Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Методические основы формирования прибыли на пищевых предприятиях в условиях переходной экономики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При переходе к рынку роль и значение прибыли коренным образом изменились. Прибыль стала основным источником успешного функционирования и расширения производства на предприятии. Это в свою очередь требует нового подхода к процессам ее формирования и распределения. К сожалению эту науку нашим хозяйственникам приходится осваивать на ходу, так называемым методом проб и ошибок. Поэтому дать осмысление… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Прибыль и ее влияние на экономический рост 7 предприятия
    • 1. 1. Теория прибыли: сущность и назначение прибыли. 7 (Критический обзор литературы.)
    • 1. 2. Формы и методы анализа условий получения прибыли
  • Глава 2. Состояние и тенденции формирования прибыли на пищевых предприятиях
    • 2. 1. Состояние и особенности развития пищевых 43 предприятиях в условиях переходной экономики
    • 2. 2. Факторы, определяющие движение затрат и получение 59 прибыли на предприятиях
  • Глава 3. Основные направления методического обеспечения 85 повышения эффективности формирования прибыли на предприятиях
    • 3. 1. Метод определения условий безубыточности работы (без 91 получения прибыли)
    • 3. 2. Методические рекомендации по проведению расчетов для ^ определения прибыли в зависимости от спроса
    • 3. 3. Методические рекомендации по определению массы 105 прибыли в зависимости от изменения показателей производственно — хозяйственной деятельности предприятия
    • 3. 4. Методические рекомендации по организации управления 116 формированием прибыли предприятия

Методические основы формирования прибыли на пищевых предприятиях в условиях переходной экономики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

.

Потребность науки и практики в получении объективной, реальной информации о процессах формирования прибыли на пищевых предприятиях АПК трудно переоценить. Настоящее и будущее функционирующих предприятий во многом зависит от получения прибыли в размерах, достаточных не только уплачивать налоги, но и обеспечивать расширенное воспроизводство и должный жизненный стандарт их работников.

Отношение нашей отечественной науки к пониманию сущности и роли прибыли в хозяйственной практике было неоднозначно в разные времена. Были времена, и довольно значительный период, когда прибыль рассматривалась только как показатель эксплуатации, но, начиная с 1965 г. (экономическая реформа), прибыль стала рассматриваться в качестве одного из основных оценочных показателей деятельности предприятия. Но и все равно она не играла той значимой роли, которую она имеет в условиях рынка. Исследования того периода были сосредоточены, главным образом, на обосновании нормативов отчислений от прибыли. Вся сверхнормативная прибыль изымалась у предприятий в бюджет государства и централизованным порядком распределялась по предприятиям.

При переходе к рынку роль и значение прибыли коренным образом изменились. Прибыль стала основным источником успешного функционирования и расширения производства на предприятии. Это в свою очередь требует нового подхода к процессам ее формирования и распределения. К сожалению эту науку нашим хозяйственникам приходится осваивать на ходу, так называемым методом проб и ошибок. Поэтому дать осмысление сущности прибыли, особенностей ее формирования в условиях рынка и на этой основе предложить методические рекомендации по расчету ее величины, по нашему мнению, представляется крайне важным, как для науки, так и для практики. И нами предпринята такая попытка.

Получение прибыли, характер ее формирования в каждом случае, как показывает практика стран с рыночной экономикой, определяется видом бизнеса, отраслевым профилем предприятия. Поэтому исследование данного вопроса ведется на примере пищевых предприятий АПК.

Цели и задачи исследования. Целью исследования является определение наиболее благоприятных путей и методов получения максимально возможной прибыли и эффективного ее распределения на предприятиях. Для этого необходимо решить целый ряд задач:

• выявлены факторы, определяющие движение затрат и формирование прибыли пищевых предприятий;

• разработаны практические рекомендации по использованию коэффициентов ценовой эластичности для оценки характера спроса и предложения на продовольственные товары;

• сформулированы методические подходы проведения количественного и качественного анализа складывающейся рыночной ситуации;

• изучены и разработаны методы максимизации прибыли в зависимости от объема выпускаемой продукции, цены, реализации и издержек производства;

• разработаны методические рекомендации по управлению формированием прибыли на предприятии.

Объект исследования: пищевые предприятия России.

Предметом исследования явилась деятельность пищевых предприятий по формированию и распределению прибыли.

Методология исследования. Теоретической основой исследования явились экономическая теория развития рыночных отношений, теория эффективности хозяйствования предприятия, системный и маржинальный анализ, теория принятия решений. В работе использованы труды ведущих отечественных и зарубежных ученых и специалистов, официальные материалы федеральных и региональных органов управления.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

• предложены методологические подходы для разработки концепции эффективного формирования прибыли на предприятии;

• выявлены факторы, определяющие движение затрат на предприятиях;

• разработана методика определения факторов формирования прибыли в практической деятельности предприятия;

• разработаны методические рекомендации по определению эффективных направлений формирования прибыли предприятия.

Практическая значимость работы заключается в том, что внедрение предложений, полученных на основе проведенного исследования, будет способствовать выработке эффективной экономической политики предприятий в части формирования и распределения прибыли. Предлагается использовать на предприятиях методические рекомендации:

• по определению эффективных направлений формирования прибыли;

• по организации управления формированием и распределением прибыли на предприятии.

Материалы диссертации используются в учебном процессе по курсам «Экономическая теория» и «Микроэкономика» при подготовке специалистов агропромышленного комплекса.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации были обсуждены и одобрены на ежегодных научных конференциях МГЗИПП «Современные проблемы пищевой промышленности» (Москва, 1997, 1998).

Публикации. По теме диссертации автором было опубликовано три печатные работы, общим объемом 6,65 п.л., в том числе авторский вклад 1,4 п.л.

Наиболее существенные результаты исследований, которые выносятся на защиту:

• теоретические аспекты формирования прибыли на предприятиях;

• методика определения факторов формирования прибыли;

• методика количественной и качественной оценки факторов формирования прибыли;

• методические рекомендации по определению эффективных направлений формирования прибыли.

• методические рекомендации по управлению формированием прибыли на предприятии.

Структура и объем диссертации

Исследование состоит из введения, трех глав, выводов и предложений, списка использованной литературы. Работа изложена на 120 страницах машинописного текста. Список использованной литературы включает 72 наименования российских и зарубежных ученых и специалистов.

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

1. Анализ формирования и распределения прибыли на пищевых предприятиях показал наличие противоречивых тенденций. С одной стороны, спад производства, отсутствие стимулов для его развития в силу давления импорта, снижение конкурентоспособности продукции, несбалансированность спроса, большой моральный и физический износ оборудования, и т. п. С другой, падение объемов получаемой прибыли и снижение рентабельности производства, на фоне увеличения заработной платы и социальных выплат в ущерб развитию производства и повышению его технического уровня.

2. В условиях спада производства и низкой конкурентоспособности продукции, пищевые предприятия должны руководствоваться получением, так называемой, удовлетворительной прибыли, а не максимальной, как это принято в странах с развитой рыночной экономикой.

Под удовлетворительной прибылью следует понимать такой уровень прибыли, который позволяет обеспечивать расширенное воспроизводство, повышение жизненного стандарта работающих и привлекательность для потенциальных инвесторов.

3. В пищевой промышленности наблюдается устойчивая тенденция к снижению прибыли и росту затрат на 1 руб. продукции.

4. В качестве основных показателей оценки деятельности предприятия следует применять показатели объема продаж и прибыли от реализации продукции.

5. При расчете массы прибыли в зависимости от изменения показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятия следует:

• определять прибыль при изменении выручки на основе использования, так называемого, операционного рычага;

• при определении влияния цены и структуры затрат на прибыль следует руководствоваться преложенной в работе методикой.

6. При выборе ассортиментной политики и определения ее влияния на формирование прибыли следует исходить из показателей валовой маржи на единицу продукции, соотнося ее с показателями валовой маржи на факторы производства.

7. На каждом предприятии необходимо создать соответствующую систему управления формированием прибыли. С этой целью в работе предлагается следующий перечень функций управления:

• разработка политики управления прибылью;

• создание специальной службы для принятия и реализации управленческих решений по формированию прибыли для различных производственных структур.

8. При построении системы управления прибылью предприятия рекомендуется использовать многоуровневую функциональную систему управления, предложенную в работе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Законы, указы Президента, постановления Правительства Российской Федерации
  2. Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации // Российские вести, 1994, — 5 января.
  3. Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год // Курьер «Закона», 1992, -Сентябрь.
  4. Закон Российской Федерации «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции и продовольствия для государственных нужд» от 2 декабря 1994 г, № 53 ФЗ.
  5. Закон Российской Федерации «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 г., № 208 ФЗ.
  6. Изменения и дополнения, вносимые в Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг): постановление Правительства РФ от 1 июля 1995 г, № 661.
  7. О переоценке основных фондов (средств) в Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 14 августа 1992 г., № 595 // Экономика и жизнь, 1992 г, — № 35.
  8. Основные положения государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 г.: Указ Президента РФ от 22 июля 1994 г, № 1535, ИЗ с.
  9. О создании федеральной продовольственной корпорации и системы основных продовольственных рынков: постановление Правительства
  10. Российской Федерации от 3 октября 1994 г, № 1121 // М.- Информационный бюллетень Минсельхозпрода РФ, 1995, № 1−2, 46 с.
  11. Указ Президента Российской Федерации «О Федеральной целевой программе стабилизации и развития агропромышленного производства в Российской Федерации на 1966−2000 гг.» от 18 июня 1996 г. № 933.
  12. Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, утвержденная приказом Минфина РФ от 01.10.91 № 56.
  13. Федеральный закон от 30.10.95 № 190 -ФЗ «О финансово-промышленных группах»
  14. Монографии, брошюры и статьи
  15. А. Истинный масштаб спада производства и смена модели российской экономической политики // Российский экономический журнал, 1993 г, № 9.
  16. Антология экономической классики // А. Смит, У. Петти, Д.Рикардо. М.: «ЭКОНОВ», 1993 г.
  17. Антология экономической классики // Дж.М.Кейнс, Т.Мальтус. М.: «ЭКОНОВ», 1993 г.
  18. Аристотель. Соч. в 4 т., т. 3 М.: Мысль, 1979 г.
  19. С.П. Теория переходного периода к рынку. М.: Аргус, 1995 г.
  20. В.Г. Системность и общество. М.: Политиздат 1980 г.
  21. А.В. Рынок в СССР: становление и регулирование. М.: Экономика, 1991 г.
  22. Бем Баверк Е. Основы теории ценности хозяйственных ценностей // В кн. Австрийская школа политической экономии, М. Экономика, 1992 г.
  23. М. Экономическая мысль в ретроспективе // Пер. с англ. 4-е изд., М, 1992 г.
  24. П.П., Гончаров В. Д. и др. Рынок мяса и мясных продуктов в Российской федерации и Украине., М., АгроНИИТЭИПП, 1998 г, 54 с.
  25. Е.В., Стоянова Е. С. Финансовое искусство коммерции, М., Перспектива, 1995 г.
  26. С. Национальная государственность и современная Россия. Российский экономический журнал, 1994 г, № 4.
  27. Д. Рыночная экономика, М.: ИНФРА М. 1997 г.
  28. В.И. Мысли натуралиста. М.: Наука, 1989 г.
  29. Ф. Теория общественного хозяйства // В кн. Австрийская школа политической экономии. М.: Экономика, 1992 г.
  30. М.А. Акционерные товарищества. Фондовая биржа. Операции с ценными бумагами, Киев, Деловая Украина, 1992 г.
  31. В.Д., Теунаев Д. М., Продовольственный комплекс региона., М., Госкомстат, 1997 г, 746 с.
  32. В.П. Экономика предприятия, М.: «СОФИТ», 1997 г.
  33. ГэлбрейтД.К., Экономические теории и цели обществам.: Прогресс, 1976 г, 406 с.
  34. А.З., Черник Д. Г. Финансовая система России, М.: ИНФРА-М, 1997 г, 248 с.
  35. В. Что делать с расползающейся российской экономикой. Российский экономический журнал, 1993 г, № 10.
  36. Р. Финансы и предпринимательство // Пер. с англ. М: «Периодика», 1993 г.
  37. В.В. Основы экономического прогнозирования в пищевой промышленности, 2-ое издание, М.: Колос, 1993 г, 238 с.
  38. К.Ш., Джоэл Г. С. Финансовый менеджмент // Пер. с англ. М.: «Филинь», 1996 г.
  39. О.Г. Региональная экономическая диагностика. СПб., 1992 г.
  40. В.Н. Реструктуризация перерабатывающей промышленности продовольственного комплекса. Автореферат, М., 1998 г., с. 8.
  41. В. Обеспечение продовольственной безопасности России // АПК: экономика, управление, 1996 г, № 1, 21 27 с.
  42. А.Г. Аграрный сектор Экономики России на пороге XXI века, М&bdquo- ИЭРАН, 1997 г, 56 с.
  43. Е. Формирование оптового продовольственного рынка в регионе // АПК: экономика, управление, 1996 г, № 1, с. 52 56.
  44. П.Н. Товарная биржа. М.: Экономика, 1996 г.
  45. В. Добровольный централизм в экономике, Вопросы экономики, 1994 г, № 2.
  46. Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег, М.: Прогресс, 1978 г.
  47. М. Приватизация государственного сектора экономики в Западной Европе // Вопросы экономики, 1991 г, № 4.
  48. Ф. Управление маркетингом. М.: Экономика, 1978 г.
  49. Я. Трансформаторный спад. Вопросы экономики, 1994 г, № 3.
  50. П., Обстфельд М. Международная экономика // Пер. с англ., М.: «ЮНИТИ», 1997 г.
  51. П.Х. Экономика мира хозяйственных связей // Пер. с англ. М.: Прогресс, 1992 г.
  52. Н.Н. Новый путь развития России, М.: «Тройка», 1995 г.
  53. Е. Введение в историю экономической мысли, М. «Дело». 1996 г.
  54. К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика, ТТ. 1−2, М.: Республика, 1993 г.
  55. К. Капитал. ЧЧ. 1−3 // Собр.соч. ТТ. 23−25
  56. А.А. Экономическая оценка естественных ресурсов, М.: Мысль, 1972 г.
  57. В. Мировой продовольственный рынок, // АПК: экономика, управление, 1996 г, № 2, 28 32 с.
  58. А. Современное состояние сельскохозяйственного производства в Российской Федерации // АПК: экономика, управление, 1996 г, № 1,413 с.
  59. Налоги: Учебное пособие // Под ред. Д. Г. Черника, М.: Финансы и статистика, 1996 г, 688 с.
  60. Оптовый рынок. Ж. 1996 г. № 15.
  61. Ю. Основы теории хозяйственного механизма, М.: Московский Университет, 1994 г.
  62. Основные показатели агропромышленного комплекса Российской Федерации в 1997 г, М., Госкомстат., 1998 г, 102 с.
  63. В. Еще раз о траектории кризисного развития, Российский экономический журнал, 1994 г, № 5 6.
  64. Пищевая промышленность Российской Федерации в условиях рынка под редакцией Сизенко Е. И., М., 1997 г, 187 с.
  65. Потребительский рынок России, РАСХИ, М., 1997 г.
  66. Промышленность России. Ж. 1998 г. № 3.
  67. Радугин Н. П, Аграрная экономика: проблемы обновления, М., Финансы и статистика, 1993 г, 238 с.
  68. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики, М., Издание совета Федерации 1998 г, 263 с.
  69. Российский статистический ежегодник, М., Госкомстат, 1996 1998 гг.
  70. Рыночные отношения в АПК России: Современное состояние и перспективы, Москва-Минск, изд. Армита, 1997 г, 252 с.
  71. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия, Минск
  72. Москва, ИП «Экоперспектива», 1997 г.
  73. П. Экономика // Пер. с англ. ТТ. 1−2, М., НПО «Алгон», ВНИИСИ, 1992 г.
  74. А. Традиции в экономической политике и современность, Экономист, 1994 г, № 2.
  75. Система хозяйствования в агропромышленном комплексе, подготовлено Бухтаеровым И. К. // АПК: экономика, управление, 1996 г, № 2, 35 39 с.
  76. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. ТТ 1−2, М&bdquo- 1962 г.
  77. Социально-экономическое положение России, № 12, М., Госкомстат, 1997 г, 420 с.
  78. Статистическое обозрение. Ж. Сентябрь 1994 г. с. 47.
  79. Стратегия и тактика антикризисного управления фирмой // Под ред. Градова А., Спб, 1996 г.
  80. Туган Барановский М. И. Периодические промышленные кризисы: история английских кризисов, 3-е нов. перераб. изд., Спб., 1914 г.
  81. Финансовый менеджмент: терия и практика // под ред Стояновой Е. С., М., Перспектива, 1996 г.
  82. С. и др. Экономика. Перев. с англ., М.: «Дело», 1993 г.
  83. Функционирование предприятий потребительской сферы в условиях мегаполиса, М., ИЭРАН, 1997 г. 746 с.
  84. Дж. Стоимость и капитал, М.: Прогресс, 1987 г.
  85. К., Журавлева Г. и др. Экономическая теория. М. ЮНИТИ, 1997 г.
  86. Э. Техника финансового анализа, пер. с англ., М.
  87. А.Ю. Современные формы в развитой рыночной экономике: виды, формы, основные показатели деятельности, Вест. Санкт-Петербургского университета, Экономика, вып. 3, 1992 г.
  88. Чан Иап Бэнх Альтернативные подходы к приватизации (купонный механизм) // Вопросы экономики, 1991 г, № 6.
  89. Г. П. Фондовая биржа: международный опыт, М.: Межд. отношения, 1991 г, 192 с.
  90. А., Негашев Е. Финансовый анализ в условиях рынка // Финансовая газет, 1992 г, № 27 38.
  91. Г. Основы и проблемы экономики предприятия // Пер. с нем., М.: Финансы и статистика, 1996 г.
  92. И. Теория экономического развития, М.: Прогресс, 1982 г.
  93. Экономика сельского хозяйства. Ж. 1995 г. № 1 с. 30.
  94. Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. Ж.1996 г. № 2 с. 31.
  95. Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. Ж.1997 г. № 11 с. 12−14.
  96. Baumol W. Business, Behavior, Value and Growth, London, 1958 у., p 51−52
  97. Baumol W. Ekonomik Dynamics, N.Y., 1959 y., p. 70−73
Заполнить форму текущей работой