Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Концепция «христианской демократии» Г.П. Федотова

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Г. П. Федотов считал, что принципы справедливого хозяйства и творческой свободы можно использовать и в построении международного общения. Глобальным политическим идеалом для Федотова была всемирная федерация народов, в которой не будет войн благодаря ограничению политического суверенитета наций, но станет возможной полная свобода национального творчества. Отрицая мессианское значение русской… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Идейно-философский контекст формирования концепции Г. П. Федотова
    • 1. Основные вехи творческого пути мыслителя и политико-философские истоки концепции
    • 2. Интеллектуальная атмосфера создания проекта «Нового Града»
    • 3. Общие политико-философские идеи авторов «Нового Града»
  • ГЛАВА 2. Концепция «христианской демократии» Г. П. Федотова как политико-философский проект
    • 1. «Христианская демократия» в системе политико-философских идей Г. П. Федотова
    • 2. Политическое возрождение пореволюционной России в концепции Г. П. Федотова
    • 3. Идеи христианской демократии в современном политическом дискурсе

Концепция «христианской демократии» Г.П. Федотова (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Политические события переходных периодов в истории любого общества и мира в целом ставят перед политико-философской мыслью задачу выработки принципиальных стратегий развития, которые учитывали бы как национальные особенности, так и общемировые тенденции общественной трансформации, а также позволили бы полнее разобраться в глубинных причинах тех или иных политических явлений и учесть ошибки прошлого. Поэтому на переломных этапах развития всегда актуализируется научный анализ политико-философских концепций, разработанных ранее в периоды политической трансформации общества.

В связи с этим вполне закономерен резко возросший в последние годы интерес к отечественной политической мысли вообще и, в частности, к творчеству одного из виднейших мыслителей русской послеоктябрьской эмиграции Георгия Петровича Федотова (1886−1951). В противовес столь распространенным в его время радикальным доктринам он разрабатывал свою политико-философскую концепцию на основе детального изучения многовековой традиции русского государственного строительства и религиозно-культурных особенностей народа. При этом он не только глубоко понимал базовые культурно-исторические особенности России, но и в полной мере сознавал значимость таких актуальных для современности ценностей, как демократия, права человека и общественная солидарность. Поэтому многие из главных проблем, рассматриваемых Федотовым, находятся в центре политической дискуссии и сегодня.

Одним из наиболее значительных результатов его исканий стала концепция «христианской демократии», основанная как на глубоком знании отечественной политической традиции, так и на учете настоятельных требований политической жизни в условиях современности. Эта концепция представляет собой, кроме того, пример редкой в идейно-политических дискуссиях интеллектуальной аргументации, которая способна обогатить как политологический дискурс, так и сферу публично-правового согласования интересов.

Под «христианской демократией» в данном случае подразумевается не конкретная политическая партия или детально разработанный проект общественно-политического устройства, но определенная совокупность ориентиров и идей, на которых, по мысли Федотова, может основываться адекватная важнейшим особенностям России и задачам времени политика. Эти теоретические конструкции могут, как представляется, быть объектом политико-философского анализа.

Степень научной разработанности проблемы.

Посмертное «возвращение» Г. П. Федотова на родину состоялось относительно недавно. За рубежом в отдельных очерках, рецензиях и воспоминаниях дать оценку его творчеству стремились современники, друзья и единомышленники — H.A. Бердяев, П. М. Бицилли, Ф. А. Степун, В. Н. Ильин, Ю.П. Иваск1 и др. Хотя эти работы интересны сами по себе, их вряд ли можно считать всесторонним научным исследованием творчества мыслителя.

В советский период идейное наследие Г. П. Федотова по понятным причинам не было объектом детальных исследований. Его имя, как правило, замалчивалось, а если упоминалось, то главным образом в качестве одного из.

1 См.: Бердяев H.A. Из записной тетради // Новый журнал. — Ныо-Йорк, 1995. — № XLIIIИваск Ю. П. Ред. на кн.: Федотов Г. П. Лицо России. Сб. статей (1918—1931). — Париж, 1967; Степун Ф. А. Г. П. Федотов // Новый журнал. — Ныо-Йорк, 1957. — № 49- Шмеман А. Рец. на кн.: Федотов Г. П, Христианин в революции. Paris, 1957 // Новый журнал. — Пыо-Йорк, 1957. — № 51- Его же: Рец. на кн.: Федотов Г. П. Новый Град. Ныо-Йорк, 1952 // Вестник Р.С.Х.Д. — Ныо-Йорк, 1952. — № 3- Бицилли П. М. Рец. на кн.: Федотов Г. П. Святой Филипп митрополит Московский // Современные записки. — Париж, 1928. — № 36- Карпович М. М. Г. П. Федотов // Новый журнал. 1951. № 27- Зернов Н. М. Русское религиозное возрождение XX века. Париж, 1974; Иваск Ю. П. Георгий Петрович Федотов (1886−1951) // Опыты. 1957. № 7- Ильин В. Н. Г. П. Федотов. Святой Филипп, Митрополит московский // Путь. 1928. № 10. реакционных" идеологов «агонизирующей» белой эмиграции". В 1970 г. в «Философской энциклопедии» появилась свободная от идеологической предвзятости статья о Федотове, носившая скорее справочный характер3. Подробности биографии философа сохранились во многом благодаря его супруге E.H. Федотовой', составившей также библиографию его трудов5. В дальнейшем информацию о различных периодах его жизни в своих работах уточняли З. Е. Гусакова, Г. В. Михеева и французский ученый Д. Бон6.

В перестроечный и постперестроечный периоды были опубликованы исследования, посвященные историософии и философии культуры Федотова. Среди этих исследований определенно сохраняют ценность работы С. Г. Бочарова, Ф. И. Гиренка, К. Г. Исупова, В. Борисова, Г. С. Померанца, В. В. Сербиненко, В. Н. Топорова, JI.M. Смирнова, В. Б. Рыбачука и др.

Издание трудов Федотова сопровождалось вступительными статьями, дающими представление о жизненном пути мыслителя и предлагающими.

2 См. напр.: Шкаренков JI.K. Агония белой эмиграции. М., 1981. — С. 155.

3 См.: Вольфкович М., Ляликов Д. Федотов Г. П. // Философская энциклопедия. В 5 т. Т.5. М., 1970, — С. 309 -310.

4 См.: Федотова E.H. Георгий Петрович Федотов // Федотов Г. П. Лицо России: Поли. собр. статей: В 6 т. Т.1. Париж. 1988.-С. 1−34.

5 См.: Федотова E.H. Библиография трудов Г. П. Федотова (1886 — 1951). Париж, 1951.

6 См.: Бон Д. Новый Град Георгия Федотова // Человек. 1993. № 1. — С.82−85- Гусакова З. Е. Из биографии философа, историка и публициста Г. П. Федотова // Советские архивы. 1991. № 6- Михеева Г. В. К биографии русского философа Г. П. Федотова // Отечественные архивы. 1994. № 2. — С. 100−102.

7 См.: Бочаров С. Г. Г. П. Федотов. Предисловие к публикации // Вопросы литературы. — М., 1990. — № 2- Гиренок Ф. И. Судьба русской интеллигенции (читая Федотова) // Г. П. Федотов о судьбе русской интеллигенции. — М., 1991; Его же: Интеллигенция в симулятивных пространствах культуры. Г. П. Федотов // Гиренок Ф. И. Патология русского ума. Картография дословности. — М., 1998; Исупов К. Г. Георгий Федотов: философия исторической свободы // Философские науки. — М., 1991. — № 3- Борисов В. Г. П. Федотов (1886−1951). Историческая публицистика // Новый мир. — М., 1988. — № 4- Замалеев А. Ф. «Слышать голос Христа и голос истории» (О социальной философии Г. П. Федотова) // Федотов Г. П, О святости, интеллигенции и большевизме: Изб. ст. — СПб., 1994; Померанц Г. С. Г. П. Федотов — философ свободы и святыни // Человек — М., 1991. — № 1- Сербиненко В. В. Предисловие к публикации // Вопросы философии. — М., 1990. -№ 8- Топоров В. Н. О русском мыслителе Георгии Федотове и его книге «Святые Древней Руси» // Наше наследие. — М., 1988. — № 4- Смирнов Л. М. Империя культуры. О творчестве Г. П. Федотова // Наше наследие. — М., 1991. — № 3- Рыбачук В. Б. Философия культуры Г. П. Федотова. — Тверь, 1996; Его же: Гуманизм и культура в концепции Г. Федотова // Гуманизм и культура: век XX. — Тверь, 1993. обзорную характеристику его творчества — здесь стоит отметить статьи В. Ф. Бойкова, С. С. Бычкова, Д. С. Лихачева, A.B. Меня8, в которых, на наш взгляд, адекватно изложены основные этапы жизненного и творческого пути Г. П. Федотова, а также суть его исторических и философских воззрений.

С 1990;х годов начинают появляться диссертационные исследования творческого наследия Г. П. Федотова. Культурно-философским аспектам его концепции посвящены работы В. Б. Рыбачука, Э. А. Шаряповой, A.B. Елькина, Т. В. Ивановой, И. В. Гребешева, М. Г. Галахтина и Д.В. Зузлова9. С точки зрения историографии жизненный и творческий путь философа рассматривают A.A. Галямичева, О. Г. Юмашева, Е. А. Волкова и Ж.А. Гумерова10.

В работах данных авторов политические взгляды Г. П. Федотова затрагиваются лишь как часть его учения, и по сравнению с культурно-историческими аспектами его концепции и особенностями творческого пути им уделяется значительно меньшее внимание. о.

См.: Бычков С. С. Георгий Петрович Федотов (биографический очерк) // Федотов Г. П. Собрание сочинений в 12 т. Т.1.: «Абеляр» и статьи 1911;1925 гг. — М., 1996; Бойков В. Ф. Судьба и грехи России (философско-историческая публицистика Г. П. Федотова) // Федотов Г. П. Судьба и грехи России (избранные статьи по философии русской истории и культуры): В 2-х тт. Т.1. — СПб., 1991; Мень A.B. Возвращение к истокам // Федотов Г. П. Святые Древней Руси. — М., 1990; Лихачев Д. С. Предисловие // Федотов Г. П. Святые Древней Руси. М., 1990.

9 См.: Рыбачук В. Б. Философия культуры Г. Федотова: Дисс.. канд. филос. наук. М., 1995; Шарапова Э. А. Философия русской культуры Г. П. Федотова: Дисс.. канд. филос. наук: 09.00.03. — М., 1999; Елькин A.B. Философия культуры Ф. А. Степуна и Г. П. Федотова. Новоградство: Дисс.. канд. филос. наук. М., 2005; Иванова Т. В. Проблема свободы в историософских воззрениях Г. П. Федотова: Дисс.. канд. филос. наук. М., 2001; Гребешев И. В. Опыт персоналистской философии истории: II. Бердяев и Г. Федотов: Дисс.. канд. филос. наук. М., 2005; Зузлов Д. В. Философия истории Г. П. Федотова: методологические основания и концептуальная реконструкция: Дисс.. канд. филос. наук. Саратов, 2008; Галахтин М. Г. Философия истории Г. П. Федотова: дисс.. канд. философ, наук. — М., 1993.

10 Гумерова Ж. А. Проблема русского национального сознания в творчестве Г. П. Федотова: Дисс.. канд. истор. наук. Томск, 2008; Галямичева A.A. Научно-педагогическая, публицистическая и общественно-политическая деятельность Г. П. Федотова в годы эмиграции (1925 — 1951 гг.): Дисс.. канд. ист. наук. Томск, 2008; Юмашева О. Г. Традиции русской исторической науки второй половины XIX — начала XX вв. в наследии Георгия Петровича Федотова. Автореф. дисс.. канд. ист. наук. М., 1995; Волкова Е. А. Исторические взгляды и политическая деятельность Г. П. Федотова в «парижский период» (1925;1940 гг.): Дисс. канд.. истор. наук. Орел. 2004.

Осмысление Федотовым социально-классовой структуры современного ему общества привлекло внимание и социологов. Здесь, прежде всего, необходимо упомянуть докторскую диссертацию Ю.В. Селивановой", в которой предпринята попытка анализа социально-политических взглядов Федотова с позиций социологии.

В 1995 году вышло издание Российского института культурологии и центра по изучению отечественной культуры Института российской истории 1.

РАН — сборник статей «Культура русского зарубежья» В этом сборнике немало статей, посвященных идеям пореволюционных политических течений, рассматриваются и идеи авторов «Нового Града».

В 1997 году появилась «Литературная энциклопедия Русского зарубежья (1918;1940)», в которой содержится объемная информация о биографии и основных публикациях Г. Федотова.

В издание «Общественная мысль русского зарубежья: Энциклопедия» под редакцией В. В. Журавлева вошла достаточно основательная статья о Г. П. Федотове как мыслителе, написанная К.А. Соловьевым13.

В 2004 году вышла в свет книга А. Ф. Киселева «Страна грез Георгия Федотова (размышления о России и революции)», в которой были представлены биография и эволюция мировоззрения философа, раскрыты его идейные искания, связанные с осмыслением судеб России, природы и последствий революционных потрясений в стране в XX веке14.

В 2006 году вышел сборник «Российский либерализм: идеи и люди», в 2007 году появилось его второе издание. В него включена статья A.A. Кара-Мурзы о Г. П. Федотове, в которой подробно рассматриваются вопросы.

11 Селиванова Ю. В. Социально-политические взгляды Г. П. Федотова: Дисс.. д-ра соц. наук. Саратов, 2005.

12 Культура российского зарубежья / Под ред. A.B. Квакина, Э. А. Шулеповой. — М.: Русский вестник, 1995.

Соловьев К. А. Федотов Георгий Петрович // Общественная мысль Русского зарубежья: Энциклопедия / Отв. ред. В. В. Журавлев. М.: РОССПЭН, 2009.

14 Киселев А. Ф. Страна грез Георгия Федотова (Размышления о России и революции). М., 2004. — С. 9. осмысления проблематики свободы в его творчестве15. Либеральные идеи в творчестве Г. П. Федотова также обсуждались в ходе круглого стола, организованного в 2011 году фондами «Либеральная миссия» и «Русское либеральное наследие» и приуроченного к 125-летию со дня рождения мыслителя16.

В целом Г. П. Федотову в России и за рубежом посвящено несравнимо меньше работ, чем H.A. Бердяеву, С. Л. Франку, П. Б. Струве, И. А. Ильину, С. Н. Булгакову или Б. П. Вышеславцеву. При этом, если историософские и религиозно-философские аспекты его творчества исследованы достаточно основательно, то его политические идеи удостоивались лишь отдельных статей или упоминаний, хотя они представляют, на взгляд автора, значительный интерес.

Цель и задачи исследования

.

Цель исследования — на основе изучения корпуса текстов Г. П. Федотова реконструировать и критически проанализировать его политико-философскую концепцию «христианской демократии», а также определить ее место в отечественной политико-философской мысли.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи: реконструировать систему политико-философских взглядов Г. П. Федотова, нашедших выражение в его концепции «христианской демократии»;

— определить идейные предпосылки политико-философской концепции Г. П. Федотова и рассмотреть основные этапы его творческого пути с точки зрения формирования ключевых идей его концепции;

— вписать концепцию «христианской демократии» Г. П. Федотова в контекст идейного поиска направлений общественной мысли Русского Зарубежья и критически проанализировать ее основные идеи;

15 Кара-Мурза A.A. Георгий Петрович Федотов // Российский либерализм: идеи и люди / 2-е изд., испр. и доп., под общ. ред. А. А. Кара-Мурзы. М.: Повое издательство, 2007.

16 Материалы круглого стола «Россия и свобода» [Электронный ресурс] http://vwv.liberal.ru/articles/5502.

— определить характер политических идей Г. П. Федотова с точки зрения их соотнесенности с основными идеологиями и идейно-политическими течениями на основе критериев, принятых в политической науке;

— проследить судьбу основных политических идей Г. П. Федотова в современных российских христианско-демократических движениях и проектах.

Теоретические и методологические основы исследования.

В основе данного исследования — традиционные общенаучные методы анализа и синтеза, дедукции и индукции, элементы критического подхода, методы реконструкции историко-политологического и историко-философского контекстов, конкретно-исторического анализа. Для решения поставленных в работе задач использовались также аксиологический, сравнительный и герменевтический методы, социокультурный подход.

В связи с противоречивостью общественно-политических явлений, описываемых Г. Федотовым, особое значение приобретает диалектический метод.

Научная новизна исследования:

— политическое учение Г. П. Федотова впервые комплексным образом исследовано под углом зрения политико-философского анализавыявлены идейные предпосылки формирования политико-философской концепции Г. П. Федотова и повлиявшие на ее формирование особенности жизненного и творческого пути мыслителя;

— проведено компаративное исследование комплекса идей «Нового Града» и политических проектов других пореволюционных идейных течений Русского Зарубежья;

— специально исследована и критически проанализирована с позиций политико-философского знания концепция «христианской демократии» Г. П. Федотована основе критериев, выработанных политической наукой, определено место концепции Г. П. Федотова в идейном спектре политических учений;

— проанализированы современные интерпретации основных идей политической концепции Г. П. Федотова.

Положения, выносимые на защиту:

1. Концепция Г. П. Федотова сформировалась в русле русской политической философии. Влияние на нее оказали русские революционные демократы (В .Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Н. И. Добролюбов и др.), ранние славянофилы (К.С. Аксаков, И. В. Киреевский, A.C. Хомяков), русские религиозные философы (B.C. Соловьев, С. Н. Булгаков, A.A. Мейер и др.), а также гегельянство, марксизм и изучение Г. П. Федотовым медиевистики. Политико-философский проект «христианской демократии» Г. П. Федотова можно рассматривать как закономерный результат его идейных исканий, которому предшествовала эволюция его историософских и культурологических воззрений.

2. Журнал «Новый Град» (1931;1939), основанный Г. П. Федотовым и группой его единомышленников, занимал независимую позицию, равноудаленную от крайних проявлений как традиционных, так и пореволюционных идейно-политических течений. Новоградцы стремились к созданию жизнеспособного идейного синтеза, основанного на христианских духовных ценностях, который мог бы, согласно их замыслу, спять традиционные противоречия между «правыми» и «левыми» в идейно-политической сфере.

3. Концепция «христианской демократии» Г. П. Федотова разработана на основе синтеза идей: христианского представления об истине, социалистических идеалов справедливости, свойственного либерализму утверждения личности и ее духовной свободы как высших ценностей. Центральное место в этой концепции занимает отказ от радикализма через наполнение каждой из «великих» политических идей гуманистическим духовным содержанием, которое, по мысли Федотова, делает их пригодными для синтеза и предотвращает возникновение непримиримого конфликта между ними.

4. Основополагающая ценность в концепции «христианской демократии» Г. П. Федотова — культурная свобода и неприкосновенность личности, обусловленная тем, что душа человека принадлежит Богу. Однако неограниченная свобода, по Федотову, не распространяется на политические и экономические права личности, которые могут и должны быть разумно ограничены.

5. Г. П. Федотов рассматривает христианство как религию непрерывного творческого обновления и противопоставляет его цикличности язычества. Он оправдывает революцию как борьбу с тиранией, но отвергает «великие» революции как попытки разрушить общество, чтобы вновь построить его «с нуля», руководствуясь некой отвлеченной доктриной. Возвращение к христианской духовности, по Федотову, начнет «творческую революцию», направленную на бесконечное творческое обновление мира. Эту идею Г. П. Федотов противопоставляет всем теориям «идеального общества» как некоего конечного состояния.

6. В результате исследования автор пришел к выводу, что, при сложном синтетическом характере его учения, Г. П. Федотов как политический мыслитель по совокупности его идей может быть отнесен скорее к консервативному направлению политической мысли, так как отвергает любые проявления радикализма и прожектерства, основанного на абстрактных принципах, а в построении своей политико-философской концепции опирается на принципы реалистической политики, традиционные христианские идеалы и глубокое уважение к историческому опыту. Его консерватизм при этом может быть определен как «либеральный», так как важнейшее значение в его концепции, наряду с ценностями христианских традиций и общественной солидарности, имеет защита прав и свобод личности.

7. В отличие от многих отечественных мыслителей, Г. П. Федотов придает большое значение демократии, однако считает, что она может быть действительно ценной, лишь если суметь наполнить ее духовным содержанием и не сводить исключительно к механике избирательного процесса.

8. Основные политико-философские идеи Г. П. Федотова присутствуют в модернизированном виде в работах ряда современных российских авторовпри этом проанализированные в работе их концепции носят более конкретно-прикладной, но вместе с тем и более спорный характер.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Материалы и выводы проведенного исследования могут быть использованы в преподавании в курсах политической теории, философии политики, истории русской философии и истории политических учений, так как уточняют представления о концепции Г. П. Федотова и определяют ее место в отечественной политической мысли. Материалы данной работы могут также быть использованы для дальнейшего исследования общественной мысли Русского Зарубежья.

Апробация исследования. Основные положения и отдельные аспекты диссертации нашли отражение в научных публикациях автора. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите кафедрой философии политики и права философского факультета МГУ.

Структура исследования. Структура диссертации определяется целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и библиографического списка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное диссертационное исследование позволяет сделать вывод о том, что самобытная концепция Г. П. Федотова сформировалась в русле русской философии, влияние на нее оказали русские революционные демократы (Белинский, Герцен, Чернышевский, Добролюбов и др.), ранние славянофилы (Константин Аксаков, Иван Киреевский, Хомяков), русские религиозные философы (Булгаков, Соловьев, Мейер и др.), гегельянство, марксизм, а также историография средневековья.

Главную цель своих трудов Г. П. Федотов видел в поиске путей преодоления системного кризиса для России и Европы, объединенных, как он верил, единством судьбы и культуры. Свою концепцию он разрабатывал на основе синтеза идей — христианского представления об истине, социалистических идеалов справедливости, утверждения личности и ее духовной свободы как высших ценностей. Ее реализация, по мысли Федотова, должна была не привести к реставрации старых или консервации существующих социально-политических устоев, но создать общество и человека принципиально нового типа.

На творчестве Федотова отразились также его личностные характеристики — непредвзятость, независимость и неспособность к моральному компромиссу — и особенности жизненного пути — вынужденный разрыв с родиной, необходимость жить и работать за рубежом, зачастую находясь в атмосфере изоляции и враждебности среди соотечественников. Поскольку Г. П. Федотов относительно поздно пришел к политической публицистике (в 39 лет), будучи зрелым мыслителем со сформировавшимися взглядами, поэтому, в отличие от многих современников, ядро его политической философии на всем протяжении периода творчества оставалось практически неизменным. При этом его работы всегда были живым откликом на основные тенденции и важнейшие события в общественно-политической жизни России и Европы.

Концепция «христианской демократии» Г. П. Федотова создавалась в атмосфере ожесточенных споров, касавшихся исторической судьбы России, путей ее дальнейшего развития и роли эмиграции в этом процессе. На правом фланге Зарубежья надеялись на новую мировую войну, а на левом были готовы принять большевизм и вернуться в СССР. Не соглашаясь с существовавшими в то время в среде Русского Зарубежья теоретическими построениями, Г. П. Федотов создал свою собственную концепцию, которая была призвана, по замыслу автора, раскрыть истинный творческий потенциал христианства в политической сфере. Ее основное содержание изложено на страницах журнала «Новый Град» (1931;1939), который Г. П. Федотов издавал вместе с небольшой группой эмигрантов-единомышленников. Новоградцы занимали достаточно независимую позицию, равноудаленную от крайних проявлений как дореволюционных, так и пореволюционных течений. Традиция исканий новоградцев восходит к идеям русских исследователей социальных аспектов христианства, главным образом — к Московскому Религиозно-Философскому Обществу памяти Вл. Соловьева.

Высшая ценность в политико-философской концепции Г. П. Федотовачеловеческая личность, душа которой принадлежит Богу, а потому посягательства со стороны кого бы то ни было на ее неприкосновенность недопустимы. Свободное духовное творчество человека обращено лишь к Богу и является борьбой за его власть в мире. Свободу нельзя воспринимать как безответственность, беззаботность, комфорт или набор прав. Поэтому, в отличие от свободы личности, ее политические и экономические права могут и должны быть ограничены. Несмотря на приверженность идеалам свободы, Федотов был сторонником сильного государства, которое сможет защитить своих граждан и само себя от внешних и внутренних угроз.

Г. П. Федотов рассматривает христианство как религию непрерывного творческого обновления и противопоставляет его цикличности язычества. Поэтому главная революция, по Федотову, должна произойти в общественном сознании. Он не стремится предложить конкретную политическую программу или план борьбы за власть, но формулирует, по его убеждению, новое.мировоззрение. Ключ к решению общественных проблем он видит в установлении равновесия между личной и социальной этикой христианства. Преодоление социального раскола на основе принципов христианского миросозерцания, как полагал Федотов, положит конец конфликту между западниками и славянофилами, монархистами и республиканцами, социалистами и националистами и так далее, если все смогут отказаться от максимализма. Таким образом, будущая Россия для Федотова — не конечная цель политических преобразований, но их постоянный объект.

Политический и экономический проекты Федотова носят примерный и ориентировочный характер, так как невозможно предвидеть, в какой обстановке произойдет демонтаж коммунистической системы, каковы будут наличные условия. К тому же в политической и экономической сфере нет ничего абсолютного, все эволюционирует. Федотов может лишь предположить, что после большевиков будет необходим переходный период «демократической диктатуры», что усилятся сепаратистские настроения, но в целом он скорее предостерегает или указывает на некие аксиомы, вытекающие из сущности христианской политики. Например, в христианском обществе неприемлемы политическое рабство тоталитаризма и капиталистическая эксплуатация человека человеком. Отсюда его приверженность идеям социализма и демократии.

Согласно Г. П. Федотову, социализм глубоко укоренен в христианской культуре. Подлинный социализм не унижает личности, но способствует народному единению, уничтожает материальное неравенство, безработицу и нищету. Главная проблема социализма, согласно Федотову, заключается в преодолении рынка — организации внерыночного распределения. Восстанавливая посткоммунистическое хозяйство России, недопустимо увлекаться антибольшевистской реакцией и «разделывать все сделанное» в пику старой власти. Федотов и новоградцы противопоставляют свой подход, основанный на реалистической политике и поэтапных изменениях, доктринам и утопиям. Так, вместо «пятилеток», Федотов предлагает «пятидесятилетку». Наиболее справедливой формой экономической организации человеческого общежития, по Федотову, является социализм. Он не унижает достоинства личности, а способствует солидарности народа, сближая противоположные полюса социальной иерархии. Как и свобода личности, социализм, согласно идеям Федотова, является исконно христианской добродетелью, социальным воплощением христианской правды.

Исконно христианской добродетелью, по Федотову, является также и демократия. Поэтому ее надлежит наполнить христианским содержанием, так как «чистая», «языческая» демократия не справляется со своими задачами — выражения коллективной воли народа, защиты свобод, решения социального вопроса и др. В истории Древней Руси Г. П. Федотов видел предпосылки к развитию будущих демократических институтов власти. Идеалом православного общественного устройства Г. П. Федотов считал «соборность». Для него это такой способ единения внутри церкви, который исключает проявления епископской авторитарности и в то же время избегает крайностей индивидуализма. По Федотову, в православном мышлении соборность рассматривается как искание единства, основанного на любви и свободе, при соблюдении моральных принципов. Следовательно, это стремление достичь согласия иначе, нежели большинством голосов. В свое время древнерусским демократическим институтам не суждено было развиться и раскрыться во всей своей полноте из-за татаро-монгольского ига, укоренившего на Руси традицию восточного деспотизма, взятую на вооружение Московским княжеством и использованную им в строительстве империи. Осознание себя преемницей Византии, по Федотову, способствовало религиозному отступничеству России и подмене истинного православного христианства языческими принципами Римской Империи. Языческий по своему происхождению национализм способствовал строительству империи, но в итоге привел к ее краху. В то же время расцвет русской культуры в результате реформ Петра I доказывает, по мнению Федотова, культурное родство между Европой и Россией. Появление интеллигенции, воспринявшей западноевропейские идеалы свободы и социализма, способствовало просвещению монархов, но реакционная политика монархии в конечном счете привела интеллигенцию к непримиримой оппозиции режиму.

Г. П. Федотов противопоставляет культурный национализм политическому. Культурный национализм выражается в сохранении и развитии самобытной национальной культуры, а потому полезен. Политический национализм разжигает вражду между народами, способствует войнам и деградации культуры. Яркие воплощения политического национализма, по мнению Федотова, — советский коммунизм и германский нацизм. Между ними Федотов не видит существенных различий. И там, и там присутствует концепция стандартизированного индивида, отвечающего националистическим устремлениям режима, презрение к свободе, насаждается культ ненависти, коллективной мощи и техники. Русский культурный национализм, в отличие от политического, еще не успел себя исчерпать. Г. П. Федотов констатирует недостаточные усилия эмиграции по движению русской культуры вперед и призывает интеллигенцию не сдавать культурных высот и приложить все силы к возрождению России. В то же время он резко осуждает господствующие в Зарубежье реваншистские настроения.

Г. П. Федотов считал, что принципы справедливого хозяйства и творческой свободы можно использовать и в построении международного общения. Глобальным политическим идеалом для Федотова была всемирная федерация народов, в которой не будет войн благодаря ограничению политического суверенитета наций, но станет возможной полная свобода национального творчества. Отрицая мессианское значение русской государственности, Федотов считал, что Россия может указать пути к выходу из системного мирового кризиса и всем остальным странам — через ограничение политического суверенитета, плановое мировое хозяйство и полную культурную свободу наций — «великих личностей». После Второй мировой войны стало очевидно, что в случае победы СССР в возможной Третьей мировой войне, этот идеал нереализуем. Г. П. Федотов полагал, что сохранению национального единства России после краха советской системы должна способствовать рецепция культуры ее народов в русскую культуру. Федотов особенно важным считал сохранение единства с Украиной и Белоруссией, так как с их потерей Россия перестает быть европейской державой и рискует превратиться в азиатскую колонию Европы. На последнем (американском) этапе своего творческого пути Федотов пришел к выводу о несовместимости имперских амбиций России и ее существования в качестве свободного и демократического государства.

В ходе данного диссертационного исследования автор пришел к выводу, что Г. П. Федотова было бы справедливо отнести к консервативному направлению политической мысли, так как он является сторонником сильного государства, придает большое значение общественной солидарности, отвергает любые проявления радикализма, а в построении своей политико-философской концепции опирается на традиционные идеалы и глубокое уважение к историческому опыту. Поскольку важное место в политико-философской концепции Г. П. Федотова занимают идеи свободы и защиты прав личности, его консерватизм может быть определен как «либеральный».

В постперестроечную эпоху в России определенное распространение получили и идеи христианской демократии. Автор делает вывод, что если на Западе корни христианско-демократических движений лежали в социальной политике католической церкви, то российские христианские демократы восприняли идеи русских религиозных философов — Г. П. Федотова, С. Н. Булгакова, C.JI. Франка, H.A. Бердяева, П. Б. Струве, И. А. Ильина и др.

Российское Христианско-Демократическое Движение, основанное в.

1990 г. Г. А. Анищенко, В. В. Аксючицем, о. В. Полосиным и др., можно считать политическим течением идейных последователей Г. П. Федотова. Неудачи РХДД говорят о том, что христианско-демократические идеи в драматических условиях постперестроечных политических реалий не могли быть адекватно восприняты без поддержки со стороны государства и церкви.

Идеи Г. П. Федотова присутствуют в работах современных российских авторов, в частности, В. В. Аксючица и А. Е. Молоткова. При этом проанализированные в работе их концепции носят более конкретно-прикладной, однако и более спорный характер. И в рамках этих концепций, и помимо них основные политико-философские идеи Г. П. Федотова остаются востребованными (что доказывает хотя бы высокая цитируемость его трудов) и продолжают «работать» на решение важнейших проблем современной России.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Академики не одиноки. Ежедневный журнал. Электронный pecypc. http://ej.ru/?a=news&id=7396.
  2. В.В. Миссия России. М. 2010.
  3. Г. А. Драма компромиссов Электронный ресурс. http://religion.ng.ru/printed/concepts/2000−04−12/5drama.html.
  4. Н.П. Из дум о былом. М, 1992.
  5. H.A. Евразийцы // Евразийский вестник. Книга Четвертая. Берлин, 1925.
  6. H.A. Значение русского христианского движения // Вестник Русского Христианского Движения. Париж, II-III 1993. № 168.
  7. H.A. Из записной тетради // Новый журнал. Нью-Йорк, 1995. — № XLIII- Иваск Ю. П. Рец. на кн. Федотов Г. П. Лицо России. Сб. статей (1918— 1931). — Париж, 1967.
  8. H.A. Новое средневековье. Размышление о судьбе России и Европы. М., 1991.
  9. П.М. Рец. на кн.: Федотов Г. П. Святой Филипп митрополит Московский // Современные записки. Париж, 1928. — № 36.
  10. Бодрость! — 1935. — № 33. — 16 июня.
  11. Бодрость! — 1935. — № 47. — 22 сент.
  12. Бодрость! — 1935. — № 49. — 6 окт.
  13. Бодрость! — 1938. —№ 173. — 24 апр.
  14. В.Ф. Судьба и грехи России (философско-историческая публицистика Г. П. Федотова) // Федотов Г. П. Судьба и грехи России (избранные статьи по философии русской истории и культуры): В 2-х тт. Т.1. -СПб., 1991.
  15. Бон Д. Новый Град Георгия Федотова // Человек. 1993. № 1.
  16. В. Г.П. Федотов (1886−1951). Историческая публицистика // Новый мир. М., 1988. — № 4.
  17. С.Н. О Союзе христианской политики // Вопросы жизни, №.8, 1905.
  18. С.С. Георгий Петрович Федотов (биографический очерк) // Федотов Г. П. Собрание сочинений в 12 т. Т.1.: «Абеляр» и статьи 19 111 925 гг.-М., 1996.
  19. B.C. Незамеченное поколение. М., 1992.
  20. Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции. Спб. 2011.
  21. Е.А. Исторические взгляды и политическая деятельность Г.П. Федотова в «парижский период» (1925−1940 гг.): дисс. канд.. истор. наук. Орел, 2004.
  22. М., Ляликов Д. Федотов Г. П. // Философская энциклопедия. В 5 т. Т.5. М., 1970.
  23. Выступление митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла на X Всемирном русском народном соборе 4 апреля 2006 г. Электронный ресурс. www.pravoslavie.ru/put/1213.htm.
  24. М.Г. Философия истории Г.П. Федотова: дисс.. канд. философ, наук. -М., 1993.
  25. P.A., Роднянская И.Б. II Проблемы православия в зарубежных исследованиях. Реферативный сборник. ИНИОН. М., 1988.
  26. A.A. Научно-педагогическая, публицистическая и общественно-политическая деятельность Г.П. Федотова в годы эмиграции (1925 — 1951 гг.): Дисс.. канд. ист. наук. Томск, 2008.
  27. ГАРФ, ф. 5826, оп. 1, д. 21, лл. 64−72.
  28. ГАРФ, ф. 5826, оп. 1, д. 22, лл. 21−25.
  29. ГАРФ, ф. 5826, оп. 1, д. 27, лл. 2−25.
  30. ГАРФ, ф. 5853, оп. 1, д. 54, лл. 20−20.
  31. Ф.И. Патология русского ума. Картография дословности. -М., 1998.
  32. Ф.И. Судьба русской интеллигенции (читая Федотова) // Г. П. Федотов о судьбе русской интеллигенции. М., 1991.
  33. ИВ. Опыт персоналистской философии истории: Н. Бердяев и Г. Федотов: Дисс. канд. филос. наук. М., 2005.
  34. .А. Проблема русского национального сознания в творчестве Г.П. Федотова: дисс. канд.. истор. наук. Томск. 2008.
  35. З.Е. Из биографии философа, историка и публициста Г.П. Федотова// Советские архивы. 1991. № 6.
  36. А. Царь и советы: идейные поиски младороссов // http://nash-sovremennik.ru/p.php?y=2005&n=l l&id=6
  37. A.B. Философия культуры Ф.А. Степуна и Г. П. Федотова. Новоградство: Дисс. канд. филос. наук. М., 2005.
  38. Н.М. Русское религиозное возрождение XX века. Париж, 1974.
  39. ЗузловД.В. Философия истории Г. П. Федотова: методологические основания и концептуальная реконструкция: Дисс.. канд. филос. наук. Саратов, 2008.
  40. Т.В. Проблема свободы в историософских воззрениях Г.П. Федотова: Дисс. канд. филос. наук. М., 2001.
  41. Т.В. Проблема свободы в историософских воззрениях Г.П. Федотова: дисс. канд.. философ, наук. М., 2001.
  42. Ю.П. Георгий Петрович Федотов (1886−1951) // Опыты. 1957. № 7.
  43. Ю.П. Молчание. Памяти Георгия Петровича Федотова // Наше наследие. 1989. № 4.
  44. Игумен Вениамин. Христианский социализм прот. Сергия Булгакова Электронный ресурс. http://www.vehi.net/bulgakov/novik.html
  45. Известия от 24 ноября 1921 г.
  46. В.Н. Г.П. Федотов. Святой Филипп, Митрополит московский//Путь. 1928. № 10.
  47. НА. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. Статьи 1948−1954 гг.: в 2 т. М., 1992.
  48. НА. О монархии и республике Электронный ресурс. http://www.rus-sky.com/gosudarstvo/ilin/ilinmr.htm.
  49. И.А. О политическом успехе (забытые аксиомы) Электронный ресурс. http://www.apocalypse.orthodoxy.ru/problems/130.htm.
  50. H.A. Собрание сочинений, том VII. М 1998.
  51. . И.А. О Сущности правосознания Электронный ресурс. http://www.philosophy.ru/library/il/02/01 .html.
  52. . И.А. Что такое Русский Обще-Воинский Союз (Р.О.В.С.) Электронный ресурс. http://www.rovs.narod.ru/vozrosl.htm.
  53. КГ. Георгий Федотов: философия исторической свободы // Философские науки. М., 1991. — № 3.
  54. Кара-Мурза A.A., Жукова O.A. Свобода и вера. Христианский либерализм в российской политической культуре. -М., 2012.
  55. М.М. Г.П.Федотов // Новый журнал. 1951. № 27.
  56. В.И. Взыскующие града: Хроника частной жизни русских религиозных философов в письмах и дневниках. М., 1997.
  57. А.Ф. Политическая история русской эмиграции. М, 1999.
  58. А.Ф. Страна грез Георгия Федотова (Размышления о России и революции). М., 2004.
  59. Ю.В. Смена вех // В поисках пути: Русская интеллигенция и судьбы России. —М., 1992.
  60. С.С. Идеологическое конструирование методологической проблематики мыслителями русской политической мысли послеоктябрьского зарубежья Электронный ресурс. http://www.petrsu.ru/Chairs/Politology/rozneva2.pdf.
  61. Культура российского зарубежья // Под ред. A.B. Квакина, Э. А. Шулеповой. М., 1995.
  62. В. А. Боевая вылазка в СССР: Записки организатора взрыва ленинградского Центрального партклуба (июнь 1927). — Париж. — 1931.
  63. КН. Избранные письма: 1854—1891. СПб.: Пушкинский фонд, 1993.
  64. Либеральный консерватизм: история и современность. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. М.: РОССПЭН, 2001.
  65. Д. С. Предисловие // Федотов Г. П. Святые Древней Руси. М, 1990.
  66. Г. Г. Формирование средневековой философии: латинская патристика. М. 1979.
  67. A.A. Философские сочинения. Париж, 1982.
  68. A.B. Возвращение к истокам // Федотов Г. П. Святые Древней Руси. М., 1990.
  69. Г. В. К биографии русского философа Г.П. Федотова // Отечественные архивы. 1994. № 2.
  70. Младоросская искра. — 1934. — № 42. — 1 дек.
  71. Л. Сеть. Москва-ОГПУ-Париж. Минск, 1991.
  72. А.Е. Миссия России. Православие и социализм в XXI веке Электронный ресурс. http://www.golden-ship.ru/load/proektrossija/missijarossiipravoslavieisocializmvxxivekem olotkovae/133−1-0−804.
  73. М. Миссия русской эмиграции. М., 1994.
  74. Нарочницкая Я. Л. Россия и мировой восточный вопрос Электронный ресурс. http://www.pravoslavie.ru/analit/global/vostochvopros.htm.
  75. П.И. Демократия на распутьи // Новгородцев П. И. Об общественном идеале. М., 1991.
  76. Новый Град. 1931−1939. № 1−14.
  77. Ф.Г. Политизация конфессий и клерикализация политики: тенденции развития и риски в российском обществе // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. Специальный выпуск к № 3. М., 2009.
  78. А. С. Православная цивилизация в глобальном мире. М.2002.
  79. .В. Германская политика ХДС/ХСС: содержание, концепции, методы и результаты: дисс.. д-ра истор. наук. Вологда, 2002.
  80. Г. С. Г.П. Федотов философ свободы и святыни // Человек-М., 1991. -№ 1.84. Пути Евразии. — М., 1993.
  81. М. Россия за рубежом: История культуры русской эмиграции: 1919−1939. — М., 1994.
  82. Российская газета Федеральный выпуск № 3634,19 ноября 2004 г.
  83. Российская газета Федеральный выпуск № 3634.
  84. Российский либерализм: идеи и люди / 2-е изд., испр. и доп., под общ. ред. А. А. Кара-Мурзы. М.: Новое издательство. 2007.
  85. Российское демократическое движение. Сборник материалов. М., 1990.
  86. В.Б. Гуманизм и культура в концепции Г. Федотова // Гуманизм и культура: век XX. Тверь, 1993.
  87. В.Б. Философия культуры Г. Федотова: Дисс.. канд. филос. наук. М., 1995-
  88. В.Б. Философия культуры Г.П. Федотова. Тверь, 1996-
  89. Р. Христианская демократия в России // Социологические исследования. 1993. № 4.
  90. В.П. Проект программы «Христианского братства Борьбы», М., 1906.
  91. В.П. Собрание сочинений. Т. 2. М., 2010.
  92. Ю.В. Социально-политические взгляды Г.П. Федотова: Дисс. д-ра соц. наук. Саратов, 2005.
  93. В.В. Предисловие к публикации // Вопросы философии. М., 1990. — № 8.
  94. JT.M. Империя культуры. О творчестве Г. П. Федотова // Наше наследие. М., 1991. — № 3.
  95. B.C. Великий спор и христианская политика. Собр. соч., в Ют. СПб. 1912, т. 4.
  96. B.C. Национальный вопрос в России. Выпуск второй // Сочинения в двух томах. Т. 1. М., 1989-
  97. К.А. Федотов Георгий Петрович // Общественная мысль Русского зарубежья: Энциклопедия / Отв. ред. В. В. Журавлев. М.: РОССПЭН, 2009.
  98. Ф.А. Бывшее и несбывшееся. Нью-Йорк, 1956.
  99. Ф.А. Г.П. Федотов // Новый журнал. Нью-Йорк, 1957.49.
  100. П.Б. О мере и границах либерального консерватизма Электронный ресурс. http://www.sociology.mephi.ru/docs/polit/html/struve.htm.
  101. А.Г. Идеал «творческой демократии» в понимании Джона Дыои и Ивана Ильина // Schola-2006. Сборник научных статей философского факультета МГУ / Под ред. E.H. Мощелкова, A.A. Ширинянца. М., 2006.
  102. В.Н. О русском мыслителе Георгии Федотове и его книге «Святые Древней Руси» // Наше наследие. М., 1988. — № 4.
  103. Третья Россия. — 1932. — № 1.
  104. . Н.С. Европа и человечество Электронный ресурс. http://gumilevica.kulichki.net/TNS/tns03.htm.
  105. А. Постсоветские правоэкстремистские контрэлиты и их влияние в современной России Электронный ресурс. http://www.intelros.ru/readroom/nz/nz57/2286-postsovetskie-pravojekstremistskie.html.
  106. Устрялов Н.В. PATRIOTICA Электронный ресурс. http://lib.ru/politolog/ustryalov/patriotica.txt.
  107. Н.В. В борьбе за Россию Электронный ресурс. http://www.gumer.info/bibliotekBuks/History/Article/UstrBorbRuss.php
  108. Утверждения. — 1931. — № 1.
  109. Г. П. Защита России. Париж, 1988.
  110. Г. П. Между двух войн // Новый журнал. Нью-Йорк, 1946. № 14.
  111. Г. П. Полное собрание статей в 6 т. Т. З. Париж, 1982.
  112. Г. П. Собрание сочинений в 12 т. М, 1996−2008.
  113. Г. П. Судьба и грехи России Спб., В 2 т. 1991.
  114. . Г. П. Лицо России: Полн. собр. статей: В 6 т. Т.1. Париж. 1988.
  115. Э. Бегство от свободы. М., 2011.
  116. Хейзинга Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. М., 2004.
  117. В.И. Человек и государство в русской философии естественного права // Вопросы философии. 1990. Ms6.
  118. В.И. Эпистемология либерального консерватизма Опыт аналит.подхода Дис.. д-ра социол. наук 22.00.01
  119. Э.А. Философия русской культуры Г.П. Федотова: Дисс.. канд. филос. наук: 09.00.03. М., 1999.
  120. JI.K. Агония белой эмиграции. М., 1981.
  121. А. Рец. на кн.: Федотов Г. П, Христианин в революции. Paris, 1957 // Новый журнал. Нью-Йорк, 1957. — № 51.
  122. А. Рец. на кн.: Федотов Г. П. Новый Град. Нью-Йорк, 1952 // Вестник Р.С.Х.Д. Нью-Йорк, 1952. — № 3.
  123. О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. М., 2009.
  124. О.Г. Традиции русской исторической науки второй половины XIX — начала XX вв. в наследии Георгия Петровича Федотова. Автореф. дисс.. канд. ист. наук. М., 1995.
  125. Putnam G.F. Russian alternatives to Marxism: Christian socialism and idealistic liberalism in XX century Russia. Knoxville, 1977.
Заполнить форму текущей работой