Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Системный анализ и информационное моделирование взаимодействия субъектов производственно-образовательного кластера

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проблема усугубляется и тем, что современные реалии требуют при оценке компетенции специалистов руководствоваться не только профессиональными стандартами, но и критериями Болонского соглашения, которые включают такие компетенции, как: коммуникация на родном языке, коммуникация на иностранном языке, математические навыки, базовые навыки в естественных науках и технике, навыки в области… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Информационное моделирование как инструмент системного анализа проблемы взаимодействия субъектов производственно-образовательного кластера
    • 1. 1. Понятие производственно — образовательного кластера и постановка проблемы взаимодействия его субъектов
    • 1. 2. Анализ и обоснование выбора технологий и инструментария информационного моделирования
      • 1. 2. 1. Информационное моделирование и классификация моделей
      • 1. 2. 2. Технологии информационного моделирования
      • 1. 2. 3. Инструментарий для автоматизированного построения информационных моделей
    • 1. 3. Использование информационного моделирования для системного анализа проблемы взаимодействия субъектов производственно -образовательного кластера
    • 1. 4. Выводы по главе 1
  • 2. Методический подход к построению модели сетевого взаимодействия субъектов производственно — образовательного кластера
    • 2. 2. Концептуальная модель взаимодействия организаций-работодателей и учреждений образования с учетом научно-технического прогресса
    • 2. 3. Построение перспективной модели сетевого взаимодействия с учетом принципов Болонского процесса
    • 2. 4. Базовая фрактальная стратифицированная (ФС) модель, методические принципы выделения слоев ФС-модели
    • 2. 5. Методика построения модели сетевого взаимодействия учреждений профессионального образования и работодателей
      • 2. 5. 1. Проведение информационного обследования с целью сбора данных для конкретизации моделей
      • 2. 5. 2. Структурирование и классификация информационных объектов для построения системы онтологий для описания слоев ФС-модели
      • 2. 5. 3. Разработка инфологической модели данных и моделей функциональной деятельности производственно — образовательного процесса
      • 2. 5. 4. Разработка компетентностной модели специалиста с учетом критериев Болонского процесса
    • 2. 6. Выводы по главе 2
  • 3. Разработка модели взаимодействия учреждений профессионального об -разования в интересах работодателей макрорегиона (на примере Дальневосточного и Байкальского регионов)
    • 3. 1. Сбор информации о крупных промышленных предприятиях макрорегиона и их потребности в специалистах
    • 3. 2. Сбор информации об образовательных учреждениях, имеющих возможность подготовки специалистов по требуемым специальностям
    • 3. 3. Конкретизация модели сетевого взаимодействия учреждений профессионального образования
      • 3. 3. 1. Типовые инфологические модели субъектов производственно -образовательного кластера
      • 3. 3. 3. Примеры бизнес-процессов кафедры технического ВУЗа, учитывающих взаимодействие с организациями-работодателями
    • 3. 4. Инструментальные средства поддержки сетевого взаимодействия
    • 3. 5. Выводы по главе 3

Системный анализ и информационное моделирование взаимодействия субъектов производственно-образовательного кластера (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Дальневосточный и Байкальский регион являются для Российской Федерации одной из важнейших баз сырьевых ресурсов. Основу промышленности регионов составляют топливно-энергетический комплекс, цветная металлургия, минерально-сырьевой комплекс, машиностроение, металлообработка, лесопромышленный комплекс, агропромышленный комплекс, транспорт, пищевая (в том числе рыбная) промышленность.

Для полноценного экономического развития региона требуется создание транспортной инфраструктуры, а для развития энергоемких производстврасширение энергетических мощностей и строительство линий электропередач.

Природно-ресурсный потенциал определяется значительными месторождениями нефти и газа, освоение которых позволяет превратить регион в один из ведущих нефтегазодобывающих регионов страны и создать условия для развития химической промышленности.

Реализация инвестиционных проектов, основанных на использовании богатого сырьевого потенциала восточных регионов страны — наиболее очевидный элемент развития Дальнего Востока и Байкальского региона. Реализация этих проектов позволит создать условия для развития других секторов экономики, а также будет способствовать созданию новых рабочих мест.

В то же время реализация крупнейших инвестиционных проектов, как и программ экономического развития Дальнего Востока и Байкальского регионов потребует комплекса мер со стороны государства, в том числе по выработке политики в сфере профессионального образования всех уровней (начального, среднего, высшего), отвечающей нуждам экономики, в т. ч. спросу со стороны новых инвестиционных проектов. Основные направления социально-экономического развития региона наглядно демонстрируют возрастающую потребность в специалистах различных профилей. Требуются специалисты, обладающие полным набором необходимых компетенций, готовые работать на современных производствах без доучивания и переучивания. Та3 кого уровня возможно достичь, реализовав сквозную модель подготовки специалистов в тесной взаимосвязи всех звеньев одной цепи: школа — среднее специальное учебное заведение (ССУЗ) — высшее учебное заведение (ВУЗ) -организации-работодатели, при условии мобилизации возможностей научно-образовательных систем географически связанных между собой регионов, тем более, что стратегии экономического развития Иркутской области и Дальневосточного и Забайкальского регионов тесно связаны между собой крупнейшими инвестиционными проектами. К данному региону проявляют повышенный интерес крупнейшие, стабильные и финансово мощные компании (ОАО «Газпром», ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО НК «Роснефть», ООО «Иркутская нефтяная компания» и др.). Стремясь эффективно развивать свой бизнес, эти компании вынуждены учитывать объективные особенности макрорегиона и, в том числе такую значимую как ограниченность трудовых ресурсов и особенно существенную нехватку квалифицированных работников разного уровня. Это объективно требует подготовки специалистов всей производственной цепочки, соответствующих международным стандартам обучения и корпоративным требованиям работодателей, поэтому крупный высокотехнологичный бизнес ищет возможности подготовки нужных ему специалистов в регионах, на территории дислокации своих предприятий. Объективный характер этих проблем указывает, что для их решения требуется интеграция усилий образовательных учреждений всех уровней для решения актуальных кадровых задач работодателя.

Современная ситуация в области подготовки специалистов характеризуется как разобщенностью учреждений профессионального образования, так и слабыми связями их с организациями-работодателями. Фактически отсутствуют, за редким исключением, устойчивые цепочки «школа — среднее специальное учебное заведение (ССУЗ) — высшее учебное заведение (ВУЗ)». Динамика современной жизни, а особенно динамика развития информационных технологий приводят к тому, что более инерционный учебный процесс не всегда успевает за всеми нововведениями. Результатом является все возрастающее недовольство работодателей качеством подготовки специалистов. В 4 то же время зачастую отсутствуют четкие требования работодателей к квалификации выпускаемых специалистов, и, как следствие, четкие критерии оценки компетенции выпускаемых специалистов.

Проблема усугубляется и тем, что современные реалии требуют при оценке компетенции специалистов руководствоваться не только профессиональными стандартами, но и критериями Болонского соглашения, которые включают такие компетенции, как: коммуникация на родном языке, коммуникация на иностранном языке, математические навыки, базовые навыки в естественных науках и технике, навыки в области информационно-коммуникационных технологий, навыки непрерывного обучения, навыки межличностного общения, правовая компетенция, предпринимательские способности.

Таким образом, становится очевидной проблема взаимодействия между учреждениями профессионального образования и организациями-работодателями, которые образуют производственно — образовательный кластер. Решение этой проблемы требует активного развития взаимодействия образовательных учреждений для расширения доступности образовательных услуг, предоставления потребителям этих услуг разнообразных образовательных программ, технологий и инструментария обучения, вовлечения и передачи в единое образовательное пространство информационных ресурсов образовательных учреждений всех уровней.

В то же время отсутствует научно-обоснованный подход для решения поставленной проблемы. Требуется создание методических основ такого подхода, включающих проведение системного анализа, разработку методик информационного моделирования взаимодействия субъектов образовательного кластера, разработку инструментальных средств поддержки взаимодействия и технологии их применения.

Актуальность решения поставленной проблемы подтверждается тем, что по заказу Федерального агентства образования в 2007 г. Иркутским государственным техническим университетом (ИрГТУ) был выполнен проект «Разработка и апробация модели сетевого взаимодействия учреждений профессионального образования в интересах работодателей макрорегиона (на примере Дальневосточного и Байкальского регионов)», направленный на решение вышеперечисленных задач. Проект выполнялся при активном участии автора. Представляемая работа включает выполненные автором обобщение и развитие научных результатов этого проекта.

Таким образом, актуальность выполнения данной работы определяется следующими факторами:

1. Объективной необходимостью подготовки квалифицированных специалистов разного уровня, соответствующих международным стандартам обучения и корпоративным требованиям работодателей.

2. Необходимостью активного взаимодействия между субъектами единого производственно — образовательного кластера.

3. Необходимостью создания методических основ научно-обоснованного подхода для решения проблемы взаимодействия субъектов производственно — образовательного кластера.

4. Целью работы является: создание научно — методических основ информационного моделирования взаимодействия субъектов производственно-образовательного кластера.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Основные задачи работы:

1. Системный анализ проблемы взаимодействия субъектов производственно-образовательного кластера.

2. Анализ современных подходов к информационному моделированию, и инструментальных средств их поддержки и выбор подходов, наиболее адекватных поставленной проблеме.

3. Сбор информации об учреждениях профессионального образования и организациях-работодателей макрорегиона (Дальневосточный и Байкальский регионы) и ее системный анализ.

4. Разработка методики построения информационной модели сетевого взаимодействия субъектов производственно-образовательного кластера как совокупности методик построения типовых информационных моделейразработка типовых моделей и их конкретизация для макрорегиона (Дальневосточный и Байкальский регионы).

5. Определение базовых компонентов инструментальной поддержки сетевого взаимодействия субъектов производственно-образовательного кластера, их проектирование и реализация.

Новизну составляют и на защиту выносятся следующие положения:

1. Впервые предлагается использование информационного моделировании одновременно как инструмента системного анализа взаимодействия субъектов производственно-образовательного кластера макрорегиона и как средства визуализации результатов выполненного анализа.

2. Разработан методический подход к информационному моделированию взаимодействия субъектов производственно-образовательного кластера, базирующийся на выделении слоев однотипных информационных объектов и включающий:

• методические рекомендации по классификации информационных объектов и выделению базовых слоев;

• методику разработки модели сетевого взаимодействия субъектов производственно-образовательного кластера как совокупности методик построения типовых информационных моделей;

• систему типовых инфологических и онтологических моделей и моделей функциональной деятельности.

3. Предложено расширение понятия ИТ-инфраструктуры, применительно к производственно-образовательному кластеруразработаны архитектура и алгоритмы реализации базовых компонентов ИТинфраструктуры для поддержки взаимодействия субъектов производственно-образовательно го кластера.

Практическая значимость. Разработанные методики, модели и программные компоненты применены при выполнении проекта «Разработка и апробация модели сетевого взаимодействия учреждений профессионального образования в интересах работодателей макрорегиона (на примере Дальневосточного и Байкальского регионов)» по заказу Федерального агентства образования (проект № Ф-302, контракт П657, 2007 г.) и используются в учебном процессе на кафедре Автоматизированных систем Кибернетического факультета ИрГТУ.

Личный вклад. Результаты, составляющие новизну и выносимые на защиту, получены лично автором.

Публикации. По теме диссертационной работы опубликовано 7 работ, две — в изданиях, рекомендованных ВАК.

В первой главе рассматривается понятие производственно-образовательного кластера и его разновидности: образовательный, научно-образовательный, научно-производственно-образовательный. В данной работе используется понятие «производственно-образовательный кластер», с целью подчеркнуть первоочередную важность для макрорегиона взаимосвязей технических ВУЗов и промышленных предприятий. Производственно-образовательный кластер включает как учреждения профессионального образования: ВУЗы, средние специальные учебные заведения (ССУЗы), профильные школы, так и промышленные предприятия макрорегиона и научные организации.

Анализируются существующие технологии информационного моделирования: структурное, объектное, агентное, онтологическое и инфологиче-ское моделирование. Приведено обоснование выбора технологий и инструментальных средств информационного моделирования, используемых в данной работе.

Предлагается использование информационного моделирования как инструмента системного анализа проблемы взаимодействия субъектов производственно-образовательного кластера. Рассматриваются основные этапы системного анализа проблемы и поиска ее решения.

В работе вводится понятие «модель сетевого взаимодействия субъектов производственно — образовательного кластера», которое трактуется как сово8 купность информационных моделей (инфологических, онтологических, моделей функциональной деятельности), описывающих все составляющие процесса взаимодействия (субъекты и отношения между ними).

Во второй главе рассматривается предлагаемый автором методический подход к построению модели сетевого взаимодействия. Автором предлагается разработка модели на основе фрактального стратифицированного подхода к структурированию знаний, предложенного в 1990;х гг. JI.B. Массель и развиваемого под её руководством в настоящее время.

Далее рассматривается концептуальная модель взаимодействия организаций-работодателей и учреждений образования с учетом научно-технического прогресса. Анализируется существующая модель взаимодействия вузов и предлагается перспективная модель сетевого взаимодействия, в которой выделены субъекты производственно-образовательного кластера.

В качестве первого этапа решения проблемы взаимодействия организаций — работодателей и учреждений профессионального образования предложено информационное моделирование, а именно разработка базовой фрактальной модели сетевого взаимодействия (ФС-модели).

Далее приведена методика построения модели сетевого взаимодействия учреждений профессионального образования и работодателей, описаны образующие ее методики.

Третья глава посвящена разработке модели взаимодействия учреждений профессионального образования в интересах работодателей макрорегиона (на примере Дальневосточного и Байкальского регионов). В начале главы систематизирована собранная информация о крупных промышленных предприятиях макрорегиона и их потребности в специалистах, во втором разделе — информация об образовательных учреждениях, имеющих возможность подготовки специалистов по требуемым специальностям.

На базе собранной информации выполнена конкретизация модели сетевого взаимодействия учреждений профессионального образования: построены инфологические модели для всех субъектов производственно-образовательного кластера, приведены примеры онтологий слоев ФС-модели и диаграммы бизнес-процессов на примере кафедры технического ВУЗа, учитывающие взаимодействие с организациями-работодателями. Сформулированы рекомендации по применению и развитию модели сетевого взаимодействия.

Для поддержки взаимодействия субъектов производственно-образовательного кластера предложено создать ИТ—инфраструктуру, важной частью которой является информационная инфраструктура. Выделены ее базовые компоненты, одним из которых является интеллектуальная информационно-справочная система. Приведены ее архитектура и алгоритмы реализации.

Результаты диссертационной работы использованы при выполнении проекта ИрГТУ «Разработка и апробация модели сетевого взаимодействия учреждений профессионального образования в интересах работодателей макрорегиона (на примере Дальневосточного и Байкальского регионов)» (Проект № Ф-302, контракт П657), выполненного по заказу Федерального агентства образования в 2007 г. и применяются в учебном процессе на кафедре Автоматизированных систем Кибернетического факультета ИрГТУ.

Автор выражает глубокую благодарность своему руководителю, д.т.н., профессору Массель Людмиле Васильевне, сотрудникам кафедры Автоматизированных систем Кибернетического факультета ИрГТУ, сотрудникам Управления информационных систем и технологий ИрГТУ и сотрудникам лаборатории Информационных технологий Института систем энергетики им. JI.A. Мелентьева СО РАН за полезные замечания и помощь при выполнении диссертационной работы.

3.5. Выводы по главе 3.

В главе приведены сведения об ИрГТУ, подтверждающие наличие и эффективность функционирования производственно-образовательного кластера, в котором ИрГТУ играет важную роль. Учитывая ведущую роль этого ВУЗа в рассматриваемом регионе, ряд положений диссертационной работы иллюстрируется примерами, связанными с ИрГТУ.

Систематизирована собранная информация о крупных промышленных предприятиях макрорегиона и их потребности в специалистах, а также информация об образовательных учреждениях, имеющих возможность подготовки специалистов по требуемым специальностям,.

С использованием этой информации построена система мифологических и онтологических моделей и моделей функциональной деятельности, отображающие и иллюстрирующие результаты выполненного системного анализа собранной информации.

По аналогии с ИТ-инфраструктурой научных исследований предложена архитектура ее базовой составляющей — информационной инфраструктуры. Определен состав, базовых компонентов информационной инфраструктуры: базы данных, репозитарий и интеллектуальнаяинформационно-справочная системы. Реализованапервая очередь интеллектуальная информационно-справочной системы: выполнены проектирование базы данных и пользовательского интерфейсаразработка основных алгоритмов и реализация информационно-справочной системы.

Заключение

.

В диссертационной работе получены следующие результаты:

1. Выполнен анализ современных подходов к информационному моделированию и инструментальных средств их поддержки;

2. Выполнены сбор и системный анализ информации о субъектах производственно-образовательного кластера макрорегиона, включающего Дальневосточный и Байкальский регионы^ с использованием информационного моделирования и современных CASE-средств.

3.: Предложен методический подход к информационному моделированию взаимодействия субъектовшроизводственно-образовательного кластера-базирующийся на выделении. слоев однотипных информационных объектов и включающий:;

• методические рекомендации по классификации информационных объектови выделению базовых слоев;

• методику разработки модели сетевого взаимодействия субъектов производственно-образовательного кластера как совокупностиметодик построения типовых информационных моделей;

• систему типовых инфологических и онтологических моделей и моделей функциональной-деятельности.

4. Построены система онтологий, типовых инфологических моделей и моделей функциональной деятельности для проектирования ИТ-инфраструктуры производственно-образовательного кластера.

5. Предложена, архитектура информационной инфраструктурысубъектов производственно-образовательного кластера, как составляющей ИТ-инфраструктуры, и определены основные компоненты инструментальной поддержки сетевого взаимодействия: совокупность баз данных субъектов производственно-образовательного кластера, репозитарий, включающий их описания, и интеллектуальная информационно-справочная система.

6. Разработаны архитектура и алгоритмы реализации интеллектуальной информационно-справочной системы, включающей базу данных и базу знаний на основе онтологий и продукционных правил для поддержки взаимодействия субъектов образовательного кластера.

7. Разработан перечень типовых запросов, выполнены проектирование и реализация базы данных и информационно-справочной системы на ее основе.

Результаты диссертационной работы использованы при выполнении проекта ИрГТУ «Разработка и апробация модели сетевого взаимодействия учреждений профессионального образования в интересах работодателей макрорегиона (на примере Дальневосточного и Байкальского регионов)» (Проект № Ф-302, контракт П657), выполненного по заказу Федерального агентства образования в 2007 г. и применяются в учебном процессе на кафедре Автоматизированных систем Кибернетического факультета ИрГТУ.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Сайт Департамента образования г. Москва http://www.educom.ru/m/department/news/newsdetail.php?1.=6088
  2. М. Международная конкуренция.: Пер. с англ. Под ред. И с предисловием В. Д. Щетинина. М.: Международные отношения, 1993.- 896 с.
  3. В.П. Кластеры предприятий: пути создания и результативность функционирования. http://subcontract.m/Docum/DocumShow DocumID 133. html
  4. Т.В. Кластерная теория экономического развития // «Теория и практика управления» -2003. № 5
  5. А.А. Теоретические аспекты формирования конкурентоспособных кластеров в странах с переходной экономикой.// Вестник КРСУ2002. № 3 — http://www.krsu.edu.kg/vestnik/2002/v3/al 5. html
  6. Ю.Б. Теория конкуренции и задачи повышения конкурентоспособности российского образования // Высшее образование в России. 2007. — № 1.-С. 26−43
  7. Д.Ю., Корецкий Г. А. Контуры регионального образовательного кластера // Экономика региона. Из-во ВлГУ.- 2007.- № 18 (часть 2).- С
  8. Тамара Дайн. Красноярский образовательный кластер http://www.krasprof.ru/content/113/%d2%e5%Q%fl %?2%20%d2.%20%c4%e0o/o e9%ed%202.htm Сайт агентства профессионального образования и науки администрации Красноярского края
  9. Джаудат Файзрахманов На пути инноваций: образовательный кластер в АПК http://ao.nica.ru/index.php?id=127
  10. П.Глушков В. М. Гносеологическая природа информационного моделирования. // Вопросы философии. 1963. — № 10.
  11. В.М. Введение в анализ, синтез и моделирование систем. БИНОМ. Лаборатория знаний, Интернет-университет информационных технологий ИНТУИТ.ру, 2006. — 246 с.
  12. . Фрактальная геометрия природы. — М.: «Институт компьютерных исследований», 2002.- 666 с.
  13. Е. Фракталы: Пер. с англ.- М.: Мир, 1991.- 254 с.
  14. Н.П. Моделирование сложных систем. — М.: Наука, 1978.-339 с. 16. Стандарт ГОСТ 34.601−9017. Стандарт IEEE Std 610.12,
  15. А.В. Моделирование систем. Учебное пособие. — Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2000.-268 с.
  16. А.В., Пак Н.И., Хеннер Е. К. Информатика. М.: Академия, 2003.
  17. А. М., Проектирование программного обеспечения экономических информационных систем: Учебник М.: Финансы и статистика, 2007.
  18. Методология функционального моделирования IDEF0: Руководящий документ. / ИПК Издательство стандартов, 2000.
  19. Вендров A.M. CASE-технологии. Современные методы и средства проектирования информационных систем.-М.: Финансы и статистика, 1998.-176 с.
  20. Маклаков С.В. Case средства разработки информационных систем.-М.: Диалог -МИФИ, 2000.-256 с.
  21. IDEF0 и опыт разработки. Секреты моделирования и проектирования бизнес-процессов //Открытые системы.- 2002.- № 9.
  22. Д.А., МакГоуэн К. Методология структурного анализа и проектирования. М.: МетаТехнология, 1993.
  23. Калянов Г. Н. CASE. Структурный системный анализ (автоматизация и применение). М.: Издательство «ЛОРИ», 1996.- 242 с.
  24. Chen P.P. The entity-relationship model: toward a unified view of data // ACM Trans. Database System.- 1976.- № 1. P. 9−36.
  25. И. Объектно-ориентированные методы. Принципы и практика. — М: Изд-во «Вильяме», 2006.- 400 с.
  26. Э., Хелм Р., Джонсон Р., Влиссидес Дж. Приемы объектно-ориентированного проектирования. Паттерны проектирования. СПб: Питер, 2001.-368 с.
  27. Буч Г. Объектно-ориентированное проектирование с примерами применения. М.: Конкорд, 1992. 376 с.
  28. С., Меллор С. Объектно-ориентированный анализ: моделирование мира в состояниях. Киев «Диалектика» 1993.- 240 с.
  29. Крэг Ларман. Применение UML 2.0 и шаблонов проектирования.- М: Изд-во «Вильяме», 2006. — 736 с.
  30. Буч Г., Якобсон А., Рамбо Дж. UML. Классика CS. 2-е изд./ Пер. с англ.- Под общей редакцией проф. С. Орлова -СПб.: Питер, 2006. -736 с.
  31. Ивар Якобсон, Магнус Кристиансон, Ларри Костантайн. Метод OOSE: подход, управляемый видами использования. http://wvm.math.sfedu.ru/smalltalk/usecase.ru.html36. Официальный сайт OMG
  32. Е.М., Петрухин В. А. Методы и средства инженерии программного обеспечения. М.: МФТИ, 2006. -304 с.
  33. А. В. Борщёв. Практическое агентное моделирование и его место в арсенале аналитика. http://www.gpss.rU/immod05/p/borshev/index.html
  34. А. Т. Введение в исследование операций.- Диалектика: Киев, v Вильяме, 2005. -912 с.
  35. Джей Форрестер Индустриальная динамика. М.: Прогресс, 1971.
  36. Джей Форрестер, Мировая динамика. -М.: ACT, 2003.- 379 с.
  37. Г. Г., Потапов А. Б., Подлазов А. В. Нелинейная динамика: подходы, результаты, надежды. -М.: УРСС, 2006.
  38. , Ю. Г. Имитационное моделирование систем. Введение в моделирование с AnyLogic 5. — СПб: БХВ-Петербург, 2006. — 400 с.
  39. В.В., Бахвалова З. А., Агентное моделирование взаимодействия субъектов образовательного кластера // Труды XIII Байкальской Всероссийской конференции, ч. II.- Иркутск: ИСЭМ СО РАН, 2008. С. 284−290.
  40. Син Б. Палмер: «Семантический Web: введение» http://www.gridclub.ru/libraiT/publication.2007−01−23.2 882 229 210
  41. Gruber Т.А. Translation Approach to Portable Ontology Specifications // Knowledge Acquisition, 5(2), 1993. P. 199−220
  42. Г. Стандарт онтологического исследования IDEF5. http://www.olap.ru/home.asp7artId-26 848. Краткое введение в RDFhttp://xmlhack.ru/texts/Q6/rdf-quickintro/rdf-quickintro.html
  43. OWL, язык веб-онтологий. Краткий обзор http://www.w3.org/TR72004/REC-owl-features-2004Q21О/
  44. Овдей О. М, Проскудина Г. Ю. Обзор инструментов инженерии онтологий http://www.elbib.ru/index.phtml?page=elbib/rus/iournal/2004/part4/op
  45. Д., Лоховски Ф. Модели данных: Пер. с, англ.- М.: Финансы и статистика, 1985, — 334 с.
  46. В.В. Бойко, В. М. Савинков, «Проектирование баз данных информационных систем», М.: Финансы и статистика, 1989.- 351 с.
  47. А.Ю. Введение в системы управления базами данных. Часть 2. Нормальные формы отношений и транзакции: Учебное пособие/Уфа: Изд-е Башкирского ун-та, 1999. 138 с.
  48. CASE-средство Erwin http. V/www.erwin.ru
  49. AllFusion Process Modeler 7 (BPwin)h ttp:// www, i nterface. ru/hom e. asp? ar tld= 102
  50. Л.И. Экономико математический словарь. — М.: Наука, 1987.- 510 с.
  51. Болыиая советская энциклопедия. Т.1- М., 1972.58.0птнер С. Л. Системный анализ для решения деловых и промышленных проблем / Пер. с англ. С. П. Никанорова.- М: Советское радио, 1969.
  52. Р. Планирование будущего корпорации. М.: Мир, 1985. — 185с.
  53. Н. Кибернетика или управление и связь в животном и машине. -М.: Наука, 1983.-344 с.
  54. М., Мако Д., Такахара И. Теория иерархических многоуровневых систем. М.: Мир, 1973. — 312 с.
  55. Ф.И., Тараеенко Ф. П. Введение в системный анализ: Учебное пособие. -М.: Высшая школа, 1997. — 389 с.
  56. В.Н., Денисов А. А. Основы теории систем и системного анализа. СПб.: СПбГТУ, 1997. — 510 с.
  57. С. П. Системный анализ: этап развития методологии решения проблем в США. // Системное управление — проблемы и решения. — 2001. — Выпуск 12. С. 62−87.
  58. B.C. Автоматизация системных исследований в альтернативной энергетике. Диссертация.д.т.н. (05.13.01) — Краснодар: КубГТУ, 2001. 472 с.
  59. Э. X. Инфодинамика. Обобщённая энтропия и негэнтропия. Таллинн, 1998. — 200 с.
  60. В.Н. Основы системного анализа: Учеб. пособие. — СПб.: Бизнес-Пресс, 2000. 326 с.
  61. США: современные методы управления / Отв. ред. Б. З. Мильнер. М.: Наука, 1971.-261 с.
  62. Л.В., Бахвалова З.А, Бахвалов С. В. Информационное моделирование взаимодействия субъектов образовательного кластера // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. ИрГУПС. 2008. — 3(19). -С. 109−115.
  63. Л.В. Фрактальный подход к построению информационных технологий / В кн.: Л. Д. Криворуцкий, Л. В. Массель. Информационная технология исследований развития энергетики.- Новосибирск: Наука, 1995.- С. 40−67.
  64. Hutchinson J. Fractals and self-similarity // Indiana Univ. Math. J. 1981. V. 30, N5. P. 713−747.
  65. Фракталы в физике// Труды VT Межд. симпозиума по фракталам в физике. -М.: Мир, 1988.-682 с.
  66. Пайтген Х.-О., Рихтер П. X. Красота фракталов. — М.: «Мир», 1993.
  67. А.Д. Введение в теорию фракталов.- Институт компьютерных исследований (Москва-Ижевск), 2002.-160с.
  68. Фракталы и кластеры в информационном пространстве http://www.it2b.ru/it2b2.view2.pagell6.htm
  69. Приказ Минобрнауки РФ от 25 апреля 2005 г. № 126.
  70. Сетевое взаимодействие вузов по основным направлениям Болонского процесса на основе информационно-коммуникационных технологий. http://bp.unn.ru/
  71. М.Р. Кагаловский. Перспективные технологии информационных систем. -ДМК Пресс- Компания АйТи. -288 с.
  72. В.В.Корнеев, А. Ф. Гареев, С. В. Васютин, В. В. Райх. Базы данных. Интеллектуальная обработка информации. -Нолидж- -352 с.
  73. Т.А., Червинская К. Р. Извлечение и структурирование знаний для экспертных систем.- М.: Радио и связь, 1992.- 200 с.
  74. Т.А., Хорошевский В. Ф. Базы знаний интеллектуальных систем. Спб: Питер, 2000. — 384 с
  75. О.Г. Системные исследования и информационные технологии оценки компетентности студентов //Автореферат диссертации на соискание ученой степени докт. техн. наук.- Томск: ТПУ, 2007.
  76. К.Дж.Дейт. Введение в системы баз данных.- М.: Наука, 1980.-463 с.
  77. В.И. Образовательный стандарт. Опыт системного исследования. В. Новгород: НовГУ им. Я. Мудрого, 1999. — 440 с
  78. А.Ф., Чириков С. В., Ямпольский В. З. Системы управления знаниями (методы и технологии) Томск: Изд-во HTJI, 2005. — 260 с.
  79. А.И., Боев О. В., Криушова А. А. Качество инженерного образования: мировые тенденции в терминах компетенций //Высшее образование в России.- 2006.- № 8. С. 9 -18.
  80. JI.B., Болдырев Е. А., Макагонова Н. Н., Копайгородский А. Н., Черноусов А. В. ИТ-инфраструктура научных исследований: методический подход и реализация //Вычислительные технологии, т.11, 2006.- С. 59−67.
  81. А.Н., Массель JI.B. Разработка и интеграция основных компонентов информационной инфраструктуры научных исследований // Вестник ИрГТУ. 2006. — № 2 (26). — С. 20−24
  82. З.А. Информационное моделирование и инструментальная поддержка взаимодействия субъектов образовательного кластера // Вычислительные технологии, т. 13, ч. 1. -2008. — С. 221 —227.
  83. A.M., Бахвалов С. В., Бахвалова З. А., Массель JI.B., Трипутина В. В., Макагонова Н. Н. Модель сетевого взаимодействия учреждений профессионального образования и организаций-работодателей // Вестник ИрГТУ. — 2008. С. 56−62.
  84. Л.В., Бахвалова З. А., Трипутина В. В., Макагонова Н. Н. Инфоло-гическое моделирование субъектов образовательного кластера // Труды XIII Байкальской Всероссийской конференции, ч. II. Иркутск: ИСЭМ СО РАН, 2008. — С. 279−284.
  85. Л.В., Бахвалова З. А., Макагонова Н.Н, Трипутина В. В. Онтологическое моделирование субъектов образовательного кластера / // Труды XIII Байкальской Всероссийской конференции, ч. II. Иркутск: ИСЭМ СО РАН, 2008. — С. 267−278.
Заполнить форму текущей работой