Организационный механизм обеспечения конкурентоспособности предприятия наукоемкого профиля в условиях развития информационных технологий
Диссертация
В работе предложены организационные способы и модели решения задач, связанных с управлением КС, тем самым создана база для дальнейшего развития исследуемого класса наукоемких предприятий и повышения уровня качества наукоемкого продукта. Функционально-структурные модели способствуют развитию системы качества предприятия, являющейся необходимым условием повышения уровня КС предприятия. Все модели… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Анализ состояния и проблем КС наукоемких предприятий
- 1. Состояние и тенденции развития современных наукоемких предприятий (на примере микроэлектроники)
- 2. Анализ зарубежной и отечественной практики организации научных исследований и разработок
- 3. Характеристики современных форм организации инновационной деятельности в условиях конкуренции
- 4. Анализ существующих методов оценки и проблем обеспечения КС предприятий
- Выводы
- Глава 2. Исследование и разработка механизма обеспечения КС наукоемкого предприятия
- 1. Анализ организационно-экономических особенностей функционирования научно-производственных комплексов
- 2. Разработка методических основ оценки КС наукоемкого предприятия
- 3. Основные принципы обеспечения КС наукоемкого предприятия
- 4. Функционально-структурное моделирование как основа построения организационного механизма обеспечения КС наукоемкого предприятия
- Выводы
- Глава 3. Функционирование организационного механизма обеспечения КС наукоемкого предприятия
- 1. Структура организационного механизма обеспечения КС наукоемкого предприятия и порядок его внедрения
- 2. Стандартизация процесса прохождения заказа как составляющая организационного механизма обеспечения КС предприятия
- 3. Эффективность использования разработанных моделей и процедур в условиях научнопроизводствепных комплексов
- Выводы
Список литературы
- Азгальдов Г. Г. Теория и практика оценки и качества товаров (основы квалиметрии). М.: Экономика, 1982. — 256 с.
- Азоев Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996.
- Альперин JI. МС ИСО серии 9000 версии 2000: процветание через качество // Стандарты и качество (Госстандарта России). 2001. — № 7−8. — С. 66−73.
- Анискин Ю.П. Общий менеджмент: Учебник по общей теории менеджмента. М.: РМАИТ, 1997. — 117 с.
- Анискин Ю.П. Организация и управление малым бизнесом: Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2001. — 160 с.
- Анискин Ю.П., Бударов А. Ю., Попов А. Н., Привалов В. В. Управление инвестиционной активностью / Под ред. Ю. П. Анискина. М.: ИКФ Омега-JI, 2002. 272 с.
- Ансофф И.Х. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989. — 519 с.
- Багиев Г. Л., Тарасевич В. М., Х.Анн. Маркетинг: Учебник для вузов. Под общ. ред. Г. Л. Багиева. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЗАО «Изд-во «Экономика», 2001.-718 с.
- Барабанов В.В. Проблемы повышения качества и конкурентоспособности наукоемкой продукции. http://tqm/'stankin.ru/arch/n02/articles/2.htm
- Баюков А.В., Бедрековский М. А., Голубев В. В. Новый комплекс государственных военных стандартов «Климат-7» нормативно-методическая база систем обеспечения и контроля качества и надежности электрорадиоизделий // Экономика и производство. -1999. — № 4.
- Белоусов В.Л. Анализ конкурентоспособности фирмы // Маркетинг в России и за рубежом. -2001. № 5.
- Белый Е.М., Барашков С. В. Конкурентоспособность и качество продукции: два уровня управления // Маркетинг. 2002. — № 4. — С. 29−34.
- Бурцев В. Возможности использования зарубежной элементной базы в системах военного применения // Живая электроника России-2002. Изд-во журнала «Электронные компоненты». 2002.
- Бутаев P.LLI. Экономический механизм развития экспортного потенциала промышленности региона. М.: Юнити-Дана, 2002. 506 с.
- Васкевич Д. Стратегии клиент/сервер. Руководство по выживанию для. специалистов по реорганизации бизнеса. Перевод с англ. Киев: Диалектика, 1996.-384 с.
- Вендров A.M. CASE-технологии. Современные методы и средства проектирования информационных систем. М.: Финансы и статистика, 1998.
- Вирусная теория менеджмента: Информационный бюллетень Ассоциации Деминга / Под ред. Ю. Т. Рубаника. М.: МИЭТ (ТУ), 1994.
- Волчков С.А. Мировые стандарты управления промышленным предприятием в информационных системах (ERP-системах). Воронеж:
- Международная академия науки и практики организации производства // Организатор производства. 1999. — № 1. — С. 43.
- Воронов АА., Буряк А. Н. Кластерный анализ база управления конкурентоспособностью на макроуровне // Маркетинг. — 2003. — № 1. — С. 1120.
- Воячек И. И. Воячек Л.Г. Качество в среде маркетинга. http://www.rnarketingmix.rU/quality/2/index.shtml
- Всеобщее управление качеством: учебник для вузов / О. П. Глудкин, Н. М. Горбунов, А. И. Гуров, Ю. В. Зорин: под ред. О. П. Глудкина. М.: Горячая линия -Телеком, 2001.-600 с.
- Голубков Е.П. Изучение конкурентов и завоевание преимуществ в конкурентной борьбе, www.blib.al.ru/marketing/market31/1.htm
- Гордон Я* Маркетинг партнерских отношений: Пер. с англ. / Под ред. О. А. Третьяк. СПб: Питер, 2001. — 384 с.
- Гулидов Д.Н., Афапосович В. Ф. Проблемы гармонизации национальных стандартов. Спецификации. М.: МИЭТ (ТУ), 1994.
- Деловое планирование (Методы. Организация. Современная практика): Учеб. пособие / Под ред. В. М. Попова. М.: Финансы и статистика, 1997. — 368 с.
- Дементьева А.Г. Конкурентоспособность международных компаний // Библиотека финансового менеджера, 2001. (www.finmanagement.ru/persona/)
- Джоббер Д. Принципы и практика маркетинга. Пер. с англ. Учеб. пособие. -М.: Издательский дом «Вильяме», 2000. 688 с.
- Дмитров В.И., Макаренков Ю.М. CALS-стандарты // Автоматизация проектирования, 1997. № 2, 3, 4.
- Достижение качества через преобразование. Подход к улучшению управленческой деятельности. Информационный бюллетень Ассоциации Деминга / Под ред. Ю. Т. Рубаника. М.: МИЭТ (ТУ), 1995.
- Евтеев М. Проектирование бизнеса, www.interface.ru.
- Егоров Ю.Л. Исследование систем управления: Уч. пособие М.: «ЗелО», 1997.
- Егорова Л.Г. Переход к ИСО 9000 версии 2000 года это и просто, и сложно // Сертификация. — 2000. — № 3. — С. 27−33.
- Едренкина Э.В. Качество как фактор повышения конкурентоспособности. -С. 1−2. www/marketing/spb/ru/conf/9/42.htm
- Еленева. Ю.Я. Обеспечение конкурентоспособности промышленных предприятий. М.: «Янус-К», 2001.
- Забелин П.В., Моисеева Н. К. Основы стратегического управления: Учеб. пособие. М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1997. — 195 с.
- Зулькарнаев И.У., Ильясова J1.P. Метод расчета интегральной• конкурентоспособности промышленных, торговых и финансовых предприятий
- Маркетинг в России и за рубежом. 2001. — № 4. — С. 17−27.
- Ивлев В., Т.Попова, Международные фаеторинговые операции. Разработка технологии, www.bizcom.ru/rus/bt/1996/nrl0/25.htm
- Ивлев В., Т.Попова. Комплексный аналитический консалтинг в банковской деятельности, www.iac.spb.ru/itmagaz
- Калянов Г. Н., Козлинский А. В., Лебедев В. Н. Сравнение и проблема выбора методов структурного системного анализа // PC WEEK/RE. 1996. — №.34.
- Каменнова М. Структурный анализ и реорганизация деятельности предприятие www.case.ru/base/c-l 0. htm
- Карабутов В. Разработка CASE-модели офисного документооборота: методология, технология, практическая реализация. www.citforum.tsu.ru/ofis/ofis96/l 14. shtml
- Клевлин А.И., Моисеева Н. К. Организация гармоничного производства (теория и практика): Учебное пособие. М.: Омега-Л, 2003. 360 с.
- Картер Г. Эффективная реклама. Пер. с англ. / Общ. ред. Е. М. Пепьковой. -М.: «Прогресс», 1991. -280 с.
- Келл Г. Где живет российская электроника? // Живая электроника России-2002. Изд-во журнала «Электронные компоненты». 2002.
- Ковалев В.В. Методы оценки инвестиционных проектов. М.: Финансы и статистика, 1998. — 144 с.
- Колчин А.Ф., Овсянников М. В., Стрекалов А. Ф., Сумароков С. В. Управление жизненным циклом продукции. М.: Анахарсис, 2002. — 304 с.
- Комлев Е.Б. Анализ конкурентоспособности товаров // Маркетинг в России и за рубежом. 2000. — № 3.
- Корольков В. От управления качеством к качеству управления // Connect! Мир связи. 1999. — № 12. — С. 66−69.
- Короткова Т.Л. Исследование систем управления: Уч. пособие. М.: МИЭТ, 1998.-216 с.
- Корчагин A. ISO 9000 — вчера, сегодня, завтра // Живая электроника России-2001. Изд-во журнала «Электронные компоненты. Спецвыпуск. 2001.
- Котлер Ф. Маркетинг менеджмент СПб: Питер Ком, 1999. — 896 с.
- Котлер Ф. Основы маркетинга. Краткий курс.: Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильяме», 2003. — 656 с.
- Кротков A.M., Еленева Ю. Я. Конкурентоспособность предприятия: подходы к обеспечению, критерии, методы оценки // Маркетинг в России и за рубежом. -2001.-№ 6. -С. 59−68.
- Крохина Я.Ю. Маркетинг тотального качества (Total Quality Marketing) -философия управления, http://www.marketing.spb.ru/read/article/a50.htm
- Курляндский А., Орлов С. Взгляд на российский рынок электроники // Живая электроника России-2002. Изд-во журнала «Электронные компоненты». 2002. т
- Лапидус В.А. Конфликт TQM с постсоветским менеджментом на типичном российском предприятии. Болезни российского менеджмента // Методы менеджмента качества. Госстандарта России. 2000. — № 2.
- Лифиц И.М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг. М.: Юрайт-М, 2001. — 224 с.
- Лобанов М.М., Осипов Ю. М. Основные принципы оценки конкурентоспособности продукции // Маркетинг в России и за рубежом. 2001. -№ 6.
- Макушин М.В. Зарубежный опыт поддержки электронной промышленности и механизмы привлечения инвестиций для ее развития //Зарубежнаяэлектронная техника. 2000. — Вып.2.
- Макушин М.В. Итоги 2001 года и ближайшие перспективы //Зарубежная электронная техника. 2001. Вып. 4. — С. 3−14.
- Марка Д.А., МакГоуэн К, SADT. Методология структурного анализа и проектирования: Пер. с англ. М.: 1993. — 240 с.
- Маркетинг / Н. П. Ващекин и др.- М.: МГУК. 1999.
- Маркетинг / А. Н. Романов, Ю. Ю. Корлюгов, С А. Красил ьников и др.: Под ред. А. Н. Романова. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996.
- Менеджмент систем качества: Учеб. пособие / М. Г. Круглов, С. К. Сергеев,
- B.А.Такташов и др. М.: ИПК Издательство стандартов, 1997. — 368 с.
- Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. -М.: «Дело ЛТД», 1994.
- Метод функционального моделирования. www.is.kiev.ua/rus/whitepapers/idero.htm
- Мильгром Д.А. Оценка конкурентоспособности экономических технологий // Маркетинг в России и за рубежом. 1999. — № 2.
- Миттаг X., Ринне X. Статистические методы обеспечения качества. Fernuniversitat Gesamthochschule — in Hagen, Deutschland, 1993.
- Михайлова M.P. Бенчмаркинг универсальный инструмент управления качеством // Методы менеджмента качества (Госстандарта России). — 2003. -№ 5.
- Мишин В.М. Управление качеством: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. — 303 с.
- Млоток Е. Принципы маркетингового исследования конкуренции на рынке. www.marketing.spb.ru/read/m3/
- Моисеева Н.К., Анискип Ю. П., Проскуряков А. В. Основные положения маркетинга и организационные модули в обеспечении конкурентоспособности изделий: Уч. пособие / Под. ред. Н. К. Моисеевой. М.: МИЭТ, 1980. 96 с.
- Моисеева Н.К. Конкурентоспособность предприятий как фактор экономического роста отрасли / Известия вузов. Электроника. -2000. № 4−5.1. C. 174−179.
- Моисеева Н.К. Международный маркетинг: Учебное пособие. М.: Центр экономики и маркетинга, 1998. — 320 с.
- Моисеева Н.К., Анискин Ю. П. Конкурентоспособность, маркетинг, обновление. М.: Внешторгиздат, 1993. -2 т.
- Моисеева Н.К., Кравченко Е. Ф., Аверьянов И.И. Проектирование функционально-структурной организации торговой фирмы с использованием
- SADT-методологи и // Маркетинг: методы, формы, исследования 1998. — № 3. -• С.47−60.
- Моисеева Н.К., Костина.Г.Д., Конышева М. В. Информационный маркетинг: Учеб. пособие / Под ред. Н. К. Моисеевой. М.: МИЭТ, 2000. — 164 с.
- Моисеева Н.К., Конышева М. В. Управление маркетингом: теория, практика, информационные технологии: Учеб. пособие / Под ред. Н. К. Моисеевой. -М.:Финансы и статистика, 2002. 304 с.
- Морозов А.А., Ю.В.Обухов. Семантический анализ функциональных диаграмм информационных систем средствами объектно-ориентированного логического программирования. www.cplire.rn/Labl44/1251/4 030 000.htm
- Наука и высокие технологии России на рубеже третьего тысячелетия (социально-экономические аспекты развития) / Руководители авт. колл. B.JI. Макаров, А. Е. Варшавский. М.: Наука, 2001. — 636 с.
- Никифоров А. Д. Бакиев Т.А. Метрология, стандартизация и сертификация: Учеб. пособие. М.: Высшая школа, 2002. — 422 с.
- Николаева Н.А. Конкурентоспособность города: взгляд зарубежных ученых // Маркетинг в России и за рубежом. 2001. — № 6.
- НИОКР в США: объемы финансирования, организация, налоговые льготы». Зарубежная электронная техника. 2000. — Вып. 1. (Обзор).
- Огвоздин В.Ю. Управление качеством: Основы теории и практики: Учебное пособие. 4-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство «Дело и Сервис», 2002. -160 с.
- Ойнер O.K., Попов Е. В. Виртуальный маркетинг и его применение на отечественных предприятиях // Маркетинг в России и за рубежом.- 2000. № 5.
- Ойхман Е.Г., Попов Э. В. Реинжиниринг бизнеса. Реинжинирингорганизаций и информационные технологии. М.: Финансы и статистика, 1997.
- Организация, планирование и управление предприятиями электронной промышленности / П. М. Стуколов, А. В. Проскуряков, О. Г. Туровец, Н. К. Моисеева: Под ред. П. М. Стуколова. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Высшая школа, 1986. — 319 с.
- Парфенов С. Прямой маркетинг и современные информационные технологии // Маркетинг. .
- Песоцкий Е. Современная реклама. Теория и практика. Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2001.-320 е.
- Пискунова Н.Н. Исследование рынка: Уч. пособие. М.: МИЭТ, 1997. 127 с.
- Попов В.Н. Проблемы сохранения и развития отечественного товарного производства // Пенза: Организатор производства, региональный выпуск. -2000. № 1 — С. 5−22.
- Попов Е.В. Планирование маркетинговых исследований на предприятии. www.blib.al.ru/marketing/market26/3.htm
- Портер М.Э. Конкуренция: Пер. с англ. М.: Экономика, 1989. — 519 с.
- Портер М. Международная конкуренция: Пер. с англ. / Под ред. и с предисловием В. Д. Щетинина. М.: Международные отношения, 1993. — 896 с.
- Проскуряков А.В., Моисеева Н. К., Аиискин Ю. П. Экономика и организация• разработок, освоения и производства изделий микроэлектроники. М.: Высшая школа, 1987.
- Робсон М., Уллах Ф. Практическое руководство по реинжинирингу бизнес-процессов: Пер. с англ. / Под ред. Н. Д. Эриашвили. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1997.- 224 с.
- Родионова JT.H., Кантор О. Г., Хакимова Ю. Р. Оценка конкурентоспособности продукции. Маркетинг в России и за рубежом. 2000.- № 1.
- Роман М.И. Научные основы управления конкурентоспособностью. Учебно-методическое пособие. Владимир, 2001. 180 с.
- Российский статистический ежегодник. 2002: Стат. сб. / Госкомстат России. М., 2002. -*690 с.
- Симонов В. Состояние и перспективы развития электронной техники России. // Живая электроника России-2001. Изд-во журнала «Электронные компоненты». 2001. — С. 15−52.
- Синько В. Конкуренция и конкурентоспособность: основные понятия // Стандарты и качество. -2000. № 4.
- Скачков И., Идрисов А. Инвестиции в промышленность возможности и препятствия // Наукоемкие технологии. Бизнес-справочник МКПП. -2001. -№ 1.
- Скорлыгин В. «Коммерциализация разработки» // «Электроника. Наука, технология, бизнес». 2001. — № 2.
- Сливотски А., Моррисон Д. Маркетинг со скоростью мысли. М.: Изд-во• ЭКСМО-Пресс, 2002. 448 с.
- Старыгин А. Построение корпоративных информационных систем: технологии и решения, http://www.citforum.ru/database/kbd97/15.shtml, 2000
- Степанов Ю.И., Критенко М. И., Голубев В. В., Довбня В. Г. Особенности реализации основных положений международных стандартов серии ИСО 900 в комплексе стандартов «Климат-7». // Экономика и производство. 1999. -№ 4.
- Судов Е.В. CALS-технологии или Информационная поддержка жизненного цикла изделия // PCWeek/RE. 1998. — № 45 (169), 11.
- Телец В.А., Подъяпольский С. Б. Вопросы оценки эффективности системы управления качеством при лицензировании предприятий оборонного комплекса // «Экономика и производство». 1999. — № 4.
- Тренев Н.Н. Концепция повышения конкурентоспособности электротехнической продукции путем объединения предприятий электротехнической продукции // Маркетинг в России и за рубежом. 2001. -№ 3.
- Туровец О.Г. Организация производства на предприятиях в условиях кризисного развития. // Воронеж: Организатор производства. 1996. — № 2,. 1996.-С. 21−22.
- Уткин Э.А., Арбиев Е. Т. Практический маркетинг. М.: ТЕИС, 2002. -381 с.
- Уткин Э.А., Кравченко В. П. Проект-менеджмент. М.: ТЕИС, 2002. — 208 с.•
- Фасхиев X., Ситникова О. Конкурентоспособность автомобиля и ее # моделирование на стадии проектирования // Маркетинг: методы, формы, исследования. 2000. — № 5.
- Фасхиев Х.Л. Оценка конкурентоспособности новой техники // Маркетинг: методы, формы, исследования. 1998. -№ 6.
- Фатхутдинов Р.Л. Организация производства: Учебник. ИНФРА-М, 2001. -672 с.
- Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью // Стандарты и качество (Госстандарта России). 2000. — № 10.
- Федотов Я.А. Стратегия развития отечественной микроэлектроники -Электронная техника. Микроэлектроника. Сер.З. — 1992. — Вып.1 (146).
- Федотов Я. Заметки о российской электронике // Живая электроника России-200К Изд-во журнала «Электронные компоненты». 2001.
- Холмогоров В. Интернет-маркетинг. Краткий курс. 2-е издание. СПб.: Питер, 2002. — 272 с.
- Чайка И.И. За какими системами качества будущее? // Методы менеджменты качества. 2000. — № 7. — С. 8−14.
- Швец A.M. Маркетинг наукоемкой продукции // Технологическое оборудование и материалы. 1997. — № 6.
- Шестаков A. J1. Проблемы российских предприятий, подходы к их решению, причины проблем // Методы менеджменты качества. 2000. — № 7. — С. 14−19.
- Шеховцева JI.C. Конкурентоспособность региона: факторы и метод создания // Маркетинг в России и за рубежом. 2001. — № 4.
- Шихова П.З. Достижени конкурентных преимуществ во внешней торговле. // ф Маркетинг в России и за рубежом. 1999. — № 4.
- Щиборщ К.В., Сравнительный анализ КС и финансового состояния предприятий отрасли и/или региона // Маркетинг в России и за рубежом. 2000. -№ 5.
- TQM-XXI. Проблемы, опыт, перспективы / Под ред. B.JI. Рождественского и В. А. Качалова. М.: ИздАТ, 1997. — Вып. 1.-192 с.
- TQM-XXI. Проблемы, опыт, перспективы / Под ред. В. А. Качалова и В.JI. Рождественского М.: ИздАТ, 1998. — Вып. 3. — 264 с.
- ASIC Markets. Status 2001, Integrated Circuit Engineering Corporation, ICE, 2001.
- CALS-технологии. www.cals.ru
- Ian Warnock. Manufacturing and Business Excellence Strategies, Techniques and technology. Prentice Hall Europe. 1996. — 534 c.
- Framework for Managing Process Improvement. Electronic College of Process Innovation. DoD USA. Vol. 1. May, 1994.
- The Making of a Worldwide Quality Management System // Chip. 2002. -® January. P.
- Закон РФ «О защите прав потребителей» № 2300−1 от 07.02.92 г.
- Закон РФ «О сертификации продукции и услуг» от 10.06.1993 г. № 5151−1 (с изменениями)
- Закон РФ «О стандартизации» от 10.06.1993 г. № 5154−1 (с изменениями)
- Указ Президента РФ «О.государственных научных центрах Российской Федерации» от 22 июня 1993 года № 939.
- Постановление Госстандарта РФ от 17.03.98 N 11 (ред. от 22.04.2002) «Об утверждении положения о системе сертификации ГОСТ Р»
- Президентская программа «Развитие электронной техники в России» Утверждена постановлением Правительства РФ от 6 мая 1994 г. № 453. http://ts.vpk.ru/www-vpk/minek/program/fcp/82/index.htm
- Проект концепции развития венчурной индустрии в России. www.minprom.gov.ru
- Концепция развития науки в России, www.mpnt.gov.ru
- Распоряжение правительства РФ № 218-р от 20.02.2002.148. ГОСТ Р ИСО 9001−96.
- ИСО 8402−1994. Управление качеством и обеспечения качества. Словарь.
- Международный стандарт ИСО 9000: 2000.
- Справки об использовании средств по ГНЦ РФ ГУ НПК «Технологический центр» МИЭТ за 1994−2002 гг.
- Справки по источникам финансирования ГНЦ РФ ГУ НПК «Технологический центр» МИЭТ за 1994−2002 гг.
- Устав государственного учреждения «Научно-производственный комплекс «Технологический центр» Московского государственного института электронного техники», М.: 2000.