Концепция театральности в творчестве Н.Н. Евреинова
Диссертация
Творчество Евреинова предлагает широкое поле для изучения в любой области гуманитарных знаний. В первую очередь — театроведческих. То, что театроведческое изучение наследия Евреинова так долго откладывалось, объясняется не только привходящими причинами, тормозящими развитие нашей науки. В известном смысле в этом повинен сам Евреинов, загнавший себя в собственную «ловушку». Теоретические «зерна… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теория
- Глава 2. Драматургия
- Глава 3. Режиссура
Список литературы
- Евреинов Н. Н. Азазел и Дионис: О происхождении сцены в связи с зачатками драмы у семитов. JI.: Academia, 1924. 204 с.
- Евреинов Н. Н. Бердслей. СПб.: Н. И. Бутковская, 1912. 48 с.
- Евреинов Н. Н. В школе остроумия. М.: Искусство, 1998.367 с.
- Евреинов Н. Н. Двойной театр. М.: Совпадение, 2007. 303 с.
- Евреинов Н. Н. Демон театральности // Жизнь искусства. 1922. № 7. С. 2.- № 8. С. 2.
- Евреинов Н. Н. Демон театральности. М.- СПб: Летний сад, 2002. 535 с.
- Евреинов Н. Н, Драматические сочинения.: В 3 т. СПб.: б. и., 1908. Т. 1. 476 с.
- Евреинов Н. Н. Драматические сочинения.: В 3 т. СПб.: Изд-во Н. И. Бутковской, 1914. Т. 2. 269 с.
- Евреинов Н. Н. Драматические сочинения.: В 3 т. Пг.: Academia, 1923. Т. 3 (Пьесы из репертуара театра «Кривое Зеркало»), 129 с.
- Евреинов Н. Н. Естественность на сцене // Искусство. 1916. № 1. С. 2 3.
- Евреинов Н. Н. Испанский актер ХУ1-ХУ11 вв. // Испанский театр ХУ1-ХУ11 вв.: Введение к спектаклям «Старинного театра» 1911−1912. СПб.: б.и., 1913. С. 20−39.
- Евреинов Н. Н. История русского театра: С древнейших времен до 1917 года. Нью-Йорк: Изд-во им. Чехова, 1955. 414 с.
- Евреинов Н. Н. История телесных наказаний в России. СПб.: В. К. Ильинчик, 1914.214 с.
- Евреинов Н. Н. К переоценке театральности // Жизнь искусства. 1923. № 37 (18 сентября). С. 8 9- № 38 (25 сентября). С. 11 -12.
- Евреинов Н. Н. Крепостные актеры: Популярный исторический очерк. Л.: Изд-во КУБУЧ, 1925.128 с.
- Евреинов Н. Н. Любовь под микроскопом / Публ. и вступ. текст В. В. Иванова // Мнемозина: Документы и факты из истории отечественного театра XX века. М.: «Артист. Режиссер. Театр», 2004. С. 87 149.
- Евреинов Н. Н. Недоказуемое // Беленсон А. Искусственная жизнь. Пб.: Стрелец, 1921.С.9−17.
- Евреинов Н. ИНестеров. Пб.: Третья стража, 1922. 82 с.
- Евреинов Н. Н. О наготе на сцене // Нагота на сцене: Сб. статей / Под ред. Н. Н. Евреинова. СПб.: б. и., 1911. С. 1 14.
- Евреинов Н. Н. О новой маске (Автобиореконструктивной). Пг.: Третья стража, 1923. 44 с.
- Евреинов Н. Н. О новом феномене киноискусства // Киноведческие записки. 1994. № 23. С. 11.
- Евреинов Н. Н. Оригинал о портретистах: (К проблеме субъективизма в искусстве). М.: Гос. изд-во., 1922.110 с.
- Евреинов Н. Н. Оригинал о портретистах. М.: Совпадение, 2005. 399 с.
- Евреинов Н. Н. Памятник мимолетному: (Из истории эмигрантского театра в Париже). Париж: б. и., 1953. 87 с.
- Евреинов Н. Н. Первобытная драма германцев: Из пра-истории театра германо-скандинавских народов. Пб.: Полярная звезда, 1922. 31 с.
- Евреинов Н. Н. Представление любви. СПб.: Изд-во Н. И. Бутковской, 1916. 76 с.
- Евреинов Н. Н. Происхождение драмы: Первобытная трагедия и роль козла в истории ее возникновения: Фольклористический очерк. Пб.: Петрополис, 1921. 58 с.
- Евреинов Н. Н. Рго Бсепа Биа: Режиссура. Лицедеи. Последние проблемы театра. Пг.: Прометей, [1915]. 181 с.
- Евреинов Н. Н. Ропс: Критич. очерк. СПб.: Изд-во Н. И. Бутковской, 1910. 61 с.
- Евреинов Н. Н. Самое главное. М: Совпадение, 2006. 103 с.
- Евреинов Н. Н. Старинный театр. Об актере Средних веков // Театр и искусство. 1907. № 50. С. 837 841.
- Евреинов Н. Н. Сцена театра и сцена жизни: (К постановке пьесы «Самое Главное» в «Вольной Комедии») // Жизнь искусства. 1920. 24 26 дек. № 640 -642. С. 1.
- Евреинов Н. Н. Тайна черной полумаски. Разоблачение: (История происхождения маски) // Арена: Театральный альманах / Под ред. Е. Кузнецова. Пб.: Время, 1924. С. 15 -22.
- Евреинов Н. Н. Тайные пружины искусства: Статьи по философии искусства, этике, культурологии. М.: Ессе homo, JIoroc-Альтера, 2004.195 с.
- Евреинов Н. Н. Театр будущего // Киноведческие записки. 1998. №. 39.
- Евреинов H.H. Театр для себя: В 3 ч. Пг.: Изд-во Н. И. Бутковской, 1915J-1917: 4.1 (Теоретическая) ,[1915. 208 е.- 4.2 (Прагматическая), 1917.110 е.- Ч. З (Практическая), 1917. 233 с.
- Евреинов Н. Н. Театр как таковой: (Обоснование театральности в смысле положительного начала сценического искусства в жизни). М.: Время, 1923.111 с.
- Евреинов Н. Н. Театр у животных: (О смысле театральности с биологической точки зрения). Л.- М.: Книга, б. и., 1924. 72 с.
- Евреинов Н. Н. Театрализация жизни: (Поэт, театрализующий жизнь). М.: Время, 1922.16 с.
- Евреинов Н. Н. Театральное искусство на службе общественной безопасности // Жизнь искусства. 1921. № 792 797. С. 4.
- Евреинов Н. Н. Театральные инвенции. М.: Время, 1922. 14 с.
- Евреинов Н. Н. Театральные новации. Пг.: Третья стража, 1922. 118 с.
- Евреинов Н. Н. Театротерапия: С>1Шьрагас1ох Н. Евреинова // Жизнь искусства. 1920. № 578 579. С. 1.
- Евреинов Н. Н. Художники в театре В.Ф.Комиссаржевской // Алконост. СПб.: Изд-во Передвижного театра П. П. Гайдебурова и И. Ф. Скарской, 1911. Кн.1. С. 122 138.
- Евреинов Н. Н. Чему нет имени: (Бедной девочке снилось) // Современная драматургия. 2005. № 4. С. 205 241.
- Евреинов Н. Н. Что такое театр. Пб.: Светозар, 1921. 76 с.
- Евреинов Н. Н. Шаги Немезиды («Я другой такой страны не знаю») // Современная драматургия. 1990. № 6. С. 216 240.1.
- Анненков Ю. П. Дневник моих встреч: Цикл трагедий: В 2 т., М.: Худож. лит-ра, 1991. Т.1. 346 с. Т.2. 336 с.
- Бабенко В. Г. Арлекин и Пьеро: Николай Евреинов, Александр Вертинский: Материалы к биографиям. Размышления. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1992. 350 с.
- Барбой Ю. М. Структура действия и современный спектакль. Л.: ЛГИТМиК им. Н. К. Черкасова, 1988. 201 с.
- Беленсон А. Искусственная жизнь. Пб.: Стрелец, 1921.
- Белый А. Символизм как миропонимание: Сб. трудов. М.: Республика, 1994. 598 с. (Мыслители XX века).
- Бергсон А. Творческая эволюция. М., 1995.
- Бодрийяр Ж. Соблазн. М.: Ас1 Маг^пет, 2000. 318 с.
- Бояджиев Г. Н. Вечно прекрасный театр эпохи Возрождения: Италия, Испания, Англия. Л.: Искусство, 1973. 471 с.
- Бруксон Я. Б. Проблема театральности: (Естественность перед судом марксизма). Пг.: Третья стража, 1923. 59 с.
- Вислова А. В. «Серебряный век» как театр. Феномен театральности в культуре рубежа XIX XX веков. М.: Рос. ин-т культурологии, 2000. 212 с.
- Виткевич Ст. И. Метафизика двуглавого теленка. М.: ГИТИС- Вахазар. 376 с.
- Власова Р. И. Русское театрально-декорационное искусство начала XX века. Л.: Художник РСФСР, 1984. 196 е., ил.
- Гвоздев А. А. Пиотровский Адр. Петроградские театры и празднества в эпоху военного коммунизма // История советского театра. Т. 1. Петроградские театры на пороге Октября и в эпоху военного коммунизма, 1917−1921. Л.: Худож. лит-ра. С. 181 -290.
- Горчаков Н. А. История советского театра. Нью-Йорк: Изд-во им. Чехова, 1956.416 с.
- Гропиус В. Театральное строительство // Искусство режиссуры за рубежом: Первая половина XX века: Хрестоматия / СПбГАТИ. СПб., 2004. С. 182- 187.
- Гротовский Е. От бедного театра к искусству-проводнику. М.: «Артист. Режиссер. Театр», 2003. 251 е., 24 л. ил.
- Дубнова Е. Я. Н. Н. Евреинов режиссер частных театров (1907−1909) // Памятники культуры. Новые открытия. 1993. М., 1994. С. 74 — 97.
- Желябужский А. Л. Последние годы // В. Ф. Комиссаржевская. Письма актрисы. Воспоминания о ней. Материалы. Л.- М., 1964. С. 274 294.
- Зингерман Б. И. Очерки истории драмы XX века / АН СССР, ВНИИ искусствознания. М.: Наука, 1979. 391 с.
- Зноско-Боровский Е. А. Русский театр начала XX века. Прага: Пламя, 1925.444 с.
- Золотницкий Д. Зори театрального Октября. Л.: Искусство, 1976. 392 с.
- Иванов В. В. «Милый лектор», он же современный Маркиз де Сад // Мнемозина: Документы и факты из истории русского театра XX века. М., 1996. Вып. 1. С. 14−20
- Иванов В. В. Из двух углов: Предисл. к публ. Переписка Николая Евреинова с Юрием и Юлией Ракитиными. 1928 1938 // Мнемозина. М.: «Артист. Режиссер. Театр», 2004. С. 243 — 245
- Иванов В. В. «Бегу всегда к стенке, с которой стреляют»: Предисл. к публ. Письма Всеволода Хомицкого Николаю Евреинову. 1942 1943 // Мнемозина. М.: «Артист. Режиссер. Театр», 2004. Вып. 3. С. 330 — 333
- Иванов В. В. «Самое главное» в постановке Шарля Дюллена в контексте биографии Николая Евреинова // От текста к сцене: Российско-французские театральные взаимодействия XIX — XX веков. М., 2006. С. 69 — 78.
- Иванов Вяч. И. Родное и вселенское. М.: Республика, 1994. 428 с.
- Иванов Вяч. И. Дионис и прадионисийство. СПб.: Алетейя, 1994. 341 с.
- Искусство режиссуры за рубежом: Первая половина XX века: Хрестоматия / СПбГАТИ. СПб, 2004. 319с.
- Казанский Б. В. Метод театра: (Анализ системы Евреинова). Л.: Academia, 1925. 161 с.
- Каменский В. В. Книга о Евреинове. Пг.: Соврем, искусство, 1917. 101 с.
- Кашина-Евреинова А. А. Н. Н. Евреинов в мировом театре XX века. Париж: Kachina Evreinoff, 1964. 108 с.
- Керженцев П. М. Творческий театр. М., — Пг.: Госиздат, 1923. 233 с.
- Крусанов А. В. Русский авангард: 1907 1932. В 3 т. Т. 2. Футуристическая революция (1917 — 1921). Кн. 1. М.: НЛО, 2003. 808 с.
- Крыжицкий Г. К. Режиссерские портреты. М.- Л.: Теакино-печать, 1928. 104 с.
- Кугель А. Р. Утверждение театра. М.: Изд-во журн. «Театр и искусство», 1922. 207 с.
- Купцова О. Н. Евреинов // Русские писатели. 1800 1917: Биогр. словарь. М: Большая российская энциклопедия, 1992. Т. 2. С. 211 — 214.
- Куренная Н. М. О категории театральности: Информационный бюллетень MAHPCK/UNESKO (По материалам конференции «Театральность в жизни и искусстве»), М., 1997. Вып. 27. С. 13 21.
- Лейтц Г. Психодрама: Теория и практика. Классическая психодрама Я. Л. Морено. М.: Изд. группа «Прогресс» «Универс», 1994. 352 с.
- Лецович В. В. Экспрессионизм в театре // Искусство режиссуры за рубежом: Первая половина XX века: Хрестоматия. СПб., 2004. С. 172 177
- Литаврина М. Г. Русский театральный Париж. СПб.: Алетейя, 2003. 224 с. (Русское зарубежье).
- Лотман Ю. М. Об искусстве. СПб: Искусство СПб, 1998. 702 с.
- Лощилов И. «Монодрама» Николая Евреинова и пьеса Александра Введенского «Елка у Ивановых» // Поэт Александр Введенский: Сб. материалов. Белград- М.: Гилея, 2006. с. 301 331.
- Маковский С. К. На Парнасе Серебряного века. М.: XXI век Согласие, 2000. 558 с.
- Максимов В. И. Век Антонена Арто. СПб.: Лики России, 2005. 383 с.
- Марков П. А. О театре: В 4 т. М.: Искусство, 1974.
- Маска и маскарад в культуре XVIII XX веков: Сб. статей. М.: Гос. ин-т искусствознания, 2000. 339 с.
- Массовые празднества: Сборник комитета социологического изучения искусств. Л.: Academia, 1926. 205 с.
- Матич О. Покровы Саломеи: Эрос, смерть и история // Эротизм без берегов: Сб. статей и материалов / Сост. М. М. Павлова. М.: НЛО, 2004. С. 90 -121.
- Мгебров А. А. Жизнь в театре: В 2 кн. М.- Л.: Academia, 1929 1932.
- Мейерхольд В. Э. Статьи. Письма. Речи. Беседы: В 2 ч. М.: Искусство, 1968. Ч. 1.1891 1917. 350 е.- Ч. 2. 1917 — 1939. 643 с.
- Молодцова М. М. Луиджи Пиранделло. Л.: Искусство, 1982. 215 с.
- Морено Дж. Л. Театр спонтанности. Красноярск: Фонд Ментального Здоровья, 1993. 124 с.
- Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки. М.: Ad Marginem, 2001. 735 с.
- Остроумова-Лебедева А. П. Автобиографические записки: В 2 т. М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. Т. 1. 590 с.
- Пасуев А. С. Метаморфозы «монодрамы»: МХАТ 2-й и новый тип режиссерской структуры спектакля // Театръ: Russian Theatre. Past and Present contents. Vol. 2. C. 42 56.
- Пасуев А. С. «Монодраматический» монтаж: Русский театр начала XX века и теория кинематографа // Проблемы художественного синтеза: Материалы конференции аспирантов РИИИ. СПб., 2004. С. 50−55.
- Петров Н. В. 50 и 500. М.: ВТО, 1960. 555 с.
- Пиотровский А. И. За советский театр: Сб. статей. Л.: Academia, 1925. 53 с.
- Пиранделло Л. Избранные произведения. М.: Панорама, 1994. 572 с.
- Пирсон Т. Евреинов и Пиранделло: два апостола театральности (Изложение статьи) // Проблемы современного театра: Обзор публикаций. 1988. Сент. С. 11. (Публ. Theatre Researh International, 1987, № 2, V. ХП, Р.148).
- Ростоцкий Б. И. Новые течения в театре // Русская художественная культура конца XIX начала XX века: (1908−1917). М.: Наука, 1997. Кн.З. С. 107 — 147.
- Рудницкий К. Л. Русское режиссерское искусство: 1908−1917. М.: Наука, 1990. 278 с.
- Русская театральная пародия XIX начала XX века / Сост. М. Я. Поляковой. М.: Искусство, 1976. 831 с.
- Русский футуризм: Теория. Практика. Критика. Воспоминания. М.: Наследие, 2000. 479 с.
- Русское зарубежье: Золотая книга эмиграции: Первая треть XX века: Энцикл. биогр. словарь. М.: РОССПЭН, 1997. 748 с.
- Сарабьянов Д. В. Стиль модерн: Истоки. История. Проблемы. М.: Искусство, 1989. 293 с.
- Семкин А. Д. Театральная теория Н. Н. Евреинова: Дисс. на соиск. учен, степени канд. искусствоведения. СПб., 2000. 244 с.
- Семкин А. Д. Театральная теория Н. Н. Евреинова в философском и культурологическом контексте XX века. Шесть театров Н. Н. Евреинова // Петербургские записки о театре. СПб., 2003. С. 91 111.
- Сологуб Ф. Собр. соч.: В 6 т. М.: НПК «Интелвак», 2002.
- Сологуб Ф. Театр одной воли // Театр. Книга о новом театре: Сб. статей. СПб.: Шиповник, 1908. С. 177 198.
- Старк Э. А. Старинный театр. СПб.: Изд-во Н. И. Бутковской, 1911. 48 с.
- Стахорский С. В. Русская театральная утопия начала XX века: Автореф. дисс. на соиск. учен, степени докт. искусствоведения. М., 1993. 45 с.
- Струтинская Е. И. «Единственный в своем роде». Николай Калмаков // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра XX века. М.: «Артист. Режиссер. Театр», 2004. С. 426 471.
- Струтинская Е. И. Искания художников театра: Петербург Петроград -Ленинград: 1910−1920-е гг. М.: ГИИ, 1998. 247 с.
- Струтинская Е. И. О некоторых особенностях экспрессионистской образности в русской сценографии 1910-х 1920-х годов // Русский авангард 1910 — 1920-х годов и проблема экспрессионизма. М.: Наука, 2003. С. 487 -495.
- Таиров А. Я. Записки режиссера: Статьи. Беседы. Речи. Письма. М.: ВТО, 1970. 640 е., ил.
- Титова Г. В. Мейерхольд и Комиссаржевская: модерн на пути к условному театру. СПб.: СПбГАТИ, 2006. 175 с.
- Титова Г. В. Творческий театр и театральный конструктивизм. СПб.: СПАТИ, 1995. 254 с.
- Тихвинская Л. И. Театры кабаре и миниатюр в России. 1908−1917. М.: РЖ Культура, 1995.412 с.
- Триббл К. История неосуществленной постановки «Саломеи» О. Уайльда. Подготовка спектакля и его запрет в 1908 г. // Театральное наследие. СПб.: Гиперион, 2005. Т. 1. С. 223 238.
- Уайльд О. Собр. соч.: В 3 т. М.: Терра Книжный клуб, 2000. Т. 3. Стихотворения. Поэмы. Эссе. Лекции и эстетические миниатюры. 205 с.
- Хализев В. Е. Драма как явление искусства. М.: Искусство, 1978. 239 с.
- Хейзинга Йох. Homo Ludens: Статьи по истории культуры. М.: Прогресс Академия, 1992. 459 с.
- Хлебников В. Собр. соч.: В 3 т. СПб.: Академ, проект, 2001. Т. 2. Поэмы и сверхповести. Драматические произведения. 522 с.
- Хренов Н. А. Зрелища в эпоху восстания масс. М.: Наука, 1906. 646 с. (Искусство в исторической динамике культуры).
- Шкловский В. Б. Гамбургский счет: Статьи Воспоминания — Эссе (1914 — 1933). М.: Сов. писатель, 1990. 544 с.
- Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. М.: Республика, 1992. 448 с.
- Эйзенштейн С. М. Монтаж. М.: Музей кино, 2000. 592 с.
- Энциклопедия экспрессионизма: Живопись и графика. Скульптура. Архитектура. Драматургия. Театр. Кино. Музыка / Авт. сост. П. Ришар. М.: Республика, 2003. 432 е., ил.
- Эткинд А. М. Содом и Психея: Очерки интеллектуальной истории Серебряного века. М.: ИЦ-Гарант, 1995. 413 с.
- Эткинд А. М. Эрос невозможного: История психоанализа в России. СПб.: Медуза, 1993. 463 с.
- Evreinov Nikolaj Nicolaevic. Le theatre en Russie sovietique. Paris: Publ. techniques et artistiques. 1946. 42 p.
- Nicolas Evreinov l’apotre russe de la theatralite Textes rec. par Gerard Abensour. Paris: Inst, d’etudes slaves, 1981.160 p.
- Phillippe Michel. Presentation de Nicolas Evreinov // Education et Theatre. Paris, 1953. №l.p. 23−27.
- Poggi T. Baikova. Ludwig Tieck, un anello di congiunzione tra Nikolaj Evreinov I Luigi Pirandello // Elemente der Literatur. Beitrage zur Stoff-, Motif-und Themenforschung. Elizabeth Frenzel zum 65 Geburstag, 1980. Bd 2, S. 132 — 148.1.I
- Дягилев С. Вечная борьба // Мир искусства. 1899. № 1. С. 13 16.
- Кугель А. Р. Театральные заметки О спектаклях Старинного театра. // Театр и искусство. 1907. № 50. С. 847
- Маковский С. К. Первые представления «Старинного театра» // Старые годы. 1908. № 1.С. 43−45
- Ауслендер С. Из Петербурга // Золотое руно. 1908. № 3−4. С. 117−120.
- Бенуа А. А. Дневник художника // Московский еженедельник. 1908. 21 янв.
- Ю. Б. Юрий Беляев. ["Франческа да Римини" в театре В. Ф. Комиссаржевской] // Новое время. 1908. 7 окт. (№ 11 700).
- Тамарин Н. Окулов Н. Н. Драматический театр В. Ф. Комиссаржевской // Театр и искусство. 1908. № 41. С. 704.
- Б. В. Запрещение «Саломеи» // Биржевые ведомости. 1908. 29 окт. № 10 783. С. 4−5.
- Измайлов А. Инцидент с «Саломеей» // Русское слово. М. 1908. 30 окт. № 252. С. 3.
- Тамарин Н. Окулов Н. Н. ["Ванька-ключник и паж Жеан"] // Театр и искусство. 1909. № 3. С. 49.
- Василевский JI. Петербургские письма О спектаклях Испанского цикла «Старинного театра». // Студия. 1911. № 10. С. 7.
- Вейконе М. На генеральной репетиции «Саломеи» // Алконост. 1911. Кн. 1.С. 140- 142.
- Воинов В. Художественные письма из Петербурга // Студия. 1911. № 10. С. 16.
- Батюшков Ф. Д. По поводу спектаклей «Старинного театра» // Студия. 1911. № 11. С. 2.
- Светлов В. «Старинный театр» и испанские танцы // Петербургская газета. 1911. 20 нояб.
- Бенуа А. А. Художественные письма. Старинный театр // Речь. 1911. 16 дек.
- Ростиславов А. О постановках «Старинного театра» // Театр и искусство.1911. № 51. С. 1002.
- Зноско-Боровский Е. А. «Кривое зеркало» // Русская художественная летопись. 1911. № 15. с. 234.
- Южный П. «Кривое зеркало» // Театр и искусство. 1911. № 39. С. 716.
- Александр К. Иранский. Гастроли «Старинного театра» // Утро России.1912. 15 февр.
- Бескин Эм. Фуэнте-Овехуна // Раннее утро. 1912. 16 февр.
- Львов Я. «Старинный театр» // Новости сезона. 1912. 16 февр.
- Дризен H.H. Старинный театр: (Воспоминания) // Столица и усадьба. 1916. № 71. С. 8−12.
- Ник. «Взятие Зимнего дворца» // Жизнь искусства. 1920. 30 -31 окт. № 596−597. СЛ.
- Известия Петроградского совета рабочих и красноармейских депутатов. 1920. № 250. 6 нояб. С. 2.
- Державин К. Чудо (К постановке «Взятия Зимнего дворца) // Известия Петроградского совета рабочих и красноармейских депутатов. 1920. № 251. 9 нояб.
- Державин К. Масса как таковая // Жизнь искусства. 1920. 12 нояб. № 607. С. 2.
- Евреинов Н. «Взятие Зимнего дворца» // Красный милиционер. 1920. № 14. 15 нояб. С. 4−5
- Шубский Н. На площади Урицкого // Вестник театра. 1920. № 75. 30 нояб. С. 4.
- Державин К. Н. Взятие Зимнего дворца в 1920 г. (К пятилетию инсценировки) // Жизнь искусства. 1925. № 45. С. 12.
- Семеновский В. О. Заметки о Евреинове. Творческий путь режиссера и драматурга в России и за рубежом. // Театральная жизнь. 1989. № 21. С.22−23.
- Кашина-Евреинова А. А. Неожиданный Евреинов: поэт-лирик // Экран и сцена. 1992. № 46. 19−26 нояб. С. 16.
- Добротворская К. Русские Саломеи // Театр. 1993. № 5. С. 134 142.
- Иванов В. В. Николай Евреинов: Между будуаром и эшафотом // Театр. 1993. № 5. С. 95−100
- Сенелик Л. Борис Гейер и драматургия кабаре // Театр. 1993. № 5. С. 87 -94.
- Барбой Ю. М. Заклятие // Петербургский театральный журнал. 1993. № 4.
- Аронсон О. Кино -тертр // Киноведческие записки. 1998. № 39. С. 5 9.
- Иванов В. В. Во сне и наяву: Предисл. к публ. пьесы «Бедной девочке снилось» Н. Евреинова. // Современная драматургия. 2005. № 4. С. 202 204
- Утехин И. И. Театральность как инстинкт: Семиотика поведения в трудах H. Н. Евреинова // Театр. 2001. №. 2. С. 80 84.