Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Правовое воспитание как средство преодоления деформации правосознания осужденных: общетеоретический аспект

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Положительный результат правового воспитания в местах лишения свободы зависит от комплекса объективных и субъективных условий и факторов: наложенной системы правового воспитания в местах лишения свободы в сочетании с организационными, санитарно-гигиеническими, нравственными и иными сторонами содержания и воспитания осужденных в целомуспешной социальной адаптации осужденных, их последующего (после… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Понятие и нормативно — гуманистические аспекты правового воспитания, в местах лишения свободы
    • 1. 1. Понятие и значение правового, воспитания в местах лишения свободы.
    • 1. 2. Функции, субъекты и объекты правового воспитания в местах лишения свободы
    • 1. 3. Нормативно-правовые основы правового воспитания в местах лишения свободы и их обновление в постсоветском Таджикистане
    • 1. 4. Международно — правовые аспекты организации и проведения правового воспитания в местах лишения свободы
    • 1. 5. Гуманистическая направленность правового воспитания в местах лишения свободы
  • Глава 2. Механизм организации правового воспитания в местах лишения свободы
    • 2. 1. Система методов организации правовой ресоциализации осужденных в местах лишения свободы
    • 2. 2. Формы и средства ресоциализации осужденных в местах лишения свободы
    • 2. 3. Особенности организации правового воспитания в системе исправительных учреждений Республики Таджикистан
    • 2. 4. Правовое воспитание женщин, отбывающих наказания в местах лишения свободы
    • 2. 5. Специфика организации правового воспитания несовершеннолетних в воспитательной колонии
  • Глава 3. Нравственно — правовые аспекты ресоциализации осужденных в местах лишения свободы
    • 3. 1. Взаимосвязь правового и нравственного воспитания в процессе ресоциализации осужденных
    • 3. 2. Формы и методы нравственно — правового перевоспитания осужденных в местах лишения свободы

Правовое воспитание как средство преодоления деформации правосознания осужденных: общетеоретический аспект (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В общетеоретической юридической литературе вопросы, связанные с правосознанием, правовой культурой и правовым воспитанием, традиционно составляют объект исследования многих авторов. При этом при классификации видов правосознания особо выделяются деформированное правосознание и его возможные формы проявления, а также значительное внимание уделяется правовому воспитанию правонарушителей, как разновидности правовоспитательной деятельности. Однако специального комплексного анализа указанных видов правосознания и правового воспитания в отечественной юридической науке мы до сих пор не имеем.

Исследование этих проблем в современных условиях обусловлено необходимостью решения ряда задач правового воспитания, прежде всего задач преодоления деформации правосознания личности осужденного, развития его правовой осведомленности, когда происходит полное совпадение уровней правового сознания и правомерного поведения, исчезают негативные • проявления в поведении осужденных, и в целом линия поведения последних находится в полном соответствии с их позитивными взглядами, сознаниями, убеждениями.

Исследование этой сферы юридических проблем представляет важный научный интерес, ибо способствует глубокому осознанию вопросов правового воспитания, как средства воздействия на деформированное правосознание осужденных на основе выработки связанных с указанной проблемой понятий, использования общетеоретических положений и категорий. Свою роль здесь также играет развитие в последние годы междисциплинарных связей, особенно теории государства и права и отраслевых и специально юридических дисциплин.

Тема диссертационного исследования актуальна также в плане произошедших и происходящих до сих пор качественных перемен в жизни общества. Особенно это касается изменений правовой сфере. С провозглашением в Конституции страны человека и его прав и свобод высшей социальной ценностью, с признанием неотчуждаемых и неприкосновенных прав и свобод человека в качества критерия правового качества деятельности властных структур, а также законов, принципиально важное значение приобретают такие проблемы, как гуманизация уголовных наказаний и порядок их исполнения, улучшение условий содержания осужденных к лишению свободы, последующая их социальная адаптация, готовность осужденных к участию в новых общественных отношениях и т. д. Как видим, проблемы правового воспитания в местах лишения свободы, как основания для преодоления деформированного (искаженного антиобщественного) правосознания осужденных весьма актуализируются и приобретают особою остроту и значимость.

В условиях господства авторитарного и тоталитарного режимов исследование проблем качественного улучшения правового воспитания правонарушителей, особенно лиц, содержащихся в местах лишения свободы, включая политических диссидентов, лиц, негативно настроенных против государственного режима, репрессированных, естественно, весьма осложнялось ограничениями официальных властей, потому что такое исследование обязательно должно было коснуться условий содержания заключенных, применяемых в их отношений методов физического насилия и т. п. В условиях же формирования гражданского общества и правового государства, с признанием человека высшей ценностью, с конституционным подтверждением неотчуждаемости его прав и свобод отношение к указанным выше проблемам кардинально меняется, главным образом, в сторону открытости и прозрачности ранее запрещенных тем и вопросов.

Гражданское общество нуждается в добропорядочных законопослушных индивидах, способных и готовых к активной правомерной деятельности, обладающих высокой гражданской позицией, чувством социальной ответственности. Однако преступность как социальное зло на данном этапе развития человеческой цивилизации пока что не искоренена. Она мешает нормальной жизнедеятельности гражданского общества, противостоит устоям цивилизованного общества, угрожает безопасности людей и государства. Тем не менее, общество не может закрывать глаза на эти проблемы, его не могут не волновать растущий уровень преступности и судьбы осужденных, которые рано или поздно выйдут на свободу и вольются в общество, которое, по сути, и является «лицом» государства.

Чтобы обезопасить общество от бывших заключенных, включить их в созидательную, социально полезную деятельность наравне с добропорядочными членами общества, необходимо заранее, на этапе отбывания ими уголовного наказания вести с ними нужную правовоспитательную работу с целью привития им навыков правомерного поведения, позитивных личностных качеств (добросовестность, добропорядочность, законопослушность, уважение окружающих и др.). В противном случае общество периодически, по мере истечения срока отбывания преступником наказания (а иногда в случаях амнистии, что часто практикуется) будет пополняться «нездоровыми» элементами. Вот почему правовое воспитание осужденных имеет принципиальное значение, тем более, что оно является частью уголовной и уголовно-исполнительной политики.

Более того, правовое воспитание в местах лишения свободы подчинено целям уголовного наказания и направлено на исправление осужденных, а также предупреждение новых возможных преступлений. Профилактическая функция правовоспитательной деятельности в местах лишения свободы имеет весьма важное значение: чем лучше будет поставлена работа по правовому воспитанию осужденных, тем выше будет степень профилактики преступлений.

Поскольку целью уголовного наказания в правовом государстве является исправление осужденных, постольку правовое воспитание в местах лишения свободы должно служить именно данной цели и содействовать гуманизации отбывания наказания. Решение данной задачи требует пересмотра традиционных средств, способов и форм правового воспитания в местах лишения свободы, выработки новейших форм и средств правовоспитательной деятельности.

Хотя осужденные содержатся, как правило, в строгой изоляции от общества (и это естественно), тем не менее, исправительное учреждение и гражданское общество не должны быть разделены «китайской стеной». Напротив, они должны взаимодействовать между собой, а для этого в политике государства по исправлению осужденных должны активно участвовать институты гражданского общества.

Правовое воспитание осужденных на нынешнем этапе должно активно включаться в процесс подготовки осужденных к условиям жизни в гражданском обществе, в атмосфере толерантности, социальной солидарности, сотрудничества и взаимопомощи. Гражданское общество — это высокоорганизованное в нравственном отношении общество, и поэтому нравственному воспитанию осужденных также необходимо придавать важное значение.

Правовое воспитание правонарушителей, в том числе осужденных служит также целям формирования институтов и ценностей правового государства, способствуя исправлению осужденных, их воспитанию в духе уважения законов, соблюдения прав и свобод граждан. Последнее требует, в свою очередь, подчинения системы правового воспитания в местах лишения свободы целям формирования ценностей правовой государственности, а эти цели таковы: корректировка форм и средств правовоспитательной деятельности, внедрение в содержание образовательного процесса в исправительных учреждениях учебно методических средств воспитания, правовое содержание бесед на встречах с осужденными и др.

Правовое воспитание правонарушителей является и частью деятельности международных, в том числе неправительственных организаций. Проводится оно на основе норм и принципов международного права, международных документов в сфере исполнения уголовных наказаний. Помимо этого, международно — правовые акты являются, согласно Конституции Республики Таджикистан, составной частью правовой системы страны, что требует приведения нормативно — правовых основ системы правового воспитания осужденных в соответствие с этими международными актами. Всё вышесказанное ясно свидетельствует об актуальности темы нашего исследования.

Степень научной разработанности темы. Исследованию проблем правового воспитания посвящена обширная Научная литература, но чаще всего эти проблемы анализировались в аспекте правового воспитания различных социальных категорий общества. Что же касается проблем правового воспитания осужденных, то в Республике Таджикистан они практически не исследованы.

Вопросам правового воспитания посвящены работы таких видных ученых — правоведов, как H.A. Бура, С. В. Бытко, П. П. Баранов, К. Т. Бельский, В. А. Балюк, М. М. Галимов, А. Б. Гутников, М. Л. Гайн ер, А. И. Долгов, Г. П. Давыдов, В. А. Зинченко, А. Ф. Никитин, Н. И. Козюбра, В. Н. Кудрявцев, Р. Кийсаев, А. В. Малько, Г. В. Мальцев, А. К. Мухтарова, А. В. Мицкевич, А. М. Медведева, В. И. Пронькин, А. Е. Тарас, Е. В. Татаринцева, А. П. Семитко, И. В. Самощенко, Н. С. Соколова, Р. К. Русинович, Н. И. Элиасберг и др.

В Республике Таджикистан в разработку проблем правового воспитания большой вклад внесли Ф. Т. Тахиров, Р. Ш. Сатывалдыев, М. М. Муллаев, В. А. Ойгензихт, Ш. С. Хамроев, другие ученые — правоведы.

И тем не менее вопросы правового воспитания, его функции по преодолению деформации правосознания осужденных вряд ли можно признать достаточно разработанными. Об этом свидетельствует практика организации правового воспитания в местах лишения свободы, которая противоречиво и отрицательно сказывается на уровне развития правосознания осужденных.

До настоящего времени в юридической науке Таджикистана отсутствуют монографические исследования, в которых бы главное внимание уделялось проблем соотношения правового воспитания и деформации правосознания осужденных, их правовой ресоциализации. На практике ощущается острая потребность в новых подходах к правовому воспитанию, правовой адаптации, выявлению путей преодоления причин и условий, порождающих повторное правонарушение осужденных.

Методологическими и теоретическими основами исследования послужили общефилософские, частно-научные и специальные принципы, приёмы и методы научного познания, общепризнанные выводы и положения ученых — юристов по исследуемой проблеме. Диссертация основывается на солидной научно — теоретической базе, которая включает труды ученыхюристовС.С.Алексеева, В. Г. Алиева, Т. П. Афонченковой, М. А. Алесмаскуна, И. М. Анатолия, К. Т. Бельского, А. И. Бурдиной, Н. А. Бурой, М. Т. Баймаханова,.

A.Д.Бойкова, И. Л. Близнюк, Н. П. Вербицкого, В. А. Васильева, М. М. Галимова, Г. П. Давыдова, В. А. Зенина, В. Н. Кудрявцева, В. П. Казимирчука, А. В. Малько, Н. И. Матузова, Г. Д. Маркова, А. К. Мухтаровой, А. В. Мицкевича, М. М. Муллаева, Н. Нурбекова, А. Ф. Никитина, И. Ф. Рябко, Е. К. Нурпеисова, Е. А. Лукашевой, Р. К. Русинова, А. Я. Соколова, Р. Ш. Сативалдыева, А. П. Семитко, И. С. Самощенко, Е. В. Татаринцева, А. Е. Тараса, В. Тищенко, В. М. Обухова, Е. А. Черфанова,.

B.А.Щегорцова, В. А. Шкурко, И. В. Шмарова, Л. С. Явича, В. З. Фетисова и др.

В работе использованы также научные выводы, положения и достижения криминологии, психологии, социологии и педагогики. Особое значение в исследовании имеют анализ сравнительной оценки уровня правосознания осужденных в пенитенциарной системе республики, статистические данные об условиях отбывания наказания, обобщенный опыт организации и проведения правового воспитания в местах лишения свободы.

Нормативную базу диссертации составили Конституция Республики Таджикистан, Кодекс исполнения уголовных наказаний Республики Таджикистан, Уголовный кодекс Республики Таджикистан, законы Республики Таджикистан «Об образовании», указы Президента Республики Таджикистан «О правовой политике и правовом воспитании граждан Республики Таджикистан», «О реформировании уголовно-испольнительной системы Республики Таджикистан», постановления Правительства Республики Таджикистан «О некоторых мерах по улучшению правового воспитания граждан и правовой работы в республике», «Программа реформирования уголовно-исправительной системы Республики Таджикистан» на 2004 -2008 г., Государственная программа образования Республики Таджикистан в области прав человека", Государственная программа «Основные направления государственной политики по обеспечению равных прав мужчин н женщин в Республике Таджикистан на 2001 — 2010 годы», «Мониторинг пенитенциарной системы Республики Таджикистан в целях предотвращения пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания» и др.

С учетом приоритета общепризнанных норм и принципов международного права, а также включения международно — правовых актов в правовую системы страны, в диссертации использованы основные положении международно-правовых документов: «Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка», «Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин», «Минимальные стандартные обращения с заключенными» и др.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационного исследования является изучение общетеоретических основ организации правового воспитания в местах лишения свободы в контексте анализа его системы, механизма и специфики проведения в отношении осужденных. В соответствии с намеченной целью, в диссертации поставлены следующие задачи:

— раскрыть сущность и содержание правового воспитания в местах лишения свободы;

— исследовать причины деформации правосознания осужденных, а также факторы их преодоления;

— обосновать гуманистическую направленность воспитания правосознания осужденных;

— проанализировать нормативно-правовую базу организации воспитания правосознания осужденных;

— исследовать организационно-методические формы правового воспитания осужденных;

— изучить формы и методы правового воспитания в местах лишения свободы как средства ресоциализации осужденных;

— проанализировать взаимосвязь правового и нравственного воспитания, как фактора формирования морально — правового потенциала исправления и воспитания личности осужденного.

Объектом диссертационного исследования являются факторы и условия деформации правосознания осужденных, пути её преодоления с учётом особых правовоспитательных мер воздействия в комплексе с иными мерами внутрирежимного (режима отбывания наказания) правовоспитательного характера.

Предметом диссертационного исследования являются организационные основы, специально разрабатываемые приёмы, средства, методы и формы правового воспитания осужденных как средства преодоления деформации их правосознания в условиях исполнения и отбывания уголовного наказания в контексте общетеоретических выводов и положений.

Научная новизна диссертации проявляется в том, что в работе впервые проводится общетеоретический системный анализ правового воспитания в местах лишения свободы с учетом выявления причин деформации правосознания осужденных и путей и способов его преодоления. Диссертационное исследование проведено на основе изучения практики правового воспитания осужденных в Республике Таджикистан.

На защиту выносятся следующие положения:

1.Правовое воспитание осужденных является частью правового воспитания как систематической деятельности государства, его органов, должностных лиц, общественных объединений и граждан по формированию устойчивого позитивного правового мышления. Поэтому сущностные характеристики и определение понятия «правовое воспитание осужденных» следует сформулировать, руководствуясь общетеоретическими положениями о понятии и определении правового воспитания в целом.

2.Категорию «правовое воспитание осужденных» целесообразно анализировать в контексте общепринятой категории общей теории права, каковым является «правовое воспитание». На основе общих характеристик понятия «правовое воспитание» возможно выработать конкретные показатели категории «правовое воспитание осужденных», поскольку правоспитательная деятельность в местах лишения свободы точно так же, как и правосознание осужденных, обладает спецификой (круг субъектов и объектов, средства, формы и методы правового воспитания и др.). Такой подход отвечает целям общенаучного приёма перехода от общего к частному.

3.Анализируя правовое воспитание в местах лишения свободы, следует констатировать, что, во — первых, «окружающая среда» для осужденных — это замкнутая, изолированная среда (исправительное учреждение, колония, тюрьма), где наряду с деятельностью сотрудников исправительных учреждений имеет место особый духовный мир заключенных, их особые нравы, особый лексикон и т. п., характеризующиеся негативной окраской и никак не способствующие правовому воспитанию.

Во-вторых, правовое воспитание в местах лишения свободы направлено скорее на исправление и перевоспитание осужденных. Поэтому при выработке понятия «правовое воспитание в местах лишения свободы» необходимо учитывать саму специфику организации правового воспитания осужденных, его цели и особое положение объектов воспитательного воздействия.

4.Правовое воспитание в местах лишения свободы имеет вполне обусловленный характер, однако преследует собственные цели. Оно проводится в отношении осужденных и подчинено целям уголовного наказания, ибо лишение свободы возможно лишь за совершенное преступление в качестве уголовного наказания. Целями уголовного наказания являются: «восстановление социальной справедливости, исправление осужденного, а также предупреждение совершения новых преступлений» (п. 2 ст.46 УК РТ).

5.Правовое воспитание осужденных подчинено также целям уголовного исполнительного законодательства. Ими являются: «исправление осужденных, охрана их законных прав и интересов, содействие социальной адаптации осужденных» (ст. 1 Кодекса исполнения уголовных наказаний Республики Таджикистан).

6.Правовое воспитание в местах лишения свободы это целенаправленный процесс, организуемый специально для достижения целей уголовного наказания в виде лишения свободы, а также целей уголовно-исполнительного законодательства. Правовое воспитание в местах лишения свободы направлено на исправление и перевоспитание осужденных, их социальную адаптацию.

7.Правовое воспитание осужденных — это преднамеренно педагогический процесс. Он связан с правовыми и иными формами обучения в местах лишения свободы (особенно в отношении несовершеннолетних и иных осужденных, ранее лишенных возможности получения необходимого образования), воспитанием нравственных, эстетических и иных личных качеств.

8.Правовое воспитание осужденных — это организованный, строго упорядоченный процесс. Оно организовывается на основе действующих нормативных (общеправовых, отраслевых, ведомственных) установок, осуществляется в строго установленных формах, посредством методов воспитательного воздействия. Правовое воспитание осужденных во весь срок отбывания уголовного наказания протекает организованно, налажено, по чётко намеченной схеме, на основе нормативных и инструктивных правил. В то же время правовое воспитание осужденных — это специально организованный воспитательный процесс по достижению целей исполнения уголовного наказания.

9.Правовое воспитание в местах лишения свободы — процесс управляемый. Он управляется из одного центра. В роли такового выступает Министерство юстиции Республики Таджикистан, его Управление исполнения наказаний. Непосредственно на местах управление правовоспитательной работой осуществляют администрации исправительных учреждений. Министерство юстиции координирует их деятельность. Поэтому правовое воспитание в местах лишения свободы — это координируемый из единого центра управляемый процесс.

10.Систематичность, постоянство, непрерывность правового воспитания осужденных строго ограничены рамками срока отбывания ими уголовного наказания в виде лишения свободы. После отбывания наказания в полном объеме, либо части наказания, например, в случае амнистии, условно досрочного освобождения, процесс правового воспитания осужденных в местах лишения свободы прерывается. После отбытия наказания в процесс правового воспитания теперь уже освобожденных из мест заключения лиц включаются иные субъекты.

11 .Правосознание имеет склонность к деформации. Причем правосознание любого индивида, в том числе и профессиональное правосознание юристов, которое тоже может быть деформировано.

Искаженное, дефектное, деформированное правосознание может проявляться в различных формах (в зависимости от степени искажения), в том числе в форме преступлений. Правовое воспитание в местах лишения свободы подвергает воздействию именно данную форму деформированного правосознания.

12.Правосознание лиц, совершивших преступления и отбывающих уголовное наказание в виде лишения свободы, деформировано в силу превалирования в сознании осужденных корыстных мотивов, их стремления к выгоде и наживе, противопоставления своих личных, амбициозных интересов интересам других людей, общества и государства, деградации личности, атрофии нравственных, правовых, эстетических и иных чувств и т. д.

13.Хотя правосознание осужденных деформировано, тем не’менее они обладают минимальным, а в ряде случаев необходимым запасом правовых знании. Так, запас правовых идей, представлений, убеждений у работников правоохранительных органов (имеющих высшее, юридическое профессиональное образование) высокий. Достаточным является также запас правовых знаний у иных категорий осужденных, имеющих высшее (неюридическое) образование. Запас же правовых знаний у несовершеннолетних преступников, не успевших окончить общеобразовательную школу, естественно, невысок. Что касается рецидивистов, «воров в законе», то они тоже обладают изначальным запасом правовых знаний. По крайней мере они осведомлены о нормах Уголовного кодекса. Таким образом, запас правовых убеждений, представлений, взглядов у осужденных — разного объема. Поэтому утверждать, что осужденные не обладают необходимым запасам правовых представлений и установок, нельзя.

14.Спорным является утверждение о том, что правосознание осужденных является преступным. Преступное сознание, которое к тому же в чистом виде встречается крайне редко, это антипод правосознания,.

I I 1 антиправовое сознание противоречит позитивным правовым убеждениям, установкам, взглядам, идеям. Преступное сознание — это неправовая, противоправная и антиправовая форма сознания. Оно, как негативное, антигуманное, антиобщественное явление, никак несовместимо с правовым сознанием — положительным явлением в жизни людей.

15.Деформация правосознания осужденных — это крайне искаженная форма правосознания лиц, вставших на путь преступления, вызванная в силу неадекватного, противоречащего правовым идеалам и ценностям, отражения окружающей правовой действительности, а также сознательного искажения наличных правовых убеждений, установок, ориентиров, представлений и знаний.

16.Правовое воспитание осужденных нацелено на исправление осужденных, их перевоспитание, социальную адаптацию, а также на предупреждение совершения новых преступлений. Оно, как видно, выполняет особые задачи, чем и отличается от иных видов правовоспитательной деятельности (в школе, вузе, коллективе и др.).

17.Правовое воспитание в местах лишения свободы, во — первых, осуществляется по поводу совершенного преступления и в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за преступлениево-вторых, подчинено целям уголовного наказанияв-третьих, оно подчинено также целям уголовно — исполнительного законодательства, является частью как уголовной, так и уголовноисполнительной политикив-четвёртых, связано с реализацией мер государственного предупреждения (уголовное наказание), направлено на ее обеспечение (реальное исполнение), в связи с чем, осуществляется в рамках государственной политики по исполнению уголовных наказаний, исправлению осужденных, профилактики преступлений, решительной борьбы с преступностьюв-пятых, проводится в пределах закрытых исправительных учреждений, в условиях строгой изоляции воспитуемых от общества, на основе специальных, внутрирежимных форм и методов, причем последние используются в зависимости от вида исправительного учрежденияв-шестых, связано со сроком отбывания наказания в местах лишения свободы, прерывается по истечении срока наказания, однако продолжается в иных (нережимных) условиях, а иногда возобновляется в случае повторного совершения преступления.

18. Правовое воспитание осужденных — это специально организуемый в местах лишения свободы, подчиненный целям исполнения уголовного наказания целенаправленный, управляемый, преднамеренно педагогический, внутрирежимный (осуществляемый в изолированных исправительных учреждениях) процесс по исправлению осужденных, преодолению деформации правосознания последних, их социальной адаптации, а также предупреждению новых преступлений.

19.Положительный результат правового воспитания в местах лишения свободы зависит от комплекса объективных и субъективных условий и факторов: наложенной системы правового воспитания в местах лишения свободы в сочетании с организационными, санитарно-гигиеническими, нравственными и иными сторонами содержания и воспитания осужденных в целомуспешной социальной адаптации осужденных, их последующего (после освобождения) трудоустройства, налаживания семейных уз (возвращения к семье, к детям) — жилищного обустройства (своевременная регистрация и прописка, обеспечение жильем) — отношения окружающихстепени готовности к изменившимся условиям общественной жизни, к участию в общественных отношениях в качестве добропорядочного субъекта, налаживания утраченных связей с друзьями, знакомыми и др.- уровня социальных условий жизниналичия материальных гарантий сосуществования с иными членами обществастепени доверительного внимания со стороны властных и общественных структур и т. д.

20.Специальные учебно-воспитательные учреждения выступают в качестве активного субъекта правового воспитания. В качестве субъектов правового воспитания в местах лишения свободы выступают также общественные организации и учреждения, различные общественные правовые институты, фонды, ассоциации юристов, судей, бюро адвокатов, которые разъясняют права и обязанности осужденных, оказывают при необходимости юридические услуги.

21.Объектом правового воспитания является личность осужденного. Личность осужденного является как объектом исправительно-воспитательного воздействия, так и социально-психологической характеристикой лиц, отбывающих наказание.

22.Методы правового воспитания в местах лишения свободы — это специально разрабатываемые к условиям отбывания уголовного наказания приёмы правовоспитательного воздействия, применяемые в сочетании с иными организационносоциальными приёмами правового воспитания психологического, физиологического и иного воздействия и в зависимости от вида режима исправительного учреждения.

23.Формы правового воспитания в местах лишения свободы — это внешнее выражение направлений правовоспитательной деятельности, получившие соответствующее организационноправовое оформление.

24.Воспитание нравственных качеств — неразрывный компонент правового воспитания осужденных, поскольку крайне деформированная форма их сознания есть результат нравственной деградации последних.

25.Понятие «социализация» родственно понятию «воспитание» в широком смысле слова. В процесс социализации включены все граждане, в том числе и лица, временно находящиеся в местах лишения свободы. Однако в исправительных учреждений этот процесс приобретает специфические формы, в зависимости от особенностей объекта социализации (осужденных) и его правового положения. Этот процесс иногда называют ресоциализацией. В связи с этим, нравственная ресоциализация осужденного — это накопление и овладение социально-нравственным опытом личной и общественной жизни.

26.Правовое воспитание осужденных протекает в замкнутой, строго изолированной от иных членов общества, режимно организованной микросреде. В таких условиях формирование правовых чувств, эмоций, представлений происходит вынужденно, как часть уголовно-исполнительной политики, а это может способствовать неустойчивости правосознания осужденных, его резкой перемене в условиях совершения повторных правонарушений.

Правовое воспитание осужденных происходит на основе интеграции карательных и воспитательных функций уголовного наказания, на базе комплексного применения правового, трудового, нравственного, педагогического, эстетического воспитания личности осужденного.

27.Система правового воспитания в местах лишения свободы включает сотрудников исправительных. учреждений (при этом большое значение имеют их профессионализм, моральная устойчивость, педагогические навыки) и осужденных (с их моральной запущенностью, деформированным сознанием). Это деятельный (субъектный) элемент системы правового воспитания в местах лишения свободы. Он выполняет активно-деятельную функцию в процессе правового воспитания в местах лишения свободы. Помимо него, в систему правового воспитания входит содержательный элемент (формы и методы правового воспитания). От их качества и степени реализации также зависит практическое воплощение системы правового воспитания.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Работа расширяет сферу исследования общетеоретических аспектов правового воспитания в местах лишения свободы. Положения и выводы диссертации представляют интерес для работников правоохранительных органов и исправительных учреждений при организации правового воспитания в местах лишения свободы, разработке нормативного и методического материала в сфере организации правового воспитания осужденных. Они могут быть использованы также в процессе дальнейших теоретических исследований правосознания, правовой культуры и правового воспитания, целью которого является подготовка осужденных к социально полезной жизни.

Теоретические положения и практические рекомендации, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы при изучении теории государства и права, а также научных дисциплин по исправительному праву, криминологии, педагогике и др.

Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения и практические выводы диссертации изложены в опубликованных автором работах, обсуждены на проблемных семинарах, докладывались на республиканских и вузовских научно — практических конференциях. Они могут быть использованы для дальнейшего совершенствования, правовоспитательной политики в местах лишения свободы.

Диссертация была обсуждена и рекомендовано к защите на заседании кафедры теории и истории государства и права юридического факультета Таджикского национального университета.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

Заключение

.

Диссертационное исследование позволяет сформулировать следующие выводы.

1. Формирование правового сознания осужденных — целенаправленный и организационный процесс, который протекает в условиях преодоления антиправового (искажённого, деформированного) сознания, конфликта позитивного и негативного социального опыта, правовых и антиправовых представлений, правил, установок.

Правовое воспитание осужденных направлено на преодоление деформированного правосознания и формирование правомерного поведения.

2. Формирование правосознания осужденных происходит с большим трудом и значительно растянуто во времени.

Поэтому процесс правового воспитания должен включать формирование правового сознания в ходе целенаправленного привития социально — правовых ценностей, привычек и навыков правомерного поведения взамен отрицательных норм и принципов поведения.

На пути решения этой проблемы возникает много трудностей, обусловленных личностными особенностями осужденных. Среди них можно назвать относительную слабость позитивных побуждений, ярко выраженную эгоцентрическую направленность, подверженность отрицательным влияниям. Необходимо, в первую очередь, пресечь привычные формы асоциального поведения осужденных, принудить их к выполнению требуемых форм поведения.

3. Результат правового воспитания можно считать достигнутым, когда совпадают правовое сознание и правомерное поведение, когда исчезают отрицательные проявления в поведении осужденных, когда их поступки, линия поведения находятся в полном соответствии с их взглядами, сознанием, убеждениями в сфере права, морали, нравственности. I.

Однако добиться единства сознания и поведения в процессе правового воспитания достаточно сложно, так как разрыв между сознанием и поведением осужденных весьма значителен. Извращенное понимание ряда правовых норм и принципов делает невозможным их подлинное понимание. Мнимое усвоение их путем изучения также не отвечает целям правового воспитания. Помимо того, осужденные усваивают требования норм права только в применении их к сугубо определенным, конкретным условиям.

Использование осужденными усвоенных норм в новой, не привычной для них обстановке представляет для них определенную трудность. Это связано с тем, что многие правовые понятия и категории для осужденных непривычны, в связи с чем могут иметь неустойчивый характер, т. е. усваивать неглубоко, поверхностно.

4. Специфика процесса правового воспитания имеет следующие этапы: усвоение правовых понятий и категорий, разъяснение сущности норм права, осознание необходимости их выполнения, приучение к правомерному поведению, осознание необходимости выполнения норм права на практике.

Правовое воспитание осужденных происходит внутри замкнутого коллектива. Поэтому без учета уровня коллективного правосознания и личностных особенностей осужденных нельзя добиться целей и задач правового воспитания, так как жизнь и деятельность осужденных в коллективе — обязательный и решающий фактор их социального развития, полноценного вхождения в сферу общественного производства и общественной морали.

Коллектив может сформировать общественную направленность личности, ее качества, выгодные для интересов, всего общества. При этом не надо забывать, что в отличие от иных членов общества (учеников, студентов, иных граждан), действующих в более широкой микросреде, жизнедеятельность осужденных протекает в изоляции от общества, в более узкой, главным образом замкнутой микросреде.

Последнее снижает уровень взаимоотношений осужденных с более широким кругом лиц, ограничивает степень восприятия правовой действительности. Более того, окружение, в условиях которого протекает жизнь и деятельность осужденных, составляют осужденные, морально запущенные лица, трудно поддающиеся исправлению.

Правовое воспитание осужденных протекает в замкнутой, строго изолированной от иных членов общества, режимно организованной микросреде. В таких условиях формирование правовых чувств, эмоций, представлений происходит вынужденно, как часть уголовно-исполнительной политики, а это может способствовать неустойчивости правосознания осужденных, их резкой перемене в условиях совершения повторных правонарушений.

6. Правовое воспитание осужденных происходит на основе интеграции карательной и воспитательной функций уголовного наказания, комплексного применения правового, трудового, нравственного, педагогического, эстетического воспитания личности осужденного. Это создает условия для правовой и социально-нравственной деятельности осужденных, освоения содержания правовых норм, стимулирует развитие нравственных качеств личности правонарушителя.

Система правового воспитания в местах лишения свободы включает сотрудников исправительных учреждений (здесь имеют значение их профессионализм, моральная устойчивость, педагогические навыки) и осужденных (с их моральной запущенностью, деформированным сознанием). Сотрудники ИУ — это деятельный (субъектный) элемент системы правового воспитания в местах лишения свободы. Он выполняет активно-деятельную функцию в процессе правового воспитания в местах лишения свободы.

Помимо него, в систему «правового воспитания входит содержательный элемент — формы и методы правового воспитания. От их качества и степени реализации также зависит практическое воплощение системы правового воспитания.

7. Моделирование и осуществление комплексной системы правового воспитания личности в процессе исполнения уголовного наказания способствуют гуманизации, интенсификации и оптимизации ресоциализации личности осужденного. В этом плане большое значение имеет социально-нравственная и социально-правовая деятельность, в условиях которой образуется новый механизм интенсификации и оптимизации воспитания основанный на идее организации нравственно-правовой деятельности осужденных. В результате действия механизма интенсификации и оптимизации складываются новая воспитательная ситуация, целостность системы правового воспитания осужденного. Важны в этом процессе также повышение уровня правосознания, профессиональной зрелости сотрудников исправительных учреждений, преодоление инерционной направленности в их деятельности.

8. Процесс исполнения уголовного наказания имеет и гуманистическую направленность, что способствует преобразованию процесса уголовного наказания и ресоциализации личности правонарушителя.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Республики Таджикистан .-Душанбе, 2003.
  2. Кодекс исполнения уголовных наказаний Республики Таджикистан,-Душанбе, 2001.
  3. Уголовный кодекс Республики Таджикистан (Официальный текст).-Душанбе, 1998.
  4. Семейный кодекс Республики Таджикистан .- Душанбе, 1999.
  5. Трудовой кодекс Республики Таджикистан .-Душанбе, 1999.
  6. Исправительно- трудовой кодекс Таджикской ССР.- Душанбе, 1990.
  7. Конвенция ООН «Против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания» отЮ декабря 1984 г.
  8. Национальный доклад Республики Таджикистан по конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.- Душанбе, 2008.
  9. Национальный доклад о ходе реализации Республикой Таджикистан международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.-Душанбе, 2008.
  10. Права человека. Изложение фактов № 10 (ЯеуЛ) .-Нью-Йорк, 1998.
  11. Права человека. Комитет по правам человека. Изложение фактов № 15.-Ню- Йорк, 2001.
  12. Конвенция ООН «Минимальные стандартные обращения с заключенными» от 21 апреля 1955 г.
  13. Указ Президента Республики Таджикистан «О реформировании уголовно-исполнительной системы Республики Таджикистан» от 26 июля 2002 г. № 855//Решения Президента и Правительства Республики Таджикистан.-Душанбе, 2002.
  14. Постановление Правительства Республики Таджикистан «О некоторых мерах по улучшению правового воспитания граждан и правовой работы в республике» от 22 августа 1997 г. № 383 // Решения Президента и Правительства Республики Таджикистан.-Душанбе, 1997.
  15. Программа правового обучения и воспитания граждан (утвержденная Правительством Республики Таджикистан в 1997 г.№ 383).-Душанбе, 1997.
  16. Программа «Государственная система образования в области прав человека в Республике Таджикистан».- Душанбе, 2001.
  17. Положение «О прохождении службы рядовым и начальствующим составом органов внутренних дел Республики Таджикистан».-Душанбе, 2005.
  18. Указ Президиума Верховного Совета Таджикской ССР «О порядке введения в действие Исправительно трудового кодекса Таджикской ССР» от 17 декабря 1970 г// Ведомости Верховного Совета Таджикской ССР.-Душанбе, 1970.-№ 24.
  19. Положение Республики Таджикистан «О системе отрядов в системе учреждении исполнения уголовного наказания» от 16 сентября 2003 г.//Хает ва конун.-2003.-№ 4.
  20. Мониторинг пенитенциарной системы Республики Таджикистан в целях предотвращения пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство человека видов обращения и наказания (Отчет о проведенном мониторинге).-Душанбе, 2006.
  21. Правила внутреннего распорядка исправительно трудовых учреждений.-М., 1986.
  22. С.С. Теория права.- М.: БЕК, 1995.-105с.
  23. Алексеев С. С. Теория права.-М., 1993 .- 346 с.
  24. С.Ф. Мораль и поведение.- М.: Мысль, 1985.-349 с.
  25. Ю.П. Семейная педагогика: Педагогика любви и свободы.-М., 1993.- 298 с.
  26. Г. В. Энциклопедия управленческих знаний .- М., 2000.-608 с.
  27. Ю.М. Вопросы ресоциализации осужденных //Исправительно-трудовые учреждения (Для служебного пользования).-М., 1982.-№ 21.-С.23.
  28. Андреев А. С. Философия.-М., 2000.- 206 с.
  29. А .Я. Права человека: новое знание.- М., 1995.-210с.
  30. И.М. Противоправное поведение несовершеннолетних (генезис и ранняя профилактика).- Киев: Наукова думка, 1985.- 339 с.
  31. Г. М. Социальная психология .-М.: Аспект пресс, 1996.-360 с.
  32. Айзенберг А. М Задачи и формы нравственного правового воспитания подростков.- М.: Знание, 1975.-38 с .
  33. A.A. Возникновение и развитие советского исправительно-трудового законодательства и исправительно-трудовых учреждений в Узбекской ССР (1917−1926г.г.).-Ташкент, 1972.- 278 с.
  34. Ю.П. Искусство воспитывать.-М., 1985.- 66с.
  35. Амоношвили Ш. А. Педагогическая симфония.-Екатеринбург, 1993.-316 с.
  36. H.A. Функции общественного правосознания.-Киев: Наукова Думка, 1986.-86 с.
  37. Болыдой юридический словарь.-М.: ИНФРА, 1997.-596 с
  38. Бобнева М. И. Социальные нормы и регуляция поведения.- М., 1988.- 474 с.
  39. К.Т. Формирование и развитие социалистического правосознания. М.: Высшая школа, 1982.-183 с.
  40. Балюк В. А. Правовое воспитание учащихся: Учеб. пособие.-Новосибирск: Изд-во НГПИ, 1986.-100 с.
  41. В.В., Рабинович П. М. Правовое воспитание молодежи.-Киев: Наукова думка, 1985.- 188 с.
  42. Т.В. Общественно-политическая активность и сознательность личности//Социальная активность человека: философский анализ: СБ.науч.тр. Кубанского ун-та.-Краснодар, 1986.- 180 с.
  43. Н.В. Педагогика и практическая психология.-Ростов н/Д:Феникс, 2000, — 402 с.
  44. К.Т. Социалистическое правосознание.- Верхне -Волжское .Изд., Ярославь, 1979.-382 с.
  45. А.П. Моральная регуляция поведения личности /Под ред.В. М. Конона.-Мн.: Наука и техника, 1987.- 256 с.
  46. В.П. Правовое воспитание подрастающего поколения.-М., 1989.- 76 с.
  47. А.Б. Теория государства и права.-М., 2000.- 486 с.
  48. Герасимов.В. Н. Основы превентивной педагогики.- М.:ГАВС, 1995.-468 с.
  49. A.A. Социальная природа нравственности.- М.: Мысл, 1984,-288 с.
  50. Гайман В. И. Действие права.-М., 1992.- 86 с.
  51. М.М., Муромец О. Ф. Правовое воспитание трудящихся и роль закона в его осуществлении-Казань, 1976.-207 с.
  52. А.И. Профессиональная преступность.- М., 1990.-279 с.
  53. В. Толковый словарь живого великорусского языка, — М., 1956.- 408 с.
  54. Дворецкий И.Х.Латинско- русский словарь. М., 1972.-418 с.
  55. Д. Непослушный ребенок.- М., 1995.-.87с.
  56. Давыдов В.В.О системе воспитания //Педагогика.-1992.-№ 2.- с. 37.
  57. М.И., Кирсанова О.А.Организация работы с «трудными детьми"//Классный руководитель.-1999.-№ 1.
  58. Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций.- М.: Чера, 1996.- 458 с.
  59. Головин В. Н. Основы культуры речи.-М., 1980.-36 с.
  60. М.И. Юридическая психология: Учеб. для вузов.-М.: Норма, 2003.-501 с.
  61. Жергунов Р. Т. Теория государства и права.-М.: Цен. Эльфо, 1995.-246 с.
  62. Н.И. Филисофия.- Мн, 1996.- 462 с.
  63. Завадский Л. И. Механизм реализации права.-М., 1992.-266 с.
  64. Исправительная педагогика. -М., 1996.-448 с.
  65. М.З., Смирнов Б.А.Социология воспитания.-М., 1996.-113 с.
  66. Н. И. Правовое воспитание и социальная активность населения. Киев: Знание, 1973.- 160 с.
  67. Карельский В. М, Перевалов В. Д. Теория государства и права.-М.: Норма-Инфра, 1999 346 с.
  68. В.В., Нечипуренко В. Н. Социология права. Ростов нД: Феникс, 2002.- 480 с.
  69. Коротов.В. М. Введение в общую теорию развития личности .-М., 1991.-348 с.
  70. Карбонье Ж. Юридическая социология.-М., 2000.-355 с.
  71. Т.В. Психология риска и принятый решений.-М.:Аспект Пресс 2003.-365 с.
  72. В.Н. Право и поведение.- М., 1978.- 398 с.
  73. Кудрявцев В. Н. Правовое поведение: норма и патология.- М., 1982 .-388 с.
  74. В.Н., Казимирчук И. В. Современная социология права: Учеб. для юрид. Фак. и ин-тов.-М.:Юрист, 1995.- 301 с
  75. С.А. Общая теория государства и права:Учеб.-4-е изд., перераб. и доп.-М.:Юрайт, 1998.-416 с.
  76. В.И. К вопросу о структуре политической культуры личности.-М.: Просвещение, 1987.-213 с.
  77. В.А., Новикова Л. И., Селиванова H.A. Воспитание. Воспитание.-М., 1996.-146 с.
  78. Карташкин В. А. Права человека в международном и внутригосударственном праве.-М., 1995.- 206 с.
  79. С.М. Воспитание и самовоспитание.- М.: Мысль, 1986.- 177 с.
  80. Кротов В. М. Введение в общую теорию развития личности.-М., 1991.-166 с.
  81. Кабалевский Д. Б. Эстетическое воспитание.-М., 2000.-368 с.
  82. Лукашук И. И. Нормы международного права.-М., 1997.- 76. с
  83. Леви Э. Введение в правовое мышление /Под ред.И. А. Исаева .-М., 1995.-288 с.
  84. О.Н., Шуркова Н. Е. Конфликтологический этюд для учителя.-М., 1998.- 216с. j
  85. П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение.-М.:Педагогика, 1991.-188с.
  86. Е.А. Социалистическое правосознание и законностью.-М.:Высшая школа, 1973.-95 с.
  87. . Педагогика.- М.:Педагогическое общество России, 1996.- 486 с.
  88. А.В. Введение в социальную педагогику .- М.:Педагогическое общество России, 1997.-436 с.
  89. Н.С. Юридическая ответственность и справедливость. -М., 1992. -214 с.
  90. Н.И., Малько А.В.Теория государства и права.-М.: Юрист, 1999.672 с.
  91. Маркова А. К, Психология профессионализма .- М. ¡-Знание, 1996.-216 с ЮО. Мухтарова А. К. Методическая рекомендации по изучению курса
  92. Граждановедения» в 1−11 классах .-Алматы, 2000.- 60 с.
  93. Методические пособие для тренера. Программа «Street Law"/CocT. Мухтарова А. К., Булуктаев Ю. О. и др.- Алматы: Фонд «20 век», 2001.-58 с.
  94. Мухтарова А. К .Методология обучения в программе «Живое право». -Алматы, 1999.-60 с.
  95. ЮЗ.Минкина Н. А. Воспитание ответственности.- М.:Высшая школа, 1990.-144 с.
  96. М. М. Методические рекомендации по изучению курса уголовного права, обеспечения законности и правового воспитания учащихся.- Душанбе: Ирфон, 1993.- 74 с.
  97. Р.Ш. Профилактика и предупреждение преступности среди несовершеннолетних//Сборник трудов.-Туркестан, 1994.- 88 с. Юб. Методика правового воспитания учащихся/Под ред. А. В. Мискевича, В М. Обухова М.: Просвещение, 1982.-223 с.
  98. Методика воспитательной работы /Под ред. Л. И. Рувинского.- М., 1989.- 79 с.
  99. Нерсесянц В. С. Философия права: Учеб. для вузов.-М.:НОРМА-ИНФРА, 2000. 652 с.
  100. Ю8.Нурбеков Н. Правовое воспитание трудящихся.- Фрунзе: Мектеб, 1978.-93 с.
  101. Е.В. Организационно правовые вопросы осуждения с условным неприменением наказания//Вестник Белорус, гос. ун-та.Сер.З.История.Философия.Политология.Социология.Экономика.Право.-Минск, 1998.-№ 1.- 73 с.
  102. .М. Мудрость красоты .- М., 1981 .-218с. 99. Налогово-правовой институт: Научные труды.-Душанбе, 2000.-№ 2. 288 с. 111. Общая теория права Под ред. В. К. Бабаева.- Н-Новгород, 1993.- 485 с.
  103. Ю.М. Вхождение к индивидуальности.-М., 1991.-218 с
  104. Основы эстетического воспитания / Под.ред.М. А. Кушаева.- М., 1986.286 с.
  105. Основы государства и права: Учеб. пособие для поступающих в вузы/ Под ред. академика О. Е. Кутафина.- 6-е изд., перераб. и доп.- М.: Юристь, 1999.-370 с.
  106. Проблемы общей теории права и государства /Под ред. В. Н. Нерсесянца.-М., 2002 .-409 с.
  107. Педагогика /Под ред. П. И. Пидкасистого.-М.:Педагогическое общество Росии, 2000.-640 с.
  108. A.B. Социально-педагогические основы нравственного перевоспитания о су жденных.-М. Российское право, 1992.-208 с.
  109. Педагогика высшей школы /Под ред. Н. М. Пейсахов.-Казань, 1995.- 449 с.
  110. Право и социологи /Отв. ред. Ю. А. Тихомиров., В. П. Казимирчук.-М.:Наука, 1973.-356 с.
  111. И8.Пеньков Е. М. Социальные нормы: управление, воспитание, поведение. -М., 1990.-362 с.
  112. Е.С. Нравственная культура и ее формирование .- Л., 1986.283 с.
  113. Питюков В. Ю. Основы педагогической технологии .-М., 1997.-366 с.
  114. Психология и педагогика /Под ред. А. А. Бодалева, В. И. Жукова, Л. Г. Лаптева и др. М.: Изд-во Ин. Психотерапии .- 2002.-584 с.
  115. Проблемы правового воспитания /Отв. ред.Р. К. Русинов.-Свердловс, 1987.-122 с.
  116. Права человека: Учеб. для вузов /Отв. ред. Е. А. Лукашева.-М., 1999.- 208 с.
  117. Рулан Н. Юридическая антропология: Учебник для вузов .- М., 1999.- 468 с.
  118. Н.Ф. Основы правовой педагогики.-Ростов-н/Д: Изд. во Ростовского ун-та, 1973.-273 с.
  119. .А. Воспитательная функция правоохранительных органов в условиях перестройки .- М., 1991.-166 с.
  120. Л.Н. Теория государства и права .-М., 1997.- 364 с.
  121. Социологический энциклопедический словарь.-М., 2004.-(на рус., анг., нем., фр. И чешском языках).
  122. Ф. Активные формы организации правового воспитания //Проблемы рыночной экономики.- Душанбе, 1995. -110 с.
  123. Н.Я. Профессиональное сознание юриста. М., 1988.-218 с. 131 .Сатывалдыев Р. Ш. Теория права и государства: Учебник. Изд.-2-e.-Душанбе, 2003.-521с. (текс на тадж.яз.)
  124. Сырых В. М. Теория государства и права. -М.: Былина, 1998.- 436 с.
  125. Столяренко Л. Д. Педагогическая психология.-Ростов- н/Д:Феникс, 2000.-560 с.
  126. А.П. Правовая культура социалистического общества: сущность, противоречия, пргресс.-Свердловск, 1990.- 176 с.
  127. Е.В. Правовое воспитание (методология и методика). -М.: Высш.шк., 1990.- 175 с.
  128. Теория государства и права/Отв. ред. A.B. Малько.- М., 2006 .-305 с.
  129. Теория государства и права/Отв. ред. В. Д. Перевалов.-М., 2006.-563 с.
  130. Теория государства и права /Под ред.Н.Пиголкина., Ю. А. Дмитриева.-М., 2008. 555 с.
  131. Теория государства и права /Отв. ред.Г. Н. Манова.-М., 1996.- 466 с.
  132. В.М. Социальная адаптация освобожденных от отбывания наказания.- Харьков: Основа, 1990.-246 с.
  133. Труд. Права человека и пенитенциарные учреждения. Пилотное издание ЖЕНЕВА, 2000.-86 с. .
  134. У правление процессом нравственного воспитания /Под ред.Л. И. Рувинского.- М.:Изд. во Моск. ун-та, 1979.-236 с.
  135. Философский энциклопедический словарь .- М., 2000.- 668 с.
  136. В.А. Правовое регулирование политико-воспитательной работы с осужденными.-Рязань, 1985. 86 с.
  137. А. Азбука для родителей .-Л., 1991.- 67с.
  138. Харчев А. Г. Социология воспитания (О некоторых актуальных социальных проблемах воспитание личности).- М., 1993.-174 с.
  139. Хрестоматия по истории отечественного государства и права.-1917 -1991 /Под ред.О. И. Чистякова.-М., 1997.- 129 с.
  140. Хропанюк В. Н. Теория государства и права /Под ред. Стрекозова В.Г.-2 изд.-М.:Итерстиль, 1998 .-377 с.
  141. Ю.В. Юридическая психология.- М.: Новый Юрист, 1998. -501 с.
  142. Эмомали Рахмон. Ответственность за будущее нации.- Душанбе: Шарки Озод, 2003.-220 с.
  143. Эмомали Рахмон. Послание Мажлиси Оли Республики Таджикистан, 4 апреля 2003 г.
  144. Н.В. Проблемы правовой установки личности.- Ярославль, 1993.-212 с.
  145. С.О. Женщина и закон (Материалы научно-практической конференции в рамках граната: (При финансовой поддержке Таджикского
  146. Филиала Института «Открытое Общество"-Фонд содействия).
  147. Душанбе, 2002.-218 с. III. Авторефераты
  148. В.М. Личность осужденных наркоманов и индивидуально -воспитательное воздействие на них в ИТУ: Автореф.дисс.канд.юрид.наук.-М., 1990.-22 с.
  149. Т.П. Превентивный надзор за осужденными как мера уголовной отвественности: Автореф.дисс.канд.юрид.наук.-Минск, 2003. 22 с.
  150. З.А. Правовое воспитание молодежи в современных условиях: Автореф.дисс.канд.юрид. наук. -М., 1987.: 21 с.
  151. П.П. Профессиональное правосознание работников органов внутренних дел: теоретические и социологические аспекты: Автореф.дисс.канд.юрид.наук. -М., 1991.-35 с.
  152. С.И. Право в системе социальных норм и его взаимодействие с ними в регулировании общественных отношений: Автореф.дисс.д-ра. юрид.наук.- Ташкент, 1995.-55 с.
  153. Н.П. Теоретические вопросы правового воспитания школьников: Автореф.дисс.канд.юрид.наук.- М., 1987.-19 с. 161 .Корниенко JI.M. Проблемы формирования правосознания школьников: Афтореф.дисс.кандлорид.наук.-М., 1974.-21 с.
  154. JI.A. Личность осужденных женщин и воспитательная работа с ними в ИТК (По материалам Грузии):Афтореф., дисс.канд.юрид.наук.-М., 1991.-21 с.
  155. Микаелян В.А.Социально-ролевое поведение, эмпатия и социализация личности старшеклассника: Автореф, дисс.канд. юрид.наук.- Ереван, 1993.21 с.
  156. Р.Ш. Проблемы исполнения наказания в исправительных учреждениях в отношении рецидивистов, совершивших преступление внесовершеннолетнем возразте:Автореф.дисс. .канд.юрид.наук.Ташкент, 1999 .-22c.
  157. E.B. Осужденные с условным неприменением наказания «как форма реализации уголовной ответственности: Автореф. дисс.канд.юрид. наук.-Минск, 1999.-23 с.
  158. С.Б. Противоречия социальных норм и их преодоление: Автореф.дисс. канд.юрид.наук.-М., 1990.-26 с.
  159. Е.В. Правовое освоение действительности: Автореф. дисс. канд .юрид.наук.-Екатеринбург, 1993 .-21 с.
  160. В.О. Правовое предвидение как функция социалистического правосознания: Авторреф.дисс. .канд.юрид.наук.-Киев, 1989.-21 с.
  161. Ш. С. Проблемы правового воспитания школьной молодежи в РеспубликеТаджикистан: Автореф.дисс.канд.юрид.наук.-Душанбе, 2003.-23 с.
  162. Г. Ф. Социальная среда, личность и правосознание осужденных: Автореф.дисс.д-ра.юрид.наук.- М., 1987.-23.
  163. H.A. Правовое обеспечение интересов личности:Автореф.дисс.канд.юрид.наук.-Алматы, 1992.-47 с.
  164. C.B. Проблемы правового воспитания несовершеннолетних: Автореф. дисс. д-ра. юрид. наук-М., 1987.-21с.
  165. Д. А. Правовая активность личности в профилактике правонарушений: сущность, особенности, стимулирование.
  166. Автореф.дисс.канд.юрид.наук.-М, 1991. -19 с.
Заполнить форму текущей работой