Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование конкурентных стратегий перерабатывающих предприятий молочнопродуктового подкомплекса регионального АПК

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В настоящее время отечественный рынок продовольствия постепенно начал выходить из кризисного состояния. Возросло доверие потребителей к продукции местных производителей, которые, в свою очередь, стали уделять больше внимания качеству продукции, ее упаковке, уровню сервисного обслуживания. Выполнение условий маркетинговой деятельности, выявление и использование потенциала предприятий позволяет… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретико-методологические подходы к определению сущности конкурентных стратегий
    • 1. 1. Теоретические взгляды на конкурентоспособность предприятий
    • 1. 2. Сущность конкурентных стратегий
    • 1. 3. Организация рекламной поддержки стратегических инициатив предприятия
    • 1. А Характеристика конкурентной среды предприятия и ее структура
      • 1. 5. Диагностика факторов конкурентной среды
      • 1. 6. Оценка интенсивности конкуренции"¦. t
  • ГЛАВА 2. Методические подходы к анализу деятельности конкурентов
    • 2. 1. Предварительные процедуры анализа
    • 2. 2. Диагностика целей и намерений конкурентов
    • 2. 3. Анализ рыночной доли конкурентов
    • 2. 4. Изучение приемов и методов реализации товарной политики конкурентов
    • 2. 5. Исследование динамики цен конкурентов
    • 2. 6. Анализ организации сбытовой сети конкурентов и используемых средств стимулирования реализации
    • 2. 7. Построение конкурентной карты рынка
  • ГЛАВА 3. Основные направления совершенствования работы молокоперерабатывающих предприятий
    • 3. 1. Выбор базовой стратегии конкуренции
    • 3. 2. Ситуационное проектирование стратегии конкуренции для предприятий с различной степенью доминирования на рынке
    • 3. 3. Некоторые рекомендации по внедрению системы конкурентных стратегий
    • 3. 4. Направления и пути повышения конкурентоспособности предприятия молочнопродуктового подкомплекса
    • 3. 5. Сельхозинтеграция как шаг на пути к конкурентоспособному производству
    • 3. 6. Концепция деятельности Екатеринбургского и Верхнепышминского молокозаводов

Формирование конкурентных стратегий перерабатывающих предприятий молочнопродуктового подкомплекса регионального АПК (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Важнейшая задача, стоящая перед аграрным сектором экономики России, -обеспечение населения продуктами питания отечественного производства, прежде всего, молоком и молочными продуктами.

В условиях финансово-экономического кризиса в стране, когда поставки продуктов питания из других регионов и из-за рубежа резко сокращаются, первостепенное значение приобретает задача сохранения и увеличения производства сельскохозяйственной продукции местными товаропроизводителями. Это становится одним из важнейших условий обеспечения продовольственной безопасности области и страны в целом, тем более, что по потреблению молочных продуктов Российская Федерация занимает одно из ведущих мест в мире.

Учитывая это, Правительство области на 2001 год главной задачей ставит удовлетворение потребностей населения области в основных продуктах питания за счет собственного производства и по доступным ценам.

Успешное решение продовольственной проблемы невозможно без эффективной работы всех молокоперерабатывающих предприятий области. В рыночном экономическом механизме руководства предприятиями нужна система управления конкурентоспособностью, которая учитывала бы интересы производителей, потребителей и инвесторов. Она представляет собой совокупность мер по совершенствованию производства, поиску новых каналов сбыта, улучшению качества продукции, ее внешней привлекательности.

Актуальность темы

исследования обусловлена необходимостью углубленного рассмотрения теоретических, методологических и прикладных проблем конкуренции. Следует также отметить, что рыночные структуры аграрного сектора экономики до сих пор продолжают формироваться без достаточного научно-теоретического обоснования, детальной проработки концептуальных положений и программвсестороннего учета региональных условий, специфики районного уровня и конкретных сельскохозяйственных предприятий.

Значение теоретических аспектов конкуренции возрастает еще и потому, что в стране не происходит стабилизации, а тем более преодоления кризисной ситуации, а также разрушительных тенденций в сельском хозяйстве. Всестороннее изучение конкурентных отношений позволит рассматривать их как важное условие эффективного хозяйствования при разнообразии форм собственности.

Логика проявления закономерностей перехода к действительно рыночной экономике обуславливает самостоятельность деятельности предприятий. Использование знаний о конкуренции в хозяйственной деятельности в целях повышения ее эффективности становится объективно необходимым. Важность проводимых в стране экономических реформ и недостаточный уровень разработанности вопросов теории, практики формирования и развития конкуренции обуславливают актуальность настоящей темы исследования.

Вместе с тем, следует отметить, что значительная часть научных работ по теории конкуренции носит переводной характерпопытки адаптированной трансляции зарубежных разработок на российские экономические условия касаются лишь общетеоретических аспектов конкуренциилитература по данной проблеме представляет собой преимущественно учебные и справочные пособия или носит чисто информационный характер.

Таким образом, проведенный анализ изученности проблемы указывает на отсутствие научной концепции, методологии, механизма функционирования конкурентных стратегий на российских рынках. Нет научных рекомендаций и методик по основным направлениям ее развития на уровне предприятий, где наряду с проблемой сбыта произведенной продукции, возникает и ряд других трудноразрешимых экономических проблем.

Существенный вклад в разработку теоретических аспектов конкуренции внесли зарубежные ученые разных школ: М. Портер, Ф. Котлер, Д. Мескон,.

Д, Эванс, Л. Роджерс и другие. Среди российских ученых следует отметить: Е. Голубкова, В. Гончарова, А. Малахова, М. Семенова, С. Иванову, Г. Азоева.

Относительно неценовых методов конкуренции следует отметить работы: В. Комова, И. Петренко, А. Семина, В.Негановой.

Теоретической и методологической основой исследования явились фундаментальные положения экономической теории и труды ведущих отечественных и зарубежных ученых по изучаемой проблеме, а также опыт адаптации к условиям Свердловской области и России различных научных школ, методик, моделей и параметров, используемых в мировой экономической науке, нормативные и законодательные акты, регламентирующие вопросы конкурентных отношений и хозяйственной деятельности в Российской Федерации, результаты исследования автора.

Методическую базу исследования составили общие принципы изучения конкурентной среды на различных рынках. В процессе работы над данной темой использовались следующие методы экономических исследований: монографический, группировок, абстрактно-логический, методы экспертных оценок анкетирования и интервьюирования, экономико-статистический, метод математического моделирования и метод аналогий.

В качестве источников информации использовались данные Минсельхозпрода Российской Федерации, Свердловского Министерства Сельского Хозяйства, материалы годовой отчетности молочных заводов области, нормативно-справочные материалы и расчеты исследователей и практических работников.

Предмет исследования — теоретические и практические аспекты конкурентной политики перерабатывающих предприятий молочнопродуктового подкомплекса Свердловской области.

Объектом исследования стали перерабатывающие предприятия различных форм собственности и хозяйствования молочной сферы регионального АПК.

Изучение сформировавшейся конкурентной среды проведено на двадцати трех молокоперерабатывающих предприятиях области. Конкретные конкурентные стратегии, направленные на повышение эффективности работы предприятий были разработаны для Екатеринбургского молочного завода № 1 и Верхнепышминского молочного завода. Для конкурентной теории и практики эти предприятия важны тем, что, являясь государственными по форме собственности, они занимают достаточно большую долю рынка, а также для этих предприятий возможно сформировать различные по направлениям стратегии обеспечения конкурентных преимуществ.

Целью исследования является разработка научно обоснованных направлений формирования конкурентных стратегий перерабатывающих предприятий молочнопродуктового подкомплекса Свердловской области, предложений и рекомендаций по их внедрению.

Цель исследования предопределила круг взаимосвязанных задач, решение которых составило содержание настоящей работы:

— обобщить теоретические взгляды на конкурентные стратегии- -обосновать систему диагностики факторов конкурентной среды для перерабатывающих предприятий молочного подкомплекса;

— провести оценку интенсивности конкуренции на рынке сельхозтоваропроизводителей молока в Свердловской области- -проанализировать рыночную долю конкурентов на продовольственном рынке Свердловской области;

— выделить и описать базовые стратегии конкуренции и разработать методику ситуационного проектирования стратегий конкуренции для предприятий молочнопродуктового подкомплекса с различной степенью доминирования на рынке;

— адаптировать конкурентные стратегии предприятий молочного подкомплекса к особенностям динамики продовольственного рынка;

— построить конкурентную карту рынка производителей молочной продукции Свердловской области;

— разработать научно-обоснованные предложения и методические рекомендации по повышению конкурентоспособности предприятий молочнопродуктового подкомплекса регионального АПК;

Научная новизна проведенного исследования состоит в следующем: -обобщены теоретические взгляды по проблемам конкурентных стратегий предприятий;

— дополнена система показателей расчета факторов конкурентной среды предприятий молочнопродуктового подкомплекса;

— разработана и апробирована методика построения матрицы конкурентной карты рынка на основе математических методов;

— составлены конкурентные карты производителей молока и молокоперерабатывающих предприятий Свердловской области;

— разработаны научно обоснованные предложения по формированию базовых стратегий конкуренции перерабатывающих предприятий;

— разработаны рекомендации по внедрению системы конкурентных стратегий.

Практическая значимость работы состоит в том, что содержащиеся в диссертационном исследовании разработки, расчеты, выводы и рекомендации применяются в деятельности предприятий молочнопродуктового подкомплекса. Рекомендации позволяют: оптимизировать взаимоотношения между субъектами молочнопродуктового подкомплексаболее эффективно использовать трудовые, материальные и финансовые ресурсыметодически обоснованно подходить к планированию производства, распределения и сбыта продукции.

Теоретические положения диссертации могут быть использованы в качестве составной части методологической основы реформирования предприятий АПК.

Выводы, сделанные в работе, представляют практический интерес для Министерства сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области, дают долевую характеристику рынка производителей молочной продукции и рынка ее переработки и позволяют совершенствовать механизм управления предприятиями подкомплекса. Результаты диссертационного исследования имеют практическое применение на Екатеринбургском и Верхнепышминском молокоперерабатывающих заводах. Методика составления матрицы конкурентной карты рынка является универсальной.

Основные положения диссертационного исследования доложены и обсуждены на Региональной научной конференции «Региональная стратегия антикризисного развития АПК» (Екатеринбург, декабрь 1998 г.) — Научной конференции «Молодежь и наука» (Екатеринбург, апрель 2000 г.).

Диссертация выполнена в соответствии с планом научных исследований Уральской Государственной Сельскохозяйственной Академии (УрГСХА) и является составной частью приоритетной проблемы: «Разработать систему мероприятий по повышению эффективности производства, переработки и сбыта сельскохозяйственной продукции в АПК» (№ государственной регистрации 01.9.70 2 328).

Результаты исследования приняты к внедрению Министерством Сельского хозяйства Свердловской области, Екатеринбургским городским молокоперерабатывающим заводом № 1 и Верхнепышминским молокоперерабатывающим заводом.

Результаты исследования систем стратегического планирования, направленного на обеспечение конкурентного преимущества молокоперерабатывающих предприятий показали, что объем продаж, прибыль и доля на рынке считаются наиболее важными целями. Все они представляют собой показатели роста.

Наибольшее распространение в качестве показателя роста имеет объем продаж молочной продукции. Это признанный показатель престижа. И к тому же он отражает количество ресурсов, которое перерабатывает предприятие. Другие показатели, такие как рыночная стоимость имущества, балансовая стоимость активов и собственный капитал используются для измерения роста не столь часто.

Рост важен по следующим причинам. В растущей экономике рост предприятия необходим для сохранения его позиций на рынке. Чтобы поддерживать своя относительную конкурентоспособность, предприятие должно расти, по крайней мере, такими же темпами, как и экономика в целом.

Рост создает возможности повышения заработной платы, которые подкрепляются естественным ростом продуктивности.

Ориентированные на рост молокоперерабатывающие предприятия восприимчивы к нововведениям и нацелены скорее на конкуренцию, чем на протекционизм. Они энергично вкладывают средства в расширение производственных мощностей. Чтобы увеличить свою долю на рынке, они берут банковские кредиты. Эти предприятия будут внедрять продукцию собственной разработки, либо полученную по лицензионным соглашениям.

Изучение практики долгосрочного планирования конкурентной политики молокоперерабатывающих предприятий позволило нам выделить четыре ключевых направления, ранжированных по степени важности (в порядке возрастания приоритетов):

1- формирование долгосрочных целей;

2- принятие решений на основе долгосрочных прогнозов;

3 — изучение базовых проблем;

4 — лучшее распределение ресурсов.

Приоритетными целями в достижении конкурентного преимущества на рынке переработки молока должны стать:

1 — доля предприятия на рынке;

2 — темп роста доли;

3 — норма прибыли.

Существует целая иерархия целей и задач при формировании эффективной конкурентной политики молокоперерабатывающего предприятия (табл.3.2).

Заключение

.

Современный этап структурной перестройки агропромышленного комплекса страны характеризуется серьезными противоречиями в отношениях между сельскохозяйственными товаропроизводителями и предприятиями по переработке сельскохозяйственного сырья.

Продолжающийся кризис в сельскохозяйственной отрасли отрицательно воздействует и на экономику других сфер агропромышленного комплекса. Это происходит и в молочнопродуктовом подкомплексе, где крупные молокоперерабатывающие предприятия лишаются сырьевых зон, в том числе из-за стремления сельских хозяйств организовать собственную переработку молока, используя для этого технологические решения не способные комплексно осуществить этот процесс. Все это снижает эффективность работы перерабатывающих предприятий и молочнопродуктового подкомплекса в целом.

Вот почему в настоящих условиях существенно повышается теоретическая, методологическая и научная значимость исследования и решения проблем конкурентоспособности перерабатывающих предприятий данного подкомплекса.

Цель данного исследования как раз и заключалась в том, чтобы разработать научно-обоснованную систему формирования конкурентных стратегий для молокоперерабатывающих предприятий Свердловской области. Оценка, анализ конъюнктуры рынка и уровня конкурентоспособности перерабатывающих предприятий также входили в число приоритетных целей нашего исследования.

В процессе достижения поставленной цели решены следующие задачи:

— на основе изучения разнообразных позиций специалистов, обобщения обширных теоретических взглядов раскрыта сущность конкурентных стратегий как экономической категории;

— выделены базовые стратегии конкуренции и разработана методика ситуационного проектирования стратегий конкуренции для молокоперерабатывающих предприятий с различной степенью доминирования на рынке;

— адаптированы конкурентные стратегии предприятий молочного подкомплекса к особенностям динамики продовольственного рынка;

— обоснована система диагностики факторов конкурентной среды для предприятий молочного подкомплекса;

— проанализирована рыночная доля конкурентов и проведена оценка интенсивности конкуренции на рынке молокоперерабатывающих предприятий Свердловской области;

— исследована динамика цен конкурентов и методы реализации товарной политики конкурентов;

— построена матрица конкурентной карты рынка производителей молочной продукции Свердловской области;

— проведен анализ конкурентного положения на рынке Екатеринбургского и Верхнепышминского молокозаводов, разработаны для них стратегии обеспечения конкурентного преимущества на рынке;

— намечены пути повышения конкурентоспособности молокоперерабатывающих предприятий отрасли.

В настоящее время отечественный рынок продовольствия постепенно начал выходить из кризисного состояния. Возросло доверие потребителей к продукции местных производителей, которые, в свою очередь, стали уделять больше внимания качеству продукции, ее упаковке, уровню сервисного обслуживания. Выполнение условий маркетинговой деятельности, выявление и использование потенциала предприятий позволяет повысить объем производства, организовать товародвижение продукции с наименьшими затратами.

Выполненное диссертационное исследование позволяет сделать ряд принципиальных выводов и предложений.

1. В ходе экономических реформ и преобразований во внешней и внутренней среде предприятий происходят явления, напрямую связанные с их конкурентоспособностью. Поэтому на первый план выходит проблема теоретического и методологического изучения конкурентной среды предприятия.

2. Выявлено, что конкурентные стратегии молокоперерабатывающих предприятий нацелены, прежде всего, на увеличение: доли предприятия на рынкетемпа роста доли и нормы прибыли. Реализация данных стратегий возможна лишь путем обеспечения максимальной потребительной привлекательности молочной продукции.

3. Обоснованы методические подходы к: изучению конкурентной среды предприятияанализу деятельности конкурентов. На их основе разработана методика построения конкурентной карты рынка производителей молочной продукции.

4. Развитие интеграционных процессов в молочнопродуктовом подкомплексе должно сочетаться с улучшением экономических отношений между производителями молока и перерабатывающими предприятиями, укреплением и расширением сырьевых зон, совершенствованием маркетинговой деятельности, направленной на обеспечение эффективной деятельности молокоперерабатывающих предприятий, их конкурентоспособности.

5. В качестве основных направлений повышения конкурентоспособности предприятий молочнопродуктового подкомплекса выделены:

— рационализация структуры управления молокозаводом, путем создания матричных или интерактивных групп, которые централизованно и в совокупности способны решить проблему обеспечения конкурентного преимущества предприятию;

— выбор и оценка приоритета различных целей и показателей при долгосрочном планировании;

— устранение неоправданных затрат, путем сворачивания деятельности не способствующей созданию добавленной стоимости;

— создание сильных интегрированных структур, способных самостоятельно решать проблемы с насыщением рынка, поскольку эффективно работать без регулярных и гарантированных поставок сырья невозможно.

6. Анализ работы Екатеринбургского и Верхнепышминского молочных заводов позволил наметить стратегические инициативы по повышению их конкурентоспособности на рынке. По прогнозным оценкам намеченные шаги позволят Екатеринбургскому молокозаводу повысить рентабельность производства на 30−40%, а Верхнепышминскому молокозаводу — до 30%.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. Г. Философия бизнеса. // Экономика и жизнь.- 1994. № 45-
  2. Г. П. Маркетинг в системе рыночных отношений. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.-1991.-№ 6-
  3. Г. Г. Маркетинг: вопросы и ответы.- М.: Агропромиздат.-1992,159 с.-
  4. И.Д., Медведев В. П. Менеджмент как система управления хозяйственной деятельностью: Учебное пособие, — М.: Знание, -1996, — 143 е.-
  5. Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика.-М: Центр экономики и маркетинга, -1996.-208 е.-
  6. Г. Л. С кем и как Вы конкурируете. Глава в кн.: С кем и как делать бизнес. — М.: Изд-во «Гиперокс», -1999. — 257−308 е.-
  7. Академия рынка: маркетинг: Пер. с фр. / А. Дайан, Ф. Беккерель, Р. Ланкар и др.-М.: Экономика, — 1993.-572 е.-
  8. Р., Сасиени М. Основы исследования операций. -М.:Мир, 1999.-432с.-
  9. М.М. Планирование деятельности фирмы: Учебно-методическое пособие. -М.: Финансы и статистика, -1998. -248 е.-
  10. Г. В. Маркетинг продовольственного рынка: концептуальный подход.- Шадринск: Изд-во ПО «Исеть», 1996.-324 е.-
  11. Г. В., Семин А. Н. Методические рекомендации по организации маркетинговой службы на предприятиях агропрома / Науч.ред.д.э.н., проф. А. Н. Семин.-Екатеринбург: Изд-во УрГСХА, 1998.-72 е.-
  12. П.А., Афанасьев В. И., Кудряшов В. И., Устюжанин А. П. Фермерские хозяйства России: пути становления и развития. М.: Колос, 1995.-142 е.-
  13. И. Новая корпоративная стратегия. СПб: Издательство «Питер», 1999.-416 с.-
  14. И.В. Маркетинговые исследования: основы теории и методики: Учеб пособие. СПб.: Изд-во СПб. Ун-таэкономики и финансов, 1999-
  15. Арман, Дайан и др. Маркетинг.-М: Экономика,-1998.-546 е.-
  16. М.Д., Семин А. Н., Филиппов Н. Н. Формирование цен на рынке продукции АПК.-Екатеринбург: Изд-во УрГСХА, 1999.-90 е.-
  17. Аграрное законодательство Российской Федерации и Свердловской области. (Выпуск 1 -9). -Екатеринбург, — 1999.-324с.-
  18. И.Х. Стратегическое управление.-М.:Экономика, 1999.-519с.-
  19. Р., Кокс Д., Браун Р. Информация и риск в маркетинге /Пер. с англ. под ред. М. Р. Ефимовой. -М.:Финстатинформ, 1999.-271с.-
  20. Балабанова J1.B. Оптовая торговля: маркетинг и коммерция.-М.: Экономика, 1996.-217 е.-
  21. Г. Дж. Практическое руководство по управлению сбытом:Пер. с англ./Науч. ред. и автор предисл. Ф. А. Крутиков.-М.: Экономика,-1991.-271 е.-
  22. Д.И. Практический маркетинг. Вып. 1,2.-Ижевск: А/О «Аквилон», 1992.-162 е.-
  23. Д.И. Практический маркетинг. Вып. 3.- Ижевск: А/О «Аквилон», 1997.-114 е.-
  24. Р. Философия и практика маркетинга: Пример лонд. юрид. фирмы «Филд, Фишер, Вотерхаус». М.: Изд. «Май" — Совмести, сов.-мальт. предпр. «Джурэкон Интернэшнл эдженси», — 1991.-364 е.-
  25. Д.И., Колтунов И. В. Рыночная экономика: Словарь-справочник для предпринимателей, экономистов, юристов.-Ниж.Новгород:Флокс,-1996.-196 е.-
  26. В.А. Наука и искусство принятия управленческих решений.-Киев: Высшая школа,-1985.-116 е.-
  27. В.А. Управление сельскохозяйственным производством.-Киев: Высшая школа,-1992.-218 е.-
  28. Бизнес и маркетинг: Библиогр. указ. /Науч. внедрен, центр «Библио-Маркет" — Сост.: М. В. Котельникова, И. Б. Михнова. -М.: 1993.-84 е.-
  29. Бизнес и менеджер /Сост. Я. С. Дараховский, И. П. Черноиванов, Т. В. Прехул.-М.: «Азимут-центр», 1992.-448 е.-
  30. Бизнес и экономика: Кооперативы и малый бизнес / ГПНТБ России. М., 1998. -№ 3,4-
  31. В.А., Глушенко В. Ф. Какое решение лучше? Метод расстановки приоритетов. -Л.: Лениздат, -1982.-160 е.-
  32. Г. Дж. Практическое руководство по управлению сбытом: Пер. с англ./ Науч. ред. и авт. преднел. В. А. Крутиков.- М.: Экономика, 1997.-271 е.-
  33. А.К., Черенков В. И. Международный маркетинг: Учеб. пособие /Санкт-Петерб. ун-т экономики и финансов. СПб.- 1992.-294 е.-
  34. А.Д. На пути к цивилизованному рынку.- Новосибирск: Центр маркетинговых исслед., консультирования и подг. кадров «МАРКОР».-1997.-212 е.-
  35. Г. Н., Борц Б. Г. Справочник предпринимателя.- Новочеркасск: ВААБ.-1997.-233 е.-
  36. В.В. Математические модели маркетинга/Отв. ред. В. П. Береснев.-Новосибирск: Наука, 1998.-311 е.-
  37. Г. И. Перестройка механизма управления в условиях перехода к рыночной экономике // АПК: экономика, управление. -1991.- № 8-
  38. Г. Аграрная реформа и рынок //АПК: экономика, управление.1991, № 2-
  39. А.В. Маркетинг: Теорет. курс авторизованного излож. /Моск. экстерн, гуманит. ун-т.-М.:ЛТР.- 1993.-222 е.-
  40. Введение в бизнес. Реферат книги Джеймса А. Стоунера и Эдвина Г. Делана: Пер. с англ./ Под ред. Б. И. Домненко, В. Д. Камаева.- Ижевск: МП «Странник».- 1991.-272 е.-
  41. П.Х. Предприниматель: его экономическая функция и общественно-политическая ответственность: Пер. с нем. -Минск: Эридан.1992.-60 е.-
  42. Н.В., Николаев А. З. Внешнеэкономическая деятельность и маркетинг: Консп. лекций / Сев-Зап. заоч. политехи, ин-т. СПб.: СЗПИ, — 1991.211 е.-
  43. Все о маркетинге. Том 1. Бизнес и менеджер. Т. 2. Сборник материалов для руководителей предприятий, экономических и коммерческих служб, составители: И. С. Дараховский, И. П. Черноиванов, Т. В. Прехул.- М.: Азимут-Центр.- 1992.-323 е.-
  44. Все о маркетинге: Сборник материалов для руководителей предприятий, экономических и коммерческих служб. -М.: Азимут-Центр. -1992.-366 е.-
  45. Н., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя-практика: Пер. с англ. -М.: Дело.- 1991.-315 е.-
  46. И.Н. Маркетинг: Организация, технология (Библиотека бизнесмена-международника). -М.:Экономика.- 1992.-301 с-
  47. И.Н. Маркетинг: Организация. Технология. /Моск. гос. ин-т междунар. отношений МИД СССР.-М.: Изд-во школы международного бизнеса МГИМО.- 1996.-329 е.-
  48. Е.П. и др. Маркетинг: выбор лучшего решения /Е.П.Голубков, Е. Н. Голубкова, В.Д. Секорин/ Общ. ред. Е. П. Голубкова, — М.: Экономика, 1993.-222 е.-
  49. Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. -М.: Изд-во «Финпресс». — 1998.-416с.-
  50. Е.П., Голубкова Е. Н., Секорин В. Д. Маркетинг: выбор лучшего решения. -М.: Экономика.- 1993.-222 е.-
  51. В.В. Важнейшие критерии результативности управления.-М: МНИИПУ.-1998.-211 е.-
  52. В.В. Менеджмент в рамках основных фаз управления.-М.:1. МНИИПУ, — 1998.-208 е.-
  53. О.И. Организация и техника внешнеторговых операций.- М.: Датастром.- 1989.-154 е.-
  54. В.Д. Основы логистики и маркетинга: Учебн. пособ. /Рост. гос. акад. стр-ва, — Ростов н/Д.-1992.-184 е.-
  55. С.Б., Лыков П. А. Эффективность прямых связей при заготовках мо л ока.//Зоотехния,-1988.-№ 2.-с. 9−11-
  56. Ф. Литл. Основы маркетинга. Чего же хотят ваши потребители.-Ростов н/Д: «Феникс».- 1997.-400с.-
  57. М.Г., Соловьев И. А. Маркетинг и конкурентоспособность промышленной продукции.- М.: Издательство стандартов.- 1996.-392 е.-
  58. П. Управление, нацеленное на результаты. -М.: Центр.- 1998.189 е.-
  59. Н.В., Михайлов И. Г., Новоселов В. П., Ясиновский Э. Т. Итоги аграрной реформы в Свердловской области и пути преодоления ее последствий. Екатеринбург. Изд-во Урал. ГСХА, — 1999. — 74 е.-
  60. .Ж. и др. Маркетинг: проблемы и решения.- Ташкент: Мехнат.-1994.-117 е.-
  61. С.З. Азбука маркетинга.- М.: Новости.-1996.-171 е.-
  62. Жих Е.М. и др. Маркетинг: как завоевать рынок? -Л.: Лениздат.- 1991.139 е.-
  63. П.В., Моисеева Н. К. Основы стратегического управления: Учеб.пособие.-М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг». -1998.147 е.-
  64. И.С. Управление сельскохозяйственным производством.- Киев: Высшая школа.- 1996.-377 е.-67.3авьялов М.С., Демидов В. Е. Формула успеха: маркетинг.-М.:Международные отношения.-1991.-216 е.-
  65. A.M., Крутик А. Б. Основы бизнеса и предпринимательства:Учеб. пособие. -СПб.: Изд-во СПб. Ун-та экономики и финансов.- 1996.-Ч.1.-255 е.-
  66. Искусство рекламы: Теория и практика соврем, рекламы /Науч. ред. Н. С. Пушкарев, — Казань: Изд-во КРУ.- 1992.-137 е.-
  67. Итоги развития областей и республик Урала, //Регион -Урал. -1999, — № 9-
  68. С.Т. Конкуренция в пищевой промышленности. -М.:СОРТОН.-1997.-205 с, —
  69. Кадзума Татеиси. Вечный дух предпринимательства. -М.: Московский бизнес.-1996.-418 е.-
  70. Как добиться успеха: практические советы деловым людям /Под общей ред. В. Е. Хруцкого.- М.: Республика, — 1992.-318 е.-
  71. И.И., Самборский В. И. Теория экономического анализа.- Киев: Вища школа.-1995.-255 е.-
  72. Карлофф Б, Деловая стратегия: Пер. с англ. /Научн. ред. и авт. послеслов. В. А. Прилиснов. -М.: Экономика, — 1991.-239 е.-
  73. Дж. Общая теория занятости, процента и денег.- М.: Прогресс.1978.-434 е.-
  74. Кеннет Дж.Кук. Малый бизнес: Маркетинг (Пер. с англ.) М.:Издательский дом «Довгань».-1997. -168 е.-
  75. Кеннет Дж.Кук. Малый бизнес: Стратегическое планирование (Пер. с англ.) М.: Издательский дом «Довгань».- 1998. -168 е.-
  76. Г. Б. и др. Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегии, безопасность / Г. Б. Клейнер, B.JI. Тамбовцев, P.M. Качалов под. общ. ред. С. А. Панова. М.: ОАО «Изд-во «Экономика».- 1997.-288 е.-
  77. В. Деловая стратегия. Концепция, содержание, символы. -М.: Экономика.-1991.-239 е.-
  78. В.А. Маркетинг сельскохозяйственной продукции, сырья и про довольствия.-М.:Наука.- 1998.-208 е.-
  79. В.А., Клочко Л. Н. и др. Рекомендации по применению маркетинга в сфере производства, заготовки, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции. -М.: Колос.- 1995. -240 е.-
  80. А.И., Войленко В. В. Маркетинговый анализ.-М.: Центр экономики и маркетинга, — 1998. -192 е.-
  81. Н.Н. Рынок и предприятие.- М.: Агропромиздат.- 1996.-107 е.-
  82. В.Ф. и др. Аренда, лизинг, фирменный сервис.- Новосибирск: Наука.- 1996, — 128 е.-
  83. Концепция развития крестьянских (фермерских) хозяйств.- М.: Петит.-1992.-86 е.-
  84. Концепция развития хозяйственного механизма в системе агропромышленного комплекса Российской Федерации. -М.: ЦНТИПР МСХ РСФСР, — 1996.-106 е.-
  85. Н.А. Введение в бизнес реформируемой России /Новосиб. гос. акад. стр-ва. -Новосибирск.- 1997.-244 е.-
  86. Ф. Управление маркетингом,— М.: Международные отношения.-1980.-450 е.-
  87. Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. / Общ. Ред. и вступ. Ст. Е. М. Пеньковой.-М.: Прогресс.- 1990. 432 е.-
  88. И.И. Маркетинг на предприяти: Практическое пособие. -М.: Финстатинформ.- 1994.-181 е.-
  89. А.А. Основы предпринимательства: Учеб. практ. пособие. В 2 ч.-СПб.: Изд-во инж. экон. ин-та. 1997.-171 е.-
  90. А.В. Справочник по экономико-математическим моделям и методам. -М.: Техника.- 1996.-208 е.-
  91. В.И. Каким быть крестьянскому хозяйству?//Хозяин.- 1997.-№ 2,3-
  92. О.Н. Маркетинговый подход к управлению // Российский экономический журнал.- 1992.-№ 10-
  93. М. Ранговые кореляции -М.: Статистика.- 1975.- 256 е.-
  94. И.Д. Практический маркетинг,— М.: КПФ «Ника».-1995.-219 е.-
  95. И.Д. Практический маркетинг. Управление персоналом.- М.: КПФ «Ника».-1995.-215 е.-
  96. .Ж. Стратегический маркетинг. -СПб:Наука.- 1996.-576 е.- ЮЗ. Левшин Ф. М. Мировой Рынок: конъюнктура, цены и маркетинг.- М.: Междунар. Отношения,-1996.-329 е.-
  97. Н.Г. Менеджмент путь к успеху. -М.: Агропромиздат, — 1996.84 е.-
  98. С. Международный маркетинг: Пер. с англ.-М.: Международные отношения 1977.-320 е.-
  99. Ю8.Маевский В. И. Введение в эволюционную макроэкономику. -М.: Экономика.-1999. -184 е.-
  100. А.С., Семенов М. М. Сбыт. Проблемы реализации продукции. -М.: Салют.- 1989.-104 е.-
  101. Ю.М., Абрамова Г. П. Методические рекомендации по изучению вопросов организации маркетинговых служб в хозяйственных комплексах системы АПК (выпуск 2).-М.- 1996.-77 с-
  102. Маркетинг / Под ред. Д. И. Костюхина.- М.: Прогресс.- 1974.-120 е.-
  103. Маркетинг в АПК / Г. П. Абрамова, М. М. Жигалин, Е. И. Семенова и др.- Под ред. Г. П. Абрамовой. -М.: Колос, 1997. -240с-
  104. Маркетинг. Основы внешнеэкономических знаний.- М.: Высш. шк.-1990.-205 е.-
  105. Маркетинг. Толковый терминологич. словарь-справочник: 1000 терминов рыноч. экономики.- М.: СП «Инфоконт» ВНИИ комплекс, информ. по стандартизации и качеству.- 1996.-364 е.-
  106. А. Принципы экономической науки. -М.: 1998. -Том 1. -237с.-
  107. А. Принципы экономической науки: Пер. с англ.- М.: Издательская группа «Прогресс».- 1997.- Т.1.-281 е.-
  108. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. М.: Дело, 1999.-702 е.-
  109. A.M. Основы маркетинга: Учеб. пособие для инж.-экон. спец. и слушателей ИПК. -JL: ЛИЭИ.- 1998. -198 е.-
  110. С.Д. Научные основы разработки маркетинговых стратегий. СПб.: Изд-во СПб. Ун-та экономики и финансов.- 1996.-26 с-
  111. Р.Б., Цыгичко Л. И. Маркетинг: как побеждать на рынке.- М.:
  112. Финансы и статистика, 1991 .-304 е.-124.0пыт и проблемы маркетинговой деятельности в российском предпринимательстве. Сборник материалов 1 Всероссийской научно-практической конференции. Пенза, 2000.-65 с-
  113. Основы научного менеджмента: Практикум: Учеб пособие. 4.1 У Ю. А. Анашин и др. Под ред. С. В. Смирнова.- М.: Изд. МГТУ.-1998.-201 е.- 126. Основы предпринимательского дела. Благородный бизнес /Под ред. Ю. М. Осипова, — М.:.- 1994.-147 е.-
  114. Основы рыночной экономики: Терминолог. словарь /Сост. отв. ред. В. М. Кузнецов.- М.: Изд-во МАЙ.-1996.-421 е.-
  115. Открытая книга предпринимательства /Под общ. ред. В. А. Димова, М. Г. Карпунина, В.П. Орешина- Предисл. А. И. Вольского. -М.: ТЕХИНВЕСТ.1995.-337 е.-
  116. А.В. Организация рыночного исследования в системе маркетинга,— М.: Изд. МСХА.- 1992.-203 е.-
  117. Ю.Н. Механизм рыночной экономики в современных условиях.-К.: УкрНИИНТЭИ.- 1996.-49 е.-131 .Петренко И. Я. Основы маркетинга в сельском хозяйстве: Учебное пособие, — Кустанай, — 1992.-186 е.-
  118. А.В. Теория и организация американского менеджмента,— М.: Изд-во МГУ.- 1998.-105 е.-
  119. В.М., Сардадских Г. М. Книга молодого менеджера: деловые беседы об экономической среде рынка.- Чебоксары: Чуваш.ЦНТИ.- 1993.102 е.-
  120. М. Международная конкуренция: Пер. с англ./ Под ред. И с предисловием В. Д. Щетинина. -М.: Международные отношения.- 1998. -896 е.-
  121. Практический маркетинг: Учеб. пособ./ О. А. Третьяк, И. В. Воробьева, Т. А. Лукичева, Е. Г. Ефимова. -СПб.: Изд-во Санкт-Петерб. гос. ун-та.-1997.-261 е.-
  122. Продовольственная безопасность Свердловской области на период 19 972 010 гг. Проект региональной программы. Екатеринбург: Изд-во Урал. ГСХА.- 1997. — 36 е.-
  123. Региональная стратегия антикризисного развития АПК. Материалы региональной научно-практической конференции (15−16 декабря 1998 г.) -Екатеринбург: Изд-во Урал.ГСХА.- 1999. 307 е.-
  124. Реклама в системе маркетинга /Под ред. Г. Г. Абрамишвили.- М.-Изд. ТПП СССР.-1982.-323 е.-
  125. Рекомендации по реорганизации колхозов и совхозов.- М.: МСХ РФ, 1992.-28 е.-
  126. Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции / Пер. с англ. -М.: Прогресс.- 1996. -472 е.-
  127. П. Экономика. -М.: Республика .- 1998. -390 е.-
  128. П., Нордхаус В. Экономикс: (Каждому, кто хочет иметь грамотное представление о современной рыночной экономике).-М.:Республика.-1998.-782 е.-
  129. А.Н. Научные основы адаптации сельхозтоваропроизводителей к рынку, — Екатеринбург: Изд-во Урал.ГСХА.- 1998. -266 е.-
  130. А.Н. Современные формы хозяйствования в АПК.- Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, — 1993.-192 е.-
  131. Семин А. Н, Неганова В. П. Агромаркетинг: концепция развития. -Екатеринбург: Издательство УрГСХА.- 1996. 216 е.-
  132. Системный анализ и научное знание: Сб. ст. -М.: Наука.- 1998.-135 е.-
  133. В.Е. и др. Современный маркетинг/В.Е.Хруцкий, И. В. Корнеева,
  134. Е.Э. Автухова / Под ред. В. Е. Хрупкого.- М.: Финансы и статистика.-1991. -312 с.-
  135. Ю.А. Эффективный маркетинг. -М.- Колос.-1994.-214 е.- 153. Чаянов А. В. Краткий курс кооперации. -М.: Московский рабочий 1990.204 е.-
  136. С.Е. Маркетинговая деятельность сельскохозяйственного предприятия. -М.: МСХА.-1996.-108 е.-
  137. Е.М. Методы финансовых и коммерческих расчетов.- М.: Дело.-1997.-241 е.-
  138. И. Теория экономического развития. -М., 1982.- 453 е.- 157. Экономика сельского хозяйства/ Под ред. Добрынина В.А.-М.:Агропромиздат.-1990.-476 е.-
  139. Дж. Р., Берман Б. Маркетинг: Сокр. Пер. с англ. /Авт. Предисл. и науч. Ред. А. А. Горячев. -М.: Экономика, 1999. -335с.-
  140. Экономические знания в реформировании российского общества / Отв. за выпук В. П. Иваницкий, К. И. Новосельский, О. Б. Машкова. -Екатеринбург: Урал. гос. экон. ун-т.- 1999, — 41с.-
  141. Расчет факторных влияний выручки предприятия АДП на рыночную долю предприятия и факторное влияние выручки конкурентов ДД< на рыночную долю предприятия, изменение рыночной доли предприятия ДД.1 .ДД = 0,1948 0,3047 = -0,1099
  142. ДДП = 0,5 * (-0,1099 + 117 308/(117 308+310101)-187 694/(187 694 + 487 405)) = = 0,5 * (-0,1099 + 0,2745 0,278) = - 0,0567 ДДК = 0,5 * (- 0,1099 + 0,278 — 0,2745) = - 0,0532
  143. ДД = 0,0779 0,0923 = -0,0144
  144. ДДП = 0,5 * (- 0,0144 + 16 225/(16 225+463303) — 34 492/(34 492+588488)) = 0,5 *-0,0144+0,0338−0,0554) = -0,018
  145. ДДК = 0,5 * (-0,0144 + 0,0554 0,0338) = 0,0036
  146. ДД = 0,0161 -0,0035 = 0,0126
  147. ДДП = 0,5 * (0,0126 + 6360/(6360+496 617) 1178/(1178+598 353)) = 0,5 *0,0126+0,0132−0,002) = 0,0119
  148. АД, 0,5 * (0,0126+0,002−0,0132) — 0,007
  149. АД = 0,0914 0,0685 = 0,0229
  150. ДДП = 0,5 * (0,0229 + 75 990/(75 990+458284) 39 511/(39 511+528723)) = 0,5 *0,0229+0,1422−0,0695) = 0,0478
  151. ДДК = 0,5 * (0,0229+0,0695−0,1422) = 0,0249
  152. АД = 0,0641 0,047 = 0,0163
  153. ДДП 0,5 * (0,0163 + 35 421/(35 421+480418) — 17 077/ (17 077+569292)) = 0,5 *0,0163 + 0,0686−0,0291) = 0,0279
  154. ДДК = 0,5 * (0,0163 + 0,0291 0,0686) — - 0,0116
  155. ДД = 0,0025 0,0075 = - 0,005
  156. ДДП = 0,5 * (-0,005 + 1550/(1550+495 657) 2138/(2138+603 163)) = 0,5 *- 0,005+0,0031- 0,0035) = -0,0027
  157. ДДК = 0,5 * (-0,005+0,0035−0,0031) = 0,0023
  158. ДД =0,0056 0,0065 = - 0,0009
  159. ДДп = 0,5 * (- 0,0009 + 4334/(4334+494 401) 3394/(3394+600 379)) = 0,5 *-0,0009 + 0,0087 0,0056) — 0,0011
  160. ДДК = 0,5 * (-0,0009 + 0,0056 0,0087) — -0,002
  161. ДД = 0,0452 0,0272 = 0,018
  162. ДДП = 0,5 * (0,018 + 22 149/(22 149+487501) — 10 294/(10 294+582564)) = 0,5 *0,018+0,0435−0,0174) = 0,0221
  163. ДДК = 05 * (0,018+0,0174 0,0435) = - 0,0041
  164. ДД = 0,0084 0,001 = 0,0074
  165. ДД&bdquo- = 0,5 * (0,0074 + 15 137/(15 137+490559) 7236/(7236+589 576)) = 0,5 * *(0,0074+0,0299−0,0121) — 0,0126
  166. ДДК = 0,5 * (0,0074+0,0121 -0,0299) = 0,0052
  167. АД = 0,049 0,0539 = - 0,0049
  168. ДДп = 0,5 * (-0,0049 + 31 126/(31 126+481510)» 16 285/(16 285+573587)) = 0,5 *-0,0049+0,0607−0,0276) 0,0141
  169. ДДК = 0,5 * (-0,0049+0,0276−0,0607) = 0,019
  170. ДД = 0,1329 0,0881 = 0,0448
  171. ДДП = 0,5 * (0,0448 +119 490/(119 490+442068) 55 727/(55 727+485223)) = 0,5*(0,0448+0,2128−0,1030) = 0,0773
  172. ДДК = 0,5 * (0,0448+0,103−0,2128) = 0,0325
  173. ДД = 0,0314 0,0085 — 0,0229
  174. ДДП = 0,5 * (0,0229 + 12 625/(12 625+495309) 2486/(2486+592 088)) = 0,5 *0,0229+0,0249−0,0042) = 0,0218
  175. ДДК =0,5 * (0,0229+0,0042−0,0249) = 0,0011
  176. ДД = 0,0283 -0,0145 = 0,0138
  177. ДДп = 0,5 * (0,0138 + 16 219/(16 219+483660) — 14 135/(14 135+588494)) = 0,5 *0,0138+0,0325−0,0235) = 0,0114
  178. ДДК = 0,5 * (0,0138+0,0235−0,0325) = 0,2 414. ДД = 0,026−0,033 = 0,007
  179. ДДП = 0,5 * (-0,007+ 15 205/(15 205+485671) — 12 124/(12 124+589508)) = О, 5 * *(-0,007+0,0304−0,0202) = 0,0016
  180. ДДК = 0,5 * (-0,007+0,0202−0,0304) = -0,0086
  181. ДД = 0,008−0,0061 = 0,0019
  182. ДДП = 0,5 *(0,0019 + 4938/(4938+495 724) — 2071/(2071+599 775)) = 0,5 *0,0019+0,0099−0,0034) = 0,0042
  183. ДДК = 0,5 * (0,0019+0,0034−0,0099) = 0,2 316. ДД-0,0182−0,0106 = 0,0076
  184. ДДП -0,5 * (0,0076 + 13 180/(13 X80+493 680) 4115/(4115+591 533)) = 0,5 *0,0076+0,026−0,0069) = 0,0134
  185. ДДК = 05 * (0,0076+0,0069−0,026) = 0,0058
  186. ДД = 0,0296 0,0538 = - 0,0242
  187. ДДП = 0,5 * (-0,0242 + 20 499/(20 499+467218) 30 577/(30 577+584214)) = 0,5 *-0,0242+0,042−0,0497) = 0,016
  188. ДДК 0,5 * (-0,0242+0,0497−0,042) = - 0,0082
  189. ДД = 0,0148 0,008 = 0,0068
  190. ДДл = 0,5 * (0,0068 + 10 895/(10 895+488077) — 9718/(9718+593 818)) = 0,5 * *(0,0068+0,0218−0,0161) = 0,0062 ДДК = 0,5 * (0,0068+0,0161−0,0218) = 0,0006
  191. ДД 0,0333 — 0,0368 = - 0,0035
  192. ДД, 0,5 * (-0,0035 + 10 695/(10 695+489746) — 8049/(8049+594 018)) = 0,5 *-0,0035+0,0214−0,0134) = 0,0023
  193. ДДК = 0,5 * (-0,0035+0,0134−0,0214) = 0,0058
  194. ДД = 0,0039 0,0186 = - 0,0147
  195. ЛДП 0,5 * (-0,0147+3415/(3415+492 442) — 5353/(5353+601 298)) = 0,5 *-0,0147+0,0069−0,0088) = 0,0083
  196. ДДК = 0,5 * (-0,0147+0,0088−0,0069) = -0,0064
  197. ДД 0,0236 — 0,0022 — 0,0214
  198. ДДП = 0,5 * (0,0214+1400/(1400+497 061) 734/(734+603 313)) = 0,5 *0,0214+0,0028−0,0012) = 0,0115
  199. ДДК = 0,5 * (0,0214+0,0012−0,0028) = 0,0099
  200. ДД = 0,0881 0,1001 = - 0,012
  201. ДДП = 0,5 * (-0,012 + 46 574/(46 574+467334) 30 461/(30 461+558139)) — 0,5 *(-0,012+0,0906−0,0518) = 0,0134
  202. ДДК = 0,5 * (-0,012+0,0518−0,0906) = 0,0254
  203. ДД = 0,0069−0,0064 = 0,0004
  204. ДДП = 0,5 * (0,0004 + 3978/(3978+494 849) 2946/(2946+600 735)) = 0,5 *0,0004+0,008−0,0049) = 0,0018
  205. ДДК = 0,5 * (0,0004+0,0049−0,008) = 0,0014
  206. Расчеты границ для матрицы конкурентной карты молокоперерабатывающих предприятий Свердловской области. Дер = 1/23 = 0,0435 = 4,35% Дга1П = 0,0025 = 0,25% Дтах = 0,1948 = 19,48%
  207. Тср = (110 067/119715 1)* 100% = -8,06%1. Tmin = -79,03%1. Tmax = 972,73%
  208. Расчет затрат на производство молока 3,2% жирности в полиэтиленовыхпакетах емкостью 1 литр.
  209. Статьи расходов Единицы Количество Цена Суммаизмерения (руб.) (руб.)1. Молокосырье с транспортными расходами Т 0,9274 4200 3895,08
  210. Обрат т 0,0888 1155 102,561. Заработная плата 66,82
  211. Начисления на з/плату, 39% 26,061. Энергоресурсы 90,00
  212. Вспомогательные материалы 531,001. Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования 189,40
  213. Общезаводские расходы 570,191. Себестоимость 5471,11
  214. Рентабельность (4,7%) т 255,69
  215. Оптово-отпускная цена т 5726,801. НДС 10% т 572,681. Оптово отпускная цена с
  216. НДС т 1000 л 6299,48 61 161. Розничная цена с учетом торговой наценки 12% т 1000 л 7158,50 6950,00
  217. Расчет затрат на производство сметаны 15% жирностиполистироловые
Заполнить форму текущей работой