Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Автоматизация концептуальной стадии проектирования приводов заданного целевого назначения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исключительное значение приобретают знания возможностей различных типов приводов как для выбора наиболее рационального типа привода, так и для грамотного обслуживания его во время эксплуатации. Современные приводыотдельный класс технических систем, отличающихся иерархичностью структур, многообразием конструкций, многокомпонентностью и многофункциональностью, широким диапазоном характеристик, и… Читать ещё >

Содержание

  • T^DATTAXJXIA f
  • JL/JJV^viiiiv" V/
  • Глава 1. Особенности автоматизации проектирования приводов 11 заданного целевого назначения. Цели и задачи исследования
    • 1. 1. , Роль приводов технологических машин и оснастки
    • 1. 2. Особенности концептуальной стадии проектирования
    • 1. 3. Особенности проектирования и автоматизации
    • 1. 4. Цель и задачи исследований
  • Глава 2. Основные положения методологии автоматизированной 30 поддержки концептуальной стадии проектирования приводов
    • 2. 1. Методы и компоненты автоматизированных систем 30 проектирования приводов,
    • 2. 2. Основные положения автоматизации концептуальной стадии 41 проектирования приводов,
    • 2. 3. Процедурная модель автоматизации концептуальной стадии 47 проектирования приводов,
    • 2. 4. Обобщенный алгоритм автоматизации концептуальной стадии 51 проектирования приводов,
    • 2. 5. Психологические аспекты автоматизации проектирования
    • 2. 6. Выводы
  • Глава 3. Приводы технологических машин и оснастки,
    • 3. 1. Приводы автоматизированного технологического оборудования,
    • 3. 2. Анализ развития приводов технологических машин и оснастки,
    • 3. 3. Обобщенный привод технологического оборудования,
    • 3. 4. Свойства и показатели приводов при автоматизации 98 концептуальной стадии проектирования,
    • 3. 5. Схема автоматизации концептуальной стадии проектирования 115 приводов как процесса принятия конструкторских решений
    • 3. 6. Выводы
  • Глава 4. Модельное представление задачи автоматизации 121 концептуальной стадии проектирования приводов
    • 4. 1. Особенности моделирования системы знания
    • 4. 2. Представление предметных знаний
    • 4. 3. Особенности учета экспертной информации
    • 4. 4. Построение модели знания
    • 4. 5. Выводы
  • Глава. 5, Разработка информационно-методического обеспечения 142 автоматизированной поддержки концептуальной стадии проектирования приводов,
    • 5. 1. Этап 1. «Уточнение технической функции привода»
      • 5. 1. 1. Компонента G
        • 5. 1. 1. 1. Пример автоматизированного формирования концепций по 151 компоненте G
      • 5. 1. 2. Компонента D. 153 5.1.2Л. Автоматизированное формирование концепций по переменной 153 <�Движение>
  • 5,1,2,1 Л. Пример автоматизированного формирования концепций по 155 переменной <�Движение>,
    • 5. 1. 2. 2, Автоматизированное формирование концепций по переменной 157 <�Параметры>=
  • 5,1,2,2,1, Пример автоматизированного формирования концепций по 170 переменной <�Параметры>,
    • 5. 1. 3. Компонента H. 174 5.1.3,1, Пример автоматизированного формирования концепций по 181 компоненте Н
    • 5. 2. Этап 2, «Уточнение проектных показателей»,
    • 5. 2. 1, Обобщенная многоцелевая оценка концепций приводов на этапе 185 «Уточнение лроектных показателей»,
    • 5. 2. 2, Особенности информационно-методического обеспечения этапа 192 «Уточнение проектных показателей»,
    • 5. 2. 3, Пример автоматизированного формирования концепций на этапе 195 «Уточнение проектных показателей»
    • 5. 3. Этап 3. «Анализ решения по критерию технологических традиций». 206 5.3.1. Пример автоматизированного формирования концепций на этапе 213 «Анализ решения по критерию технологических традиций»
    • 5. 4. Этап 4. «Документация»
    • 5. 4. 1. Формализация критерия выбора гидромотора
    • 5. 4. 2. Пример автоматизированного формирования концепций на 223 этапе «Документация»
    • 5. 5. Выводы
  • Глава 6. Примеры автоматизации концептуальной стадии 228 проектирования приводов заданного целевого назначения
    • 6. 1. Многоуровневая стратегия автоматизированного формирования 228 концептуальных решений приводов технологических машин и оснастки
    • 6. 2. Пример автоматизированного формирования концепций привода 232 оборудования для изготовления кривых вставок для труб
    • 6. 3. Пример автоматизированного формирования концепций привода 254 устройства для изготовления панелей с сотовым заполнителем
    • 6. 4. Применение основных результатов работы
  • Заключение
  • Список использованных источников
  • Приложение 1. Документы о внедрении основных результатов работы
  • Приложение 2. Образец анкеты для опроса
  • Приложение 3. Анализ функций гидропривода технологических машин

Автоматизация концептуальной стадии проектирования приводов заданного целевого назначения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Конкурентоспособность машиностроительной продукции напрямую связана с уровнем технологической оснащенности и сроками подготовки производства. «Рыночный успех» технических объектов достигается за счет резкого повышения качества проектно-конструкторских работ и технологической подготовки производства, сокращения их сроков и трудоемкости. Основной задачей автоматизации становится создание, организация доступа и управление необходимой информацией в рамках сквозной компьютерной технологии решения задач проектирования, производства, сопровождения и утилизации машиностроительной продукции. При экономической тенденции производства к увеличению мобильности в отношении как технологии производства, так и выпускаемой продукции, значение данных факторов еще более возрастает.

Максимальная эффективность производства при различных условиях применения технологических машин и оснастки возможна только при выполнении требований, предъявляемых к машинам и агрегатам в каждом отдельном случае. Оценивая технологическую машину как часть производственной системы, удовлетворяющей техническому заданию, необходимо отметить, что уровень автоматизации, гибкость, надежность (автоматический контроль, малое число отказов), производительность (достаточная мощность приводов, быстрота выполнения операций между циклами обработкинепродолжительные простои при выходе из строя) и точность (контроль заготовки и/или обработанной деталистабильность работы при изменении температуры, контроль износа инструментавысокое качество системы управления и датчиков) главным образом зависят от трех факторов: структуры составляющих механизмов технологической машины (структуры) — дополнительных устройств для связи технологической машины с остальной частью производственной системы (интерфейсных устройств) и устройств управления технологической машиной (устройств управления).

Одним из важнейших узлов технологических машин и оснастки является привод. Качество привода в значительной мере определяет качество оборудования в целом.

Исключительное значение приобретают знания возможностей различных типов приводов как для выбора наиболее рационального типа привода, так и для грамотного обслуживания его во время эксплуатации. Современные приводыотдельный класс технических систем, отличающихся иерархичностью структур, многообразием конструкций, многокомпонентностью и многофункциональностью, широким диапазоном характеристик, и, как следствие, низкой степенью универсальности и типизации функциональных элементов. Номенклатура приводов технологических машин и оснастки постоянно растет, расширяются их функции и повышаются требования к рабочим характеристикам, а следовательно, усложняются конструкции приводов, что ведет к увеличению длительности процесса проектирования и конструирования, удорожанию экспериментально-доводочных работ и испытаний. Основной проблемой проектирования становится проблема разработки приводов заданного целевого назначения. Наибольшую важность приобретают решения, принимаемые на концептуальной стадии проектирования приводов, а именно: выбор физического принципа действиявыбор функционально-физической структурывыбор узловых мест концептуальных решенийопределение примерного перечня спецификации. Решения, принятые на данной стадии, являются определяющими для дальнейших процессов параметрической оптимизации, разработки рабочей документации, изготовления и доводки привода. Ошибки, допущенные на ранних стадиях проектирования, являются наиболее «дорогими» и стоимость их устранения возрастает экспоненциально со временем ее обнаружения. В настоящее время, в информационно — интегрированных системах автоматизации нет компонент поддержки конструктора на концептуальной стадии проектирования. Отсутствие в практической деятельности предприятий интегральных критериев выбора приводов оборудования и оснастки говорит о том, что условия производства конкретного Потребителя выдвигают, наряду с общими критериями, свои требования, связанные с технологическими традициями, оснащенностью предприятия и накопленным инженерным опытом. Максимальная автоматизация проектирования должна обеспечивать формирование концепции привода (выбор рациональных вариантов решений) для дальнейшей проработки на основе направленной индивидуальной стратегии, при высокой функциональной гибкости в применении к конкретным особенностям как предприятий, так и проектируемой и производимой ими продукции.

Цель работы — повышение эффективности процесса многовариантного проектирования приводов заданного целевого назначения при обеспечении качества вариантов решений для дальнейшей проработки и сокращении сроков создания на основе разработки технического решения задачи автоматизации концептуальной стадии их проектирования.

В диссертации представлены основные положения методологии автоматизации концептуальной стадии проектирования приводов заданного целевого назначениярезультаты исследования основных форм технической эволюции приводов технологических машинуточненная концепция пространства проектирования приводовинформационно-методическое обеспечение автоматизации концептуальной стадии проектирования приводовтестовые примеры автоматизированного формирования концептуальных решений приводов.

Автор защищает:

1 .Техническое решение задачи автоматизации концептуальной стадии проектирования приводов заданного целевого назначения.

2.0сновные положения методологии автоматизированной поддержки концептуальной стадии проектирования приводовпроцедурную модель и обобщенный алгоритм формирования концепций приводов технологических машин и оснастки.

3.Алгоритм выбора рациональных концепций привода на основе выявленной совокупности проектных показателейсхему автоматизированного формирования концептуальных решений приводов как процесса принятия конструкторских решений.

4.Уточненную концепцию пространства проектирования приводов технологических машин и оснастки.

5. Метод вывода по прототипности и принцип расчета прототипности.

6.Многоуровневую стратегию автоматизированного формирования концептуальных решений приводов технологических машин и оснастки.

7.Информационно-методическое обеспечение автоматизированного формирования решений приводов заданного целевого назначения на концептуальной стадии проектирования.

Автор выражает глубокую благодарность за научно-методическую помощь при проведении исследований научному консультанту доктору технических наук, профессору А. В. Пушу.

Терминология и условные сокращения.

Некоторые термины, применяемые в настоящей работе, нуждаются в пояснении.

Привод технологической машины — силовой привод, установленный на стационарном технологическом оборудовании и использующий в качестве источника первичной энергии промышленную трехфазную сеть переменного тока, работающую с частотой 50 Гц при стандартных напряжениях.

Технологическая машина — совокупность различных технических устройств, предназначенная для преобразования обрабатываемых объектов за счет изменения их формы, свойств и состояний. Из широкого круга технологических машин рассмотрены, в основном, следующие четыре: кузнечно-прессовое оборудованиеметаллорежущее оборудованиепромышленные роботы и машины литейного производства.

Концептуальная стадия проектирования приводов — ранние этапы проектирования (разработка технического заданиятехнического предложения и, частично, эскизного проекта), состоящие из множества взаимосвязанных отдельных подзадач и формирующие концепцию привода применительно к исполнительной части и питанию (без системы управления), а именно:

1) определение минимально достаточной функционально-физической структуры концептуальных решений привода с учетом используемого физического принципа действия основного двигателя;

2) определение узловых мест концептуальных решений привода. и прогнозирование степени истинности обеспечения его назначения;

3) определение «индивидуальных» особенностей концептуальных решений привода;

4) трансформация узловых мест концептуальных решений привода в аппаратную с составлением примерного перечня спецификации;

5) занесение полученного концептуального решения привода в библиотеку типовых решений.

Узловые места концептуальных решений привода — стабильные блоки и элементы, определяющие функциональную структуру, возможные варианты принципиального схемного описания и реализации концепции привода, например: устройства проведения и преобразования первичной энергииосновной двигатель и т. д.

В работе часто вместо терминов «привод заданного целевого назначения» и «привод технологических машин и оснастки» используется термин «привод».

Основные сокращения:

С — структура составляющих механизмов технологической машины и оснастки;

ИУ — дополнительные устройства для связи технологической машины с остальной частью производственной системы;

УУ — устройства управления технологическим оборудованием;

КСПП — концептуальная стадия проектирования приводов;

АФКР — автоматизированное формирование концептуальных решений.

Остальные сокращения, встречающиеся в работе, раскрыты в тексте.

Основные результаты диссертационной работы сводятся к следующему:

1.Разработано научно обоснованное техническое решение задачи автоматизации концептуальной стадии проектирования приводов, внедрение которого вносит значительный вклад в ускорение научно-технического прогресса за счет точной локализации текущей задачи пользователя и нахождения ее рационального решения при увеличении числа анализируемых вариантов, повышении обоснованности и обеспечении качества решений, принимаемых для дальнейшей проработки, сокращении сроков и, в целом, повышении эффективности процесса многовариантного проектирования приводов заданного целевого назначения.

2.Анализ литературных источников и результатов анкетного опроса показал, что привод является одним из важнейших узлов, на 30% определяющим потребительские свойства, на 37% - показатели технического уровня и на 10−50% - тенденции совершенствования технологических машин и оснастки. Создание приводов заданного целевого назначения является основной задачей разработчиков. Решающим фактором повышения эффективности и качества служит резкое увеличение средней производительности труда конструкторов, достигаемое за счет автоматизации проектных процедур. Особенно ответственной и важной частью процесса проектирования становится его концептуальная стадия, имеющая наименьший уровень автоматизации.

3.Анализ известных методов проектирования позволил предложить методологию автоматизации концептуальной стадии, базирующуюся на кибернетическом подходе, учитывающем закономерности эволюции приводов, методы типового и поискового конструирования, а также психологические аспекты автоматизации проектирования. Сутью методологии является последовательный выбор концепций, максимально соответствующих техническому заданию, выполняемый непосредственно на основе массивов исходных данных, которые включают описание технической функции, совокупности свойств и характеристик привода и особенностей технологических традиций предприятия.

4.Разработана процедурная модель автоматизации концептуальной стадии, обеспечивающая повышение идеальности процесса проектирования за счет линейной стратегии выбора, реализуемой на основе правил и процедур, характерных для деятельности опытного инженера-проектировщика и предоставляющая информацию о разрешимости задачи на уровнях физической осуществимости, технической реализуемости и экономической выгодности. Процедурная модель явилась основой для создания обобщенного алгоритма автоматизации, который базируется на технологии экспертных систем и обеспечивает формализацию задачи выбора концептуальных решений. Алгоритм автоматизации органически сочетает выбор и верификацию альтернатив и учитывает индивидуальные особенности задачи и условий реализации решения, которые производятся через ограничения нечеткого вида, что дает возможность проектировщику изменять структуру своего опыта и мышления применительно к существенным особенностям и многофакторности проектной ситуации и получать прогноз степени истинности обеспечения требуемой технической функции сформированным вариантом концепции привода.

5.Результаты анализа статистического распределения моделей технологических машин и оснастки по физическому принципу действия основного двигателя выявили наиболее применимые на сегодняшний день типы приводов. Исследование основных форм технической эволюции позволило определить тенденции развития и закономерности строения приводов, их стабильную физическую структуру, что послужило основой для описания функциональной схемы обобщенного привода технологических машин и разработки его конструктивной и потоковой функциональных структур. По результатам анализа функций обобщенного привода построена иерархическая функциональная структура, разработаны абстрагированные и конкретизированные функционально-потоковые структуры различных типов приводов — основа автоматизированного формирования концептуальных решений. Описано И-ИЛИ-дерево множества альтернативных вариантов узловых мест приводов технологических машин и оснастки.

6.Введены меры технической приспособленности концепций, которые позволяют учесть располагаемые уровни показателей качества, объективно присущие варианту привода при соответствии требованиям по физическому принципу действия основного двигателя, функциональному описанию и особенностям работы. Меры технической приспособленности концепций определяются выявленной совокупностью проектных показателей, которые охватывают практически весь жизненный цикл приводов и полностью характеризуют возможности альтернативных концептуальных решений. Совокупность проектных показателей представлена четырьмя группами свойств: динамическими, включающими силовые, кинематические и энергетические характеристикинадежностнымиресурсными и системности, представляющими собой степени принадлежности, определенные в виде нечетких лингвистических переменных. Предложена схема автоматизации концептуальной стадии проектирования приводов как процесса принятия конструкторских решений.

7.Выявлено, что единственным реальным объектом моделирования является знание, имеющее внешнее выражение и зафиксированное на различного вида носителях информации, то есть коллективная память, которая существует в виде совокупности текстов, словарей, справочников и энциклопедий, описывающих предметную область приводов технологических машин и раскрывающих систему применяемых понятий и классификаций.

8.Уточнена концепция пространства проектирования приводов, позволяющего учесть субъективные факторы, возможные варианты наименований ситуаций и связи между ними. Сутью концепции является пошаговый переход от обобщенного привода, порожденного на слитном множестве отдельных описаний приводов и процессов их функционирования, к рациональным вариантам концептуальных решений, наиболее соответствующих целевому назначению. Применение уточненной концепции моделирует процесс решения задачи конструктором: а) анализ исходных данных — процессное описание системыб) анализ входов и выходов системыв) получение решения — определение признаков объектного строения системы. Предложенная концепция явилась основой для построения модели знания приводов технологических машин и оснастки по соответствующим узловым местам.

9.Разработано информационно-методическое обеспечение, которое требует минимального обновления и учитывает возможные технические решения настоящего и будущего за счет совместного использования статистических данных и данных, полученных на основе тенденций развития приводов технологических машин.

Введение

расчета прототипности по компоненте С технической функции привода на основе алгебраической суммы нечетких множеств позволяет проводить более глубокий анализ исходного пространства проектирования и расширять получаемое подмножество альтернативных концепций приводов по физическому принципу действия основного двигателя с целью более качественного и эффективного принятия решения.

10.

Введение

этапа анализа сформированного варианта концептуального решения по критерию технологических традиций позволило учесть наряду с общими критериями выбора неопределенные и неконтролируемые факторы — индивидуальные особенности предприятий, связанные с их оснащенностью и накопленным инженерным опытом.

11 .Разработанное техническое решение задачи автоматизации концептуальной стадии проектирования позволяет создавать программные комплексы поддержки принятия проектных решений как по отдельным этапам, так и для процесса концептуального проектирования в целом, доступные и эффективные при проработке различных конструкций приводов, а также при повышении квалификации и обучении основам создания приводов заданного целевого назначения и задействовать при этом менее квалифицированный персонал, обеспеченный всеми необходимыми данными.

12.Результаты теоретических исследований и практических разработок внедрены в различные системы автоматизации поддержки жизненного цикла изделий.

Ростовский-на-Дону институт управления и инновацийАО «Новочеркасский станкозавод»), а также использованы при разработке приводов ряда технологических машин и оснастки, в том числе защищенных авторскими свидетельствами и патентами (Ростовское-на-Дону монтажное управление РМУ АО «Монтажлегмаш" — Ростовский-на-Дону вертолетный производственный комплекс РВПК — ОАО «Роствертол" — завод строительных материалов ЗСМ «Дон») при обеспечении качества решений и сокращении сроков разработки.

Заключение

.

В соответствии с целями и задачами настоящей работы разработано научно обосновано техническое решение задачи автоматизации концептуальной стадии, повышающее эффективность процесса многовариантного проектирования приводов заданного целевого назначения.

Стремление производителей поддерживать на высоком уровне конкурентоспособность выпускаемой продукции заставляет искать способы совершенствования методов и ускорения процессов проектирования, в том числе автоматизированного формирования концептуальных решений, что и обуславливает регулярный интерес к проблемам автоматизации и к результатам их решения, являясь важнейшим стимулом развития различных систем поддержки жизненного цикла изделий.

Работа выполнена на кафедре «Теория технологических машин» Московского Государственного Технологического Университета «СТАНКИН».

Показать весь текст

Список литературы

  1. Проектирование гидравлических систем машин/ Г. М. Иванов, С. А. Ермаков, Б. Л. Коробочкин, P.M. Пасынков. М.: Машиностроение, 1992. — 224 с.
  2. С.А. Основы рационального проектирования машин. Киев.: Гос. Изд-во техн. лит-ры УССР, 1954. — 324 с.
  3. В.И. Производственный аппарат будущего. М.: Мысль, 1981.
  4. В.Е., Клишин В. В. Реинжиниринг процессов проектирования и производства.// Автоматизация проектирования, № 1, 1996 г. С. 25 31.
  5. В.Н. Параметрический метод разрешения противоречий в технике. -М.: Речной транспорт, 1990. 150 с.
  6. Автоматизация поискового конструирования (искусственный интеллект в машинном проектировании)/ Под ред. Половинкина А. И. М.: Радио и связь, 1981. -344 с.
  7. В.И. О развитии CALS-технологий в России.// Автоматизация проектирования, № 1, 1996 г. С. 22 24.
  8. В.А., Федоров В. В. Математические методы автоматизированного проектирования. М.: Высш. шк., 1989. — 184 с.
  9. Разработка САПР в аэрокосмической промышленности США. Обзор под ред. Федосеева Б. А., НИЦ, 1979 г.
  10. И. А. Концепция конкурентоспособных станков. Л.: Машиностроение. Ленингр. отд-ние, 1990. — 247 с.
  11. САПР изделий и технологических процессов в машиностроении/ Р. А. Аллик, В. И. Бородянский, А. Г. Бурин и др.- Под общ. ред. Р. А. Аллика. Л.: Машиностроение, Ленингр. отд-ние, 1986. — 319 с.
  12. А.Н., Стемпковский А. Л. Методология концептуального проектирования сложных вычислительных систем.// Автоматизация проектирования, № 1, 1996 г. С. 13−21.
  13. А. И. Теория проектирования новой техники: закономерности техники и их применение. М.: Информэлектро, 1991. — 104 с.
  14. .В., Гутчин И. Б. Машина и творчество. Результаты, проблемы, перспективы. М.: Радио и связь, 1982. — 152 с.
  15. П.С., Савин Г. И., Федоров В. В., Флеров Ю. А. Автоматизация проектирования сложных объектов машиностроения.// Автоматизация проектирования, № 1, 1996 г. С. 3 12.
  16. В.П. Методическое обеспечение САПР в машиностроении. Л.: Машиностроение. Ленингр. отд-ние, 1989. — 255 с.
  17. A.M., Пуш A.B. Автоматизация конструкторских работ на ранних стадиях проектирования станков.// Станки и инструмент, № 11, 1991 г. С. 4 7.
  18. В.И., Ильицкий В. Б. Автоматизация проектирования приспособлений: Учеб. Пособие. Брянск: БИТМ, 1989. — 174 с.
  19. В.Н. Выбор целей в поисковой деятельности. М.: Речной транспорт, 1991. — 125 с.
  20. И.П. Разработка систем автоматизированного проектирования. -М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1994. 207 с.
  21. A.M., Половинкин А. И., Соболев А. Н. Методы синтеза технических решений. М.: Наука, 1977. — 103 с.
  22. A.M., Максимец Н. Ф., Николаев С. А. Система программ поиска технических решений. В сб.: Автоматизация поиска технических решений на ранних стадиях проектирования. Йошкар-Ола: МарГУ, 1982. С. 110 — 122.
  23. A.M., Половинкин А. И. Разработка учебно-проектной системы автоматизации поискового конструирования. В сб.: Алгоритмы и программы поискового конструирования. Йошкар-Ола: МарГУ, 1984. С. 50 — 56.
  24. А.И. Основы инженерного творчества. М.: Машиностроение, 1988.- 368 с.
  25. Г. Н. Автоматизация проектирования металлорежущих станков. -М.: Машиностроение, 1987. 280 с.
  26. А.И. Метод автоматизированного синтеза конструкций узлов и деталей машин.// Сб. тез. докл. 3-го международного конгресса «Конструкторско-технологическая информатика». М.: МГТУ «Станкин», 1996. С. 88 — 89.
  27. Нечеткие модели для экспертных систем в САПР/ Малышев Н. Г., Берштейн Л. С., Боженюк A.B. М.: Энергоатомиздат, 1991. — 136 с.
  28. Г. С. Разработка методического и информационного обеспечения для поискового конструирования станочных приспособлений и их узлов. Диссер. на соиск. учен. степ. канд. техн. наук. М.: «Станкин», 1985.
  29. В.В. Структурный анализ и синтез технологических процессов сборки в автоматизированной системе технологического проектирования. Диссер. на соиск. учен. степ. докт. техн. наук. М.: «Станкин», 1983.
  30. B.C., Богуславский И. В., Тугенгольд А. К. Структурный синтез позиционных гидроприводов/ Прогрессивные технологии и оборудование для машиностроительных предприятий: Межвуз.сб.науч.тр. Ростов н/Д: НПО «РостНИИТМ», 1990. С 228 — 233.
  31. B.C. Разработка конструкции и исследование вращающихся золотников для точных установочных перемещений исполнительных органов станков. Автореф.дис. на соиск.учен.степ.канд.техн. наук. Ростов н/Д: РИСХМ, 1971. — 22 с.
  32. М.Г. Моделирование точности при автоматизированном проектировании и эксплуатации металлорежущего оборудования. Диссер. на соиск. учен. степ. докт. техн. наук. М.: «Станкин», 1985.
  33. Искусственный интеллект: Применение в интегрированных производственных системах. М.: Машиностроение, 1991. — 544 с.
  34. В.Н. Создание современной техники: Основы теории и практики. М.: Машиностроение, 1991. — 304 с.
  35. A.A., Родионов A.A. Основы информатики системного проектирования объектов новой техники. Киев: Наук, думка, 1991. — 152 с.
  36. В.П., Осин М. И. Введение в машинное проектирование летательных аппаратов. М.: Машиностроение, 1978. — 128 с.
  37. К. Экономические рукописи 1857 1858 г.г.// Архив Маркса и Энгельса. — М., 1935.
  38. Автоматизированное проектирование и производство в машиностроении/ Ю. М. Соломенцев, В. Г. Митрофанов, А. Ф, Прохоров и др.- Под общ.ред. Ю. М. Соломенцева, В. Г. Митрофанова. М.: Машиностроение, 1986. — 256 с.
  39. Дж.К. Методы проектирования. М.: Мир, 1986. — 326 с.
  40. A.B. Методы интуитивного поиска технических решений. М.: Речной транспорт, 1991. — 111 с.
  41. А.Б. Технология творчества, Ч. 1. М.: НТК «Метод», 1992. — 120 с.
  42. Boguslavsky I., Ivascevich Y. Psychological aspects of automated designing// Сб.научн.тр. «Проектирование технологических машин». Вып.З. М.: МГТУ «Станкин», 1996. С. 15−22.
  43. Ю. Эвристические процессы в мыслительной деятельности/ XVIII Международный конгресс по психологии М., 1966. Симпозиум 25.
  44. Ю. Психологическая теория решений М.:Прогресс, 1979. — 504 с.
  45. Фон Нейман Д., Моргенштейн О. Теория игр и экономическое поведение -М&bdquo- 1970.
  46. O.K. Структура мыслительной деятельности человека М., 1969.
  47. Г. А. Наука об искусственном М., 1972.
  48. В.К., Усов A.A., Столбов J1.C. Гидроприводы металлорежущих станков и промышленных роботов (манипуляторов), М.: НИИМаш, 1983. — 45с.
  49. Р.П. Тиристорный электропривод для кранов. М.: Энергия, 1978. -112с.
  50. A.B., Рогов А. Я., Фейвец Л. С. Радиально-поршневые гидромоторы многократного действия. М.: Машиностроение, 1980. — 288с.
  51. Stockermann Th. Hydraulik-Anwendung und Entwicklungsten-denzen. -Werkstatt und Bert., 1980, v.33,N 12, p.793−807.
  52. B.H. Состояние и основные направления развития гидроприводов и средств гидроавтоматики. В сб.: Повышение технического уровня и качества гидро, пневмо-, электрооборудования. — Харьков, 1986. С. 5 — 6.
  53. Станочные приспособления: Справочник. В 2-х т. Т. 1 /Под ред. Вардашкина Б. Н., Шатилова A.A. М.: Машиностроение, 1984. — 592 с.
  54. Ю.П. Как стать изобретателем: 50 часов творчества. М.: Просвещение, 1990. — 240 с.
  55. A.B. Техника и закономерности ее развития. М.: МВХПУ (б. Строгановское), 1964. — 25 с.
  56. Справочник по технологии резания материалов. В 2-х кн. Кн. 1./ Ред. нем. изд.: Г. Шпур, Т. Штеферле- Пер. с нем. В. Ф. Колотенкова и др.- Под ред. Ю. М. Соломенцева. М.: Машиностроение, 1985. — 616 с.
  57. И.С. Интеллектуальные системы и логика. Новосибирск: Наука, 1973. — 172 с.
  58. Физические эффекты в машиностроении: Справочник/ Лукъянец В. А., Алмазова З. И., Бурмистрова Н. П. и др. М.: Машиностроение, 1993. — 224 с.
  59. И.В. Вопросы автоматизации концептуального проектирования приводов технологического оборудования// Сб. научн.тр. «Проектированиетехнологических машин». Вып.2. Под ред. A.B. Пуша. М.: МГТУ «Станкин», 1996. С.15−26.
  60. А.Ф. Функциональная классификация механизмов/ Проблемы машиностроения и надежности машин, № 5, 1993. С. 10 20.
  61. И.В. САПР приводов: на примере позиционных гидроприводов технологического оборудования. Волгодонск: Атом, 1994. — 82 с.
  62. Д.С. Внимание системотехника. — М.: Радио и связь, 1993. — 224 с.
  63. И. От существующего к возникающему: Время и сложность в физических науках. М.: Наука. Гл.ред.физ-мат.лит., 1985. — 328 с.
  64. И.И., Мышкис А. Д., Гановко Я. Г. Механика и прикладная математика: Логика и особенности приложений математики. М.: Наука. Гл.ред.физ.-мат.лит., 1990. — 360 с.
  65. Проектирование металлорежущих станков и станочных систем: Справочник-учебник. В 3-х т. Т. 1: Проектирование станков / Под общ. ред. A.C. Проникова. -М.: Изд-во МГТУ им Н.Э. Баумана- Машиностроение, 1994. 444 с.
  66. Нечеткие множества и теория возможностей. Последние достижения. М.: Радио и связь, 1986. — 408 с.
  67. Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий. М.: Радио и связь, 1993.- 320 с.
  68. Прикладные нечеткие системы. М.: Мир, 1993. — 386 с.
  69. A.A., Мальцев В. Н. Системы поддержки управленческих и проектных решений. Л.: Машиностроение. Ленингр. отд-ние, 1990. — 167 с.
  70. Переверзев-Орлов В. С. Советчик специалиста. Опыт разработки партнерской системы. М.: Наука, 1990. — 131 с.
  71. А.К., Рубанчик В. Б. Искусственный интеллект в машиностроительных технологических системах. Ростов н/Д.: Издат. центр ДГТУ, 1996.-140 с.
  72. Е.Ю. Психология субъективной семантики. М.: Наука, 1980.
  73. Лингвистическая прагматика и проблемы общения с ЭВМ. М.: Наука, 1989. — 142 с.
  74. Л.Т. Интеллектуальные банки данных// Вопросы кибернетики: интеллектуальные банки данных. М., 1979.
  75. Экспертные системы для персональных компьютеров. Мн.: Вышэйш.шк., 1990. — 195 с.
  76. О.В. Введение в теорию экспертных систем и обработку знаний. -Мн.: ДизайнПРО, 1995. 255 с.
  77. М. Фреймы для представления знаний. М.: Энергия, 1979. — 151 с.
  78. Искусственный интеллект. Кн.2: Модели и методы/ Под ред. Поспелова Д. А. -М.: Радио и связь, 1990. 304 с.
  79. Представление и использование знаний. М.: Мир, 1989. — 220 с.
  80. А.И. Семантика текста и ее формализация. М., 1983.
  81. Special Issue: Mental Simulation: Philosophical and Psychological essays. Mind and Language, Spring-Summer, 1992.
  82. С.Д., Гурвич Ф. Г. Экспертные оценки. М.: Наука, 1973. — 160 с.
  83. А.Р., Шумов С. И. Анализ и оценка традиционных и нетрадиционных механизмов получения и обобщения новых знаний. 4.1. / Информатика и образование, № 6, 1994. С. 7 15.
  84. Кузнечно-прессовое оборудование 1991 1995. 4.1. Типаж/ НПО «ЭНИКмаш». — М.: ВНИИТЭМР, 1991. — 164 с.
  85. Кузнечно-прессовое оборудование 1991 1995. 4.II. Типаж/ НПО «ЭНИКмаш». — М.: ВНИИТЭМР, 1991.- 207 с.
  86. Кузнечно-прессовое оборудование 1996 1997 г. г.: Номенклатурный каталог/ ИКФ «Каталог». — М.: ИКФ «Каталог», 1996. — 80 с.
  87. А.И. Алгоритмы и рекурсивные функции. М.: Наука, 1986. — 368 с.
  88. DIN Е 8589 Teil 1 (11.73) Fertigungsverfahren Spanen- Einordnung, Unterteilung, Ubersicht, Begriffe.
  89. A.C. Надежность машин. M.: Машиностроение, 1978. — 592 с.
  90. X., Цукияма Т., Асаи К. Модель нечеткой системы, основанная на логической структуре./ В сб. Нечеткие множества и теория возможностей. Последние достижения. М.: Радио и связь, 1986. С. 186 — 199.
  91. Shafer G. A mathematical theory of evidence. Princeton Univ. Press, 1976.
  92. Д., Прад А. Теория возможностей. M.: Радио и связь, 1990.
  93. Нечеткие множества в моделях управления и искусственного интеллекта. -М.: Наука, 1986.- 312 с.
  94. Zadeh L.A. Fuzzy sets as basis for a theory of possibility //Fuzzy sets and systems. 1978. № 1. P. 3 — 28.
  95. Luhandjula M.K. Multiple objective programming problems with posibilistic coefficients // Fuzzy sets and systems. 1987. № 21. P. 135 — 145.
  96. О.П., Орлова Р. Т., Пальцев А. В. Современный электропривод станков с ЧПУ и промышленных роботов. М.: Высш. шк., 1989. — 111с.
  97. Проектирование металлорежущих станков и станочных систем: Справочник-учебник. В 3-х т. Т.2. Ч. I. Расчет и конструирование узлов и элементов станков/ Под общ. ред. А. С. Проникова. М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана: Машиностроение, 1995. — 371 с.
  98. Е.В., Прокофьев П. А., Фалк Г. Б. Автоматизированный электропривод. М.: Высш. шк., 1987. — 143 с.
  99. В.М. Электрический привод. М.: Высш. шк., 1984. — 231 с.
  100. В.А., Ровенский В. Б., Орлова Р. Т. Электрооборудование современных металлорежущих станков и обрабатывающих комплексов. М.: Высш. шк., 1991. — 96 с.
  101. О.А., Каширцев А. П. Приводы литейных машин. М.: Машиностроение, 1971. — 311 с.
  102. Ш. Брейтер Б. З., Спивак Л. М. Электроприводы переменного тока для металлообрабатывающих станков// Электротехн. пром-сть. Сер.08.Электропривод: Обзор.информ. 1988 Вып.23. М.: Информэлектро, 1988. — 56 с.
  103. В.Д. Электроприводы для металлорежущих станков и промышленных роботов зарубежных фирм. М.: ВНИИТЭМР, 1991. — 135 с.
  104. Справочник по автоматизированному электроприводу. М.: Энергоатомиздат, 1983. — 616 с.
  105. О.Н., Иванов В. И., Трифонова Т. О. Приводы автоматизированного оборудования. М.: Машиностроение, 1991. — 336 с.
  106. В.К., Усов A.A. Станочные гидроприводы: Справочник. М.: Машиностроение, 1988. — 512 с.
  107. K.M., Никитин О. Ф. Основы гидравлики и объемные гидроприводы. М.: Машиностроение, 1989. — 264 с.
  108. Ю.А., Кирилловский Ю. Л., Колпаков Ю. Г. Аппаратура объемных гидроприводов: Рабочие процессы и характеристики. М.: Машиностроение, 1990. -272 с.
  109. И.Б. Тормозные устройства пневмоприводов. Л.: Машиностроение. Ленингр. отд-ние, 1987. — 143 с.
  110. А.И., Пятидверный А. П., Рагулин Е. А. Монтаж, наладка и эксплуатация пневматических приводов и устройств. М.: Машиностроение, 1990. -208 с.
  111. М.М. Электрические машины и электропривод автоматических устройств. М.: Высш.шк., 1987. — 335 с.
  112. И.В., Харизоменов Г. И. Электрооборудование станков и автоматических линий. М.: Машиностроение, 1987. — 224 с.
  113. Гидро- и пневмопривод и его элементы. Рынок продукции: Каталог. М.: Машиностроение, 1992. — 232 с.
  114. И.М., Перельцвайг М. И., Брежнева М. Л. Гидравлическое, пневматическое, смазочное оборудование, изготавливаемое в СНГ, Литве и Латвии в 1992 г. Информационный материал. С-Пб.:КТБ Мининформпечати РФ, 1992. — 124 с.
  115. Приводы и их элементы. Рынок продукции: Каталог. М.: Машиностроение, 1994.-320 с.
  116. Зарубежные высокомоментные роторно-поршневые гидромоторы. М.: ЦНИИТЭИтракторосельхозмаш, 1974. — 58 с.
  117. А .Я. Высокомоментные гидромоторы и перспектива их применения в горном машиностроении /Вестник машиностроения, 1974, N 2. С.3−7.
  118. Л.Б. Гидравлические приводы. Киев, Вища шк., Головное изд-во, 1980.-232 с.
  119. Гидромоторы. Классификация, основные зависимости, выбор, монтаж и эксплуатация. Методические рекомендации. ВНИИГидропривод, М.: НИИ информации по машиностроению, 1978. — 46 с.
  120. Н.М., Круткин A.B. Судовые гидравлические краны. Справочник.-М.: Транспорт, 1989. 204 с.
  121. Физический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983.- 928 с.
  122. Katalog der firma Mannesman Rexroth GmbH. Hydraulik Komponenten. RD 101/9.86- & Ersetzt: 4.84.
  123. Ю.Ф. Высокомоментные радиально-поршневые гидромоторы горных машин. М.: Недра, 1972. — 376 с.
  124. А.Я. Выбор параметров объемных гидропередач для приводов вращательного движения/Вестник машиностроения, 1977. N 12. С.4−9.
  125. И.И., Михалев И. И., Эйдельман Б. Д. Технология склеивания деталей в самолетостроении. М.: Машиностроение, 1972. — 222 с.
  126. И.И., Михалев И. И. Технология склеивания деталей в самолетостроении. М.: Машиностроение, 1979. — 159 с.
  127. В.Е., Крысин В. Н., Лесных С. И. Технология изготовления сотовых авиационных конструкций. М.: Машиностроение, 1975. — 282 с.
  128. A.C. № 1 229 460 Al (СССР) Гидравлический дискретный привод /В.А. Чернавский, Е. Я. Литвинов, В. И. Антоненко, H.H. Игнатенко, И. В. Богуславский. -Заявл. 02.09.83. Опубл. 07.05.86. Бюл. № 17.
  129. A.C. № 1 460 436 A2 (СССР) Гидравлический позиционный привод /B.C. Сидоренко, А. Г. Шуваев, В. А. Герасимов, И. В. Богуславский, В. Н. Игнатов. Заявл. 14.05.87. — Опубл. 23.02.89. Бюл.№ 7.
  130. A.C. № 1 541 422 AI (СССР) Гидравлический позиционный привод /B.C. Сидоренко, А. Г. Шуваев, A.M. Николенко, И. В. Богуславский. Заявл. 03.05.88. -Опубл. 07.02.90. Бюл.№ 5.
  131. A.C. № 1 546 731 А2 (СССР) Гидравлический позиционный привод /B.C. Сидоренко, А. Г. Шуваев, И. В. Богуславский, A.M. Николенко. Заявл. 26.05.88. -Опубл. 28.02.90. Бюл. № 8.
  132. A.C. № 1 576 740 AI (СССР) Способ позиционирования выходного звена гидродвигателя /B.C. Сидоренко, А. Г. Шуваев, В. А. Герасимов, И. В. Богуславский, Г. М. Воробьев. Заявл. 14.05.87. — Опубл. 07.07.90. Бюл.№ 25.
  133. A.C. № 1 588 929 AI (СССР) Гидравлический позиционный привод /И.В. Богуславский, А. Г. Шуваев, B.C. Сидоренко, A.M. Николенко. Заявл. 17.10.88. -Опубл. 30.08.90. Бюл. № 32.
  134. A.C. № 1 668 746 AI (СССР) Гидравлический позиционный привод /B.C. Сидоренко, И. В. Богуславский, А. Г. Шуваев, A.M. Николенко. Заявл. 28.11.88. -Опубл. 07.08.91. Бюл.№ 7.
  135. Положительное решение о выдаче патента РФ от 29.01.91 г. по заявке № 4 813 298 / 25 29 (41 283). Гидравлический позиционный привод /И.В. Богуславский, B.C. Сидоренко, А. Г. Шуваев, A.M. Николенко.
  136. Свидетельство на «ноу-хау» № 9 200 от 30.03.91 г. Способ автоматизированного проектирования оптимальных вариантов технических систем /И.В. Богуславский, А. Г. Шуваев, A.M. Николенко. Васкомизобретений «Привилегия», ХРЦ «Иносфера».
Заполнить форму текущей работой