Формирование гуманистических отношений у старшеклассников в процессе изучения гуманитарных предметов в сельском муниципальном общеобразовательном учреждении
Диссертация
На рубежЕ XX — XXI веков в отечественном образовании разработаны и апробированы отдельные педагогические системы формирования у старшеклассников гуманистических отношений и отдельных их компонентов. Однако проблема формирования гуманистических отношений сегодня актуализирована нарастанием бездуховности, агрессивности, отчуждения людей друг от друга, обострением национальных и религиозных… Читать ещё >
Содержание
- 1. Теоретические предпосылки формирования гуманистических отношений у учащихся старших классов сельских муниципальных общеобразовательных учреждений
- 1. 1. Сущность, структура и содержание гуманистических отношений
- 1. 2. Особенности формирования гуманистических отношений у учапщхся старших классов сельской школы
- 1. 3. Модель формирования гуманистических отношений у учапщхся 10−11 классов в сельском муниципальной общеобразовательном учреждении
- Выводы по первой главе
- 2. Опытно-экспериментальная работа по реализации модели формирования гуманистических отношений у учащихся старших классов сельских муниципальных общеобразовательных учреждений
- 2. 1. Содержание и организация опытно-экспериментальной работы
- 2. 2. Педагогические условия формирования гуманистических отношений у учащихся старших классов в сельском муниципальном общеобразовательном учреждении
- 2. 3. Результаты опытно-экспериментальной работы
- Выводы по второй главе
Список литературы
- Азаров Ю. П. Искусство воспитывать: Кн. для учителя. — Изд. 2-е, испр. и доп.- М.: Просвещение, 1985.- 206 с.
- Акмалов А. Ю. Творческие задания как средство активизации познавательной деятельности учащихся старших классов на предметах гуманитар н о го цикла: Дис. .канд. пед. наук / Челяб. гос. ун-т. -Челябинск, 1995. 148 с.
- Амонашвили Ш. А. Личностно-туманная основа педагогического процесса. Минск, 1990. — 206 с.
- Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект-Пресс, 1999. — 376 с.
- Андреева Б. К. От экологического воспитания к пониманию ноосферы Ц Сов. педагогика. 1988. — № 9. С. 23−28.
- Анисимов В. П. Влияние характера эстетической ориентировки в произведении искусства на формирование нравственных взглядов учащихся: Автореф. дис. .канд. пед. наук / МГУ им. М. В. Ломоносова. М. — 1994. — 18 с.
- Анисимова Т. С. Формирование ценностных ориентации старшеклассников (на материале сельской школы): Дис. .канд. пед. наук. М., 1995. — 133 с.
- Аннамуратова С. К. Педагогические основы художественно-эстетического воспитания старшеклассников во внеклассной работе:
- Дис. .д-ра пед. наук / Ташк. гос.пед. ин-т им. Низами. Ташкент, 1992.-324 с.
- Аристотель. Сочинения: в 4-х T. Т.4. / Пер. с древнегреч.- общ. ред. А. И. Доватура. М.: Мысль, 1984. — 830 с.
- Асмус В. Ф. Религиозно-философские трактаты Л. Н. Толстого: Предисловие /Толстой Л. Н. Полн. собр. соч. Т.23. М., 1957.
- Бабанский Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследования. М.: Педагогика, 1982. — 176 с.
- Бабанский Ю. К. Педагогика. М.: Просвещение, 1988.
- Бабаханов М. А. Учебно-творческая работа в школьном театре и её воспитательное воздействие на старшеклассников: Дис. .канд. пед. наук / Ташк. гос.пед. ин-т им. Низами. Ташкент, 1991. — 182 с.
- Бабопшна Б. Б. Цели и направления гуманитаризации в образовании // Педагогическое Зауралье. 2002. — № 1. С. 4−10.
- Баткин Л. М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М.: Наука, 1989. — 272 с.
- Белкин А. С., Жукова Н. К. Витагенное образование. Голо-графический подход. Екатеринбург: УГПУ, 1999. — 136 с.
- Белкин А. С. Ситуация успеха: Книга для учителя. Екатеринбург, 1997. -185 с.
- Белов И. П. Организация старшими школьниками своей учебной деятельности: Автореф. дис. .канд. пед.наук. / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. СПб., 1994. — 17 с.
- Бердяев Н. А. Смысл истории. М.: Мысль, 1990.- 174 с.
- Берулава М. Н. Гуманизация образования: проблемы и перспективы. Бийск, 1995. — 118 с.
- Берулава M. Н. Состояние и перспективы гуманизации образования // Педагогика. 1996. — № 1. С. 43−45.
- Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
- Богданов Е. Н. Воспитание нравственных чувств старших подростков: Дис. .канд. пед. наук. М., 1983. — 156 с.
- Богданова О. С., Черенкова С. В. Нравственное воспитание старшеклассников: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1988. — 206 с.
- Бодалёв А. А. Личность и общение. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 201 с.
- Бодалёв А. А. Психологические условия гуманизации педагогического общения // Сов. педагогика. 1990. — № 12. С. 65−71.
- Божович А. И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.: Просвещзние, 1968. — 464 с.
- Бойко А. Н. Воспитывающие отношения в общеобразовательной школе // Сов. педагогика. 1991. — № 2. С. 26−30.
- Бондаревская Б. В. Гуманизация воспитания старшеклассников // Сов. педагогика. 1991. — № 9. С. 50−56.
- Бондаревская Е. В. Вариативность стратегии личностно-ориентированного воспитания // Инновационная школа. -2000. N"1. С.19−26.
- Боннер А. Греческая цивилизация: В 2-х т. Т.2. М., 1962. -212 с.
- Броневщук С. Г. Профильная дифференциация обучения в сельской школе. Пособие для руководителей и учителей сельских школ. М.: АРКТИ, 2000. — 136 с.
- Бубер М. Я. Я и Ты. М.: Высшая школа, 1993. — 176 с.
- Буровский А. М. Концепция ноосферы В. И. Вернадского и создание новой школы //Педагогика. 1993.- N06. С. 13−17.
- Бурцева И. В. Воспитание духовности у старшеклассниковсредствами изобразительного искусства в условиях групповой деятельности: Дис. .канд. пед. наук. М., 1996. — 253 с.
- Вейт М. А. Воспитание гуманистических отношений в коллективе учащихся общеобразовательной школы: Дис. .д-ра пед. наук. — М., 1987.-230 с.
- Вейт М. А., Соколова Л. Н. Воспитание школьника в духе гуманистической морали. Ярославль, 1987. — 105 с.
- Вербицкий А. А. О структуре и содержании диссертационных исследований // Педагогика. 1994. — № 3. С. 32−35.
- Верцинская Н. Н. Формирование индивидуальности школьника в целостном учебно-воспитательном процессе: Дис. .д-ра пед. наук. М., 1991. — 232 с.
- Вислогузова М. А. Творческая деятельность учащихся как средство усвоения нравственных норм: Дис. .канд. пед. наук. — М., 1989. 160 с.
- Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М. В. Гамезо, М. В. Матюхиной. М.: Просвещение, 1984. — 492 с.
- Воробьёв А. В. Личность учителя в системе межличностных отношений классного коллектива: Дис. .канд. психол. наук. М., 1987. — 142 с.
- Воспитательная система школы: Проблемы и поиски / Сост. Н. Л. Селиванова. М.: Знание, 1989. — 80 с.
- Востриков А. А. Гуманизация школы: факультатив «Человековедение» // Сов. педагогика. — 1991. № 5. С. 20−24.
- Гавриков А. И. Ориентиры молодёжи в современном мире // Сов. педагогика. 1991. — № 7. С. 15−19.
- Гаврилова Г. А. Преодоление одиночества молодёжи как социально-педагогическая проблема: Дис. .канд. пед. наук. / Кург. гос. ун-т. Курган, 1998. — 201 с.
- Галимова С. М. Личностно-ориентированное взаимодействие участников процесса обучения как фактор развития познавательной самостоятельности старшеклассников: Дис. .канд. пед. наук. Челябинск, 1996. — 182 с.
- Гершунекий Б. С. Образование в третьем тысячелетии: гармония знания и веры (прогностическая гипотеза образовательного триумфа). — М.: Московский психол. соц. ин-т, 1997. 120 с.
- Гжегорчик К. Духовная коммуникация в свете идеала ненасилия // Вопросы философии. 1992. — № 3. С. 54−65.
- Граник Г. Г., Концевая Л. А. Изучение читательской позиции школьников // Вопросы психологии. 1994. — № 5. С. 51−59.
- Григораш В. В. Формирование совестливости как нравственного качества в процессе этического воспитания старшеклассников: Дис. .канд. пед. наук. М., 1994. — 140 с.
- Громыко Ю. В., Давыдов В. В. Концепция экспериментальной работы в сфере образования // Педагогика. 1994. — N06. С. 31−37.
- Гусейнов А. А. Этика ненасилия // Вопросы философии. — 1992. № 3. С. 72−89.
- Давыдов В. В. Воспитание молодёжи в новых социально-экономических условиях // Сов. педагогика. — 1991. № 7. С. 3−14.
- Данилова Л. М. Буржуазная теория и практика нравственного воспитания учащихся в США: Дис. .канд. пед. наук. М., 1988. -138 с.
- Даменна О. Н. Культура и её национальные формы // Вопросы философии. 1981. — № 6. С. 111−118.
- Дичек Н. П. Наследие А. С. Макаренко в США: освещение и интерпретация // Сов. педагогика. 1989.- № 10. С. 48−53.
- Достоевский Ф. М. Дневник писателя. — М.: Современник, 1989. 557 с.
- Дружинин В. И. Особенности работы сельского учителя // Педагогическое Зауралье. 2000. — № 4. С.32−33.
- Дубов И. Г. Влияние личности учителя на личностные проявления учащихся: Дис. .канд. психол. Наук. М., 1985. — 138 с.
- Дуди на М. Н. Педагогика: долгий путь к гуманистической этике. — Екатеринбург: Наука, Уральск, отделение, 1998. 312 с.
- Ершов П. М. Потребности человека. М.: Мысль, 1990. -386 с.
- Жирская Т. Я. Формирование гуманистических ценностей у старшеклассников во внеурочной деятельности: Авто реф. дис. .канд. пед. наук. Киев, 1993. — 23 с.
- Жирякова А. А. Несколько слов об ученическом совете // Классный руководитель. 2001. — N$ 2. С. 54−58.
- Журавлёв В. И. Педагогика в системе наук о человеке. М.: Педагогика, 1990. — 168 с.
- Загвязинский В. И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 1982. — 160 с.
- Закон Российской Федерации «Об образовании» 4-е изд. — М.: ИНФРА-М, 2001. — 53 с.
- Зам алее в А. Ф. Человек в мировоззрении русского средневековья // Человек в зеркале наук: Межвузовский сборник (Труды методологического семинара «Человек»). Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1991. С. 23−39.
- Зосимовский А. В. Возрастные особенности нравственного развития детей // Сов. педагогика. 1973. — № 10. С. 18−21.
- Зосимовский А. В. Критерии нравственной воспитанности
- Сов. педагогика. 1992. — N9 11−12. С. 22−26.
- Зосимовский А., Рахманов Э. Формирование нравственной убеждённости у старшеклассников // Проблемы управления учебно-воспитательным процессом. М., 1977. С. 73−79.
- Иванихин В. В. Стилистика поведения педагога как источник формирования личности будущего специалиста / / Концепция педагогического образования и современные технологии подготовки учителя: опыт и проблемы (Сб. тезисов). Шадринск, 1994. С. 40−42.
- Иванова Л. Ю. Ценностные ориентации старшеклассников в сфере личного потребления (Социол.-пед. аспект): Дис. .канд. пед. наук / АПН СССР, НИИ теории и методов воспитания. М., 1991. — 180 с.
- Ильин Е. Н. Искусство общения (Педагогический поиск) Сост. И. Н. Баженова. М.: Педагогика, 1987. С. 205−270.
- Ильин Е. Н. Воспитаем читателя. СПб, 1995. — 50 с.
- Ильясов И. И. Структура процесса учения. М.: Изд-во МГУ, 1986.
- Казаренков В. И. Взаимосвязь урочных и внеурочных занятий школьников в целостном учебно-воспитательном процессе: Дис. .д-ра пед. наук /Ин-т развития личности РАО.- М., 1995. 326 с.
- Кан-Калик В. А. Основы профессионально-педагогического общения. Грозный, 1979. — 194 с.
- Караковский В. А. Пути повышение воспитательного потенциала массовой школы // Сов. педагогика. — 1991. № 11. С. 58−61.
- Квятковский Е. В. Самопроявление личности как педагогическая проблема // Педагогика. — 1993. N02. С. 32−38.
- Козырева А. Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. Пенза, 1994. — 344 с.
- Колесников А. Ю. Философия Бертрана Рассела. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1991. — 232 с.
- Колесов Д. В. Психологические основания нравственности // Сов. педагогика. 1990. — № 4. С. 35−39.
- Кон. И. С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1989. 255 с.
- Конаржевский Ю. А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управление школой. М.: Педагогика, 1986.
- Конвенция о правах ребёнка // Вестник образования. -1991.- № 10.
- Кондратьева С. В. Понимание учителем личности учащегося // Вопросы психологии. 1980. — № 5. С. 46−50.
- Кондратенко В. Т., Донской Д. И. Общая психотерапия. -Минск: Вышэйшая школа, 1977. 464 с.
- Концепция воспитания учащейся молодёжи в современном обществе: Проект (НИИ теории и истории педагогики АПН СССР: А. А. Бодалёв, 3. А. Малькова, Л. И. Новикова, В. А. Караковский и др. // Народное образование. 1991. — №№ 11, 12.
- Корнетов Г. Б. Парадигмы базовых моделей образовательного процесса // Педагогика. 1999. — № 3. С. 43−49.
- Королькова Е. С. Научное знание основа гуманистического воспитания / / Сов. педагогика. — 1991 — № 10. С. 30−35.
- Коротов В. М. Развитие гуманистических взглядов и убеждеmm: Кн. для учителя. Самара, 1993. — 104 с.
- Костомаров В. Г. Педагогика в зеркале общественных перемен // Сов. педагогика. 1991. — N$ 2. С. 3−13.
- Кошманова Т. С. Проблема общзния учителя с учениками в советской педагогике (1946 1986 гг.): Дис. .канд. пед. наук. — Киев, 1991.-220 с.
- Красовицкий М. Ю. Личное мнение школьника: условия его эффективности // Сов. педагогика. 1990. — № 10. С. 31−37.
- Крутецкий В. А. Психология обучения и воспитания школьников. М.: Просвещэние, 1976. — 345 с.
- Кутан Б. А. Сельская школа Зауралья: проблемы, поиски, стратегия развития. // Педагогическое Зауралье. 2000. — № 4. С. 9−16.
- Куган Б. А. Модернизация управления образованием в сельском социуме: механизм реализации // Актуальные проблемы управления образованием в Зауралье. 2001. — № 1. С. 59−70.
- Кудрина Т. А. Массовое сознание старшеклассников: мифы и реальность // Сов. педагогика. 1990. — N§ 11. С. 15−21.
- Кумарин В. В. Коллектив среда обитания школьников // Педагогика. — 1994. — № 4. С.55−60.
- Левко А. И. Социально-культурная сущность образования: Авто реф. дис. .д-ра пед. наук. Минск, 1992. — 36 с.
- Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность.- 2-е изд. — М.: Педагогика, 1977. 365 с.
- Лихачёв Б. Т. Экология личности // Педагогика. — 1993. -№ 2. С. 19−23.
- Лихачёв Д. С. Великое наследие. — М.: Современник, 1975. — 398 с.
- Лихачёв Д. С. Земля родная. — М.: Мысль, 1983. — 212 с.
- Лозовцева В. Н. Роль учителя в преодолении конфликтов между подростками-одноклассниками // Вопросы психологии. 1986. -№ 1. С. 69−72.
- Лопатина Т. С. Творческая атмосфера условие гуманизации учебного процесса // Сов. педагогика. — 1991. — № 12. С 70−73.
- Лосев А. Ф. Дерзание духа. М.: Политиздат, 1988. — 366 с.
- Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. М.: Политиздат, 1982. — 318 с.
- Лотон Д. Учитель в меняющемся мире // Перспективы. -1987. № 4. С. 34−43.
- Майерс Д. Социальная психология / Перев. с англ. — СПб.: Питер, 1999. 688 с.
- Макаренко А. С. Собр. соч. в 4-х т. Т.4. М.: Правда, 1987. -547 с.
- Максимова В. Д. Развитие творческой активности учащихся сельской школы: Дис. .канд. пед. наук / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. СПб., 1993. — 146 с.
- Мереакре И. А. Воспитывающие отношения в микросоциуме // Педагогика. 1994. — № 1. С.31−35.
- Мириманова Н. Ненасилие: движение и организация // Вопросы философии. 1992. — № 3. С.180−189.
- Мнацаканян Л. И. Теория и методика воспитания оценочных способностей у старшеклассников: Автореф. дис. .д-ра пед. наук / АПН СССР, НИИ общ. проблем воспитания. М., 1990. — 36 с.
- Мусаелян Г. А. Формирование нравственных потребностей личности школьника в процессе деятельности и общэния: Дис. .д-ра пед. наук. М., 1991 .-318с.
- Мухин М. И. Гуманистические традиции и новаторство в педагогическом опыте В. А. Сухомлинского: Авто реф. дис. в виде науч. доклада .д-ра пед. наук / Ин-т развития личности РАО. — М., 1995. -68 с.
- Мясищев В. Н. Личность и неврозы. — М., 1949.
- Мясищев В. Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека / / Психологическая наука в СССР. Т.2.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. с. 110−125.
- Мясищев В. Н. Проблема отношений человека и её место в психологии // Вопросы психологии. 1957. — № 5. С. 97−108.
- Методы педагогических исследований / В. И. Журавлёв и др.- М.: Педагогика, 1979. 160 с.
- Методы психологической диагностики / Под ред. В. Н. Дружинина, Т. В. Галкиной. М.: Ин-т психологии РАН, 1993. — 288 с.
- Наин А. Я., Гостев А. Г. Какой быть новой педагогике.- Челябинск: Юж.-Уральское книжное изд-во, 1993.-212 с.
- Наин А. Я. О методологическом аппарате диссертационных исследований // Педагогика. — 1995. № 5. С. 44−49.
- Наин А. Я. Технология работы над кандидатской диссертацией по педагогике / Челяб. Дом печати. Челябинск, 1996. — 144с.
- Неменекий Б. М. Пути очеловечивания школы / / Новое педагогическое мышление / Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1989. — 280 с.
- Немов Р. С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. 2-е изд. -М.: Просвещзние: ВЛДДОС, 1995.-576 с.
- Немов Р. С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед.учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. 2-е изд. — М.: Просвещение: ВЛДЦОС, 1995. — 496 с.
- Неупокоева Н. М. Психологическая служба образования в сельской местности: Монография-пособие по спецкурсу. Курган, 2000.- 196 с.
- Никандров Н. Д. На пути к гуманной педагогике // Сов. педагогика. 1990. — N$ 9. С. 41−57.
- Никитин А. Ф. Воспитание школьников в духе прав человека // Педагогика. 1992. — Nsl-2. С. 6−10.
- Никитин А. Ф. Единство нравственного и гражданского воспитания // Сов. педагогика. 1990. — № 7. С. 32−37.
- Обозов Н. Н. Психология межличностных отношений. — Киев, 1990. 272 с.
- Ожегов С. И. Словарь русского языка: Изд. 10-е, стереотип. / Под ред. Н. Ю. Шведовой. М.: Сов. Энциклопедия, 1973. — 846 с.
- Олей ник В. К. К вопросу о содержании термина гуманизация // Наука и образование Зауралья. 2000. — N$ 3. С. 90−92.
- ОпилатЯ. Г. Воспитание веры и доверия // Сов. педагогика.- 1990. N (c)5. С. 61−66.
- Орешников И. М. Что такое гуманитарная культура? — Саранск: Изд-во Мордовского ун-та, 1992. — 148 с.
- Орлов А. Б. К. Роджерс и современный гуманизм // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. № 2. С. 143−150.
- Орлов Ю. М. Проблема ненасилия в педагогике // Педагогика. 1993. — N"4. С.21−26.
- О России и русской философской культуре: Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М.: Наука, 1990. — 528 с.
- Осипова С. В. Реализация идей педагогики сотрудничества в учебном процессе (На материале деятельности учащихся 10−11 классов): Авто реф. дис. .канд. пед. наук. Алма-Ата, 1992. -24 с.
- Основы педагогического мастерства: Учебн. пособие для пед. спед. высш. учебн. заведении / И. А. Зязюн, И. Ф. Кривонос, H. Н. Тарасович и др.: Под ред И. А. Зязюна. — М.: Просвещение, 1989. — 302 с.
- Павленко Г. В. Проблема воспитания учащихся в обучении в советской педагогике середины 70-х середины 80-х годов: Авто реф. дис. .канд. пед. наук. — Хабаровск, 1992. — 20 с.
- Панова Е. И., Рыбакова Л. Н., Мороз Б. С. Взаимоотношения «учитель ученик» (По материалам исследования Центра социальной адаптации подростков)// Педагогика. — 1993. — № 6. С.49−53.
- Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. -М.: Мысль, 1971. 350 с.
- Пауэр Ф., Хиггинс Э., Кольберг Л. Подход Лоуренса Кольберга к нравственному воспитанию // Психологический журнал. Т. 13. № 3, 1992.-с. 175−182.
- Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. учебных заведений / В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. — М.: Школа-Пресс, 1998. 512 с.
- Пестриков С. Г. Тенденции развития 1уманистически ориентированных педагогических технологий в теории и практике отечественной школы (1960−80-е гг.): Авто реф. дис. .канд. пед. наук. М., 1994.-19 с.
- Петрова В. И. Воспитание и развитие нравственного сознания и поведения школьника: Дис. .д-ра пед. наук. М., 1982. — 264 с.
- Пилиповскии В. Я. Неогуманистические идеи в западной педагогике // Педагогика. 1993. — № 6. С. 97−102.
- Подласый И. П. Как побуждать к учению и самовоспитанию // Народное образование. 1993. — № 9. С. 28−37.
- Подласый И. П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. М.: Просвещение, 1996.- 432 с.
- Полонский В. М. Методы исследования проблем образования
- Педагогика. 1994. — № 3. С. 13−18.
- Процессы психического развития: в поисках новых подходов / Под ред. А. И. Подольского, Я. Я. Ф. Тер Лаака и П. Г. Хейманса. — М., 1995.-146 с.
- Психология развивающейся личности / Под ред. А. В. Петровского: НИИ общзй и педагогической психологии АПН СССР. М., 1987. — 240 с.
- Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе / Под ред. А. Коссаковски и др.: Пер. с нем. М.: Педагогика, 1981. — 224 с.
- Психологические средства выявления особенностей личностного развития подростков и юношества: Сб. научных трудов / АПН СССР, НИИ общзй и педагогической психологии. М., 1990. — 166 с.
- Репин С. А. Особенности программно-целевого принципа в теории управления образованием / / Актуальные проблемы управления образованием в регионе: Сб. материалов: Выпуск 2 (6). Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 1998. С. 9 — 16.
- Рубакин Н. А. Психология читателя и книги. Краткое введение в библиографическую психологию. М. — Л., 1929. — 142 с.
- Рубакин Н. А. Этюды о русской читающей публике. Факты, цифры, наблюдения. СПб., 1895. — 214 с.
- Сарыев А. Ч. Роль взаимоотношений «учитель ученик» в нравственном воспитании старшеклассников: Дис. .канд. пед. наук. -Баку, 1987. — 144 с.
- Сериков Г. Н., Сериков С. Г. Здоровьесбережение в гуманном образовании. Екатеринбург — Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1999. -242 с.
- Сериков Г. Н. Образование: аспекты системного отражения. Курган: Зауралье, 1997. — 464 с.
- Сидоров Н. С. Воспитание коммунистической туманности у подростков: Дис. .канд. пед. наук. М., 1967. — 194 с.
- Сидоров С. В. Реализация воспитательного потенциала урока / / Педагогическое Зауралье 2002. — № 4. С. 65−68.
- Сидоров С. В. Изучение гуманистических отношений у старшеклассников: Методическое пособие для педагогов и студентов пед. вузов. Шадринск: Шадринский гос. пед ин-т, 2002. — 70 с.
- Симонов В. П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. Учебное пособие для студентов педвузов, учителей и слушателей ФПК. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 192 с.
- Симонов П. В., Ершов П. М., Вяземский Ю. П. Происхождение духовности. М.: Наука, 1989. — 352 с.
- Ситаров В. А., Маралов В. Г. Педагогика ненасилия // Магистр. 1992. — N$ 4. С. 26−30.
- Скаткин М. Н. Методология и методика педагогических исследований. М.: Педагогика, 1986. — 150 с.
- С ласте нин В. А. Гуманистическая парадигма педагогического образования // Магистр. 1994. — № 6. С. 2−7.
- Словарь античности: Пер. с нем. М.: Прогресс, 1989. -704 с.
- Словарь русского языка. Т. 2-й. М.: Русский язык, 1986. -710 с.
- Словарь социально-психологических понятий. М., 1987.
- Смирнов С. А. Нравственное развитие подростков в процессе творческой познавательной деятельности: Авто реф. дис. .канд. пед. наук. М., 1993. — 17 с.
- Соколова Н. Д. Развитие гуманистических идей в отечественной и зарубежной педагогике. Екатеринбург, 1992. — 110 с.
- Соловейчик С. Л. Воспитание по Иванову. М.: Педагогика, 1989. — 352 с.
- Соловьёв В. С. Чтение о Богочеловечестве. М.: Книга, 1992. — 400 с.
- Социальная психология личности в вопросах и ответах. М.: Гардарики, 1999. — 264 с.
- Старовойтенко Е. Б., Шадриков В. Д. Воспитательное взаимодействие в школе / / Сов. педагогика. — 1989. N$ 3. С. 30−34.
- Степанец М. Т. Насилие и ненасилие в культурах Запада и Востока. XIX Всемирный философский конгресс, М., 22−28 авг. 1993 г.: Сб. резюме (Секция XXXVI. Философия Азии). М., 1993. С. 21−27.
- Степашко Л. А. Философия и история образования. М.: Флинта, 1999. 268 с.
- Стоуне Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения: Пер. с англ. / Под ред. Н. Ф. Талызиной. — М.: Педагогика, 1984. 472 с.
- Суходольская О. В. Педагогическое стимулирование художвственно-эстетической деятельности старшеклассников в клубном объединении: Автореф. дис. .канд. пед.наук. М., 1992. — 20 с.
- Сухомлинский В. А. Воспитание и самовоспитание // Сов. педагогика. 1965. — N"2. С. 31−34.
- Сухомлинский В. А. Духовный мир школьника (Подростк. и юношеск. возраста). М.: Учпедгиз, 1961. — 223 с.
- Сухомлинский В. А. Павлышская средняя школа: Обобщение опыта учеб.-воспитат. работы в сел. сред, школе. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 1979. 396 с.
- Сухомлинский В. А. Потребность человека в человеке. — 2-е изд. М.: Сов. Россия, 1981. — 96 с.
- Сухомлинский В. А. Рождение гражданина / Пер. с укр. Н. Дангуловой. М.: Мол. гвардия, 1971. — 336 с.
- Татаринцев В. Г., Неупокоева Н. М. Социальные и психологические основы формирования современной цивилизованной личности. Курган, 1995. — 37 с.
- Тарасов Г. С. Соотношение коммуникативного и когнитивного в процессе формирования духовной потребности личности // Психологические исследования познавательных интересов и личности. М.: Наука, 1983. — 214 с. С. 126−132.
- Толстой Л. Н. Полн. собр. соч. и писем: В 30-и т. Письма. Т.1. -М., 1974.-312 с.
- Толстой Л. Н. Педагогические сочинения / Сост. Н. В. Вей-кшан. М.: Педагогика, 1?®9. — 544 с.
- Толстых А. В. Взрослые и дети: парадоксы общения. М.: Педагогика, 1988. — 128 с.
- Тульчинский Г. Л. Разум, воля, успех: О философии поступка.-Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1990.-216 с.
- Уши некий К. Д. Педагогические сочинения: В 6-и т. Т.5 / Сост. С. Ф. Егоров. М.: Педагогика, 1990. — 528 с.
- Ушакова Н. Н. Ценностные ориентиры повышения квалификации и профессиональной переподготовки учителя сельской школы Ц Педагогическое Зауралье. 2002. — N93. С. 43−49.
- Фельдштейн Д. И. Психологические закономерности социального становления ребенка / /Сов. педагогика. 1989. — № 5. С. 39−44.
- Филонов Г. Н. Проблемы эффективности воспитания личности в условиях развитого социализма. М.: Педагогика, 1978. — 224 с.
- Филонов Г. Н., Черенкова С. В. Тенденции развития теории и практики воспитания // Педагогика. 1993. — № 1. С. 33−38.
- Формирование личности старшеклассника / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1989.
- Фридман Л. М. Педагогический опыт глазами психолога: Кн. для учителя. М.: Просвещгние, 1987. — 224 с.
- Фридман Л. М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. М.: Просвещгние, 1991. — 288 с.
- Фридман Л. М., Пушкина Т. А., Каплун о вич И. Я. Изучение личности учащихся и ученических коллективов: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1988. — 264 с.
- Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993. -415 с.
- Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 1999. -608 с.
- Цирульников А. М. Педагогика, рождённая жизнью: Кн. для учителя (Из опыта работы). М.: Просвещение, 1988. — 386 с.
- Цукерман Г. А. Виды общения в обучении. Томск: Пеленг, 1994.-268 с.
- Шакирова Т. М. Методика изучения нравственных убеждений школьников в реальной жизненной ситуации / / Вопросы психологии. 1984. — № 2. С.83−89.
- Шариков В. Д. Ребенок и его информационное окружение // Магистр. 1992. — N$ 1. С. 17−25.
- Шеин С. А. Диалог как основа педагогического общения // Вопросы психологии. — 1991. N$ 1. С. 44−52.
- Ширшова И. А. Развитие гуманистических убеждений старшеклассников в межличностных отношениях: Дис. .канд. пед. наук. -М., 1996.-167 с.
- ТТТиян О. А. Современные концепции гуманизации педагогического сознания в США: Дис. .канд. пед. наук. М., 1996. -167 с.
- Шкьопу К. Г. Педагогически организованная ситуация выбора как средство развития у старшеклассников личностного отношения к творчеству писателя: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1989. -17 с.
- Шмелькова Л. В. Технологизация: региональный масштаб // Педагогическое Зауралье. -2001. № 3. С. 23−32.
- Шумилин Е. А. Психологические особенности личности старшеклассника. М.: Просвещение, 1979. — 166 с.
- Шумилин Е. А. Психологические закономерности развития личности в старшем школьном возрасте: Автореф. дис. .д-ра пед. наук.-М., 1982.-40 с.
- Щёголев В. В. Формирование у будущих учителей умения диагностирования нравственной воспитанности учащихся: Дис. .канд. пед. наук. Калуга, 1991. — 172 с.
- Щуркова Н. Е. Система воспитания нравственных отношений современного школьника: Дис. .д-ра пед. наук. — М., 1988. 332 с.
- Эффективность воспитательной работы в школе (Отчёт поитогам исследований Центра социологических исследований Министерства образования РФ): Мат-л подготовлен Л. И. Виноградовой // Классный руководитель. 2001. — No2. С. 39−53.
- Юдин Э. Г. Системный подход и принципы деятельности. -М.: Наука, 1978. 319 с.
- Янович Г. В. Традиции гуманизма в русской народной педагогике / / Становление культуры мира: аксиологические и психолого-педагогические проблемы: Материалы научно-практической конференции. Курган, 2002. С. 66−69.
- Ярошевский М. Г. Краткий курс истории психологии: Учеб. пособие. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 144 с.
- Anderson С. School Health. St. Louis: Mosby, 1964. — 551 p.
- Atkinson J. An introduction to motivation. Princeton, New Jersey, Toronto, London, New York, 1964.
- Atkinson J., Raynor J. Personality, motivation and achievement. -Washington, London, 1978.
- Deed E. Intrinsic motivation. New York, 1975.
- Durant W. Humanism in historical perspective. The Humanist, January/February. 37, 24−26.
- Homans G. C. Social Behavior. Its elementaiy forme. Har-court. Brace a. World. — New York, 1975.
- Maslow A. H. Motivation and personality (3 rd. ed.). New York. Harper & Row. 1987.
- Maslow A. H. Toward a humanistic biology. American Psychologist, 24. 1969.
- Rogers C. The therapeutic relationship and it’s Impact. Madison. 1967.
- Rogers C. Carl Rogers on encounter groups. New York. 1970.
- Scileppi I. A system view of education. New York: University press of America, 1984. — 273 p.
- Stanford G., Roark A. Human interaction in education. — ton, 1974. -308 p.
- Toulmin S. Human understanding. vol. 1. — Oxford, 1972.