Психологическая адаптация подростков-мигрантов как компонент безопасности муниципального образовательного пространства
Диссертация
Апробация работы. Диссертационное исследование выполнено в рамках основной проблематики РГУ «Социально-психологическая, медико-психологическая диагностика, коррекция и реабилитация личности и группы» (2001;2006) — раздел «Психология смысложизненных стратегий», а также в рамках государственной Федеральнаой целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Социально-психологическая адаптация школьников как фактор формирования безопасного образовательного пространства
- 1. 1. Психологическая безопасность и социально-психологическая адаптация школьников в муниципальном образовательном пространстве. Основные подходы и критерии психологической безопасности личности
- 1. 2. Поликультурные образовательные пространства как контекст формирования ценностно-смысловой сферы школьников, смысложизненных стратегий подростков
- 1. 3. Особенности социально-психологической адаптации к новым социокультурным условиям у вынужденных мигрантов. Основные психолого-педагогические подходы
- Выводы к главе
- Глава 2. Проблема экспертизы безопасности образовательной среды и процедура диагностики смысложизненных особенностей как составляющих социально-психологическую адаптацию подростковмигрантов
- 2. 1. Гуманитарная экспертиза как метод оценки безопасности образовательной среды в муниципальном пространстве
- 2. 2. Особенности смысловой сферы подростков. Динамика формирования смысложизненных стратегий как составляющих процесса социализации-индивидуализации в подростковом возрасте
- 2. 3. Критерии оценки и диагностика смысложизненных стратегий подростков-мигрантов как компонента социальнопсихологической адаптации
- Глава III. Результаты исследования уровней безопасности образовательной среды и диагностики смысложизненных ориентаций как компонентов социально-психологической адаптации подростков-мигрантов
- 3. 1. Характеристика этапов экспериментального исследования социально-психологической адаптации подростков-мигрантов
- 3. 2. Анализ результатов гуманитарной экспертизы безопасности образовательной среды как компонента социально-психологической адаптации подростков-мигрантов
- 3. 3. Результаты диагностирования смысложизненных особенностей подростков-мигрантов как компонента их социально-психологической адаптации
- Выводы по III главе
Список литературы
- Абакумова И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе (Психолого-дидактический подход). — Ростов-на-Дону, изд. РГУ, 2003.
- Агафонов А.Ю. Основы смысловой теории сознания. СПб.: Речь, 2003. — 296 с.
- Александрова Л.А. О составляющих жизнестойкости личности как основе ее психологической безопасности в современном мире // Известия ТРТУ. Тематический выпуск «Гуманитарные проблемы современной психологии». Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005. № 7 (51). С. 83−84.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человековедения. М., 1977.
- Андреева А.Д. Диагностика эмоционального отношения к учению в среднем и старшем школьном возрасте // Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик. М., 1989.
- Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976.
- Асмолов А.Г. Толерантность: от утопии к реальности. На пути к толерантному сознанию. М., «Смысл», 2000.
- Асмолов А. г, Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. — М.: «Смысл», ИЦ «Академия», 2002. 416 с.
- Асмолов А.Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии. М.: Смысл, 2002.
- Асмолов А.Г. Психология индивидуальности. Методические основы развития личности в историко-эволюционном процессе. М.: Изд-во МГУ, 1986.
- Асмолов А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа // Толерантность в общественном сознании России. М., 1998.
- Байкова Л.А., Гребенкина Л. К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии: Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2001.
- Бахтин М.М. К методологии гуманитарных наук // Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. С. 361−373.
- Бахтин М.М. «О поэтике Достоевского». М.: Искусство, 1979. С. 361 373.
- Белоусова А.К. Самоорганизация совместной мыслительной деятельности. автореф. на соиск. уч. ст. доктора наук. Ростов-на-Дону, 2003. 49 с.
- Белинская Е. Система ценностей личности в перспективе толерантности. Век толерантности, М., 2003, № 5., с. 61 72.
- Бермус А.Г. Управление качеством профессионально-педагогического образования. Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2002.
- Бетти Э. Риэрдон Толерантность дорога к миру. — М.: Изд-во «Бонфи», 2001.
- Богданова Д.Я., Волкова И. П. Практическое занятие по психологии. — М.: Физкультура и спорт, 1989.
- Бодалев A.A. Попытка изучения «учебных способностей» подростка в связи с его интересами // Ученые записки ЛГУ. 1960. № 287. Вып. 19. С. 64−73.
- Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. Психология личности: Сборник статей — Сост. А. Б. Орлов. М.: ООО «Вопросы психологии" — 2001. — с. 62 — 93
- Бордовская Н.В., Реан A.A. Педагогика: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2001.
- Братченко С.Л. Образование: ненасилие, толерантность и гуманистическая экспертиза. // Век толерантности, 2001, № 3 4, с. 112 — 124.
- Братченко С.Jl. Введение в гуманитарную экспертизу образования (психологические аспекты). -М.: Смысл, 1999.
- Братченко С.Л. Верим ли мы в ребенка? Личностный рост с позиций гуманистической психологии. / Журнал практического психолога. — М.: Форум, 1998 № 1 130 с.
- Братченко С.Л. Межличностный диалог и его основные атрибуты Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии — Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М.: Смысл, 1997.-с. 201−223.
- Братусь Б.С. К проблеме нравственного сознания в культуре уходящего века//Вопросы психологии. 1993. № 1. С. 6−13.
- Братченко С.Л. Проблема выбора критерия нравственного развития личности и пути ее решения // Психолого-педагогическое обеспечение учебного процесса в высшей школе в условиях ее перестройки. Л.- М., 1988. С. 482−491.
- Брушлинский A.B. Проблема субъекта в психологической науке // Психологический журнал. 1991. Т. 12. № 6. С. 3−11.
- Брушлинский A.B., Темнова Л. В. Интеллектуальный потенциал личности и решение нравственных задач // Психология личности в условиях социальных изменений. М., 1993.
- Бухвалов В.А., Плинер Я. Г. Педагогическая экспертиза школы. Рига, 1996.
- В поисках смысла. Мудрость тысячелетий // Сост. А. Е. Мачехин. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003.
- Василюк Ф.Е. Методологический анализ в психологии. М.: МГППУ- Смысл, 2003. 240 с.
- Василюк Ф.Е. Психотехника выбора. Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М: Смысл, 1997. С. 284 315.
- Василюк Ф.Е. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций. М., 1984.
- Василюк Ф.Е. Психотехника выбора Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии — Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М.: Смысл, 1997. — с. 284 — 315
- Веряев A.A. Психолого-синергетический потенциал информационных технологии // Сибирский психологический журнал. Томск, 1997. Вып. 5. С. 8−15.
- Взрослые и дети в образовательном пространстве: Научно-методический сборник / Под ред. И. С. Якиманской. М., 2002.
- Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976.-143 с.
- Гришина Н.В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциальные проблемы // Психологические проблемы самореализации личности. СПб., 1997. С. 143−156.
- Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описании их авторов и исследователей) / Под общ. ред. Н. Л. Селивановой. М.: Педагогическое общество России, 1999.
- Гусинский Э.Н. Образование личности: Пособие для преподавателей. М.: Интерпракс, 1994.
- Данилов М.А. Процесс обучения в советской школе. М., 1960.
- Джанерьян СТ. Самоописание как выражение и способ изучения Я-концепции // Психологический вестник РГУ. № 5. Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 2000. С. 209−214.
- Дружинин В.Н. Варианты жизни: Очерки экзистенциальной психологии. М.: ПЕР СЭ- СПб.: ИМАТОН — М, 2000. — 135 с.
- Дубровина И.В. Практическая психология образования. М, 3 -изд., 2000, С. 386
- Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики.М., 1991, С. 221
- Дубровина И.В., Данилова Е. Е., Прихожан А. Н. Психология. М., издво Академия, 2003, С. 464
- Зарецкий В.К., Холмогорова А. Б. Смысловая регуляция решения творческих задач // Исследование проблемы психологии творчества. М.: Наука, 1983.С. 62−101.
- Зверева Н.М. Практическая дидактика для учителя: Учеб. пособие. М.: Педагогическое общество России, 2001.
- Зинченко В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М.: Тривола, 1994 — 304 с.
- Зинченко В.П. Миры сознания и структуры сознания // Вопросы психологии. 1991. № 2. С. 15−36.
- Зинченко В.П. Психологическая педагогика: Материалы к курсу лекций. Ч. 1. Живое Знание. Самара, 1998.
- Знаков В.В. Понимание в познании и общении. 2-е изд., испр. и доп. Самара: Самарск. гос. пед. ун-т, 1998.
- Зобов P.A., Келасьев В. Н. Самореализация человека. Введение в челове-кознание. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2001.
- Золотухина-Аболина Е.В. О чувстве смысла // Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия. Ростов н/Д: Ассоциация экзистенциального консультирования, 2002. № 1. С. 65−81.
- Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991.
- Иванников В.А. Формирование побуждений к действию // Вопросы психологии. 1985.№ 3. С. 113−123.
- Иванов Д.А., Иванова Е. Л., Шестакова И. Г., Тубельский А. Н. Общественно-государственная экспертиза экспериментальных площадок и инноваций в образовании. М., 1997.
- Ионин Л.Г. Понимание и экспертиза // Вопросы философии. 1991. № 10. С. 8−57.
- Капра Фритьоф Паутина жизни. Новое научное понимание живых систем. Пер. с англ. под ред. В. Г. Трилиса К.: «София" — М.: ИД «София», 2003.-336 с.
- Карпов A.B. Общая психология субъективного выбора: структура, процесс, генезис / Институт психологии РАН- Яросл. гос. ун-т. Ярославль, 2000.
- Клочко В.Е. Инициация мыслительной деятельности: Автореф.. д-ра психол. наук. М., 1991.
- Клочко В.Е. Системная детерминация мыслительной деятельности на стадии ее инициации // Сибирский психологический журнал. Томск, 1997. Вып. 5. С. 19−26.
- Клочко В.Е. Человек как психологическая система // Сибирский психологический журнал. Томск, 1996, Вып. 2. С. 10−13.
- Колесникова Б.Д. О критериях гуманизации образования // Гуманизация образования. Теория и практика. СПб., 1994. С. 37−45.
- Кондратьев М.Ю. Авторитет педагога как результат его персонализации // Психология развивающейся личности / Под ред. А. В. Петровского. М., 1987. С. 191−211.
- Кондратьева СВ. Понимание учителем личности учащегося // Вопросы психологии. 1980. № 5.
- Конопкин O.A., Моросанова В. И. Стилевые особенности саморегуляции деятельности // Вопросы психологии. 1989. № 5. С. 18−25.
- Корнющенко Д.И. Интегральная диалогика: попытка новой технологии гуманитарного образования (из опыта работы). Авторская редакция. -М.: Московский психолого-социальный и нститут, 2003, 608 с.
- Королева JI.H. Гуманитаризация содержания деятельности методических объединений учителей: Организационно-педагогические рекомендации. Ростов н/Д: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2001.
- Коханова JI.A. Истоки принципа природосообразности // Вестник высшей школы. 1987. № 2. С. 78−81.
- Кроник A.A., Кроник Е. А. В главных ролях: вы, мы, он, ты, я. Психология значимых отношений. М., 1989.
- Крутелёва Л.Ю. Психологические особенности смысложизненных стратегий студентов разной познавательной направленности, изучающих иностранный язык. Автореферат на соискание степени к.п.н. Ростов-на-Дону, 2005.-23 с.
- Крылова Н. Культурные модели образования с позиции постмодернистской педагогики // Новые ценности образования. 1997. Вып. 7. С. 185−204.
- Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г. С. Мышление учителя. М.: Педагогика, 1990.
- Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 2003. — 487 с.
- Леонтьев Д.А., Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М.: Смысл, 1992.-17 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. М.: Политиздат, 1977.
- Леонтьев А.Н. О некоторых психологических вопросах сознательности учения // Советская педагогика. 1946. № 1−2. С. 65−72.
- Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971.
- Леонтьев А.Н., Кринчик Е. П. Некоторые особенности переработки информации человеком // Кибернетика, мышление, жизнь. М., 1964. С. 227−241.
- Леонтьев А.Н., Розанова Т. В. Зависимость образования ассоциативных связей от содержания действия // Советская педагогика. 1951. № 10. С. 60−77.
- Леонтьев Д.А. Личность: человек в мире и мир в человеке // Вопросы психологии. 1989. № 3.
- Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентации. М.: Смысл, 1992.
- Леонтьев Д.А. Осмысленность искусства // Искусство и эмоции: материалы международного научного симпозиума / Под ред. Л. Я. Дорфмана. Пермь, 1991. С. 57−70.
- Леонтьев Д.А. Самореализация и сущностные силы человека Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии — Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М.: Смысл, 1997. -с. 156−177
- Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. 1996. № 4. С. 15−26.
- Леонтьев Д.А., Пилипко Н. В. Выбор как деятельность: личностные детерминанты и возможности формирования // Вопросы психологии. 1995. № 1.С. 97−111.
- Лызь H.A. Модельные представления о безопасной личности // Известия ТРТУ. Тематический выпуск «Гуманитарные проблемы современной психологии». Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005. № 7 (51). С. 21 — 25.
- Маркова А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. М., 1990.
- Маслоу Абрахам. Психология бытия. Пер. с англ. (О.О. Чистяков) — М.: Изд-во «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 1997. 304 с. Серия «Актуальная психология».
- Мильман В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности // Вопросы психологии. 1987. № 5.
- Непомнящая Н.И. Ценность как личностное основание: Типы. Диагностика. Формирование. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000.
- Новая философская энциклопедия: В 4 т. / Ин-т философии РАН, Нац. общ.-научн. фонд. М.: Мысль, 2000.
- Нуркова В.В., Березанская Н. Б. Психология : Учебник. — М.: Юрайт — Издат, 2004. 484 с.
- Орлов А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека. Психология личности: Сборник статей Сост. А. Б. Орлов. М.: ООО «Вопросы психологии" — 2001. — с. 162−177
- Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М., 1991.
- П.Панов В. И. Экологическая психология: Опыт построения методологии / В. И. Панов.- М.: Наука, 2004.- 197 с.
- Панюшкин В.П. Освоение деятельности: индивидуальная репродукция или продуктивное сотрудничество // Психолого-педагогические проблемы общения / Под ред. A.A. Бодалева. М.: НИИОП АПН СССР, 1979. С. 36−44.
- Патяева Е.Ю. Мотивация учения: заданное, стихийное и самоопределяемое учение // Современная психология мотивации / Под ред. Д. А. Леонтьева.-М.: Смысл, 2002, 343 с. С. 289 — 313.
- Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. пособие для студентов средних пед. учеб. заведений / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, E.H. Шиянов, Т.И. Бабаева- Под ред. С. А. Смирнова. М.: Изд. центр «Академия», 1998.
- Полани М. Личностное знание: на пути к посткритической философии. М.: Прогресс, 1985.
- Понятие «цель» и «целеобразование» в психологии // Психологические механизмы целеобразования / Отв. ред. O.K. Тихомиров. М: Наука, 1977. С. 5−20.
- Практикум по психодиагностике и исследованию толерантности личности. / Под ред. Г. У. Солдатовой, Л. А. Шайгеровой. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 2003. — 112 с.
- Практическая психология образования Под ред. И. В. Дубровиной: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. — М.: ТЦ «Сфера», 1997- 528с.
- Профессиональная деятельность детского городского психологического центра / Под ред. Е. И. Рогова. Шахты, «Принтер», 1993. — 248 с.
- Психологические тесты / Под ред. A.A. Карелина: В 2 т. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Т. 1. — 312 е.: ил.
- Психологические тесты / Под ред. Э. Р. Ахмеджанова М.: «Лист», 1996. — 320 с.
- Психологические тесты / Под ред. A.A. Карелина: в 2 т. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Т. 1. — 312 е.: ил.
- Психологические тесты / Под ред. Э. Р. Ахмеджанова М.: «Лист», 1996. -320 с.
- Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сот. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. A.B. Петровского. М.: ПЕР СЭ, 2005. т. «Общая психология», 249 с.
- Психологические исследования интеллектуальной деятельности / Под ред. O.K. Тихомирова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979.
- Психология. Словарь — Под общ. ред. A.B. Петровского, М.Г. Ярошев-ского. 2-е изд., испр. и доп.- М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
- Равен Джон Педагогическое тестирование: Проблемы, заблуждения, перспективы / Пер. с англ. Изд. 2-е, испр. М.: «Когито-Центр», 2001. — 142 с.
- Разговор с психологом о двух культурах (интервью с Б.С. Братусем) // Журнал практического психолога. М.: Фолиум, 1998. № 1. С. 3−19.
- Реан A.A. Психология изучения личности: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1999. — 288 с.
- Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации. Ме-тодич. письмо МО РФ от 24.04.1995 // Вестник образования. 1995. № 7. С. 86−89.
- Роджерс Карл, Фрейберг Джером. Свобода учиться. М.: Смысл, 2002. — 527 с.
- Роджерс К. Актуализирующая тенденция: «мотивы» и сознание // Чело-веко-центристский подход в образовании, психотерапии, психологии. Ростов н/Д, 1996. С. 60−82.
- Рубинштейн C.JI. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.
- Рубинштейн C.JI. Человек и мир. М.: Наука, 1997.
- Рубцов В.В. Оценка образовательной среды школы // 2-ая Российская конференция по экологической психологии. Материалы. (Москва, 12−14 апреля 2000 г.). М.: Экопсицентр, РОСС, с. 170−177.
- Самсонова Е.В. Философские горизонты гуманистических концепций личности. Философия психологии: возвращение к истокам (к 100-летию со дня смерти B.c. Соловьева). М: «Смысл», 2001. с. 80 — 94.
- Симонов В.П. Диагностика личности и деятельности преподавателя и обучаемых. Учебное пособие. 2-е издание, исправленное и дополненное. (Серия: Педегогический менеджмент. НОУ-ХАУ в образовании.- Книга третья). Авторское издание. М., 2005 — 181 с.
- Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Антропологический принцип в психологии развития // Вопросы психологии.- 1998.- № 6.- с. 3−17.
- Слободчиков В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека // Вопросы психологии. 1986. № 6. С. 14−22.
- Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Психология человека: Введение в психологию субъективности. М., 1995.
- Слотина Т.В. Смысложизненная концепция и агрессивность учащихся-подростков. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. к.п.н., Санкт- Петербург, 2002. 20 с.
- Смирнов С.Д. Мир образов и образ мира / Вестн. Моск. ун-та, серия 14. психология. 1981. № 2.
- Соколова Е.Т., Столин Б. В. Проективный метод в контексте концепции личностного смысла // Соколова Е. Т. Проективные методы исследования личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. С. 58−79.
- Солдатова Г. В. Адаптация детей из миграционных районов. М.: АПК и ПРО, 2005.-83 с.
- Степанов П.В., Григорьев Д. В., Кулешова И. В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе / Под ред. H.JI. Селивановой, В. М. Лизинского. М.: АПК и ПРО, 2005. — 83 с.
- Степанов С.Ю., Семенов И. Н. Психология рефлексии: проблемы и исследования //Вопросы психологии. 1985. № 3. С. 31−40.
- Стеценко А.П. Понятие «образа мира» и некоторые проблемы онтогенеза сознания // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1987. № 3. С. 26−37.
- Сталина Т.В. Смысложизненная концепция и агрессивность учащихся-подростков: Автореф. дис.. канд. психол. наук. С.Пб., 2002 г., 20 с.
- Столин В.В. Самосознание личности. М., 1982.
- Столин В.В., Кальвиньо М. Личностный смысл: строение и форма существования в сознании // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1982. № 3. С. 38−46.
- Стоуне Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения. М.: Педагогика, 1984.
- Субботский Е.В. Генезис личностного поведения у дошкольников и стиль общения. Вопросы психологии, № 2, 1981, с. 68 — 75.
- Субботский Е.В. Изучение у ребенка смысловых образований. — Вест. Моск. ун-та. Сер. Психология, № 1 1977, с. 62 — 72
- Талызина Н.Ф. Практикум по педагогической психологии: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 192 с.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Педагогика, 1984.
- Тиллих П., Роджерс К. Диалог // Моск. психотерапевтич. журн. 1994. № 2. С. 133−150.
- Титаренко Т.М. Жизненный мир как способ саморазвития личности. Философия психологии: возвращение к истокам (к 100-летию со дня смерти B.c. Соловьева). М: «Смысл», 2001. с. 94 — 103.
- Тихомиров O.K., Терехов В. А. Значение и смысл в процессе решения мыслительной задачи // Вопросы психологии. 1969. № 4. С. 66−84.
- Тихомиров O.K. Психология мышления: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 2
- У правление качеством образования / Под ред. М. М. Поташника. М.: Педагогическое общество России, 1996.
- Управление познавательной деятельностью учащихся / Под ред. П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972.
- Учитель и ученик: возможность диалога и понимания / Под общ. ред. Л. И. Семиной. М.: Бонфи, 2002. Т. 2.
- Фельдштейн Т.И. Социализация и индивидуализация содержания социального взросления подростков. Мир психологии, 1998. с 6 11.
- Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии. М., 1991.
- Флоренская Т.А. Психологические проблемы диалога в свете идей М.М. Бахтина и A.A. Ухтомского // Общение и развитие психики. М., 1986. С. 21−30.
- Фоменко В.Т. Исходные логические структуры процесса обучения. Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 1985.
- Фоменко В.Т. Методологические подходы к управлению образованием в современных условиях. Инновационная школа № 1. Ростов н/Д: РГГГУ, 2000. С. 13−19.
- Фоменко В.Т., Абакумова И. В., Ефименко В. Н. Образование как многосферное пространство и его технологическое обеспечение / Славянский педагогический Собор // Тезисы докладов 1 -го Международного конгресса.
- Франк С.Л. Реальность и человек / Сост. A.A. Ермичева. СПб.: РХГИ, 1997.
- Франкл В. Воля к смыслу: Пер. с англ. М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.
- Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с англ. и нем. / Общ. ред. Л. Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева- вступ. ст. Д. А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990.
- Фризен М.Л. Особенности развития смысловой сферы подростков. Автореферат на соискание степени к.п.н. Хабаровск, 2003.
- Хайдеггер М. Время и бытие: статьи и выступления. М.: Республика, 1993.
- Хараш А.У. «Другой» и его функции в развитии «Я»// Общение и развитие психики. М., 1988. С. 30−41.
- Хараш А.У. Личность, сознание и общение: к обоснованию интерсубъективного подхода в исследовании коммуникативных воздействий // Психолого-педагогические проблемы общения / Под ред A.A. Бо-далева. М: НИИ ОПП АПН СССР, 1979. С. 17−35.
- Хараш А.У. Смысловая структура публичного выступления // Вопросы психологии. 1980. № 3. С. 84−95.
- Черникова Т.В. Качество управления образовательным учреждением: Теория. Методика. Технология работы рукововдителя профильной школы: Методическое пособие.- М.: АПК и ППРО, 2005. 120 с.
- Шабельников В.К. Опыт изучения педагогического конфликта как фактора становления смысложизненных ориентаций учителя // Психологическая наука и образование. — М.: Моск. Городской психолого-педагог. Ун-т, Психолог. Инст-т РАО, 2003. № 4. С. 23 — 29.
- Шадриков В. Д. Диагностика способностей и личностных черт учащихся в учебной деятельности. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1989.
- Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М.: Логос, 1994.
- Штейнбах Х.Э., Еленский В. И. Психология жизненного пространства -СПб: Речь, 2004−239 с.
- Юдина Е.Г. Проблемы психолого педагогической диагностики в образовании — Психъолого-педагогическая диагностика в образовании. Опыт гуманитарной экспертизы. — М.: Институт человека РАН, 2003. — с. 49 -60.
- Якиманская И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения // Вопросы психологии. 1995. № 2. С. 28−37.
- Якиманская И.С. Требование к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников // Вопросы психологии. 1994. № 2. С. 64−77.
- Bruner J. The course of cognitive growth. Amer. Psychologist. 1964. V. 19 (1).P. 1−15.
- Gardner H. Frames of mind: The theory of multiple intelligences. L.:1. Heinemann, 1983.
- Heidegger M. Existence and being. Chicago: Regnery, 1949.
- Heidegger M. The way back into the ground of metaphysics. N.Y.: Meridian, 1956. P. 206−221.
- Miller A., Wilson P. Cognitive differentiation and integration: A conceptual analysis // Genetic Psychology Monographs. 1979. V. 99. P. 3−40.
- Rogers K. Toward a More Humanistic Science of the Person // Journal of Humanistic Psychology. 1978. № 9. P. 145−152.
- Vernon P.E. The structure of human abilities. N.Y.: Wiley, 1965.