Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Комбинированная технология гидрирования и изомеризации легких бензиновых фракций

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Выявлено, что в процессе гидроизомеризации одновременно протекают реакции изомеризации как линейных алканов С5 и С6, содержащихся в прямогонной фракции 70 — 85 °C, так и остаточных линейных алканов С5 и С6 бензолсодержащей фракции риформата. Максимальную активность в указанных реакциях проявляет катализатор ИПМ-02. Содержание 2,2-ДМБ в его смеси с изомерами Сб в продуктах, полученных… Читать ещё >

Содержание

  • Список терминов, условных обозначений и сокращений
  • 1. -Литературный обзор
    • 1. 1. Влияние автомобильного транспорта на окружающую среду и здоровье человека
    • 1. 2. Требования к экологическим характеристикам автомобильных бензинов, предъявляемые зарубежными и отечественными стандартами
    • 1. 3. Основные процессы получения компонентов автомобильных 16 бензинов
    • 1. 4. Технологии производства автомобильных бензинов с пониженным содержанием бензола и ароматических углеводородов
  • 2. Объекты и методы исследования
    • 2. 1. Сырье процесса
    • 2. 2. Катализаторы процесса 60*
    • 2. 3. Описание схемы экспериментальной установки
    • 2. 4. Методика проведения экспериментов 62'
    • 2. 5. Анализ сырья и продуктов реакции
    • 2. 6. Стандартные анализы
  • 3. Исследование комбинированной технологии гидрирования и изомеризации легких бензиновых фракций
    • 3. 1. Термодинамический расчет процесса гидроизомеризации бензиновых фракций
    • 3. 2. Исследование гидроизомеризации бензолсодержащей фракции риформата н.к. — 90 °С
    • 3. 3. Исследование гидроизомеризации смеси бензолсодержащей фракции риформата н.к. — 90 °C и прямогонной фракции 70 — 85 °С
  • Выводы по главе З
  • 4. Промышленное оформление процесса гидроизомеризации смеси бензолсодержащей фракции риформата и прямогонной бензиновой фракции 70 — 85 ° С Ю
    • 4. 1. Комбинированная установка изомеризации легкой нафты с блоком гидрирования бензолсодержащих фракций
    • 4. 2. Комбинированная установка гидроизомеризации с блоком деизогексанизации
    • 4. 3. Изменение поточной схемы приготовления бензинов при реализации комбинированной установки гидроизомеризации с блоком деизогексанизации на ОАО «УНПЗ» Выводы по главе

Комбинированная технология гидрирования и изомеризации легких бензиновых фракций (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Автомобили становятся одним из основных источников загрязнения окружающей среды отработавшими газами и парами топлива. В общем объеме вредных выбросов в атмосферу доля от автомобильного транспорта в среднем составляет 35−40%, а в крупных городах — около 70% [1].

В отработавших газах присутствуют углеводороды с повышенной термодинамической устойчивостью — это, прежде всего, ароматические и непредельные соединения. Для человека наиболее опасны углеводороды ароматического ряда, особенно — бензол и конденсированные (полициклические) ароматические углеводороды (ПАУ). Бензол, как и другие ароматические углеводороды, является причиной образования бенз-а-пирена, характеризующегося высокой канцерогенной активностью. Почти все количество бензола, поступающее в атмосферу (85−90%), выбрасывается автотранспортом.

При работе двигателей наблюдается образование твердых отложенийна стенках камеры сгорания, называемых нагарами. Нагарообразование в камерах сгорания вызывает значительное ухудшение мощностных и экономических показателей двигателя, повышает требования к детонационным свойствам топлив. Наблюдения показывают что, наибольшее нагарообразование дают ароматические углеводороды (АУ), присутствующие в топливе. Нагар, образующийся в результате сгорания ароматических углеводородов обладает также большей способностью вызывать калильное зажигание, чем нагар от парафиновых и нафтеновых углеводородов. Присутствие ароматических углеводородов не только увеличивает абсолютное количество нагара, но и способствует образованию нагара более устойчивого против выжигания.

В связи с вышеизложенным требования к содержанию ароматических углеводородов в автобензине непрерывно ужесточаются. По действующим требованиям Евро-4 содержание ароматических углеводородов в современных бензинах не должно превышать 35% об., в т. ч. бензола не более 1% об. А в 5.

США особый сорт реформулированного бензина уже предусматривает ограничение содержания бензола величиной 0,8% об., общих ароматических углеводородов — до 25% об.

Однако основным базовым компонентом высокооктановых товарных автобензинов является катализат риформинга с содержанием ароматических углеводородов 60 — 70% об., в т. ч. бензола 2−6% об. Поэтому при производстве высокооктановых бензинов возникает дефицит высокооктановых неароматических изокомпонентов — разбавителей.

Современные требования к экологическим свойствам автомобильных бензинов обусловливают необходимость расширения производства неароматических высокооктановых компонентов внедрением новых технологических процессов и эффективных катализаторов.

В данной работе разработаны комбинированные процессы переработки бензиновых фракций, позволяющие получать высокооктановые компоненты автомобильных бензинов с пониженным содержанием ароматических углеводородов и в том числе бензола.

Разработанный процесс совместной гидроизомеризации головных фракций риформата и прямогонной фракции 70 — 85 °C позволяет производить бензины с ОЧИМ не менее 95 и содержанием ароматических углеводородов менее 35% масс., в т. ч. бензола не более 1% масс. Такой процесс может быть легко внедрен на НПЗ, имеющих в своем составе установки каталитического риформинга и изомеризации. б.

ВЫВОДЫ ПО РАБОТЕ.

1. Показана возможность гидроизомеризадии бензолсодержащей фракции рифомата и смеси бензолсодержащей фракции риформата с прямогонной фракцией 70 — 85 °C на катализаторах СГ-ЗП-М, ИПМ-02 и К-150 Б в области температур 220 — 360 °C .

2. Установлено, что на всех катализаторах бензол практически полностью гидрируется. Степень гидрирования бензола составляет 97 — 99%.

3. Установлено, что реакция изомеризации циклогексана в метилциклопентан наиболее активно протекает на катализаторе К-150 Б. Содержание метилциклопентана в его смеси с циклогексаном в продуктах составляет 49 — 81% в зависимости от исследованного интервала температуры.

4. Выявлено, что в процессе гидроизомеризации одновременно протекают реакции изомеризации как линейных алканов С5 и С6, содержащихся в прямогонной фракции 70 — 85 °C, так и остаточных линейных алканов С5 и С6 бензолсодержащей фракции риформата. Максимальную активность в указанных реакциях проявляет катализатор ИПМ-02. Содержание 2,2-ДМБ в его смеси с изомерами Сб в продуктах, полученных с использованием этого катализатора, составляет 6 — 11%.

5. Установлено, что в процессе гидроизомеризации происходит повышение октанового числа продукта на 0,3−5,9 пункта, причем по гидрирующим и изомеризующим свойствам наиболее предпочтителен катализатор К-150 Б.

6. Показано, что наиболее эффективным катализатором для процесса гидроизомеризации смеси бензолсодержащей фракции риформата и прямогонной бензиновой фракции 70 — 85 °C при температуре 240 °C, давлении 2,6 МПа, кратности циркуляции ВСГ 250 нм7м3 и объемной скорости подачи сырья 2 ч" 1 является катализатор К-150 Б.

7. Разработана принципгиальная схема комбинированной установки гидроизомеризации бензиновж"хх фракций. Расчетом материального и теплового балансов реактора гтидроизомеризации смесевого сырья показано, что температурный перепад в р"^акторе составляет 63 °C.

8. Реализация предложі^иной схемы производства автомобильных бензинов на ОАО «УНГ13» позволит увеличить объем выпуска товарных бензинов от 370 100 до 392 180 т/год в зависимости от температуры процесса, а также организовать производство бензина «Премиум Евро — 95» в объеме 702 530 т/год.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.М. Транспорт и окружающая среда. — Минск: УП «Технопринт», 2003
  2. , А. П. Экологические требования к АТС в России / А. П. Гусаров, М. Е. Вайсблюм // Защита окружающей среды в нефтегазовом комплексе. -2004. № 12. — с. 24−25
  3. , И. А. Состояние и перспектива развития Российской автомобильной промышленности / И. А. Коровкин // Защита окружающей среды в нефтегазовом комплексе. 2004. — № 12. — с. 22−24
  4. Г. В., Дударев АЛ. Санитарная охрана окружающей среды современного города. — Л.: «Медицина», 1978. — 216 с.
  5. Ю.Г. Гигиеническая оценка автотранспорта как источника загрязнения атмосферного воздуха. М.: «Медицина», 1975. — 68 с.
  6. Вредные вещества в химической промышленности. Справочник для химиков, инженеров и врачей. Изд.- 7е, перераб. и доп. Том 1. Органические вещества / Под ред. Н. В. Лазарева и Э. Н. Левиной. Л.: Химия, 1976. — 592 с.
  7. И .Я. Положения Европейской комиссии по составу бензина к 2001 году // Переработка нефти и нефтехимия: Экспресс-информ. / ЦНИИТЭ-нефтехим. 1997. -№ 12. — С. 3−4.
  8. , В. Е. Повышение качества автобензинов как способ снижения вредных выбросов автотранспортом / В. Е. Емельянов, С. А. Сурин // Защита окружающей среды в нефтегазовом комплексе. 2004. — № 12. — с. 32−34
  9. , И. Ю. Экологические факторы формирования бензинового рынка России / И. Ю. Ховавко // Вестник Московского университета.Сер.6,Экономика. 2004. — № 2.-С.59−73. — С. 204
  10. , В. В. Экологические требования к нефтяным топливам / В. В. Булатников // Защита окружающей среды в нефтегазовом комплексе. 2007. -№ 2. -С. 15−18
  11. , К. Г. Становление и развитие процесса каталитического риформинга: учеб. пособие / К. Г. Абдульминев — УГНТУ. Уфа: Изд-во УГНТУ, 2003.- 117 с.
  12. В.П. Каталитические процессы в нефтепереработке — М.:Химия, 1973.-412 с.
  13. А.Д. Каталитический риформинг бензинов. —М.: «Химия», 1973. 152 с.
  14. С.А. Технология глубокой переработки нефти. — Уфа: Гилем, 2002. 672 с.
  15. Ю.Б., Енгулатова В. П. Эффективность катализаторов риформинга R-56 // Химическая технология топлив и масел. 1996. — № 5. — С. 30−31
  16. A.C., Луговской А. И. Новые катализаторы платины //Химическая промышленность. 1996. — № 3 — С. 35−40.
  17. Е.Г., Емельянов Ю. И. и др. Новые промышленные катализаторы риформинга для получения бензина с октановым числом 96−98 // Катализ в промышленности. 2003. — № 6. — С. 13−15
  18. Д.К., Крачилов Д. Д. Анализ эффективности работы некоторых зарубежных и отечественных катализаторов риформинга на промышленных установках России // Нефтепереработка и нефтехимия. — 2003. № 1. — С. 2123
  19. Промышленные установки каталитического риформинга. / Под ред. Ластовкина Г. А. Л.: Химия, 1984. — 232 с.
  20. А.И. Установки каталитического риформинга. — Л.: Гостоптехиздат, 1974. 357 с.
  21. В. // Труды XV Мирового нефтяного конгресса. Китай, 1997.
  22. .И. Установки каталитического крекинга . — М.: Гостоптехиздат, 1958. — 273 с.
  23. М.Я., Шершун В. Г. Совершенствование вторичных процессов за рубежом и их роль в углублении переработки нефти. М.: ЦНИИТЭНефтехим, 1979.
  24. Ю.С., Конь М. Я. Переработка остаточного сырья на установках каталитического крекинга за рубежом. М.: ЦНИИТЭНефтехим, 1988.
  25. С.Н. и др. Крекинг нефтяных фракций на цеолитсодержащих катализаторах. М.: Химия, 1982.
  26. .К., Радченко Е. Д., Алиев P.P. Катализаторы процессов углубленной переработки нефти. М.: Химия, 1992.
  27. .Н. Катализ в органической химии. Л.: ГХИ, 1959.
  28. Справочник нефтепереработчика: Справочник / Под ред. Г. А. Ластовкина, Е. Д. Радченко и М. Г. Рудина. Л.: Химия. — 1986. — 648 с.
  29. Химия нефти и газа. / Под ред. Проскурякова В. А. Л.: Химия. — 1989. — 424 с.
  30. А.И., Чижов В. Б. и др.// Нефтепереработка и нефтехимия .- 2001. -№ 10.-С. 13−17.
  31. X., Цитарелла В. А. Повышение эффективности процесса алкилирования // Нефть, газ и нефтехимия за рубежом. — 1992. № 4. — С. 96 -101.
  32. Е.В. Технология переработки нефти и газа. — М.: Химия. —1980.-328 с.
  33. А.Н., Кочетов Г. М. Тенденции развития процессов каталитического алкилировния изобутана бутенами // Экотехнологии и ресурсосбережение. 2003. — № 2. — С. 18 — 20.
  34. Н.М., Курылев В. Д. Техническое перевооружение установки сернокислотного алкилирования 25/7 // Нефтеперерабокти и нефтехимия. — 2001.-№ 9.-28−31.
  35. В.А., Бородин Е. В., Перин В. Н. Алкилирование — современная технология производства автомобильных бензинов // Нефтеперерабокти и нефтехимия. 2005. — № 8. — С. 29 — 31.
  36. H.H., Лагутенко Н. М., Курылев В. Д., Кирилов В. Д., Есипко Б. А. Модернизация установки сернокислотного алкилирования // Химия и технология топлив и масел. 2000. — № 1. — С. 21 — 22.
  37. Д. Усовершенствование процесса алкилирования для нефтеперерабатывающей промышленности // Нефтегазовые технологии. -2006. -№ 1.-С. 81−83.
  38. Дж. М., Блэк С. М., Малдун Б. С., Уэй Д.Г., Роезелер K.M. Оптимизация производства алкилата для получения экологически чистых топлив // Нефтегазовые технологии. 2000. — № 5. — С. 96 — 103.
  39. К.И., Бортышевский В. А., Сидоренко Ю.Н, Алкилирование на цеолитах. Киев: Наук, думка. — 1991. — С. 27 — 84.
  40. Unverricht S., Ernst S., Weitkamp J. Isobutane/l-butene alkylation on zeolites beta and MCM-22 // Stud. Surf. Sei. Catal. 1994. — № 84. — P. 1693 — 1700.
  41. С.А. Современные аспекты применения антидетонаторов в автомобильных бензинах // Нефтепереработка и нефтехимия. — 2006. № 10. -С. 26.
  42. В.И., Шпанцева JI.B., Давыдова В. К., Тюленцева JI.E. Производство МТБЭ в ОАО «Каучук». Перспективы развития // Мир нефтепродуктов. 2008. — № 3. — С. 13−15.
  43. Перспективы потребления и производства кислородсодержащих добавок к бензину в России и за рубежом // М.: ЦНИИТЭнефтехим. 2006. — 117 с. (Информационно-аналитический материал)
  44. Лю Синьчжоу, Рахимов М. Н., Ахметов А. Ф., Абдульминев К. Г., Рогов М. Н. Поиск стабилизаторов этанол-бензиновых смесей // Башкирский химический журнал. 2003. — Т. 10. — № 3. — С. 54 — 56.
  45. Основные тенденции использования кислородсодержащих добавок к бензинам и технологии их получения. — М.: ЦНИИТЭнефтехим. 2001. 63 с.153
  46. В.М., Кукес С., Бертолусини Р. Нефтеперерабатывающиая промышленность США и бывшего СССР. — М.:Химия, 1995. 371 с.
  47. Процессы производства МТБЭ и других высокооктановых эфиров.
  48. H.L., Sarathy P.R., Trotta R. // Ibid. 1991. — № 9. — P. 133.
  49. Hearn D., Jones E. M., Smith L.A., Strain В. The First Shanghai International Symposium on Technology of Petroleum & Petrochemical Industry. — 1989. — May. P. 448.
  50. Oil&Gas Journal. 1991. — № 6. — P. 30.
  51. H.H. Химия и технология основного органического и нефтехимического синтеза. М.: Химия. — 1988. — 592 с.
  52. JI.B., Корнеев М. И., Юзбашев В. Н. Технология переработки нефти и газа. М.: Химия. — 1966. — 420 с.
  53. М.Н., Белоклокова Т. М., Галимов Ж. Ф., Панкратов A.B. Стабильность свойств катализаторов олигомеризации бутан-бутеновой фракции // Химия и технология топлив и масел. 1998. — № 6. — С. 40 — 41.
  54. О.Н., Дорогочинский А. З. Олигомеризация и ароматизация пропан-пропиленовой фракции каталитического крекинга // Химия и технология топлив и масел. — 1999. № 6. — С. 35 — 36.
  55. Д.Б., Агаева С. Б., Насирова Ф. М., Аббасова М. Т., Иманова A.A., Абасов С. И. Олигомеризация пропилена на цирконий-цеолитных катализаторах // Процессы нефтехимии и нефтепереработки. 2006. — № 1. — С. 97−100.
  56. Г. С., Барильчук М. В., Тарабрина Е. И. и др. Новая технология переработки олефинсодержащих газов каталитического крекинга // Химия и технология топлив и масел. — 1999. № 2. — С. 9 — 10.
  57. Г. С., Барильчук М. В., Ростанин H.H. и др. Переработка олефинсодержащего углеводордного сырья // Мир нефтепродуктов. 2007. -№ 6. — С. 17−20.
  58. A.C., Каминский Э. Ф., Хавкин В. А., Козлов И. Т., ЗгСу^>гаыов В.М. Селективный гидрокрекинг способ повышения октанового числа бензинов // Химия и технология топлив и масел. — 1996. — № 1. — С. 1S — д
  59. Е.Д., Нефедов Б. К., Алиев P.P. Промышленные кататз^загоры гидрогенизационных процессов нефтепереработки. М.: Химия. — — 228 с.
  60. А.И., Алиев P.P., Батырбаев H.A. и др. Промышленные и перспективные катализаторы нефтепереработки и нефтехимии, цеолиты и адсорбенты. М.: ЦНИИТЭнефтехим. 1992. — С. 58 — 60.
  61. A.C. Хавкин В. А., Алиев P.P., Нелькенбаум СЛ., ^'оманов P.M. Влияние типа катализатора на выход и качество продуктов гчз^дрокре-кинга бензиновых фракций // Химия и технология топлив и масел. ??"???
  62. A.C. Хавкин В. А. Козлов И.Т. Промышленная апробация процесса изокрекинга бензина с получением пропана и бута.нов // Нефтепереработка и нефтехимия. 1993. — № 10. — С. 11 — 12.
  63. М. — Полная изомеризация. — // Нефтегазовая вертикаль. — 2008. -№ 16.-С. 22−28.
  64. Н.Р. Технология изомеризации парафиновых углеводородов. — Л.: «Химия». — 1985.- 192 с.
  65. Ю.М. Изомеризация углеводородов. — М.: Химия. — 1983. — 301 с.
  66. В.А. — Основы методов приготовления катализаторов. — Новосибирск: Наука. — 1983. — 261 с.
  67. А.Л., Крылова А. Ю. Махмутянова Е.Ю. Изомеризация газоконденсатных парафинов С5-С6 на Pd-катализаторах // Хиоч/огческая технология топлив и масел. 2002. — № 3. — С. 33−34
  68. В.В. Нефтехимия, 1998, т. 38, № 6, с. 439−457.
  69. Башинский А. И. Проектные решения по разработке комбинированной установки изомеризации с блоками подготовки сырья на НГ13 ОАО
  70. Ангарская НХК" // Нефтепереработка и нефтехимия. — 2006. — № 9. — С. 914.
  71. ГЛ., Парпуц О. И., Жарков Б. Б. Изомеризация пентан-гексановых фракций на цеолитсодержащем катализаторе ИПМ-02. // Нефтепереработка и нефтехимия. — 2003. — № 12. — С. 31−34.
  72. ., Рабинович F., Парпуц О., Георгиевский В. Получение изомеризата пентан-гексановых фракций с максимальным октановым числом на катализаторе ИПМ-02. Технологии ТЭК. — 2004. — № 2. — С. 62−64.
  73. Graeme S., van der Laan M. Butane and light naphtha isomerization // PTQcatalysis, 2003. P. 47−49.
  74. П.Н., Никитина Г. И., Подклетнова H.M. и др. Кинетические закономерности низкотемпературной изомеризации н-пентана в проточном реакторе на катализаторе НИП-ЗА // Нефтяное хозяйство. 2005. — № 2. — С. 110−114.
  75. М., Хантер М. Технология изомеризации легкой нафты (UOP) в СНГ. Семинар. 21 июня 2001 г., Москва
  76. М.Дж. Изомеризация легкой нафты, нацеленная на удовлетворение требований Технических условий 21-го столетия на бензин / Конференция UOP. М., 2004.
  77. A.A., Вихман А. Г., Боруцкий П. Н. О повышении качества изокомпонентов для производства перспективных автобензинов. // Нефтепереработка и нефтехимия. 2007. — № 7. — С. 5−14.
  78. А.Н., Федорова M.JI. Промышленный опыт внедрения новейших российских катализаторов изомеризации и риформинга бензиновых фракций
  79. Материалы 7-ого Международного форума «Топливно-энергетичсе-сзкий комплекс России». 10−13 апреля 2007 г. — СПб. — С. 331−333.
  80. Н.Р., Орлов Д. С., Шакун А. Н. Катализ на сверхкислотах. М.:ЦНИИТЭнефтехим, 1979. 51 с.
  81. J. «Emict, A Regenerable Paraffin Isomerization Catalyst», MCCUJ 15A Anniversity Symposium, November 12 2000.
  82. Santiesteban J.G., Vartuli J.C., Calabro D. International Symposium on -?.cid-Base Catalysis IV, Matsuyama, Japan, May 7−12, 2001.
  83. П.Н., Кузнецова Л. И., Твердохлебов В. П. и др. Сравнителньный анализ эффективности катализаторов изомеризации н-алканов С5 — Co / П. Н. Кузнецов, Л. И. Кузнецова, В. П. Твердохлебов и др. // Химическая технология. 2005. — № 2. — С.7 — 14.
  84. Буй Чонг Хан, Нгуен Ван Ты, Ахметов А. Ф. Сравнительный анализ различных схем изомеризации пентан-гексановой фракцией: // Нефтепереработка и нефтехимия. — 2008. — № 2. С. 22 — 25.
  85. ., Ватрипон Л. Изомеризация по-разному // Нефтегазовая вертикаль. 2008. — № 16. — С. 30 — 34.
  86. ., Ватрипон Л., Жоли Ж.-Ф., Маттеус Р. Дальнейшее развитие технологии изомеризации парафинов // Нефтепереработка и нефтех^азушя. — 2001.-№ 4.-С. 15−27.
  87. В.В., Киселева Э.А. Нефтепереработка и нефтехимия 1968
  88. Е.А., Емельянов В. Е., Алексеева С. И., Александров Е. В. Производство автомобильных бензинов для автомобилей класса Евро-3 и Евро-4 на российских НПЗ // Мир нефтепродуктов. 2006. — № 1. — С 28—30.
  89. A.A., Вихман А.Г., Мкртычев A.A., Марышев В.Б., Боруцкий П. Н., В.Н. Можайко О снижении содержания бензола в бензинах и риформатах // Нефтепереработка и нефтехимия. 2006. — JSfe 8. — С. 11−14.
  90. A.A., Вихман А.Г., Марышев В.Б., Боруцкий П. Н., В.Н. Можайко Анализ вариантов снижения доли бензола в риформатах // Мир нефтепродуктов. 2006. — № 5. — С. 26 — 27.
  91. Г. Л., Парпуц О. И., Жарков Б. Б. Технология получения высокооктановых бензинов, соответствующих европейским стандартам, на базе риформатов // Мир нефтепродуктов. 2007. — № 7. — С. 26 — 29.
  92. А.Ф., Сайфулин Н. Р., Абдульминев К.Г, Навалихин П. Г., Абдуллахи Х. М. Экологические аспекты производства автомобильных бензинов // Нефтепереработка и нефтехимия. 1999. — Nk у. q 42 47.
  93. А.Ф., Танатаров М. А., Абдульминев ЬС.Г. Производство высокооктановых бензинов и ароматических углеводородов фракционированием риформатов // Нефтепереработка и нефтехимия. 1985. — № 2. — С. 3−5.
  94. А.П. Каталитический риформинг с одновременным получением высокооктанового бензина и ароматических углеводородов // Химия и технология топлив и масел. — 1972. № 8. — С. 8 — 11.
  95. А.Ф., Танатаров М. А., Абдульминев К. Г. Получение неэтилированного бензина АИ-93 и ароматических углеводородов фракционированием риформата широких бензиновых фракций // Нефть и газ. Известия вузов СССР. 1985. — № 4. — С. 41 — 43.
  96. Пат. 2 091 437 Россия, МПК 6 С 10 G 65/12 Способ получения высокооктанового бензина и ароматических углеводородов / В. А. Двинин В.Н. Павлычев, Ю. А. Алексеев, Н. З. Кутлугильдин, H.H. Истомин- Дочернее
  97. ОАО «Нефтехим», АО «Салаватнефтеоргсинтез» № 95 109 545/04- Заяв. 07.06.95, Опубл. 27.09.97, Бюл. № 27
  98. A.C. Технология получения компонента бензинов с пониженным содержанием бензола и ароматических углеводородов С9+ на основе риформата // Дис. кандидата техн. наук, 2003.
  99. Г. Н., Пехливанов Д. Д., Милина P.C., Иванов A.C. Опыт производства автомобильных бензинов с пониженным содержанием бензола в «Лукойл Нефтохим» // Нефтепереработка и нефтехимия. — 2003. Ns 3. с 7−12.
  100. A.A., Залищевский Г. Д., Гафур H.H., Семенов Л. В., Варшавский О. М., Федянин Н. П., Колдобская Л. Л. Удаление ароматических углеводородов из бензинов риформинга // Химия и технология тогглив и масел. 2004. — № 4. — С. 11 — 14.
  101. А.Д. Производство ароматических углеводородов из нефтяного сырья. М.: Химия. — 1975. — 304 с.
  102. Э.Ф. Разработка технологий глубокой переработки нефти для получения моторных топлив с улучшенными экологическими характеристиками // Дис. д-ра техн. наук, 1996.
  103. Э.Ф., Хавкин В. А., Осипов JI.H., Курганов В. М. Новые технологии производства моторных топлив с улучшенными экологическими характеристиками // Российский химический журнал. Том XII. — 1997. — № 6.-С. 56.
  104. A.C., Каминский Э. Ф. и др. //ХТТМ. — 1996. — № 1.-С. 18.
  105. Материалы семинара фирмы UOP. М. 2000.
  106. Материалы семинара фирмы Луммус. М. 1996.
  107. В.А. Новые технологии производства моторных топлив // Мир нефтепродуктов. 2008. — № 2. — С. 8 — 12.
  108. И.М., Гусейнов Р. И., Колесников С. И., Винокуров В. А. Алкилирование бензола пропиленом на алюмофенилсилоксане // ХТТМ. — 2004. -№ 3.-С. 43−44.
  109. Э.Ф., Хавкин В. А. Глубокая переработка нефти: технологический и экологический аспекты
  110. Э.Ф., Хавкин В. А. // Нефтепереработка и нефтехимия. -1996. -№ 35. -С. 13.
  111. Э.Ф., Хавкин В. А. // Нефтепереработка и нефтехимия. — 1995. -№ 10.-С. 6.
  112. Материалы семинара фирм Луммус-Шеврон. М., 1995.
  113. A.M., Емельянов В. Е. и др. Разработка и производство экологически улучшенных моторных топлив. М: ЦНИИТ Энефтехим, 1994
  114. У. Л. Лефлер Переработка нефти. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес». — 2004. -224 с.
  115. К.Г., Танатаров М. А., Ахметов А. Ф. Алкилирование бензола в составе бензолсодержащей фракции риформата // Нефть и газ: Известия высших учебных заведений. Баку: 1990. — № 4. — С. 46 — 49.
  116. К.Г. Разработка и внедрение новых топливнонефтехимических схем переработки бензиновых фракций: Дис. д-ра техн. наук, 1996.
  117. А.Ф. Разработка комбинированной технологии производства высокооктановых неэтилированных бензинов и ароматических углеводородов: Дис. д-ра техн. наук. Уфа, 1986.
  118. А.Ф., Танатаров М. А., Георгиевский В. Ю., Шипкин BJB. и др. Получение высокооктановых бензинов гидроизомеризацией катализатов риформинга // Химия и технология топлив и масел. — 1984. — № 10. — С.10 — 12.
  119. К.Г., Ахметов А. Ф., Федоринов И. А., Абдульминев АЛС. Исследование технологии получения низкоароматизированных высокооктановых компонентов автомобильных топлив // Башкирский химиический журнал. 2003. — Т. 10 — № 3. — С. 60 — 62.
  120. Д.О. Дисс. канд. техн. наук
  121. Д.О., Ахметов А. Ф., Кондрашева Н. К., Яковлев A.A. Комбинированная технология каталитического риформинга и гидроизомеризации для производства компонента бензина с улучшенными экологическими свойствами // Интервал. — 2007. № 3. — С. 49 — 53.
  122. В.Б., Можайко В. Н., Сорокин И. И. Удаление бензола из катализатов риформинга // Нефтепереработка и нефтехимия. — 2005. JSfo 9 С. 9−10.
  123. Буй Чонг Хан Получение высокооктановых автомобильных бензинов с пониженным содержанием ароматических углеводородов: Дис. канд. техн. наук. Уфа. — 2008
  124. Буй Чонг Хан. Сравнительный анализ различных схем изомеризации пентан-гексановой фракции / Буй Чонг Хан, Нгуен Ван Ты, Ахметов А. Ф. // Нефтепереработка и нефтехимия. — М.: ЦНИИТЭнефтехим, 2008 —№ 2.-С. 22−25.
  125. A.C. Скобло В. А. Расчеты химических равновесий. — М.: «Высшая школа». 1974 г. — 288 с.
Заполнить форму текущей работой