Потребности личности в высшем образовании и особенности их реализации
Диссертация
Особенно остро эта проблема стоит в промышленных регионах нашей страны, ощущающих существенный дефицит, как высококвалифицированных кадров, так и работников со средним профессиональным образованием. Многие представители молодежи получают диплом по инерции, не задумываясь о наличии склонностей к освоенною вузовской специальности, ее связи с будущей профессиональной деятельностью. Кроме того… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА 1. Методологические подходы к анализу особенностей формирования потребностей в высшем образовании и их реализации
- 1. 1. Сущность потребностей в образовании
- 1. 2. Особенности формирования и реализации потребностей в высшем образовании
- ГЛАВА 2. Основные противоречия в реализации потребностей личности в высшем образовании в современных условиях
- 2. 1. Факторы выбора выпускниками школ специальности
- 2. 2. Особенности реализации студентами потребностей в высшем образовании на ступени бакалавриата
Список литературы
- Абрамова Е.И. Потребности в образовании учащихся выпускных классов средних школ Удмуртской республики. Электронный ресурс. URL: http://www.eduworld.udm.net/library/potreb/abramov.htm (дата обращения: 10.11.2009).
- Аверин В.А., Козыревская Л. П., Борщев В. Ф., Грановская J1.H. и др. Личность студента и успешность его обучения в ВУЗе. Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 1991.
- Антипова В. М. Формирование мотивов учебной деятельности студентов в условиях учебно-научного комплекса вуза // Проблемы оптимизации учебного процесса в вузе. Ростов-на-Дону- Изд-во Рост, ун-та, 1981.
- Астафьев Я., Шубкин В. Социология образования // Социология в России / Под ред. В. А. Ядова. -2-е изд., перераб. и дополн. М.: Издательство Института социологии РАН, 1998.
- Ахтамьянова И.И. Когнитивная готовность к обучению в вузе как условие формирования субъектной позиции студента / И. И. Ахтамьянова // Педагогический журнал Башкортостана. 2010. — № 1 (26). — С.57−75
- Багдасарьян Н. Г., Немцов А. А., Кансузян Л. В. Послевузовские ожидания студенческой молодежи / Н. Г. Багдасарьян, А. А. Немцов, Л. В. Кансузян // Социологические исследования. 2003. — № 6. — С. 113−119.
- Бережной Н. М. Человек и его потребности. М., 2000. Электронный ресурс. URL: http://rudocs.exdat.com/docs/index-178 262.html (дата обращения: 15.12.2010).
- Божович J1. И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды / Под редакция Д. И. Фельдштейна. -М.: Издательство «Институт практиче-скойпсихологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.
- Большая советская энциклопедия. Издание третье. М.: Советская Энциклопедия, 1975.
- П.Бурдье П., Пассрон Ж.-К. Воспроизводство: элементы теории системы образования. М.: Просвещение, 2007.
- Валянский С.И. Теория информации и образования. Условия выживания России. М.: АИРО-ХХ- «Крафт+», 2005.
- Вебер М. О некоторых категориях понимающей социологии./Избр. произведения. -М.: Прогресс, 1990.
- Н.Виштак О. В. Мотивиционные предпочтения абитуриентов и студентов / О. В. Виштак // Социс. 2003. — № 2. — С.135−138.
- Выготский JI.C. Педология подростка // Выготский J1.C. Собр. соч. В 6-ти т. -M.: МГУ, 1984.
- Высоцкий А.И. Волевая активность школьников и методы ее изучения. Челябинск: ЧГПИ, 1979.
- Гегель. Энциклопедия философских наук. Том 1. Наука Логики. -М.: «Мысль», 1974.
- Гимпельсон В. Е., Капелюшников Р. И., Карабчук Т. С., Рыжикова 3. А., Биляк Т. А. Выбор профессии: чему учились и где пригодились? / В.Е.
- Гимпельсон // Экономический журнал Высшей школы экономики. 2009. -Т. 13. № 2. С. 172−216.
- Гимпельсон В. Е. Нужны ли нашей промышленности квалифицированные работники? История последнего десятилетия: Препринт WP3/2010/04 / В. Е. Гимпельсон. М.: Изд. дом Гос. ун-та — Высшей школы экономики, 2010.
- Гобл Ф. Третья сила: Психология Абрахама Маслоу // Новые рубежи человеческой природы А. Маслоу. М.: Смысл, 1999.
- Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев: Наукова думка, 1988.
- Горбунова Е.М. Дюркгейм и современное образование. Социологическое обозрение Том 2. № 4. 2002. С. 65−71.
- Горшков М.К. Социальные факторы модернизации российского общества с позиции социологической науки / М. К. Горшков // Социологические исследования. 2010. — № 12 — С. 28−41.
- Горшков М.К., Шереги Ф. Э. Модернизация российского образования: Проблемы и перспективы М.: ЦСПиМ, 2010.
- Горшков М. К., Шереги Ф. Э. Молодежь России: социологический портрет. Второе издание, дополненное и исправленное.- М.: Инстититут социологии РАН, 2010.
- Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 1998.
- Добреньков В.И., Нечаев В. Я. Общество и образование. М.: Изд-во МГУ, 2003.
- Додонов Б. И. Эмоция как ценность. М., Политиздат, 1978. Электронный ресурс. URL: http://www.marsexx.rU/psychology/dodonov.html#Toc78261629 (дата обращения: 20.09.2008).
- Дружилов С.А. Профессионалы и профессионализм в новой реальности: психологические механизмы и проблемы формирования / С.А.
- Дружилов // Сибирь. Философия. Образование: альманах СО РАО, ИПК. -Новокузнецк, 2001. Вып. 5. С. 50−56
- Дюркгейм Э. Педагогика и социология// Дюркгейм Э. Социология. -М.: Канон, 2006.
- Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд. М.: Водолей, 1994.
- Ершов П.М. Потребности человека. М.: Мысль, 1990.
- Журавлев А.Л., Ушаков Д. В. Образование и конкурентноспособность нации: психологические аспекты// Психологический журнал. 2009.- № 1.
- Зборовский Г. Е. Образование: от XX к XXI веку. Екатеринбург, 2000.
- Зборовский Г. Е. Социология образования. Поиск взаимодействия. / Г. Е. Зборовский // Социс. 1997. — № 2. — С. 3−17.
- Зборовский Г. Е., Орлов Г. П. Введение в социологию: Учеб. Пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1992.
- Зборовский Г. Е., Шуклина Е. А. Социология образования: учебное пособие. М.: Гардарики, 2005. — 383с.
- Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2002.
- Ильин Е.П. Психология воли. СПб.: Питер, 2000.
- Ильясов И.И. Научные знания и порождающие их исследовательские действия как предмет усвоения в учении. / Усачева И. В., Ильясов И. И. Формирование учебной исследовательской деятельности: обучение чтению научного текста. М., 1986.
- Калачева Т.Г. Установки выпускников школ на получение высшего образования / Т. Г. Калачева, JI.B. Абросимова // Социс. 2000. — № 5. — С. 98 103.
- Капелюшников Р. И. Образовательный потенциал и его связь с характеристиками рынка труда: российский опыт/ Р. И. Капелюшников // Экономическая политика. 2006.- N 4. — С. 166—195
- Кармадонов O.A. Престиж и пафос как жизненные стратегии социоэкономической группы (анализ СМИ) / O.A. Кармадонов // Социологические исследования. 2000. — № 1. — С. 65−72
- Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУ ВШЭ, 2000.
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. -Ростов на Дону.: Феникс, 1996.
- Ключарев Г. А., Кофанова E.H. О динамике образовательного поведения состоятельных и малоимущих россиян / Г. А. Ключарев, E.H. Кофанова // Социологические исследования. -№ 11. 2004 г. — С. 116−122.
- Ковалев Е.М., Штейнберг И. Е. Качественные методы в полевых социологических исследованиях. Спб.: Алетейя, 2009.
- Коган JI.H. Социология культуры. Екатеринбург, 1992.
- Кон И. С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1980.
- Константиновский Д.Л., Вахштайн B.C., Куракин Д. Ю. Мониторинг потребностей личности, общества и государства в общем образовании. Электронный ресурс. URL: http://www.isiorao.ru/DswMedia/publikaciya.docдата обращения: 20.10.2012).
- Константиновский Д.Л., Вахштайн B.C., Куракин Д. Ю., Рощина Я. М. Доступность качественного общего образования: возможности и ограничения. М.: Логос, 2006.
- Константиновский Д. М., Вознесенская Б. Д., Чередниченко Г. А., Хохлушкина Ф. А. Жизненные траектории молодежи. 10 лет спустя. М.: ИС РАН, 2010.
- Константиновский Д.Л., Вознесенская Е. Д., Чередниченко Г. А., Хохлушкина Ф. А. Образование и жизненные траектории молодежи: 1998 -2008 годы. М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2011.
- Константиновский Д. Л. Молодежь 90-х: самоопределение в новой реальности. Профессиональные ориентации российских старшеклассников 90-х годов: планы и их реализация. М.: ЦСО РАН, 2000.
- Константиновский Д. Л. Молодежь в системе образования: динамика неравенства./ Д. Л. Константиновский // Социс. 1997. — № 3. — С. 92−123.
- Константиновский Д. Л. Неравенство и образование. Опыт социологических исследований жизненного старта российской молодежи (1960-е годы начало 2000-х). — М.: Центр социального прогнозирования, 2008.
- Константиновский Д.Л. Опустеют ли аудитории вузов? Попытка опровержения прогноза. Электронный ресурс. URL: http://www.demoscope.m/weekly/2005/0189/analit01.php (дата обращения: 20.02.2009).
- Константиновский Д. JI. Самоопределение или адаптация? Электронный ресурс. URL: http://www.hse.ru/iournals/wrldross/vol03 2/konst.pdf (дата обращения: 17.10.2009).
- Константиновский Д.Л., Вахштайн B.C., Куракин Д. Ю., Рощина Я. М. Доступность качественного общего образования: возможности и ограничения. М.: Логос, 2006.
- Конт О. Дух позитивной философии (перевод с французского И.А. Шапиро).— Ростов-на-Дону, 2003. Электронный ресурс. URL: http://heraclit.ru/kont duh positivnoifilosofii. html (дата обращения: 18.09.2011).
- Кораблева Г. Б. Профессия и образование: социологический аспект связи. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1999.
- Кринчик Е. П. Студент в учебном процессе: проблемы с сорокалетнем стажем / Е.П. Кринчик// Психология в вузе: научно-методический журнал. 2009. — № 3. — С. 55−68
- Леонтьев А. Н. Избирательные психологические произведения. М.: Педагогика, 1983 г.
- Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции. М., 1971. Электронный ресурс. URL: http://www.gramotey.com/7open file=l269071487 (дата обращения: 15.11.2011).
- Леонтьев Д.А. Психология смысла. М.: Смысл, 1999.
- Леонтьев Д.А. Развитие идеи самоактуализации в работах А. Маслоу / Д. А. Леонтьев // Вопросы психологии. 1987. — № 3. — С. 151−158.
- Леонавичюс Ю.И. (отв. ред.) Студент в учебном процессе / Ю. И. Леонавичюс // Материалы Третьего Межреспубликанского теоретического семинара 15−17 июня 1971 г. Каунас: Каунасский политехнический институт, 1972.
- Любимова Г. Ю. От первокурсника до выпускника: проблемы профессионального и личностного самоопределения студентов-психологов /
- Г. Ю. Любимова// Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. -2000.-№ 1-С. 34−37.
- Магун B.C. Понятие потребности и его теоретико-психологичесий контекст / B.C. Магун //Вопросы психологии 1985. — № 2. — С. 118−126
- Магун B.C. Потребности и психология социальной деятельности личности / Под ред. Ядова В. А. Ленинград: Наука, 1983.
- Майбуров И. А. Механизм согласования возможностей высшей школы с потребностями региона / И. А. Майбуров // Университетское управление: практика и анализ. 2003. — N 5−6(28). — С. 38−46
- Маргулис A.B. Конкретно-исторический анализ взаимосвязи деятельности и потребностей в обществе/ A.B. Маргулис // Философские науки. 1977. — № 2. — С.7−17.
- Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. тт. 1−50. — М., 1955—1981.
- Марченко Т. А. Потребность как социальное явление. М.: Высш. шк, 1990.
- Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999.
- Маслоу А. Психология бытия М.: Рефл-бук, 1997.
- Материалисты Древней Греции. Собрание текстов Гераклита, Демокрита, Эпикура / Под ред. М. Дынника. М.: Госполитиздат, 1956.
- Меренков A.B. Личность: формирование потребности в нравственном развитии. Красноярск, 1985.
- Меренков A.B. Система детерминации человеческой деятельности. -Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. Горно-геологической академии, изд-во Банк культурной информации, 2003.
- Меренков A.B. Человек: взаимосвязь природного и социокультурного. -Екатеринбург: Изд-во УГГУ, 2007.
- Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1992.
- Михайлов H.H. Потребности личности: проблемы формирования. -Челябинск: Челяб. ГПИ, 1981.
- Молодежь России: тенденции, перспективы / По ред. И. М. Ильинского, А. В. Шаронова. М.: Молодая гвардия, 1993.
- Нечаев В.Я. Новые подходы в социологии образования. / В. Я. Нечаев //Социс, — 1999. -№ 11.-С. 84−91
- Новиков A.M. Профессиональное образование России: Перспективы развития. М., 1997.
- Петровский A.B., Фортунатов Г. А. Проблемы потребностей в психологии личности / A.B. Петровский // Вопросы психологии. 1956. -№ 4.-С. 12−20.
- Попов В. А., Кондратьева О. Ю.Изменение мотивационно-ценностных ориентаций учащейся молодежи / В. А. Попов, О. Ю. Кондратьева // Социологические исследования. 1999. — № 6. — С. 96−99.
- Попов Д. С., Тюменева Ю. А., Кузьмина Ю. В. Современные образовательные траектории школьников и студентов. / Д. С. Попов, Ю. А. Тюменева, Ю. В. Кузьмина // Социологические исследования. 2012. Т. 334. -№ 2.-С. 135−142.
- Прогнозирование социальных потребностей молодежи. Опыт социологического исследования. / Отв. ред. И. В. Бестужев-Лада. М.: Наука, 1978.
- Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. -М.: МПСИ, 2002.
- Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. -СПб.: Изд-во СПб. Университета, 1991.
- Радаев В.В. Потребность как экономическая категория социализма. М.: Мысль, 1970.
- Развитие субъекта образования: проблемы, подходы, методы исследования / под. ред Е. Д. Божович. М.: ПЕР СЭ, 2005.
- Рей Д. «Все знать» и «никогда не быть уверенным»: хабитус семьи и учреждения и выбор относительно высшего образования / Д. Рей // Вопросы образования.- 2008. № 2. — С. 122−135.
- Родионова С.А. Энциклопедия социологии. Электронный ресурс. URL: http://slovari.yandex.ru. (дата обращения: 20.04.2011).
- Рощина Я. М., Другов М. А. Выбор профессии: по любви или по расчету? Препринт. Серия WP3 Проблемы рынка труда. М.: Изд-во ГУ-ВШЭ, 2002.
- Российское образование в условиях социальных трансформаций: социологические очерки / Под общей ред. Ю. Р. Вишневского. Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2009.
- Рубина JI.Я., Айрапетова С. Н. Может ли социология помочь в формировании социального заказа на образование?/ Л. Я. Рубина, С. Н. Айрапетова // Социс. 2000. — № 5. — С.81−89.
- Руссо Ж.Ж. Трактаты. М.: Наука, 1969.
- Руткевич М.Н. Изменение социальной роли общеобразовательной школы в России. / М. Н. Руткевич // Социс. 1996. -№ 11.-С. 3−17
- Руткевич М.Н. Социальная ориентация выпускников основной школы. / М. Н. Руткевич // Социс. 1994. — № 10. — С. 30−43
- Руткевич М.Н. Социология образования и молодежи: Избранное (1965−2002). М.: Гардарики, 2002.
- Руткевич М.Н. Реформа образования, потребности общества, молодежь. / М. Н. Руткевич // Социс. 1984. — № 4. — С. 19−28
- Руткевич М.Н., Рубина Л. Я. Общественные потребности, система образования, молодежь. -М.: Политиздат, 1988.
- Самсин А.И. Социально-философские проблемы исследования потребностей. М.: Высшая школа, 1987.
- Семина Л.И. Учитель и ученик. М., 2002. Электронный ресурс. URL: http://www.i-u.ru/biblio/archive/seminauchitel/ (дата обращения:1809.2009).
- Словарь по общественным наукам. Глоссарий.Ру. Электронный ресурс. URL: http://slovari.yandex.ru/dict/glsocial/ (дата обращения:1609.2010).
- Смирнов С.Д. Психологические факторы успешной учебы студентов вуза // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. 2004. — № 1.-е. 10—35.
- Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. -М.: Соцэкгиз, 1962.
- Собкин B.C. Трансформация целей и мотивации учёбы школьников/ B.C. Собкин// Социологические исследования. 2006. — № 8. — С. 106−115.
- Собкин B.C. Трансформация целей и мотиваций учёбы школьников. По материалам социологического опроса учащихся московских общеобразовательных школ. М.: Центр социологии образования РАО, 2002.
- Собкин B.C., Емельянов Г. А. Динамики становления исследований по социологии образования (в период 60−90-х годов)/ B.C. Собкин, Г. А. Емельянов // Социология образования. Труды по социологии образования. Т.1. Вып. 1. М., 1993.
- Собрание трудов 21 психолога / А. Маслоу, А. Уотс, А. Шульгин, А. Хоффман, Б. Тодол, Д. Стивене, Д. Лилли, Д. Соколов, 3. Фрейд, Юнг, К. Кизи.-М., 2007,
- Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992.
- Сорокина Н.Д. Образование в современном мире (социологический анализ). М.: Экономика и финансы, 2004.
- Социология в России / Под ред. В. А. Ядова. 2-е изд., перераб. и дополн. — М.: Издательство института социологии РАН, 1998.
- Спенсер Г. Воспитание умственное, нравственное и физическое / под редакцией H.A. Рубакина. — СПб., 1898. Электронный ресурс. URL: http://heraclit.ru/spencer vospitanie. html (дата обращения: 20.11.2012).
- Справка по вопросу «О планировании объемов подготовки специалистов и научных работников (контрольные цифры приема граждан)» / Официальный сайт Правительства РФ. Электронный ресурс. URL: ЬЦр://минобрнауки.рф/документы/(дата обращения: 20.02.2013).
- Тарасенко В.И. Социальные потребности личности: формирование, удовлетворение, развитие. Киев: Наукова думка, 1982.
- Тельнова H.A. Учение Э. Фромма о сущности человека // Человек в современных философских концепциях. Материалы второй международной научной конференции. Часть 2. Волгоград, 2000.
- Толстова Ю.Н. Школа Вуз: разрыв увеличивается? (размышления социолога — преподавателя) / Ю. Н. Толстова // Социологические исследования. — 2005. — № 8. — С. 107−116.
- Тощенко Ж.Т. Парадоксальный человек. М.: Гардарики, 2001.
- Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966.
- Уханов В. А. Общее и особенное в структуре информационной потребности человека / В. А. Уханов // Вестник ХГАЭП. 2009. — № 1 (40). -С. 67−74.
- Федеральный Государственный Образовательный Стандарт/Образовательные потребности Электронный ресурс. URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=297 (дата обращения: 21.10.2012).
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» / Официальный сайт Правительства РФ. Электронный ресурс. URL: Ьцр://минобрнауки.рф/документы/2974(дата обращения: 14.12.2011).
- Фейдимен Дж. Абрахам Маслоу и психология самоактуализации // Дж. Фейдимен. Личность и личностный рост. М., 1994.
- Филиппов Ф.Р. От поколения к поколению. М.: Мысль, 1989.
- Филиппов Ф.Р. Социология образования. М.: Наука, 1980.
- Философский энциклопедический словарь. Гл. ред. Ильичев Л. Ф., Федосеев П. Н. и др .- М.: Советская энциклопедия, 1983.
- Фромм Э. Здоровое общество. М.: ACT, 2006.
- Фромм Э. Человеческая ситуация. М.: Смысл, 1994.
- Ценностные ориентации выпускников средних общеобразовательных школ Свердловской области. Аналитическая справка по материалам социологического исследования. Екатеринбург: Изд. УрГПУ, 2007 г.
- Чередниченко Г. А. Жизненные траектории молодежи на разных этапах образования / Г. А. Чередниченко // Социологический журнал. 2003. — № 4.
- Чередниченко Г. А. Личные планы выпускников средней школы. / Г. А. Чередниченко // Социс. 2005. — № 7. — С. 114−117.
- Чередниченко Г. А. Молодежь России: социальные ориентации и жизненные пути СПб.: Изд-во РХГИ, 2004.
- Чередниченко Г. А. Образовательные и профессиональные траектории выпускников средней школы/ Г. А. Чередниченко // Социологические исследования 2010.- N 7. — С. 88- 96
- Чередниченко Г. А. Школьная реформа 90-х годов: Нововведения и социальная селекция. Электронный ресурс. URL: http://www.nir.ru/si/si/sj99-chered.html (дата обращения: 20.09.2012).
- Четвертаков С.А. Иерархия потребностей по Маслоу общая теория мотивации для социологии. Электронный ресурс. URL: http://sergeychet.narod.ru/motiv.html (дата обращения: 27.05.2012).
- Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. М.: ЛОГОС, 1996.
- Шубкин В.Н. Начало пути. М.: Молодая гвардия, 1979.
- Шереги Ф.Э., Харчева В. Г., Сериков В. В. Социология образования: прикладной аспект.- М.: Юристъ, 1997.
- Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. -М.: Педагогика, 1971.
- Шуклина Е.А. Потребности в образовании студентов негосударственных вузов: социологический анализ. Электронный ресурс. URL: http://www.ieducation.ru/6 2005/34.html (дата обращения: 20.03.2010).
- Шуклина Е.А. Социология самообразования: предпосылки, методология, методика. Екатеринбург: Изд-во Урал.гос.проф.-пед. ун-та, 1999.
- Ядов В.А. Социология в России. М.: Издательство Института социологии РАН, 1998.