Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Национальные общественные организации на Кубани: основные этапы и тенденции развития

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В российском и зарубежном социогуманитарном знании за последние де- • сятилетия возросла популярность идеи мультикультурализма, которая подразумевает сосуществование в границах одного государства различных этнокультурных, конфессиональных и других образований, имеющих право на публичную репрезентацию и сохранение своих особенных черт, образа жизни, продиктованного культурной спецификой. Однако… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Национальные общественные организации дореволюционной Кубани
    • 1. 1. Исторические предпосылки возникновения национальных общественных организаций
    • 1. 2. Создание и основные направления деятельности национальных общественных организаций
  • Глава 2. Трансформация национальных объединений в советский период
    • 2. 1. Национальная политика советской власти и национальные организации в 1920-е гг
    • 2. 2. Особенности национальной консолидации в контексте эволюции национальной политики в 1930—1980-е гг
  • Глава 3. Возрождение национальных организаций на Кубани в конце XX- начале XXI в
    • 3. 1. Социально-политические изменения рубежа 1980-х-1990-х гг. и возрождение национальных общественных организаций
    • 3. 2. Организационно-правовая база и основные тенденции в деятельности национальных общественных организаций
  • Кубани
    • 3. 3. Общее и особенное в деятельности национальных организаций на разных исторических этапах

Национальные общественные организации на Кубани: основные этапы и тенденции развития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Уже более века деятельность национальных общественных организаций является неотъемлемой составляющей общественно-политической и культурной жизни Кубани. На разных этапах они играли важную роль в развитии межнационального диалога.

В российском и зарубежном социогуманитарном знании за последние де- • сятилетия возросла популярность идеи мультикультурализма, которая подразумевает сосуществование в границах одного государства различных этнокультурных, конфессиональных и других образований, имеющих право на публичную репрезентацию и сохранение своих особенных черт, образа жизни, продиктованного культурной спецификой. Однако роль и место общественных организаций в данном процессе пока слабо актуализируется. Учитывая сложившуюся гносеолологическую ситуацию, представляется важным исследовать на конкретно-историческом материале взаимодействие национальных общественных организаций и властных структур, концепции, формы, методы функционирования национальных организаций в полиэтничном регионе. Назрела потребность в освоении широкого круга источников.

Введение

их в научный оборот будет стимулировать будущие исследования в области социально-политической истории.

Актуальность изучения темы обусловлена отсутствием комплексных трудов, как на общероссийском, так и на локальном уровне. Долгое время вопросы национальной самоорганизации граждан в силу идеологических принципов находились вне поля зрения ученых.

Ростом количества национальных объединений, активными поисками оптимальных решений в сфере межнациональных отношений продиктована необходимость тщательного изучения практик национальной самоорганизации, в том числе применительно к конкретному региону, что и предпринято в представленной диссертации. Осмысление истории и современного состояния национальных организаций имеет большое значение для оптимизации форм национальной консолидации и выработки солидарных действий в сфере культуры. Результаты исследования могут оказать положительное влияние на гармонизацию отношений между национальными организациями и другими акторами гражданского общества в условиях поликультурного пространства Кубани.

Объектом диссертационного исследования являются общественно-политические и культурные процессы на Кубани в конце XIX — начале XXI в., предметом — национальные общественные организации: их эволюция, основные направления деятельности, роль и место в полиэтничном социуме на различных исторических этапах.

Хронологические рамки исследования — конец XIX — начало XXI в. -обусловлены временем основания первых национальных организаций на Кубани (с 1889 г.) и их возрождения на современном этапе как одной из важных составляющих социально-политического и культурного пространства.

Территориальные рамки работы ограничены Краснодарским краем и Республикой Адыгея с учетом всех административно-территориальных преобразований, произошедших в конце XIX — XX в.1.

Историография проблемы построена по проблемно-хронологическому принципу, позволившему при вычленении значимых этапов и тенденций учитывать политические трансформации и изменения подходов к оценке и изучению процессов и явлений. В качестве основных выделяются дореволюционный, советский и постсоветский этапы.

До настоящего времени обозначенная тема не была предметом специального исследования. В наличествующем массиве работ рассматриваются лишь отдельные ее аспекты в рамках истории общественных организаций в России, решения национального вопроса, истории Кубани как полиэтничного региона.

В работах первого периода — дореволюционного — формируются начальные представления об истории общественных инициатив. Появление общест.

1 Основные административно-территориальные преобразования на Кубани (1793−1985 гг.). — Краснодар, 1986. — С. 8,28, 35, 64, 65. венных организаций в дореволюционной России стимулировало разработку нормативно-законодательных, делопроизводственных и других документов, касающихся деятельности обществ. Начало исследованиям было положено И. Е. Андреевским (в 1870-х гг. вышел его двухтомный курс с описанием русского и зарубежного законодательства, краткими сведениями об основных легальных российских обществах того времени). В 1897 г. в «Энциклопедическом словаре» Брокгауза и Ефрона появилась статья под названием «Общества"3. Аналогичный характер имела словарная статья в справочном издании «Россия: ее настоящее и прошедшее"4. Основную массу дореволюционной литературы составили работы по истории отдельных обществ5.

На региональном уровне из общественных организаций Кубани исследо-' вались Екатеринодарское женское благотворительное общество6, Община сесп тер милосердия. Аналитический характер носили отчеты самих общественных организаций, в том числе и национальных, по основным направлениям деятельности8.

Кубань как многонациональный регион мало интересовала исследователей в дореволюционный период. Из национальных меньшинств, находившихся на данной территории, наиболее подробно изучены немецкие колонисты9 и черке-согаи (их история и социальная организация)10.

2 Андреевский И. Е. Полицейское право: в 2 т. — СПб., 1874.

3 Энциклопедический словарь / Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. — Т. 42. — СПб., 1897. — С. 607−628.

4 Россия: ее настоящее и прошедшее. — М., 1900.

5 Григорьев Н. И. Русские общества трезвости, их организация и деятельность в 1892— 1893 гг. — СПб., 1894- Нейдинг И. Медицинские общества в России. — М., 1897- Краткий исторический очерк деятельности Общества технологов. — СПб., 1894- Общество гражданских инженеров. 1894−1899. — СПб., 1900 и др.

6 Екатеринодарское женское благотворительное общество: ист. очерк. — Екатеринодар,.

— Б.м. — Б.д.

7 Краткий очерк образования и развития Кубанской общины сестер милосердия Российского общества Красного Креста. — Екатеринодар, 1915.

8 Отчет Екатеринодарского отделения Армянского благотворительного общества на Кавказе за 1908 г. — Екатеринодар, 1909.

9 Городецкий Б. М. Немецкое землевладение на Кубани // Кубанский сборник. — Т. 20. -Екатеринодар, 1915; Кириченко Н. Год у немецких колонистов // Кубанский сборник. — Т. 6.

— Екатеринодар, 1900; Твалчрелидзе А. Колонии меннонитов Вольдемфюрст и Александр

Таким образом, несмотря на интерес к истории развития общественных объединений, национальные организации на общероссийском и на региональном уровне в дореволюционный период не рассматривались.

На разных этапах советской историографии приоритеты в изучении истории национальных отношений и национальной самоорганизации малых народов менялись, однако история национальных общественных организаций как таковая не актуализировалась: повседневные организованные действия людей по участию в социально-культурной жизни виделись менее значимыми, чем политическая активность. Все дореволюционные общества делили на «дворянские», «буржуазные», «рабочие» и «крестьянские». Национальные отношения в царской России не изучались под углом гражданских инициатив малых народов.

Существовавшие в отдельных регионах СССР в 1920;е — начале 1930;х гг. национальные организации специально не рассматривались, приоритет был отдан объединениям советских граждан, находившимся под непосредственным руководством партии (Союз воинствующих безбожников СССР, ОСОАВИА-ХИМ11 и др.). Наибольший интерес исследователей привлекала история профсоюзов, комсомола, кооперации12.

В 1970;е гг. активно разрабатывался концепт «общественная организация». Было выработано ставшее общепринятым определение общественной организации: добровольное, самоуправляющееся, надлежащим образом оформленное объединение граждан, регулярно действующее для достижения определенных политических, социально-экономических или культурных целей непроизводстфельд // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. — Т. 5. — Тифлис, 1886. — С. 209−231- Дмитриенко И. И. Сборник исторических материалов по истории ККВ. -СПб., 1898. Розенберг Л. К. Среди кубанцев: очерки и рассказы. — Екатеринодар, 1905.

10 Щербина Ф. А. История Армавира и черкесогаев. — Екатеринодар, 1916; Шаган-Симон. Памятник четырехголосному хору. — Тифлис, 1914 (на арм. яз.).

11 XV лет Союза воинствующих безбожников СССР. — М., 1940; Кобел ев П.П. XX лет ОСОАВИАХИМА. — М., 1947.

12 История профсоюзов СССР: учеб. пособие. — М., 1969; Булатов И. Г. Борьба КПСС за развитие кооперативного движения в СССР (1921;1923 гг.) — М., 1961; Ленинский комсомол. Очерки по истории ВЛКСМ. — М., 1963 и др. венного и некоммерческого характера. Большое внимание теории общественных организаций уделяли юристы А. Ф. Брянский, Ц. А. Ямпольская, В.Д. Перевалов13. Они отмечают несколько характеристических признаков: 1) совпадение в вопросах деятельности личного интереса членов общества, интересов организаций и общественного интереса- 2) организационное единство: а) устойчивость состава, структуры и т. д.- б) членство хоть и добровольное, но соответствующим образом оформленноев) материальное участие членов в создании имущественной основы организации (членские взносы, частные пожертвования, поступления от проведения мероприятий и т. д.) — г) участие членов в управлении делами организации, в выработке основных направлений, в выборах руководящих органов- 3) деятельность общественных организаций не носит коммерческого или производственного характера14.

Существенный вклад в исследование истории общественных организаций внес А. Д. Степанский. Ученый рассматривал их не как составную часть общественной жизни страны, а как элемент политической организации общества, в I чем, безусловно, проявилось влияние идеологии. Он дал классификацию доре- 1 волюционных объединений и попытался исследовать их как единую систему: рассмотрел правовое положение обществ, их социальный состав, материальное обеспечение, органы управления, деятельность наиболее известных столичных организаций15.

В рамках изучения национального строительства в СССР еще в 1920;хначале 30-х гг. опубликовано немало работ, посвященных просвещению нацио.

13 Брянский А. Ф. Право граждан СССР на объединение в общественные организации: автореф. дис.. канд. ист. наук. — М., 1964; Ямпольская Ц. А. Общественные организации в СССР. — М., 1972; Перевалов В. Д. О некоторых аспектах понятия «общественная организация» и его определении // Вопросы теории общественных организаций: сб. ст. / под ред. И. А. Азовкина.-М., 1977.-С. 36−41. ч.

14 Ямпольская Ц. А. Общественные организации в СССР: некоторые политические и организационно-правовые аспекты. — М., 1972. — С. 24−30.

15 Степанский А. Д. Самодержавие и общественные организации России на рубеже Х1Х-ХХ вв. Учебное пособие по спецкурсу. — М., 1980; Он же. Общественные организации России на рубеже Х1Х-ХХ вв.: пособие по спецкурсу. — М., 1982. нальных меньшинств, в том числе в клубах Нацмен16. Их авторами были сами практики. В последующие годы вопросы национального строительства изучаются с точки зрения деятельности органов власти, подготовки национальных кадровразвития культуры. Основные тенденции исследований обобщены в историографических трудах, ряд которых создан на региональном материале17. Однако проблемы самоорганизации национальных меньшинств специально не ставились.

В позднесоветской историографии обозначился значительный интерес к исследованию истории малых народов, проживающих в разных регионах СССР. Применительно к изучаемому региону можно выделить труды по истории переселения и жизнедеятельности на Кубани греков, эстонцев, армян (Н.Г. Волкова18, Л.А.-А. Выйме19, В.Ф. Шишмарев20, Л.А. Погосян21, М. Минасян22, В. Л. Адобашьян и др.).

Со второй половины 1980;х гг. начинается современный этап исследования темы. Серьезный импульс этому дали процессы возрождения национального самосознания, формирование дискурса национальных культур, демократизация общественной жизни в России, возрождение национальных организаций. На общероссийском уровне активизировалось изучение истории общественных.

16 Крупская Н. К. О национальной и интернациональной культуре. Просвещение национальных меньшинств в РСФСР. — М., 1928; Асанов А. Двенадцать лет борьбы на фронте национально-культурного строительства. — Симферополь, 1933; Алиев У. Национальный вопрос и национальная культура в Северо-Кавказском крае. — Р-н/Д, 1926; Сакс Г. Работа среди национальных меньшинств. — Л., 1931.

17 Зак Л. М. Современная историография о проблемах национально-культурного строительства // История СССР. — 1971. — № 5 — С 123−138. Шеуджен Э. А. Советская историография национально-культурного строительства на Северном Кавказе. — Р-н/Д, 1983.

18 Волкова Н. Г. Этнический состав населения Северного Кавказа в XVII — начале XX века. — М., 1974; Она же. О расселении армян.- М., 1970.

19 Выйме Л.А.-А. Эстонские поселения на Черноморском побережье Кавказа (вторая половина XIX века — 1929 год). — Таллинн, 1975.

20 Шишмарев В. Ф. Романские поселения на юге России. — Л., 1975.

21 Погосян Л. А. Армянская колония Армавира. — Ереван, 1981.

22 Минасян М. Переселение амшенских армян на Черноморское побережье Кавказа и первые шаги их хозяйственной деятельности (поел. четв. XIX в.) // Вестник общественных наук АН Армянской СССР. — 1977. — № 1. С. 23−36.

23 Адобашьян В. Л. Армяне Кубани в годы строительства социализма. — Краснодар,.

1972. организаций дореволюционной России и СССР24. В 1990;е гг. защищены первые диссертационные исследования, посвященные неполитическим объединениям отдельных регионов России во второй половине XIX — начале XX вв.25. Регионы России, в том числе Кубань, активно изучаются с точки зрения поли-этничности26.

Особый интерес для нас представляет диссертация М. С. Симоняна об армянской диаспоре Северо-Западного Кавказа, подробно рассматривающая деятельность дореволюционных и современных армянских общественных организаций, их место в жизни диаспоры и взаимосвязь с другими социальными структурами27. Л. Е. Оспищева, реконструируя в своей книге28 деятельность дореволюционных общественных организаций, кратко затронула историю некоторых национальных организацийаналогичные данные фрагментарно воспроизведены в диссертациях Е. Ю. Любушкиной, Е. В. Четвериковой 29. Изучением.

24 Патлажанова H.H. Советский Красный Крест: к возрождению нравственности. — М., 1991; Михайлова М. В. Просветительные и педагогические организации дореволюционной России. -М., 1993.

25 Соболева О. Ю. Региональные легальные общественные организации на рубеже XIX.

— XX вв. (1890−1914): На материалах Ярославской и Костромской губерний: дис.. канд. ист. наук. — Иваново, 1993; Смыр Л. Г. Научно-просветительские общества Абхазии в конце XIX — начале XX в.: дис.. канд. ист. наук. — Сухуми, 1996; Косихина И. Г. Общественно-культурные организации Курской губернии в 60-е гг. XIX в. — февр. 1917 г.: дис.. канд. ист. наук. — Курск, 1998; Хаченьян А. Л. Общественные организации Нижнего Поволжья на рубеже XIX—XX вв.: дис.. канд. ист. наук. — Волгоград, 1999.

26 Бондарь Н. И. Что мы знаем друг о друге // Кубанский краевед. — Краснодар, 1990. -С. 132−175- Проблемы историографии и культурного наследия народов Кубани дореволюционного периода. — Краснодар, 1991; Северный Кавказ: национальные отношения (историография проблемы). — Майкоп, 1992.

27 Симонян М. С. Армянская диаспора Северо-Западного Кавказа: формирование, культурно-конфессиональный облик, взаимоотношения с властью, общественными и религиозными объединениями (конец XVIII — конец XX в.): автореф. дис.. канд. ист. наук. — Майкоп, 2003.

28 Оспищева Л. Е. История благотворительных организаций на Кубани (конец XIX — начало XX в.): опыт изучения. — Майкоп, 2003.

29 Любушкина Е. Ю. Общественные организации Ставропольской губернии и Кубанской области в период с 1960;х гг. по октябрь 1917 г.: автореф. дис.. канд. ист. наук. -Ставрополь, 2004; Четверикова Е. В. Просветительные общества на Юге России в конце XIX.

— начале XX в. (на материалах Ставрополья, Дона и Кубани): автореф. дис.. канд. ист. наук. — Ставрополь, 2004. украинских просветительных организаций в Кубанской области активно занимается В.К. Чумаченко30.

Расширяется круг исследований, обращенных к истории отдельных национальностей и опыту решения национального вопроса в полиэтничных регионах, о 1 в том числе на Северном Кавказе. Исследователи уделяют внимание и новым образовавшимся в конце XX в. диаспорам Кубани (курды, турки-месхетинцы)32. Публикуемые в различных региональных сборниках статьи о деятельности современных национальных общественных организаций Кубани33 и труды по истории малых этнических групп34 представляют наибольший интерес в контексте нашего исследования.

30 Чумаченко В. К. Украинские страницы в истории Краснодарского художественного музея // Художественный музей в контексте истории: Коваленковские чтения. — Вып. 7. -Краснодар, 2000. — С. 49−73- Он же. Украинцы Кубани в поисках национальной идентичности // Вопросы регионоведения. — Вып. 1. — Краснодар, 2002. — С. 53−64.

31 Ильин С. К. Этнические меньшинства в автономных областях и республиках юга РСФСР: 1920;е гг.: дис.. канд. ист. наук. — М., 1995; Тер-Саркисянц А. Е. Национальные меньшинства Краснодарского края РФ: ист. и соврем, положение // Северный Кавказ: этно-политич. и этнокультурн. процессы. — М., 1996. — С. 142−182- Коркмасов А. Ю. Этнический фактор в политической жизни Северного Кавказа. — М., 2002., Трагедия Великой державы: национальный вопрос и распад Советского Союза. — М., 2005 и др.

32 Савва М. В. Новые диаспоры Краснодарского края (права, интересы, динамика интеграции и восприятие местным сообществом). — Краснодар, 2006.

Золотарева H. J1. «Немецкое молодежное объединение» и его роль в развитии межкультурных коммуникаций // Межнациональные отношения в Краснодаре на современном этапе: перспективы устойчивого развития (подходы к решению общерос. проблемы). — Краснодар, 2005. — С. 17−22- Катиниди Т. Н. Цыгане в Краснодарском крае: формы этнической организации // Там же. — С. 40−43- Лазаревский Центр Национальных Культур. — Сочи, 2007; Попова Ю. Н. Корейская диаспора Краснодарского края: историко-культурные аспекты (XX в. — нач. XXI в.): автореф. дис. канд. ист. наук. — Краснодар, 2004.

34 Кузнецов И. В. Чехи // Археология и этнография Северного Кавказа. — Краснодар, 1998. — С. 385−394- Леусян O.A. Армянская община Екатеринодара в годы Гражданской войны // Северный Кавказ: геополитика, история, культура. Вып. 1. — МоскваСтаврополь, 2001.

— С. 230−232- Ракачев В. Н., Ракачева Я. В. Особенности этнодемографических изменений в г. Краснодаре в 1926;1989 гг. // Екатеринодар — Краснодар. 1793−2003: Вчера. Сегодня. Завтра: тез. науч.-практ. конф. — Краснодар, 2003. — С. 96−99- Матвеев О. В. Историческая картина мира кубанского казачества (конец XVIII — начало XX в.): категории воинской ментальности.

— Краснодар, 2005; Домашек Е. В. Языческие представления чешских поселенцев Северного Кавказа (вторая пол. XIX в.) // Культурная жизнь Юга России. — 2006. — № 5. — С. 5−10- Сень Д. В. Новые материалы о горских евреях Кубанской области: проблемы формирования «новой» идентичности // Сохранение и актуализация историко-культурного наследия народов Северного Кавказа и формирование толерантности музейными средствами: материалы регион. науч.-практ. конф. — Майкоп, 2007. — С. 171−177- Колесов В. И. Иудей vs. Еврей: советская национальная политика и еврейская идентичность (на примере Краснодарского края) //.

Выходят работы об истории существовавших на Кубани национальных районов: армянского, греческого, немецкого, шапсугского (М.Е. Игнатовой, с.

Т.П. Хлыниной, В.З. Акопяна). В 2007 г. в Краснодаре издан этнографический словарь-справочник «Кубань многонациональная», в котором представлены очерки по истории народов Кубани, в том числе краткие сведения о дореволюционных и современных национальных организациях36.

Для исследований последних лет (в отличие от постперестроечных, отрицавших позитивный опыт советской власти в национальном строительстве), характерны более взвешенные оценки. Т. П. Хлынина справедливо отмечает, что авторы, обозначая зависимость национальной политики государства от решаемых им конкретных задач, указывают и на бесспорные достижения в этой об.

37 ласти .

Вопрос о взаимоотношениях малых народов и власти на общесоюзном материале отражен в работах российских38 и зарубежных авторов39. Многочисленные статьи и материалы «круглых столов» в журналах «Ab Imperio», «Социс», «Полис», «Община», «Диаспора"40 посвящены эволюции нацио.

Социально-экономические, политические и исторические аспекты развития Кубани: межре-гиональн. науч.-практ. конф. — Краснодар, 2007. — С. 126−129.

35 Игнатова М. Е. Греческий и немецкий (Ванновский) национальные районы Краснодарского края в 20−40-е гг. XX в.: автореф. дис.. канд. ист. наук. — Краснодар, 2005; Хлынина Т. П. «Синдром осажденной крепости», или как на Кубани появились национальные районы // Мир славян Кубани. — Вып. 1. — Краснодар, 2007, — С. 96−111- Акопян В. З. Национальные районы и их официальный язык (Армянские районы Северного Кавказа в 20-е гг.) // Армяне Северного Кавказа. — Краснодар, 1995. — С. 149−159.

36 Кубань многонациональная: этнографич. словарь-справочник. — Краснодар, 2007.

37 Кринко Е. Ф. Хлынина Т.П. История Северного Кавказа в 1920;1940;е гг.: совр. рос-сийск. историография. — Р-н/Д, 2009. — С. 36.

38 Белковец Л. П. Правовые аспекты национальной политики СССР в годы Великой Отечественной войны и в первое послевоенное десятилетие // Государство и право. — 2006. -№ 5.-С. 106−113.

39 Martin Т. The Affirmative Action Empire: Nations and Nationalism in the Soviet Union, 1923;1939. — Ithaca, 2001; Edenson T. National Identity, Popular Culture and Everyday. — OxfordNY, 2002; Sanborn J.A. Unsetting the Empire: Violent Migrations and Social Disaster in Russia during World War I // The Journal of Modern History. — 2005. — № 77. — pp. 290−324.

40 Кузнецов И. В., Колесов В. И. «Черкесские греки» — идентичность, культура, религия // Диаспоры: независимый научный журнал. — 2002. — № 1. — С. 106−132- Алексахина Н. А. Тенденция национальной идентичности народов России // Социс. — 1998. — № 2. — С. 49−54- Брудный И. М. Политика идентичности и посткоммунистический выбор России // Полис. нального дискурса, роли и месту диаспор в современном политическом ландшафте. Ведутся исследования border studies: пограничье рассматривают как пространство цивилизационного, политического, экономического и культурного взаимодействия41. Активизировалось изучение в этом аспекте Юга России — зоны пограничья, где особенно рельефно просматривается проблема сохранения этнокультурной идентичности в условиях глобальных и межнациональных взаимодействий42.

Анализ литературы свидетельствует о том, что отдельные аспекты исследуемой проблемы в той или иной мере затрагивались учеными, однако обобщающие труды по истории национальных общественных организаций Кубани, анализирующие их развитие и основные направления деятельности, отсутствуют.

Исходя из степени изученности темы, цель представленной работы заключается в реконструкции основных этапов и тенденций развития национальных общественных организаций Кубани, выявлении форм и методов, содержания деятельности общественных объединений, их роли и места в социокультурном пространстве региона.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

• раскрыть основные тенденции историографии темы, охарактеризовать имеющийся источниковый корпус;

• выделить социально-политические и правовые предпосылки формирования национальных общественных организаций на Кубани;

• воссоздать историю становления национальных организаций в регионе до революции;

2002. — № 1. — С. 87−104- Баберовски Й. Сталинизм и нация: Советский союз как многонациональное государство, 1917;1953 // Ab Imperio. — 2006. — № 1. — С. 177−196.

41 Захаркевич С. Проблема Пограничья или Пограничье проблем // Перекрестки: журнал исследований восточноевропейского пограничья. — 2008. — № 1. — С. 207−212- Бобков И. Рефлексии на полях критики знания: восточноевропейское пограничье // Там же. — С. 5−12.

42 Бадмаев В. Н. Этнокультурная безопасность в «пограничном» регионе // Полиэтнич-ный макрорегион: язык, культура, политика, экономика: тез. докл. всерос. науч. конф. — Р-н/Д, 2008. — С. 22−24.

•рассмотреть особенности трансформаций национальных организаций и специфику национальной коммуникации в советский период;

• проследить основные направления и методы деятельности национальных обществ на современном этапе;

• сопоставить опыт современных национальных объединений с предшествующей практикой.

Источниковая база. Положенные в основу исследования исторические источники условно можно разделить на следующие группы: архивные документы, непосредственно свидетельствующие о прошлой деятельности национальных общественных организацийакты государственного законодательства и опубликованные документыстатистические материалыпериодическая печать и публицистикамемуары, относящиеся к группе источников личного происхожденияданные устной историиИнтернет-ресурсы.

В работе представлены документы Государственного архива Краснодарского края (ГАКК), Центра документации новейшей истории Краснодарского края (ЦДНИКК), Государственного архива Ростовской области (ГАРО). Из материалов ГАКК особенно информативны фонд Кубанского областного статистического комитета (фонд 460), Канцелярии начальника Кубанской области и наказного атамана Кубанского Казачьего Войска (фонд 454), Кубанского областного правления (фонд 449), Дирекции народных училищ Кубанской области (фонд 470), Отдела народного образования Кубано-Черноморской области (фонд Р-365), Отдела народного образования Кубокроно (фонд Р-890). Среди фондов ЦДНИКК выделим 1774-А (Краснодарский крайком КПСС). В ГАРО особый интерес представляет фонд Р-1485 (Исполнительный комитет Азово-Черноморского краевого совета рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов). Представлены также материалы из фондов национального музея Республики Адыгея, текущая документация Центра национальных культур г. Краснодара (ЦНК) и ЦНК пос. Лазаревское г. Сочи.

Законодательные и подзаконные акты: в качестве источников используются Конституции СССР и РФ, «Временные правила об обществах и союзах» (1906), «Положение об обществах и союзах, не преследующих целей извлечения прибыли» (1928), законы «Об общественных объединениях» (1995), «О национально-культурной автономии» (1996), уставы национальных организаций, регламентирующие их деятельность.

Делопроизводственную документацию составляют ежегодные отчеты национальных организаций, рапорты, инструкции, доклады административных органов, предписания о деятельности обществ и учебных заведений, документы, характеризующие национальную и конфессиональную политику центральных органов власти. Проанализировано более 200 таких дел, что позволило проследить направления и методы работы национальных организаций Кубани.

Периодическая печать представлена массивом периодических изданий (в том числе национальных) разных лет. В дореволюционных газетах «Кубанские областные ведомости», «Новая заря», «Листок войны», «Отклики Кавказа», «Кубанский край», «Кубанский курьер», «Карик», «Армянский вестник» печатались материалы о мероприятиях, проводимых национальными организациями. Газеты периода советской власти («Красное знамя», «Молот», «Трудовой путь», «Большевик», «Советская Кубань», «Селяньска правда», «Али-фиа», «Коммунистис») освещали вопросы, связанные с претворением в жизнь государственной национальной политики на Кубани. В публикациях газеты «Кубань» — официального органа управления бургомистра Краснодара во время оккупации 1942;1943 гг. — отражена национальная политика фашистов в регионе.

Из газет постсоветского периода почерпнута информация о жизни национальных обществ региона. «Краснодарские известия» выпускают приложение «Город ста народов», целиком служащее отражению деятельности диаспор г. Краснодара. Социально-культурную деятельность национальных организаций широко освещают их собственные периодические издания («Союз армян России», «Еркрамас», «Маштоц», «Голос адыга», «Курдские вести», «Польские ведомости», «Вести цыган Кубани», «Хачкар», «Луис», «Вестник Краснодарского научного центра АМАН» и др.).

Привлечены многочисленные справочные и статистические материалы, опубликованные в Кубанских сборниках, Памятных книжках Кубанской области, Кубанских календарях. Ценными источниками являются разделы «Кубанская область», «Черноморская губерния» переписи населения Российской империи за 1897 г., а также данные переписей населения СССР (1926, 1959, 1989), Российской Федерации (2002).

На рубеже 1980;1990;х гг. в Майкопе вышли две работы П. У. Аутлева, содержащие хронику политической, экономической и культурной жизни Адыгеи за 70 лет43. В 1993 г. издана книга «Екатеринодар — Краснодар», отразившая в ряду важнейших событий жизни города и результаты деятельности разных национальных организаций и их лидеров44. Несколько статей в «Энциклопедическом словаре по истории Кубани с древнейших времен до октября 1917 года» также посвящены национальным организациям Кубани и биографиям выдающихся деятелей диаспор45.

В качестве своеобразной хрестоматии по нашей проблеме можно рассматривать сборник «Национально-культурные автономии и объединения: Историография. Политика. Практика» под редакцией М. Н. Губогло, где представлены выдержки из периодической печати начала XX века, основные законодательные акты и проекты, освещается теория национально-культурных автономий и объединений, описываются тенденции правовой защиты в контек.

43 Аутлев П. У. Адыгея в летописи социализма (1959;1987) / отв. ред. К. К. Хутыз. -Майкоп, 1988; Аутлев П. У. Адыгея в хронике событий (с древнейших времен до 1917 г.) / ред. К. К. Хутыз. — Майкоп, 1990.

44 Екатеринодар — Краснодар: Два века города в датах, событиях, воспоминаниях: материалы к летописи. — Краснодар, 1993.

45 Энциклопедический словарь по истории Кубани с древнейших времен до октября 1917 года / ред. Б. А. Трехбратов. — Краснодар, 1997. сте национальных движений и этнополитических процессов России46. Материалы, касающиеся современного состояния национальных обществ, размещаются на Интернет-сайтах соответствующих организаций47.

В работе использовалось мемуарное наследие представителей национальных меньшинств Кубани (воспоминания И. Э. Акопова, М. Г. Аутлева и др.)48, позволившее увидеть интересующие нас явления глазами современников.

В качестве источника представлены данные интервью с руководителями и активистами национальных организаций Краснодарского края: армянских, чешских, белорусских, украинских, цыганской, адыгских, еврейской, ассирийской.

Проанализированы фотодокументы, отражающие деятельность национальных организаций дореволюционной и современной Кубани (в том числе из фондов музеев Краснодара, Сочи, Майкопа).

Методология исследования. Исследование базируется на принципах научности, историзма, объективности. Данные принципы способствуют систематизации объективных знаний о действительности, критическому восприятию фактов в контексте исторической среды, благоприятствуют воссозданию достоверной картины, предусматривают определение противоречий, вызванных взаимовлиянием составляющих объекта исследования. Принцип историзма предполагает анализ развития явлений и событий в строгой хронологической последовательности и с учетом конкретно-исторической ситуации. Его применение дает возможность исследовать эволюцию национальных общест.

46 Национально-культурные автономии и объединения: Историография. Политика. Практика: антология: в 3 т. / Центр по изучению международных отношений Института этнологии и антропологии им. H.H. Миклухо-Маклая. — М., 1995.

47http://www.interethnic.org/Search/Centrkrasnodar.htmhttp://kubanetnos.ru/?setarticlesct=l5- http://mashtots.ru/index.html.

48 Аветисьян А. Г. Воспоминания (рукопись хранится в Краснодарском краевом художественном музее им. Ф.А. Коваленко) — Аутлев М. Г. Биография моего современника. — Майкоп, 2000; Акопов И. Э. Все так и было. (наброски воспоминаний). — Р-н/Д, 2003; Труайя А. Кубанский край в семейных традициях // Голос минувшего. — Вып. 1. — Краснодар, 1997. — С. 54−55. венных организаций Кубани во взаимосвязи и взаимодействии с экономическими, социально-политическими и культурными факторами. Принцип объективности наиболее важен в изучении предпосылок создания национальных общественных организаций. Единство рассмотрения функциональной взаимосвязи наиболее существенных элементов и сторон их формирования достигается через призму системного подхода.

Использованы специально-исторические методы. При работе с неопубликованными архивными источниками был применен метод конкретного анализа. Исторпко-генетический метод позволил установить, как изменялись во времени правовое положение обществ и формы их деятельности. Истори-ко-сравнителъный метод дал возможность выяснить сходство и различия в деятельности организаций в разные исторические периоды. Научно значимым стало применение метода актуализации — путь к целостному осмыслению долгосрочного опыта, формирования традиций (преемственности в деятельности национальных организаций). В рамках метода устной истории проводились интервью с деятелями современных национальных организаций. Перечисленный методологический инструментарий обеспечил решение поставленных исследовательских задач.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что впервые национальные общественные организации подвергнуты комплексному изучению в их развитии, эволюции методов и форм деятельности. Наряду с традиционным корпусом источников в работе широко используются данные устной истории. На основе их комплексного анализа определены направления деятельности национально-культурных объединений и пути взаимодействия организаций с органами власти, выявлена сущность государственной политики в отношении национально-культурных объединений. Впервые рассмотрен такой аспект, как правовые основы деятельности национальных организаций дореволюционной Кубани, освещена история их благотворительных и просветительских инициатив. Прослежены трансформации национальных общественных организаций в советский период, попытки национальной самоорганизации на различных этапах советской истории. Исследуется состояние современных национальных обществ в регионепроизведен диахронный сравнительный анализ деятельности национальных организаций Кубани.

Практическая значимость работы заключается в возможности использовать ее результаты при написании трудов по истории региона, истории малых этнических группв школьном и вузовском преподавании исторических дисциплинв организации экскурсий и музейных экспозиций, а также в дальнейшем структурировании деятельности национальных организаций.

Апробация материалов диссертации осуществлена на 10 Всероссийских и региональных конференциях. По теме исследования опубликовано 15 работ общим объемом 4,36 п.л. Исследование награждено дипломом краевого конкурса на лучшую научную и творческую работу среди аспирантов, соискателей высших учебных заведений Краснодарского края «Олимп науки Кубани -2007».

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложения.

Выводы по третьей главе:

Реформы второй половины 1980;х годов привели к усилению общественной активности населения. В этих условиях интеллигенция стала инициатором создания и оформления национальных организаций, основная целью которых стало возрождение и развитие культуры своего народа, сохранение родного языка. На Кубани первые национальные организации появились на рубеже 1980;х-90-х гг. Анализ уставов современных национальных общественных организаций позволяет сделать вывод о том, что во всех них примерно одинаковые цели и задачи, которые сводятся к формированию национальной идентичности.

Сегодня практически все этносы и этнические группы Краснодарского края, имеют свои национально-культурные общественные объединения в городах и в сельской местности. В крае работает три Центра Национальных Культур: в Краснодаре, п. Лазаревское и Новороссийске, которые координируют работу всех национальных организаций в регионе.

В современном российском законодательстве существуют нормативно-правовые акты, которые непосредственно направлены на регламентирование национально-культурной самоорганизации (законы «Об общественных объединениях», «О национально-культурной автономии»). Развитие правового регулирования статуса современных национальных организаций оказывает влияние на все сферы их деятельности, особенно на взаимоотношения с государством.

Проанализировав деятельность национальных организаций, действующих на Кубани в разные исторические периоды, мы нашли как сходные черты в статусе и деятельности, так и различия, что обусловлено социально-политическим и демографическим развитием общества. Так на Кубани и Черноморье в начале XX века существовало 18 национальных общественных организаций, в советское время их не было, а сейчас количество национальных организаций — 118 и эта цифра постоянно меняется.

Деятельность национальных общественных организаций на Кубани в разные исторические периоды охватывала практически все сферы социально-культурной жизни малых этнических групп и играет важную роль в построении гражданского общества, в качестве одного из факторов гармонизации межэтнических отношений в регионе.

Заключение

.

В диссертационном исследовании произведена реконструкция процесса зарождения и деятельности национальных общественных организаций на Кубани на протяжении длительного исторического этапа с конца XIX в. до современности. В процессе исследования мы пришли к следующим выводам.

Важными предпосылками создания национальных организаций в конце XIXначале XX века являлись сложившийся к тому времени многонациональный состав населения региона, стремление народов к этнической и культурной консолидации, возрастание роли негосударственных организаций в жизни российских столиц и провинции, процесс модернизации, охвативший различные слои населения Российской империи.

В Кубанской области количество национальных организаций превышало их число в других областях Российской империи, что объясняется высокой поли-этничностью региона. Так, в период с 1903 по 1917 гг. на Кубани было создано 18 национальных организаций (не считая экономических обществ меннонитов).

Среди национальных обществ преобладали благотворительные организации. Основными направлениями их деятельности были сбор и распределение пожертвований, социальная помощь, просветительская работа. Сбор пожертвований проходил, как и в других обществах, путем проведения лотерей-аллегри, концертов, спектаклей, собирался и доход с продажи церковной утвари. Больше всего средств подобные общества тратили на открытие и содержание культовых и учебных заведений для представителей своей этнической группы, выплату пособий и стипендий. Просветительская миссия выражалась в создании библиотек-читален, продаже книг на родном языке, издательской деятельности.

Вторая группа национальных обществ — литературно-художественные объединения. Приоритетным направлением их деятельности было распространение национальной культуры в диаспоре. Общественные деятели привлекали писателей, музыкантов для постановки спектаклей, концертов, чтения лекций. Вырученные от таких мероприятий средства шли на расширение сферы деятельности обществ.

Кроме вышеперечисленных, в колониях немцев (меннонитов) существовали экономические организации, приоритетным направлением деятельности которых было оказание материальной помощи своим членам.

Организационные основы национальных обществ, практически ничем не отличались от других общественных организаций. Управление делами общества возлагалось на Правление общества (Совет) и общее собрание членов общества. Основной функцией государства был надзор за благонадежностью учредителей организаций.

Средства обществ складывались из единовременных, ежегодных или ежемесячных членских взносов, пожертвований членов общества и посторонних лиц как деньгами, так и вещами, из доходов от капиталов и имущества общества, из сбора по подписным листам и книжкам, выдаваемых членам общества, из средств от устраиваемых обществом драматическими представлениями, концертов, танцевальных вечеров, лотерей-аллегри и т. д.

В создании национальных обществ принимали участие люди различных сословий. В армянских и греческих организациях — выходцы из купечества и мещанства. Общество адыгов было представлено титулованной знатью, римско-католические и лютеранские общества — учительством, духовной интеллигенцией.

Активная социально-культурная деятельность национальных общественных организаций в регионе в начале XX века оказывала благотворное влияние на социально-политическую и культурную жизнь региона, объективно способствовала предотвращению этнических конфликтов в многонациональном регионе.

С установлением советской власти все национальные организации Кубани, существовавшие до революции, были закрыты.

Для просвещения национальных меньшинств в 1920;е гг. действовали клубы Нацмен. Сфера их деятельности была разноплановой: зачитывались лекции по национальной проблематике, доклады на общественно-политические темы, проходили беседы, ставились спектакли и концерты, проводились показы кинофильмов. В конце 1930; гг. в связи с изменением национальной политики, они стали закрываться.

В 1920;40-е гг. на Кубани были образованы Армянский, Шапсугский, Немецкий и Греческий национальные районы, а также многочисленные сельские советы. На территории этих образований действовали школы, фольклорные коллективы, распространялись периодические издания и литература на национальных языках. Репрессии в конце 1930;х гг. среди национальных меньшинств уничтожили все возможности национального развития.

Сталинский религиозный «ренессанс» послужил стимулом к возобновлению деятельности религиозных объединений в СССР и на Кубани с 1943 г. В это время здесь открылись армянская, иудейские, лютеранские церкви, бесчисленное количество сектантских заведений. Они становятся центрами коммуникации представителей национальных меньшинств на Кубани. Но уже в начале 1950;х гг. церкви прекратили свою деятельность.

Очагами национальной коммуникации в 1950;80-е гг. становятся немногочисленные фольклорные коллективы, национальные школы, семьи.

Независимо от государственной политики и реальных практик в СССР происходит процесс формирования коллективных инициатив, которые являлись предпосылками будущего гражданского общества. Межсемейные и межличностные связи как основная форма национальных коммуникаций со временем перерастают в социальные сети, ставшие основой национального возрождения народов Кубани со второй половины 80-х гг. XX в.

После «перестройки» представители национальной интеллигенции активизировали силы на пути к национальной консолидации. Национальные организации на Кубани складывались в основном в крупных административных центрах, а также в местах компактного проживания этнических меньшинств. Возрождение национальных организаций шло параллельно с процессом возрождения религиозной жизни народов Кубани.

В 1992 году была создана Краснодарская краевая общественная организация «Центр национальных культур» Кроме того, ЦНК существуют в п. Лазаревское г. Сочи, Новороссийске, а в других городах края действуют национальные организации малых этнических групп Кубани. В 2007 г. в крае насчитывалось 118 таких обществ.

Проанализировав деятельность национальных организаций современной Кубани, можно сделать некоторые выводы о том, что во всех существующих сегодня обществах примерно одинаковые цели и задачи: сохранение национальных традиций, духовное и физическое оздоровление людей на принципах общечеловеческих ценностейраспространение знаний об истории и культуре, ознакомление жителей Кубани с национальной культурой.

Анализ деятельности национальных общественных организаций, существующих на Кубани в XX веке и обществ, возрожденных в конце XX века, мы нашли как сходные черты в их развитии, так и различия, что обусловлено социально-политическим и демографическим развитием общества. Количество национальных организаций и география их размещения несколько расширились, тогда как организационные основы, цели и задачи дореволюционных и современных обществ практически идентичны.

Жизнедеятельность этнических меньшинств в принимающем поликультурном обществе имеет свои особенности, поскольку они стремятся, с одной стороны, к интеграции в принимающее общество, а с другой — к сохранению и защите своей этнокультурной целостности посредством актуализации культурных традиций этноса. В данных условиях чрезвычайно актуальна идея этнокультурного самоуправления. Успешное культурное развитие, возможность удовлетворения национальных потребностей этнических групп, ощущение равнозначности и собственной значимости в межнациональном диалоге — необходимые условия для их поступательного развития. В этом смысле механизм национально-культурных обществ и национально-культурных автономий достаточно перспективен. В рамках таких объединений этносы и этнические группы ориентируются на поступательное развитие национальных культур при сохранении и развитии общероссийской культурной целостности и вносят свой вклад в гармонизацию межнациональных отношений на Кубани.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Источники: Государственный архив Краснодарского края:
  2. Фонд 454 (Канцелярия начальника Кубанской области и Наказного атамана ККВ):1. Он. 1. Д. 270.
  3. Он. 2. Д. 1278, 1692, 3617, 3776, 3854, 3882, 3891, 3911, 3925, 3940, 3944, 3955, 4019, 4027,5988, 6472.
  4. Фонд 460 (Кубанский областной статистический комитет): Оп. 1. Д. 156, 1732.
  5. Фонд 470 (Дирекция народных училищ Кубанской области): Оп. 2. Д. 1602.
  6. Фонд 583 (Кубанское областное жандармское управление): Оп. 1. Д. 1048.
  7. Фонд Р-365 (Отдел народного образования Кубано-Черноморской области):
  8. Оп. 1. Д. 408, 430, 570, 571, 579, 812.
  9. Фонд Р-890 (Отдел народного образования Кубокроно): Оп. 1. Д. 820.1. Оп. 5. Д. 201,204.
  10. Фонд Р-1519 («Уполномоченный Совета по делам религий при Совете Министров СССР по Краснодарскому краю»):1. Оп. 1. Д. 40.1. Оп. 2. Д. 431.
  11. Центр документации новейшей истории Краснодарского края:
  12. Фонд 1774-А (Краснодарский крайком КПСС):1. Оп. 7. Д. 2502.
  13. Государственный архив Ростовской области:
  14. Фонд.7. (Протоколы заседаний коллегии агитпрома Северо-Кавказского крайкома ВКПБ):1. Оп. 1. Д. 105, 1058.
  15. Фонд Р-1485 (Исполнительный комитет азово-черноморского краевого советарабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов):1. Оп.1, Д. 170, 172, 820.
  16. Об общественных объединениях. Федеральный закон. М., 2008. — 32 с. 4. «О создании консультативного совета национально-культурных общественных объединений при главе городского самоуправления мэре г. Краснодара» // Краснодар. — 1998. — № 4.
  17. Полное собрание законов Российской империи. Собрание третье. Т. XXVI. Отд. 1. СПб., 1906.-420 с. 6. «Положение об обществах и союзах, не преследующих целей извлечения прибыли"(1928).
  18. Устав Армянского благотворительного общества на Кавказе. Б.м., Б.г.
  19. Ю.Устав Дамского евангелическо-лютеранского общества в г. Екатеринодаре. Б.г., Б.м.
  20. У став женского армянского благотворительного общества г. Майкопа. -Б.м., б.г.
  21. Устав Ставропольского мусульманского благотворительного общества. -Ставрополь, 1910 г. 1. Периодические издания:
  22. Большевик: орган краснодарского крайкома и горкома ВКП (б) и краевого совета депутатов трудящихся. — Краснодар. — 1937−1940 гг.
  23. Вестник Краснодарского научного центра АМАН. Краснодар. — 2007.
  24. Вольная Кубань: независимая народная газета Краснодарского края. -Краснодар. 2003−2006 гг.
  25. Краснодарские известия: ежедневная общественно-политическая газета. -Краснодар. 2001−2009 гг.
  26. Кубанские новости: ежедневная краевая общественно-политическая газета. Краснодар. — 1992 — 2006 гг.
  27. Кубанские Областные ведомости: еженедельная газета. Екатеринодар. -1893−1917 гг.
  28. Краснодар: информационный бюллетень Краснодар, 1998.
  29. Красное знамя: орган Кубано-Черноморского ревкома политотдела IX армии и Кубано-Черноморского комитета РКП (б). Екатеринодар (Краснодар). — 1920−1925 гг.
  30. П.Кубань: официальный орган управления бургомистра. Краснодар.-1942−1943 гг.
  31. Листок войны: хроника военных событий. Екатеринодар. — 1914−1917 гг.
  32. Молот: российская общественно-политическая и трудовая газета. Ростов-на-Дону. — 1924 г.
  33. Новая заря: ежедневная газета. Екатеринодар. — 1906−1910 гг.
  34. Советская Кубань: еженедельная общественно-политическая газета. -Краснодар. 1971−1980 гг.
  35. Союз армян России: общественно-политическая краевая газета. Краснодар. — 2005−2009 гг.
  36. Трудовой путь: орган Армавирского парткома, исполкома и совпрофа. -Армавир. 1922−1923 гг.
  37. Справочные и статистические издания:
  38. П.У. Адыгея в летописи социализма (1959−1987) / Отв. ред. К. К. Хутыз. Майкоп, 1988. — 310 с.
  39. Он же. Адыгея в хронике событий (с древнейших времен до 1917 года) / Ред. К. К. Хутыз. Майкоп: Адыгейское книжное изд-во, 1990. — 114 с.
  40. Благотворительность в Российской империи. Т. 2 СПб., 1900. — 124 с.
  41. Екатеринодар-Краснодар: Два века города в датах, событиях, воспоминаниях. Материалы к летописи. Краснодар, 1993. — 531 с.
  42. Кубанский календарь на 1902 год. Екатеринодар, 1903. — 531 с.
  43. Кубанский календарь на 1914 год. Екатеринодар, 1915. — 752 с.
  44. Кубанский календарь на 1915 год. Екатеринодар, 1916. — 755 с.
  45. Кубань многонациональная. Этнографический словарь-справочник. -Краснодар, 2007. 240 с.
  46. Национальный состав и владение языками, гражданство. Итоги Всероссийской переписи населения 2002 года по Краснодарскому краю. Официальное издание. Т. 4. Кн. 2. Краснодар, 2004. — 1127 с.
  47. Основные административно-территориальные преобразования на Кубани (1793−1985 гг.). Краснодар, 1986. — 87 с.
  48. Первая Всеобщая перепись населения Российской империи. 1897. Куб. обл. СПб., 1900. — Т. 65. — 485 с.
  49. Россия: ее настоящее и прошедшее. Энциклопедический словарь. СПб., 1900.-890 с.
  50. Энциклопедический словарь по истории Кубани с древнейших времен до октября 1917 г./ под ред. Б. А. Трехбратова. Краснодар, 1997. — 560 с.
  51. Энциклопедический словарь / Издатели: Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. -СПб., 1890.-Т. 42.-497 с. 1. Мемуары:
  52. А.Г. Воспоминания (Рукопись хранится в Краснодарском краевом художественном музее им. Ф. А. Коваленко).
  53. М.Г. Биография моего современника. Майкоп, 2000. — 247 с.
  54. И.Э. Все так и было.(наброски воспоминаний). Р-н/Д: Терра, 2003.-469 с.
  55. С.Ю. Избранные воспоминания 1849−1911. М.: Мысль, 1991. — 270 с.
  56. А. Кубанский край в семейных традициях // Голос минувшего. Вып. 1. Краснодар, 1997. — С. 54−55.1. Интервью:
  57. Интервью с первым председателем немецкого общества «Возрождение» А. Баумунком (23.10. 07).
  58. Интервью с председателем РО САР Р. Геворкяном (21. 10. 2009).
  59. Интервью с председателем «Центра Национальных Культур» г. Краснодара О. И. Георгизовым (26.09.2008).
  60. Интервью со священником Армянской апостольской церкви г. Краснодара, доцентом КубГУ В. Г. Кукуяном (4.05.07).
  61. Интервью с доцентом КГУКИ С. Ф. Гдрличка (5.02.07).
  62. Интервью с заместителем председателя «Центра Национальных Культур» г. Краснодара С. З. Шамовой (15.02.07).
  63. Интервью с первым председателем «Центра Национальных культур» п. Лазаревское К. С. Мазлумяном (15.09.07).
  64. Интервью с представителем администрации г. Армавир Д. Гень (3. 12. 2006).
  65. Интервью с шапсугами A.B. и И. Н. Тешевыми (10.02.2009).
  66. Ю.Интервью с председателем чешского клуба «Материдоушка» г. Новороссийск с. Кирилловка И Третьяковой (16.05.2009).
  67. Интервью с первым председателем «Адыге Хасе» Э. М. Траховым (4.07.2008).
  68. Интервью с председателем краснодарского центра АМАН А.Х. Шеудже-ном (20.05.2008).1. Диссертации:
  69. А.Ф. Право граждан СССР на объединение в общественные организации: дис.. к.ю.н. М., 1964. — 298 с.
  70. Н.Ф. Вольное экономическое общество и общественная жизнь России конца XIX в.: дис.. к.и.н. М., 1986. — 320 с.
  71. A.M. Неполитические общественные организации Владимирской области: дис.. к. и. н. Иваново, 2000. — 259 с.
  72. М.Е. Греческий и немецкий (Ванновский) национальные районы Краснодарского края в 20−40-е гг. XX в.: дис.. к. и. н. Краснодар, 2005. — 345 с.
  73. С.К. Этнические меньшинства в автономных областях и республиках юга РСФСР, 20-е гг.: дис.. к. и. н. -М., 1995. 370 с.
  74. Т.М. Просветительные общества и меценаты в формировании культурной среды Петербурга (конец XIX начале XX вв.): дис.. к. п. н. — СПб., 1994.-356 с.
  75. O.K. Национальные районы и сельсоветы в РСФСР: Исторический опыт Советского государства в решении проблемы национальных меньшинств в 1920—1941 гг. дис. к. и. н. М., 2007. — 325 с.
  76. И.Г. Общественно-культурные организации Курской губернии в 60-е гг. XIX в. феврале 1917 г.: дис.. к. и. н. — Курск, 1998. — 240 с.
  77. A.B. Религиозные секты на Кубани: становление, внутреннее развитие, взаимоотношения с государственными и общественными институтами (30-е гг. XIX в. 1917 г.): дис.. к.и.н. — Краснодар, 2004. — 320 с.
  78. Ю.Любушкина Е. Ю. Общественные организации Ставропольской губернии и Кубанской области в период с 1860-х гг. по октябрь 1917 г.: дис.. к. и. н. Ставрополь, 2004. — 375 с.
  79. П.Попова Ю. Н. Корейская диаспора Краснодарского края: историко-культурные аспекты (XX в. начало XXI в.): дис.. канд. ист. наук. -Краснодар, 2004. — 265 с.
  80. М.С. Армянская диаспора Северо-Западного Кавказа: формирование, культурно-конфессиональный облик, взаимоотношения с властью, общественными и религиозными объединениями (конец XVIII конец XX в.): дис. к.и.н. — Майкоп, 2003. — 254 с.
  81. Л.Г. Научно-просветительские общества Абхазии в конце XIX -начале XX вв.: дис.. к.и.н. Сухуми, 1996.-217 с.
  82. А.Д. Общественные организации России на рубеже 19−20вв.: дис.. д.и.н. М., 1982. — 564 с.
  83. О.Ю. Региональные легальные общественные организации на рубеже XIX XX вв. (1890−1914): на материалах Ярославской и Костромской губерний: дис.. к.и.н. — Иваново, 1993. — 320 с.
  84. A.C. Неполитические общественные организации г. Тамбова в начале XX в. (1900−1917): дис.. к.и.н. Воронеж, 1996. — 259 с.
  85. А.Л. Общественные организации Нижнего Поволжья на рубеже XIX-XX вв.: дис.. к.и.н. Волгоград, 1999. — 268 с.
  86. В.Г. Национальное строительство как фактор социокультурной интеграции народов Северного Кавказа в советское общество (1917-конец 1950-х гг.): дис. доктора ист. наук. Армавир, 2008. — 563 с.
  87. И.Е. Полицейское право. Т. 1−2. СПб., 1874. — Т. 1 — 666 с. Т. 2. — 598 с.
  88. . А. Империя Кремля. Советский тип колониализма М.: Дружба народов, 1991. — 107 с.
  89. В. Одиссея понтийских греков (Из истории понтийских греков. От геноцида и сталинизма к перестройке). Салоники, 1991. — 325 с.
  90. В.Л. Армяне Кубани в годы строительства социализма. -Краснодар, 1972. 154 с.
  91. С.М. История России. Армянский след. М., 2000. — 656 с.
  92. В.З. Национальные районы и их официальный язык (Армянские районы Северного Кавказа в 20-е гг.) // Армяне Северного Кавказа. -Краснодар, 1995.-С. 149−159.
  93. У. Национальный вопрос и национальная культура в СевероКавказском крае. Р-н/Д, 1926. — 154 с.
  94. М.И. История хазар. М., 1960. — 688 с.
  95. А. Двенадцать лет борьбы на фронте национально-культурного строительства. Симферополь, 1933. — 56 с.
  96. Ассирийцы Краснодарского края. Сборник информационно-методических материалов. Краснодар: ЮПРРЦ, 2007. — 32 с.
  97. М.А. Этнокультурные интересы диаспор в нормативноправовом контексте Российской Федерации // Проблемы становленияправового государства и гражданского общества в России. Материалы
  98. Всероссийской научно-практической конференции. Краснодар, 2009.с. 20−24. •-- t
  99. Й. Сталинизм и нация: Советский союз как многонациональное государство, 1917−1953 // Ab Imperio. 2006. № 1. — С. 177−196.
  100. В.Н. Этнокультурная безопасность в «пограничном» регионе // Полиэтничный макрорегион: язык, культура, политика, экономика. Тезисы докладов Всероссийской научной конференции. Р-н/Д, 2008. — С. 2224.
  101. B.C. Этническая карта Северного Кавказа. М., 2005. — 304 с.
  102. Л.П. Правовые аспекты национальной политики СССР в годы Великой Отечественной войны и в первое послевоенное десятилетие // Государство и право. 2006. № 5. — С. 106−113.
  103. О.В. Образование и просветительство в национальной деревне Черноморского округа в 1920-е гг. // Образование, просветительство и гражданское общество. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Краснодар, 2007. — С. 32−35.
  104. И. Рефлексия на полях критики знания: восточноевропейское по-граничье // Перекрестки. Журнал исследований восточноевропейского пограничья. 2008. -№ 1. С. 5−12.
  105. Н.И. Что мы знаем друг о друге // Кубанский краевед: Ежегодник 90. — Краснодар, 1990.-С. 132−175.
  106. О.П. Польские этюды: поляки на Кубани в Х1Х-ХХ вв // Поляки в России. Краснодар, 2006. — С. 260−271.
  107. И.М. Политика идентичности и посткоммунистический выбор России. // Политические исследования. 2002. — № 1. — С. 87−104.
  108. Н.Ф. К вопросу о депортации народов СССР в 1930−40-х годах // История СССР. 1989. -N 6. — С. 135 — 144.
  109. И.Г. Борьба КПСС за развитие кооперативного движения в СССР (1921−1923 гг.) М., 1961. — 346 с.
  110. А.И. Эволюция национальной политики СССР // Вестник МУ. Серия 8. История. 2002. — № 3. — С. 3−54.
  111. В.Б., Телепень C.B. Заметки о казаках-линейцах. Армавир, 1994.-31 с.
  112. Н.Г. О расселении армян. М.: Наука, 1970. — 260 с. •
  113. Она же. Этнический состав населения Северного Кавказа в XVII начале XX века.-М., 1974.-75 с.
  114. Выйме JI.A.-A. Эстонские поселения на Черноморском побережье Кавказа (вторая половина XIX века-1929 год). Таллинн, 1975.- 41 с.
  115. В.Ф. Боспорское царство. JL: Наука, 1949. — 622 с.
  116. В. Возникновение и развитие социалистический наций в СССР. -М., 1952.-46 с.
  117. .М. Немецкое землевладение на Кубани // Кубанский сборник. Т. 20. — Екатеринодар, 1915. — С.351−380.
  118. Н.И. Русские общества трезвости, их организация и деятельность в 1892—1893 гг.. СПб., 1894. — 79 с.
  119. Л.В. Немцы Крыма в период административного решения национальной проблемы (1927−1930 гг.) // Немцы в Крыму. Очерки истории и культуры. Симферополь, 2000. — С. 101−112.
  120. Л.В. Немецкие национальные районы в Крыму // Там же. С. 130−135.
  121. Н.И. Роль армянской общины в общественной жизни Армавира середины Х1Х-начала XX вв. // Историко-археологический альманах. Выпуск 6. Армавир- Москва. 2000. — С. 62−66.
  122. В.Д. Национальная политика: уроки опыта. Владикавказ: Алания. 1997.- 197 с.
  123. В.А. Политически активная личность в истории шапсугов XIX -XX вв. // Журнал социологии и социальной антропологии. 2002. № 3. -С. 141−161.
  124. И.И. Сборник исторических материалов по истории ККВ. -Т. 2.-СПб., 1898.-558 с.
  125. А., Паламарчук О. Кубань: история, культура, наука. Краснодар: «Периодика Кубани», 2006. 511 с. 41.3ак Л. М. Современная историография о проблемах национально-культурного строительства // История СССР, 1971. № 5. — С. 123−138.
  126. С. Проблема Пограничья или Пограничье проблем // Перекрестки. Журнал исследований восточноевропейского пограничья. 2008. -№ 1.-С. 207−212.
  127. И.Н. Общественные организации России в 1920-е годы. М.: ИРИ РАН, 2000. -216 с.
  128. История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII века / ред. Б. Б. Пиотровский. М.: Наука, 1988. — 544 с.
  129. История национально-государственного строительства в СССР. 1917— 1978. В 2 т. М.: Мысль, 1979. Т. 1. — 423 с. Т. 2. — 399 с.
  130. История профсоюзов СССР: Учебное пособие. М.: Профиздат, 1969. -256 с.
  131. С.Т. Марксистско-ленинская теория нации и современность. -М, 1983.-253 с.
  132. Кара-Мурза С. Г. История советского государства и права. М., 2001. -526 с.
  133. Кобелев П.П. XX лет ОСОАВИАХИМА. М., 1947. — 79 с.
  134. Краткий очерк образования и развития Кубанской общины сестер милосердия Российского общества Красного Креста. — Екатеринодар, 1915. -34 с.
  135. Н. Год у немецких колонистов // Кубанский сборник. Т. 6. -Екатеринодар, 1900. — С. 3−41.
  136. В.И. Некоторые дискуссионные вопросы истории чехов Кубани // Творческое наследие Ф. А. Щербины и современность. Краснодар, 1999.-С. 124−126.
  137. В.И. Польские национальные школы в Кубано-Черноморской области: образование и идентичность // Поляки в России. Краснодар, 2006. — С. 257−263.
  138. В.И. Сталинский религиозный «Ренессанс» и история общин иудейского вероисповедания в Краснодарском крае (1945−1950-ые гг.) // Historia Caucasica. Региональный исторический сборник научных статей. Выпуск 4. Краснодар, 2004. — С. 23−30.
  139. Т.П. К вопросу о взаимоотношениях государства и общественных организаций СССР в условиях государства диктатуры пролетариата // Государственные учреждения и общественные организации СССР. История и современность. М., 1985. — С. 56−63.
  140. Т.П., Степанский А. Д. Из истории общественных организаций // Историки спорят. Тринадцать бесед. М., Политиздат. 1988.-508 с.
  141. А.Ю. Этнический фактор в политической жизни Северного Кавказа. М., 2002. — 276 с.
  142. П.П. Некрасовские казаки // Известия ОЛИКО. Вып. 2. Ека-теринодар, 1900.-С. 135−156.
  143. Краткий исторический очерк деятельности Общества технологов. СПб., 1894.-56 с.
  144. Краткий очерк образования и развития Кубанской общины сестер милосердия Российского общества Красного Креста. Екатеринодар, 1915. -24 с.
  145. Е.Ф., Хлынина Т. П. История Северного Кавказа в 1920 1940-е гг.: современная российская историография. — Р-н/Д: Изд-во ЮНЦ РАН, 2009. — 304 с.
  146. С.А. Десять лет, изменившие страну. Проблемы отечественной истории и историографии середины 1930—1940-х годов. Краснодар: Экоинвест, 2006. — 132 с.
  147. H.K. О национальной и интернациональной культуре. Просвещение национальных меньшинств в РСФСР. М., 1928. — 157 с.
  148. С. Этнический состав населения Армавира по данным торгово-промышленных списков // Итоги фолыслорно-этнографических исследований этнических культур Кубани. Белореченск, 1998. — С. 18−21.
  149. И.В. Чехи // Археология и этнография Северного Кавказа. -Краснодар, 1998. С. 385−394.
  150. И.В., Колесов В. И. «Черкесские греки» идентичность, культура, религия // Диаспоры: независимый научный журнал. — М., 2002. — № 1.-С. 106−132.
  151. Лазаревский Центр Национальных Культур. Сочи, 2007. — 30 с.
  152. Ленинский комсомол. Очерки по истории ВЛКСМ. М., 1963. — 168 с. ,
  153. O.A. Армянская община Екатеринодара в годы Гражданской войны // Северный Кавказ: геополитика, история, культура. Выпуск 1. Москва- Ставрополь, 2001. — С. 101−104.
  154. A.A. Население Боспорского государства в VI—IV вв.. до н.э. -М., 1981.- 185 с.
  155. О.В. Враги, союзники, соседи: этническая картина мира в исторических представлениях кубанских казаков. Краснодар, 2002. — 120 с.
  156. Он же. Историческая картина мира кубанского казачества (конец XVIII -начало XX века): категории воинской ментальности. Краснодар, 2005. -417 с.
  157. Он же. «Среди них вспыхнул патриотизм славян.»: чехи Кубанской области и Черноморской губернии в годы Первой Мировой войны // Мир славян Кубани. Выпуск 5. Краснодар: Традиция, 2009. — С. 125−146.
  158. Он же. «Пилсудских нам не надо.». Повседневность поляков Кубано-Черноморской области глазами партийного сообщества в 1920-е гг. // Повседневный мир советского человека 1920−1940-х гг. Сборник научных статей. Р-н/Д, 2009. — С. 288−295.
  159. М. Переселение амшенских армян на Черноморское побережье Кавказа и первые шаги их хозяйственной деятельности (последняя четв. XIX в.) // Вестник общественных наук АН Армянской СССР. 1977. № 1. — С. 34−40.
  160. С.С. Культура Кубани в контексте истории цивилизации // Проблемы историографии и культурного наследия народов Кубани дореволюционного периода. Краснодар, 1991. — С. 6−17.
  161. Я.П. Музыкальный фольклор этнических молдаван Кубани // Культура, искусство, образование: история и современность. Сборник статей. Выпуск 1. Краснодар, 1997. — С. 30−32.
  162. М.В. Просветительные и педагогические организации дореволюционной России. М., 1993. — 144 с.
  163. Е.В. Региональная политическая культура. — Краснодар, 1998. -158 с.
  164. Мультикультурализм и трансформация постсоветских обществ / под ред. B.C. Малахова и В. А. Тишкова. М., 2002. — 191 с.
  165. Нам С. Г. Корейский национальный район: пути поиска исследователя. -М., 1991.-23 с.
  166. Национальная политика в Российской Федерации. М.: Наука, 1993. -178 с.
  167. И. Медицинские общества в России. М., 1897. — 83 с.
  168. Общество гражданских инженеров. 1894−1899. СПб., 1900. — 76 с.
  169. .Т. Благотворительность армянских общин Российской империи на Северном Кавказе // Культурная жизнь Юга России. 2009. № 5 (34). — С. 55−59.
  170. A.B. Рабочие общества самообразования в Санкт-Петербурге // Труды Первого Всероссийского съезда деятелей обществ народных университетов и других просветительных учреждений частной инициативы. -СПб., 1908.-С. 45−51.
  171. А. Краснодарский край как витрина российской национальной политики // Диаспоры. 2004. № 4. — С. 6−37.
  172. JI.E. История благотворительных организаций на Кубани (конец XIX началоХХ века) — опыт изучения. — Майкоп: ГУРИПП «Адыгея», 2003. — 256 с.
  173. Панорама культурной жизни регионов России в сети Интернет. Республика Адыгея. М., 2002. — 73 с.
  174. H.H. Советский Красный Крест: к возрождению нравственности. -М., 1991. 51 с.
  175. A.A. Церковные братства: Краткий систематический очерк о положении церковных братств к началу 1893 г. СПб., 1893. — 32 с.
  176. В.Д. О некоторых аспектах понятия «общественная организация» и его определении. // Вопросы теории общественных организаций. Сб. статей /. ред. И. А. Азовкин. М., 1977. — С. 46−50.
  177. A.A. Этническая и конфессиональная дискриминация. Р-н/Д, 1999.-160 с.
  178. H.H. Созидающая роль этнопрессы Центра национальных культур Кубани // Личность. Общество. Государство. Проблемы развития и взаимодействия. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Краснодар, 2009. — С. 54−58.
  179. Л.А. Армянская колония Армавира. Ереван: Изд. АН АрмССР, 1981.-181 с.
  180. Ю.А., Исупов A.A. Всесоюзная перепись населения 1939 года: Основные итоги. М., 1992. — 255 с.
  181. По страницам истории Кубани (краеведческие очерки). Краснодар, 1993.-208 с.
  182. Проблемы историографии и культурного наследия народов Кубани дореволюционного периода. Сборник научных трудов. Краснодар: Изд-во КубГУ, 1991.-140 с.
  183. Г. Н. О поляках на Северном Кавказе. СПб., 1914. — 120 с.
  184. Раенко-Туранский Я. Н. Адыгея до и после Октября. Краснодар: Край-нациздат. 1927. — 177 с.
  185. В.Н. Национальная политика в Краснодарском крае в 1930-е годы // Социально-экономические, политические и исторические аспекты развития Кубани. Межрегиональная научно-практическая конференция. -Краснодар, 2007. С. 223- 225.
  186. Он же. Поляки на Кубани: демографический аспект // Поляки в России. Краснодар, 2006. — С. 121−132.
  187. В.Н., Ракачёва Я. В. Особенности этнодемографических изменений в г. Краснодаре в 1926—1989 гг. // Тезисы научно-практической конференции. Екатеринодар Краснодар. 1793−2003. Вчера. Сегодня. Завтра. — Краснодар, 2003. — С. 96−99.
  188. А.Ю. Реформирование системы образования // История Кубани XX век: Очерки. Краснодар, 1998. — С. 57−65.
  189. JI.K. Среди кубанцев. Очерки и рассказы. Екатеринодар, 1905.-267 с.
  190. М.В. Новые диаспоры Краснодарского края (права, интересы, динамика интеграции и восприятие местным сообществом). Краснодар, 2006.-251 с.
  191. Г. Работа среди национальных меньшинств. Л., 1931. — 42 с.
  192. А. Общества вспомоществования учащимся в разных учебных заведениях // Вестник благотворительности. 1898. № 7. — С. 49.
  193. И.К. Совет по делам религиозных культов при Совете Министров СССР в 1953 г. // Российское государство и общество XX век. М.- Изд-во МГУ. 1999. — С. 203.
  194. Р.Ф. Польские дворяне на Кавказе // Дворяне в истории и культуре Кубани. Краснодар, 2001. — С. 26−31.
  195. Т.М. Этнический состав и расселение жителей Петербурга-Петрограда-Ленинграда и губернии (области) в первой половине XX века // Клио. Журнал для ученых. 2000. № 3. — С. 163−171.
  196. А.Д. История общественных организаций дореволюционной России.-М., 1979.- 164 с.
  197. Он же. Самодержавие и общественные организации России на рубеже XIX—XX вв. М., 1980. — 273 с.
  198. Он же. Общественные организации России на рубеже XIX—XX вв.: Пособие по спецкурсу. М., 1982. — 68 с.
  199. А. Колонии меннонитов Вольдемфюрст и Александр-фельд // СМОМИПК. Т. 5. Тифлис, 1886. — С. 209−274.
  200. Тер-Саркисянц А. Е. Национальные меньшинства Краснодарского края РФ. История и современное положение // Северный Кавказ: Этнополити-ческие и этнокультурные процессы. М., 1996. — С. 138−182.
  201. Трагедия Великой державы: национальный вопрос и распад Советского Союза. М.: Мысль, 2005. — 600 с.
  202. .А. История Кубани: учебное пособие. Краснодар: Краснодарское книжное издательство, 2000. — 440 с.
  203. Н.Т. Чехи в Новороссийске // «Аргонавт. Черноморский исторический журнал». Новороссийск, 2006. — № 2. — С. 81−82.
  204. Т.Д. Тенденции этнического развития немцев СССР // Этнокультурные процессы в национально-смешанной среде. М., 1989. — С. 34−50.
  205. .Е. Национальный состав Черноморского казачьего войска (1787−1860 гг.) // Культурная жизнь юга России. Краснодар, 2003. — № 2. с. 44−47.
  206. Р.Х. Адыгские просветители XIX начала XX в. — Нальчик, 1983.-244 с.
  207. Т.П. Политика украинизации Кубани: 1920-е-1930-е годы // Итоги фольклорно-этнографических исследований этнических культур Кубани за 1997 год. Белореченск, 1998. — С.31−33.
  208. Она же. «Синдром осажденной крепости» или как на Кубани появились национальные районы // Мир славян Кубани. Выпуск 1. Краснодар, 2007.-С. 96−111.
  209. К.К. Национальные отношения в условиях тоталитаризма: опыт истории (1917−1940 гг.). На материалах адыгских народов Северного Кавказа.-Р-н/Д, 1993.-45 с.
  210. В.К. Украинцы Кубани в поисках национальной идентичности // Вопросы регионоведения. Сборник статей. Выпуск 1. Краснодар, 2002.-С. 57−58.
  211. Он же. К истории Северо-Кавказского украинского научно-исследовательского института в Краснодаре // История регионального научного сообщества: проблемы изучения. Краснодар, 2007. — 87−90.
  212. Он же. Украшщ Кубаш: «тернистими шляхами» через стор1ччя (1792 -1920 рр.) // ЕНсник Товариства укра"шсько1 культури Кубань 2002. № 3. — С. 34−39.
  213. Он же. Украинские страницы в истории Краснодарского художественного музея // Художественный музей в контексте истории. Коваленков-ские чтения. Выпуск 7. Краснодар, 2000. — С. 49−73.
  214. Он же. Украинцы Кубани в поисках национальной идентичности // Вопросы регионоведения. Выпуск 1. Краснодар, 2002. — С. 53−64.
  215. . Н. Проекты колонизации восточного берега Черного моря // Северный вестник. СПб., 1886. — № 7. — С. 27−28.
  216. Шаган-Симон. Памятник четырехголосному хору. Тифлис, 1914. (на арм.яз.). — 154 с.
  217. Э.А. Советская историография национально-культурного строительства на Северном Кавказе. -Р-н/Д, 1983. 140 с.
  218. В.Ф. Романские поселения на юге России. Л., 1975. — 246 с.
  219. Ф.А. История Армавира и черкесогаев. Екатеринодар, 1916. -192 с.
  220. А.А. Краснодарский край: социально-экономическое положение и межнациональная напряженность // Конфликт-Диалог-Согласие. Бюллетень. 2000. Сентябрь-Ноябрь. — № 5. — С. 18−20.
  221. Ц.А. Общественные организации в СССР. М.: Наука. 1972.-216 с.
  222. XV лет Адыгской (Черкесской) Международной Академии Наук. -Нальчик, 2007. 32 с.
  223. XV лет Союза воинствующих безбожников СССР. М., 1940. — 32 с.
  224. Edenson Т. National Identity, Popular Culture and Everyday. Oxford, NY. 2002.- 121pp.
  225. Rex, J. Multiculturalism in Europe and America. Nations and Nationalism 1 (2), 1995.-P. 243−259.
  226. Sanborn J.A. Unsetting the Empire: Violent Migrations and Social Disaster in Russia during World War I // The Journal of Modern History. June, 2005. № 77.-P. 56−61.
  227. Martin T. The Affirmative Action Empire: Nations and Nationalism in the Soviet Union, 1923−1939. Ithaca, 2001. — 496 pp.1. Интернет-страницы:
  228. Сайт Центра межнационального сотрудничества (http ://www. interethnic. org/S earch/Centrkrasnodar.htm).
  229. Сайт Центра Национальных Культур г. Краснодара (http://kubanetnos.ru/?setarticlesct=15).
  230. Сайт независимого информационно-научного портала Маштоц (http://mashtots.ru/index.html).
  231. Сайт общеобразовательного портала Кавказ (http://kavkaz.memo.ru/orgtext/?).
  232. Сайт информационного портала Тихорецк-инфо (http://mastak.hl5.ru/ansamble/histori.php).
  233. Сайт Министерства Юстиции по Краснодарскому краю (http.//www.minjustkuban.ш).
Заполнить форму текущей работой