Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Разработка стратегий и структур управления в аэрокосмической промышленности России в условиях глобализации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При подготовке практических рекомендаций была установлена неспособность действующих стратегий управления, основанных на использовании традиционных технологических преимуществ, обеспечить достижение национальных целей аэрокосмической промышленности. Как оказалось, действующие стратегии не способны привести к такой коммерциализации аэрокосмической промышленности и обслуживанию потребителей… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Анализ теории и практики формирования стратегий и структур 8 управления в аэрокосмической промышленности
    • 1. 1. Анализ практических стратегий и структур управления в аэрокос- 9 мической промышленности стран с развитой рыночной экономикой
    • 1. 2. Анализ практических стратегий и структур управления в отечест- 18 венной аэрокосмической промышленности
    • 1. 3. Анализ задач и теоретических концепций проектирования страте- 2 9 гий и структур управления
  • Выводы по разделу I
  • 2. Разработка методологии проектирования стратегий и структур 42 управления в условиях глобализации международной экономики
    • 2. 1. Принципы системной эволюции предприятий как теоретическая ос- 4 2 нова проектирования стратегий и структур управления
    • 2. 2. Механизм выбора стратегии управления в условиях неопределенно- 51 сти будущих условий хозяйственной деятельности
    • 2. 3. Разработка процедуры проектирования структур управления
  • Выводы по разделу II
  • 3. Проектирование стратегий и структур управления в отечественной 73 аэрокосмической промышленности
    • 3. 1. Перспективы развития рынка аэрокосмической продукции и услуг 7 4 как основа для формирования стратегии управления
    • 3. 2. Проектирование стратегий управления в условиях интеграции аэ- 88 рокосмической промышленности России в глобальный аэрокосмический рынок
    • 3. 3. Рекомендуемые структуры управления для различных стратегий ин- 104 теграции
  • Выводы по разделу III

Разработка стратегий и структур управления в аэрокосмической промышленности России в условиях глобализации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Рыночные реформы и либерализация внешнеэкономической деятельности в России вызвали активизацию процесса интеграции отечественной аэрокосмической промышленности в глобальный отраслевой рынок. Так за десять лет с 1989 по 1999 государственное финансирование космической отрасли сократилось с 10 миллиардов до 125 миллионов долларов, в то время как продажи по экспортным контрактам за тот же период выросли до 800 миллионов долларов. На сегодняшний день 84% доходов предприятий отрасли обеспечивается иностранными заказчиками .

Отрасль в целом и большинство ее предприятий оказались не готовы к подобному развитию событий. По различным оценкам производственный потенциал российской аэрокосмической промышленности составляет 50% от мирового, а доля России на международных аэрокосмических рынках составляет только 2−3% [195]. В то же время доли рынка других ведущих аэрокосмических стран, если исключить из анализа данные по России, практически равны доле их производственного потенциала: США — около 50%, Объединенная Европа — 25%, Канада и Япония — по 5%.

Только отдельные отечественные предприятия смогли воспользоваться возможностями расширения в отрасли внешнеэкономической деятельности. 68% стоимости всех экспортных контрактов в России принадлежит одному предприятию, 84% - двум, 98% - пяти предприятиям [177] .

Все это говорит о том, что происходящие изменения ставят перед отечественной аэрокосмической промышленностью проблему разработки новых стратегий и структур управления как на уровне отрасли, так и на уровне предприятий. Эти стратегии и структуры управления должны обеспечить повышение эффективности хозяйственной деятельности в новых условиях глобализации отраслевых рынков.

Глобализация отраслевых рынков является частью более общего процесса глобализации мировой экономики. Его технической базой стало развитие средств коммуникации, благодаря которым в разных секторах экономики формируются единые мировые рынки. Происходит унификация предпочтений потребителей, конкуренция становится международной. Создание и производство продукции распределяются по всему миру независимо от страны происхождения разработчика и производителя .

Актуальность поставленной проблемы определила цель настоящего исследования, которой является разработка рекомендаций по проектированию стратегий и структур управления в аэрокосмической промышленности в условиях глобализации.

В соответствии с поставленной целью в диссертации решались следующие задачи:

• анализ существующего теоретического и практического опыта проектирования стратегий и структур управления,.

• разработка методологии проектирования стратегий и структур управления в условиях глобализации отраслевых рынков,.

• подготовка практических рекомендаций по формированию стратегий и структур управления в российской аэрокосмической промышленности.

Главной особенностью процесса глобализации с точки зрения менеджмента является то, что он реализуется через цепь непрерывных во времени, взаимосвязанных изменений. К числу важнейших из них можно отнести:

• развитие новых постиндустриальных технологий и средств коммуникаций, 4.

• произошедшую во второй половине восьмидесятых годов демили-* таризацию международной экономики,.

• экономические реформы в России,.

• формирование международной валютной системы с плавающими курсами,.

• изменение трактовки антимонопольного законодательства в ведущих экономически развитых странах,.

• структурные изменения в мировой аэрокосмической промышленности, и т. д.

Данная особенность делает существующие методы разработки стратегий и структур управления неэффективными. Так концепция ситуационного управления предполагает поиск оптимальной стратегии и структуры для конкретных сложившихся или прогнозируемых условий деятельности, остающихся неизменными на протяжении некоторого достаточно продолжительного периода времени. Дискретность описания *¦ объекта в рамках конкретных ситуаций предполагает эффективность выбранной стратегии только для разовых внешних изменений. Сравнительно новая эволюционная концепция менеджмента, рассматривающая все изменения как часть процесса непрерывной экономической эволюции, базируется на типизации практических стратегий и структур. Но типовые организационные решения нивелируют индивидуальные особенности стратегии, составляющие основу конкурентных преимуществ и базу для опережающего развития.

Необходимость разработки новой методологии для решения поставленных задач определила научную новизну исследования.

Практическое значение диссертации состоит в формировании и оценке альтернативных вариантов стратегий и структур управления в условиях интеграции аэрокосмической промышленности России в глобальный аэрокосмический рынок. Научные результаты исследования имеют универсальный характер, и область их прикладного использова-4 ния распространяется на разные отрасли экономики.

Теоретической и методологической основой работы являются: теория управления, методы системного анализа, методология управления целевыми комплексными программами, социологические исследования перспектив развития мировой экономики, теория эволюции сложных систем.

В качестве основных источников использовались официальные статистические данные и отчеты по результатам хозяйственной деятельности в аэрокосмической промышленности разных стран, монографии и публикации в периодических изданиях. В том числе работы таких ведущих российских и зарубежных специалистов, как Гвишиани Д. М., Мильнер Б. З., Евенко Л. М., Кондратьев Н. Д., Корунов С. С., Мамичева Л. М., Саркисян С. А., Минаев Э. С., Ахундов В. М., Моисеев H.H., При-гожин И., Стенгерс И., Николис Дж., Друкер П., Нельсон Р., Акофф Р., Ансофф И., Шумпетер Дж., Портер М., Белл Д. и др.

Структура диссертации обусловлена поставленными задачами и включает в себя введение, три главы, выводы и рекомендации по диссертации в целом, библиографию и приложения.

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДИССЕРТАЦИИ В ЦЕЛОМ.

1. Проведенные исследования показали актуальность проблемы интеграции российской аэрокосмической промышленности в глобальную мировую экономику. Современный кризис отечественной аэрокосмической промышленности связан с несоответствием действующих стратегий и структур управления характеру процессов развития международного отраслевого рынка. Причиной возникновения данного несоответствия стало отсутствие у российских аэрокосмических предприятий систем управления, способных реагировать на стратегические изменения во внешней среде.

2. Анализ существующих теоретических концепций организационного проектирования показал неэффективность их использования в условиях систематических и непрерывных изменений внешней среды, характерных для процесса глобализации АКП. Поэтому в рамках исследования была проведена разработка новой методологии проектирования стратегий и структур управления.

3. В результате исследования стратегий и структур компаний российской и международной аэрокосмической промышленности были выявлены основные факторы, влияющие на решение задачи организационного проектирования, и принципы развития, позволяющие аэрокосмическим предприятиям поддерживать конкурентоспособность в условиях систематических изменений внешней среды. Предложенная в диссертации методология проектирования стратегий и структур управления была разработана на основе анализа передового опыта управления в условиях глобальных изменений и привлечения теории динамики неравновесных процессов.

4. Разработанный в диссертации теоретический метод может использоваться для решения широкого круга задач организационного проектирования и стратегического управления не только в аэрокосмической промышленности, но и в других секторах экономики.

5. Предложенная в диссертации методология организационного проектирования позволяет формировать и выбирать стратегии управления в соответствии с системой макрои микроэкономических целей, проектировать эффективные организационные структуры.

6. При подготовке практических рекомендаций для решения задачи целенаправленного выбора была предложена методология оценки макроэкономической эффективности стратегий управления.

7. При подготовке практических рекомендаций была установлена неспособность действующих стратегий управления, основанных на использовании традиционных технологических преимуществ, обеспечить достижение национальных целей аэрокосмической промышленности. Как оказалось, действующие стратегии не способны привести к такой коммерциализации аэрокосмической промышленности и обслуживанию потребителей на глобальном рынке, которые стимулируют опережающий экономический рост. Так же была выявлена неспособность действующих структур управления обеспечить рост масштабов АКП, необходимый для успешной самостоятельной конкуренции на глобальном рынке.

8. Оценка эффективности предложенных в рамках исследования стратегий управления показала необходимость создания полного комплекса обслуживания потребителей аэрокосмической продукции и услуг на глобальном рынке, который позволил бы обеспечить создание эффективных технологий нового цикла экономического роста.

9. Проектирование структуры управления для рекомендуемой стратегии показало необходимость интеграции всего аэрокосмического комплекса в рамках единой системы стратегического менеджмента Интегрированной Аэрокосмической Компании. В рамках этой компании должны быть созданы отделения, объединяющие предприятия по технологическим направлениям. На руководство отделений ложится ответственность за инновационное и оперативное управление. В силу необхо-0 димости реализации на глобальном аэрокосмическом рынке единой стратегии, в силу географической разобщенности различных региональных рынков и значительной специфики работы на внешних рынках, внешнеэкономическую деятельность рекомендовано сделать сферой ответственности специализированного отделения.

10. Предложенные в диссертации мероприятия по изменению стратегий и структур управления позволяют не только обеспечить эффективность управления в аэрокосмической промышленности, но и создать технологическую базу нового экономического роста в России.

11. Предложенная в диссертации процедура внедрения структурных изменений позволяет решить поставленные задачи в жесткие сроки, в пределах которых аэрокосмический комплекс не успеет потерять имеющиеся технологические преимущества и понести невосполнимые финансовые потериа так же преодолеть противоречия, существующие в системах целей предприятий и национальной системе целей. Для проЛ ведения реструктуризации предполагается передать в ведение федерального органа исполнительной власти — Российского Авиационно-космического агентства, государственные пакеты акций аэрокосмических предприятий. После создания ИАКК предполагается передать полномочия по управлению хозяйственной деятельностью самой компании, а за федеральным органом исполнительной власти сохранить полномочия только по реализации федеральных отраслевых прогр&йм. Результаты проведенных исследований были опубликованы в научных статьях, докладывались на научных конференциях, использовались при подготовке научных отчетов. Полученные по результатам диссертационной работы отзывы о внедрении и практическом применении полностью подтверждают практическую значимость и научную новизну работы, что свидетельствует о достижении поставленных целей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А американской власти Iridium нравится // Эксперт. 2000. -№ 22. — 12 июня. — с. 4
  2. С.Б., Розанова Н. М. Теория организации отраслевых рынков- М: Магистр 1998.
  3. Л. Рассел. О целеустремленных системах. М: Советское радио 1974.
  4. Р. Планирование будущего корпораций. М: Прогресс 1985.
  5. Актуальные проблемы отраслевого и межотраслевого менеджмента. // Сборник под. ред. Нечаева П. А. М.: 1999, 278 с.
  6. В.В., Гуров А. Г., Коптев Ю. Н., Корунов С. С., Кукушкина С. Н., Родионов В. А. Маркетинг, коммерциализация и конверсия космической деятельности. — М: МАИ, 1994.
  7. Н.С. Изменения ради стабильности. // Менеджмент в России и за рубежом. 1999. — № 2. — с.23−32
  8. Н.С. Космические высоты глобальной экономики // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. — № 1, с. 33−45
  9. Н.С. Кризисное управление предприятием (опыт работы) // Проблемы теории и практики управления. 1997. — № б. — с. 72−77 .
  10. Н.С. Проектирование организаций эпохи без закономерностей" // Менеджмент в России и за рубежом. 2000. — № 4. — с. 41−51.
  11. Н.С. Проектирование систем управления // Консультант директора. 1999 г. — № 3. — с. 10−14.
  12. Н.С. Системная эволюция предприятий аэрокосмической промышленности: Тезисы докладов. XI международный симпозиум по истории авиации и космонавтики, посвященный 4 0-летию начала космической эры. Москва: ИИЕТ РАН. — 1997. — с. 7071.
  13. Н.С., Корунов С. С. Стратегии интеграции российской аэрокосмической промышленности в глобальную экономику: Сборник тезисов. Третий международный аэрокосмический конгресс. Москва: 2000. — с. 245−246
  14. Н.С., Корунов С. С., Цветков А. Б. Глобализация космоса // Независимая газета. 2000. — 15 декабря. — № 237 -с. 4
  15. Н.С. Теория управления эпохи без закономерностей // Менеджмент в России и за рубежом. 2000. — № 3. — с. 19−28
  16. Н.С., Корунов С. С. У нас будет не тот космос, что был вчера // Новые известия. 2001. — 14 марта. — № 43 — с. 4 .
  17. Н.С. Управление организационными нововведениями на предприятиях аэрокосмической промышленности: Тезисы докладов.
  18. XXII научные чтения по космонавтике, посвященные памяти С. П. Королева и других выдающихся отечественных ученых -пионеров освоения космического пространства Москва, 1998 г., с. 121−122.
  19. Н.С. Управление диверсификацией предприятий оборонной и аэрокосмической промышленности // Деловой партнер. 1997. — № 10. — с. 11−15
  20. Н.С. Управление организационными нововведениями // Предпринимательство. 1999. — № 1. — с. 112−121
  21. Н.С. Эволюция систем и организационное проектирование // Проблемы теории и практики управления. -1998. № 4. — с. 73−78.
  22. Н.С. Эволюция систем управления предприятием // Проблемы теории и практики управления. 1999. — № 2. -с.103−107.
  23. К. Предотвращая конфликты следующего столетия // Эксперт. 2000. — Мир в 2000 году.
  24. И. Новая корпоративная стратегия. С-П: Питер, 1999
  25. И. Стратегическое управление. М: Экономика, 1989.
  26. В.И., Свирский Я. И. От смыслопрочтению к смыслопорождению // Вопросы философии. 1992. № 2
  27. В.М. Системный анализ в экономических исследованиях.- М: МАИ, 1987.30
Заполнить форму текущей работой