Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Концептуальные основания развития экспериментальной деятельности в сфере образовательных услуг

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Логика исследования имеет исходным пунктом признание приоритета экспериментальной деятельности в процессе модернизации сферы образовательных услуг и ведет к формированию концептуальных оснований организации и развития экспериментальных площадок как институциональной базы инновационного процесса в образовательных учреждениях. В ходе исследования выявлено конкретное функциональное содержание этого… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
    • 1. 1. Экономическая природа и формы проявления инновационной образовательной услуги в условиях рынка
    • 1. 2. Роль и место экспериментальной образовательной деятельности в развитии человеческого капитала
    • 1. 3. Специфика организации экспериментальной деятельности в сфере образовательных услуг
    • 1. 4. Методологические основы управления экспериментальной деятельностью в сфере образовательных услуг
  • ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПЛОЩАДКА КАК ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ БАЗА РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
    • 2. 1. Эволюционное развитие экспериментальных площадок в сфере образовательных услуг
    • 2. 2. Модель государственной политики в области развития экспериментальной деятельности в условиях модернизации отечественной системы образования
    • 2. 3. Содержание и результаты деятельности экспериментальной площадки «Непрерывная модель образования» в Самарском муниципальном университете Наяновой
  • ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ПЛОЩАДОК В СФЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
    • 3. 1. Принципы организации и управления созданием и развитием экспериментальных площадок в сфере образовательных услуг и инструментарий их реализации
    • 3. 2. Инновационный образовательный проект как основная компонента деятельности экспериментальной образовательной площадки
    • 3. 3. Условия, необходимые для эффективного функционирования экспериментальных площадок в сфере образовательных услуг
  • ГЛАВА 4. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ПЛОЩАДОК В СФЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
    • 4. 1. Методические подходы к оценке деятельности экспериментальной площадки в сфере образовательных услуг
    • 4. 2. Инструментальные средства оценки эффективности инновационных образовательных проектов
    • 4. 3. Разработка модели измерения качества образовательных услуг в системе менеджмента экспериментальной площадки

Концептуальные основания развития экспериментальной деятельности в сфере образовательных услуг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одним из направлений приоритетного национального проекта «Образование» является поддержка и развитие лучших форм организации отечественного образования. Инновации в сфере образования традиционно играли большую роль в развитии национальной экономики. Важнейшим элементом инновационного процесса в образовании является эксперимент, который из-за своей специфичности, требует создания адекватной среды и соответствующих условий. Поэтому в сфере образования проведение экспериментов организуется в рамках экспериментальных площадок, на которых отрабатывается алгоритмизированная модель инновационного процесса, где инновации проходят стадии от эвристической идеи до ее реализации и тиражирования, отработки до уровня опыта.

В настоящее время в практике активно прорабатываются версии формирования новой образовательной среды и определения места и роли в ней экспериментальных площадок. Реальные условия требуют ускорения решения вопросов, связанных с выработкой концептуальных основ организации и управления развитием экспериментальной деятельности в сфере образовательных услуг, инструментальных средств ее осуществления.

Степень разработанности проблемы. Теоретическая постановка данной проблемы обоснована многими учеными, специалистами-практиками в данной области. Известно значительное количество работ, в которых отмечается важность решения проблем профессиональной подготовки кадров, например: В. Адамса, Дж. Кейнса, А. Маршалла, А. Смита, В. А. Трапезникова. Среди исследователей, значительно развивших эту проблему на макрои микроэкономическом уровнях, следует выделить Л. Абалкина, П. Анисимова, М. Браун, О. Виханского, Е. Воронова, У. Оучи, А. Робинсон, П. Самуэльсон, Р. Уотермен, С. Шекшню, Р. Эренберг и др. В результате проведенных ими исследований можно сделать вывод о том, что основой экономических достижений страны (отрасли, предприятия) является развитая система профессионального обучения, а обязательным условием ее успешного функционирования — участие государства в регулировании деятельности этой системы.

Содержание программ, технологии подготовки специалистов и, как следствие, требования к уровню их компетентности — темы, рассмотренные в трудах М. Ананьева, А. Гретченко, А. Грязновой, В. Зуева, Л. Романковой, Л. Семушиной, Р. Федосовой, В. Яценко.

Вопросы о сущности и значении общественных благ в воспроизводстве личного фактора рассмотрены в работах О. Грабовой, X. Ламберта, А. Маслоу, И. Назаренко, Д. Норта, В. Носкова, Р. Пантэма, Н. Свиридова, М. Скаржинского, И. Соболева, Д. Сорокина, Е. Степанова, Дж. Стиглица, А. Субетто, В. Федотовой, Э. Хольцмана, В. Чек-марева, Т. Юрьевой и др.

Теоретические основы и принципы современного управления разносторонне проанализированы в работах: Р. Акоффа, О. Виханского, И. Герчиковой, П. Друкера, А. Занковского, Б. Карлофа, Э. Коротко-ва, Ю. Кузнецова, А. Маслоу, М. Мескона, Б. Мильнера, А. Наумова, Р. Оуэна, В. Подлесных, А. Пригожина, А. Радугина, Г. Смирнова, А. Смита, Ф. Тейлора, Г. Форда, С. Чоудхари, В. Шепеля, Л. Якокка и др.

В указанных исследованиях не нашли отражения вопросы, обобщения теоретических и практических наработок, связанные с процессом создания, развития экспериментальных площадок в образовании и концептуальными основами управления — важнейшими аспектами управления инновационным процессом в образовательной среде. Разработка данной проблемы обделена вниманием и в современной теории менеджмента в сфере образовательных услуг.

Цель диссертационного исследования заключается в разработке концептуальной модели организации и развития эспериментальных площадок в сфере образовательных услуг и инструментов ее реализации с позиций повышения эффективности и качества инновационного процесса в условиях модернизации системы отечественного образования.

Реализация указанной цели обусловила необходимость решения ряда задач:

• определения сущности и форм проявления образовательной услуги в условиях социально ориентированной рыночной экономики;

• обоснования роли и места экспериментальной образовательной деятельности в развитии человеческого капитала;

• выявления специфики организации экспериментальной деятельности в сфере образовательных услуг;

• разработки методологических основ организации экспериментальной деятельности в сфере образовательных услуг;

• изучения мирового опыта формирования и развития экспериментальных площадок в сфере образовательных услуг;

• выявления роли государства в развитии экспериментальной деятельности в условиях модернизации отечественной системы образования;

• анализа результатов функционирования экспериментальной площадки «Модель непрерывного образования» в Самарском муниципальном университете Наяновой;

• формирования концепции организации, функционирования и развития экспериментальных площадок в сфере образовательных услуг и инструментов ее реализации;

• раскрытия особенностей инновационных проектов при осуществлении экспериментальной деятельности в сфере образовательных услуг;

• определения условий, обеспечивающих эффективную деятельность экспериментальных площадок в сфере образовательных услуг;

• разработки методических подходов и основ оценки эффективности деятельности экспериментальных площадок и качества инновационных проектов в сфере образовательных услуг.

Объектом исследования являются организационно — правовые формы образовательных учреждений, обеспечивающие экспериментальную деятельность в сфере образовательных услуг, подготовке кадров новой модели, основанной на компетентностном подходе.

Предметом исследования являются новационные организационно-экономические формы экспериментальной деятельности в сфере образовательных услуг.

Теоретико-методологической основой послужили фундаментальные положения концепций рыночной трансформации отечественной экономики с инновационной направленностью развития, использующие системно-функциональный подход к управлению инновациями в социально-экономических системах микроуровнясубъектно-объектный, структурно-функциональный и процессный анализ развития экспериментальных площадок, а также концептуальная канва исследований по проблемам управления экспериментальной деятельностью в сфере образовательных услуг, представленные в трудах зарубежных и отечественных ученых-экономистов, которые в совокупности сформировали научно-мировоззренческую позицию автора.

Инструментально-методический аппарат исследования. При разработке проблемы использовались различные методологические подходы, в том числе системный подходтеория хаоса как метод познанияметоды и инструментальные технологии научного исследования, в том числе логический, табличные и графические методы визуализации статистических данных, экономико-статистических группировоксоциологических методов. При решении поставленных в исследовании задач адресно-селективное использование аналитико-эвристического потенциала каждого из этих частных методов, их сочетание обеспечили надежность, аргументированность и достоверность полученных выводов и результатов.

Информационно-эмпирическая и институционально-нормативная база исследования формировалась на основе официальных данных Федеральной службы государственной статистики, статсборников, ежегодников, справочников, результатов разработки многочисленных программ, данных, публикуемых в периодической печати, материалов монографических исследований отечественных и зарубежных ученых, отчетов, практического опыта, личных наблюдений и обобщений автора.

Нормативную базу разработки проблемы составили правовые акты законодательных органов государственной власти РФ, ведомственные распоряжения и инструктивные материалы, регламентирующие деятельность экспериментальных площадок и образовательных учреждений.

Репрезентативная совокупность использованных данных (часть из которых обработана и вовлечена в научный оборот впервые), соответственно проанализированных, экономически интерпретированных и прокомментированных, обеспечила достоверность результатов исследования и аргументированную обоснованность практических рекомендаций.

Логика исследования имеет исходным пунктом признание приоритета экспериментальной деятельности в процессе модернизации сферы образовательных услуг и ведет к формированию концептуальных оснований организации и развития экспериментальных площадок как институциональной базы инновационного процесса в образовательных учреждениях. В ходе исследования выявлено конкретное функциональное содержание этого процесса с позиций ресурсно-результативного подхода, сформирована целостная концептуальная модель процесса организации и развития экспериментальных площадок в сфере образовательных услуг. Осуществлено конструирование и отработка инструментария обеспечения функциональной действенности основной содержательной компоненты экспериментальной деятельности. В завершение определены необходимые условия эффективной разработки и реализации инновационных образовательных проектовоценки эффективности деятельности экспериментальных площадок и качества инновационных проектов в сфере образовательных услуг.

Научная новизна заключается в формировании в период модернизации отечественной системы образования целостной концепции организации и развития экспериментальных площадок в сфере образовательных услуг и разработке адекватных инструментарно-методических средств ее реализации.

Элементы научной новизны, полученные лично автором:

• расширена видовая классификация образовательных услуг путем введения дополнительного признака их типологии в зависимости от степени новизны ее содержания: традиционная и инновационная, и дана их дифференциация по критерию ориентированности на удовлетворение потребностей рынка, развитие социума, совместно и рынка, и социума.

• определены факторы, в основном рыночного характера, вызвавшие возрастание роли и необходимость активизации в современный период экспериментальной деятельности в сфере образовательных услуг: появление коммерческого и некоммерческого секторов, индивидуализация образования из-за дифференциации и расширения сектора потребителей образовательных услуг, возможность изучения мирового опыта, повышение требований государства и работодателей к содержанию образования специалиста в условиях новой экономики, высокая конкуренция на рынке образовательных услуг;

• выделены особенности организации экспериментальной деятельности в сфере образовательных услуг;

• разработан и апробирован авторский подход к организации и управлению экспериментальной деятельностью в сфере образовательных услуг, основанный на принципах нелинейного моделирования, учитывающий поисковый и венчурный характер экспериментальной деятельности;

• дано определение экспериментальной площадки в сфере образовательных услуг, представляющей собой образовательное учреждение, деятельность которого построена на оригинальных (авторских или предложенных научно-исследовательскими учреждениями) идеях и технологиях и представляет собой новую институционально-образовательную практику, организованную с целью создания и подготовки к реализации (тиражированию) инновационной образовательной услуги;

• выделены историко-логические этапы развития экспериментальной деятельности в мировой практике, отличающейся причиной появления, целью, широтой охвата аудитории, формами реализации, местом проведения, источниками финансирования, сферами осуществления (технократической и гуманитарной);

• дан предметно-содержательный анализ процесса организации современной экспериментальной площадки в сфере образовательных услуг, раскрывающий состав и последовательность процедур осуществления экспериментальной деятельности, направленной на удовлетворение потребностей рынка и развитие социума;

• выявлены модели государственной политики в области развития экспериментальной деятельности в сфере образовательных услуг, определены функции государства, направленные на формирование благоприятной институциональной среды;

• предложена концепция организации и управления развитием экспериментальных площадок в сфере образовательных услуг, основными принципами которой являются: инновационность образовательного проекта, ориентация на будущие потребности общественного развития, единоначалие при разработке и реализации проекта, наличие команды единомышленников, динамизм и гибкость, комплексность, системность, результативность, обязательность воспроизведения полученных результатов и возможность тиражирования верифицированного эксперимента в других или аналогичных условиях организации образовательного процесса;

• обоснованы и определены адекватные инструменты реализации концепции организации и управления развитием образовательных экспериментальных площадок, среди которых: наличие авторской школы, внедрение коучинга, маркетинговые проработки, мониторинг процесса реализации и оценка результатов и эффективности экспериментальных образовательных проектов, создание интегрированных структур при их разработке и реализации, внедрение менеджмента качества образования;

• выявлены особенности инновационного образовательного проекта и представлена их систематизация в рамках экспериментальной деятельности;

• на основе системного подхода смоделированы основные организационные условия развития и направления деятельности экспериментальных площадок в отечественном образовании;

• разработан методический аппарат оценки эффективности экспериментальной площадки в сфере образовательных услуг, включающий иерархическую систему показателей, оценивающих затратную и результирующую составляющие по каждому элементу экспериментальной деятельности, и заложенный в основу внутреннего аудитасоздана методика оценки эффективности инновационного образовательного проекта, основанная на расчете полного экономического эффекта, учитывающая поисковый характер экспериментальной деятельности и возможность управления рискамипредложена модель измерения качества образовательных услуг в системе менеджмента экспериментальной площадки.

Значение результатов исследования и вклад в развитие теории и методологии экономической науки. В развитии теории науки представляют интерес результаты, полученные на этапе уточнения сущностей основных категорий, относящихся к развитию экспериментальной деятельности в образовании (инновационная образовательная услуга, экспериментальная площадка в сфере образовательных услуг) в условиях модернизации образования. В методологии науки вклад определяется развитием эволюционной теории хаоса и использованием принципов динамического моделирования систем с нелинейным характером поведения применительно к области управления развитием экспериментальных площадок в образовании.

Практическая значимость результатов исследования следующая:

• результаты, полученные в области теоретико-методологических основ развития экспериментальной деятельности, представляют интерес для ученых, занимающихся проблемами развития экономической теории и теории управления в образовании, а также для руководителей и специалистов в области управления и развития образования;

• сформулированная концепция управления экспериментальной образовательной деятельностью может быть использована министерствами и управлениями образования на отечественном региональном, муниципальном и государственном уровняхобщественными российскими и международными организациями;

• опыт непрерывного образования (от этапа начальной школы до послевузовского включительно) полезен вузам в условиях модернизации отечественного образования;

• сквозные учебные программы представляют интерес для Министерства образования и науки РФ (департаментов образования, школ, вузов).

Апробация и внедрение результатов разработки проблемы. Результаты были представлены на международных конгрессах, симпозиумах, конференциях и выставках в России, Франции, Германии и др., на коллегиях гордепартаментов и Минобразования и науки РФ. С 1988 года успешно функционирует Самарский муниципальный университет Наяновой и реализуется авторская школа М. В. Наяновой «Модель непрерывного образования», ориентированная на развивающее обучение.

Автор и коллектив университета за высокие показатели качества результатов внедрения, использования, тиражирования непрерывной модели образования имеют правительственные и зарубежные награды.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В ходе исследования были получены следующие научные результаты.

1. Сущность образовательной услуги проявляется как в родовых признаках продукта — процессинга услуговой деятельности вообще, так и в его видовых специфических характеристиках в образовательной сфере. Видовые признаки образовательной услуги, имеющей своей целью развитие человека, способного адаптироваться в развивающемся социуме, определяются миссией сферы образовательных услуг — обеспечивать наращивание человеческого капитала. В этом контексте целесообразно разделять образование на традиционное, оказывающее услуги в массовом секторе образования, обеспечивая его простое воспроизводство, и инновационное, в котором создаются и реализуются новые образовательные услуги, обеспечивающие наращивание эвристического, творческого, инновационного потенциала личности, ее новых знаний, умений, навыков. Они создаются в рамках экспериментальной образовательной деятельности и являются основой формирования расширенного воспроизводства.

В ходе проведения экспериментальной деятельности, в зависимости от охвата сфер, потребности которых должны и могут удовлетворять образовательные учреждения, следует разделять инновационные образовательные услуги на те, спрос на которые предъявляет рынок, и те, спрос на которые порожден потребностями развития личности человека, а также те из них, развитие которых мотивировано и потребностями рынка, и социальным заказом.

2. Основываясь на теоретических положениях воспроизводственного подхода, согласно которому человек рассматривается как цель, средство и результат общественного развития социума, в ходе исследования выдвинут тезис о том, что система образования определяет тип воспроизводства социума. Приобретение человеком только профессиональной составляющей образования формирует человеческий капитал, обеспечивающий репродукцию существующего уровня развития общества, то есть простое воспроизводство. Расширенное воспроизводство возможно за счет наращивания и развития человеческого капитала.

В рамках экспериментальной деятельности формируются новые подходы к содержанию образовательной деятельности, разрабатываются образовательные проекты и технологии, которые после проверки, через эффект диффузии в образовательное пространство могут тиражироваться и принимать форму традиционной образовательной услуги.

3. Экспериментальная деятельность, в силу своей миссии, обладает рядом специфических особенностей. Императивом в отношении субъекта организации и управления экспериментом является творческий, креативный характер личности, способной генерировать оригинальную авторскую идею и формулировать концепцию эксперимента, реализовать ее. Особенности объекта организации и управления в сфере экспериментальной образовательной деятельности проявляются в таких характеристиках, как: наличие интереса познавательного характера и потенциальных внутренних возможностей личностного развитияориентированность модели поведения на решение стратегических задачгоризонтальная контаминация (прорастание) смежных элементов образовательной цепочки: от дошкольного уровня до послевузовского образования включительнопредметная специализация в разделении труда педагогов (один педагог осуществляет обучение своему предмету на всех этапах процесса образования, начиная с дошкольного и начального школьного). Специфика отношений, складывающихся в ходе совместной экспериментальной деятельности, определяется кооперативно — и процессным характером ее осуществления, и императивом создания условий для перманентного личностного роста каждого участника эксперимента, включая и руководителя, и наличием институциональной организации — подразделением внутреннего аудита.

4. В работе обосновано, что экспериментальная деятельность в силу ее поискового характера представляет собой нелинейный динамический процесс, требующий разработки новой методологии организации и развития, основанной на теоретических положениях эволюционной экономики и теории хаоса. Моделирование данного процесса включает в себя разработку статистических моделей организации экспериментальной деятельности (существующей и желаемой), определения нелинейных механизмов, влияющих на ее потенциальную динамику, и разработку на базе полученных результатов динамической модели процесса проведения эксперимента.

5. В работе показано, что институциональной базой осуществления экспериментальной деятельности в сфере образовательных услуг является экспериментальная площадка, представляющая собой образовательное учреждение, деятельность которого построена на оригинальных (авторских или предложенных научно-исследовательскими учреждениями) идеях и технологиях и представляет собой новую институционально-образовательную практику (или вообще, или для данных условий), организованную с целью создания и подготовки к реализации (тиражированию) инновационной образовательной услуги.

В зависимости от вида оказываемых инновационных образовательных услуг различают традиционные, развивающие и комплексные экспериментальные площадки.

Особенностью проведения эксперимента в сфере образовательных услуг является то, что он не выступает как один из этапов инновационного процесса, что характерно для экспериментальной деятельности в материальной сфере производства, а охватывает все его этапы, начиная от рождения идеи и до апробации инновации, получения одобрения на тиражирование.

6. Ретроспективный анализ мирового опыта экспериментальной деятельности в сфере образовательных услуг показал, что понимание ее социальной значимости возрастало с беспрецедентным ускорением. Императивы изменения образовательной системы, содержания образования, определялись научно-техническим и социальным прогрессом. Особенность развития инноваций в сфере образовательных услуг характеризуется тем, что их появление всегда инициировалось не со стороны государства, а со стороны профессионалов в области образования.

На основе анализа положительного опыта и результатов деятельности современной отечественной экспериментальной площадки комплексного вида «Модель непрерывного образования» представлен содержательный аспект, отражающий состав и последовательность проведения эксперимента.

7. Анализ модели государственной политики в области развития инновационной деятельности в сфере образовательных услуг, в том числе и экспериментальной, в условиях модернизации системы отечественного образования выявил факт сохраняемости признаков административного типа управления. Результаты реализации приоритетного национального проекта «Образование» свидетельствуют о том, что его ресурсы были направлены прежде всего на поощрение уже имеющих достижения в инновационной деятельности отдельных участников образовательного комплекса в наиболее «продвинутых» регионах.

В то же время средства на инновационное развитие образовательных учреждений дотационных и депрессивных регионов не были выделены. На развитие экспериментальной деятельности, направленной на удовлетворение потребностей будущего социума выделение средств по проекту совсем не предусматривалось.

8. На основе современных теоретико-методологических положений, выявленной специфики экспериментальной деятельности, результатов положительного отечественного опыта организации и развития экспериментальных площадок разработана концепция организации и развития экспериментальных площадок, представляющая собой идеально алгоритмизированную модель этого процесса.

9. Из существующего в мировой теории и практике арсенала управленческого инструментария выбраны адекватные инструменты и средства организации и развития экспериментальных площадок, позволяющие развивать внутренний потенциал сотрудников экспериментальной площадки, с тем чтобы реализовать миссию — формировать личность Человека Мира.

10. Учитывая достижения современной теории менеджмента, предложено осуществлять деятельность экспериментальной площадки посредством разработки и реализации совокупности инновационных образовательных проектов. В работе представлена существующая классификация инновационных образовательных проектов с выделением по группам экспериментальных площадок.

11. Исходя из сложившейся практики деятельности экспериментальных площадок и выявленных недостатков в этой области, а также целей инновационных образовательных проектов, системного подхода в них, выявлены и смоделированы условия, необходимые для эффективного функционирования экспериментальных площадок в период модернизации отечественной системы образования.

12. Многолетний положительный опыт экспериментальной площадки комплексного вида «Модель непрерывного образования» в Самарском муниципальном университете Наяновой позволил разработать инструментарно-методические средства оценки различных сторон деятельности экспериментальной площадки.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Н. Интеграция Учебных заведений в региональной системе образования, -СПб, 1998.
  2. А.Г., Реформы надо продолжать // ЭКО. 2004. № 8. С. 4−5.
  3. Г. Г. Кутузов В.М., Рыльчиков В. М. и др. Управление результатами научной и инновационной деятельности Министерства образования РФ/ Инновации, 2003 № 1/58/.
  4. Антикризисное управление. Учебник под ред. Э. М. Короткова. -М.: Инфра-М, 2000.
  5. Э.Б., Стиглиц Дж.Э. Лекции по экономической теории государственного сектора: Учебник / Пер. с англ., под ред. Л. Л. Любимова. М.: Аспект Пресс, 1995. — С. 656 -657.
  6. Г. А. Основы экономики общественного сектора. Курс лекций. М.: МГУ ТЕИС, 2003.
  7. В.З. Общая экономическая теория. Новосибирск, 2006.
  8. В.З. Общая экономическая теория. Новосибирск, 1996.
  9. Г. А. Управление развитием образования: организационно-экономический аспект. М.: Экономика, 2003.
  10. Л.И. Основные этапы и принципиальные схемы подготовки организаций социального хозяйства на рынке социальных благ и услуг. В сб.: Социальные аспекты конкурентоспособности человека, общества, государства. -М.: Проспект, 2004.
  11. B.C. Культура и образование.// Библер В. С. На гранях логики культуры. М., 1997.
  12. Д.Б. Концепция творческих способностей и одаренности// Отчет по хоздоговору № 2—ППИ по теме «Исследование творческих способностей студентов университета Наяно-вой». Рукопись. М., 1997.
  13. В.К., Федоров И. Б. Опыт и перспективы сотрудничества отечественной высшей технической школы и промышленности в подготовке специалистов. М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана. 2002.
  14. Большой энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1994.
  15. Ф.А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь. Современная версия. М.: Изд-во Эксмо, 2003.
  16. Ю. Культурный капитал // Человеческие ресурсы. -№ 3.2001.
  17. О.С., Наумов А. И. Менеджмент. М.: Гардарики, 1998.
  18. Высшее образование в России -2005. М., ЦИСН, 2005.
  19. Н.П., Свиридов H.H., Скаржинский М. И., Чекмарев В. В. Институты и экономические отношения. Кострома, 2003.
  20. Э. Социология образования. М.: Эдиториал УРСС, 1999.
  21. Р. Понятие сознания. М., 2000.
  22. В.В., Коробко С. Б., Маринина Т. В. Экономика знаний. -СПб: Питер, 2003.
  23. Государственное управление: основы теории и организации. Учебник. Под ред. В. А. Козбаненко. М.: Статут. 2000.
  24. В.Д. Деятельностная теория управления. М.: РАГС, 1997.
  25. JI.С. Экономика. Курс основ / Гребнев Л. С., Нуреев P.M.- ML, 2000.
  26. А.Б. Экономика высшего образования. М.: Издательство Экономика, 1976.
  27. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х т. Т. 3: П Р. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002.
  28. А.Я. Теоретико-методологические основы проектирования интегральных гуманитарных образовательных пространств: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 2001.
  29. И.В. Финансовые инновации и их значение в переводе экономики на инновационный путь развития. В кн.: Современные проблемы экономической теории 2. — М., 2004.
  30. М. Информационная революция, глобализация и кризис мировой экономики// Проблемы теории и практики управления.- № 1. 2001.
  31. Д., Джери Дж. Collins: Большой толковый социологический словарь. Т 1. М.: Вече ACT, 1999.
  32. В.И., Нечаев В. Я. Общество и образование. М.: Инфра-М, 2003.
  33. П.Ф. Задачи менеджмента в XXI веке. М.- СПб.- Киев, 2000.
  34. П. Эффективное управление. -М. Гранд, 2002.
  35. С.А. Основы теории человеческого капитала.-СПб., 1994.
  36. Т.Г., Маховикова Г. А., Ефимова Н. Ф. Инновационный менеджмент. СПб.: Вектор, 2005.
  37. В.И. Модернизация российского образования: правовые проблемы управления и экономики. Научно-практический журнал «Менеджмент в образовании», № 1 (б), март 2004 г.
  38. Jl.Г. Стратегическое управление высшим образованием в республиках России. СПб, 1999.
  39. Л.Г. Стратегическое управление высшим образованием в республиках России. МО РФ, СПб. гос. университет экономики и финансов. СПб, 1999.
  40. В.А. Социально-экономические проблемы образования и науки в развитом социалистическом обществе. М.: Экономика, 1979. — С. 132.
  41. В.И. Российское образование: проблемы и перспективы развития. М, 1998.
  42. Закон Российской Федерации «Об образовании» 1992 г. М., 1992.
  43. А.Н. Теория организации. М., 2001.
  44. А.П. Экономическая теория и мифология стоимости // Кн. Экономическая теория на пороге XXI века / Под ред. Ю. М. Осипова, В. Т. Пуляева, В. Т. Рязанова, Е. С. Зотовой. М.: Юристъ, 1998.
  45. О.П. Производство общественных благ. Кострома: изд-во КГПУ, 2006 г.
  46. С.В., Ильдменов A.C. и Воробьев В.П. Инновационный менеджмент. М.: Инфра-М, 2002.
  47. Инновации и экономический рост. / Под редакцией К. Микульского. М.: Наука, 2002.
  48. Инновационная политика высшего учебного заведения./ Под ред. Р. Н. Федосовой. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2006.
  49. Инновационный менеджмент. Под ред. В. М. Анышина, A.A. Да-гаева. М.: Дело, 2003.
  50. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. Под ред. Л. Ого-левой. М.: Инфра-М, 2003.
  51. М., Брагинский С., Швыдко В. Развитие секторов, базирующихся на потенциале человеческого капитала: шанс возрождения экономики России? // Проблемы теории и практики управления. № 3. — 2001.
  52. Кара-Мурза С. Г. Советская цивилизация. Книга вторая. От великой победы до наших дней. Гл. 5. М.: Алгоритм, 2001.
  53. И.И. Основы политики РФ в области развития науки и технологий на период до 2010 года и на дальнейшую перспективу // Инновации. 2002. №> 2−3.
  54. JI.P. Концептуальные основы формирования государственной инновационной политики. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук.-М., 2002.
  55. Конституции государств Европы. М., Норма, 2001.
  56. Концепция инновационной политики Российской Федерации на 2002 -2005 годы // Инновации. 2002. — № 4 /51.
  57. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Министерство образования РФ. Уфа, 2002.
  58. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Министерство образования РФ. Уфа, 2002.
  59. Концепция научной, научно-технической и инновационной политики в системе образования Российской Федерации на 2001—2005 годы. (Приказ Минобразования России № 1705 от 6 июня 2000 г.).
  60. Э.М. Концепция российского менеджмента. М., ДеКа, 2004.
  61. Дж. Капитал социальный и человеческий // Общественные науки и современность. М., 2001. — № 3.
  62. Краткая философская энциклопедия. М.: Издательская группа «Прогресс» — «Энциклопедия», 1994.
  63. А.И. Организация управления высшими учебными заведениями в рыночных условиях. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. -М., 2003.
  64. А.И. Организация управления высшими учебными заведениями в рыночных условиях. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. -М., 2003.
  65. Ю., Подлесных В. Основы менеджмента. 2-е изд. СПб.: Издательство ОЛБИС, 1998.
  66. С.А. Человеческий капитал: сущность, структура, оценка. Иркутск, 1999.
  67. B.C., Мартиросян Б. П. Нормативный подход к оценке инновационной деятельности школы, — М., Педагогика, № 3, 2003.
  68. B.C., Мартиросян Б. П. Нормативный подход к оценке инновационной деятельности школы.- М., Педагогика, № 3, 2003.
  69. .Б. Цена интеллекта, — М: Акционер. 2002.
  70. Т. Гайгер. Макроэкономическая теория и переходная экономика. М.: Инфра-М, 1996.
  71. Лукин В.П., .Иванова Т. Н., Легостаева С. А. Оценка инновационного потенциала региона по реализации социально значимых программ, — Орел, 2001. Министерство образования РФ, Орловский государственный технический университет.
  72. М.: Олма-Пресс, 2003. Чистякова С. М. Концепция профильного обучения в общеобразовательных учебных учреждениях ИОСО РАО // Директор школы. 2002, № 2.
  73. К.О. Структура и функции гражданского общества. В сб.: Человек, наука, управление. М., 2000.
  74. К.Р., Брю С.Л. Экономикс. Принципы, проблемы и политика. В 2-х томах. М., Республика, 1992. Т. 2. — С. 392.
  75. Ю.А. Новые методы инвестиционного менеджмента.-СПб.: Изд. дом «Бизнес-пресса», 2002.
  76. Н.Л. Маркетинг важнейший элемент национальной инновационной системы. В кн.: Современные проблемы экономической теории-2. — М., МГУ, 2004.
  77. К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 3. С. 25.
  78. А. Принципы экономической науки. -М.: Издательская группа «Прогресс Универс», 1993. Т. 1.
  79. А. Новые рубежи человеческой природы. М., Мысль, 1999.
  80. Д.А. Выступление на Совете по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политики. Белгородский гос. университет, 13 сентября 2007.
  81. В.Г. Инновационный менеджмент. М.: Инфра М., 2002.
  82. Международный семинар, посвященный 10-летию Самарского муниципального университета Наяновой. Гуманитарные секции. Тез. докл. -Самара. 30 сентября 1 октября 1998 г.
  83. В.М. Культура и образование // Безопасность Евразии. -№ 3. 2001.
  84. Менеджмент XXI века. // Под ред. Собира Чоудхари. М.: Инфра-М, 2002.
  85. M., Альберт M., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. М.: «Дело», 1992.
  86. Модели инновационных вузов: Сб. стат. / Под ред A.A. Климова. М.: 2005.
  87. И. Роль образования в социальной мобильности современного российского общества // Социальные проблемы образования: методология, теория, технологии. Саратов, 1999.
  88. Мониторинг экономики образования (информационный бюллетень). 2004. 1 (3) МО РФ, Государственный университет Российская школа экономики.
  89. В. Основы теории управления. Учебник. М.: Экзамен, 2002.
  90. Н.Г. Принципы экономике. СПб: Питер, 2001.
  91. Наука как фактор экономического подъема // Проблемы теории и практики управления, — 2001. № 5.
  92. Национальная доктрина образования в Российской Федерации: Постановление Правительства РФ 04.03.2000, № 751 // Официальные документы в образовании. 2000, № 21.
  93. Р. О сложностях и ограничениях рыночной организации // Проблемы новой политической экономии. 2001.
  94. Непрерывное образование: методология, теория и практика. -М.: Знание, 2005.
  95. Образование за рубежом // Инновационные процессы в образовании. Сборник статей. Ч. 1. СПб., 1997.
  96. Образовательное пространство России: что угрожает его единству. // Россия-XXl. № 11−12, 1998.
  97. Общие основы педагогической инноватики: опыт разработки теории инновационных процессов в образовании" — М.: Педагогика, 1981.
  98. С. И. Словарь русского языка. М.: Государственное изд-во иностранных и национальных словарей, 1953.
  99. Основы политики Российской Федерации в области науки и технологий на период до 2010 года и на дальнейшую перспективу // Инновации. 2002. — № 2−3 /49−50.
  100. Ю. «Тринадцатая пятилетка» российской экономики // Российский экономический журнал. 1995. — № 8.
  101. Ю. И. Социально-экономическая природа инновационной политики в образовании. // Объединенный научный ж-л, сентябрь 2005 г.
  102. Пиндайк Роберт С., Рубинфельд Даниель Л. Микроэкономика. Пер. с англ. М.: Дело, 2000.
  103. В. Я. Переходов В. Н. Управление инновационной деятельностью в научных центрах и комплексах // Труды Инженерно-экономического института. Вып. 3. М.: Изд-во Россельхозака-демия, 2003.
  104. Положение об организации опытно-экспериментальной деятельности в системе образования, утвержденное 10 ноября 2005 г. Приказом Минобрнауки № 272.
  105. М. Конкуренция Вильяме, 2001. С. 30.
  106. Постановление Правительства РФ от 5 сентября 2001 г. № 660 «О федеральной целевой программе «Интеграция науки и высшего образования России на 2002−2006 годы» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. — № 37. — Ст .968.
  107. Постановление Правительства РФ от 5 сентября 2001 г. № 660 «О федеральной целевой программе «Интеграция науки и высшего образования России на 2002−2006 годы» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. — № 37. — Ст. 3965.
  108. Проблемы профильной школы в контексте непрерывного образования. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Самара, 2001.
  109. . В. Новейшая теоретическая экономика. Гиперэкономика. М.: Банки и Биржи, «Издательское объединение ЮНИ-ТИ», 1998.
  110. . В. Новейшая теоретическая экономика. Гиперэкономика. М.: Банки и Биржи, «Издательское объединение ЮНИ-ТИ», 1998.
  111. Рабочая концепция одаренности / Под ред. Шадрикова В. Д. М., 1998.
  112. A.A. Основы менеджмента. М.: Центр, 1997.
  113. Ресурсы инноваций: организационный, финансовый, административный. Под ред. Николаевой И. П. Учебн. пособие для вузов. -М.: ЮНИТИ ДАНА, 2003.
  114. Т.Н. Экономический механизм поддержки инновационного развития образовательной деятельности высшего учебного зведения: Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М., 2001.
  115. Розанов В В. Сумерки просвещения. М., 1990.
  116. Рубинштейн C. J1. Человек и мир // Избранные труды. М., 1989.
  117. М.Х. Экономика, инвестиции и маркетинг высшего образования. Ташкент: Молил, 2002.
  118. П. Европейский социум в условиях перехода: гражданское общество и социальная работа. М.: 2003.
  119. JI.H., Корнилова М. Г. Формирование социальной среды инноваций и механизмов управления персоналом для реализацииинновационной стратегии фирмы/Аналитический обзор. М., 2004.
  120. М.И. К формированию рынка образовательных услуг в России // Вестник Костромского государственного педагогического университета им. H.A. Некрасова. 1995. -№ 1.
  121. В. А. Социальный капитал как фактор экономического развития, http://www.ostu.ru/conf/soc2002/ papers/skvortsova.htm.
  122. Г. Б. Менеджмент. М.: «Дашков и К», 2002.
  123. А. Исследования о природе и причинах богатства народов.- М.: Соцэкгиз, 1962. С. 651.
  124. И. Недоиспользование трудового потенциала страны: путь в направлении, обратном общемировому // Человек и труд.- 2003. № 6.
  125. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров.- 4-е изд. М.: Сов. энциклопедия, 1988.
  126. Современное управление. / Под ред. Карпухина Д. Н., Мильнера Б. 3. Энциклопедический справочник. Т 1. -М.: «Издатцентр», 1997.
  127. Современное управление. Энциклопедический справочник / Пер. с англ. (Американская ассоциация управления). М.:Издатцентр, 1997. — Т. 1.
  128. Г. Социологическая экспертиза как инструмент анализа социальных последствий экономических реформ в Белоруссии // Общество и экономика. 2004. № 7−8.
  129. Д. Траектория социально-экономического развития России: 1999 2007 гг. // Эко, 2004. — № 7.
  130. Социальная политика. Толковый словарь / Общ. ред. H.A. Волгина. -М.: РАГС, 2002.
  131. Социальные аспекты конкурентоспособности человека, общества, государства. М.: Проспект, 2004.
  132. Дж.Ю. Экономика государственного сектора. / Пер. с англ. М.: Изд-во МГУ Инфра-М, 1997.
  133. Дж., Глобализация: тревожные тенденции. М.: Мысль, 2003.
  134. A.B. О программе действий Минобразования России на среднесрочный период /2002−2004 годы // Инновации. 2002, № 2−3 /49−50/.
  135. В. Роль государства в экономике: эволюция концепций // Мировая экономика и международные отношения. 2004. № 10. Теория и практика формирования организационного поведения на современных предприятиях: Моногр. / РН. Федосова и др. — Владимир, 2002.
  136. Управление персоналом. / Под ред. Кибанова А. Я. Энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 2003.
  137. Р.Н., Юрга В. Н. Инновационная политика вузов в современных условиях: Материалы международной научно-практической конференции «Инновационное развитие экономики: теория и практика». Ярославль, ноябрь 2005.
  138. Я. Эпоха инноваций. Пер. с англ. М.: Инфра-М, 2002. -С. 308.
  139. В.М. Инновационная деятельность в сфере образования и науки приоритетное направление политики Министерства образования Российской Федерации // Инновации. — 2003. — № I /58.
  140. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983.
  141. Финансово-экономический механизм государственной поддержки инновационной активности и его региональные формы. М.: Изд-во РАГС, 1997.
  142. С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М., Дело Лтд, 1995.
  143. В.Н. Инновационный вуз веление времени. — Ростов-на-Дону: Изд-во ИРП, 2006 г.
  144. О.С. Интеграционные процессы в высшей школе. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М., 1998.
  145. Р., Йоргенсен С. Социальное управление риском: новая концептуальная база для социальной защиты и дальнейших действий. Всемирный банк. Ассоциация человеческого развития, 2000.
  146. В.В. Система экономических отношений в сфере образования. Кострома.: Издательство КГПУ им. H.A. Некрасова, 1998.
  147. В.В. Экономические проблемы сферы образования. Часть 1. Кострома: Издательство КГПУ им. H.A. Некрасова, 1996.
  148. Человек и его дело. Основы рыночной экономики. Учебник. 152. Человеческий капитал России на рубеже XXI века / Под редак.
  149. И.В. Ильинского. СПб, 1999. 153. Человеческий капитал России на рубеже XXI века / Под редак.
  150. И В. Ильинского. СПб, 1999. 154. Чуев И. Н., Чечевицына Л. Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности. Учебное пособие. — М. Феникс. — 2004.
  151. Ф. Метаморфоза данного. На пути к созданию экологии сознания. М., 2000.
  152. В.Е. Модель инновационного процесса. Концепция учебно-научно-инновационных комплексов. М.: 2001.
  153. Экономический словарь. -М.: Проспект, 2001.261
  154. Экономический словарь. Под ред. А. И. Архипова. М.: Проспект, 2001.
  155. Экономическое обоснование проектных решений в образовании. Российская академия образования. Институт управления образованием. М., 2001.
  156. В.П. Гениальность и генетика. М.: Информационно-издательское агентство «Русский мир», 1998.161 .Эффективный экономический рост. М.: Финансовая академия при Правительстве РФ. — 2001. — С. 44.
  157. В.А. Глобализация рынка образовательных услуг и перспективы российского образования. Владимир: Собор, 2007.
  158. К. Размеры государственного сектора экономики // Вопросы экономики. 2004. № 9. — С. 26.
  159. Design News. 2001. — P. 17−32.
  160. Education a Chance © OECD. 2003. С. 220.262
Заполнить форму текущей работой