Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психологическая безопасность субъекта профессиональной деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Военнослужащие в большей степени готовы рисковать, выполняя служебные обязанности, а именно, в случаях принятия решений политического, правового или физиологического характера. При личных решениях они более осторожны и могут пойти на риск, принимая решения социального и материального характера. Существенно отличается готовность к риску военнослужащих при риске ухудшения своего здоровья, особенно… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Современное состояние теоретико — методологических проблем психологической безопасности субъекта профессиональной деятельности
    • 1. 1. Подходы к изучению проблемы безопасности в отечественной и зарубежной психологической науке
      • 1. 1. 1. Анализ направлений к исследованию безопасности субъекта профессиональной деятельности
      • 1. 1. 2. Представления о роли индивидуально — психологических особенностей и личностных характеристик субъекта в процессе формирования его безопасности
      • 1. 1. 3. Проблемы исследования производственной среды как детерминанты психологической безопасности субъекта деятельности
    • 1. 2. Профессиональная деятельность субъекта и его психологическая безопасность
      • 1. 2. 1. Представления о роли профессиональной адаптации в формировании и развитии психологической безопасности субъекта деятельности
      • 1. 2. 2. Мотивационные процессы в развитии психологической безопасности 1 субъекта профессиональной деятельности
      • 1. 2. 3. Анализ направлений к исследованию угроз психологической безопасности субъекта профессиональной деятельности
      • 1. 2. 4. Роль эргономических технологий в обеспечении психологической безопасности субъектов профессиональной деятельности
  • Глава II. Готовность к риску как фактор, детерминирующий процесс формирования психологической безопасности
    • 2. 1. Определение понятия «готовность к риску»
    • 2. 2. Анализ факторов, определяющих готовность к риску управленческого персонала
    • 2. 3. Психологические особенности принятия рискованных решений руководителями и специалистами организации
  • Глава III. Методические основы и методика исследования психологической безопасности субъекта деятельности
    • 3. 1. Методологические и теоретические подходы к исследованию психологической безопасности субъекта деятельности
    • 3. 2. Методика исследования психологической безопасности субъекта ' профессиональной деятельности 189 v
      • 3. 2. 1. Комплексная оценка составляющих психологической безопасности и корпоративной культуры организации
        • 3. 2. 2. 0. пределение ценностных ориентации и уровня готовности к риску субъекта профессиональной деятельности
  • Глава IV. Психологическая безопасность субъекта профессиональной деятельности. Эмпирические корреляты
    • 4. 1. Корпоративная культура государственных региональных органов исполнительной власти и психологическая безопасность специалистов
    • 4. 2. Корпоративная культура государственных медицинских учреждений и психологическая безопасность работников
    • 4. 3. Корпоративная культура региональных торговых компаний и психологическая безопасность работников
    • 4. 4. Психологическая безопасность учителей общеобразовательных учреждений
    • 4. 5. Ценностные ориентации и представления студентов о будущей профессиональной деятельности
  • Глава V. Эмпирические исследования: готовность к риску субъекта деятельности 265 '
    • 5. 1. Готовность к риску военнослужащих 265 «
    • 5. 2. Готовность к риску молодых специалистов
  • Заключение
  • Литература
  • Приложения

Психологическая безопасность субъекта профессиональной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Современное развитие российского общества, характеризующееся ростом напряженности, обусловленным несоответствием достаточно высокого уровня интенсивности социальных, экономических, политических, духовных изменений возможностям людей адаптироваться к ним, а также низким уровнем качества жизни, определяет постановку и решение проблемы психологической безопасности (ПБ) человека как одного из значимых направлений психологической науки. «.

В контексте решения проблем по определению оптимальной нагрузки в профессиональной деятельности, выявлению резервных возможностей человека и эргономической оптимизации процессов взаимодействия с производственной средой необходимо обнаружить и нейтрализовать явления и феномены, представляющие угрозу психологической безопасности субъекта профессиональной деятельности. Могут быть опасными неудачное профессиональное самоопределение, несоответствие психологических и психофизических особенностей человека эргономическим требованиям, стрессы в профессиональной деятельности, не соответствующие нормам > безопасности условия труда, неадекватное отражение факторов производственной среды.

Психологическая безопасность, проявляющаяся, в частности, в адаптивности субъекта, в его готовности к принятию решений, не только все в большей степени приобретает значимость в трудовой деятельности человека, но и, будучи результатом психической активности субъекта, влияет на формирование его личностных характерологических качеств. При этом одним из видов произвольной психической активности субъекта рассматривается психическая саморегуляция функциональных состояний * человека при исполнении сложной профессиональной деятельности, оказывающая влияние на формирование адаптивных свойств субъекта и определяющая ее эффективность, работоспособность человека, его психологическую безопасность (Л.Г. Дикая, В.В. Семенюк).

Кроме того, изучение особенностей процесса формирования психологической безопасности позволит выявить совокупность устойчивых мотивов профессиональной деятельности, что необходимо для определения условий эффективного функционирования человека в профессии.

Это тем более важно потому, что методы и способы создания условий для деятельности могут вступать в противоречие с закономерностями формирования психологической безопасности работника, что приводит к деструктивным психологическим изменениям, проявляющимся в повышении уровня тревожности, профессиональной деформации, неясности жизненных ориентаций, а в итоге — к снижению уровня эффективности деятельности организации. (.

Противоречие проявляется, в частности, из-за того, что достижения и возможности организации не согласуются с жизнедеятельностью человека. Кроме того, при создании производственной среды в должной мере не реализуются эргономические требования, вследствие чего функционирование организации происходит в условиях, не обеспечивающих достаточного уровня профессиональной адаптации, повышения уровня профессионализма, социальной и профессиональной активности субъектов деятельности.

Понятие безопасности — одно из наиболее часто употребляемых в, современных исследованиях. Авторы рассматривают информационную, национальную безопасность, безопасность жизнедеятельности, труда и др. Психологическую безопасность человека определяют, в большинстве случаев, как состояние защищенности сознания. В этом и других определениях безопасности не раскрываются сущностный смысл и содержание, лежащие в основе категории психологической безопасности. Между тем потребность в освоении этого понятия в контексте решения макроэргономических проблем дееспособности организации и обеспечения высокой эффективности профессиональной деятельности становится все более актуальной. Возникла объективная необходимость изучения, особенностей развития субъекта профессиональной деятельности, его 1 профессионально-личностного потенциала, сохранения психического и физического здоровья с учетом эргономических требованийнормированных параметров процессов, свойств и условий деятельности, реализация которых обеспечит достижение требуемого уровня развития эргономической системы. Становится очевидным, что решение этих проблем невозможно без изучения закономерностей формирования специфических свойств системы (человеко-машинного комплекса), оказывающих непосредственное влияние на эффективность ее функционирования, качество «деятельности, развитие личности субъекта профессиональной деятельности.

Процесс формирования и развития ПБ субъекта профессиональной деятельности является результатом функционирования различных объектов эргономического обеспечения: производственных процессов, процессов деятельности организационных систем, создания и последующей эксплуатации сложных человеко-машинных комплексов на промышленных предприятиях.

Представляется чрезвычайно актуальным раскрытие смысла феномена психологической безопасности в контексте индивидуально-типологических и * личностных характеристик субъекта, развития мотивационных процессов субъекта деятельности, его готовности к риску, а также к профессиональной деятельности в современных условиях, обеспечения надлежащего качества жизни. Значимым и необходимым является выявление функций психологической безопасности при сохранении ее определяющих особенностей. В целом, ПБ человека является производной комгонентой категории «качество жизни», т. к. она формируется в рамках определенного качества жизни, детерминированного информационными, экономическими, психологическими воздействиями внешней среды. 1.

Перспективным для решения данной проблемы является объединение представлений системного, субъектного и деятельностного подходов, что позволит подойти к анализу психологической безопасности с позиций комплексного рассмотрения взаимовлияния профессиональной деятельности, производственной среды, характеристик субъекта и психологической ' безопасности на основе принципов межсистемного и междисциплинарного анализов. Таким образом, проблема формирования и развития психологической безопасности является одной из актуальных проблем макроэргономики.

Исследования К.А. Абульхановой-Славской, Г. М. Андреевой,.

A.В.Брушлинского, В. А. Бодрова, В. Г. Зазыкина, Г. М. Зараковского, Е. П. Ильина, Е. А. Климова, Т. И. Колесниковой, М. А. Котика,.

B.А.Петровского, А. В. Петровского, К. К. Платонова, В. И. Слободчикова, А. И. Субетто, Л. Д. Чайновой, В. Д. Шадрикова и др. имеют большое значение ' для теории и практики изучения психологической безопасности субъекта профессиональной деятельности. Разработанные подходы к исследованию психологии субъекта профессиональной деятельности, выявленные закономерности его формирования и развития вышеназванными авторами позволяют определить связи и взаимозависимости, возникающие между психологическими явлениями, что является необходимым в создании концептуальной модели психологической безопасности субъекта профессиональной деятельности.

В связи с отсутствием системы знаний о психологической безопасности субъекта профессиональной деятельности, в определенных феноменальных проявлениях ПБ значимым является поиск специфики функционирования организации, форм отношений людей, особенностей иерархии и структуры мотивационно-ценностной сферы индивидов.

К настоящему времени накоплены многочисленные данные об особенностях профессиональной деятельности субъекта, его профессионально-личностного развития. Однако очевидным является тот факт, что системные представления о динамике и особенностях ПБ человека позволят решать вопросы оптимизации профессиональной деятельности, создания методов и способов обеспечения ПБ субъекта, необходимого эргономического обеспечения производственной среды.

Цель исследования — разработать системно-комплексную концепцию психологической безопасности субъекта профессиональной деятельности, определить детерминанты процесса формирования и развития психологической безопасности.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Системный анализ возможных методологических подходов и теоретических концепций в исследованиях ПБ субъекта профессиональной деятельности, выявление специфических особенностей, регулятивных функций ПБ, формулирование основных проблем и направлений их дальнейшей разработки.

2. Обоснование и разработка принципов и методов комплексного экспериментального изучения ПБ субъекта деятельности. ,.

3. Определение роли эргономических технологий в обеспечении психологической безопасности субъекта профессиональной деятельности.

4. Системно-комплексное изучение детерминант динамики психологической безопасности.

5. Исследование специфики целенаправленного формирования ПБ субъекта деятельности в зависимости от уровня развития производственной среды.

6. Установление общих наиболее показательных индивидуальных качеств, а также их сочетания, обусловливающие формирование ПБ человека i в производственной среде.

7. Обоснование концепции определения и оценки корпоративной культуры, ее взаимосвязи с психологической безопасностью субъекта профессиональной деятельности, определение особенностей формирования корпоративной культуры в различных организациях.

Объект исследования — психологическая безопасность субъекта деятельности.

Предмет исследования — психологические закономерности «формирования и проявления ПБ субъекта профессиональной деятельности.

Гипотезы исследования.

1. Психологическая безопасность представляет собой сложное структурированное психологическое образование, определяемое как развивающаяся система с позиций следующих методологических подходов: системного, субъектного, деятельностного.

2. Процесс формирования ПБ детерминируется уровнем субъектности (осуществляемыми перцептивными и мыслительными операциями, индивидуально-типологическими особенностями, мотивационно-ценностной «и эргономической сферами), содержанием и условиями деятельности, эргономическими характеристиками производственной среды, субъект-субъектными отношениями.

3. Составляющими ПБ являются противоречия между ценностями субъекта и отраженными в сознании субъекта характеристиками реальной действительности.

4. Психологическая безопасность оказывает влияние на формирование личностных свойств субъекта, определяющих работоспособность, эффективность профессиональной деятельности. '.

5. Форма собственности и подчинения организации является значимым фактором в развитии корпоративной культуры, которая сказывается на формировании ПБ субъектов профессиональной деятельности.

Теоретические и методологические основания исследования.

В качестве методологических оснований исследования выступают принцип системной детерминации, предполагающий изучение поведенческого акта и включенных в него психических процессов как единой системы (Б.Ф. Ломов, В. Д. Шадриков, В.А. Ядов), принцип единства сознания и деятельности, разработанный в рамках философскопсихологической концепции С. Л. Рубинштейна, деятельностный подход (Л.С.Выготский, А. Н. Леонтьев, Б. М. Теплов, В.Д. Шадриков), основные принципы субъектного подхода (К.А. Абульханова — Славская,.

A.В.Брушлинский, С.Л. Рубинштейн), субъектно-ориентированный подход (В.Е. Лепский).

Сложный комплексный характер исследования психологической безопасности оказался необходимо связан с теоретическими положениями психологии субъекта деятельности (В.А. Бодров, А. В. Брушлинский,, М.А.Котик), психологии мотивации деятельности (А. Маслоу, Е.П. Ильин), теоретическим изучением феномена готовности к риску (А.П. Альгин,.

B.И.Зубков, Т.В.Корнилова), психологии отношений и взаимодействия группы и субъекта труда (В.Н. Мясищев, А. Л. Журавлев, Е.В. Шорохова), концепции функционального комфорта (Л.Д. Чайнова), концепции оценки качества жизни (Г.М. Зараковский), концепции эргономического обеспечения, создания и эксплуатации сложных человеко-машинных комплексов (В.П. Зинченко, В. М. Мунипов, А. И. Губинский, П. Я Шлаен, 4 В.М.Львов), концепции управления эргономичностью продукции (В.И.Даниляк).

Методами исследования выступают: теоретический анализ, обобщение личного опята исследователя, теоретическое обобщение результатов эмпирического исследования, неструктурализованное невключенное полевое систематическое наблюдение, беседы, нестандартизированное фокусированное интервью, методы математической статистики.

Базой для проведения эмпирических исследований служили аппарат администрации города Иванова, филиал открытого акционерного общества «энергетики и электрификации «Костромаэнерго», государственное медицинское учреждение города Твери, региональная торговая компания (Тверь), общеобразовательная школа (Иваново), социолого-психологический факультет Ивановского государственного университета, подразделение военной части (Тверь).

Научная новизна результатов исследования.

В диссертации предлагается решение актуальной для психологии труда и эргономики проблема формирования ПБ субъекта профессиональной деятельности. Научная новизна работы определяется тем, что:

1. Впервые проведен системный анализ возможных методологических направлений изучения ПБ субъекта профессиональной деятельности. Проведенный анализ показал, что исследований психологической безопасности как самостоятельного психологического феномена не проводилось.

2. Впервые с позиций комплексного подхода определяются закономерности формирования ПБ, составляющие, проявления, регулятивные функции и характеристики феномена.

3. На основе разработанных теоретических положений предложены и апробированы методики: «Комплексная оценка составляющих психологической безопасности и корпоративной культуры производственной среды» и «Определение ценностных ориентаций и уровня готовности к риску субъекта профессиональной деятельности». Использование методик возможно при проведении эргономических и психологических исследований.

4. Предложена концептуальная модель психологической безопасности субъекта профессиональной деятельности, предполагающая рассмотрение ПБ как самостоятельного психологического феномена.

5. Установлены новые эмпирические данные, свидетельствующие о детерминации процесса формирования ПБ уровнем субъектности (осуществляемыми перцептивными и мыслительными операциями, индивидуально-типологическими особенностями, личностными характеристиками, мотивационно-ценностной и потребностной сферами), содержанием, характеристиками, условиями деятельности, эргономическими характеристиками производственной среды, субъект — субъектными, отношениями.

6. Получены новые данные о формировании ПБ субъекта в организациях различных форм собственности и подчинения.

7. Впервые обоснованы стадии профессиональной адаптации специалиста к условиям профессиональной деятельности, соответствующие специфическим этапам профессиональной поддержки. Выявлены основные целевые установки профессиональной поддержки, обеспечивающие поддержание психологической безопасности.

8. Обосновано определение корпоративной культуры, отвечающее особенностям российской действительности, впервые определена специфика развития корпоративной культуры в различных организациях.

Практическая значимость результатов исследования определяется следующим:

1. Предложенный в работе и используемый автором методический инструментарий для определения ценностных ориентаций, оценки соответствия эргономических особенностей и развития производственной среды совокупности эталонных образов субъекта, уровня готовности к риску может широко применяться в психологических и эргономических исследованиях в различных организациях, так как полученные с помощью методик результаты исследования позволяют определить тенденции в формировании производственной среды, корпоративной культуры, а также мотивационно-потребностной сферы конкретного человека.

2. Система идей, методологические и теоретические положения автора могут найти применение в дальнейшем развитии и совершенствовании концептуального аппарата эргономики и психологии.

3. Результаты исследования используются в учебных курсах для студентов, обучающихся в Тверском государственном университете, Ивановском государственном университете.

4. На основании полученных данных разработаны рекомендации для городской Администрации, руководителей организаций различного профиля, направленные на оптимизацию развития корпоративной культуры и обеспечение психологической безопасности специалистов, способствующие эргономическому обеспечению производственной среды.

Достоверность результатов исследования связана с его методологической базой, теорией и практикой комплексного подхода. В работе представлены результаты исследования, проведенного на различных выборках респондентов, общим числом более 900 человек.

Использованы строгие статистические критерии проверки гипотез, результаты сопоставлены с внестатистическими критериями. Эффективность разработки процедур анализа подтверждаются актами о внедрении результатов в практику (Приложения IIII).

Положения, выносимые на защиту.

1. Изучение ПБ субъекта профессиональной деятельности предполагает определение особенностей протекания процесса эмоционально-оценочного отражения, результатом которого является совокупность сравниваемых субъектом эталонных и реальных образов социальных объектов, явлений и ситуаций (концептуальный образ). Процесс формирования и развития ПБ детерминирован наличием и уровнем проявления противоречий между, ценностями субъекта и отраженными характеристиками реальной действительности.

2. ПБ имеет свои функции, существующие в условиях эргономического обеспечения производственной среды: развитие функционального комфорта, поддержание высокого уровня нервно-психической и энергетической экономии, оптимизация резервных возможностей человека в деятельности, нейтрализация воздействия экстремальных факторов, стабилизация мотивационно-потребностных механизмов, упорядочивание социальных, контактов, психофизиологическое регулирование.

2. Динамика ПБ детерминируется осуществляемыми перцептивными и мыслительными операциями, индивидуально — типологическими особенностями, личностными характеристиками, мотивационно потребностной сферой, содержанием, характеристиками, условиями деятельности, субъект — субъектными отношениями, выполнением эргономических требований, эргономическим обликом среды, уровнем организации и проведения эргономической экспертизы.

3. Предпосылками формирования ПБ являются: соответствие потребностей, ценностей, возможностей субъекта отраженным характеристиками реальной действительностивысокий уровень эргономичности производственных процессов, развития корпоративной культуры, личностных качеств субъекта: ассертивности, готовности к риску, социальной и профессиональной активности субъекта, адекватное восприятие субъектом действительности. Развитие вышеперечисленных личностных качеств субъекта возможно в условиях индивидуальной и групповой тренинговой работы.

4. Под угрозой ПБ субъекта профессиональной деятельности необходимо понимать совокупность препятствий в процессе удовлетворения потребностей субъекта в деятельности. Детерминантой наличия и проявления угрозы психологической безопасности субъекта профессиональной деятельности является явно выраженное несоответствие ценностей субъекта отраженным субъектом характеристикам среды, что означает игнорирование эргономического обеспечения процесса производственной деятельности.

5. Результаты мотивации профессионального совершенствования, представляющей собой процесс психической регуляции деятельности специалиста на основе формирования, реконструкции и развития всего ансамбля составляющих профессиональной компетентности, а также комплекс эмоциональных состояний и переживаний, способствующих возникновению удовлетворенности трудом и достижению высокого уровня функционального комфорта, обеспечивают формирование ПБ специалиста.

Выводы к главе.

Анализ результатов эмпирических данных позволяет сделать следующие выводы, отражающие основные тенденции формирования готовности к риску работающих людей в современных условиях «.

Для военнослужащих наибольшей ценностью обладают решения, связанные с физиологическими, социальными и материальными последствияминаименьшей — с политическими последствиями.

Военнослужащие в большей степени готовы рисковать, выполняя служебные обязанности, а именно, в случаях принятия решений политического, правового или физиологического характера. При личных решениях они более осторожны и могут пойти на риск, принимая решения социального и материального характера. Существенно отличается готовность к риску военнослужащих при риске ухудшения своего здоровья, особенно 1 при достижении личных целейпри риске ухудшения отношений с родственникамипри риске уголовного преследования и необнаруженном нарушении уголовного законодательства. Обнаружилась закономерность: с увеличением риска негативных последствий однородность ответов в данной выборке повышается. При принятии решений, обеспечивающих защиту и достижение личных целей, влияние ценностных ориентаций зависит от степени рискованности ситуации (возрастает при меньшем риске), при направленности на выполнение служебных задач — практически не зависит, что вполне объяснимо: выполнение служебных обязанностей менее ' v вариативно в отношении индивидуального выбора, чем личностные решения.

Для всех рассматриваемых классов последствий (за исключением правовых, где готовность к риску максимальна при неопределенной ситуации) выявлена тенденция увеличения готовности к риску при принятии служебных решений. Для молодых специалистов наиболее значимыми являются последствия, с собственными финансовыми потерями, чем — с финансовыми потерями для предприятия.

Заключение

.

На основании теоретического анализа и анализа данных, полученных эмпирическим путем, можно сделать следующие выводы:

1. Системный анализ возможных методологических подходов и теоретических концепций в исследованиях ПБ субъекта профессиональной деятельности позволяет говорить о необходимости признания феномена ПБ 1 V как самостоятельного психологического явления, опосредующего и опосредованного разнообразием внешних и внутренних факторов и условий по отношению к субъекту деятельности.

2. На основе результатов проведенного теоретического исследования выявлены регулятивные функции ПБ: динамическое согласование функциональных состояний, поддержание высокого уровня нервно-психической и энергетической экономии, оптимизация резервных возможностей человека в деятельности, нейтрализация воздействий экстремальных факторов, стабилизация мотивационно-потребностных * механизмов, упорядочивание социальных контактов, психофизиологическое регулирование. Определены результирующие показатели реализации регулятивных функций психологической безопасности.

3. Обоснована концепция изучения процесса формирования и развития ПБ как сложного структурированного психологического образования, предполагающая рассмотрение психологической безопасности как целостной системы процессов, результатом протекания которых является соответствие потребностей, ценностей, возможностей субъекта отраженным характеристикам реальной действительности. Составляющими ПБ являются противоречия между ценностями (возможностями) субъекта и отраженными в сознании субъекта характеристиками реальной действительности. Функционирование ПБ совершается как процесс эмоционально-оценочного отражения, результатом которого является совокупность сравниваемых субъектом эталонных и реальных образов социальных объектов, явлений и ситуаций, определяющая наличие и уровень проявления противоречий между «ценностями (возможностями) субъекта и отраженными характеристиками реальной действительности.

4. Детерминантами процесса формирования ПБ являются уровень субъектности, содержание и условия деятельности, характеристики производственной среды, субъект-субъектные отношения.

5. Системно-комплексное изучение детерминант, определяющих динамику ПБ, позволило выявить значимость процесса адаптации специалиста к производственной среде, особенностей ценностно-потребностной сферы субъекта деятельности, процесс мотивирования ' работников, готовность к риску, уровень развития корпоративной культуры в формировании ПБ индивида.

6. Определены основные стадии профессиональной поддержки специалиста в процессе его адаптации к условиям и содержанию деятельности: психодиагностика и профессиональная ориентация, информационная поддержка, последовательное обучение, адаптивное обучение, моделирование, психологическая поддержка, социальная и психофизиологическая поддержка.

Дальнейшая работа в этом направлении должна быть связана с более 1 подробным изучением проблемы взаимозависимости социально-демографических и социально-психологических характеристик человека с процессом формирования психологической безопасности.

Актуальной представляется проблема влияния уровня развития психологической безопасности на эффективность деятельности субъекта труда, на формирование его личностных качеств.

В нашем исследовании рассматривалась взаимосвязь адаптации специалистов к условиям деятельности и психологической безопасности. На наш взгляд, этот вопрос нуждается в более подробном изучении.

Психологическая безопасность представляет динамичную и системную структуру, в которой выделяются соответствующие аспекты и компоненты. В настоящее время важно обратить внимание на систему безопасности психологии человека, на анализ ценностей, потребностей субъекта деятельности, развитие его творческого потенциала. Способность человека адаптироваться к профессиональной деятельности составляет ключевое > условие его профессионального и личностного развития.

Объективные условия развития общества с учетом социальных, политических, экономических и других изменений требуют выдвижения, разработки и практического воплощения новой модели процесса формирования психологической безопасности человека на производстве, в организациях с низким уровнем развития корпоративной культуры, с недостаточным использованием эргономических технологий.

Очевидно, что уровень психологической безопасности определяется не только личностными характеристиками человека, но и уровнем развития 1 эргономической культуры руководителей предприятий, учреждений, особенностями организации социальной, профессиональной, коммуникативной и других сфер производственной деятельности.

В связи с этим остро встает вопрос об управлении процесса формирования психологической безопасности на разных уровнях: от этапа становления будущего специалиста (подготовка в вузе) до уровня руководителя производства.

Устойчивость развития организации, предприятия может быть обеспечена управляемостью процесса формирования и развития процесса 1 v психологической безопасности, обусловленного субъективными и объективными факторами.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.-355 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Категория деятельности в советской психологии // Психол. журн., 1980. Т.1. № 4. С. 11−28.
  3. Абульханова-Славская К. А. Личностные механизмы регуляции < деятельности //Проблемы психологии личности. М.: Наука, 1982. С. 92−98.
  4. Абульханова-Славская К.А. О субъекте психической деятельности. Методологические проблемы психологии. М.: Наука, 1973. 288 с.
  5. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. —300 с.
  6. Н.А. Адаптация и резервы организма. М.: Физкультура и спорт, 1983.-175 с.
  7. Ю.А. Состояние психической дезадаптации и их компенсация. М.: Наука, 1976. 272 с.
  8. Л.В. Психология активности личности. Новосибирск: Изд-во * НГПО, 1996. 148 с.
  9. В.М. Защитный пояс сознания и свобода выбора // Труды Ярославского методологического семинара (методология психологии). Ярославль: МАПН, 2003. Т.1.С. 10−32.
  10. А.П. Риск и его роль в общественной жизни. М.: Мысль, 1989. -187 с.
  11. П.Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. -380 с.
  12. .Г. О психологических эффектах социализации//Человек и 'vобщество. Л.: ЛГУ, 1971.С. 144−150.
  13. .Г. Человек как предмет познания//Избранные психологические труды: в 2-х т. М.: Педагогика, 1980. Т.1.С. 16−78.
  14. Н.Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: В 2-х т.М.:Педагогика, 1980.-287 с.
  15. Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская JI.A. Современная социальная психология на Западе. М.: МГУ, 1978. — 270 с.
  16. Г. М. Социальная психология. М.: Изд-во МГУ, 1980. -416 с.
  17. Т.М. К построению теоретической схемы исследования социальной перцепции // Вопросы психологии. 1977. № 2.С.З-14.
  18. П.К. Философские аспекты теории функциональной системы. М.: Наука, 1976.-447 с.
  19. Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита/УПсихол. журнал.1994.Т.15.№ 1 .С.3−19.
  20. Л.И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности. М., 1981. С. 3−18.
  21. В.Г. Мотивационная регуляция поведения личности: Автореф. дисдокт. психол. н. М., 1981. — 45 с.
  22. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976. 157 с.
  23. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: Изд-во МГУ, 1984. 105 с.
  24. А.Г. Психология индивидуальности//Проблема субъекта в психологической науке. М.: ИПРАН, 2000.С.27−43.
  25. А.Г. Психология индивидуальности: Методологические основы развития личности в историко-эволюционном процессе. М.: Изд-во МГУ, 1986.-96 с.
  26. В. М. Функциональный подход к изучению тревоги // Прикладная психология. 1999. № 1. С.41−46.
  27. В.Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980. — 383 с.
  28. Т.Ф. Введение в психологию индивидуальности. М.: Издат-во ИПРАН, 1998.-248 с.
  29. В.А. Парадигмы исследования восприятия и понятия события// Труды Ярославского методологического семинара (методология психологии). Ярославль: МАПН, 2003. Т.1. С. 32−43.
  30. Безопасность России, XXI век. М.: Права человека, 2000. 597 с.
  31. О.А. Понятийно-категориальный аппарат концепции национальной безопасности //Безопасность: Информационный сборник.-1994. № 4(20).
  32. Н.А. Очерки по физиологии движения и физиологии активности. М.: Медицина, 1966. — 349 с.
  33. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973.-268 с.
  34. М.И. Распределение функций в совместной деятельности // Совместная деятельность: Методология, теория, практика. М.: наука, 1988.С.51−65.
  35. А.А. Психология общения. М.-Воронеж: Ин-т Практической психологии, 1996. 240 с.
  36. В.А. Проблемы профессионального психологического отбора // Психол. журнал. 1995. Т.6. № 2. С.85−94.
  37. В.А. Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие для вузов. М.:ПЕР СЕ, 2001. -511 с.
  38. И. А. Психология корпоративной безопасности как самостоятельная ветвь практической психологии//Психологическая газета.2003 .№ 6/93.С.20−23.
  39. .С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. — 304 с.
  40. А.В. Мышление и прогнозирование: Логикопсихологический анализ. М.: Мысль, 1979. 230 с. 41 .Брушлинский А. В. О природных предпосылках психического развития человека. М.: Знание, 1977. 64 с.
  41. А.В. Проблемы субъекта в психологической науке // Психол. журнал. 1991. Т. 12. № 6.С.З-12.
  42. А.В. Психология субъекта: индивида и группы (часть2)//Психол. журнал. 2002.Т.23.№ 1.С.71−79.
  43. П. Десять заповедей творческой личности. М.: Прогресс, 1990.- 187 с.
  44. Ф.Е. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций. М.: Изд-во МГУ, 1984. 200 с.
  45. В.И. Биосфера // Избранные соч. Т. 5. М.: АН СССР, 1960. -442 с.
  46. В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.:, МГУ, 1990.- 284 с.
  47. Ю.Р., Шапко В. Т. Студент 90-х. Социокультурная динамика// СОЦИС.2000.№ 12.С.56−63.
  48. И.О. Безопасность как фактор социальной процессуальное&trade-: на примере Северо-Кавказского региона. Дисс. к. соц.н.Ставрополь, 2002.- 257 с.
  49. JI.C. Избранные психологические произведения. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.- 519 с.
  50. .А. Стиль активности как фактор развития интегральной -индивидуальности // Интегральное исследование индивидуальности. Межвузовский сб-к научн. трудов. Пермь, 1992.С.36−55.
  51. В.А. Системные исследования в психологии. JL: Изд-во Ленингр. Ун-та, 1984. 176 с.
  52. А.К. Национальная безопасность России и геополитика // Кентавр. 1991. № 2. С. 47−51.
  53. Ю. Я., Костин А. Н. Проблемы методологических оснований анализа межсистемных взаимодействий в психологических исследованиях, // Психол. журнал. 1995. Т. 16. № 4.С.11−25.
  54. Э.А. О соотношении способностей и темперамента в структуре индивидуальности// Системное исследование индивидуальности. ПермыПГПИ, 1991.С.10−12.
  55. Н.А. Социальное поведение учащейся молодежи// СОЦИС. 1998.№ 9.С. 122−127.
  56. Г. В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты. М., 1998. 122 с.
  57. Л.П. Общение с собой: начала психологии активности. М.: Политиздат, 1991.- 319с.
  58. И.А. Пробужденье: пути преодоления демографической катастрофы в России. М.: Центр творчества «Беловодье», 2001.
  59. К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы человека. М.: Наука, 1970. — 270 с.
  60. Н.Н. Функциональные состояния: механизмы и диагностика. М.: Изд-во МГУ, 1985. 375 с.
  61. А.А., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М.: Изд-во РАУ, 1993. 32 с.
  62. И.А. Категория активности и ее место в системе психологического знания // Категория материалистической диалектики в психологии. М.: Наука, 1988. С.56−88.
  63. Л.Г., Семикин В. В., Щедров В. И. Исследование индивидуального стиля саморегуляции эмоционального состояния // Психол. журнал. 1994. Т. 15. № 6. С.28−37.
  64. Психология труда и инженерная психология. JL: Изд-во ленингр. ун-та, 1979.- 220 с.
  65. Э.А., Злобин А. В. Правовые основы государственного управления инфраструктурами безопасности жизнедеятельности: Учебн. пособие. М: МАДИ, 2001.
  66. Н.И., Кандыбович Л. А., Пономаренко В. А. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях: психологический аспект. Минск, 1985.- 195 с.
  67. А.М., Котик М. А. Ошибки человека-оператора. М.: Знаниее, 1988. 62 с.
  68. Ю.Д., Абрамян Э. А., Новиков С. Т. Человек в природе и обществе. М.: МНЭПУ, 1999. 300 с. I
  69. А. Л. Совместная деятельность как объект социально- > психологического исследования // Совместная деятельность: методология, теория, практика. М.: Наука, 1988. С. 19−36.
  70. Закон РФ от 5 марта 1992 года, с доп. От 25 дек. 1992 года // Ведомости съезда депутатов РФ и ВСРФ. 1992. № 15. Ст. 3083.76.3анковский А. Н. Организационная психология. М.: «ФЛИНТА», МПСИ, 2000. 648 с.
  71. Дисс. док. психол. наук. Л., 1988. 348 с., 88.3инченко В. П. Проблемы психологии развития (читая О. Мандельштама)// 1
  72. Вопр. Психологии. 1991.№ 5.С.139−151. 89. Зубков В. И. Риск как предмет социологического анализа // СОЦИС, 1999. № 4. С.3−8.
  73. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты/Под ред. С. А. Анисимова, А. А. Деркача. М., 1998.
  74. Э.В. Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении. М.: Российская политическая энциклопедия, РОССПЭН, 1997.-464 с.
  75. Э.В. Философия и культура. М.:Политиздат, 1991. -462 с.
  76. Е.П. Дифференциальная психофизиология. СПб.: Питер, 2001. -464 с.
  77. Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000. 508 с.
  78. Е.П. Сущность и структура мотива// Психол. (журнал. 1995 .Т. 16.№ 2.С.27−42.
  79. Н.Д. Безопасность и синергетика (опыт философского осмысления) //Безопасность: Информационный сборник. 1994. № 4 (20).
  80. В.П., Казначеев С. В. Адаптация и конституция человека. Новосибирск: Наука, 1986. — 118с.
  81. А.В. Принцип системности как стратегия концептуализации в психологических исследованиях // Труды Ярославского методологического семинара (методология психологии). Ярославль: МАПН, 2003. Т.1.С. 159−168. ,
  82. И.О. Молодежь России: особенности социализации и 1самоопределния// СОЦИС. 2000.№З.С. 127−128.
  83. Качество жизни и здоровье нации. Труды ВНИИТЭ. Вып.7. М., 2003. — 51 с.
  84. Качество жизни и социально-психологическое состояние населения. Труды ВНИИТЭ. М., 2003. Вып.8.- 40 с.
  85. Качество жизни и формирование толерантного поведения. Труды ВНИИТЭ. Вып. 5. М., 2003. 56 с.
  86. Качество жизни. Критерии, оценки. Сборник докладов. М.: «ВНИИТЭ, 2003. 132 с.
  87. Э.И., Еремеева А. И. Психологическая защита. М.: Смысл, 2000.- 182 с.
  88. Е.Н. Психология формирования личности профессионалаШсихол. журнал. 1995. Т.1.№ 4. С.147−148.
  89. Е.А. Введение в психологию труда. М.: Изд-во Института практической психологии. Воронеж: НПО МОДЕКД996. -400 с.
  90. Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 512 с.
  91. Ю. Психологическая теория решений. М.: Прогресс, 1979. -503 с.
  92. Ю. Человек многомерный. Киев: Лыбедь, 1991. 197 с.
  93. Т.П. Психологический мир личности и его безопасность. М.: Владос-Пресс, 2001. -174 с. ,
  94. . Как жить после психической травмы/Пер. с англ. 1 Савельевой И. В. М.: Шанс, 1992. 94 с.
  95. Кон И. С. Постоянство и изменчивость личности // Психол. журнал, 1987. Т.8. № 4. С.126−137.
  96. О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М.: Наука, 1980.-256 с.
  97. О.А. Психология саморегуляции произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект) // Вопр. психологии. 1995. № 1. С.5−12.
  98. JI.H. Принципы целенаправленного формирования 1 самооценки//Экспериментальная и прикладная психология. Л.: Изд-во ленингр. ун-та.Вып. 13.1989.С.26−34.
  99. Т.В. Риск и мышление // Психол. журнал. Т. 15. № 4. 1994. С.20−33.
  100. Т.В. Диагностика мотивации и готовности к риску. М.: Изд-во ИП РАН, 1997.-232 с.
  101. Т.В. Мотивационные тенденции и готовность к риску у российских студентов// Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1997. «№ 2.С. 56−61.
  102. Т.В. Психология риска и принятия решений. Учебное пособие для вузов. М.: МГУ, 2003. 286с.
  103. Т.В., Каменев И. И. Принятие интеллектуальных решений вусловиях неопределенности// Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 2002., № 2. С. 25−26.
  104. И.А. Личностный фактор в обеспечении продуктивности операторской деятельности. Автореф. дис.к.психол.н. М.: Инст.-т психологии АН СССРД989. 27 с.
  105. .Б. Профессиональная психодиагностика и методы исследования личности руководителя // Психол. журнал. 1981. Т.2 № 2. С.43−50.
  106. .Б. Психологические проблемы трудового воспитания и профориентации // Вопр. психологии. 1984. № 6.С. 16−25.
  107. М.А. Безопасность труда. Психологические аспекты. М.: Знание, 1986. 64 с.
  108. М.А. Психология защищенности человека от опасности в профессиональной деятельности. Дисс.докт.психол.н. М., 1985.
  109. В.В., Скотникова И. Г. Индивидуально-психологические проблемы принятия решения. М.: Наука, 1993. — 143 с.
  110. Краткий психологический словарь/Под общей редакцией А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. Ростов н/Д., 1998. ,
  111. В.П. Место системного подхода в современном научном ' познании и марксистской методологии//Вопр. Философии.1980.№ 1. С.55−73.
  112. И.Г. Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. М.: Мысль, 1975. — 56 с.
  113. А.Б., О.Н. Чернышева. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития. Хрестоматия. М.: Радикс, 1995. 445 с.
  114. А.Н. Потребности, мотивы и эмоции//Психология эмоций. > Тексты. М., 1993.- 325 с.
  115. Д.А. Совместная деятельность, общение, взаимодействие // Вестник высшей школы.1989.№ 11. С.39−45.
  116. В.Е. Концепция субъектно-ориентированной компьютеризации управленческой деятельности. М.: Институт психологии РАН, 1998. 204 с.
  117. Н.А. Гомеостатические процессы и теория безопасности. //Безопасность: Информационный сборник. 1994. № 4(20).
  118. Личность и социальная среда: вопросы теории и социальной технологии /Под ред. Ю. А. Клейберга. Тверь Ярославль, 2001. — 86 с.
  119. М.В. Системный подход в менеджменте. М.: Генезис, 2000. -288 с.
  120. .Ф. О системном подходе психологии // Вопр. психологии. 1975.№ 2. С. 31 -45. (
  121. .Ф. Системный подход и проблемы детерминизма в * психологии // Психол. журнал. 1989. Т. 10 № 4. С. 19−33.
  122. В.М., Багрецов С. А., Шлыкова Н. Л. Проблемы обеспечения психологической безопасности личности в производственной сфере. Книга 2. результаты эмпирического исследования. Тверь.2002. 135 с.
  123. В.М. Особенности принятия рискованных решений руководителем предприятия // Проблемы психологии и эргономики. Тверь -Ярославль. 2001. Вып. 1.
  124. В.М. Проблемы психологического обеспечения эффективной, деятельности специалистов эргатических систем // Психология и 1 эргономика. Тверь-Ярославль, 1999. Вып. 2/1.
  125. В. М., Шлыкова Н. Л. Психологическая безопасность личности и готовность к риску// Проблемы психологии и эргономики. Тверь, 2001. Вып. 2. Ч. 2.
  126. В. М., Шлыкова Н. Л. Макроструктурная модель процесса адаптации молодых специалистов на производстве // Человеческийфактор: общество и власть. Сб-к научн. Трудов/Под. Ред. С. С. Котова. Тверь, 2003,№ 4.С.58−66.
  127. В. М., Шлыкова Н. Л. Современные социально-экономические, условия на производстве и психологическая безопасность личности// Сборник пленарных докладов I Всероссийской конференции. Калуга: Ин-т Востоковедения РАН, с. 193−203.
  128. В. М., Шлыкова Н. Л. Социальная поддержка сотрудников: структура и содержание // Вестник социальной работы. 2001. Вып. 1.
  129. В. М., Шлыкова Н. Л. Эргономические технологии и качесто жизни// Проблемы психологии и эргономики. Тверь-Ярославль.2003.№ l.c.55−58.
  130. А.Н. Психология профессионализма. М., 1996. -308 с.
  131. М.А. Типология как научно-теоретический метод педагогических исследований//Методология и методы исследования проблем педагогики высшей школы. Тюмень: Тюменский госуд. ун-т, 1980.С.44−52.
  132. М.И., Соболев Е. С. Исследование влияния условий труда на функциональное состояние пожарных // Психол. журнал. 1990.Т.11.№ 1.С.102−108.
  133. А.М. Психологическая структура, динамика и развитие, познавательной активности// Вопросы психологии.1982.№ 4.С.5−14.
  134. B.C. Очерки интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. -256 с.
  135. Методики социально-психологических исследований личности и малых групп. М.: РАН, Институт психологии РАН, 1995. -196 с.
  136. Методология инженерной психологии, психологии труда и управления. М.: Наука, 1981.-285 с.
  137. Механизмы формирования ценностных ориентации и социальной активности личности. М., 1985.-140 с.
  138. JI.M. Формирование профессионального самосознания учителя // Вопр. психологии. 1990. № 3. С. 58−64.
  139. JI.M., Кричевский P.JI. Профессиональная социализация личности // Проблемы профессиональной социализации личности. Кемерово: Изд-во Кемер. ОИУУ, 1996. С. 7−22.
  140. Г. М., Чистяков И. М. Молодежь Москвы на рынке труда//I1. СЮЦИС.2000.№ 12. С.42−50.
  141. В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции- в произвольной активности человека/ЯТсихологический журнал. 1995 .Т. 16.№ 4.С.26−37.
  142. .В. Риск в профессиональной деятельности: основные факторы и особенности проявления. СПб., 2002.- 214 с.
  143. В.Н. Проблема отношений человека и ее место в психологии// Вопросы психологии. 1957.№ 5.С.142−155.
  144. В.Н. Психические функции и их отношения // Ученые записки. Сер. филос. наук. Психология. JL: ЛГУ, 1979. Вып. 3. 130 с.
  145. Г. С. Психология здоровья. Учебное пособие. СПб.: Речь, 2002. -256 с.
  146. Ю.Г. Опасность и безопасность с позиции деятельностного подхода//Безопасность. 1998№ 1 -2. С. 170−179.
  147. Н.Н. Психология субъекта познания. СПб.: Школа практической психологии, 1997. 56 с.
  148. В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы/ЯТсихол. журнал, 2001. Т.22., № 1. С.90−101.
  149. Основы инженерной психологии. Учеб. для техн. вузов/ Под ред. Б. Ф. Ломова. М.:Высш.шк., 1986. -448 с.
  150. Основы прикладной социологии. Учебник для вузов/ Под ред. Ф. Э. Шереги, М. К. Горшкова. М.: Интерпракс, 1996. -179 с.
  151. Основы социально-психологической теории / Под ред. А. А. Бодалёва, А. Н. Сухова. М.: Междун.пед.акад., 1995. -^419 с.
  152. В.Н. Деятельностный подход к проблеме нормального психологического развития // Вопр.психологии.1993.№ 3.с.49−100.
  153. В.Н. Манипуляции в общении и их нейтрализация. М.: Издат-во Института Психотерапии, 2001. —201 с.
  154. К.К. Метод обобщения независимых характеристик в социальной психологии// методология и методы в социальной психологии. М.: Наука, 1977.С. 148−156.
  155. К., Шварц Л. Очерки психологии для летчиков. М.: Военное издат-во Министерства Вооруженных сил Союза ССР, 1948. —191 с.
  156. Р. Образ и предвкушение. М.: Флинта, 2003. 495 с.
  157. В.А. Изменение мотивационно-ценностных ориентаций учащейся молодежи// СОЦИС.1999.№ 6.С.96−99.
  158. Предметно-пространственная среда в сфере управления. М.:ВНИИТЭ, 2003. -86 с.
  159. И. От существующего к возникающему. Время и сложность в физических науках. М.1985. -327 с.
  160. И. Переоткрытие времени// Вопросы философии. 1989.№ 6.С.46−52.
  161. Промышленная социальная психология. Д.: Изд-во ленингр. ун-та, 1982.-205 с.
  162. И.Л. Национальная безопасность и баланс сил // Баланс сил в мировой политике: теория и практика. М., 1993. С.70−77.
  163. Н.С. Профориентационные игры: проблемные ситуации, задачи, карточные методики. М.: Изд-во МГУ, 1991−86 с.
  164. Н.С. Психология элитарности. М.: Московский психолого- (социальный институт- Воронеж: МОДЭК, 2000. — 512 с.
  165. Н.С. Психологический смысл труда. М.: Изд-во Института практической психологии. Воронеж: НПО. МОДЕКД997. — 352 с.
  166. Пряжников Н.С. S=S, или личность в эпоху продажности. М.- Воронеж: МОДЭК, 2000. 224 с.
  167. Психология совместной жизнедеятельности малых групп и организаций. М.: Социум, ИПРАН, 2001. -288 с.
  168. Психология эмоций. Тексты. М.: Издат-во МГУ, 1993. -305 с.
  169. А. Системный подход в психологии//Психологический, журнал. 1994.Т. 15.№ 3 .С.З-17.
  170. Н.К. Избранное. М.:Правда, 1990. 527 с.
  171. М.С. Психологические проблемы профессиональной реабилитации // Проблемы индустриальной психологии. Сб. научн. трудов. Ярославль: ЯрГУ, 1975. Вып. 2. С. 21−35.
  172. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс. Универс, 1994. -480 с.
  173. А.И. Стремление к превосходству как одно из основных влечений//Психол.журнал.1993.Т.14.№ 6. С. 134−141. «
  174. B.C., Аршавский В. В. Поисковая активность и адаптация. М.: Наука, 1984. -192 с.
  175. С.К., Соснин В. А. Психологическая безопасность человека, общества и государства //Российский монитор. 1995 .№ 6.
  176. C.JI. Основы общей психологии: в 2-х тт. М.: Педагогика, 1989. Т.1.- 488 с.
  177. В.О., Паниотто В. И., Чурилов Н. Н. Опросы населения. М.: Финансы и статистика, 1984. — 207 с.
  178. В.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий: некоторые итоги и ближайшие задачи системных исследований/ЯТсихол. журнал. 1991.Т. 12.№ 5. С.3−17.
  179. И.Н. Военная наука и военная безопасность// Безопасность. Информ. сб-к. СПб. 1994. № 5. С.52−55.
  180. В.А., Головин Н. А. Штрихи к портрету поколения 90-Х//СОЦИС. 1998.№З.С. 107−117.
  181. Т.П. Доверие к себе как условие развития личности//Вопр. Психологии.2002.№ 1. С.95−103.
  182. Т.П. Психология доверия: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Изд. Центр (Академия), 2000. -264 с.
  183. А.Н. Личность как субъект интерпретации. Дубна: Феникс, 2002—240 с.
  184. В.И., Исаев Е. И. Антропологический принцип в (психологии развития // Вопр. психологии. 1998.№ 6. С.3−17.
  185. В.И., Исаев Е. И. Основы психологический антропологии. Психология человековедения в психологию субъективности. М. Школа-Пресс, 1995. -384 с.
  186. В.И., Цукерман Г. А. Интегральная периодизация общего психического развития//Вопр.психологии. 1996.№ 5.С.38−50.
  187. С.Д. Психология образа. Проблема активности психологического отражения. М., 1985.
  188. Г. Н. Когда и почему рискуют люди // Человек. № 1. 2001. «С.102−112.
  189. Г. Н. О психологическом содержании понятия «риск» // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1999. № 2. С. 14−22.
  190. Социально-перцептивные процессы в управлении. Материалы Всеросс. научно-практической конференции. Иваново: Изд. ИвГУ, 2003. — 280 с.
  191. Социально-психологические исследования в психоневрологии. Л.: ленингр. научно-исследоват. психоневрологии. ин-т, 1980.-158 с.
  192. Е.Б. развитие жизненных отношений личности (Методологические и методические модели). Дисс.д. психол. н.М., 1991. -355 с.
  193. Е. Е. К проблеме измерения корпоративной культуры // Мост. 2001. № 41.
  194. А.И. Онтология и феноменология педагогического мастерства. Книга первая. Тольятти, 1999. -208 с.
  195. O.K. Принятие решения как психологическая проблема// Проблемы принятия решений. М., 1976.С.77−81.
  196. В.А. Стили профессиональной деятельности. М.: Смысл, 2000. 199 с.
  197. А.И. Профессионализация и кадровая политика: проблемы развития теории и практики. М.: Московский психолого-социальный институт. Изд. Флинта, 1998. 272 с.
  198. А.А. Теория принятия решений. Учебное пособие. Тверь, 2001 г.-190 с.
  199. А.Д. Переход на модель устойчивого развития и экодемографическая безопасность//Информ.сб-к. СПб. 1994. № 4.С.25−29.
  200. С.Н. Проблема профессиональной социализации сотрудников органов внутренних дел//Личность и социальная среда: вопросы теории и социальной технологии. Тверь-Ярославль, 2001.
  201. А.Р. Психология личного становления профессионала. М.: Изд.-во Института психологии, 1998. 347 с.
  202. Ю.Л. Исследование тревоги в спорте// Вопр. психологии. 1978.№ 6.С. 94−107.
  203. X. Мотивация и деятельность. М.: Педагогика, 1986. 406 с.
  204. Л.Д., Горвиц Ю. М. Компьютеры для детей: психологические проблемы безопасности и комфорта//психологический журнал.1994.Т.15.№ 4.С.63−74.
  205. Л.Д., Шувалова Н. Н. Организационная культурагосударственных служащих и качество жизни населения/ЛСачество жизни-главный критерий социально-экономического развития России. М.:ВНИИТЭ, 2002, с. 195−207.
  206. М. Психология жизненной среды. М.: Мысль, 1989. 174 с.
  207. В.И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека// Вопр. психологии. 1996.№ 3.С. 116−129.
  208. В.Д. О применении системного подхода в исследованиях по психологии // Проблемы индустриальной психологии. Ярославль: ЯрГУ, 1976. С. 3−20.
  209. В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной, деятельности. М.: Наука, 1982. -185 с.
  210. В.Д. Психологический анализ деятельности: Системогенетический подход. Ярославль: ЯрГУ, 1979. 91 с.
  211. Н.И. Социальная психология в образовании.М.: Владос, 1995.-542 с.
  212. А.Д. Безопасность военной службы как социальная проблема // СОЦИС. 1995.№ 12.С.22−26.
  213. Т. Социальная психология. Ростов- на- Дону: Феникс, 1999. (-544 с.
  214. П.Я., Львов В. М., Елизаров П. М. Общая эргономика. Учебное пособие. М.: Академия обороны отраслей промышленности, 1997.
  215. H.JI. Структура познания профессиональной средыспециалистами. Научно-исследовательская деятельность в классическом университете. Матер, науч.-практ. конф. Иваново: ИвГУ, 2002.С. 100−102.
  216. Н.Л. Психологическая безопасность субъекта деятельности: подходы к изучению// Социальная психология XXI столетия. Матер. Междунар. Конгресса. Ярославль, 2003.Т.2.С.371−374.
  217. Н.Л. Психологическая безопасность субъекта профессиональной деятельности. Тверь: Триада, 2004. -151 с.
  218. Е. К. Лысенко Н.Е., Аркелов Г. Г. Психофизиологический метод оценки тревожности// Психологический журнал. 1997.Т.18.№ 2.С.102−105.
  219. В.В. Предмет, статус и проблематика социологии организаций //СОЦИС. 2000.№ 4 .С. 138−144.
  220. В.А. Социологические исследования: методология, программы, методы. М.: Наука, 1987. -248 с.
  221. Р.Г. Духовно-нравственная безопасность России // СОЦИС. 1995.№ 12. С. 41−43.
  222. М.Г. Системность, гомеостаз и активность организма // Системные исследования. М.: Наука, 1978. С. 169−184.
  223. Allport G.W. Patterne and growth in personality. New York: Holt, 1961.593 p.
  224. Bass A.H., Plomin R.A. Temperament Theory of personality. 1960. Vol.28(2).P. 167−185.
  225. Gardner R.W., Holzman P. S., Klein G.S. et al. Cognitive control: A study of individual consistencies in cognotive behavior // Psychol. Iss.1959. Vol., 1. N4.P.1−186.
  226. Cattel R., Eber H.W. Tansuora M.M. Handbook for the sixteen personality factor questionnaire (16 PF). Champaign, Illinois: Institute for Personality and Ability Testing, 1970. -338p.
  227. Ericson E.H. Identily. Youth and crisis.-New York: Holt, 1968. 336 p.
  228. Holland J.L. Explorations of a theory of vocational choice // J. Appl. Psychol, 1968.V. 52. N1. 54−79 p.
  229. La prudence/ Une morale du possible/ dirige par Gilles Achache. Paris: Les edition Autrement, 1996. 191 p.
  230. Lvov V., Chlikova N. Psychological safety of the person and its interrelation with other psychological and ergonomic categories/Society and technology. Riyeka. 2003.
  231. Leary T. Interpersonal diagnosis of personality. New York: Nelson, 1957.-94p.i
  232. Maslow A. Motivation and personality. New York: Harper and Row, 1954.411 p.
  233. Moreland R. Levine J. Socialization in small groups// Advances in experimental social psychology. V. 15.1982. 45−61 p.
  234. Newman W.H. Administrative action. Englewood Cliffs: Prentice -Hall. 1956. -485 p.
  235. Royce J.R. Powell A. Theory of personality and individual differences: factors, systems, and processes. Englewood Cliffs- London: Prentice -Hall, 1983. -290 p.
  236. Stern W. Die differentielle Psychologie in ihren methodichen grund-lagen., Leipzig: joh.Ambr.Barth.503 hp.
  237. Открытое акционерное общество энергетики и электрификации «КОСТРОМАЭНЕРГО» (ОАО «Костромаэнерго») филиал1. КОСТРОМСКАЯ ТЭЦ-21. УТВЕРЖДАЮ1. АКТг. Кострома1. ГОб использовании1резуль^тов докторскойдиссертационнойработы
  238. Шлыковой Надиры Летфулловны Комиссия в составе:
  239. Экспериментальных данных по исследованию готовности к риску сотрудников.
  240. Рекомендаций по формированию и развитию психологической безопасности специалистов.
  241. Использование указанных результатов позволяет: повысить качество работы в области управления кадрами и эффективность деятельности специалистов, работающих на особо сложных объектах.
  242. Председатель комиссии Члены комиссии1. В. А. Смирнов А.В.Смирнов
  243. В.И.Комиссаров Л.Д.Виноградова1. УТВЕРЖДАЮ
  244. Председатель комиссии у М.В. Валиева
  245. Члены комиссии: Н.А. Полестерова1. А.С. Ашметков
  246. АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ИВАНОВА ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ153 000, г. Иваново, пл. Революции, 61. На № 1. СПРАВКАоб использовании результатов научно-исследовательской работы
  247. Социальный эффект использования НИР: -обеспечение психологической безопасности личности- -формирование имиджа муниципального служащего- -совершенствование организационных структур управления.1. Заместитель Главы города, руководитель аппарата1. А. Батов
Заполнить форму текущей работой