Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Методологические основы совершенствования стратегического управления социально-экономическим развитием города

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Стратегические проблемы города Москвы носят комплексный характер и требуют системного подхода к их решению. Например, наличие на территории Москвы большого количества промышленных предприятий и решение об их выносе за пределы города требует решения целой совокупности стратегических проблем, таких как производственные, экологические, социальные, селитебные и т. п. Другой трудностью для города… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Методологические основы организации стратегического управления развитием города в современных условиях
    • 1. 1. Теоретические подходы к изучению феномена города
    • 1. 2. Методологические основы анализа социально-экономического развития города
    • 1. 3. Особенности стратегического управления социально-экономическим развитием города
  • Глава 2. Мировая и российская практика стратегического управления социально-экономическим развитием городов
    • 2. 1. Зарубежный опыт стратегического управления социально-экономическим развитием городов
    • 2. 2. Отечественный опыт стратегического управления социально-экономическим развитием городов
  • Глава 3. Пути совершенствования стратегического управления социально-экономическим развитием города
    • 3. 1. Механизм группировки и оценки стратегических проблем социально-экономического развития города
    • 3. 2. Формирование стратегии социально-экономического развития города
    • 3. 3. Совершенствование организации стратегического управления социально-экономическим развитием города

Методологические основы совершенствования стратегического управления социально-экономическим развитием города (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Формирование новых политических, экономических и социальных реалий жизни российского общества привело к значительным изменениям условий функционирования городских социально-экономических комплексов, особое место среди которых занимают крупнейшие города. Именно они в наибольшей степени концентрируют специфические городские черты, являются носителями городского образа жизни, «городской идеологии». В настоящее время в России насчитывается 13 городов-«миллионеров». Эти города концентрируют около 19% всего населения России и примерно 26% городского населения. В них производится около 13% всей промышленной продукции, на них приходится более 18% капиталовложений. Здесь наиболее активно формируются новые формы экономической деятельности, а также общественные отношения. Такие города являются центрами власти и управления, в них принимаются важнейшие экономические и политические решения.

Одним из основных условий функционирования и развития * крупнейших городов является формирование адекватной системы управления. Существенное значение приобретает стратегическое управление, целью которого становится выбор и реализация стратегических приоритетов развития города на основе прогнозов его развития, изменений окружающей для города среды и выбора соответствующего типа стратегии.

В силу специфики российской экономики задача стратегического управления развитием крупнейших городов не может быть решена путем применения только классических рыночных методов управления, предполагающих наличие функционирующей рыночной экономики.

Основные причины, препятствующие органам местного самоуправления крупнейших городов в полной мере реализовывать стратегическое управление, связаны с отсутствием необходимых методов и моделей управления развитиемнеотлаженностью процесса принятия решенийтрудностями функционирования механизмов согласования интересов бизнеса, власти и населениянехваткой финансовых ресурсов и квалифицированных кадров.

Проблема стратегического управления развитием крупнейших городов сложна, многогранна и требует привлечения значительных интеллектуальных, материальных и финансовых ресурсов. Важнейшей исследовательской задачей становится поиск направлений и методов стратегического управления, учитывающих специфические особенности крупнейших российских городов. В диссертации эти проблемы исследуются на примере г. Москвы, как крупнейшего города, представляющего собой развитый многосторонний социально-экономический комплекс.

Все вышесказанное определяет актуальность народнохозяйственной проблемы, в рамках которой проводилось исследование, состоящее в изучении и анализе методов стратегического управления развитием крупнейших городов.

Степень разработанности проблемы. Из-за особенностей развития и управления народным хозяйством в советский период потребность в стратегическом управлении развитием крупнейших городов в условиях рыночной экономики сформировалась в России сравнительно недавно, к середине 1990;х гг. Тем не менее, вопросы, касающиеся развития городов всегда вызывали интерес российских и зарубежных специалистов.

В отечественной экономической литературе проблема развития городов проработана достаточно основательно. В этой связи следует отметить работы Беккера В. Я., Бялковского B.C., Воротилова В. А., Жолкова А. С., Зуева В. М., Ильина И. А., Любовного В. Я., Поляна П. М., Пчелинцева О. С., Сигова И. И., Шевердяева Н. Н., Финагина В. В. Однако процессы, протекающие в современных российских городах, кардинально отличаются от закономерностей функционирования городов советского периода.

Становлению методического и методологического подходов к исследованию городов способствовали работы таких зарубежных экономистов, как Берг JL Ван ден, Клинк А. Ван., Мерфи Р., О’Салливана А., Чезире П., Харриса Ч., Хендерсона В., Холла П., Форрестера Дж., Эванса А. Вместе с тем, теории, разработанные для условий рыночной не всегда применимы для переходной экономики.

Заметный вклад в развитие теории и практики экономики городов в условиях переходной экономики вносят работы Анимицы Б. Г., Бильчака B.C., Битунова В. В., Боголюбова B.C., Бурака П. И., Ветрова Г. Ю., Гранберга.

A.Г., Гринчеля Б. М., Егоршина А. П., Занадворова B.C., Когута А. Е., Лексина.

B.П., Литовки О. П., Львова Д. С., Любовного В. Я., Михайлова Е. Д., Пузанов А. С., Рождественской И. А., Рохчина В. Е., Смирнягина Л. В., Трейвиша А. И., Шульги В.А.

В тоже время проблемы стратегического управления российскими городами в современных условиях еще не получили комплексного рассмотрения.

Целью диссертационного исследования является разработка методологических основ совершенствования стратегического управления социально-экономическим развитием города.

Достижение поставленной цели предопределило постановку и решение автором следующих задач, отражающих структуру и последовательность исследования: исследовать и систематизировать теоретико-методологические подходы к анализу социально-экономического состояния и динамики развития города с учетом особенностей переходного периодапроанализировать опыт стратегического управления социально-экономическим развитием российских и зарубежных городов и обосновать пути совершенствования методов стратегического управленияразработать подход к оценке и выбору приоритетных стратегических проблем социально-экономического развития города и предложить механизм их систематизацииразработать рекомендации по совершенствованию организации стратегического управления развитием крупнейших городов.

Объектом диссертационного исследования является социально-экономический комплекс города.

Предметом исследования является система стратегического управления социально-экономическим развитием города в современных условиях.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют научные положения, содержащиеся в трудах отечественных и зарубежных ученых и специалистов в области экономической теории, управления экономикой, региональной экономики, проблем развития городов, экономического и системного анализа, теории финансов и инвестиций. В работе применялись различные методы статистического, сравнительного и экономического анализа, а также методы математического моделирования и экспертных оценок.

Информационную базу исследования составили законодательные нормативные акты и другие регламентирующие акты и материалы в рассматриваемой области, официальные данные отечественной и зарубежной статистики, материалы, опубликованные в российской и иностранной периодической печати и помещенные в Интернетесобственные разработки и расчеты соискателя.

Научная новизна исследования заключается в следующем: предложена авторская концепция принципов анализа социально-экономического развития города в современных условиях, основой которой является междисциплинарный подход, позволяющий использовать положения теории модернизации, цивилизационного подхода, теории постиндустриального общества, теории трансформации. Показано, что процессы роста ВРП города и уровня жизни населения тесно взаимосвязаны, но протекают с различной интенсивностьювыявлены специфические особенности стратегического управления развитием городапоказано, что основными особенностями являются: долгосрочный характер стратегического управления, заключающийся в обеспечении устойчивого развития города в долгосрочной перспективесоциальная ориентация стратегического управления, ставящая в качестве одного из приоритетов развития города повышение уровня жизни его населениядинамичность и мобильность стратегического управления развитием города, его чувствительность к изменениям внешней для города средыдиагностический, упреждающий характер стратегического управления, предопределяющий выживаемость города в будущемналичие механизмов реализации стратегии социально-экономического развития городауточнены параметры и критерии, оценивающие роль города в регионе и специфику его стратегического развитиявыявлено, что часть традиционных критериев, использующихся для анализа качественных параметров экономики города и уровня его развития, в настоящий период утратила свое ведущее значение для крупнейших городовдля выявления места крупнейшего города в территориальной системе более высокого ранга обоснованы такие критерии, как доля бюджета крупнейшего города в совокупном бюджете региона, его доля в региональных инвестициях, в объемах строительства жилья и регионального товарооборотапредложен подход к выявлению, систематизации и ранжированию стратегических проблем города, заключающийся в оценке их значимости для городского сообщества, выявлено, что проблемы функционирования и развития городов в большинстве случаев по характеру индивидуальны и имеют особую степень важности для каждого города, предложена классификация проблем по следующим группам: селитебные (градостроительные) проблемы, социальные проблемы, производственные проблемы, экологические проблемы, проблемы социальной и производственной инфраструктуры, проблемы управления городом, финансовые проблемы, проблемы безопасности. Автором предложено проводить ранжирование стратегических проблем развития города по их значимости для его социально-экономического развития с присвоением проблемам, принадлежащим к той или иной группе особых приоритетовобоснованы предложения по совершенствованию процесса стратегического управления развитием крупнейшего города в современных условияхпоказано, что процесс стратегического управления социально-экономическим развитием города необходимо строить на базе целевой постановки и решения его стратегических проблем с учетом потребностей и социальных ожиданий местного сообществацелесообразно перераспределить часть функций между стратегическим и оперативным управлением, передав трудоемкие и рутинные функции системе оперативного управления функционированием города и наладив необходимые информационные потокистратегическое управление развитием города должно получить функции, требующие обобщения, анализа и прогнозирования, и осуществляться специализированным подразделением, занимающимся стратегическим управлением социально-экономического развития города.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные в нем положения, предложения и рекомендации имеют широкую практическую направленность, позволяющую усовершенствовать методы и принципы стратегического управления развитием города, а также организовывать и реализовывать стратегическое управление развитием крупнейших городов с учетом особенностей современного периода.

Материалы диссертационного исследования, полученные выводы и предложения могут использоваться в учебных курсах вузовского и послевузовского образования при преподавании дисциплин «Региональная экономика», «Экономика городского хозяйства», «Муниципальный менеджмент», «Экономическая теория», а также при чтении спецкурсов по данной тематике.

Апробация и внедрение результатов исследования. Полученные результаты и сделанные выводы использовались для подготовки спецкурсов и разработки структуры дипломных проектов по специальности 06.08.00 -«Экономика и управление на предприятии» (в городском хозяйстве) на кафедре «Экономики и управление» Московского института экономики, менеджмента и права.

Основные положения и выводы диссертационной работы докладывались и обсуждались на Межвузовской научно-практической конференции «Государственное регулирование многоукладной рыночной экономики России: проблемы и перспективы» (Москва, декабрь 2005 г.). Основные методологические положения и результаты проведенных исследований изложены в публикациях «Вестник Всероссийской государственной налоговой академии».

Публикации по теме диссертации. Опубликовано 3 статьи, общим объемом 1,7 п.л. (в том числе авт. 1,55 пл.).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В настоящее время в городах проживает почти половина населения Земли. С учетом сложившихся темпов урбанизации к 2025 г. городское население составит примерно две трети от общей численности населения планеты. При этом количество крупнейших городов увеличивается быстрее, чем количество других городов. В крупнейших городах проживает около 60% городского населения мира.

В современных условиях города выступают самостоятельными экономическими агентами, принимающими решения и осуществляющими деловые операции, связанные с соответствующими доходами и расходами. Чем больше город, тем больше функций он выполняет, являясь торговым, промышленным, культурным, научным, административным центром или транспортным узлом. Крупнейшие города обеспечивают наиболее высокую производительность труда, концентрацию достижений научно-технического прогресса.

Усиление процессов интернационализации и глобализации мирового хозяйства, повышение нестабильности и усложнение мирохозяйственных связей привели к необходимости совершенствования методов управления развитием городов. Методом управления, в наибольшей степени отвечающим современным потребностям, является стратегическое управление социально-экономическим развитием города.

Проведенное диссертационное исследование позволяет сделать следующие выводы:

• Основой анализа социально-экономического развития города в современных условиях является междисциплинарный подход, позволяющий использовать положения теории модернизации, цивилизационного подхода, теории постиндустриального общества, теории трансформации. Каждая отдельно взятая теория дает достаточно глубокую, но в то же время одностороннюю оценку природы развития крупнейших городов и не обеспечивает возможность комплексного, всестороннего рассмотрения их эволюции. Развитие города, как сложной региональной социально-экономической системы, представляет собой процесс, познание которого требует объединения усилий различных методологических школ и направлений. Выбор методологии конкретного исследования определяется релевантностью существующих теорий, возможностью их адаптации применительно к новым условиям.

• Главной целью стратегического развития города, по нашему мнению, является организация мер, способствующих повышению уровня жизни его населения. Город получает свое развитие лишь тогда, когда уровень концентрации производительных сил позволяет все пространство их размещения и инфраструктуры сформировать как единое социально-экономическое образование, обеспечивающее благоприятные условия для жизнедеятельности населения и эффективной организации процессов экономической деятельности. В связи с этим приоритет в стратегических решениях должен отдаваться социальной составляющей экономического развития.

• Понятие «уровень жизни населения» трактуется зачастую по разному и измеряется различными индикаторами. Для анализа уровня социально-экономического развития города можно использовать сопоставление показателей роста ВРП города и уровня жизни его населения. Процессы роста ВРП города и уровня жизни горожан тесно взаимосвязаны, но протекают с различной интенсивностью. Сам по себе рост ВРП не обязательно обуславливает повышение уровня жизни местного сообщества. Уровень жизни горожан может быть выражен через интегральный показатель совокупных темпов роста различных показателей, в частности: среднедушевых доходов, взятых с учетом инфляции, площади жилищ, приходящейся в среднем на одного жителя и среднегодовой численности жителей, занятых в экономике. Сопоставление темпов роста ВРП города и темпов роста уровня жизни его населения иллюстрирует сложившуюся в городе ситуацию.

• Анализ темпов роста ВРП Москвы и темпов роста уровня жизни москвичей свидетельствует о растущем разрыве между этими показателями. Темпы роста ВРП за период 1995;2005 гг. выросли более чем в 3 раза, тогда как итоговые темпы роста уровня жизни увеличились всего в 1,5 раза. В итоге, темпы роста показателей уровня жизни за указанный период отстали от темпов роста ВРП города более чем в два раза. В ближайшие годы тенденция отставания темпов роста уровня жизни от темпов роста ВРП города очевидно сохранится.

• Стратегическое управление компаниями обладает рядом особенностей, позволяющих использовать его в процессе управления городом. Функционирование хозяйствующих субъектов в жестких конкурентных условиях рыночной экономики обеспечивает реальный механизм практического отбора лучших методов управления. Находясь на передовых позициях по использованию наиболее эффективных методов управления, корпорации являются носителями перспективного опыта для органов государственной и муниципальной власти.

• Стратегическое управление социально-экономическим развитием города представляет собой деятельность государственных и муниципальных органов власти, а также руководящих органов хозяйствующих субъектов, связанную с выбором и реализацией стратегических приоритетов развития города. Совокупность действий органов местного самоуправления, согласованных и взаимоувязанных по цели, задачам, месту, времени и ресурсам, осуществляется согласно единому замыслу для достижения стратегических целей. Стратегическая цель развития города характеризуется тем, что она определяет конечный результат деятельности органов местного самоуправления и способствует крупным, иногда коренным изменениям социальных, экологических, экономических и других характеристик состояния города. В связи с тем, что стратегическое управление развитием города является сложным, комплексным методом управления, его целесообразно реализовывать посредством создания специальной подсистемы в системе управления городом — подсистемы стратегического управления.

• Особенностями стратегического управления социально-экономическим развитием города являются: долгосрочный характер, социальная ориентация, динамичность и мобильность стратегического управления, диагностический, упреждающий характер стратегического управления, наличие механизмов реализации стратегии социально-экономического развития города. В настоящее время основной задачей стратегического управления является обеспечение устойчивого развития города в долгосрочной перспективе. Главной целью современного стратегического управления развитием города параллельно с промышленным развитием становится повышение уровня жизни его жителей. В целях реализации стратегии развития города структура стратегического управления должна быть гибкой, адаптивной, быстро приспосабливающейся к изменениям внутренней и внешней среды, в том числе, внутри плановых периодов. Действия, осуществляемые в рамках стратегического управления социально-экономическим развитием города в настоящем, предопределяют его выживаемость в будущем, долгосрочная реакция закладывается в стратегические планы и программы города. Стратегическое управление как процесс включает не только целеполагание, но и реализацию стратегии, оценку и контроль.

• Существует большое разнообразие в подходах к организации стратегического управления в зарубежных странах, что связанно с отсутствием единой методологии в данной области. Основными достоинствами организации управления развитием городов в зарубежных странах являются: создание специальных подразделений по планированию в органах городского управления и непрерывное совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей процессы развития городов.

Общим недостатком организации управления развитием является сосредоточение усилий на разработке стратегических планов, в то время как их реализации уделяется недостаточно внимания.

• В настоящее время существуют два различных подхода к стратегическому управлению развитием городов: общественно-политический (публичный) и профессиональный (технократический). Первый подход является более распространенным благодаря простоте и доступности для понимания значительной части горожан. Это облегчает вовлечение местного сообщества в процесс стратегического планирования. Однако быстрота разработки, простота выбираемых целей и короткий период их достижения не позволяют обеспечивать стратегические изменения города. Второй (технократический) — рассчитан на развитие городов сообразно с представлениями специалистов, осуществляется специализированными подразделениями органов управления городами и предусматривает разработку и научное обоснование выбираемых целей. Как правило, данный подход не предполагает активное вовлечение общественности и включает детальный, но длительный процесс реализации планов, в связи с чем этот подход не получил широкого распространения как в зарубежных, так и в российских городах.

• Среди российских городов, занимающихся стратегическим планированием, выделяются крупнейшие города. Основными причинами того, что именно крупнейшие города стали первыми планировать свое будущее, стало то, что, с одной стороны, системное стратегическое планирование и управление жизненно необходимо для существования столь сложной системы, как крупный город, а, с другой стороны — стратегическое планирование является относительно новым и сложным подходом для российских городов, поэтому именно крупнейшие города с их разносторонним потенциалом смогли первыми освоить этот инструмент. В настоящее время 8 из 13 городов-«миллионеров» имеют стратегии развития: Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Омск, Казань, Ростов-на.

Дону, Волгоград и Пермь, еще четыре — Москва, Нижний Новгород, Самара и Челябинск — находятся в процессе разработки, а власти Уфы пока не планируют разрабатывать стратегию. В среднем процесс разработки стратегии социально-экономического развития занимает от одного до трех лет.

• В настоящее время стратегии развития города Москвы находится на стадии разработки. Главными целевыми установками в будущей стратегии должны стать: переход от экстенсивного роста к интенсивному развитию, эффективное использование уникальных возможностей, безопасность и постиндустриальное развитие города. Принята программа выноса столичных промышленных предприятий за пределы города, реализуется городская целевая программа «Электронная Москва», направленная на развитие информационных технологий во всех областях жизни города.

• Основные недостатки организации стратегического управления развитием российских городов заключаются в том, что отсутствует четкая и масштабная социальная ориентациястратегическое управление не встроено в существующую организационную структуру городовотсутствует единая нормативно-правовая база стратегического управления развитием городанедостаточное внимание уделяется методическим вопросам стратегического управления социально-экономическим развитием городаслабыми звеньями в работе местных органов самоуправления являются организаторская деятельность и стратегическое планирование,. не предусмотрен механизм муниципального управления реализацией стратегических плановых документовв период разработки стратегического плана уделяется недостаточное внимание вопросам его практической реализациимониторинг текущего состояния города, как правило, не осуществляется, отсутствует мониторинг внешней социально-экономической среды городав качестве основного метода анализа состояния города используется SWOT-анализ, в то время как специальные методы анализа (системный, экономический, экологический анализ и т. п.) и математические методы используются недостаточно.

• Основными достоинствами организации стратегического управления развитием российских городов являются: использование в управлении развитием городов отдельных элементов стратегического управления, что свидетельствует о начале перехода от стратегического планирования к стратегическому управлению развитием городовнаметилась тенденция формирования системы плановых документов, в которой стратегический план начинает выполнять функцию главного, системообразующего планового документастратегический план становится связующим звеном двух подсистем: управления функционированием города и управления перспективным развитием городастратегическое управление развитием городов все больше концентрирует внимание на ключевых, базовых направлениях развития. Сопоставление достоинств и недостатков позволяет сделать вывод, что существующая организация стратегического управления развитием городов в России активно развивается, но требует дальнейшего совершенствования.

• Стратегическое управление развитием города сопряжено с решением задач социально-экономического развития. Особое место занимают стратегические проблемы. Стратегические проблемы города — это общегородские проблемы, нуждающиеся в срочном и неотложном решении, в виду угрозы регресса условиям жизни населения и устойчивому развитию города. Стратегические проблемы развития города нельзя решать автономно друг от друга, поскольку социальные, производственные, градостроительные, экологические и другие проблемы взаимосвязаны и должны рассматриваться в едином контексте, учитывая при этом специфику каждой из них. Группировка стратегических проблем с учетом влияния каждой конкретной проблемы на жизнедеятельность и перспективы развития города, включает следующие проблемы: селитебные (градостроительные), социальные, производственные, экологические проблемы, проблемы социальной и производственной инфраструктуры, проблемы управления городом, финансовые проблемы и проблемы безопасности.

• Стратегические проблемы города Москвы носят комплексный характер и требуют системного подхода к их решению. Например, наличие на территории Москвы большого количества промышленных предприятий и решение об их выносе за пределы города требует решения целой совокупности стратегических проблем, таких как производственные, экологические, социальные, селитебные и т. п. Другой трудностью для города являются бюджетные взаимоотношения муниципального и федерального уровней власти. Сейчас менее 37% налоговых доходов г. Москвы остаются в распоряжении бюджета города, тогда как более 63% уходят на формирование доходов бюджета Федерации. Москва является самым крупным налогоплательщиком на территории страны, и тенденция централизации финансовых ресурсов на уровне федерального бюджета представляется достаточно тревожной. В связи с этим г. Москва стремится к получению твердого обоснования соотношения перераспределения доходов между городом и Центром, чтобы иметь возможность за счет собственных средств решать свои социально-экономические проблемы. Остро стоят проблемы безопасности города, в связи с этим разрабатывается среднесрочная целевая Программа «Москва многонациональная. Формирование атмосферы межнациональной солидарности в городе Москве», задача которой заключается в исключении возникновения конфликтов на национальной почве, повышении уровня толерантности представителей всех национальностей, проживающих в городе. Тем самым разработка и реализация в Москве комплексных проектных программ позволит выработать и успешно осуществлять эффективную стратегию развития городского пространства, направленную на решение основных стратегических проблем.

• Стратегия развития, как общественный договор, призвана осуществить выбор между возможными вариантами на ближайшие 20 — 25 лет. Главной задачей долгосрочного развития является выбор приоритетных направлений развития города. В свою очередь стратегия призвана осуществить и обосновать этот выбор. Выбор приоритетов развития является общей и наиболее сложной проблемой. Городская стратегия является сочетанием интересов многих слоев и групп городского сообщества, своеобразным договором между городскими группами интересов. Вместе с тем, цели стратегического развития города должны быть обозримыми и реально выполнимыми.

• Актуальной проблемой практики стратегического управления городами является поиск и разработка нового методического подхода к формированию стратегии развития города, который можно было бы использовать в современных российских условиях. Зачастую стратегические документы, создаваемые в городах, оказываются оторванными от жизни, что практически сводит на нет большую аналитическую и организационную работу, предшествующую их появлению.

• Нами сформулированы основные методические рекомендации по совершенствованию технологии формирования и реализации стратегии развития города. Показано, что инициирующим моментом разработки долгосрочной стратегии социально-экономического развития города должна стать нацеленность городского руководства на серьезные преобразования в управленииперед разработкой стратегии социально-экономического развития города нужно заручиться необходимой политической поддержкойпреодолеть организационные, кадровые и финансовые проблемы муниципалитетовобеспечить достаточную публичность деятельности по формированию стратегии социально-экономического развития городапридать стратегии социально-экономического развития города статус официального документаадаптировать стандартные методические подходы разработки стратегии к конкретным местным условиямпри разработке стратегии развития города необходимо расширить набор методов, используемых для обоснования стратегических решений, а также разрабатывать и применять модели и методы, обеспечивающие проведение органами управления оценки альтернативных вариантов и выбора из них наиболее рационального (оптимального) — необходимо унифицировать процедуры разработки и реализации стратегии социально-экономического развития городанеотъемлемой частью анализа социально-экономической ситуации, сложившейся в городе, должен стать анализ допущенных ошибок в ходе преобразований, проводимых в предшествующий период временив процессе разработки стратегии необходимо уделять больше внимания проблеме поиска миссии (предназначения, философии существования) городаразработка стратегического плана развития города может достичь намеченных целей лишь в случае реализации механизма стратегического управленияи, наконец, следует наладить необходимую связь стратегического планирования с другими видами планирования в городе.

• Для достижения целей развития, заложенных в стратегической концепции, формируются целевые программы, как отраслевые, ориентированные на преобразования в различных секторах муниципальной экономики, так и проектные. Первые универсальны и предполагают организационно-институциональные преобразования, которые ориентированы на внедрение в городах наиболее эффективных в существующих условиях экономических механизмов. Вторые достаточно специфичны и соответствуют конкретным условиям, которые сложились в том или ином городе. Стратегия развития города обретает смысл лишь тогда, когда удается функционально «привязать» к ней все другие инструменты планирования: среднесрочные программы развития территорий, «отраслевые» целевые программы, финансовое и градостроительное планирование.

• По нашему мнению, возможные подходы к управлению планированием города, как сложной социально-экономической системой, должны основываться на рациональном соединении перспективной и текущей деятельности исполнительных органов власти. В качестве системы, способной обеспечить выполнение этих требований, мы предлагаем многоуровневую систему планирования. Все ее составляющие увязываются по намеченным целям и задачам, что достигается детализацией и конкретизацией задач при переходе к нижним уровням планирования. В состав системы включаются: подсистема стратегического планирования развития городаподсистема тактического планированияподсистема оперативного планирования. Подсистема стратегического планирования представляет собой разработку концепции и стратегического плана социально-экономического развития на пять и более лет. Подсистема тактического планирования охватывает среднесрочный период развития в три — четыре года. Она направлена на разработку плана социально-экономического развития города по реализации стратегии и содержит соответствующий набор показателей. Подсистема оперативного планирования предусматривает разработку и реализацию плана социально-экономического развития города на один год. Тактические и оперативные планы должны разрабатываться на базе стратегического плана, который должен корректироваться с учетом оценки выполнения планов более низких уровней. При этом целесообразно перераспределить часть функций между стратегическим и оперативным управлением, передав трудоемкие и рутинные функции системе оперативного управления функционированием города и наладив необходимые информационные потоки. В результате стратегическое управление развитием города должно получить функции, требующие обобщения, анализа и прогнозирования, и осуществляться специализированным подразделением, занимающимся стратегическим управлением социально-экономическим развитием города.

• Одним из важнейших условий совершенствования стратегического управления развитием г. Москвы является расширение горизонтов долгосрочного прогнозирования и планирования городского хозяйства. В Москве инструментами долгосрочного прогнозирования и планирования выступают Генеральный план развития г. Москвы до 2020 г.,.

Прогноз социально-экономического развития г. Москвы на 2006 — 2008 гг. и четырехлетняя Инвестиционная программа. В Генеральном плане развития города сконцентрированы основные цели, к которым город должен прийти к 2020 г. В нем «заложены» показатели жизненного уровня населения, показатели развития инфраструктуры, в том числе социальной, а также объемы промышленного производства, которые должны быть обеспечены к этому времени. Инструментом второго уровня являются программы, которые представляют собой комплекс мер развития отдельных отраслей и направлений. В настоящее время в Москве насчитывается более 90 таких программ. Прилагаются усилия к тому, чтобы эти программы были комплексными и более компактными. Именно программно-целевой метод позволяет реально оценивать имеющиеся ресурсы и возможности и выстраивать систему приоритетов, позволяющую поэтапно добиваться поставленной цели. В целом, применение методологии и технологии стратегического управления позволит органам местного самоуправления решить значительную часть современных проблем и вывести отечественные города на новый уровень развития.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Временное положение о стратегическом планировании в Санкт-Петербурге на период 1998 2000 гг.
  2. Закон города Москвы от 27 апреля 2005 г. № 14 «О Генеральном плане города Москвы (основные направления градостроительного развития города Москвы).
  3. Закон Санкт-Петербурга от 26 марта 1999 г. № 53−10 «О требованиях к иерархической системе целей развития Санкт-Петербурга».
  4. Конституция Российской Федерации. М. 1993.
  5. Постановление Главы города Екатеринбурга от 28 июня 2000 г. № 674 «О процессе стратегического планирования в городе Екатеринбурге».
  6. Постановление Главы городского самоуправления города Омска от 31 января 2000 г. № 44-п «О проекте организации второго этапа разработки стратегического плана развития города Омска».
  7. Постановление Главы городского самоуправления города Омска от 9 июня 1998 г. № 211-п «Об организации разработки стратегического плана развития города».
  8. Постановление Главы городского самоуправления города Омска от 9 октября 1998 г. № 375-п «Об утверждении проекта организации разработки стратегического плана развития города Омска».
  9. Постановление Правительства Москвы от 10 июля 2003 г. № 433-пп «О городской целевой среднесрочной программе дальнейшего развития коллективного садоводства для жителей г. Москвы на 2004 2006 годы».
  10. Постановление Правительства Москвы от 19 июля 2005 г. № 520-пп «О прогнозе социально-экономического развития города Москвы на 2006 -2008 годы» (в ред. от .30.08.2005 № 651-пп, от 29.11.2005 № 964-пп).
  11. Постановление Правительства Москвы от 21 сентября 2004 г. № 649-пп «О городской целевой программе государственной поддержки развития местного самоуправления в городе Москве на 2005 2007 годы».
  12. Постановление Правительства Москвы от 28 июня 2005 г. № 491-пп «О московской городской миграционной программе на 2005 — 2007 годы» (в ред. от 06.12.2005 № 975-пп).
  13. Постановление Правительства Москвы от 8 августа 2000 г. № 620 «Об основных положениях программы развития туризма в г. Москве на период до 2010 года».
  14. Постановление Правительства Москвы от 9 августа 2005 г. № 602-пп «О среднесрочной городской целевой программе «Москва многонациональная: формирование гражданской солидарности, культуры мира и согласия (2005 2007 гг.)».
  15. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 7 июля 1999 г. № 29 «О концепции планирования отраслей и городских служб, финансируемых из бюджета и внебюджетных фондов Санкт-Петербурга».
  16. Постановление УК КПСС, Совета министров СССР и ВЦСПС от1709.86 № 1Ц5.
  17. Распоряжение Главы городского самоуправления города Омска от 11 апреля 2000 г. № 350-п.
  18. Указ Президента Российской Федерации от 15 октября 1999 г. № 1370 «Об утверждении Основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации».
  19. Указ Президента Российской Федерации от 9 октября 1993 г. № 1617 «О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации».
  20. Федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ» // Собрание законодательства РФ. М, 1995, № 30.
  21. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в реакции от 21 июля 2005 г.
  22. Федеральный закон от 25 октября 2001 г. № 136-Ф3 «О земельном кодексе Российской Федерации» в редакции от 31 декабря 2005 г.
  23. Федеральный закон от 25 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации».
  24. Федеральный закон от 7 мая 1998 г. № 73-Ф3 «О градостроительном кодексе Российской Федерации» в редакции от 30 декабря 2001 г.
  25. Монографии, брошюры, статьи
  26. Л.И. Спасти Россию. М: Ин-т экономики РАН, 1999.
  27. Н.Т., Лавров С. Б., Хорев Б. С. О некоторых ошибочных концепциях в урбанистике // Известия ВГО, Вып. 6, 1982.
  28. В.В. Россия в контексте теории модернизации // Российская модернизация ХГХ-ХХ веков: институциональные, социальные, экономические перемены: Сб. науч. ст. Уфа, 1997.
  29. Аналитическая справка «Стратегическое планирование в городах России». СПб.: МЦСЭИ «Леонтьевский центр», 2001.
  30. А.Г., Елохов A.M., Сухих В. А. Качество жизни населения крупнейшего города. Екатеринбург, 2000.
  31. И. Стратегическое управление: Пер. с англ. / Науч. ред. и вступ. Ст. Л. И. Евенко. М.: Экономика, 1989.
  32. Д. Стратегический план Вильнюса. Особенности стратегического планирования развития города в постсоветских странах. Сборник статей. Санкт-Петербург, 2000.
  33. Л. ван ден., Клинк А. ван. Стратегическое планирование и городской маркетинг//Местные власти и рыночная экономика. СПб., 1996.
  34. B.C. Актуальные проблемы крупных городов. СПб., 1997.
  35. М. Проектирование городской среды. М.: Стройиздат, 1979.
  36. П.И. Реорганизация производственных территорий Москвы. // Экономика мегаполисов и регионов, № 2, 2004
  37. П.И. Современные проблемы развития крупных городов и роль экономической науки в их решении. // Проблемы и перспективы реформирования региональной экономики. Сборник научных трудов. Выпуск № 4. / Под. общ. Ред. П. И. Бурака. М.: 2002.
  38. П.И., Рождественская И. А. Социально-инфраструктурный комплекс города в условиях перехода к рынку. М.: Картоликтография, 1994.
  39. М.П., Бурак П. И. Информационное обеспечение межрегиональных связей г. Москвы: проблемы и перспективы. // Экономика мегаполисов и регионов, № 3, 2004.
  40. И. Постмодернизм в Москве // Полис, № 6, 1995.
  41. . Стратегическое планирование // Городское управление, № 7 (59), 2001.
  42. В.А. Основы городского хозяйства. М.: Наука, 1996.
  43. В. Р. Стратегическое управление: Учебник. М.: ТК. Велби, Изд-во Проспект, 2004.
  44. Ветров Г, Ю. Комплексное муниципальное планирование социально-экономического развития: современные тенденции и проблемы // Городской альманах. Вып. 1. -М: Фонд «Институт экономики города», 2005.
  45. Г. Ю. Планирование экономического развития на уровне города. М.: Фонд «Институт экономики города», 1998.
  46. Г. Ю. Управление муниципальным социально-экономическим развитием // Лекции по экономике города и муниципальному управлению. -М.: Фонд «Институт экономики города», 2004.
  47. Г. Ю., Визгалов Д. В., Шанин А. А., Шевырова Н. И. Индикаторы социально-экономического развития муниципальных образований. 2-е изд. М.: Фонд «Институт экономики города», 2002.
  48. Г. Ю., Шанин А. А. Американский опыт разработки индикаторов социально-экономического развития городов // Городской альманах. — М.: Фонд «Институт экономики города», 2003.
  49. Д.В. Города-«миллионеры» заглядывают в будущее // Городской альманах. Вып. 1. М.: Фонд «Институт экономики города», 2005.
  50. О.С. Стратегическое управление: 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Гардарика, 2000.
  51. О.С., Наумов А. И. Менеджмент. 1996.
  52. Н.Ю. Структурная трансформация экономики крупнейших российских городов: Дис. док. экон. наук, Екатеринбург, 2000.
  53. В.В. Иерархия пространственных комплексов // Социально-экономическая география зарубежного мира. -М., 1998.
  54. Воронин А. Г Муниципальное хозяйство и управление: проблемы теории и практики. М.: Финансы и статистика, 2002.
  55. А.И. Региональная экономика и управление. Н. Новгород: Изд-во ВВАГС, 2002.
  56. Гапоненко A. J1. Новые тенденции экономического развития: Уч. пособие. М.: РАГС, 1997.
  57. A.JI. Стратегия социально-экономического развития: страна, регион, город. Учебное пособие. М.: Изд-во РАГС, 2001.
  58. С.Ю. Проблемы прогнозирования макроэкономической динамики. //Российский экономический журнал. 2001, № 4.
  59. Глобалистика: Энциклопедия / Гл. ред. И. И. Мазур, А.Н. Чумаков- Центр научных и прикладных программ «ДИАЛОГ». М.: С АС Издательство «Радуга», 2003.
  60. Город в современном афро-азиатском мире. М., 1990.
  61. Города: современные подходы и технологии. М., 1999.
  62. А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. -М.: Ин-т экономики РАН, 1997.
  63. Е.А. О формировании единого социально-экономического комплекса Москвы и Московской области (в порядке постановки проблемы) // Экономика мегаполисов и регионов, № 5, 2005.
  64. А.Э. Город как объект системного исследования. М.: Наука, 1977.
  65. И. Российская модель социальной трансформации // Pro et Contra. ТА, № 3, 1999.
  66. Е.Ю., Попов Р. А., Шевырова Н. И. Городское управление в современной России // Городской альманах. Вып. 1. М.: Фонд «Институт экономики города», 2005.
  67. Е.А. Управление социально-экономическим развитием миллионного города: Автореферат Дис. докт. экон. наук, М., 1998.
  68. А.А. Проблемы социально-экономического развития города в условиях перехода к рыночной экономике. М.: УСЭИ, 1991.
  69. .С. Современная экономическая политика городских и региональных властей / РАН, Институт социально-экономических проблем. -СПб., 1995.
  70. А.С., Зуев В. М. Развитие социалистического города. М.: Экономика, 1984.
  71. В.И. Социальный фактор развития цивилизации// Общество и экономика, № 9—10, 1996.
  72. Г. П. Теоретическая экономика. М.: Банки и биржи, 1997.
  73. Ю.А. Индикаторы муниципального социально-экономического развития // Лекции по экономике города и муниципальному управлению. — М.: Фонд «Институт экономики города», 2004.
  74. B.C., Занадворова А. В. Экономика города. Вводный курс: Учебное пособие. М.: ИКЦ «Академкнига», 2003.
  75. О.В. Кризис управления управляемый кризис // Социально-экономические проблемы Москвы и пути их решения. Сб. науч. трудов № 4.-М.: ЦСЭИ, 1996.
  76. В.Н. Планирование комплексного развития крупного города. Лекция. М.: Институт народного хозяйства им. Г. В. Плеханова, 1984.
  77. А.Д., Беляев В. А. Нормативно-методическое обеспечение разработки и реализации городских целевых программ в г. Москве. // Экономика мегаполисов и регионов, № 8, 2005.
  78. В.В., Коробова А. Н. Муниципальный менеджмент: Справочное пособие. М.: ИНФРА. — М., 2002.
  79. В. Н. Гузов Ю.Н., Безденежных Т. Н. Технологии муниципального правления: Учебное пособие.- М.: Финансы и статистика, 2003.
  80. Имитационное моделирование в планировании и управлении экономическими системами. М., 1988.
  81. В. История и методологические основы постиндустриальной теории // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / Под ред. В. Л. Иноземцева М., 1999.
  82. История экономики: Учебник / Под общ. Ред. О. Д. Кузнецовой, И. Н. Шапкина. 2-е изд., испр. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2005.
  83. К.Маркс., Ф.Энгельс. Соч. Т.З.
  84. Г. К вопросу о сущности городского маркетинга: ориентиры для практической деятельности // Местные власти и рыночная экономика. СПб., 1996.
  85. В.П. Социальные измерения экономик // Вестник МГУ. Экономика. № 1, Сер.6, 1994.
  86. M.JI. Инфраструктура регионов мира. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2000.
  87. Концепция перехода Российской Федерации па модель устойчивого развития. М., 1996.
  88. Ю.В. Об итогах исполнения бюджеты города Москвы за 2004 год и перспективном финансовом плане на 2006 — 2008 годы. // Экономика мегаполисов и регионов, № 6, 2005.
  89. Ю.В. Особенности бюджетной политики в Москве до 2007 года. // Экономика мегаполисов и регионов, № 2, 2004.
  90. Корпорация «город» // Эксперт. № 9, 1999.
  91. Н.Е., Лебедева Н. А. Стратегическое планирование в Мюнхене. Материалы семинара «Основы территориального стратегического планирования на принципах широкого общественного участия» Институт ЕВРОГРАД, Санкт-Петербург, 2001.
  92. В. Россия и мировые модернизации // Pro et Contra, Т.4, № 3, 1999.
  93. Крупный социалистический город: структурный аспект развития. JL, 1987- Крупнейшие города капиталистических и развивающихся стран. -М., 1987.
  94. С.Б., Межевич М. Н. О социально-экономической обусловленности расселения //Известия ВГО, Т.115, Вып.6, 1983.
  95. X. Социальная рыночная экономика: Германский путь. — М., 1993.
  96. Н.И., Кисельников А. А. Региональная политика в странах рыночной экономики. М., 1998.
  97. В.Н., Швецов А. Н. Муниципальная Россия: Социально-экономическая ситуация, право, статистика. В 5 т. М.: Эдиториал УРСС, 2001.
  98. Д.С. Развитие экономики России и задачи экономической науки / Отделение экономики РАН. М.: Экономика, 1999.
  99. В.Я. Города в стратегии регионального развития России. // Экономика мегаполисов и регионов, № 7, 2005.
  100. В.Я. Как живешь российский город? // Федерализм (Теория. Практика. История), № 4, 1996.
  101. В.Я. Концепция комплексного социально-экономического развития города Тольятти // Полюса и центры роста в региональном развитии. М., 1998.
  102. В.Я., Пчелинцев О. С., Герцберг Л. Я. и др. Кризисные города России: пути и механизмы Социально-экономической реабилитации и развития. Серия «Библиотека муниципального служащего» Вып.5.-М., 1998.
  103. К.Р., Брю С.Л. Городская экономика: проблемы городов (гл. 36 в книге «Экономикс», т. 2). М.: Республика, 1992.
  104. И.А. Предпосылки и приоритеты социально-экономического развития Санкт-Петербурга. // Экономика мегаполисов и регионов, № 5, 2005.
  105. В.Д., Кузнецова С. А. Стратегический менеджмент: Курс лекций. М.: ИНФРА-М- Новосибирск: Сибирское соглашение, 1999.
  106. С.М., Клименко Л. А. Длинные волны в экономике. -М., 1989.
  107. Местное самоуправление: Справочное пособие / Под ред. А. И. Гаврилова. Н. Новгород: ВВАГС, 2004.
  108. Методические рекомендации по разработке и реализации стратегического плана городского развития. /Под ред. Гринчеля Б. М., Костылевой Н.Е. С. Петербург, Институт проблем региональной экономики Российской Академии Наук, 2001
  109. .З. Организация программно-целевого управления. М.: Наука, 1980.
  110. .З. Проблемы межотраслевого управления. М.: Экономика, 1982.
  111. .З., Кочетков А. В., Левчук Д. Г. Управление территориально-производственными комплексами и программами их создания. М.: Наука, 1985.
  112. Минцберг Г, Куинн Дж. Б., Гошал С. Стратегический процесс. /Пер. с англ. Под ред. Ю. Н. Каптурьевского. -СПб.: Питер, 2001.
  113. Московский статистический ежегодник. 2004: стат.сб. / Мосгорстат. — М., 2004.
  114. В.Д. Классовая борьба горожан и правительство Бориса Годунова // Города феодальной Руси. М., 1966.
  115. Т.Т., Трейвиш А. И., Сильные и слабые города России // Полюсы и центры роста в региональном развитии. М., 1998.
  116. О’Салливан А. Экономика города. 4-е изд.: Пер. с англ. — М.: ИНФРА-М, 2002.
  117. Общие положения по разработке комплексной программы социально-экономического развития города. ИСЭП РАН. Центр социально-экономического проектирования и разработок. СПб, 1994.
  118. Общий и специальный менеджмент / Общ. ред. А. Л. Гапоненко. -М., 2000.
  119. М.Е. Среднесрочные перспективы социально-экономического развития Москвы. // Экономика мегаполисов и регионов, № 2, 2004.
  120. Основные методологические положения применения имитационного моделирования в экономических исследованиях. М., 1985.
  121. Основы территориального стратегического планирования на принципах широкого общественного участия / Материалы семинара. -СПб., 2000.
  122. Особенности стратегического планирования развития городов в постсоветских странах / Под. ред. Б. С. Жихаревича. СПб., 2000.
  123. А.П. Маркетинг территорий. М., 2002.
  124. В.И., Лапкин В. В. Волны политической модернизации в истории России // Полис, № 2, 1998.
  125. М. Города-предприниматели и местное финансирование // Евроград. № 10, 1998.
  126. М., Хардинг А. Города Европы к 2000 году: новая эра предпринимательства//Городское управление. № 10, 1998.
  127. ГА. Прогнозирование и планирование социально-экономической системы страны (теоретико-методологические аспекты). Уч.пособ. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
  128. С.Б. Экономическое развитие Москвы и стратегия управления внешним долгом. // Экономика мегаполисов и регионов, № 5, 2005.
  129. А. А., Поспелов И. Г. Опыт математического моделирования экономики. М., 1996.
  130. Ю.Л. Урбанизация в России как феномен цивилизациии: новая парадигма // Российские регионы в новых экономических условиях. -М., 1996.
  131. А.В. Система государственного управления. М.: ЮНИТИ.2000.
  132. Планирование комплексного развития крупных городов. Л., 1982.
  133. Л. Методология исследования российской модернизации // Полис, № 3, 1997.
  134. Помесячная динамика эконолмических и социальных показателей г. Москвы с 1999 года по октябрь 2005 года. Ежемесячный статистический бюллетень № 72. / Мосгорстат. М., 2005.
  135. Помесячная динамика экономических и социальных показателей г. Москвы с 1999 года по октябрь 2005 года. Ежемесячный статистический бюллетень № 72. Мосгорстат, М.: 2005.
  136. С.А. Стратегическое управление: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 4. М.: ИНФРА-М, 2000.
  137. С.П. Модернизация и социокультурные процессы в городах Урала (конец 1920-х 1930-е годы) // Модернизация в социокультурном контексте: традиции и трансформации. Екатеринбург, 1998.
  138. Проблемы городов переходных экономик. М.: Фонд «Институт экономики города», 1999.
  139. Прогнозирование развития народного хозяйства города. / Под. ред. B.C. Белковской, В .Я. Беккера. Сб. науч. трудов ИЭП г. Москвы. Вып. № 3. -М.: 1982.
  140. И.И. Государственно монополистическое программирование экономики. На примере Великобритании. — Киев, 1974.
  141. Р. Имитационные модели города. М., 1979.
  142. Путь в XXI век: стратегические проблемы и перспективы российской экономики / Под ред. Д. С. Львова. М.: Экономика, 1999.
  143. Развитие региона: методический подход / Ратнер Н. М., Нестеренко О. Н. Екатеринбург, 1995.
  144. Регионы России. Основные социально-экономические показатели городов. 2004.: Стат. Сб. / М., 2004.
  145. Л.П. Город, общество, цивилизация: историческая урбанистика в поисках синтеза // Город как социокультурное явление исторического процесса. М., 1995.
  146. В.И., Попков Ю. С. Развитие больших городов в условиях переходной экономики (системный подход). -М.: Эдиториал УРСС, 2000.
  147. Реформа сиистемы управления городской экономикой в России в 1998 2000 годах / Под. ред. Н. Б. Косаревой и Р.Дж.Страйка. М.: Фонд «Институт экономики города», 2001.
  148. Т. Политическая и финансовая стратегия по преодолению существующих трудностей // Финансово-экономические основыфункционирования городов: Материалы межрегиональной конференции. -М., 1995.
  149. Ю.В. Инвестиционный рейтинг Москвы неуклонно растет. // Экономика мегаполисов и регионов, № 7, 2005.
  150. Ю.В. Концепция Правительства Москвы по повышению инвестиционной привлекательности города // Экономика мегаполисов и регионов, № 4,2004
  151. Ю.В. Тенденции социально-экономического развития Москвы // Экономика мегаполисов и регионов, № 1, 2004.
  152. Российская модернизация: проблемы и перспективы // Вопросы философии, № 7, 1993.
  153. Россия в меняющемся мире. / Под ред. Е. Г. Анимица, А. Т. Тартышный, А. А. Мальцев и др. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2001.
  154. Россия в цифрах. 2005: Крат. Стат. Сб. / Росстат М., 2005.
  155. В. Е. Жилкин С.Ф. Знаменская К. Н. и др. Методологические рекомендации по формированию концепции социально-экономического развития муниципального образования. М.:РИЦ «Муниципальная власть», 2000.
  156. П. Г. Изучение городов России первой половины XIX в. // Города феодальной Руси. М., 1966.
  157. Г. Г. Стратегическое маркетинговое планирование // Материалы семинара «Основы территориального стратегического планирования на принципах широкого общественного участия». — СПб., 2000.
  158. П., Федорова М., Шелкова Е. Уровень и качество жизни: понятия, индикаторы, современное состояние в России. /Российский экономический журнал, № 7, 2000.
  159. Н.А., Шмойлова Р. А. Анализ временных рядов и прогнозирование. Учеб. статистики, М.:Моск. междунар. инст-ут эконометрики, информатики, финансов и права, 2001.
  160. А.А. Город в цивилизации: к вопросу определения // Город как социокультурное явление исторического процесса. М., 1995.
  161. Система индикаторов социально-экономического развития муниципальных образований «Городской барометр» // Эффективные модели и инструменты муниципального управления. М.: Фонд «Институт экономики города», 2005, С. 27.
  162. Г. Э. Социальная экономика: Учебник. М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2001.
  163. П.П. Из истории классовой борьбы в городах Московского государства XVII в. //Исторический сборник. Т. З, Д., 1934.
  164. JI.B. Нужно ли самоуправление в Большом городе? // Городской альманах. Вып. 1. М.: Фонд «Институт экономики города», 2005.
  165. К. Экономика Парижа: приоритетные направления развития // Экономика мегаполисов и регионов, № 1, 2004.
  166. Социально-экономическое положение г. Москвы в январе — декабре 2004 г. Информационно-аналитический доклад. / Мосгорстат. М., 2005.
  167. Социально-экономическое положение Центрального федерального округа в I квартале 2005 года. / Росстат. М., 2005.
  168. Социально-экономическое положение Центрального федерального округа в 2004 году. / Росстат. М., 2005.
  169. Социологический энциклопедический словарь. Под ред. Г. В. Осипова. -М.: ИНФРА-М-НАРМА, 1996.
  170. Р., Уиссокер Д., Зайцева Ю. С. Прогнозирование экономического развития региональных центров субъектов Российской Федерации // Городской альманах. Вып. 1. — М.: Фонд «Институт экономики города», 2005.
  171. Стратегический выбор города: научное обоснование и механизм реализации / Под ред. В. Е. Рохчина. СПб., 1999.
  172. Стратегический план города: программа социально-экономического развития города г. Кирова на период до 2010 года. / Рук.авт. кол. Проф. А. П. Егоршин. Н. Новгород: НИМБ, 2000.
  173. Стратегическое планирование развитие города: (Зарубежный опыт 80 -90-х годов). Пробл.-темат. сб. / РАН ИНИОН. Центр науч.-исслед. глобальных и региональных проблем. Отд. глобальных проблем. Отв. ред.: Капранова Л. Д., Зарецкая С. Я. М.: 1999
  174. Стратегическое планирование развития мегаполисов/ VII Петербургский экономичский форум, СПб, 2003.
  175. Стратегическое управление: регион, город, предприятие / Под ред. Д. С. Львова, А. Г. Гранберга, А.П. Егоршина- ООН РАН, НИМБ. М: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004.
  176. Стратегия управления муниципальными образованиями / Под ред. В. А. Ильина. Вологда, 2000.
  177. А.Н., Аверин Л. Н. Социальное управление. Опыт философского анализа. М., 1984.
  178. С. А. Макроэкономическая модель оценки направлений и приоритетов экономической политики в регионе. Новосибирск, 1995.
  179. А., Романова О. Социально-экономические проблемы формирования рыночны отношений в крупном промышленном городе. -Екатеринбург, 1997.
  180. ДС. Роль и место стратегического планирования в региональной экономике. СПб., 1999.
  181. Территориальное стратегическое планирование на принципах широкого общественного участия./Составители: Б. С. Жихаревич, Е. Г. Белова, Ж. В. Подоляко. -СПб.: МЦСЭИ «Леонтьевский центр», 2000.
  182. М.Н. Древнерусские города. М., 1956.
  183. Ю.А. Социальное расслоение и классовая борьба в Новгороде второй половины XVII в. // Города феодальной Руси. М., 1966.
  184. М.П. Экономическое развитие: Учеб. М., 1997.
  185. Н.Н. Стратегическое управление: учебное пособие для вузов. -М.: «Издательство ПРИОР», 2000.
  186. Э.К. Правовые аспекты устойчивого развития городов // Промышленное и гражданское строительство. № 3, 1997.
  187. И.Д. Моноспециализированный город: теория и практика стратегического управления социально-экономическим развитием. Екатеринбург, 2001.
  188. А.А. Инвестиционные возможности инновационного роста Московской агломерации. // Экономика мегаполисов и регионов, № 8, 2005.
  189. Управление развитием города. Под ред. В. К. Мамутова Киев. Наукова думка. 1986.
  190. Управление развитием крупных городов. Под ред. И. И. Сигова. Л.: Наука. Лен.отд. 1985.
  191. Управление развитием новых городов. М.: Стройиздат, 1987.
  192. Управление социально-экономическим развитием России: концепции, цели, механизмы. / Рук.авт.кол.: Д. С. Львов, А.Г.Поршнев- Гос. ун-т упр., Отд-ние экономики РАН. М.: ЗАО Изд-во «Экономика», 2002.
  193. Урбанизация и развитие городов в СССР.- Л.: Наука, 1985.
  194. Урбанизация, научно-техническая революция и рабочий класс. -М., 1972.
  195. Р.А. Управленческие решения. М.: ИНФРА-М. 2001.
  196. Ю.В., Авдеева Т. Г. Основы развития местного хозяйства: Учеб.- М.: Дело, 2000.
  197. Дж. Динамика развития города. Пер с англ. М. Г. Орловой. Под ред. Ю. П. Иванилова и др. М.: Прогресс, 1974.
  198. Целевое стратегическое городское планирование. Итоговый научный отчет. Том 1. Санкт-Петербург. Институт Евроград. 1998.
  199. П. Г. Проблемы устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований и пути их решения. М.: «Издательский дом «НОВЫЙ ВЕК», 2002.
  200. JI.H. Экономика городского хозяйства. М., 1999.
  201. А.Н. Экономические ресурсы муниципального развития: финансы, имущество, земля. М.: Едиториал УРСС, 2002.
  202. И. Теория экономического развития. М, 1982.
  203. Экономические стратегии активных городов / Под ред. Б. М. Гринчеля. СПб., 2002.
  204. Экономические стратегии активных городов. СПБ.: Наука, 2002.
  205. Энциклопедический словарь. Современная рыночная экономика. Государственное регулирование экономических процессов / Общ. ред.: д.э.н. проф. Кушлин В. И., д.э.н., проф., член-корр. РАН Чичканов В. П. М.: Изд-во РАГС, 2004.
  206. Ю.В. История цивилизаций. М., 1995.
  207. В.А. Концепция, методы и модели повышения эффективности управления мегаполисом (агломерацией) в современных условиях. М., 1999.
  208. Anthony J. Economic Integration and Industrial Agglomeration. // Economic and Social Review 26,1994.
  209. Blakley E.J. Planning Local Economic Development. SAGE Publications, 1994.
  210. Castells M. The Information City: Information Technology, Economic Restructuring and the Urban-Regional Process. Oxford, 1989.
  211. Castells M. The Rise of the Network Society. Blackwell Pub., 1996.
  212. Clark D. Post-Industrial America: A Geographical Perspective. N.-Y. -L., 1985.
  213. Cohn, W. The Quality of Life and Social Indicators. New York: NBER, 1972.
  214. Dordick H.C., Wang G. The Information Society. A Retrospective View. L., 1993.
  215. Dumont G.F. Economie Urbaine. Villes et Territoires en Competition. P.: Edition Litec, 1993.
  216. Evans A.W. Urban Economics (an introduction). Oxford: Blackwell Publishers, 1992.
  217. Flax, M.J. Study in Comparative Urban Indicators: Conditions in Eighteen Large Metropolitan Areas. Washington D.C.: The Urban Institute, 1972.
  218. Fujita M. Urban Economic Theory. Cambridge (UK)-N.Y.: Cambridge University Press, 1990.
  219. Haughton G., Hunter C. Sustainable Cities. Great Britain, 1994.
  220. Huxhold W.E. An Introduction to Urban Geographic Information Systems. Oxford University Press, 1991.
  221. Jacobs, Jane. The Economy of Cities. New York: Random House, 1960.
  222. Krugman, Paul. Geography and Trade. Cambridge, Mass.: MIT Press, 1991.
  223. Lui, B.C. Quality of Life Indicators in the US Metropolitan Areas, 1977.
  224. Lyons, Donald I. Agglomeration Economies among High-Technology Firms in Advanced
  225. Masuda Y. The Information Society as Post-Industrial Society. Washington, 1981.
  226. Metropolitan Level. // Journal of Urban Economics 31,1992.
  227. Noyelle, Thierry, and Thomas Stanback. The Economic Transformation of American Cities. Totawa, N.J.: Rowman and Allanheld, 1984.
  228. Parkinson M. The Rise of the Entrepreneurial European City. Strategic Responses to Economic Changes in the 1980 // Ekistics. 1991.
  229. Porat M., Rubin M. The Information Economy: Development and Measurement. Washington, 1978.
  230. Production Areas: The Case of Denver/Boulder. Regional Studies 29, 1995.
  231. Rauch, J. Productivity Gains from Geographic Concentration of Human Capital: Evidence from the Cities. // Journal of Urban Economics 3, 1993.
  232. Sui D.Z. Reconstructing Urban Reality: From GIS to Electropolis // Urban Geography. Vol. 18. № 1. 1997.
  233. Theories of Local Economic Development: Perspectives from Across the Disciplines / Ed. by R.D. Bingham, R. Mier. SAGE Publications, 1993.
  234. Toynbee, Arnold. Cities on the Move. New York: Oxford University Press, 1970.
  235. World Development Report. Oxford University Press, 1996, 1997.1. Интернет-ресурсы
  236. Официальный сайт Ассоциации городов Северо-Запада России — www.adm.nov.ru
  237. Официальный сайт Ассоциации городов Юга России — www.krasnodar.sbcoip.ru
  238. Официальный сайт Ассоциации сибирских и дальневосточных городов — www.asdg.ru
  239. Официальный сайт Международного центра социально-экономических исследований (МЦСЭИ) «Леонтьевский центр» — www.citystrategy.leontief.ru
  240. Официальный сайт Правительства Москвы — www.mos.ru
  241. Официальный сайт Правительства Санкт-Петербурга — www.spb.ru
  242. Официальный сайт Российского союза местного самоуправления — www.rula.ru
  243. Официальный сайт Системы социально-экономического развития муниципальных образований «Городской барометр» — www.citybarometer.ru
  244. Официальный сайт Союза Российских городов — www.urc.ru
  245. Официальный сайт Фонда «Институт экономики города» — www.urbaneconomics.ru
  246. Факторы и параметры социально-экономического развития города
  247. Группы факторов Факторы Параметры для анализа1 2 3
  248. Географическое и геополитическое положение Географическое положение Близость к столице, наличие водных путей, удобных транспортных коммуникаций
  249. Масштаб города Размеры города, плотность населения, историческое значение и современная роль в регионе, федеральном округе
  250. Природно- климатические условия Природная зона, ландшафт, качество окружающей среды, среднегодовая температура, природные риски
  251. Ресурсы Природные ресурсы, внешние ресурсы переработки
  252. Коммуникации Транспортные схемы, телекоммуникации и связь, развитие СМИ, условия и возможности международных коммуникаций
  253. Политические условия Политическая стабильность, международные связи и партнерство, привлекательность города для местных жителей и приезжих и т. д.
  254. Научно- производственные факторы Научный потенциал Наличие научных и учебных заведений, научных школ, наличие инновационных центров, новых информационных технологий
  255. Производстве1 in ы й потенциал Отраслевая структура производства, уровень и качество производственных мощностей, конкурентоспособность выпускаемых товаров, услуг и т. д.
  256. Пространственная организация Производственная кооперация, наличие межотраслевых комплексов и промышленных узлов, ярмарки, выставки, наличие свободных земельных участков и резервных мощностей и т. д.
  257. Экономика Объем и структура инвестиций, динамика цен, условия хозяйственной деятельности и т. д.1 2 3
  258. Финансово-кредитная система Бюджет Доходы и расходы городского-бюджета, уровень дефицита/профицита, местные и регулирующие налоги, внебюджетные фонды, уровень финансовой обеспеченности на душу населения и др.
  259. Банковская система Количество коммерческих банков, размер банковского капитала, величина кредитных ресурсов
  260. Финансовая инфраструктура Число и размер-страховых компаний, количество инвестиционный и венчурных фондов, уровень развития рынка ценных бумаг
  261. Инвестиционный потенциал Инвестиционный климат, риски для инвесторов, наличие привлекательных инвестиционных проеетов, незавершенное строительство и др.
  262. Социальная сфера Социальная инфраструктура Здравоохранение, образование, культура, искусство, спорт, жилье (обеспеченность и качество), отдых и др.
  263. Потребительский потенциал Покупательная способность населения, уровень развития оЛтовой и розничной торговой сети и т. д.
  264. Трудовые ресурсы Численность трудовых ресурсов, уровень безработицы, профессиональная структура работающих, возрастная и образовательная структура, уровень напряженности на рынке труда и др.
  265. Экология Уровень вредных выбросов, шумовая нагрузка, техногенные риски-, утилизация отбросов и т. п.1 2 3
  266. Итого за год 100,0% 122,6% 111,0% 184,5% 136,6% 120,1% 118,8% 115,1% 112,0% 111,7% 110,0%
  267. Базисн. темпы роста 100,0% 122,6% 136,0% 250,9% 342,7% 411,7% 489,2% 563,2% 630,7% 704,3% 774,8%
  268. Динамика темпов роста ВРП и уровня жизни населения города Москвып/п 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005
  269. Среднегодовая численность занятых в экономике, тыс. чел. 5 207,4 5 123,7 5 153,2 5 221,4 5 399,7 5 408,1 5 417,2 5 484.4 5 631,3 6 078,7 6 114.1
  270. Темпы роста занятых в экономике. % 1,00 0,98 0.99 1,00 1,04 1.04 1.04 1,05 1,08 1.17 1,17
  271. Площадь жилищ, приходящаяся в среднем на 1-ого жителя (на конец года. кв. м) 20,0 20,3 20,7 21 21.4 21,7 22,0 22,5 18,8 18,5 18.2
  272. Темпы роста площади жилищ, приходящейся на 1-ого жителя. % 1.00 1,02 1,04 1,05 1,07 1.09 1,10 1,13 0,94 0,93 0,91
  273. Среднедушевые денежные доходы (в месяц), руб. (до 1998 г. -тыс. руб.) 1 803.9 2 845.9 3 524.2 4 083.2 6 001,0 7 996,1 10 280,2 12 460.2 16 826.6 20 602,9 19 719.8
  274. Базисные индексы потребительских цен за период 1,000 1,226 1,360 2,509 3,427 4.117 4.892 5.632 6,307 7.043 7,748
  275. Среднедушевые денежные доходы с учетом индексов потребительских цен (в месяц), руб. (до 1998 г. тыс. руб.) 1 803,9 2 322.0 2 590,7 1 627,2 1 750,9 1 942,1 2 101,4 2 212.4 2 667,9 2 925,1 2 545,1
  276. Темпы роста среднедушевых денежных доходов в месяц с учетом индексов потребительских цен, % 1,00 1,29 1,44 0,90 0,97 1.08 1,16 1,23 1.48 1.62 1,41
  277. Темпы роста уровня жтни населения города, % 1,00 1,29 1,47 0,95 1,08 U1 1,33 1,45 1,50 1,75 1,51
  278. Валовый региональный продукт (млрд. руб.) 144.37 236.32 317,72 370.60 786.60 1 308,90 1 551.20 1 975.60 2 441,40 2 983.60 3 581,90
  279. Валовый региональный продукт с учетом индексов потребительских цен 144.37 192.82 233,56 147.69 229,50 317,90 317,08 350,78 387,09 423.60 462.30
  280. Темпы роста ВРП города с учетом индексов потребительски* цен, % 1,00 134 1,62 1,02 1,59 2,20 2,20 2,43 2,68 2,93 3,20
  281. Соотношение темпов роста ВРП н тентов роста уровня жшнн населения города, % 1,00 1,04 1,10 1,08 1,48 1,82 1,65 1,67 1,78 1,68 2,12п/п 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005
  282. Итоговые темпы роста уровня жшпи населения города, (у) % стр. (2x3x4) 1,00 1,29 1,47 0,95 1,08 1,21 1,33 1,45 1,50 1,75 1,51
  283. Темпы роста занятых в экономике (х,). % 1,00 0,98 0,99 1,00 1,04 1,04 1,04 1,05 1,08 1,17 1,17
  284. Периоды времени, t 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
  285. Теоретические значения итоговых темпов роста уровня жизни населения города по оптимальной модели (2-ой вариант) 0,99 1,29 1,47 0,95 1,09 1,22 1,33 1,44 1,51 1,74 1,51
  286. РАСЧЕТ ПАРНЫХ КОЭФФИЦИЕНТОВ КОРРЕЛЯЦИИ У ТЕМПОВ РОСТА ПОКАЗАТЕЛЕЙ УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ .1. У • Xj х2 хз t1. У • • 1,00 • •1. X,. 0,685 1,00×2 -0,461 -о- бзо 1,00×3 0,954 '0,601 • -0,633 1-.00t •• • 0,705 0,909 -0,379 • 0,56 1,00
  287. ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ РАСЧЕТА КОЭФФИЦИЕНТОВ РЕГРЕССИИ МНОГОФАКТОРНОЙ МОДЕЛИ ПО ВСЕМ ФАКТОРАМ1t '•• Xj X2 Xl ч-0,003 1,057 1,320 1,379 -2,7620,0027 0,0172 0,0711 0,1517 0,213 299,93% 0,8 521 #н/д тд т2086,1 6,00 #н/д #Н/Д #Н/Д0,6059 0,436 #н/д #Н/Д #н/д
  288. ВТОРОЙ ВАРИАНТ РАСЧЕТА КОЭФФИЦИЕНТОВ РЕГРЕССИИ МНОГОФАКТОРНОЙ МОДЕЛИ.. БЕЗ УЧЕТА ФАКТОРА ВРЁМЕНИ11. Хз. Х2 ' Xl Хо
  289. Ь, 1,048 1,257 1,195 -2,5150,0165 0,055 0,059 0,10 199,91% 0,0089 тц тл2528,0 7,00 #н/д #н/д0,6058 0,0006 #н/д #н/д
  290. ТРЕТИИ ВАРИАНТ РАСЧЕТА КОЭФФИЦИЕНТОВ РЕГРЕССИИ МНОГОФАКТОРНОЙ МОДЕЛИ БЕЗ УЧЕТА ФАКТОРА Xj
  291. РАСЧЕТ СТАНДАРТИЗОВАННЫХ КОЭФФИЦИЕНТОВ РЕГРЕССИИ,. ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ МЕРУ ВЛИЯНИЯ КОНКРЕТНОГО ФАКТОРА НА ИЗМЕНЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОГО ПРИЗНАКА, ПРИ СОХРАНЕНИИ ВЛИЯНИЯ ДРУГИХ ФАКТОРОВ НА НЕИЗМЕННОМ УРОВНЕt Хз х2 Хо
  292. Cj 0,019 1,017 0,842 -0,9080,0035 0,059 0,170 0,22 198,94% 0,0303 #Н/Д #н/д217,5 7,0 #Н/Д #н/д0,5999 0,0064 #н/д #н/д
  293. Стандарт ные отклонения Коэффициенты регрессии Степень влияния факторов1. ый вариант 2-ой вариант 3-ш1 вариант 1-ый вариант 2-ой вариант 3-ий вариант
  294. А 1 = s 2 = а з = ь 4 = с 5 = а (<ц / sv) 6 = ь (s, / 7 = С / S,.)1. V 0,429
  295. X, 0,297 1,379 1,195×0,954 0,827
  296. Х2 0,291 1,320 1,257 0,842 0,894 0,851 0,570
  297. Хз 0,403 1,057 1,048 1.017 0,992 0,984 0,955t 3,452 -0,003 X 0,019 -0,028 0,153Осг>г
  298. РАСЧЕТ КОЭФФИЦИЕНТОВ АВТОКОРРЕЛЯЦИИ РЕЗУЛЬТАТИВНОГО ПРИЗНАКА И ФАКТОРОВ, УЧАСТВУЮЩИХ В ФОРМИРОВАНИИ ИТОГОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
  299. Итого. ¦ 14,54 14,54 19,42 17,00 11,57 11,57 12,19 11,65 11,26 11.26 11,55 11,32 13.58. 13,58 16,95 15,11
  300. Среднее 1,32 1,32 1,77 1,55 1,05 ' 1,05 1,11 1.06 1,02 1,02 1,05 1,03 •. из 1,23 1,54 1,37средн.)2. 1,75 1,11 1.05 • 1,52 •. • *
  301. KjjiToxop — (УУ-1 — У сред) / (У «Усред)1. К) О
  302. Итого за год 100,0% 118,8% 115,1% 112,0% 111,7% 110,0%
  303. Базисн. темпы роста 100,0% 118,8% 136,8% 153,2% 171,1% 188,2%1. Экспертнаяоценка
  304. ВЕЛИЧИНА И ТЕМПЫ РОСТА ПРОЖИТОЧНОГО МИНИМУМА НА ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ В г. МОСКВЕ1. Сумма в руб. 2001 2002 2003 2004 20 051.кв. 2 066,60 2 565,72 3 044,32 3 374,41 4 101,431. кв. 2 251,02 2 642,63 3 209,01 3 611,45 4 216,55
  305. I кв. 2 294,70 2 664,29 3 199,08 3 632,29 4 186,841. кв. 2 385,26 2 918,55 3 208,02 3 703,57 4 200,00
  306. Итого за год 2 257,22 2 683,02 3 178,09 3 594,24 4 184,70
  307. Базисп. темпы роста 100,0% 118,9% 140,8% 159,2% 185,4%
  308. Динамика темпов роста показателей уровня жизни населения города Москвып/п 2001 2002 2003 2004 2005
  309. Итоговые темпы роста уровня жизни населения города, (У) % стр. (2 хЗх4) 1,00 1,25 1,79 2,22 2,72
  310. Темпы роста прожиточного минимума в г. Москве (х,), % 1,00 1,19 1,41 1,59 1,85
  311. Темпы роста среднедушевых денежных доходов в месяц с учетом индексов потребительских цен (х2), % 1,00 1,05 1,27 1,39 1,47
  312. Периоды времени, t 1 2 3 4 5
  313. РАСЧЕТ ПАРНЫХ КОЭФФИЦИЕНТОВ КОРРЕЛЯЦИИ У ТЕМПОВ РОСТА ПОКАЗАТЕЛЕЙ, УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ ' ГОРОДА МОСКВЫ. У х2 t1. V 1,00 0,997 1,00 0,987 0,978 1,00t 0,995 0,998 0,982 1,00
  314. Взаимосвязь макроподсистем города
  315. Источник: Стратегическое управление: регион, город, предприятие / Под. Ред. Д. С. Львова, А. Г. Гранберга, А.П. Егоршииа- ООН РАН, -НИМБ. М.:. ЗАО «Издательство «Экономика», 2004, С. 337.. ,••'•¦.
  316. Классификация важнейших элементов процесса стратегического планирования социально-экономического развития зарубежных городов
  317. Характеристики элементов стратегии
  318. Кризис базовых отраслей экономики Стратегический план Развитие градо-, образующего ' -комплексуй ' '¦ крупных • предприятий Подъем уровня жизни населения Активное вовлечение горожане планирование Объекты современной транстпорт-ной инфраструкту ры
  319. Усиление конкуренции города и борьба за инвестиции Программа маркетинга Активная поддержка малого и среднего бизнеса • Укрепление городского сообщества, усиление солидарности Преемственность системы стратегических планов Создание современных жилых зон
  320. Стремление к устойчивому развитию Основные направления развития Ускоренное развитие сферы услуг .• Осо’бое внимание К социально ущемленным слоям населения Организация широкого регионального сотрудничества Приращение образовательного потенциала
  321. Источник: Экономические стратегии активных городов / Под ред. Б. М. Гринчеля. СПб., 2002.252
Заполнить форму текущей работой