Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Обоснование проведения стоматологических «Уроков здоровья» у детей дошкольного возраста с учетом индивидуально-типологических особенностей личности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая значимость работы. На основании полученных результатов разработаны рекомендации по повышению эффективности проведения «Уроков здоровья», отличающихся дифференцированным подходом к гигиеническому воспитанию детей дошкольного возраста в зависимости от типа восприятия информации, типа темперамента, их родителей и педагогических коллективов ДОУ. С помощью предлагаемого метода санитарного… Читать ещё >

Содержание

  • Список сокращений

Глава 1. Вопросы организации гигиенического воспитания и обучающих технологий для детского населения.

1.1. Роль гигиенического воспитания в системе первичной профилактики стоматологических заболеваний.

1.2. Технологии обучения в дошкольных учреждениях.

1.3. Психологические особенности организации образовательного процесса в дошкольных учреждениях.

Глава 2. Материалы и методы исследований

2.1 Объект исследования.

2.2. Программа и методы исследования.

Глава 3. Результаты определения информированности детей дошкольного возраста, их родителей и педагогов ДОУ

3.1. Результаты анкетирования педагогических коллективов ДОУ г. Красноярска по вопросам профилактики стоматологических заболеваний.

3.2. Результаты анкетирования родителей детей дошкольного возраста г. Красноярска по вопросам профилактики стоматологических заболеваний.

3.3. Результаты интервьюирования детей дошкольного возраста г. Красноярска по вопросам профилактики стоматологических заболеваний.

3.4. Анализ результатов анкетирования педагогических коллективов, родителей и дошкольников после проведения гигиенического воспитания.

Глава 4. Результаты проведения стоматологических «Уроков здоровья» у детей дошкольного возраста с учетом индивидуально-типологических особенностей личности

4.1. Результаты стоматологического обследования детского населения г. Красноярска.

4.2. Особенности формирования мануального навыка по гигиене полости рта детьми дошкольного возраста в зависимости от индивидуально-типологических особенностей личности.

4.3. Влияние стоматологических «Уроков здоровья» на стоматологический статус детей дошкольного возраста г. Красноярска.

Обоснование проведения стоматологических «Уроков здоровья» у детей дошкольного возраста с учетом индивидуально-типологических особенностей личности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

В настоящее время уровень заболеваемости кариесом у детей остается крайне высоким [13, 20, 64, 114 и др.]. Совершенствование организации гигиенического воспитания является одним из приоритетных направлений, повышающих качество профилактики основных стоматологических заболеваний среди детского населения [51, 138, 186, 187 и др.]. В основе любой санитарно-просветительной работы лежат агитация населения за соблюдение правил здорового образа жизни и профилактики болезней путем воспитания и убежденияпропаганда медицинских знаний о здоровом образе жизни, путях и методах сохранения здоровья, профилактики заболеваний. [7, 64, 73, 150 и др.].

По данным ряда авторов, основным технологическим подходом к организации и проведению гигиенического воспитания среди детей 5−6 лет является игровая деятельность. При этом, разобщение родителей и детей для проведения занятий является очень важным: чрезмерное беспокойство родителей значительно влияет на эмоциональное состояние и поведение ребенка [46, 53, 98, 115 и др.], что способствует повышению эффективности усвоения информации, полученной на «Уроках здоровья» [76].

Педагогический подход к обучению детей дошкольного возраста направлен на развитие самостоятельности и целеустремленности. Вместе с тем, особое внимание следует уделять приоритетному типу психической активности, а также типу темперамента ребенка, что оказывает непосредственное влияние на развитие мануальных навыков по индивидуальной гигиене полости рта [11, 120, 163, 167 и др.].

Вопросами организации профилактики стоматологических заболеваний среди детского населения в разное время занимались Сунцов В. Г. и Леонтьев В. К. (1992), Тушин Б. Г. (1995), Тумшевиц О. Н. (2002), Гарифуллина А. Ж. (2006), Figueiredo (2008), Кузьмина Э. М. (2009), Хощевская И. А. (2009) и др. Однако до настоящего времени не разработано организационных технологий групповой профилактики стоматологических заболеваний, учитывающих индивидуально-типологические различия детей дошкольного возраста.

Цель работы — повышение эффективности проведения стоматологических «Уроков здоровья» у детей дошкольного возраста с учетом индивидуально-типологических особенностей личности.

Задачи исследования:

1. Изучить информированность педагогических коллективов, родителей и детей дошкольного возраста по вопросам профилактики кариеса зубов.

2. Изучить распространенность и интенсивность кариеса зубов, уровень гигиены полости рта у детей дошкольного возраста г. Красноярска в зависимости от индивидуально-типологических особенностей личности.

3. Разработать критерии оценки и изучить качество мануальных навыков по индивидуальной гигиене полости рта у детей 5−6 лет.

4. Разработать и оценить эффективность «Уроков здоровья» для детей дошкольного возраста с учетом индивидуально-типологических особенностей личности.

5. Разработать практические рекомендации по методам организации и проведения стоматологических «Уроков здоровья» у детей дошкольного возраста в зависимости от типа восприятия информации, типа темперамента.

Новизна исследования:

Впервые изучена особенность распространенности и интенсивности кариеса зубов и уровень гигиены полости рта у детей дошкольного возраста г. Красноярска в зависимости от индивидуально-типологических особенностей личности. Установлен факт влияния типа темперамента у детей на показатели интенсивности кариеса зубов, гигиены полости рта и формирование мануального навыка.

Изучена информированность педагогических коллективов, родителей и дошкольников по вопросам профилактики основных стоматологических заболеваний, показавшая низкую информированность населения.

Научно обоснованы критерии проведения «Уроков здоровья» у детей дошкольного возраста с учетом типа восприятия информации, типа темперамента, отличающиеся проведением санитарного просвещения среди родителей и педагогических коллективов ДОУ, персонифицированным подходом к проведению гигиенического воспитания и обучению мануальным навыкам рациональной гигиены полости рта детского населения.

Впервые дана оценка критериям качества мануальных навыков по индивидуальной гигиене полости рта и усвоения информации детьми дошкольного возраста, позволяющие достоверно оценить эффективность проводимых стоматологических «Уроков здоровья».

Практическая значимость работы. На основании полученных результатов разработаны рекомендации по повышению эффективности проведения «Уроков здоровья», отличающихся дифференцированным подходом к гигиеническому воспитанию детей дошкольного возраста в зависимости от типа восприятия информации, типа темперамента, их родителей и педагогических коллективов ДОУ. С помощью предлагаемого метода санитарного просвещения открывается возможность повышения мотивации и информированности населения в вопросах профилактики основных стоматологических заболеваний.

Применение индивидуального подхода в обучении детского населения и основ педагогики и психологии позволяет улучшить уровень гигиены полости рта, качество мануальных навыков и снизить прирост кариеса зубов у детей, посещающих дошкольные общеобразовательные учреждения.

Внедрение в практику:

Результаты исследования используются в учебном процессе кафедры-клиники стоматологии детского возраста и ортодонтии КрасГМУ, внедрены в практическую деятельность МБДОУ «Детский сад № 19 комбинированного вида», МБДОУ «Детский сад № 148 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей» г. Красноярска, МБДОУ «Надежда» п. Солонцы, МУЗ ГДП № 3 (стоматологическое отделение) г. Красноярска.

По результатам исследования разработаны методические рекомендации для врачей-стоматологов, гигиенистов стоматологических врачей-интернов, клинических ординаторов, аспирантов и студентов медицинских ВУЗов «Стоматологические „Уроки здоровья“ у детей дошкольного возраста с учетом индивидуально-типологических особенностей личности как неотъемлемый этап гигиенического воспитания детского населения».

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Проведение стоматологических «Уроков здоровья» для детей дошкольного возраста с учетом индивидуально-типологических особенностей личности способствуют выработке рефлекторно закрепленных мануальных навыков по чистке зубов и повышают уровень гигиены полости рта у детей.

2. Усвоение информации детьми дошкольного возраста, полученной на «Уроках здоровья» с учетом индивидуально-типологических особенностей личности выше в сравнении с гигиеническим воспитанием без дифференцированного подхода к обучению.

3. Проведение стоматологических «Уроков здоровья» с учетом индивидуально-типологических особенностей личности повышает эффективность профилактики кариеса зубов у детей дошкольного возраста.

Апробация работы.

Основные положения диссертации были изложены на Всероссийской научно-практической конференции «Сибирский стоматологический форум» (Красноярск, 2010), 9-ой (юбилейной) научно-практической конференции с международным участием (Барнаул, 2010), межрегиональной научнопрактической конференции «Актуальные вопросы стоматологии» (Абакан, 2010), Всероссийской научно-практической конференции «Сибирский стоматологический форум» (Красноярск, 2011), XV Международной научной конференции (Torremolinos (Spain) — Perm (Russia), 2011), Всероссийской научно-практической конференции «Сибирский стоматологический форум» (Красноярск, 2012), Актуальные проблемы и перспективы развития российского и международного медицинского образования. Вузовская педагогика: материалы конференции (Красноярск, 2012), Региональная научно-практическая конференция «Биосовместимые материалы и новые технологии в стоматологии» (Томск, 2012) — на проблемной комиссии ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России (Красноярск, 2012).

Публикации.

По теме диссертации опубликовано 14 печатных работ, в том числе 3 статьи в рецензируемых журналах ВАК, 1 методические рекомендации.

Объем и структура диссертации.

Диссертация изложения на 139 страницах машинописного текста, включает 16 таблиц, 7 рисунков. Состоит из введения, обзора литературы, материалов и методов, 2 глав собственных исследований, заключения, выводов, практических рекомендаций, 10 приложений и списка литературы, включающего 252 источника, в том числе 157 отечественных и 95 зарубежных авторов.

выводы.

1. Анкетированием установлен низкий уровень информированности педагогических коллективов, родителей и детей дошкольного возраста до проведения лекций-бесед и «Уроков здоровья». После гигиенического воспитания число верно ответивших по всем вопросам профилактики стоматологических заболеваний респондентов возросло с 3,6% до 27,3% через 3 года.

2. Установлена высокая распространенность кариеса зубов у детей, посещающих дошкольные учреждения г. Красноярска, до проведения «Уроков здоровья» (87,3±0,05%) при интенсивности патологии твердых тканей зубов 4,01 ±0,04. У визуально-ориентированных детей распространенность кариеса зубов составила 82,5±0,13% при интенсивности по показателю КПУ+кп — 3,83±0,28, у аудио-ориентированных детей -86,6±0,09% и 3,81±0,24 соответственно. Наибольшая интенсивность кариеса зубов зарегистрирована у визуально-ориентированных мальчиков-холериков (5,24±1,08), а минимальное значение (2,79±0,47) — у аудио-ориентированных девочек-сангвиников.

3. В ходе исследования установлено, что до проведения «Уроков здоровья» качество выполнения мануальных навыков у детей 5−6 лет было низкое (37,7±0,48%) при удовлетворительном уровне гигиены полости рта (2,09+0,03). Через 3 года профилактических мероприятий МП у визуальнои аудио-ориентированных детей вырос до 87,9+0,81%, при этом, максимальное значение индекса гигиены полости рта отмечено у аудио-ориентированных детей-меланхоликов (1,5±0,07), минимальное — у визуально-ориентированных детей-флегматиков (1,38±0,04).

4. В ходе определения эффективности проведенных «Уроков здоровья» для детей дошкольного возраста с учетом индивидуально-типологических особенностей личности установлен высокий уровень усвоения информации (5,04±0,05) визуальнои аудио-ориентированными детьми. Редукция прироста интенсивности кариеса зубов у визуальнои аудио-ориентированных детей за 3 года составила 38,6+0,26%.

5. Разработаны методические рекомендации «Стоматологические „Уроки здоровья“ для детей дошкольного возраста с учетом индивидуально-типологических особенностей личности как неотъемлемый этап гигиенического воспитания детского населения» для врачей-стоматологов, гигиенистов стоматологических, врачей-интернов, клинических ординаторов, аспирантов и студентов медицинских ВУЗов, позволяющие проводить стоматологические «Уроки здоровья» у детей дошкольного возраста с учетом индивидуально-типологических особенностей личности ребенка.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

При организации и проведении образовательных программ по профилактике основных стоматологических заболеваний необходимо комплексное гигиеническое воспитание педагогического коллектива, родителей и детей в форме «Уроков здоровья».

При планировании стоматологических «Уроков здоровья» необходимо учитывать время и частоту проведения занятий в зависимости от индивидуально-типологических особенностей личности дошкольников. При этом, для детей-холериков следует проводить 3 занятия в неделю по 15 минут, всего 13 занятий за цикл, 4 цикла в год. Для детей-сангвиников — 3 занятия в неделю по 20 минут, всего 8 занятий за цикл, 2 цикла в год. Для детей-меланхоликов — 2 занятия в неделю по 25 минут, всего 10 занятий за цикл, 3 цикла в год. Для детей-флегматиков — 2 занятия в неделю по 30 минут, всего 15 занятий за цикл, 2 цикла в год.

При проведении стоматологических «Уроков здоровья» следует создать оптимальные условия для усвоения информации в зависимости от типа темперамента.

С целью выработки мануальных навыков и качественного усвоения информации для детей-холериков в ходе каждого занятия должна освещаться только одна тема, подача материала в спокойном темпетеоретическая часть занятия должна преобладать над практическойчастые повторы информациипроведение выживаемости знаний на каждом занятии.

Для детей-сангвиников структура занятий должна включать проведение занятий-обучений друг другатеоретическая часть занятия по длительности соответствует практическойразвитие адекватной самокритики при обучении практическим навыкам.

Для детей-меланхоликов структура занятий: создание положительного настроятеоретическая основа занятия по продолжительности соответствует практической частиобязательное поощрение ребенканеобходимость проведения занятий с успешными детьмиорганизация занятий в одном и том же кабинете при минимальном оснащении.

Для детей-флегматиков практическая часть должна преобладать над теоретическойпроведение уроков в виде игр с постепенным увеличением темпазанятия необходимо проводить в одном и том же кабинете при минимальном оснащении.

Опираясь на приказ Минздравсоцразвития РФ от 03.12.09 № 946н [111], для своевременного и рационального проведения профилактики основных стоматологических заболеваний у детей дошкольного возраста рекомендуем увеличить число гигиенистов стоматологических в детских дошкольных и школьных общеобразовательных учреждениях согласно штатного норматива медицинского персонала.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Активность кариеса зубов у дошкольников Красноярска и методы ее расчета / Г. И. Бахтурина, Р. Г. Буянкина, В. В. Алямовский и др. -Красноярск: КрасГМА, 2001. 14 с.
  2. Актуальные проблемы назначения средств гигиены и выбора расходных материалов для профилактики и лечения кариеса и заболеваний пародонта /
  3. A. А. Кунин, И. А. Беленова, О. И. Олейник и др. // Вестник Института стоматологии. 2011. — № 2. — С. 7−20.
  4. , В. В. Санитарно-просветительная работа среди дошкольников в системе первичной стоматологической профилактики /
  5. B. В. Алямовский, Е. А. Бриль, С. А. Нарыкова. Красноярск: Сибирь, 2001. -30 с.
  6. , А. Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия в поведении: пер. с англ. / Д. Гурьева, М. В. Будынина, Г. Пимочкина, С. Лихацкая. М.: Апрель-Пресс, ЭКСМО — Пресс, 2001. -752 с.
  7. , А. А. Уровень знаний и состояние гигиены полости рта у детей Хабаровского края / А. А. Антонова, В. Г. Сунцов, С. Г. Выборов // Стоматология детского возраста и профилактика. 2001. — № 3. — С. 22−24.
  8. , С. Д. Новые возможности профилактики и лечения начальных форм кариеса у детей младшего возраста / С. Д. Арутюнов, М. Г. Свердлова, М. В. Кузьмичевская // Стоматология детского возраста и профилактика. -2007.-№ 3.-С. 9−12.
  9. , Ю. А. Дидактическая игра как средство развития произвольной образной памяти у старших дошкольников / Ю. А. Афонькина, Г. А. Урунтаева // Дошкольное воспитание. 1992. — № 1. — С. 12−22.
  10. , А. Психическое развитие ребенка / А. Баллон. М.: Просвещение, 1967. — 103 с.
  11. , Я. В. Состояние резистентности организма младших школьников города Красноярска с различными типами темперамента / Я. В. Бардецкая, О. Г. Солдатова, С. Н. Шилов // Бюллетень Сибирской медицины. 2005. — Т. 4, Прил. 1. — С. 155−156.
  12. , И. А. Неосложненный кариес методы лечения и профилактики / И. А. Беленова, Р. А. Шабанов // Стоматология детского возраста и профилактика.-2010.-Т. IX,№ 2. — С. 32−36.
  13. , А. В. Клинико-физиологическая оценка системы профилактики кариеса зубов / А. В. Брагин, О. А. Куман // Стоматология детского возраста и профилактика. 2008. — № 2. — С. 12−14.
  14. , А. Психическое развитие ребенка / А. Валлон. — СПб.: Питер, 2006.- 103 с.
  15. , М. А. Программа воспитания и обучения в детском саду / М. А. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Мозаика-Синтез, 2005. — 208 с.
  16. , А. Л. Игра как вид деятельности / А. Л. Венгер // Вопросы психологии. 1978.-№ 3.-С. 163−165.
  17. , Н. А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей / Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. М.: Айрис-пресс, 2008.-208 с.
  18. Влияние экологических факторов на химические показатели нестимулированной ротовой жидкости и твердых тканей зубов у детей Санкт-Петербурга / А. В. Резниченко, Г. М. Королева, А. В. Киселев и др. // Институт Стоматологии. 2011. — № 2. — С. 20−20.
  19. Внедрение комплексной первичной стоматологической профилактики у детского населения г. Липецка / М. А. Малыхина, Г. В. Лисина, Е. Ю. Данько и др. // Стоматология детского возраста и профилактика. 2005. — № 3−4. -С. 17−24.
  20. , В. Ф. Построение «дерева целей» системы первичной профилактики основных стоматологических заболеваний / В. Ф. Воронин, В. Т. Шестаков // Стоматология. 2001. — № 3. — С. 57−59.
  21. Воспитание, образование и развитие детей 4−5 лет в детском саду: метод, руководство для воспитателей, работающих по программе «Радуга» / Т. Н. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик и др. 2-е изд. — М.: Просвещение, 2006. — 192 с.
  22. Выбор метода лечения кариеса молочных резцов у детей / Е. Е. Маслак, А. С. Подвальникова, Т. Б. Бельцова и др. // Стоматология детского возраста и профилактика. 2001. — № 1. — С. 33−36.
  23. , Л. С. История развития высших психических функций. Сочинения: в 6 т. / Л. С. Выготский. М.: Педагогика, 1983. — Т. 3. — 368 с.
  24. , С. И. Состояние детской стоматологической службы г. Владимира / С. И. Гажва, С. А. Адаева // Материалы межвузовской конференциимолодых ученых. Москва — Ярославль — Н. Новгород — Чебоксары. — М., 2006. — С. 23−24.
  25. , С. А. Интенсивность и распространенность кариеса у детей раннего и дошкольного возраста / С. А. Гарькавец // Инновационные технологии в медицине: сб. науч. ст. / под ред. А. М. Земскова. Воронеж, 2005.-С. 135−138.
  26. , С. Медико-биологическая статистика / С. Гланц. М.: Практика, 1998.-459 с.
  27. , Н. М. Произвольная память у детей 4 и 6 лет в условиях общения / Н. М. Гнедова // Вопросы психологии. 1985. -№ 3. — С. 67−71.
  28. , П. М. Самоконтроль в мнемических процессах у дошкольников / Н. М. Гнедова // Развитие логической памяти у детей / под ред. А. А. Смиронова. М.: Просвещение, 1976. — С. 187−248.
  29. , Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации / Н. Ф. Губанова. М.: Мозаика-Синтез, 2008. -128 с.
  30. , Л. К. Факторы риска, состояние гигиены полости рта и интенсивность кариеса у детей 7 лет / Л. К. Губина, А. А. Сидалиев // Рос. стоматол. журн. 2008. — № 6. — С. 34−36.
  31. Двадцатилетний опыт комплексной профилактики кариеса зубов у детей Кировского района Санкт-Петербурга / В. А. Локоть, В. П. Строков, О. Я. Зултан и др. // Стоматология детского возраста и профилактика. -2001.-№ 3.-С. 9−15.
  32. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др. изд. 3-е, перераб. -СПб.: Детство-Пресс, 2004. — 244 с.
  33. , Д. В. Системный подход в философско-психологической парадигме / Д. В. Деулин // Психологическая наука и образование. — 2007. -№ 1. С. 60−69.
  34. , О. М. Психологические особенности развития дошкольников / О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьева. М.: Эксмо, 2009. — 176 с.
  35. , В. М. Проблема роста осложненного кариеса у детей младшего возраста / В. М. Елизарова, В. А. Смирнова // Детская стоматология. 1998. -№ 1. — С. 25−27.
  36. , Л. М. Учите детей запоминать / Л. М. Житникова. М.: Просвещение, 1985. — 95 с.
  37. , В. А. Психологические механизмы волевой регуляции / В. А. Иванников. М.: Изд-во УРАО, 1998.- 142 с.
  38. , Г. Г. Оценка психоэмоционального состояния детей / Г. Г. Иванова, М. А. Иванова // Стоматология детского возраста и профилактика. 2001. — № 1. — С. 23−26.
  39. , Е. П. Психология воли / Е. П. Ильин. изд. 2-е. — СПб.: Питер, 2009.-368 с.
  40. , М. Н. Развитие ребенка с 1-го дня жизни до 6-ти лет / М. Н. Ильина. СПб.: Корона-Принт, 2004. — 162 с.
  41. Индивидуальная карта пациента как метод первичной профилактики стоматологических заболеваний / С. А. Моисеенко, А. Л. Встовский,
  42. A. А. Ананьева и др. // Сибирский стоматологический форум: тр. Всерос. науч. практ. конф. — Красноярск, 2007. — С. 141−143.
  43. , В. К. Классификация волевых качеств / В. К. Калин // Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности: тезисы Всесоюз. конф. молод уч. Симферополь, 1983. — С. 175−178.
  44. , А. А. Новые формы профилактической работы в стоматологии / А. А. Калининская, Н. М. Куницина, 3. М. Албегова // Рос. стоматол. журн. 2009. — № 4. — С. 38−43.
  45. Ким, М. Г. Воспитание целеустремленности и настойчивости у дошкольников в игре / М. Г. Ким // Мир науки, Культуры, Образования. -2010.-№ 2.-С. 103−107.
  46. , С. Ю. Взаимосвязь интеллекта и показателей сенсомоторного теста у детей старшего дошкольного возраста / С. Ю. Киселев,
  47. B. И. Лупандин, И. Е. Ткачук // Вопросы психологии. 2000. — № 4. — С. 3844.
  48. , Е. Г. Профилактика страха у детей перед лечением зубов. Часть1. / Е. Г. Киселева, А. А. Васянина, Д. А. Кузьмина // Стоматология детского возраста и профилактика. 2006. — № 1−2. — С. 54−62.
  49. , Е. Г. Профилактика страха у детей перед лечением зубов. Часть2. / Е. Г. Киселева, А. А. Васянина, Д. А. Кузьмина // Стоматология детского возраста и профилактика. 2007. — № 1. — С. 53−64.
  50. , М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М. В. Кисилева. СПб.: Речь, 2006. — 160 с.
  51. , Е. Е. Возможности развития познавательной активности дошкольников в нормативной ситуации / Е. Е. Клопотова // Психологическая наука и образование. 2005. — № 2. — С. 95−102.
  52. , А. В. Профилактика стоматологических заболеваний у школьников на коммунальном уровне / А. В. Ковалевская // Стоматология детского возраста и профилактика. 2005. -№ 3−4. — С. 13−16.
  53. , У. Методы выборочного исследования / У. Кокрен. М.: Статистика, 1976. — 440 с.
  54. Комплексное лечение кариеса зубов у детей / Е. Е. Маслак, Д. Д. Мохаммад, А. С. Атанасова и др. // Институт Стоматологии. 2005. -№ 4.-С. 71.
  55. , Н. А. Сюжетная игра старших дошкольников (5−7 лет) / Н. А. Короткова // Ребёнок в детском саду. 2006. — № 4. — С. 84−92.
  56. , В. В. Лечение кариеса зубов у детей раннего возраста / В. В. Корчагина // Клиническая стоматология. 2008. — № 3. — С.12−17.
  57. , В. В. Методы адаптации детей раннего возраста к стоматологическому лечению / В. В. Корчагина // Стоматология детского возраста и профилактика. 2007. — № 4. — С. 36−38.
  58. , В. В. Опыт организации гигиенической службы в детской стоматологической клинике / В. В. Корчагина // Стоматология детского возраста и профилактика. 2007. — № 2. — С.45−52.
  59. , В. В. Риск развития кариеса и его влияние на показатели эффективности лечебно-профилактических программ у детей раннего возраста / В. В. Корчагина // Институт стоматологии. 2007. — № 3. — С.92−96.
  60. , В. В. Роль психологической адаптации в достижении стоматологического здоровья детей раннего возраста / В. В. Корчагина // Стоматология детского возраста и профилактика. 2007. — № 3. — С.65−71.
  61. , В. В. Современные методы лечения кариеса временных зубов у детей раннего возраста / В. В. Корчагина // Клиническая стоматология. -2006. № 4. — С.46−50.
  62. , II. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н. В. Краснощекова. Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 251 с.
  63. , Э. М. Повышение эффективности программы профилактики кариеса зубов с использованием герметиков у школьников Москвы / Э. М. Кузьмина, С. А. Васина, Н. К. Паздникова // Рос. стоматол. журн. -2009.-№ 4.-С. 32−35.
  64. , Э. М. Программы профилактики основных стоматологических заболеваний для детского населения Нижнего Новгорода / Э. М. Кузьмина, С. Ю. Косюга // Рос. стоматол. журн. 2001. — № 6. — С. 28−31.
  65. , В. К. Профилактика стоматологических заболеваний /
  66. B. К. Леонтьев, Г. Н. Пахомов. М.: КМК-инвест, 2006. — 416 с.
  67. , А. В. Психоэмоциональное напряжение как основа дентофобии и причина развития стресса / А. В. Лепилин, Д. Е. Сутенков, Л. Н. Казакова // Стоматология детского возраста и профилактика. 2004. — № 3−4. — С. 28−30.
  68. , Л. А. Размышления о проблемах стоматологической профилактики и диспансеризации в детском возрасте / Л. А. Литвинова // Стоматология детского возраста и профилактика. 2008. — № 2. — С. 16−19.
  69. , Л. А. Фторсодержащие препараты как наиболее оптимальный способ местной профилактики кариеса зубов в России / Л. А. Лобовкина, А. М. Романов, П. Л. Лобовкин // Стоматология детского возраста и профилактика. 2009. — № 1. — С.13−16.
  70. , В. И. Формирование видовых обобщений у детей старшего дошкольного возраста / В. И. Логинова, И. А. Орлянская // Умственное воспитание детей в детском саду: межвуз. сб. науч. тр. Л.: ЛГПИ, 1981.1. C. 48−58.
  71. , Е. К. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства): производственно-практическое издание / Е. К. Лютова, Г. Б. Монина. СПб.: Речь, 2003.- 175 с.
  72. , М. А. Проблема воли в зарубежной психологии / М. А. Макарушкина, Е. В. Эйдман, В. А. Иванников // Вопросы психологии. 1988.-№ 3.-С. 145−153.
  73. , А. П. Аппликация в детском саду / А. Н. Малышева, П. В. Ермолаева. Ярославль: Академия развития, 2002. — 145 с.
  74. , М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. Пособие для работников дошкольных учреждений / М. Д. Маханева. М.: Сфера, 2001. -128 с.
  75. , В. С. Собрание сочинений. Том 3: Очерк теории темперамента /
  76. B. С. Мерлин. Пермь: ПСИ, 2007. — 276 с.
  77. , Л. С. Математика в детском саду / Л. С. Метлина. М.: Просвещение, 1984.-255 с.
  78. Методическое пособие с иллюстрациями для проведения уроков здоровья / П. В. Гинали, О. Ю. Кузьминская, С. Н. Дружинина и др. // Стоматология для всех. 2004. — № 1. — С. 42−46.
  79. , Л. Г. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников / Л. Г. Нисканен. М: Академия, 2002. — 208 с.
  80. , И. П. Полное собрание сочинений / И. П. Павлов. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1951. — Кн. II. — 438 с.
  81. , Т. В. Познавательная активность дошкольников в совместной мыслительной деятельности / Т. В. Павлова // Современные исследования социальных проблем. 2010. — № 4. — С. 139−145.
  82. , А. А. Тематические дни в детском саду: комплексно-интегрированные занятия в старшей группе / А. А. Петухова. Волгоград: Учитель, 2010.- 159 с.
  83. Положение о Межвузовском Комитете по этике при Ассоциации медицинских и фармацевтических вузов от 22. 02. 2006 г. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.amedpharm.ru/ru/activities/etika/19.html.
  84. , Т. В. Профилактика основных стоматологических заболеваний / Т. В. Попруженко, Т. Н. Терехова. М.: МЕДпресс-информ, 2009. — 464 с.
  85. Практикум по возрастной психологии / под ред. J1. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. СПб.: Речь, 2002. — 685 с.
  86. Практическая психодиагностика / под ред. Д. Я. Райгородского. -Самара.: Бахрах-М, 2004. 672 с.
  87. , С. Н. Особенности стоматологического статуса детского и взрослого населения Ставропольского края / С. Н. Пригодин // Материалы научно-практической конференции «Актуальные вопросы стоматологии»: сб. науч. тр. Ростов-н/Д, 2007. — С. 32−35.
  88. Профилактика приоритетное направление деятельности детской стоматологической службы / Ю. JI. Образцов, А. Я. Фуртиков, Т. Н. Бринько и др. // Стоматология детского возраста и профилактика. 2001. — № 3. -С. 3−5.
  89. Психология детства / ред. А. А. Реана. СПб.: «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2006.-350 с.
  90. Разработка модели прогноза кариозной болезни у детей / Д. А. Кузьмина, В. П. Новикова, Н. В. Шабашова и др. // Новые технологии в стоматологии: матер. XV междунар. конф. челюстно-лицевых хирургов и стоматологов. -СПб., 2010.-С. 108−109.
  91. , Д. 3. Управление поведением детей на стоматологическом приеме / Д. 3. Райт, П. Э. Старки, Д. Э. Гарднер — пер. Т. В. Попруженко, Т. Н. Терехова. М: МЕДпресс-информ, 2008. — 304 с.
  92. , О. Ю. Статистический анализ медицинских данных. Применение пакета прикладных программ STATISTICA / О. Ю. Реброва. -М.: МедиаСфера, 2002. 312 с.
  93. Результаты и перспективы внедрения профилактических программ в области стоматологии в Самарском регионе / А. М. Хамадеева, Г. И. Гусарова, А. И. Богатов и др. // Стоматология. 2008. — № 5. — С. 1317.
  94. , Ю. И. Моделирование сюжетно-ролевой игры в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста / Ю. И. Родин, М. В. Сидорова // Физическая культура и личность: матер. Всерос. науч.-практ. конф. Оренбург, 2004. — С. 119−122.
  95. , Ю. И. Обучение двигательным действиям детей дошкольного возраста / Ю. И. Родин, JI. С. Савинкина // Физическая культура и спорт в жизни общества и человека: матер. Всеросс. науч.-практич. конф. Тула, 2000.-С. 118−119.
  96. Роль медицинской активности семьи в профилактике стоматологической заболеваемости / 3. А. Хуснутдинова, В. И. Авраменко, Т. Д. Чудинова и др. // Стоматология детского возраста и профилактика. 2002. — № 1−2. — С. 2931.
  97. , И. Г. Биоэтика в детской стоматологии / Н. Г. Седова // Стоматология детского возраста и профилактика. 2002. — № 1. — С. 57−58.
  98. , В. И. Избранные психологические труды / В. И. Селиванов. -Рязань, 1992.- 194 с.
  99. , О. Б. Зависимость эффективности профилактики кариеса от индивидуального подбора зубных паст с различными показателями рН / О. Б. Селина // Здоровье семьи 21 век: матер. 10 междунар. науч. конф., Таиланд. — Бангкок, 2006. — С. 279−282.
  100. , П. В. Темперамент. Характер. Личность / П. В. Симонов, П. М. Ершов. М.: Наука, 1984. — 163 с.
  101. , Е. О. Воспитывать, играя / Е. О. Смирнова // Детский практический психолог. 1995. — Июль. — С. 86−90.
  102. , О. Г. Темперамент человека как фактор, влияющий на уровень здоровья / О. Г. Солдатова, Ю. И. Савченков, С. Н. Шилов // Физиология человека. 2007. — Т. 33, № 2. — С. 76−80.
  103. , А. И. Дидактические игры в детском саду: (старшие группы). Пособие для воспитателя детского сада / А. И. Сорокина. М.: Просвещение, 1982. — 96 с.
  104. , Е. А. Возрастная психология. Краткий курс / Е. А. Сорокоумова. СПб.: Питер, 2006. — 208 с.
  105. Стоматологическая заболеваемость детского населения Ставропольского края до и после внедрения программы профилактики / С. Н. Пригодин, С. В. Сирак, И. А. Шаповалова и др. // Стоматология детского возраста и профилактика. 2009. — № 1. — С. 20−23.
  106. Стоматологическая заболеваемость детского населения Ставропольского края до и после внедрения программы профилактики / С. В. Сирак, И. А. Шаповалова, Е. М. Максимова и др. // Стоматология детского возраста и профилактика. 2009. — № 1. — С. 67−69.
  107. , В. Г. Гигиеническое воспитание населения в системе первичной стоматологической профилактики у детей / В. Г. Сунцов, В. А. Дистель,
  108. B. К. Леонтьев. Омск: ОГМИ, 1992. — 128 с.
  109. , В. Г. Особенности формирования мотивации к гигиене полости рта у детей дошкольного возраста / В. Г. Сунцов, Ж. II. Телыюва,
  110. A. Ж. Гарифуллина // Институт Стоматологии. 2006. — № 4. — С. 44−46.
  111. , В. Г. Распространенность основных стоматологических заболеваний у детей города Омска / В. Г. Сунцов, А. Ж. Гарифуллина,
  112. B. И. Самохина // Современная стоматология. 2005. — № 1. — С. 62−63.
  113. , Н. В. Анализ распространенности и интенсивности кариеса зубов у детей дошкольного возраста города Красноярска / Н. В. Тарасова, Е. А. Бриль, Т. В. Калашникова // Сибирский стоматологический форум: сб. ст. Красноярск, 2010. — С. 206−209.
  114. , Г. Л. Разум, воля, успех: о философии поступка / Г. Л. Тульчинский. Л.: ЛГУ, 1990. — 214 с.
  115. , С. А. Результаты экзогенной профилактики кариеса зубов у школьников Санкт-Петербурга / С. А. Туманова // Стоматология детского возраста и профилактика. 2004. — № 3−4. — С.3−6.
  116. Факторы риска, гомеостаз, распространённость и интенсивность кариеса у детей раннего и дошкольного возраста / Т. А. Русанова, К. И. Нигамова, С. А. Гарькавец и др. // Вестник института стоматологии. 2009. — № 8. -С. 70−75.
  117. , Г. М. К вопросу о профилактике стоматологических заболеваний / Г. М. Флейшер // Стоматология детского возраста и профилактика. 2004. — № 1 -2. — С. 26−31.
  118. , Р. Клиническая эпидемиология. Основы доказательной медицины: пер. с англ. / Р. Флетчер, С. Флетчер, Э. Вагнер. М.: МедиаСфера, 2004. — 352 с.
  119. , А. М. Мониторинг стоматологической заболеваемости у детского населения Самарской области / А. М. Хамадеева // Стоматология детского возраста и профилактика. 2001. — № 2. — С. 7−11.
  120. Хельсинская декларация всемирной медицинской ассоциации: рекомендации для врачей по проведению биомедицинских исследованиях на людях // Клиническая медицина. 2000. — № 9. — С. 13−16.
  121. , Е. Б. Межличностные отношения детей старшего дошкольного возраста / Е. Б. Шалонько // Актуальные проблемы качества профессионального образования: матер. Всерос. науч.-практ. конф. -Новосибирск: НГПУ, 2006. Ч. 2. — С. 113−118.
  122. , И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / И. В. Шаповаленко. М.: Гардарики, 2005. — 349 с.
  123. , Т. Н. Особенности специфического психоэмоционального напряжения пациентов в условиях стоматологического приема // Образование, наука и практика в стоматологической службе Севера: сб. науч. ст. Якутск: ЯГУ, 2009. — С. 47.
  124. Эффективность запечатывания фиссур временных моляров у детей раннего возраста / Е. Е. Маслак, Н. Б. Рождественская, Т. Г. Хмызова и др. // Стоматология детского возраста и профилактика. 2001. — № 1. — С. 28−30.
  125. , В. И. Математико-статистическая обработка данных медицинских исследований / В. И. Юнкеров, С. Г. Григорьев. СПб.: ВмедА, 2002. — 266 с.
  126. , В. А. Социологическое исследование: методология, программы, методы / В. А. Ядов. Самара: Самарский университет, 1995. — 220 с.
  127. A review of the state of the field of early childhood learning and development in child care, kindergarten and family support programs / G. Cleveland, C. Corter, J. Pelletier et al.//Canada. 2006. — June 2. — 118 p.
  128. Acculturation and dental health among Vietnamese living in Melbourne, Australia / R. Marino, G. W. Stuart, F. A. Wright et al. // Community Dent. Oral Epidemiol. 2001. — Vol. 2, № 2. — P. 107−119.
  129. Aim, A. On dental caries and caries-related factors in children and teenagers / A. Aim // Swed. Dent J. Suppl. 2008. — Vol. 195. — P. 7−63.
  130. An evaluation of a primary preventive dental programme in non-fluoridated areas of Victoria, Australia / M. V. Morgan, A. C. Campain, S. J. Crowley et al. // Australian Dental Journal. 1997. — Vol. 42, № 6. — P. 381−388.
  131. Anusavice, K. J. Caries risk assessment / K. J. Anusavice // Operative Dentistry. 2001. — № 6. — P. 19−26.
  132. Assessment of dental caries predictors in a seven-year longitudinal study / E. P. Tagliaferro, A. C. Pereira, M. C. Meneghim et al. // J. Health. Dent. 2006. -Vol. 66.-P. 169−173.
  133. Axelsson, P. The effect of a needs-related caries preventive program in children and young adults-results after 20 years / P. Axelsson // Oral Health. -2006.-Vol. 15, № 1. P. 57−60.
  134. Ayhan, A. B. Computer-assisted instruction in concept development of six-year-old children / A. B. Ayhan, N. Aral // Psychol. Rep. 2009. — Vol. 104, № 3. -P. 853−860.
  135. Baccaglini, L. Effect on caries experience of a long-term preventive program for mothers and children starting during pregnancy / L. Baccaglini // Clin. Oral. Investig. 1998.-Vol.2, № 3.-P. 137−142.
  136. Baelum, V. Dental caries paradigms in diagnosis and diagnostic research / V. Baelum, J. Heidmann, B. Nyvad // Eur. Journal Oral. Sci. 2006. — Vol. 114.-P. 263−277.
  137. Bala, G. Effects of kindergarten period on school readiness and motor abilities / G. Bala, Z. Krneta, R. Katie // Coll Antropol. 2010. — № 34 (Suppl. 1). — P. 6167.
  138. Bandura, A. Social foundations of thought and action: A social cognitive theory / A. Bandura. N-Y.: Prentice-Hall, 1986. — 617 p.
  139. Barnett, S. W. Effectiveness of early educational intervention / S. W. Barnett //Science.-2011.-Vol. 333.-P. 975−978.
  140. Becks, H. Dental caries prevention service / II. Becks, A. L. Jenson // J. Dent. Res. 1998.-Vol. 27-P. 737.
  141. Belfield, C. R. The Macroeconomics of Pre-Schooling: Simulating the Effects of Universal Early Childhood Education on the U.S. / R. C. Belfield // Economy Draft 1. 2006. — March 31. — 16 p.
  142. Berkowitz, R. J. Causes, treatment and prevention of early childhood caries: a microbiologic perspective / R. J. Berkowitz // J. Canadian Dental Association. -2003. Vol. 69. — P. 304−307.
  143. Blinkhorn, A. S. Dental health knowledge and attitudes of regularly attending mothers of high-risk, pre-school children / A. S. Blinkhorn, Y. M. Wainwright-Stringer, P. J. Holloway // Int. Dent. J. 2001. — Vol. 51, № 6. — P. 435−8.
  144. Borruta, A. Caries prevalence, dental knowledge and related behavior among pupils of elementary schools / A. Borruta, J. Moennich, L. Stosser // Caries Res. -2002. Vol. 36, № 4. — P. 174−205.
  145. Caries prevention in Chinese children with sodium fluoride dentifrice delivered through a kindergarten-based oral health program in China / B. J. You, W. W. Jian, R. W. Sheng // J. Clin. Dent. 2002. — Vol. 13, № 4. — P. 179−184.
  146. Children’s classroom engagement and school readiness gains in prekindergarten / N. C. Chien, C. Howes, M. Burchinal et al. // Child Dev. -2010.-Vol. 81, № 5.-P. 1534−1549.
  147. Coplan, R. J. Don’t fret, be supportive maternal characteristics linking child shyness to psychosocial and school adjustment in kindergarten / R. J. Coplan, K. A. Arbeau, M. Armer // J. Abnorm Child Psychol. 2008. — Vol. 36, № 3. -P. 359−371.
  148. Correlations of conceptual development with motor skills for a Turkish sample of kindergarten children / A. B. Ayhan, E. Aki, N. Aral et al. // Percept Mot Skills.-2007.-Vol. 105, № 1.-P. 261−264.
  149. Debra, J. States' Efforts in Improving the Qualifications Of Early Care and Education Teachers / J. Debra // Ackerman National Institute for Early Education Research Rutgers University Graduate School of Education. 2003. — January 27. -44 p.
  150. Doherty, G. Zero to six: The basis for School Readiness / G. Doherty // The First Edition/Premiere Edition. 1997. — May. — 126 p.
  151. Economic and other barriers to adopting recommendations to prevent childhood obesity: results of a focus group study with parents / K. R. Sonneville, N. La Pelle, E. M. Taveras et al. // BMC Pediatr. 2009. — Vol. 21, № 9. -P. 81.
  152. Edited by Neal Halfon building community systems for young Children has been made possible through generous support from the David and Lucile Packard
  153. Foundation / N. Halfon, E. Shulman, M. Hochstein et al. // UCLA Center for Healthier Children, Families and Communities. 2000. — 34 p.
  154. Effects of early care and education programs: recommendations and cautions for community developers / S. W. Barnett, D. J. Ackerman Costs, B. Tenn et al. // J. Community Development Society. 2006. — Vol. 2, № 37. — P. 85−100.
  155. Emes, C. E. Is Mr Pac Man eating our children? A review of the effect of video games on children / C. E. Emes // Can. J. Psychiatry. 1997. — Vol. 42, № 4. -P. 409−414.
  156. Ercan, E. Prevention of material bacterial transmission on childrens dental-caries-development:4-year results of a pilot study in a rural-child population / E. Ercan, I. Yildirim, M. Dalli // Arch. Oral. Biol. 2007. — Vol. 52, Issue 8. -P. 748−752.
  157. Evaluation of a kindergarten-based nutrition education intervention for preschool children in China / C. Hu, D. Ye, Y. Li et al. // Public Health Nutr. -2010.-Vol. 13, № 2.-P. 253−260.
  158. Extended child and caregiver benefits of behavior-based child contingency learning games / C. J. Dunst, M. Raab, C. M. Trivette et al. // Intellect Dev. Disabil. 2010. — Vol. 48, № 4. — P. 259−270.
  159. Featherstone, J. D. The caries balance: contributing factors and early detection / J. D. Featherstone // J. Calif. Dent. Assoc. 2003. — Vol. 31,№ 2. — P. 129−133.
  160. Featherstone, J. D. The science and practice of caries prevention / J. D. Featherstone // J. Am. Dent. Assoc. 2000. — Vol. 131, № 7. — P. 887−899.
  161. Frede, E. C. The Role of Program Quality in Producing Early Childhood Program Benefits / E. C. Frede // The Future of Children. 1995. — Vol. 3, № 5. -P. 115−132.
  162. Freire, M. C. Adolescents' sense of coherence, oral health status, and oral health-related behaviours / M. C. Freire, A. Sheiham, R. Hardy // Community Dent. Oral Epidemiol. 2001. — Vol. 29, № 3. — P. 204−212.
  163. Fundamental movement skills among Australian preschool children / L. L. Hardy, L. King, L. Farrell et al. // J. Sci. Med. Sport. 2010. — Vol. 13, № 5.-P. 503−508.
  164. Ginsburg, H. P. Mathematics education for young children: what it is and how to promote it / P. H. Ginsburg, L. J. Sun, B. J. Stevenson // Social Policy Report Giving Child and Youth Development Knowledge Away. 2008. — № 1 (22). -P. 3−24.
  165. Gonzalez de Aledo, Linos A Health recommendations for nursery schools (day care centers) / Linos A. Gonzalez de Aledo, Miera C. Bonilla // An. Esp. Pediatr. 1989. — Vol. 30, 5. — P. 380−384.
  166. Guralnick, M. J. Family and child influences on the peer-related social Competence of young children with developmental delays / M. J. Guralnick // Mental Retardation and Developmental Disabilities Research Reviews. 1999. -№ 5.-P. 21−29.
  167. Herschel, S. Combinations of caries-preventive agents and procedures/ S. Hersche, J. Yorowkz // J. dent. Res. 2000. — Vol. 59. — P. 213−219.
  168. Hodge, T. Together we are heard: effectiveness of daily 'language' groups in a community preschool / T. Hodge, J. Downie // Nurs Health Sci. 2004. — Vol. 6, № 2. — P. 101−108.
  169. Influencing preschoolers' free-play activity preferences: an evaluation of satiation and embedded reinforcement / G. P. Hanley, J. H. Tiger, E. T. Ingvarsson et al. // J. Appl. Behav. Ana. 2009. — Vol.42, 1. — P. 33−41.
  170. Judge, Sh. Digital Equity: New Findings from the Early Childhood Longitudinal Study / Sh. Judge, K. Puckett, B. Cabuk // J. Res. Technology Education. 2004. — Vol. 36, № 4. — P. 383−396.
  171. Kagan, Sh. L. Invest in early childhood education / Sh. L. Kagan, J. L. Reid // Phi Delta Kappan. 2009. — Vol. 90. — № 8. — P. 572−576.
  172. Kawashita, Y. Early Childhood Caries / Y. Kawashita, M. Kitamura, T. Saito // Int. J. Dentistry. -2011.- Vol. 11. 7 p.
  173. Kenneth, B. R. The effects of full-Day vs. Half-Day preschool on early school achievement / B. R. Kenneth, C. Frede Ellen, W. Steven Barnett // National Institute for Early Education Research. 2006. — May. — 22 p.
  174. Kuchma, V. R. Impact of present-day forms of organization of physical education on the health status of preschool children / V. R. Kuchma, T. Vishnevskaia, A. Makarova // Gig Sanit. 2006. — № 3. — P. 50−53.
  175. Lillemyr, O. F. Taking play seriously: children and play in early childhood education an exciting challenge (PB) / O. F. Lillemyr // Information Age Publishing. — 2009. — July 22. — 220 p.
  176. Matters, Q. A policy brief series on early care and education / Q. Matters // Parents as Partners in Early Education. 2008. — Vol. 3. — P. 1−8.
  177. Mawson, B. Where do I start? Technology in early childhood / B. Mawson // ACEpapers. 2005. — September. -№ 16. — P. 104−116.
  178. McMillan, C. S. Tracking adiposity and health-related physical fitness test performances from early childhood through elementary school / C. S. McMillan, L. D. Erdmann // Pediatr. Exerc. Sci. 2010. — Vol. 22, № 2. — P. 231 -244.
  179. Narvey, A. Early childhood dental disease what’s in a name / A. Narvey, L. Shwart // J. Canadian Dental Association. 2007. — Vol. 73, Iss. 10. — P. 929 930.
  180. Pasnak, R. Using developmental principles to assist preschoolers in developing numeracy and literacy / R. Pasnak, E. MacCubbin, M. Ferral-Like // Percept Mot Skills. 2007. — Vol. 105, № 1. — P. 163−176.
  181. Pianta, R. C. Early childhood mathematics education: what is math and what is education? / R. C. Pianta // Social Policy Report Giving Child and Youth Development Knowledge Away. 2008. — № 1 (22). — 12 p.
  182. Pierre, R. G. St. Two-Generation Programs: design, cost, and short-term effectiveness / R. G. St. Pierre, J. I. Layzer, H. V. Barnes // The Future of Children Long-Term Outcomes Of Early Childhood Programs. 1995. — Winter № 3 (5). -P. 76−93.
  183. Play, learning and self-concept in primary school: a multicultural perspective / O. F. Lillemyr, F. Sobstad, K. Marder et al. // Int. J. Early Childhood. — 2011. — Vol. 43, № l.-P. 43−65.
  184. Preschool child care participation and obesity at the start of kindergarten / E. J. Maher, G. Li, L. Carter et al. // Pediatrics. 2008. — Vol. 122, № 2. -P. 322−330.
  185. Prevention of overweight in preschool children: results of kindergarten-based interventions / B. Jouret, N. Ahluwalia, M. Dupuy et al. // Int. J. Obes. (Lond). -2009.-Vol. 33, № 10.-P. 1075−1083.
  186. Profiles of sedentary behavior in children and adolescents: the US National Health and Nutrition Examination Survey, 2001−2006 / S. B. Sisson, T. S. Church, C. K. Martin et al. // Int. J. Pediatr. Obes. 2009. — Vol. 4, № 4. — P. 353−359.
  187. Ratanachuek, S. The effect of teacher education on the prevalence of obesity in kindergarten children / S. Ratanachuek, P. Moungnoi // J. Med. Assoc. Thai. -2008.-Vol. 91 (Suppl. 3). P. 152−156.
  188. Reynolds, A. J. Cost-effective early childhood development programs from preschool to third grade / A. J. Reynolds, J. A. Temple // Ann. Rev. Clin. Psychol. -2008.-№ 4.-P. 109−1039.
  189. Risk factors for overweight in 2- to 6-year-old children in Beijing, China / J. Jiang, U. Rosenqvist, H. Wang et al. // Int. J. Pediatr. Obes. 2006. — 1 (2). -P. 103−108.
  190. Rozier, R. G. Effectiveness of methods used by dental professonals for the primary prevention of dental caries / R. G. Rozier // J. Dent. Educ. 2001. — № 65. -P. 1063−1072.
  191. Schischka, J. Attachment theory and the adjustment to school for young children with special needs: diss, doctor of philosophy in education / J. Schischka.- The University of Auckland, 2009. 257 p.
  192. Sleep and obesity in preschool children / F. Jiang, S. Zhu, C. Yan et al. // J Pediatr. 2009. — Vol. 154, № 6. — P. 814−818.
  193. Stipek, D. The Price of Inattention to Mathematics in Early Childhood Education is too Great / D. Stipek //- Social Policy Report Giving Child and Youth Development Knowledge Away. 2008. — Vol. 22, № 1. — 13 p.
  194. Technology and pedagogy in early childhood education: guidance from cultural-historical-activity theory and developmentally appropriate Instruction /
  195. H. Rivera, G. Sh. Lyn, S. Entz et al. // Information Technology in Childhood Education.-2002.-№ I.-P. 181−204.
  196. The effectiveness of a 6 year oral health education program for primary schoolchildren / J. Vanobbergen, D. Declerck, S. Mwalili et al. // Community Dent Oral Epidemiol. 2004. — Jun. — Vol. 32, № 3. — P. 173−182.
  197. The effectiveness of early childhood development programs / M. L. Anderson, C. Shinn, T. M. Fullilove et al. // Am. J. Prevent. Med. 2003. — Vol. 24. -№ 3S.-P. 32−46.
  198. The relation of preschool child-care quality to children’s cognitive and social developmental trajectories through second grade / E. S. Peisner-Feinberg, M. R. Burchinal, R. M. Clifford et al. // Child Dev. 2001. — Vol. 72, № 5. -P. 1534−1553.
  199. The social behaviours of inhibited children in and out of preschool / R. J. Coplan, A. DeBow, B. H. Schneider et al. // Br. J. Dev. Psychol. 2009. -Vol. 27, № 4.-P. 891−905.
  200. The World Oral Health Report 2003: continuous improvement of oral health in the 21st century- the approach of the WHO Global Oral Health Programme // Community Dent Oral Epidemiol. 2003. — P. 3−23.
  201. Topaloglu-Ak, A. Managing dental caries in children in Turkey / A. Topaloglu-Ak, Eden E., Frencken J. E. // BMC Oral Health. 2009. — Vol. 32, № 9. -P. 1−8.
  202. Trends in child overweight rates and energy intake in France from 1999 to 2007: relationships with socioeconomic status / S. Lioret, M. Touvier, C. Dubuisson et al. // Obesity (Silver Spring). 2009. — Vol. 17, № 5. — P. 10 921 100.
  203. Turja, L. A conceptual framework for developing curriculum and delivery technology education in early childhood / L. Turja, M. Endepohls-Ulp, M. Chatonee // International J of Technology and Design Education. Vol. 19. -№ 4.-P. 353−365
  204. Uren, N. Pretend play, social competence and involvement in children aged 57 years: the concurrent validity of the child-initiated pretend play assessment / N. Uren, K. Stagnitti // Aust. Occup. Ther. J. 2009. — Vol. 56, № 1. — P. 33−40.
  205. Van Scoter, J. Technology in early childhood education Finding the Balance / J. Van Scoter, E. Debbie, J. Rails Back // Educational Laboratory. 2001. — June. -55 p.
  206. Variability in early communicative developmen / L. Fenson, P. S. Dale, J. S. Reznick et al. // Monogr. Soc. Res. Child Dev. 1994. — Vol. 59, № 5. -P. 173−175.
  207. Weisberg, D. S. Young children separate multiple pretend worlds / D. S. Weisberg, P. Bloom // Dev. Sci. 2009. — Vol. 12, № 5. — P. 699−705.
  208. What we know, how public policy is or is not aligned with the evidence Base, and what we need to know / R. C. Pianta, W. Steven Barnett, M. Burchinal et al. // The Effects of Preschool Education. 2009. — Thornburg 4. — P. 49−88.
  209. Winer, G. A. A review and analysis of children’s fearful behavior in dental settings / G. A. Winer // Child Development. 1982. — Vol. 53, № 5. — P. 11 111 133.
  210. Wu, Y. Counts minimization analysis of two methods during the prevention of dental fear during caries filling treatments / Y. Wu, J. Wang, Z. Mao // Zhonghua Liu Xing Binge Za Zhi. 2002. — Vol. 23, № 5. — P. 387−390.
  211. Yair Bar-Haim Motor Function and Social Participation in Kindergarten Children / Yair Bar-Haim, Orit Bart // Social Development. 2006. — Vol. 15, № 2.-P. 296−310.
  212. Zero, D. T. The biology, prevention, diagnosis and treatment of dental caries: scientific advances in the United States / D. T. Zero, M. Fontana, E. A. Martinez-Mier // J. Am. Dent. Assoc. 2009. — Vol. 140. — P. 25−34.
  213. Карта обследования пациента1. ФИ пациента
  214. Пол М / Ж Полных лег Место жительства или МДОУ № 1. Зубная формула
  215. КПУ+кп зубовКПУ+кпп поверхностей
  216. МЫЛокализация зубного налета
  217. ИГ (по Федорову-Вояодкиной)
  218. Окрасим. 6 зубов: 73, 72, 71, 81, 82, 83) Зубная формула
  219. КПУ+кп зубов КПУ+кпп поверхностейМЫ
  220. ИГ (по Федорову-Володкиной)Локализация зубного напета1. Зубная формула
  221. К11У+кп зубовКПУ+кпп поверхностейМЫ
  222. ИГ (по Федорову-Володкиной)Локализация зубного налета1. Зубная формула
  223. Обследование через 1,5 года после профилактических мероприятий
  224. К11У+кп зубовКПУ+кпп поверхностейMN
  225. ИГ (по Федорову-Во.чодкипой) Зубная формула
  226. Локализация зубного налета4 4
  227. Обследование через 2 года после профилактических мероприятий
  228. КПУ+кп зубовКПУ+кпп поверхностейМЫ
  229. ИГ (по Федорову-Володкгшой) Зубная формула
  230. Локализация зубного налета5 5
  231. КПУ+кп зубовКПУ+кпп поверхностейМЫ
  232. ИГ (по Федорову-Володкиной) Зубная формула1. Локализация зубного пшюта
  233. Обследование через 3 года после профилактических мероприятии
  234. КПУ+км зубовКПУ+кпп поверхностейМЫ
  235. ИГ (по Федорову-Во.чодкипой)
  236. Локализация зубного налета6 «б
  237. Карту обследования мзцие}гтл ра^абшаиа асс кафедры стоматологии детского возраста Федорова Т В
Заполнить форму текущей работой