Аналитические и процедурные модели в интеллектуальной информационной системе адаптивного структурирования образовательного контента
Тема разработки ИСОН образовательного назначения достаточно подробно была представлена в работах отечественных и зарубежных ученых: А. И. Башмакова, И. В. Роберт, В. И. Громыко, К. К. Колин, A.B. Соловова, А. Я. Соловьева, В. И. Овсянникова, Г. С. Осипова, А. П. Афанасьева, А. Н. Тихонова, А. И. Суббетто, Б. А. Сазонова, Г. А. Атанова, И. Л. Надточий, М. Минского, Д. Гилфорда, Дж. Блума, Р… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Анализ существующих информационных систем образовательного назначения
- 1. 1. Потребности и преимущества применения информационных систем в обучении
- 1. 2. Критерии оценки существующих систем электронного обучения
- 1. 3. Анализ существующих систем обучения
- 1. 4. Недостатки существующих информационных систем обучения
- 1. 5. Моделирование систем математическим аппаратом сетей Петри
- 1. 6. Применение нейронных сетей Кохонена в классификации данных
- 1. 7. Объектно-ориентированный подход в моделировании систем
- 1. 8. Существующие реализации интеллектуальных систем обучения
- Постановка задач исследования
- Глава 2. Технология адаптивного структурирования образовательного контента
- 2. 1. Применение математического аппарата сетей Петри при моделировании работы интеллектуальной информационной системы адаптивного структурирования образовательного контента
- 2. 2. Анализ работы интеллектуальной информационной системы адаптивного структурирования образовательного контента на безе нечетких сетей Петри
- 2. 3. Процедурная модель адаптации структур курсов
- 2. 4. Определение уровня подготовки пользователя на основе нейронных сетей Кохонена
- 2. 5. Логико-лингвистическая модель коррекции весовых коэффициентов информационных ресурсов
- Выводы
Глава 3. Построение моделей интеллектуальной информационной системы адаптивного структурирования образовательного контента с использование объектно-ориентированного подхода и реализация на базе ЬМЗ МоосІІе.
3.1 Этапы построения модели предметной области с использованием иМЬ.
3.2 Определение объектов и понятий предметной области.
3.3 Построение модели предметной области на основе UML.
3.4 Построение основных диаграмм: прецедентов, последовательности, взаимодействия.
3.5 Преимущества выбора объектно-ориентированного подхода по сравнению с методами структурного анализа и проектирования.
3.6 Реализация интеллектуальной информационной системы адаптивного структурирования образовательного контента на основе LMS Moodle.
3.7 Создание информационных ресурсов.
3.8 Формирование банка вопросов.
3.9 Анализ результатов тестирования.
3.10 Реализация плагина формирования адаптивного контента и мониторинга активности пользователя на основе сетей Петри.
3.11 Оценка эффективности использования интеллектуальной информационной системы адаптивного структурирования образовательного контента.
Выводы.
Список литературы
- Башмаков, А.И. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. / Башмаков А. И., Башмаков И. А. // М: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2003. — 616 с.
- Advanced distributed learning. Sharable content object reference model (SCORM) 2004 http://www.adlnet.org
- Виштак, O.B. Новые информационные технологий при решении проблем учебного процесса в вузе. / О. В. Виштак, Р. В. Ефремов. // Сборник научных трудов Образование и наука в 3 м тысячелетии. Алтайский ГУ, 2004, С. 102−106.
- Живенков А.Н. Формирование плагинов LMS Moodle для адаптивного построения структуры курса электронного обучения / А. Н. Живенков, О. Г. Иванова // Научные ведомости БелГУ. Серия «История. Политология. Экономика. Информатика.» 2010. -№ 19(90) — С. 150−156
- Марченко, Е.К. Электронная библиотека как системообразующий модуль системы дистанционного образования. / Марченко Е. К. // Институт информатизации образования РФ, Журнал «Открытое образование», № 2, 1998. С. 68−72.
- Гребнев, А.Н. AtLeap — база для ИС научных коммуникаций в высшей школе. / Гребнев А. Н. // Материалы конференции «Свободное программное обеспечение в высшей школе», Университет г. Переславля им. А. К. Айламазяна, 2006. С. 106−112.
- Arrington, СТ. Enterprise Java with UML. / Arrington, CT // Willey Computer Publishing, 2001.
- Гущин, О.П. Применение современных аппаратно-программных комплексов в образовательном процессе. / Гущин О. П. // Институт информатизации образования РФ, Журнал «Открытое образование», № 1, 2007. С. 21−24.
- Образование и XXI век: Информационные и коммуникационные технологии. М.: Наука, 1999. 191 с.
- Гейтс, Б. Бизнес со скоростью мысли. / Гейтс Б., Хемингуэй К. // М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. 480 с.
- Башмаков, А.И. Использование новых информационных технологий при подготовке оперативного персонала электростанций на основе целевых моделей деятельности обучаемых. / Башмаков А. И., Башмаков И. А., Соловьев А. И. // Вестник МЭИ. 1995. № 4. С. 21−25.
- Башмаков, А.И., Методология и средства комплексной автоматизированной подготовки обслуживающего персонала к решению задач технической диагностики/ Башмаков А. И., Башмаков И. А., Бреев.А.Л., Новиков Д. О. //Конверсия. 1995. № 11. С. 19−21.
- Овсянников, В. И. Вопросы организации обучения без отрыва от основной деятельности (дистанционного образования)./ Овсянников В. И. // М.: МГОПУ, 1999. 50 с.
- Тенденции в развитии языка UML и разработки ПО, 2002 URL: http://ratio.co.uk/Wl.html (дата обращения 05.09.2008)
- Описание UML и шаблонов проектирования, 2007 • URL: http://www.craiglarman.com (дата обращения 03.08.2008)
- Охотин, В.В. Психолого-педагогическое обеспечение и компьютеризация подготовки персонала энергоблоков/ Охотин В. В., Хозиев В. В. // М.: МЭИ, 1992. 285 с.
- Шукшунов, В.Е. Тренажерные системы / В. Е. Шукшунов, Ю. А. Бакулов, В. Н. Григоренко и др.// М.: Машиностроение, 1981. 256 с.
- Осуга, С. Обработка знаний Пер. с япон. Осуга С. \ М.: Мир, 1989. 293 с.
- Уэно, М. Представление и использование знаний: Пер. с япон. / Под ред. X. Уэно, М. Исидзука.// М.: Мир, 1989. 220 с.
- Методы и средства кибернетики в управлении учебным процессом высшей школы: Сб. науч. трудов. // Рига: Риж. политехи, ин-т, 1985. Вып. 1. 216 с.
- Conallen, J Modeling web application architectures with UML. / J. Conallen. // Comm. ACM, 42(10), 1999.
- Garg, L. A fuzzy Petri net for knowledge represantion and reasoning/ Garg L, Ashon S.I., Gupta P.V. // Inform. Proc. Lett. 1991. — 39. — P. 165 — 171.
- Любарский, Ю.Я. Интеллектуальные информационные системы. / Любарский Ю. Я. // М.: Наука, 1990. 232 с.
- Савельев, А.Я. Подготовка информации для автоматизированных обучающих систем: Метод, пособие для преподавателей и студентов вузов / Под ред. А. Я. Савельева.// М.: Высшая школа, 1986. 176 с.
- Свиридов, А.П. Сетевые модели динамики знаний / Под ред. Ю. Н. Мельникова. // М.: МЭИ, 1992. 88 с.
- Уотермен, Д. Руководство по экспертным системам: Пер. с англ. / Уотермен Д. // М.: Мир, 1989. 388 с.
- Попов, Э.В. Статические и динамические экспертные системы / Э. В. Попов, И. Б. Фоминых, Е. Б. Кисель, М. Д. Шапот. М.: Финансы и статистика, 1996.320 с.
- Разработка и применение экспертно-обучающих систем: Сб. науч. трудов. М.: НИИВШ, 1989. 154 с.
- Зайцева, Л.В. Разработка и применение автоматизированных обучающих систем на базе ЭВМ. / Зайцева Л. В., Новицкий Л. П., Грибкова В А. // Рига: Зинатне, 1989. 174 с.
- Самойлов, В.Д. Автоматизация построения тренажеров и обучающих систем / Самойлов В: Д., Березников В. П, Писаренко А. П., Сметана С. И. // Киев: Наукова думка, 1989. 200 с.
- Башмаков, И.А. Научно-технические аспекты подготовки и повышения квалификации оперативно-диспетчерского персонала энергосистем / Башмаков H.A., Зуев Э. Н. // Вестник МЭИ. 1996. № 5. С. 57—64.
- Башмаков, А.И. Компьютерные тренажерные комплексы для профессиональной подготовки и повышения квалификации в области электроэнергетики и технология их разработки / Башмаков А. И., Башмаков И. А. // Проблемы энергетики. 1999. № 1—2. С. 84—91.
- Белозубов, A.B. Система дистанционного обучения Moodle / Белозубов A.B., Николаев Д. Г. // Учебно-методическое пособие. СПб., 2007. — 108с.
- Скуратовым, Э.К. Учебно-исследовательские САПР в высшей школе. М., 1991. 40 с. Новые информационные технологии в образовании: Обзор, информ. / Скуратовым Э. К., Соколов А. Г., Усков В. Л., Сафронов A.B., Башмаков И. А., Самсонов О. С.// НИИВО- Вып. 7.
- Табачный, Е.М. Технико-экономический анализ и обоснование решений при проектировании информационных технологий / Е. М: Табачный, А. Н. Златопольский, Е. И. Калинина: М.: Изд-во МЭИ, 1997. 51 с.
- Cao, Т. Variable reasoning and analysis about uncertainty with fuzzy Petri nets / Cao T., Sanderson A. // Application and Theory of Petri Nets, M.A. Marsan (ed.). Springer — Verlag, 1993. — P. 126 — 145.
- Маматов, A.B. Методика применения дистанционных образовательных технологий преподавателями вуза (учебное пособие)/ Маматов A.B., Немцев А. Н., Клепикова А. Г., Штифанов А.И.// Белгород: Изд-во БелГУ. 2006. -161 с.
- Kohonen, Т. (1989/1997/2001), Self-Organizing Maps, Berlin — New York: Springer-Verlag. First edition 1989, second edition 1997, third extended edition 2001, ISBN 0−387−51 387−6, ISBN 3−540−67 921−9
- Kohonen, T. (1988), Learning Vector Quantization, Neural Networks, 1 (suppl 1), 303.
- Карак, А.Б. Разработка системы диагностирования знаний человека, основанной на использовании нечетких оценок / Карак А.Б.// Международный форум информатизации-98: Доклады международной конференции
- Информационные средства и технологии". Т. 3. М.: Изд-во «Станкин», 1998. С. 129−134.
- Свиридов, А.П. Условные и безусловные алгоритмы диагностического контроля подготовки операторов ЭВМ./ Свиридов А.П.// М.: МЭИ, 1987. 68 с.
- Srinivan, P. Approximate reasoning with fuzzy Petri nets / Srinivan P., Gracarin D.// Proc. IEEE Int. Conf. on Fuzzy Systems. San Francisco, California, USA, 1993. — P. 396−401.
- Lipp, H. Einsatz von zeitbewerteten Fuzzy Petri-Netzen in Expertensystemen zur operativen Fuehrung komplexer Productionsysteme / Hommel, G. (Hrsg.): Prozessrechungssysteme '91. //Berlin Heidelberg New York: Springer — Verlag, 1991. — S. 103 — 112.
- Тихомиров, В.П. Основы гипертекстовой информационной технологии. / Тихомиров В. П., Морозов В. П., Хрусталев Е.Ю.// М.: МЭСИ, 1993. 122 с.
- Кент, П. World Wide Web / Кент П. Пер. с англ. B. J1. Григорьева. // М.: Компьютер, ЮНИТИ, 1996. 311 с.
- Фролов, А.В. Сервер Web своими руками. Язык HTML, приложения CGI и ISAPI, установка серверов Web для Windows. / Фролов А. В., Фролов Г. В.//М.: Диалог-МИФИ, 1997. 288 с.
- Rokyta, P. Electronic system design automation using high level Petri nets / Rokyta P., Fengler W., Hummel T.// Workshop for Hardware Design and Petri Nets, Lisboa, June 22 26, 1998. — 1998. — P. 129 — 138.
- Cardoso, J. Petri nets with uncertain mappings / Cardoso J., Valette R., Dubois D.// Advances in Perti Nets, G. Rosenberg (ed.). Springer-Verlag, 1990. — P. 64 -78.
- Мазаев, A.A. Методика разработки обучающих программ для автоматизированных обучающих систем / Мазаев А. А., Монахова О. Е., Токарев А. Б. М.: МЭИ, 1985. 48 с.
- Garzotto, F. HDM A model based1 approach to hypertext application design. / F. Garzotto, P. Paolini, and D. Schwabe. // ACM TOIS, 11(1): 1−26, 1993.
- Rossi, G. Systematic hypermedia design with OOhdm. In In Proc. of ACM International Conference on Hypertext (Hypertext 96)/ G. Rossi, D. Schwabe, and S. Barbosa.// Washington, March 1996.
- Корнеев, В.В. Базы данных. Интеллектуальная обработка информации. / Корнеев В. В., Гареев А. Ф., Васютин СВ., Райх В. В. // М.: «Нолидж», 2000. 352 с.
- Chen, P.P. The entity-relationship model: Toward a unified view of data. / P. P. CHEN.//ACM Trans. Database Syst., l (l):9−96, 1976.
- Fowler, M. UML Distilled: Applying the Standard Object Modeling Language./ M. Fowler and K. Scott.// Addison-Wesley-Longman, 1997.
- Jensen, К. Coloured Petri nets / Jensen K.// Petri Nets: Central Models and Their Properties. W. Brauer, W Reisig, G. Rosenberg (eds.). New York: Springer — Verlag, 1986. — P. 248−299.
- Christensen, S. Modular state space analysis of colored Petri Nets / Christensen S., Petrucci L.// Application and Theory of Petri Nets. G. De Michelis, M. Diaz (eds). New York: Springer — Verlag, 1995. — P. 201 — 217.
- Murata, Т., A predicate-transition net model for parallel interpretation of logic programs / Murata Т., Zhang D.// IEEE Trans, on Software Engineering. 1988. -14.- № 4. p. 481 — 497.
- Леоненков, A.B. Самоучитель UML./ Леоненков A.B. // СПб.: БХВ-Санкт-Петербург, 2001.304 с.
- Bedpoe, A.M. Проектирование программного обеспечения экономических информационных систем: Учебник. / Bedpoe A.M.// М.: Финансы и статистика, 2000. 352 с.
- Вендров, A.M. CASE-технологии. Современные методы и средства проектирования информационных систем. / Вендров A.M.// М.: Финансы и статистика, 1998.176 с.
- Кречман, Д.Л. Мультимедиа своими руками./ Кречман Д. Л., Пушков А.И.// СПб.: БХВ-Санкт-Петербург, 1999. 528 с.
- Dick, W., The Systematic Design of Instruction. / Dick W., Carey L. // Glenview, Illinois: Scott, Foresman and Company, 1990.
- Рэй, Э. Изучаем XML. / Рэй Э.//СП6.: Символ-Плюс, 2001. 408 с.
- Буч, Г. Объектно-ориентированное проектирование с примерами применения: Пер. с англ. / Буч Г.//М.: Конкорд, 1992. 519 с.
- Фридман, A. Jl. Основы объектно-ориентированной разработки программных систем. / Фридман А.Л.//М.: Финансы и статистика, 2000. 192 с.
- Chapman, B.L. Enchancing Interactivity and Productivity Through Object-Oriented Authoring: An Instructional Designer’s Perspective / Chapman B.L.// Journal oflnteractive Instruction Development. 1994. № 7(2). pp. 3—11.
- Pedrycz, W. A generalized fuzzy Petri net model / Pedrycz W., Gomide F. A // IEEE Trans, on Fuzzy System. 1994. — 2. — № 4. — P. 295 — 301.
- AGR-006. Computer-Managed Instruction. Version 2.0: AICC, 1998. http://www.aicc. org/docs/AGRs/agr006v2doc.zip.
- AGR-010. Web-Based Computer-Managed Instruction. Version 1.0. — AICC, 1998 — http://www.aicc.org/docs/AGRs/agrO 10vlrtf.zip.
- CMI-001. CMI Guidelines for Interoperability. Version 3.5. — AICC, 2001. — http://www.aicc.org/tech/cmi001 v3−5.pdf.
- CMI-003. AICC/CMI Certification Testing Procedures. Revision 1.5. -AICC, 2000. — http://www.aicc.org/tech/ciniOQ3vl5.pdf.
- CMI-008. AICC/Web-Based CMI Certification Testing Procedures. Revision 1.5. — AICC, 2000. — http://www.aicc.org/tech/cmiOQ8vl5.pdf.
- IMS Learning Resource Meta-data Specification. Version 1.2.1. — IMS, 2001. — http://www.imsproiect.org/metadata/index.html.
- Scarpelli, H. Fuzzy reasoniag and fuzzy Petri nets / Scarpelli H., Gomide F.// Proc. Fifth. IFSA World Congress, Seoul, Korea, July 5 9, 1993. — 1993. — P. 1326 -1329.
- Scarpelli, H. A reasoning algorithm for high-level fuzzy Petri nets / Scarpelli H., Gomide F., Yager R.R.// IEEE Trans, on Fuzzy Systems. 1996. — 4. — № 3. — P. 282 — 294.
- Yager, R. An approach to inference in approximate reasoning / Yager R.// Int. Man-Machine Studies. 1980. — 13. — P. 323 — 338.
- Mengshoel, O. J. Knowledge validation: principles and practice / Mengshoel O. J., Delab S.// IEEE Expert. 1993. — 8. — P. 62 — 68.
- Jahnke, J. Genetic fuzzy reasoning nets as a basis for reverse engineering relational database applications. / Jahnke J., Schafer W., Zundorf A.// Germany, 1998. 100 S.
- Scarpelli, H. Fuzzy reasoniag and fuzzy Petri nets / Scarpelli H., Gomide F.// Proc. Fifth. IFSA World Congress, Seoul, Korea, July 5 9, 1993. — 1993. — P. 1326 -1329.
- Hasegama, T. Stability analysis of fuzzy control systems based on Petri nets / Hasegama Т., Furuhashi Т., Uchikama Y.// Proc. Int. Discourse on Fuzzy Logic and the Management of Comflexity, FLAMOC'96. 1996. — P. 191 — 195.
- Looney, C. Fuzzy Petri nets for rule- based decision making / Looney C.// IEEE Trans, on Systems, Man and Cybernetics. 1988. — 18. — № 1. — P. 178 — 183.
- Nasareth, D.L. Investigating the applicability of Petri nets for rule-based system verification / Nasareth D.L.// IEEE Trans, on Software Eng. 1993. — 4. — P. 402 — 415.
- Sharable Content Object Reference Model (SCORM). Version 1.2. — Advanced Distributed Learning Initiative, 2001. — http://www.adlnet.org/ Scorm/downloads. cfm.
- Живенков, A.H. Разработка модели структуры курса обучения в условиях неопределенности/ Живенков А. Н. // Вестник Воронежского института высоких технологий 2009 № 5 — С. 123−127
- LMS Moodle. URL: http://www.moodle.org
- Башмаков, А.И. Методика и инструментальные средства разработки компьютерных режимных тренажеров // Международный форум информатизации-98: Доклады международной конференции135
- Информационные средства и технологии". Т. 3. М.: Изд-во «Станкин», 1998. С. 18—23.
- Поспелов, Д.А. Нечеткие множества в моделях управления и искусственного интеллекта / Под ред. Д. А. Поспелова. М.: Наука, 1986. 312 с.
- Koriem, S.M. A fuzzy Petri net tool for modeling and verification of knowledge based systems / Koriem S.M.// The Computer Journal. — 2000. — 43. -№ 3.-P. 206−223.
- Белнап, Н. Логика вопросов и ответов: Пер. с англ. / Белнап Н., Сшил Т.//М-: Прогресс, 1981. 288 с.
- Толстобров, А.П. Возможности анализа и повышения качества тестовых заданий при использование сетевой системы управления обучения MOODLE/ Толстобров А. П., Коржик И.А.//Вестник ВГУ, 2008,№ 2 100−106с.
- Ларман, К. Применение UML и шаблонов проектирования. 2-е издание./ Крэг Ларман //: Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильяме», 2004.624 с.
- Живенков, А.Н. Реализация информационной адаптивной системы обучения на базе LMS Moodle / А. Н. Живенков, О. Г. Иванова // Вестник Воронежского государственного университета. Серия «Системный анализ и информационные технологии» 2010. — № 2 — С. 124−128
- Интеллектуальная собственность в терминах и определениях. Терминологический словарь. М.: МО МАНПО, 2001. 347 с.
- Закон Российской Федерации о правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных. Принят 23.09.92.
- Jan, А.: статья по оцениванию web-pecypcoB 2007./ Jan Alexander, Marsha Ann Tat e// URL: http://www2.widener.edu/Wolfgram-Memorial-Librarv/webevaluation/webeval.htm. (дата обращения 24.01.2008)
- Шмелев, А.Г. Многокритериальная оценка пользовательских интерфейсов портальных проектов/ А.Г. Шмелев// Сборник научных стаей «Интернет-порталы содержание и технологии» выпуск 2. М., 2004. 346−362с.
- Частиков, А.П. Разработка экспертных систем. Среда CLIPS. / А. П. Частиков, Т. А. Гаврилова, Д. Л. Белов // СПб.: БВХ-Петербург, 2003.608с.
- Алексеев, В.В. Оценка качества образовательных интернет-ресурсов // Сборник трудов III Международной научно-методической конференции «Системы управления качеством высшего образования» / В. В. Алексеев, Е. Г. Гридина, П. Г. Королев и др. Воронеж, 2003.
- Соловов, A.B. Электронное обучение: проблематика, дидактика, технология./ Соловов A.B.// Самара: «Новая техника», 2006. 464 с.
- Соловов, A.B. Компьютерные средства поддержки профессиональной подготовки. М., 1995. — 44 с. — Новые информационные технологии в образовании: Обзорная информация / Соловов A.B. // НИИ ВО- вып. 1.
- Соловов, A.B. Организационные аспекты электронного дистанционного обучения / Соловов A.B.// Высшее образование в России. -2007. -№ 12.-С. 89−94.
- Савельева, А .Я. Обучающие машины и комплексы: Справочник / Под общей ред. А .Я. Савельева. // Киев: Вища шк., Головное изд-во. 1986. 303 с.
- Соловов, A.B. Проектирование компьютерных систем учебного назначения: Учебное пособие. / Соловов А.В.//Самара: СГАУ, 1995. 140 с.
- Концепция информатизации высшего образования Российской Федерации. М.: Пресс-сервис, 1994. — 100 с.
- Концепция развития сети телекоммуникаций в системе высшего образования Российской Федерации. — М.: Государственный комитет РФ по высшему образованию, 1994. 120 с.
- Приказ Минобрнауки № 63 от 1 марта 2005 года «Порядок разработки и использования образовательных технологий»
- Скуратов, А.К. Разработка нормативно-правовых документов и отраслевых стандартов дистанционного обучения. Политика открытого дистанционного обучения в Европейском Союзе и Российской Федерации.
- Сб. докладов / Под общей редакцией H.A. Школяра, Ю. Вайса, К. Донди. // М.: Изд-во РУДН, 2001. С. 87−90.
- Титтел, Э. Создание VRML-миров: Пер. с англ. / Титтел Э., Сандерс К., Скотт Ч., Вольф П.// Киев: Издательская группа BHV, 1997. 320 с.
- Тихонов, А.Н. Интернет-порталы: содержание и технологии: Сб. науч. ст. Вып.1 / Редкол. А. Н. Тихонов (пред.) и др.// ГНИИ ИТТ «Информика». -М.: Просвещение, 2003. 720 с.
- Порядок использования дистанционных образовательных технологий (Утвержден приказом Минобрнауки от 06.05.2005 № 137).
- Осин, А.В. Электронные образовательные ресурсы нового поколения: в вопросах и ответах. / Осин А.В.// М.: Агентство «Социальный проект», 2007. -32 с.
- Martin, J. Object-Oriented Methods: A Foundation, Englewood Cliffs / Martin J. and Odell J.//NJ.: Prentice-Hall, 1995.
- Белкин, E.JI. Дидактические основы управления познавательной деятельностью в условиях применения технических средств обучения. / Белкин Е. Л.//Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, 1982. 107 с.
- Частиков, А.П. Разработка экспертных систем. Среда CLIPS. / А. П. Частиков, Т. А. Гаврилова, Д. Л. Белов // СПб.: БВХ-Петербург, 2003.608с.
- Котов, В. Е. Сети Петри. / Котов В. Е. // М.: Наука, 1984 263с.
- Питерсон, Дж. Теория сетей Петри и моделирование систем. / Питерсон Дж.// М.: Мир, 1984 368с.
- Теория сетей Петри http://ru.wikipedia.ore/wiki/CeTH Петри
- Майника, Э. Алгоритмы оптимизации на сетях и графах /Под ред. Е.К.Масловского// М.: Мир, 1981. 322 с.
- Электронный журнал «ИССЛЕДОВАНО В РОССИИ», 2003 URL: http://zhurnal.ape.relarn.ru/articles/2003/095.pdf (дата обращения 24.08.2008)
- Чернев, С.П. «Информационные порталы и технологии их реализации», / Чернев С.П.// Материалы Международной научно-методической конференции «НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УНИВЕРСИТЕТСКОМ ОБРАЗОВАНИИ», 2002, Кемерово, 2002
- Яхъева, Г. Э. Нечеткие множества и нейронные сети: Учебное пособие / Г. Э. Яхъева. // М.: Интернет-Университет Информационных технологий- БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. 316с.: ил., табл. — (Серия «Основы информационных технологий»)
- Заде, Л. Понятие лингвистической переменной и его применение к принятию приближенных решений: Пер. с англ. / Заде Л. // М.: Мир, 1976.