения практических исследований по социокультурной адаптации косовских адыгов.

Существенной характеристикой любой этнической группы является осознание своей культурной самобытности, стремление сохранить ее, не раствориться в «другом" — именно поэтому в нашей работе культура, культурные ценности — язык и историческое прошлое (историческая память) -выделяются как главные существенные признаки этнической группы и исследуются на примере конкретной этнической группы — косовских адыгов, проживающих в Адыгее.

Первоначально в нашем исследовании внимание было обращено к диаспоре, которая рассматривается как открытая саморазвивающаяся система, наиболее устойчивым элементом которой выступает этническая группа. Характеризуя в рамках постнеклассической социологии, отмечаем, что источником саморазвития диаспоры могут выступать социокультурные практики.

Репатриация представляет собой сложный открытый, незавершенный процесс добровольного или принудительного возвращения этнической группы на родину.

Исследуя взаимосвязь репатриации и адаптации, мультикультурализм рассматривается как оптимальный вариант социокультурной адаптации этнических групп в иноэтничной среде. Особенно значимым для нас является то, что концепция современного мультикультурализма не приводит к ассимиляции и насильственной аккультурации этнических групп. Концепция современного мультикультурализма нацелена на социальное, в частности социокультурное взаимодействие и взаимообогащение, с одной стороны, с другой — на самосохранение и самовоспроизводство этнических групп. Все это позволяет нам утверждать, что концепцию мультикультурализма следует рассматривать как результат социокультурной самоорганизации в процессе адаптации.

Рассматривая социокультурную самоорганизацию процесса адаптации, исследуется взаимосвязь памяти и идентичности, которая проявляется довольно активно в культуре. Само пространство культуры представляет собой некоторое пространство памяти, и именно в культуре личность и этническая группа могут реализовать культурную память. Такой анализ представляется важным и необходимым, поскольку в поисках объединяющих начал российских этносов — российской нации — свою нишу должна и может найти каждая этническая группа.

Исследование социокультурной, адаптации косовских адыгов показало, что десятилетнее проживание косовцев в новой социокультурной среде исторической родины свидетельствует о том, что адаптация связана с тем, как удовлетворяются их социокультурные потребности. Особенностью социокультурных потребностей косовских адыгов является то, что они нацелены на самоутверждение и социализацию личности, а также на аксиологическое понимание жизни.

Этничность, гордость за свой этнос, преданность ему составляют основу ценностного сознания косовского адыга. В условиях социокультурной адаптации в Адыгее принадлежность к адыгскому этносу, с одной стороны, обеспечивает некоторую социально-психологическую устойчивость, с другой — является «ценностно-нормативной константой, способной предотвратить социальную аномию и культурный конфликт"1.

Рассмотрев этническую культуру как форму и способ адаптации косовских адыгов, мы пришли к следующему выводу. Этническая культура и этнокультурные традиции понимаются косовцами как экзистенциальная ценность человека, а в сознании косовцев доминируют религиозные ценности. Возможность формирования толерантного сознания у косовских адыгов и установление диалогических отношений с представителями других этносов в полиэтничной Адыгее основаны на социокультурном опыте, поскольку косовские адыги, живя в полиэтничной Югославии, вступали во взаимодействие с представителями других культур и ощутили разные грани и аспекты взаимодействия культур. Однако в иноэтничной среде усилилось ценностное восприятие «своей» (этнической) культуры. Для косовских репатриантов этническая культура позволила не только адаптироваться в иноэтничной среде и реадаптироваться к условиям исторической родиныона стала значить намного большево-первых, этническая культура для нихспособ «движения из прошлого в будущее" — во-вторых, это форма восприятия жизни, способ адаптациив этнической культуре косовцы находят свою экзистенцию, смысл своего существования.

Основой исследования социокультурной адаптации косовских адыгов явилась теория аккультурации Дж. Бери, которая предполагает четыре стратегии аккультурации: интеграцию, ассимиляцию, сегрегацию и маргинализацию2. Типу интеграции соответствует успешная адаптация, которая понимается как овладение мигрантами незнакомой культурой.

1 Сикевич 3.B. Об институционализации этничности на постсоветском пространстве // Глобализация и социальные изменения в современной России. С. 84.

2 Berry J.A. Указ. соч. S. 173−174.

Интеграция и ассимиляция рассматриваются как результат успешной адаптации. Маргинализация и сегрегация — результат неуспешной адаптации. Социокультурную адаптацию косовских адыгов в Адыгее в целом можно оценить как успешную.

Вернувшись в Адыгею косовские адыги включились в изменяющееся социокультурное пространство российского социума. Косовские адыги осознают необходимость жить и работать в российском социуме. На это указывает и то, что низкий уровень относительной депривации, характерный для косовских адыгов, усиливает тенденцию к их интеграции в российское социокультурное пространство. Косовские адыги убеждены в том, что национальная политика в России будет способствовать воспроизводству адыгского этноса, стимулирует их на диалогичные отношения.

Между тем, после возвращения косовцев на историческую родину в России и в российских регионах произошли радикальные изменения. Поэтому представляется необходимым посмотреть на проблемы косовцев в контексте такой злободневной проблемы, как формирование общероссийской национальной идентичности.

Исследование показало, что проблема национальной идентичности активизируется в связи с процессами глобализации. Под воздействием активизирующейся глобализации происходит смена культурно-идентификационных маркеров. В мировой гуманитарной науке существует множество сценариев формирования новых «синтетических» форм идентичности — надэтнических и наднациональных. При всей их несовместимости одно остается бесспорным — это то, что социокультурная реальность глобализирующегося мира заметно меняется.

Особенно заметно влияние глобализации на информационно-. коммуникативную среду, в которой мы живем. Именно поэтому сетевая культура заметно подрывает основы этнической, религиозной, региональной и национальной идентичностей. Можно сказать, что культура и ценности глобализирующегося мира оказывают влияние на духовную жизнь. Тем не менее, в традиционном обществе этнокультурные ценности зачастую оказываются более устойчивыми и могут стать опорой для человека или группы, которая будет давать чувство родного и близкого в глобализирующемся мире.

Таким образом, результаты проведенного исследования могут явиться одним шагом к осмыслению такого сложного процесса, как репатриация и приблизить к разработке модели социокультурной адаптации не только репатриантов, но и мигрантов. Эти вопросы заслуживают внимания, потому что «передвижение» по миру активизируется, а проблемы адаптации и развития разных этнических групп в каждом полиэтничном социуме приобретают актуальность и требуют мирного разрешения вопросов, связанных с ним. Для нашей страны эти вопросы заслуживают особого научного и политического внимания.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Н.А. Адаптация / Н. А. Агаджаняи // Глобалистика: энциклопедия / гл. ред. И. И. Мазур, А. Н. Чумаков. — М., 2003.
  2. , В.В. Этноконфессиональные отношения в оценках и представлениях массового сознания оренбуржцев /В.В. Амелин // Журнал социологии и социальной антропологии. 2002. — Т. 5, № 4.
  3. , Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма / Б. Андерсон- пер. с англ. В.Николаева. М., 2001.
  4. , Ю.В. Этнос в «своей» и инонациональной среде / Ю. В. Арутюнян // Российское общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы: тез. докл. и выступлений на II Всерос. социологическом конгрессе: в 3 т. М., 2003.
  5. , Ю.В. Этносоциология: учеб. пособие для вузов / Ю. В. Арутюнян, J1.M. Дробижева, А. А. Сусоколов. — М., 1998.
  6. Асп, Э. К. Введение в социологию / Э. К. Асп. СПб., 1998.
  7. , М.А. Диаспора как социокультурный, экономический, политический феномен в полиэтничном макрорегионе / М. А. Аствацатурова. — Ростов н/Д, 2007.
  8. , Т.И. Северный Кавказ в современной геополитической структуре и перспективы достижения стабильности / Т. И. Афасижев // Кавказ, ЕС и Россия: проблемы стабильности. М., 2004.
  9. , С.Х. Социальная адаптация населения Республики Адыгея в условиях трансформации российского общества (социологический анализ): автореф. дис.. канд. социол. наук / С. Х. Ачох. — Майкоп, 2001.
  10. Бауман, 3. Индивидуализированное общество / 3. Бауман- пер. с англ. под ред. B.JI. Иноземцева. М., 2002.
  11. , Б.Х. Адыгская этика как соционормативная система / Б. Х. Бгажноков // Мир культуры адыгов. Майкоп, 2002.
  12. , С. Притязания культуры. Равенство и разнообразие в глобальную эру / С. Бенхабиб- пер. с англ. под ред. B. JL Иноземцева. М., 2005.
  13. , П. Социальное конструирование реальности: трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман. М., 1995.
  14. , Н.А. Самопознание (опыт философской автобиографии) / Н. А. Бердяев.-Л., 1990.
  15. Бжезинский, 3. Выбор. Глобальное господство или глобальное лидерство: пер. с англ. / 3. Бжезинский. М., 2005.
  16. , В.Э. Социально-политический фон самоидентификации российского населения / В. Э. Бойков // Социология власти. — 2007. № 1.
  17. , А. Краткий словарь-глоссарий по политологии / А. Болдонов, Т. Башинова, Е. Тармаханов. Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2005.
  18. , А.А. Глобализация и американская этнокультурная модель / А. А. Борисов // Мировая политика: проблемы теоретической идентификации и современного развития: ежегодник, 2005. — М., 2006.
  19. , Ю.В. Очерки теории этноса / Ю. В. Бромлей. — М.: Наука, 1983.
  20. , Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность / Ю. В. Бромлей. — М., 1987.
  21. , П. Практический смысл / П. Бурдье. СПб., 2001.
  22. , Н. Изгнание черкесов: причины и последствия / Н. Бэрзэдж. -Майкоп, 1996.
  23. , Ю.Г. Гуманистическая идеология и формирование российской идентичности / Ю. Г. Волков. М., 2006.
  24. , Ю.Г. Социология / Ю. Г. Волков. Ростов н/Д, 2004.
  25. , А.Г. Адаптация этническая / А. Г. Ганжа // Глобалистика: энциклопедия / гл. ред. И. И. Мазур, А. Н. Чумаков. М., 2003.
  26. Геродот. История / Геродот // Историки Греции. М., 1976.
  27. , Э. Элементы теории структурации / Э. Гидденс // Современная социальная теория: Бурдье, Гидденс, Хабермас: учеб. пособие. Новосибирск, 1995.
  28. , Н. Мультиэтнические общества: проблемы демографического, религиозного и культурного разнообразия / Н. Глэйзер // Этнографическое обозрение. 1998. -№ 6.
  29. , М.К. Российское общество как новая социальная реальность. Вместо предисловия / М. К. Горшков // Россия реформирующаяся: ежегодник. Вып. 6 / отв. ред. М. К. Горшков. М., 2007.
  30. , JI.H. Ландшафт и этнос // Гумилев JI.H. Ландшафт и этнос. Статьи и работы (1949−1990). Старобурятская живопись / Л. Н. Гумилев — СПб.: Кристалл, 2005.
  31. , П.С. Философия культуры / П. С. Гуревич. М., 1994.
  32. , О.Н. Традиции культурные / О. Н. Данилов // Социологическая энциклопедия: в 2-х т. Т. 2 / гл. ред. В. Н. Иванов. М., 2003.
  33. Демографический энциклопедический словарь. — М.: Сов. энциклопедия, 1985.
  34. , М.А. Остались адыгами: этнографические исследования / М. А. Джандар. Майкоп, 2007.
  35. , А.А. Подобных случаев в истории не было / А. А. Джаримов // Сов. Адыгея. 2008. — 23 июля.
  36. , JT.M. Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветской России / JI.M. Дробижев. — М., 2003.
  37. , Э. О разделении общественного труда: метод социологии / Э. Дюркгейм. М., 1991.
  38. , Ж.А. Репатриация / Ж. А. Зайончковская // Социальная энциклопедия / А. П. Горкин и др. М., 2000.
  39. , В.Н. Национальная (этническая) группа / В. Н. Иванов // Социологическая энциклопедия: в 2 т. Т. 2 / гл. ред. В. Н. Иванов. М., 2003.
  40. , Д.Б. Ценностно-ориентационное единство / Д. Б. Икрамов, В. М. Капицын // Социологическая энциклопедия: в 2 т. Т. 2 / гл. ред. В. Н. Иванов. -М., 2003.
  41. , Х.М. Ценностные ориентации в современном российском обществе / Х. М. Казанов. Ростов н/Д, 2004.
  42. , А.Х. Геноцид адыгов / А. Х. Касумов, Х. А. Касумов. -Нальчик, 1992.
  43. , Н.С. Мультикультурализм / Н. С. Кирабаев // Глобалистика: энциклопедия / гл. ред. И. И. Мазур, А. Н. Чумаков. М., 2003.
  44. , А.И. Адаптация социальная / А. И. Ковалева // Социологическая энциклопедия: в 2 т. Т. 1. — М., 2003.
  45. Косовские адыги в Адыгее: проблемы адаптации репатриантов и устойчивое развитие региона: сб. ст. / сост. А. Н. Соколова. — Майкоп, 2008.
  46. , В.Н. Язык / В. Н. Костюк // Новая философская энциклопедия: в 4 т. Т. 4.-М., 2001.
  47. , Б.И. Потребность / Б. И. Краснов // Социологическая энциклопедия: в 2 т. Т. 2. — М., 2003.
  48. , С.Г. Адыги (черкесы) Северо-Западного Кавказа в XIX в.: процессы трансформации и дифференциации адыгского общества / С. Г. Кудаева. Майкоп, 2006.
  49. , С.Г. Огнем и железом / С. Г. Кудаева. Майкоп, 1998.
  50. , Т.Х. Выселение адыгов в Турцию — последствие Кавказской войны / Т. Х. Кумыков. Нальчик, 1994.
  51. , А.В. Черкесская диаспора в арабских странах (XIX XX вв.) / А. В. Кушхабиев. — Нальчик, 1997.
  52. Jle Брас, Э. Что такое французская нация сегодня: кровь или почва? / Э. Ле Брас // Этнопанорама. 2006. — № 1−2.
  53. , Н. Введение в этническую и кросс-культурную психологию / Н. Лебедева. — М., 1999.
  54. , О.Т. Онтология социальной памяти: дис.. д-ра филос. наук / О. Т. Лойко. Красноярск, 2004.
  55. , С. Историческая этнология: учеб. пособие для вузов / С. Лурье. -М., 1997.
  56. , С.А. Эволюция религиозных верований адыгов: история и современность (философско-культурологический анализ) / С. А. Ляушева. — Ростов н/Д, 2002.
  57. , В. Понаехали тут.Очерки о национализме, расизме и культурном плюрализме / В. Малашенко. — М., 2007.
  58. , Н.М. Культура, экология, образование / Н. М. Мамедов. М., 1996.
  59. , А. Мотивация и личность / А. Маслоу- пер. с англ. A.M. Талыбаевой. СПб., 1999.
  60. , Т.М. Проблемы этнической репатриации: на примере России и Кавказа / Т. М. Мастюгина // Кавказ, ЕС и Россия: проблемы стабильности. М., 2004.
  61. , А. Историческая эпистемология: науч. монография / А. Мегилл- пер. М. Кукарцевой, В. Кашаева, В. Тимонина. М., 2007.
  62. Миграция и безопасность в России: кол. монография / под ред. Г. Витковской и С. Панарина. М., 2000.
  63. , И.А. Адаптация как социально-психологическое явление / И. А. Милослава // Социальная психология и философия. Вып. 2. Л., 1973.
  64. , В.А. Между законом и концепцией / В. А. Михайлов // Национальный акцент: приложение к еженедельнику «Аргументы недели». -2009. 23 апр.
  65. , Н.Н. Современный антропогенез и цивилизационные разломы: эколого-политологический анализ / Н. Н. Моисеев // Вопросы философии. — 1995. -№ 1.
  66. Молодежь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты / Институт социологии РАН. М., 2007.
  67. , З.С. Социальная адаптация как общественное явление и социологическая категория / З. С. Морозова // Социально-гуманитарные знания. -2009. -№ 1.
  68. , М.П. Методология исследования взаимосвязи веры и этноса / М. П. Мчедлов, М. С. Кудряшова // Вера. Этнос. Нация. Религиозный компонент этнического сознания. М., 2007.
  69. Память народа // Национальный акцент: приложение к еженедельнику «Аргументы недели». 2009. — № 19.
  70. , Т.А. Особенности социокультурной адаптации репатриантов (косовских адыгов) в условиях поли культурной среды Северного Кавказа: дис.. канд. культуролог, наук / Т. А. Панеш. Краснодар, 2009.
  71. , Р. Конкуренция. Конфликт. Аккомодация. Ассимиляция / Р. Парк // Теоретическая социология: антология: пер. с англ., фр., нем., ит.: в 2 ч. Ч. 1. / сост. и общ. ред. С. П. Баньковский. — М., 2002.
  72. , Т. Функциональная теория изменения / Т. Парсонс // Американская социологическая мысль: тексты / под ред. В. И. Добренькова. — М., 1994.
  73. Политология: словарь-справочник / М. А. Василик и др. — М., 2001.
  74. , Т.В. Современные диаспоры. Внутриполитические и международные аспекты / Т. В. Полоскова. М., 1999.
  75. , В.Д. Феномен этнических диаспор / В. Д. Попков. — М., 2003.
  76. , Н.Ф. Экология (теория, законы, правила, принципы и гипотезы) / Н. Ф. Рейменс. М., 1994.
  77. Российская идентичность в Москве и регионах / отв. ред. Л. М. Дробижева. М., 2009.
  78. Российская идентичность в условиях трансформации: опыт социол. анализа / отв. ред. М. К. Горшков, Н. Е. Тихонова. — М., 2005.
  79. Российская Федерация. Президент (Д. А. Медведев). Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 5.11.2008 // Российская газета. — 2008. — 6−12 ноября.
  80. , Я.С. Основные социологические теории идентичности / Я. С. Рочева // Проблемы теоретической социологии: межвуз. сб. Вып. 6 / отв. ред. А. О. Бороноев. СПб., 2007.
  81. , А.П. Компетентностный подход в диалоге культур: сущность и базовые показатели / А. П. Садохин // Межкультурный и межрелигиозный диалог в целях устойчивого развития: материалы междунар. конф. М., 2008.
  82. , А.П. Этнология: учебник / А. П. Садохин. М., 2000.
  83. Сартр, Ж-П. Бодлер / Ж-П. Сартр // Бодлер Ш. Цветы зла: стихотворения в прозе / Ш. Бодлер. — М.: Высш. шк., 1993.
  84. , З.В. Об институционализации этничности на постсоветском пространстве / З. В. Сикевич // Глобализация и социальные изменения в современной России: тез. докл. и выступлений на Всерос. социологическом конгрессе: в 16 т. Т. 11. — М., 2006.
  85. Символический интеракционизм Дж. Мида // Курбатов В. И. Современная западная социология: аналитический обзор концепций: учеб. пособие / В. И. Курбатов. Ростов н/Д, 2001.
  86. , Н.А. Историческая память как регулятив современной культуры: социологический анализ: автореф. дис.. канд. социол. наук / Н. А. Синицына. — Майкоп, 2008.
  87. , Н.Г. Проблема этничности в социальной антропологии / Н. Г. Скворцов. СПб., 1997.
  88. Словарь современных понятий и терминов / Н. Т. Бунимович и др.- сост., общ. ред. В. А. Макаренко. 4-е изд., дораб. и доп. — М., 2002.
  89. Советский энциклопедический словарь / под ред. A.M. Прохорова. М., 1981.
  90. , А.Н. «Социокультурный портрет» косовских адыгов / А. Н. Соколова // Сбережения народа: традиционная народная культура. — Краснодар, 2007.
  91. , Г. У. Психология межэтнической напряженности / Г. У. Солдатова. М., 1998.
  92. Социальная стратификация российского общества / отв. ред. З. Т. Голенкова. М., 2003.
  93. Социокультурная адаптация косовских адыгов в Адыгее: материалы круглого стола / гл. ред. А. Н. Соколова. Майкоп, 2007.
  94. Социология. Основы общей теории / Г. В. Осипов и др. М., 1998.
  95. Социология: учебник / Ю. Г. Волков и др.- под ред. Ю. Г. Волкова. — М., 2000.
  96. , B.C. Культура / B.C. Степин // Социологическая энциклопедия: в 2 т. Т. 2.-М., 2003.
  97. , В. Наука и национальная идентичность / В. Тишков // Национальный акцент: приложение к еженедельнику «Аргументы недели». — 2008. 20 ноября.
  98. , В.А. О толерантности и противодействии экстремизму в российском обществе / В. А. Тишков // Этнопанорама. 2006. — № 1−2.
  99. , В.А. Реквием по этносу: исследования по социально-культурной антропологии / В. А. Тишков. М., 2003.
  100. , А. Постижение истории: пер. с англ. / А. Тойнби- сост. А. П. Огурцов. -М., 1996.
  101. , В.И. Традиция / В. И. Толстых // Новая философская энциклопедия: в 4 т. Т. 4. М., 2001.
  102. , Ж.Т. Диаспора как объект социологического исследования / Ж. Т. Тощенко, Т. И. Чаптыкова // Социологические исследования. — 1996. — № 12.
  103. , Ж.Т. Национальная диаспора / Ж. Т. Тощенко // Социологическая энциклопедия: в 2 т. Т. 2. М., 2003.
  104. , Ж.Т. Социологическое знание: парадигмы, уровни, структура / Ж. Т. Тощенко // Проблемы теоретической социологии: межвуз. сб. Вып. 6 / отв. ред. А. О. Бороноев. СПб., 2007.
  105. , Р. Тыркуем ис адыгэхэр / Р. Унэрэкъо. Мыекъуапэ, 2004.
  106. Учебный социологический словарь с английскими и испанскими эквивалентами / под ред. С. А. Кравченко. 4-е изд., доп. и перераб. — М., 2001.
  107. , Й. По ту сторону методичного национализма. Перспективы культуры, исторической памяти и идентичности в Европе / Й. Файхтингер // Вопросы философии. — 2007. № 9:
  108. Фрейд, 3. Психология масс и анализ человеческого Я / 3. Фрейд // Психологические этюды. — Минск, 1997.
  109. , Н.Ю. Социокультурная адаптация адыгской диаспоры в Иордании / Н. Ю. Халаштэ. Майкоп, 2007.
  110. , Р.А. Морально-этический феномен адыгагъэ — основа народной культуры / Р. А. Ханаху // Мир культуры адыгов. Майкоп, 2002.
  111. , Р.А. Социально- историческая память как конфликтогенный фактор массового сознания / Р. А. Ханаху, О. М. Цветков // Межнациональные конфликты на Кавказе: методика их преодоления: тез. докл. междунар. конф. -М., 1995.
  112. , Р.А. Традиционная культура Северного Кавказа: вызовы времени (социально-философский анализ) / Р. А. Ханаху. Майкоп, 1997.
  113. , С. Кто мы?: вызовы американской национальной идентичности / С. Хантингтон- пер. с англ. А. Башкирова. М., 2004.
  114. , С. Столкновение цивилизаций / С. Ханингтон- пер. с англ. Т. Велимеева, Ю. Новикова. М., 2003.
  115. , Т.П. Динамика социального самочувствия репатриантов как показатель адаптивных возможностей традиционной культуры / Т. П. Хлынина // Сбережения народа. Краснодар, 2007.
  116. , С.Х. Очерки истории черкесов / С. Х. Хотко. СПб., 2001.
  117. , Р.Д. Кавказ в контексте глобальных трансформаций / Р. Д. Хунагов // Кавказ, ЕС и Россия: проблемы стабильности. М., 2004.
  118. , Т.И. Национальная диаспора как объект этносоциологического исследования: дис.. канд. социол. наук / Т. И. Чаптыкова. М., 1997.
  119. , Г. Возвращение: исторический очерк / Г. Чемсо. Майкоп, 2000.
  120. , Г. Возвращение: как это было / Г. Чемсо // Советская Адыгея. -2008. 1 авг.
  121. , А.Ю. Этнические ценности как философская проблема / А. Ю. Шадже. М.- Майкоп, 2005.
  122. , Э.А. Историческая память и проблемы Кавказской войны // Шеуджен Э. А. Путь в историю: в поисках методологии исследования / Э. А. Шеуджен. Майкоп, 2007.
  123. , Г. Введение в этническую психологию // Шпет Г. Сочинения / Г. Шпет.-М., 1989.
  124. Шюц, А. Структура повседневного мышления / А. Шюц // Социологические исследования. — 1988. № 2.
  125. Электронный ресурс. Режим доступа: http: www.yandex.ru
  126. Эмиграция и репатриация в России / В. А. Ионцев и др. М., 2001.
  127. , Э. Идентичность: юность и кризис: пер. с англ. / Э. Эриксон. -М., 2006.
  128. Юдина, Т. Н Миграционные процессы в системе глобальных координат / Т. Н. Юдина // Социология. 2006. — № 2.
  129. , Т.Н. Миграция: словарь основных терминов: учеб. пособие / Т. Н. Юдина. М., 2007.
  130. , Т.Н. Социология миграции: учеб. пособие для вузов / Т. Н. Юдина. М., 2006.
  131. , М.А. О социокультурной адаптации в иноэтнической среде: концептуальные подходы к анализу / М. А. Южанин // Социологические исследования. 2007. — № 5.
  132. , В.А. А все же умом Россию понять можно / В. А. Ядов // Россия: трансформирующееся общество / под ред. В. А. Ядова. М., 2001.
  133. , В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности / В. А. Ядов // Психология самосознания: хрестоматия. — Самара, 2000.
  134. , В.А. Стратегия и методы качественного анализа данных / В. А. Ядов // Социология 4М: методология, методы, математические модели. — 1991.-№ 1.
  135. , О.Н. Будущее России: прогностический потенциал социологии / О. Н. Яницкий // Россия реформирующаяся: ежегодник. Вып. 6 / отв. ред. М. К. Горшков. М., 2007.
  136. Berry, J.A. Acculturation and Psychological Adaptation / J.A. Berry // Migration-Etnizitat-Konflikt: Sistemfragen und Fallstudien / hrsg. von K. J. Bade. -Osnabruk: Universitatsverlag, 1996.
  137. Ethnic Groups and Boundaries: The Social Organisation of Culture Difference / ed. by F. Barth. Bargen- London, 1969.
  138. Halbwacs, M. Das kollektive Gedachtnis / M. Halbwacs- mit einem Geleitwort von Prof. Dr. H. Maus. Marburg, 1967.
  139. Ozbek Batray. Erzahlunden der letzten Tscherkessen auf dem Amselfeld / Batray Ozbek. Bonn, 1986.
Заполнить форму текущей работой