Разработка моделей и инструментальных средств управления образовательной деятельностью: На примере дистанционной технологии обучения для экономических специальностей
![Диссертация: Разработка моделей и инструментальных средств управления образовательной деятельностью: На примере дистанционной технологии обучения для экономических специальностей](https://westud.ru/work/2516845/cover.png)
Диссертация
Спроектирован и внедрен в учебный процесс инструментальный комплекс «ДОСТУП», который позволяет: организовать управление образовательной деятельностью студентов-экономистов и защиту информационных ресурсовзначительно снизить нагрузку на преподавателя и организатора обучения (за счет автоматизации рутинных операций) — осуществлять интерактивное взаимодействие по любой форме или… Читать ещё >
Содержание
- 1. Повышение качества и эффективности подготовки специалистов на основе внедрения автоматизированных средств обучения
- 1. 1. Принципы обеспечения качества подготовки специалистов
- 1. 2. Обзор подходов к управлению образовательной деятельностью
- 1. 3. Анализ систем автоматизированного обучения и контроля
- Выводы
- 2. Разработка математических моделей и алгоритмов повышения качества обучения по дистанционной технологии на экономических специальностях
- 2. 1. Математическая модель определения результата учебной деятельности студентов экономических специальностей
- 2. 2. Модель оценки эффективности инновационных управляющих воздействий на образовательную деятельность студента-экономиста
- 2. 3. Организация интерактивного взаимодействия субъектов образовательного процесса посредством применения многоточечных видеоконференций
- 2. 4. Алгоритм позадачного подхода для выполнения индивидуальных заданий как фактор повышения качества обучения
- Выводы
- 3. Инструментальный комплекс управления образовательной деятельностью студентов-экономистов, обучающихся по дистанционной технологии
- 3. 1. Архитектура инструментального комплекса «ДОСТУП»
- 3. 2. Снижение трудозатрат учебно-вспомогательного персонала при использовании АРМ организатора обучения
- 3. 3. АРМ обучающегося как фактор повышения качества индивидуальной подготовки специалистов
- 3. 4. Управление образовательной деятельностью студентов-экономистов посредством АРМ преподавателя
- 3. 5. Оценка экономической эффективности инструментального комплекса
- Выводы
Список литературы
- Авдуевский А. Камера смотрит в мир //LAN, № 3, 2000 г. — С. 101−104.
- Авдуевский А. Лицом к лицу //LAN, № 12, 2000 г. С. 74−81.
- Адлер Ю.П. и др. МИСиС: Повышение качества подготовки специалистов // Образование. 2000. — № 2. С. 68−72.
- Айвазян С.А., Бухштабер В. М., Енюков И. С., Мешалкин Л. Д. Прикладная статистика: Классификация и снижение размерности. М.: Финансы и статистика, 1989.
- Айвазян С.А., Мхитарян B.C. Прикладная статистика и основы эконометрики. М.: ЮНИТИ, — 1998., 1022 с.
- Андреев А.А. и др. Теория и практика дистанционного обучения в России. Монография М.: МЭСИ, 1998., 510 с.
- Андреев М., Мельников С., Пименов Ю. Видеоконференц-связь: Точки роста //Connect! Мир связи, № 12, 2001 г. С. 52−55.
- Астанин С.В. Сопровождение процесса обучения на основе нечеткого, моделирования // Дистанционное образование. 2000. № 5.
- Астанин С.В., Калашникова Т. Г. Разработка индивидуальной модели поведения обучаемого в системе дистанционного образования // Перспективные информационные технологии и интеллектуальные системы. 2001. — № 1(5). С. 179 196.
- Афоничкин А. И. Файзуллина Л.Я., ГридинА.Е. Техника и технология обработки экономической информации. Учебное пособие Саранск: Издательство Мордовского университета, 1992. — 140 с.
- Беспалько В.П. Программированное обучение. М.: Высшая школа, -1970.-300 с.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, — 1989. — 192 с.
- Беспалько В.П., ТатурЮ.Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов: Учеб.-метод. пособие. — М.: Высш. шк, 1989 — 144 с.
- Благуш П. Факторный анализ с обобщениями. М.: Финансы и статистика, 1989.
- Браунли К.А. Статистическая теория и методология в науке и технике. — М.: Наука, 1977. -408 с.
- Веденеев П.В., Заварихин А. Е., Юрлов А. Б., Разработка технологии дистанционного обучения // Тезисы докладов региональной научно-практической конференции молодых ученых и специалистов Оренбуржья (часть II). Оренбург, 1999.
- Веденеев П.В., Заварихин А. Е., Казарина Т. Н., Красильникова В. А., Интерактивная среда «ДОСТУП» системы дистанционного образования ОГУ // Me-, ждународная конференция. Интернет. Общество. Личность. Тезисы докладов. — Санкт-Петербург, 2000. С. 165−166.
- Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод, пособие, М.: Высш. шк. — 1991. — 207 с.
- Вероятность и математическая статистика: Энциклопедия/Гл. ред: Ю. В. Прохоров. М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. — 910 с.
- Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М.: Прогресс, 1987. — 336 с.
- Виленский М.Я., Соловьев Г. М. Основные сущностные характеристики педагогической технологии формирования физической культуры личности // Физическая культура, 2001. — № 3.
- Гальперин П.Я. Введение в психологию. М.: МГУ, 1976.
- Гольдштейн Г. Я. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. Таганрог: Издательство ТРТУ, — 1998. — 132 с.
- ГОСТ Р ИСО 9000−2001. Системы менеджмента качества: Основные положения и словарь. Введ. 15.08.2001. М.: Изд-во стандартов, 2001. — 26 е.: ил.
- Губарев В.В. Системное представление качества образования// Стандарты и качество. 2002. — № 4. С. 30−34.
- Дегтярева Т.Д., Спешилова Н. В. Автоматизированные информационные технологии в высших учебных заведениях. Оренбург: ОГАУ, 2001. 213 с.
- Дегтярева Т.Д., Спешилова Н. В. Дифференциация обучения: модели итогового уровня знаний. // Вестник Оренбургского государственного университета. -2002. № 4.
- Дегтярева Т.Д., Спешилова Н. В. Информационные технологии организации педагогического контроля в вузах. //Компьютерные учебные программы и инновации. 2002. — № 2(6). С. 60−68.
- Дегтярева Т.Д., Спешилова Н. В. Модели индивидуализации обучения. -Оренбург: ОГАУ, 2003.
- Дегтярева Т.Д., Спешилова Н. В. Разработка моделей индивидуализации обучения. Оренбург: ОГАУ, 2002. 116 с.
- Долгих Д.В. Автоматизация проектирования компонентов дистанционного обучения и диагностики качества знаний специалистов для сети Internet: Ав-тореф. дис.. канд. техн. наук: 05.13.10, 05.13.12 Воронеж, 1998.
- Дрючатый Г. Ф., Заварихин А. Е., Шалкин А. В. Вопросы технологии проведения видеоконференций // Вестник ОГУ. 2002. — № 2. С. 218−225.
- Дубров A.M., Мхитарян B.C., Трошин Л. И. Многомерные статистические методы. М.: Финансы и статистика, — 1998. — 352 с.
- Дубров A.M., Мхитарян B.C., Трошин Л. И. Многомерные статистические методы и основы эконометрики. М.:ТОДЖИ, 1998. — 108 с.
- Дуплик С.В. К вопросу о терминологии в области компьютерных средств обучения // Компьютерные учебные программы и инновации. Москва. 2003. № 6.
- Егоршин А.П., Кручин В. А. Пути развития дистанционного высшего образования // Система обеспечения качества в дистанционном образовании / Науч. ред. С. А. Щенников, Жуковский: МИМ ЛИНК, 2000. — С. 27−40.
- Зинетгуров У.Г. Маркетинг в деятельности вузов: теория и методы решения. Москва—Уфа: Издательство УГАТУ, — 1993.
- Иванников Д.А., Тихонов А. Н. Основные положения концепции создания системы образовательных порталов // Интернет-порталы: содержание и технологии: Сб. научн. ст. Вып. 1 М.: Просвещение, 2003. — С. 8−18.
- Интернет-образование: не миф, а реальность XXI века/ Под общей ред. Тихомирова В. П. // М.: Изд-во МЭСИ, 2000. 189 с.
- Казарина Т.Н., Красильникова В. А. «Применение технологии дистанционного обучения в учебном процессе ВУЗа» // Всероссийская научно-практическая конференция «Социокультурная динамика региона». Оренбург, 2000.
- Калашникова Т.Г. Применение аналогии для оценки системы знаний // Перспективные информационные технологии и интеллектуальные системы. -2001.-№ 1(5). С. 220−232.
- Калашникова Т.Г., Никифорова A.M. Система адаптивного тестирования // Тезисы докладов I Всесибирского конгресса женщин-математиков. Красноярск. 2000. С. 84.
- Калмыков С.А., Шокин Ю. И., Юлдашев З. Х. Методы интервального анализа. — Новосибирск: Наука, Новосибирское отделениение. 1986. — 223 с.
- Карпенко О.М., Сербененко А. В., Сивергин М. Ю., Юртаев В. В. Спутниковые телекоммуникационные технологии и дистанционное обучение в Современном гуманитарном университете // Сети и системы связи, № 12, 2001 г. -С. 86−95.
- Карпович Д.И. О качестве образования. // Коллективный способ обучения. 2001. № 6.
- Качалов В.А. Проблемы управления качеством в вузах // Стандарты и качество. 2000. — № 5. С. 82−85.
- Кендалл М., Стьюарт А. Многомерный статистический анализ и временные ряды. М.:Наука, 1976.
- КимДж.О, Мьюллер Ч. У. Факторный анализ: статистические методы и практические вопросы. — М.: Финансы и статистика, 1989.
- Копыленко Ю.В. и др. Концепция МГТУ СТАНКИН в области обеспечения качества высшего инженерного образования // Проблемы качества в сфере образования. 1999. — № 1.
- Коротков Э.М. Исследование систем управления. М.: Дека. — 2000.
- Костюкова Н.И., Попков В. К. Об одном подходе построения автоматизированных обучающих систем // Новые информационные технологии в университетском образовании: Сборник тезисов международной научно-методической конференции. Новосибирск, — 1997.
- Красильникова В.А., Мубассаров И. Р., Заварихин А. Е. Программная реализация алгоритмов обучения и контроля // Ученые записки Института информатизации образования Российской академии образования. Москва. 2003. -№ 11. С. 267−282.
- Красильникова В.А. Становление и развитие компьютерных технологий обучения: Монография. М.: ИИО РАО, 2002. — 168 с.
- Красильникова В.А., Кутузов В. И., Румянцев И. А. Один из подходов к разработке обучающих программ // Компьютеризация образования: Межвузовский сборник научных трудов. Новосибирск, 1991. — С. 32−38.
- Кругликов В.Н. Формирование мотивации познавательной деятельности в контекстном обучении: Автореф.. Канд. пед. наук: 13.00.01 -М.: 1996.
- Круглов М.Г. и др. Менеджмент систем качества. М.: Издательство стандартов, — 1997.
- Крюков B.C. Информационно-технологическое обеспечение оценки качества обучения на региональном уровне управления образованием: Автореф. дис.. канд. техн. наук: 05.13.10 Москва, 2000.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения М.: «Педагогика». 1981.- 186 с.
- Ли Ю. Internet и intranet породили волну новых стандартов обмена сообщениями // Сети. 1996. — № 8.
- Лобачев С.Л., Титарев Л. Г. От информационной среды Internet к виртуальной образовательной среде через информатизацию ВУЗа // Дистанционное образование. 1997.-№ 1. С. 12−15.
- Мамочков О.Т., Токарева B.C., Шведов Е. А. Применение АОС для обучения решению задач по физике. // Сборник трудов НИИВШ «Исследование и применение АОС в учебном процессе», 1985.
- Мозолин В.П. Теоретические основы создания учебной информационной среды телекоммуникационного обучения: Автореф.. Докт. пед. наук: 13.00.01 -М.: 2000.
- Морозевич А.Н., Комличенко В. Н., Гедранович В. В. Стратегия автоматизации управления познавательной деятельностью на основе информационной модели образовательного процесса // Информационные технологии. 2000. — № 5.
- Никитин В.А. Управление качеством на базе стандартов ISO 9000−2000. М.: Питер, — 2002. — 272 с.
- Новиков С.В., Нгуен Куанг Тан Обучение проектированию диалоговых обучающих программ в системе СПОК-ВУЗ // Сборник трудов НИИВШ «Исследование и применение АОС в учебном процессе», 1985.
- Нуждин В.Н. Информатизация и система тотального управления качеством // Дистанционное образование в России: проблемы и перспективы. Материалы VI международной конференции по ДО. М. 1998. — С. 317−336.
- Обучающие машины и комплексы: Справочник / Под общей ред. А. Я. Савельева. Киев: Вища шк., Головное изд-во, 1986. — 303 с.
- Одерий Л., Корсак К. Качество образования: ни измерить, ни взвесить // Зеркало недели. 2000. — № 21.
- Окрепилов В.В. Управление качеством: Учебн. для вузов. 2-е изд. доп и перераб. — М.: Экономика, — 1998. — 639 с.
- Омельченко Н.А., Ляудис В. А. Формирование контрольно-корректирующих действий у студентов при обучении с помощью ЭВМ. Воронеж: ВГУ, 1982.
- Основы прикладной социологии/ Под ред. Ф. Э. Шереги и М. К. Горшкова. М.: Интерпракс, 1996.
- Открытое образование объективная парадигма XXI века / Под общей ред. Тихомирова В. П. // М.: Изд-во МЭСИ, 2000. 288 с.
- Панасюк В.П. Педагогическая система внутришколного управления качеством образовательного процесса: Автореф.. д-ра пед. наук.: 13.00.01 Спб. — 1998.
- Петрович М.Л. Регрессионный анализ и его математическое обеспечение на ЕС ЭВМ. М.: Финансы и статистика, — 1982. — 1999 с.
- Полонский В.М. Научно-педагогическая информация. Словарь-справочник. М.: Новая школа, — 1995. — 256 с.
- Полунин А. Системы видеоконференц-связи. Основные типы оборудования и решения // LAN, № 7−8, 2001 г. С. 86−91.
- Полунин А. Телевидение по сети //LAN, № 10, 2001 г. С. 98−102.
- Попов Д.И. Оценка знаний в дистанционном обучении // Материалы Восьмой международной конференции «Открытое образование в России XXI века». М.: МЭСИ, 2000. С. 183−188.
- Попов Д.И. Проектирование интеллектуальных систем дистанционного образования // Перспективные информационные технологии и интеллектуальные системы. -2001. -№ 3(7). С. 123−130.
- Поташник М.М. и др. Управление качеством образования. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 441 с.
- Производственный менеджмент. Учебник для вузов. / Под ред. Ильенковой С. Д. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
- Психология и педагогика / Под редакцией К. А. Абдульмановой, Н. В. Васиной, Л. Г. Лаптева, В. А. Сластенина. М.: Изд-во «Совершенство», 1998. -320 с.
- Ричмонд С. Учителя и машины. М.: Мир, 1972.
- Саати Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий. М.: Радио и связь, 1993.
- Саати Т. Л. Керис К.П. Аналитическое планирование. Организация систем / Пер. с англ. под ред. И. А. Ушакова. М.: Радио и связь, 1991. — 224 с.
- Савельев А.Я. Автоматизированные обучающие системы. Труды МВТУ № 354 под ред. Савельева А. Я и Рыбакова Ф. И. М.: 1981, 80 с.
- Самарин Ю.А. Очерки психологии ума. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962.
- Системы обработки информации. Защита криптографическая. Алгоритм криптографического преобразования ГОСТ: 28 147−89 М.: ИПК Издательства стандартов, 1996.
- Скиннер Б. Наука об учении и искусство обучения // Сборник статей «Программированное обучение за рубежом». М.: Высшая школа, 1968. — С. 3246.
- Советский энциклопедический словарь под ред. Проханова A.M. М.: Советская энциклопедия, 1989. — 1632 с.
- Соколов В.М. Основы проектирования образовательных стандартов (методология, теория, практический опыт). М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, — 1996.
- Соловов А.В. Проектирование компьютерных систем учебного назначения: Учебное пособие. Самара: Изд-во СГАУ, 1995. — 138 с.
- ЮО.Сошникова J1.A., Тамашевич В. Н., Уебе Г., Шеффер М. Многомерный статистический анализ в экономике: Учеб. пособие для вузов/Под ред. проф. В. Н. Тамашевича. -М.:ЮНИТИ, 1999. 598 с.
- Спиридонов. Е.С., Савина Е. М. Разработка модели системы качества вуза // Стандарты и качество. 2002. — № 4. С. 46−47.
- Спирин В.А. Управление познавательной деятельностью учащихся в процессе работы с компьютерными моделями: Автореф.. Канд. пед. наук: 13.00.01 -М.: 2000.
- ЮЗ.Старова Т. С., Могилев А. В. Оценка качества образовательных интернет-сайтов на основе метода Дельфи // Вопросы интернет-образования, № 4.
- Талызина Н.Ф. Методика составления обучающих программ. М.: МГУ, 1980.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во МГУ, — 1975.-343 с.
- Юб.Титарев Д. Л., Феданов А. Н. Стандартизация технологических систем в образовании // Технологические стандарты в образовании: Материалы Всерос-сийск. конф. М.: Издательство МЭСИ, 2003. — С. 269 — 278.
- Ю7.Титарев Д. Л., Феданов А. Н., Медведев А. П. Технологии Интернет-образования // Открытое образование. 2002. — № 5. С. 18−25.
- Тихомиров В. и др. Качество обучения в виртуальной среде // Высшее образование в России. 1999. — № 6. С. 21−25.
- Тихомиров В.П. Реализация концепции виртуальной образовательной среды как организационно-техническая основа дистанционного обучения // Дистанционное образование. 1997. — № 1. С. 8−11.
- Ю.Турченко В. П. Парадигмы стратегии образования // Педагог. 1998.4.
- Тыщенко О.Б. Диалоговое взаимодействие «человек-компьютер» // Компьютерная хроника. 1999. № 9. С. 33−36.
- Управление качеством: Учебник для вузов под ред. Ильенковой С. Д. -М.: ЮНИТИ. 1999. — 200 с.
- ПЗ.Феданов А. Н., Титарев Д. JI. Открытые образовательные информационные системы // Открытое образование. 2003. — N 1.
- Шарбуков В.В. Использование закономерностей мыслительного процесса в автоматизированном обучении // Вопросы психологии. 1986. — № 6. С. 52−53.
- Шишов С.Е., Кальней В. А. Мониторинг качества образования в школе. -М.: Педагогическое общество России, 1998.
- Щетинин В.П. и др. Экономика образования. М.: Российское педагогическое агентство, — 1998.
- Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: Учеб. пособие для студентов пед. институтов. М.: Просвещение, — 1979. — 100 с.
- Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1986. — 144 с.
- Feuerstein S., Pribyl В. Oracle PL/SQL Programming. New York: O’Reilly, 2001.- 1018 p.
- Golden В., Wasil E, HarkerP. The Analytic hierarchy process: applications and studies New York: Springer — Verlag, 1989. — 265 p.
- Kreines David C., Laskey B. Oracle Database Administration: The Essential Reference. New York: O’Reilly, 1999. — 577 p.
- Valley S. InterBase 5. Data Definition Guide. 1997. — 244 p.