Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование механизма развития государственно-частного партнерства в сфере культуры

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для интенсивного внедрения концепции государственно-частного партнерства в сферу культуры Российской Федерации следует принять ряд законодательных актов, регламентирующих совместную деятельность частных инвесторов и государственной стороны контрактов. При этом следует избегать в законотворческой практике принятия законодательных актов, касающихся отдельных проектов (по аналогии с государственными… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические положения управления развитием государственно-частного партнерства в сфере культуры
    • 1. 1. Сущность государственно-частного партнерства
    • 1. 2. Теоретические подходы к управлению развитием государственно-частного партнерства в сфере культуры
  • Глава 2. Анализ результатов государственно-частного партнерства в сфере культуры и механизмов его обеспечения
    • 2. 1. Сравнительный анализ механизмов обеспечения государственночастного партнерства за рубежом
    • 2. 2. Анализ результатов государственно-частного партнерства в сфере культуры
  • Глава 3. Перспективные направления совершенствования и методические положения формирования механизма развития государственно-частного партнерства в сфере культуры
    • 3. 1. Перспективные направления совершенствования механизма развития государственно-частного партнерства в сфере культуры
    • 3. 2. Методические положения формирования и взаимодействия элементного состава механизма развития государственно-частного партнерства в сфере культуры

Формирование механизма развития государственно-частного партнерства в сфере культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В современных условиях хозяйствования в Российской Федерации все большую актуальность приобретают вопросы развития государственно-частного партнерства. В настоящее время органами государственного управления предпринимаются попытки инициации проектов государственно-частного партнерства в различных сферах народного хозяйства, прежде всего в инфраструктурной составляющей общественной жизни — жилищно-коммунальном хозяйстве, энергетике, транспорте, строительстве путей сообщения. Однако предпринимаемых в настоящее время мер недостаточно, более того, в отдельных отраслях народного хозяйства государственно-частное партнерство имеет явно выраженный фрагментарный, бессистемный характер или не используется вовсе.

Сложившаяся в новейшей истории России практика управления такой общественно значимой отраслью, как сфера культуры, не позволяет делать оптимистические прогнозы ее развития в перспективном периоде времени. Это связано с особенностями создания и эксплуатации объектов культурного назначения, а также культурно-массовых услуг. Низкая степень рентабельности и повышенные риски снижают инвестиционную привлекательность культурных проектов, поэтому их финансирование осуществляется в большей степени из государственных бюджетов всех уровней.

Кроме того, социальные эффекты от потребления продуктов, генерируемых в сфере культуры, выражены неявно и могут проявляться через значительные промежутки времени (зачастую превышающие горизонт стратегического и долгосрочного планирования). В тоже время государственные бюджеты обременены рядом социальных обязательств, неисполнение которых может вызвать нежелательные общественные потрясения, которые в свою очередь, будут негативно влиять на макроэкономическую ситуацию в целом. Это заставляет органы государственной власти перераспределять финансовые ресурсы, отдавая приоритет решению текущих острых социальных проблем общественной жизни.

В этой связи повышается значимость научных исследований, и применения на их основе мер, способствующих снижению налоговой нагрузки на бюджеты всех уровней, направленных на повышение эффективности использования государственных финансовых средств, поиск внебюджетных источников финансирования деятельности организаций культуры, их диверсификации.

Актуальность решения раскрываемых в диссертации проблем формирования механизма развития государственно-частного партнерства в сфере культуры Российской Федерации, способствующего сохранению и приросту объектов культурного наследия, продвижению отечественной сферы культуры, экономическому росту отрасли возрастает в современных условиях функционирования, характеризующихся глобализационными процессами, усилением влияния изменяющихся факторов внешней и внутренней среды в перспективном периоде времени, относительно низкой прибыльностью и большими сроками окупаемости культурных проектов, ограниченностью финансовых ресурсов разноуровневых государственных бюджетов, что требует от федеральных и региональных органов исполнительной власти выработки рациональных управленческих решений, соответствующих текущей конъюнктуре рынка, сложившимся социальным условиям.

Поэтому все более актуальными становятся методологические решения, направленные на экономико-организационное обоснование необходимости формирования механизма развития государственно-частного партнерства, методические рекомендации по формированию условий, способствующих повышению заинтересованности частных инвесторов в ресурсном участии в культурных проектах, расширение возможностей федеральных, региональных и муниципальных органов управления, отдельных хозяйствующих субъектов рассматриваемой отрасли решать первоочередные и перспективные задачи рационального потребления всех видов ресурсов, необходимых для сохранения и прироста культурного наследия России.

Актуальность диссертационного исследования, таким образом, обусловлена необходимостью решения таких важных социально-экономических задач, как научное обоснование теоретических подходов к государственно-частному партнерству, разработка и совершенствование механизма развития форм кооперации между государственным и частным секторами экономики, формирование методических рекомендаций по активизации привлечения инвесторов в сферу культуры для достижения высоких значений показателей деятельности учреждений культуры, сохранения и прироста объектов культурного наследия, продвижения отечественной культуры в текущем и перспективном периодах времени.

Актуальность темы

диссертации, практическая потребность народного хозяйства Российской Федерации в исследованиях по формированию механизма развития государственно-частного партнерства в сфере культуры в условиях незавершенной трансформации народного хозяйства страны, изменения форм и методов государственной поддержки сферы культуры, интеграция национальной экономики в мировую экономическую систему определили цель, задачи, предмет и объект настоящего исследования.

Основная цель настоящего исследования состоит в разработке и обосновании теоретических и методических положений организационно-экономического характера формирования механизма развития государственно-частного партнерства в сфере культуре.

В соответствии с данной целью в диссертации сформулированы и обоснованы следующие задачи:

• раскрыть сущностные основы государственно-частного партнерства;

• определить и развить теоретические подходы к процессу управления развитием государственно-частного партнёрства в сфере культуры;

• расширить системные представления о формах и особенностях методов обеспечения кооперации между государственным и частными секторами экономики в Российской Федерации и за рубежом;

• провести анализ экономико-организационных и социальных результатов государственно-частного партнерства, выявить тенденции его развития;

• сформировать и обосновать перспективные направления совершенствования механизма развития государственно-частного партнерства в сфере культуры;

• разработать практические рекомендации по рационализации элементного состава механизма развития государственно-частного партнерства в отрасли.

Объектом исследования выступает процесс государственно-частного партнёрства, сфера культуры в целом, а также сами хозяйствующие субъекты отрасли.

Предметом диссертационного исследования являются методологические и методические проблемы формирования и совершенствования механизма развития государственно-частного партнерства в сфере культуры.

Выбор данных объектов диссертационного исследования продиктован необходимостью системного, сравнительного и социально-экономического анализа процесса функционирования сферы культуры, ее структурных составляющих, роста бюджетной эффективности и развития взаимодействия хозяйствующих субъектов частной формы собственности с федеральными, региональными и местными органами власти, использования при этом методов, способов и процедур организационной, социально-экономической и нормативно-правовой направленности.

Методологической основой диссертационной работы, исследуемых в ней проблем явились новейшие исследования зарубежных и российских ученых в области управления проектами государственно-частного партнерства, отраслью культуры, социально-культурной сферой в целом, законы Российской Федерации, указы президента России, постановления правительства страны и регионов, регламентирующие отношения в сфере культуры.

В диссертации использованы такие общенаучные методы исследования, как анализ и синтез, системный подход, статистический анализ, методы сравнений, структурно-логического и экономико-математического моделирования, экспертных оценок, регрессионный анализ. В диссертационной работе использованы результаты исследований и практической деятельности автора, основные теоретические положения и выводы современной экономической науки, а также официальные материалы статистических органов о динамике развития сферы культуры в Российской Федерации и за рубежом.

Научная новизна результатов исследования, полученных автором, заключается в следующем:

• раскрыты сущностные основы государственно-частного партнерства, выявлены формы и содержание методов кооперации государственных и частных ресурсов, сформулированы целевые ориентиры и задачи, решаемые сторонами в процессе реализации социально значимых проектов;

• определены и научно обоснованы теоретические подходы к управлению развитием государственно-частного партнерства в сфере культуры, направленные на рационализацию организационного и финансового обеспечения процесса сохранения, прироста культурного наследия, продвижения отечественной культуры;

• на основе сравнительного анализа механизмов обеспечения государственно-частного партнерства выявлены основные экономические и организационные проблемы, требующие разрешения в процессе развития государственно-частного партнерства;

• с помощью анализа результатов взаимодействия органов государственного управления с частными хозяйствующими субъектами, определены тренды развития сферы культуры, а также факторы их обуславливающие;

• предложены и обоснованы перспективные направления совершенствования механизма развития государственно-частного партнерства в сфере культуры, сформулированы цели и задачи, требующие решения в перспективном периоде времени;

• разработаны методические рекомендации по рационализации функционирования механизма государственно-частного партнерства в отрасли культуры, определены инструменты активизации привлечения инвесторов к реализации культурных социально значимых проектов.

Практическая значимость результатов диссертационного исследования заключается в том, что предлагаемые в нем решения концептуальных, теоретических и методических проблем, выводы и рекомендации имеют практическую направленность и позволяют в условиях продолжающейся трансформации национальной экономической системы, изменения форм и методов поддержки отечественной сферы культуры целенаправленно разрабатывать предложения, обеспечивающие эффективное взаимодействие органов государственного управления с частным сектором экономики на основе мер государственно-частного партнерства.

Практическая значимость диссертационной работы определяется также возможностью использования предложенных теоретических и методических разработок федеральными, региональными и местными органами управления культурой, отдельными хозяйствующими субъектами с целью повышения обоснованности мер, направленных на достижение высоких социально-экономических результатов в процессе реализации культурных социально значимых проектов.

Структура диссертации сформирована с учетом соблюдения причинно-следственной взаимосвязи и логической последовательности элементов и факторов исследуемых проблем и объектов. Структурно главы и параграфы диссертационной работы построены таким образом, чтобы в наибольшей степени отразить актуальные, малоисследованные или совсем нерешенные проблемы по теме диссертации. Цели и задачи диссертационной работы определили ее структуру и объем. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В соответствии с поставленной целью в диссертации раскрыты сущностные основы государственно-частного партнерстваопределены и развиты теоретические подходы к процессу управления развитием форм взаимодействия органов исполнительной власти и хозяйствующих субъектов в сфере культурырасширены системные представления об особенностях методов обеспечения кооперации между государственным и частными секторами экономики в Российской Федерации и за рубежомпроведен анализ экономико-организационных и социальных результатов государственно-частного партнерства, выявлены тенденции его развитияопределены и обоснованы перспективные направления совершенствования механизма развития государственно-частного партнерства в сфере культурыразработаны практические рекомендации по рационализации элементного состава механизма развития государственно-частного партнерства в отрасли, что позволило автору сделать следующие выводы и рекомендации:

1. Государственно-частное партнерство является дополнительным инструментом государственного регулирования народного хозяйства. В рамках такой деятельности реализуются социально-значимые проекты. Очевидно, что эти проекты не являются привлекательными объектами инвестиционной деятельности для предприятий частной формы собственности (в противном случае они бы реализовывались без помощи государства). В тоже время их осуществление государством невозможно из-за дефицита бюджетных финансовых средств (в противном случае отпадает необходимость в ресурсах частного сектора), что в конечном итоге снижает эффективность проекта в целом (увеличивается время реализации, срок окупаемости и смета, а в ряде случаев будет наблюдаться прямо противоположный социальный эффект — рост социальной напряженности, связанный с увеличением срока ожидания реализации задекларированного проекта). Совместное использование ресурсов государственного и частного секторов способствуют преодолению существующих противоречий и достижению необходимых высоких социальных и экономических результатов для ускорения социально-экономического развития макроэкономической системы.

2. Под государственно-частным партнерством следует понимать кооперацию на контрактной основе органов государственного управления и частного сектора в целях реализации конкретных социально значимых проектов (в том числе по оказанию социальных услуг населению) для более эффективного и качественного исполнения задач, относящихся к государственному сектору экономики, повышению результативности использования бюджетных финансовых средств в сочетании с условиями прибыльности частного сектора, разделения риска, обязательств, компетенций.

3. Целевой ориентацией государственно-частного партнерства со стороны государства выступает повышение социальной и экономической эффективности государственного управления, решение конкретных социальных проблем, обусловленных дефицитом разнородных ресурсов в областях, которые традиционно находятся в зоне ответственности органов исполнительной власти всех уровней на основе привлечения ресурсного потенциала частного сектора народного хозяйства. Целевой ориентацией коммерческих субъектов, в рамках такого вида деятельности должно выступать стремление к организации долгосрочных процессов, обеспечивающих гарантированную доходность и прибыльность в сочетании с генерацией необходимых социальных эффектов.

4. В процессе реализации мер государственно-частного партнерства органами государственной власти решаются следующих основные задачи: расширение спектра и географии социально-значимых услуг, оказываемых гражданам в результате кооперации государственных и коммерческих структур, максимизация количества граждан у которых есть потенциальная возможность пользоваться предлагаемыми нематериальными благами, числа людей, которые уже ими воспользовалисьнепрерывное повышение качества предоставляемых социально-значимых услуг, которое можно оценить валентностью (соотношением) между ожиданиями и полученными результатами гражданами, их внутренней, психологической оценкойсовершенствование системы предоставления услуг, то есть улучшение социально-психологического климата в стране, в том числе за счет минимизации времени ожидания в очереди.

5. Представителями частного сектора экономики в процессе государственно-частного партнерства должны будут решаться следующие вопросы: привлечение дополнительных (негосударственных) источников финансирования, человеческих ресурсов (как на основе повышения квалификации, так и приглашения высококвалифицированных специалистов) — разработка или приобретение новых (инновационных) технологических решений (в том числе управленческих и информационных, позволяющих повысить транспарентность конкретного проекта), использование собственных ноу-хау.

6. Реализации государственно-частного партнерства осуществляться сообразно ряду принципов, к которым относятся: равенство интересов сторон и свобода выбора действийпубличность и обратная связьэффективность (социальная и бюджетная для государства, то есть оптимизация расходования финансовых средств и достижение необходимого социального эффекта, экономическая, то есть окупаемость и прибыльность, для частного сектора) — контрактные взаимоотношениястабильность условий контракта на протяжении всего срока действияответственность за исполнение условий договорацеленаправленностьсистемностькомплексностьсоответствие системы управления и организации исполнения проектов содержанию выполняемых работ, имеющимся ресурсам (трудовых, временных, материальных, финансовых, информационных и др.), текущему состоянию факторов внешней среды, а также возможность их адаптации к изменяющимся условиям функционирования.

7. Наиболее отвечающей требованиям современных условий хозяйствования и сущности исследуемого феномена, является логическая схема государственно-частного партнерства включающая в себя: непрерывный мониторинг условий общественной жизнедеятельности для определения направлений реализации культурных проектовформулирование цели, которую необходимо достичь в результате реализации проекта, субъектами государственно-частного партнерства, определение задач, система критериев оценки результатов и направлений деятельностиразвитие проекта, в рамках которого при создании системы управления, проектно-сметной документации, подготовки практической реализации плановых мероприятий уже предусматривается использование и государственных, и частных ресурсовконтроль и корректировка исполнения плановых мероприятий.

8. Анализ развития государственно-частного партнерства в сфере культуры показывает, что в сложившихся условиях хозяйствования концепция государственно-частного партнерства востребована в промышленно развитых странах Западной Европы, в США, Японии, Израиле, ряде развивающихся стран. Причем, мировая практика свидетельствует о том, что на ранних стадиях внедрения механизмов государственно-частного партнерства в национальную экономику основное число контрактов заключается в сфере формирования дорожной и коммунальной инфраструктуры, затем возрастает число договоров, заключаемых в социальной сфере. Кроме того, в настоящее время снижается стоимость контрактов, то есть основной массив заключаемых договоров характеризуется средним и малым объемами финансирования.

9. Механизмы обеспечения государственно-частного партнерства имеют ярко выраженные национальные отличия, сформировавшиеся под влиянием общего уровня социально-экономического развития страны, особенностей политического устройства и воли правительства, стабильности и согласованности законодательной базы, институтов рынка, национальных традиций и менталитета. В социальной сфере вообще, и в сфере культуры в частности, применение инструментов государственно-частного партнерства позволяет существенно сократить издержки государственного бюджета на содержание объектов и организацию их функционирования с целью оказания гражданам широкого спектра услуг. Кроме того, качество этих услуг и их разнообразие возрастают в связи с привлечением к управлению социальными объектами конкурентоспособных субъектов коммерческого сектора.

10. Механизмы государственно-частного партнерства в сфере культуры Российской Федерации развиты весьма слабо, существуют лишь отдельные проекты — это единичные случаи инвестиционных договоров на строительство, реконструкцию или модернизацию точечных социально-значимых объектов, создание туристско-рекреационных открытых экономических зон, программы грантовой поддержки государственных учреждений при участии некоммерческих фондов. Федеральная целевая программа «Культура России (2006;2011 годы)» рассматривает государственно-частное партнерство как важный фактор развития отрасли. В целом, сложившаяся система управления сферой культуры Российской Федерации свидетельствует о существовании потенциала развития государственно-частного партнерства в стране и отрасли.

11. Для интенсивного внедрения концепции государственно-частного партнерства в сферу культуры Российской Федерации следует принять ряд законодательных актов, регламентирующих совместную деятельность частных инвесторов и государственной стороны контрактов. При этом следует избегать в законотворческой практике принятия законодательных актов, касающихся отдельных проектов (по аналогии с государственными корпорациями), в тоже время целесообразно принятие закона о государственно-частном партнерстве в сфере культуры, или в социальной сфере в целом. Такой подход правомерен, так как такие отрасли, как образование и здравоохранение, также как и сфера культуры, имеют высокую значимость для сохранения и развития человеческого капитала страны, кроме того, проблемы, связанные с изношенностью материально-технической базы и недостаточным финансированием объектов управления характерны для большинства хозяйствующих субъектов социальной сферы. Основные направления совершенствования законодательства о государственно-частном партнерстве находятся в области вопросов собственности, налогообложения, регулирования конфликтов интересов, распределение рисков.

12. Эффективность функционирования механизма государственно-частного партнерства тесно связана с макроэкономической ситуацией, инвестиционным климатом в регионе, в стране в целом. Поэтому для совершенствования механизма государственно-частного партнерства в сфере культуры важно обеспечить формирование и поддержание благоприятного инвестиционного климата на федеральном, региональном и местном уровнях.

13. Анализ мировой практики функционирования механизмов развития государственно-частного партнерства, показывает, что в настоящее время отсутствуют как единый алгоритм взаимодействия частного бизнеса и государственных структур в части реализации социально значимых инвестиционных проектов, так и унифицированный комплекс управленческих инструментов в данной области. При этом, в ряде промышленно развитых стран, эффективно применяются как отраслевые, так и территориальные (на уровне региона, муниципалитета) модели стимулирования развития государственно-частного партнерства. В современных российских условиях, концепция государственно-частного партнерства должна рассматриваться как часть и национальной, и региональной культурных политик.

14. Основные направления совершенствования механизма развития государственно-частного партнерства в сфере культуры укрупнено разделяются на четыре группы: правовые, экономические, организационные, социальные. В рамках усовершенствования правового поля государственно-частного партнерства следует принять ряд законодательных актов, регламентирующих вопросы собственности, налогообложения, урегулирования конфликтов интересов, распределение рисков. В финансово-экономической сфере необходимо предусмотреть в федеральном и региональных бюджетах финансовые ресурсы для обеспечения софинансирвания культурных проектов. Организационное направление предполагает наличие четко регламентированного и стабильного порядка проведения тендеров на заключение контрактов по государственно-частному партнерству в сфере культуры, строгую регламентацию проверочной деятельности. Социальное направление предполагает проведение мониторингов общественного мнения при планировании проектов государственно-частного партнерства в сфере культуры с целью выявления возможных точек противостояния общественных и частных интересов, целенаправленную работу с общественным мнением.

15. Основными формами государственно-частного партнерства, которые возможно применять для целей развития сферы культуры являются: особые экономические зоны, концессионные соглашения, государственный заказ, совместное участие в капитале и управлении проектов, арендные отношения (в том числе лизинговые), инвестиции из государственных фондов, целевые программы. Каждой группе объектов управления, каждому из элементных составляющих сферы культуры будут соответствовать различные инструменты государственно-частного партнерства.

16. Одним из наиболее перспективных направлений развития государственно-частного партнерства в сфере культуры является создание Фонда развития государственно-частного партнерства, который должен быть учрежден Правительством или Министерством культуры Российской Федерации и может обеспечивать реализацию социально-значимых проектов в отрасли с помощью всех возможных форм государственно-частного партнерства (кроме целевых программ). Основными задачам Фонда должны стать следующие: мониторинг общего состояния отечественной сферы культуры, определение перспективных проектов государственно-частного партнерства и формирование информационного банка данных о ниханализ проектов, предлагаемых коммерческими субъектами для реализации в рамках развития государственно-частного партнерства в сфере культуры и искусствапредоставление денежных средств коммерческим хозяйствующим субъектам для реализации проектов государственно-частного партнёрства на условиях участия в прибыли от их использования и разделения рисковуправление объектами/ исключительными или лицензионными правами, сформированными в процессе реализации проектов государственно-частного партнерства в сфере искусства и культурысосредоточение и управление денежными средствами, полученными на возвратной основе в процессе развития и выполнения культурных проектовпредоставление гарантий финансово-кредитным организациям, выделяющим кредиты коммерческим предприятиям для софинансирования проектов государственно-частного партнерствасубсидирование предприятий частной формы собственности при реализации ими социально ориентированных культурных проектов, и использовании дополнительных источников финансированияпродвижение механизмов государственно-частного партнёрства, развитие идей необходимости спонсорской и благотворительной деятельности в сфере культурыпривлечение частных инвесторов, спонсоров и меценатов к реализации конкретных проектов. На начальном этапе своего функционирования Фонд развития государственно-частного партнёрства должен субсидироваться органом государственной исполнительной власти, который его учредит. Впоследствии целесообразно в качестве источника его доходов определить доходы от реализуемых проектов, а также поступления от специализированного налога, перераспределяемого в пользу фонда.

17. В качестве мер активизации государственно-частного партнерства, способствующих привлечению к социально значимым проектам денежных средств хозяйствующих субъектов частной формы собственности являются: льготное налогообложение, хозяйствующих субъектов частной формы собственности, участвующие в процедурах государственно-частного партнерствавозврат налогов, уплачиваемых в процессе реализации конкретного культурного, социально-значимого проектавозврат части или всех затрат, связанных с капитальным строительством, модернизацией основных производственных фондов, эксплуатацией объекта культурного назначениясовместное прямое финансирование культурных проектов в сочетании с передачей всех доходов от использования полученных результатов в коммерческие структурыльготное кредитование по коммерческим кредитам для организаций, реализующих социально-значимые проекты в сфере культуры с помощью оплата органами государственного управления части или всех процентов по кредитам или части или всего объема кредитов негосударственных организаций, связанных с реализацией проектов культурного характераобеспечение минимальной прибыльности хозяйствующих субъектов в виде субсидийгосударственные гарантии финансово-кредитным организациям по кредитам выдаваемым для целей реализации проектов государственно-частного партнерствасоциально-психологической поддержки государственно-частного партнерства с помощью организации пропагандистского и рекламного воздействия на потенциальных инвесторов и физических лиц.

18. Основными источников финансирования проектов государственно-частного партнерства со стороны государства в рамках являются: плановые расходы бюджетов всех уровней, в том числе целевых программ, утверждаемых законодательными органами властипарафискальные меры, предусматривающие перераспределение налоговых поступлений от определенной коммерческой деятельности в пользу фонда развития государственно-частного партнерстваоблигационные государственные займы, обеспечивающие расходы по направлениям реализации проектов государственно-частного партнерствасубсидии и субвенции бюджетов вышестоящего или одно уровня, направляемые на конкретные социально-культурные мероприятиябезвозмездные целевые поступления на реализацию конкретных культурных проектовспонсорская поддержка культурных мероприятий, обладающих высокой общественной значимость и широко освещаемых в средствах массовой информациидоходы от национальной или региональных лотерей, организуемых с целью привлечения дополнительных финансовых ресурсов в сферу культуры.

19. В целом, для развития государственно частного партнерства в сфере культуры необходимо осуществление непрерывного мониторинга структурных составляющих отрасли для определения приоритетных направлений инициации, развития и реализации социально значимых культурных проектов, определение целей и задач, форм и источников финансирования процедур кооперации государственных и частных ресурсов, формирование условий способствующих привлечения внебюджетных инвестиционных ресурсов, необходимых для экономического роста отрасли, сохранения объектов культурного наследия. Использование таких специализированных инструментов, как особые экономические зоны, концессионные соглашения, государственный заказ, совместное капитальное участие, арендные отношения, Фонды развития государственно-частного партнерства, целевые программы в сочетании с льготным налогообложением и кредитованием, возвратом уплаченных налогов, части затрат, оплатой части процентов, государственными гарантиями минимальной прибыльности, а также мерами социально-психологическая поддержка позволит органам государственного управления реализовать свою социальную функцию через развитие сферы культуры, обеспечить ее долгосрочный экономический рост.

Показать весь текст

Список литературы

  1. T.B. Развитие государственно-частного партнерства в сфере культуры // Справочник руководителя учреждения культуры. — 2010. -№ 2.
  2. М.С. Зарубежный опыт использования государственно-частного партнерства // Государственная власть и местное самоуправление. 2009. — № 2.
  3. Э., Тимощук О. Что такое «целевой капитал»? //http://amcult.ru/index.php/ru/knowledge/articles/280-endowment.html
  4. A.A., Пушкин A.B., Джапаридзе P.M. Государственно-частное партнерство: Механизмы реализации М.: Альпина Паблишерз, 2010.
  5. Д.М. Государственно-частное партнёрство. Концессионная модель совместного участия государства и частного сектора в реализации финансовоёмких проектов. // Справочник руководителя учреждения культуры. — 2005. — № 12. — С. 16−24.
  6. К. А. Государственно-частное партнерство: современные подходы // Экономика и управление. 2010. — № 3. — С. 49−51.
  7. А., Крючкова П. Административные барьеры в экономике: задачи дepeгyлиpoвaнияhttp://www.nisse.ш/business/article/article 1296. html?effort
  8. Барьеры развития механизма ГЧП в России М.: НПФ «Экспертный институт», 2010.
  9. A.B. Государственное регулирование отношений государственно-частного партнерства//Закон. 2010. — № 10.
  10. Ю.Белицкая A.B. Государственно-частное партнерство: историко-правовой аспект // История государства и права. 2010. — № 21.
  11. П.Белицкая A.B. Зарубежный опыт государственного регулирования государственно-частного партнерства // Предпринимательское право. Приложение к журналу. М.: Юрист, 2010, Вып. 4.
  12. A.B. Правовые формы государственно-частного партнерства в России и зарубежных странах // Предпринимательское право. 2009. — № 2.
  13. Е. М. Государственно-частное партнерство в высшем образовании: направления взаимодействия // Интеграция образования. -2010.-№ 3,-С. 3−8.
  14. Е. М. Государственно-частное партнерство в России: опыт и проблемы посткризисного развития // Вестник Самарского государственного университета путей сообщения. 2010. -№ 2. — С. 511.
  15. А.П. О бюджетных инвестициях в науку // ЭКО. 2010.-№ 4.-С. 115−125.
  16. С. С. Государственно-частное партнерство вуза с реальным сектором экономики в сфере инновационного развития промышленности полимерных и композиционных материалов // Вестник Казанского технологического университета. 2010. — № 9. — С. 742−744.
  17. Бизнес-план инвестиционного проекта: отечественный и зарубежный опыт. Современная практика и документация: учеб. пособие для вузов/ Под ред. В. М. Попова. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2002.
  18. Г., Шмидт С. Капиталовложения. Экономический анализ инвестиционных проектов. М.: Биржи и банки, 2008.
  19. Д. Эффективность инвестиций на макроэкономическом и региональном уровнях // Российское предпринимательство. 2010.- № 1.4. 2.-С. 4−10.
  20. И.А. Основы инвестиционного менеджмента: В 2-х томах. К.: Ника-Центр, 2008.
  21. О. Государственное финансирование сферы культуры и искусства // Вопросы экономики. 2004. — № 4. — С. 43 — 48.
  22. Боди 3., Кейн А., Маркус А. Принципы инвестиций. М.: Издательский дом «Вильяме», 2002.
  23. Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов. М.: Олимп-Бизнес, 2004.
  24. Ю., Эрхардт М. Финансовый менеджмент. 10-е изд.-Пер.с англ. — СПб.: Питер, 2007.
  25. Варнавский В. Г. Партнерство государства и частного сектора: формы, проекты, риски М.: Наука, 2005.
  26. В.Г., Клименко A.B., Королев В. А., Баженов A.B., Воротников A.M. Государственно-частное партнерство: теория и практика. М.: Изд. дом Гос. ун-та — Высшей школы экономики, 2010.
  27. В.Р., Кафидов В. В. Стратегическое управление: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2009.
  28. П.Л., Лившиц В. Н., Орлова Е. Р., Смоляк A.C. Оценка эффективности инвестиционных проектов. М.: Дело, 2001.
  29. М.В. Государственно-частное партнерство: политико-правовой аспект // Власть. 2006. — № 7.
  30. Д.В. Методические рекомендации по совершенствованию государственной поддержки структурных составляющих сферы культуры. СПб.: Изд-во СПбГУКиТ, 2007.
  31. Ф. В. Частно-государственное партнерство: процесс или цель? // Вестник Уральского государственного технического университета -УПИ, серия Экономика и управление. 2010. — № 4. — С. 18−24.
  32. А. М. О развитии государственно-частного партнерства в российских регионах // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. 2010. — № 2. — С. 49−57.
  33. JI.E. Модели культурной политики // Общество и экономика. — 2004. —№ 1.-С. 139−178.
  34. Выступление Председателя Правительства РФ В. В. Путина на совещании по вопросам строительства и реконструкции объектов культуры 29 апреля 2011 года Пенза. Электронный ресурс. URL: http://www.premier.gov.ru
  35. Выступление Председателя Правительства РФ В. В. Путина на заседании Правительственного совета по развитию отечественной кинематографии, 11 февраля 2011 года Электронный ресурс. URL: http://www.premier.gov.ru
  36. К. М. Некоммерческие учреждения сферы культуры в современной рыночной экономике // Вестник Моск. ун-та. Сер.6. Экономика. — 2002. — № 6. — С. 32 — 48.
  37. K.M. Проблемы развития сферы культуры в России // Вопросы экономики. 2003. — № 10. — С. 117 — 129.
  38. Ю. А. Государственно-частное партнерство в его корпоративной модификации как организационная форма управления воспроизводственным процессом// Актуальные проблемы социально-экономического развития России. 2010. — № 3. — С. 24−29.
  39. Е. Закон о государственно-частном партнерстве: необходимость принятия и предмет регулирования // Корпоративный юрист. № 5. — 2009.
  40. Государственное регулирование национальной экономики: учебное пособие / Е. В. Самофалова, Э. Н. Кузьбожев, Ю. В. Вертакова / 2-е изд. — М.: Кнорус, 2006.
  41. Государственно-частное партнерство в Израиле. Внешэкономбанк. Центр государственно-частного партнерства. // Электронный ресурс. URL: http://www.pppinrussia.ru/userfiles/upload/files/PPP%20in% 20foring%20country/ PPPIsrael.pdf.
  42. Государственно-частное партнерство: тория и практика / Варнавский В. Г., Клименко A.B., Королев В. А. и др. М.: Изд. дом Гос. ун-та — Высшая школа экономики, 2010.
  43. JI.B. Финансовое обеспечение инновационной деятельности как фактор повышения деловой активности // Финансы и кредит. -2010.- № 2. С. 2−6.
  44. А.И. Инвестиции: Учебное пособие для вузов. 2-е изд. М.: Экзамен, 2005.
  45. М. Факторы спроса на иностранные капитальные блага в России // Экономическая политика. -2010.-№ 3.-С. 115−138.
  46. В. Точки роста и инвестиционный потенциал российской экономики в 2010 году // Рынок ценных бумаг. 2010.- № 8. — С. 20−25.
  47. О. Тенденции развития системы управления государственно-частным партнерством // Вестник Института экономики РАН. 2010. — № 1. — С. 97−105.
  48. В. Д. Государственно-частное партнерство основа посткризисного развития регионов // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. — 2010. — № 2. — С. 46−48.
  49. А.Д. Повышение эффективности стратегического управления хозяйствующими субъектами сферы культуры // Межвуз. сб. науч. тр. «Проблемы управления развитием социально-экономических систем». 2005. — Вып. 20. — Стр. 3−6.
  50. А.Д. Современные тенденции управления региональной экономикой // Межвуз. сб. науч. тр. «Проблемы управления развитием социально-экономических систем». — 2007. Вып. 23. — Стр. 3−6.
  51. А.Д. Формирование механизма стратегического управления развитием субъектов хозяйствования сферы услуг// Межвуз. сб. науч. тр. «Проблемы управления развитием социально-экономических систем». 2007. — Вып. 23. — С. 6−11
  52. H.H. Сущность и роль государственного управления в развитии сферы культуры. // Вестник РАЕН. 2009. — № 1. — С. 8
  53. H.H., Чеснова O.A. Актуальные проблемы и основные направления развития сферы культуры в регионе. СПб: Изд-во СПбГУКиТ, 2009.
  54. E.JI. Бюджетная реформа. Реструктуризация бюджетного сектора культуры // Справочник руководителя учреждения культуры. -2006.-№ 1.-С. 15−24.
  55. E.JI. Экономика культуры: учебное пособие. М.: ГИТИС, 2004.
  56. Инвестиции. Курс лекций/ Е. Р. Орлова. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Омега-Л, 2006.
  57. Инвестиции. Организация, управление, финансирование: учебник для вузов/ Н. В. Игошин. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
  58. Инвестиции/ А. Ю. Андрианов и др.- Под ред. В. В. Ковалева, В. В. Иванова, В. А. Лялина. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2006.
  59. Инвестиции: учеб. пособие.- пер. с англ./ Уильям Ф. Шарп, Гордон Дж. Александер, Джеффри В. Бэйли. М.: ИНФРА-М, 2004.
  60. Инвестиции: учеб. пособие для вузов/ Л. Л. Игонина- Под ред. В. А. Слепова. М.: Экономистъ, 2005.
  61. Инвестиционные проекты: учебник для вузов/ Б. А. Колтынюк. 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2002. — 622 с.
  62. В.А., Левченко A.A., Сидоров В. А. Развитие государственно-частного партнерства в регионах Российской Федерации Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2008.
  63. В.А., Малахаева О. М. ГЧП в Великобритании и Ирландии -М.: 000"МИЦ", 2010.
  64. Г. М. Инвестиционный потенциал российской экономики: показатели и степень использования // Страховое дело.-2009.-№ 2.-С. 4−19.
  65. Ю. Особенности социальной ответственности бизнеса в России // Экономическое возрождение России. 2010. — № 2. — С. 139 143.
  66. А.Г., Кириев А. Д., Рудой В. В. Муниципальное управление и социальное планирование в муниципальном хозяйстве. М.: Феникс, 2007.
  67. .А. Инвестиционное проектирование объектов социально-культурной сферы: учебник. СПб.: Изд-во Михайлова, 2000.
  68. Комплексное развитие сферы туризма на основе государственно-частного партнерства // Вестник национальной академии туризма. -2010.-№ 3.-С. 47−49.
  69. М. Е. Государственно-частное партнерство и его роль в структурных преобразованиях экономики России // Проблемы современной экономики. 2010. — № 2. — С. 82−85.
  70. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 № 1662-р.
  71. В.И. Основы менеджмента устойчивого развития. М.: Ступени, 2002.
  72. В.А. Повышение квалификации государственных служащих: потенциал развития государственно-частного партнерства //Вопросы государственного и муниципального управления. 2008. — № 2.
  73. А. С. Развитие форм государственно-частного партнёрства в экономике России // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2010. — Т. 10. — № 1. — С. 14−22.
  74. М.А. Влияние мер государственной поддержки на инвестиционную активность в России // Финансы и кредит. 2009.- № 27.-С. 2−5.
  75. И. О государственной поддержке инвестиционной деятельности // Экономист. 2009.- № 12. — С. 79−83
  76. П.О. Инвестиционный климат России в условиях глобального финансового кризиса и ключевые задачи его улучшения / П. О. Кравец, О. Б. Кравец // Аудит и финансовый анализ. 2009.- № 5. — С. 292−301.
  77. Э.Н. Программно-целевой подход к планированию развития социально-экономических систем// Межвузовский сборник научных трудов «Проблемы управления развитием социально-экономических систем». 2005. — Вып. 23. — С. 46−47.
  78. О. А. Государственно-частное партнерство как механизм развития образования и науки // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2010. — № 2. — С. 77−78.
  79. С. Государственно-частное партнерство на сырьевой территории: экологические проблемы, модели и перспективы // Проблемы прогнозирования. 2010. — № 1. — 99−111.
  80. С.Н. Государственно-частное партнёрство: зарубежный опыт и российские реалии (ГЧП в инновационных системах. Под общ. ред. д.э.н., проф. С. Н. Сильвестрова М.: Изд-во ЛКИ, 2008.
  81. К.Г. Инвестиционные проекты. М.: Ступени, 2010.
  82. М. В. Государственно-частное партнерство в условиях модернизации экономики России // Социально-экономические явления и процессы. 2010. — № 2. — С. 53−59.
  83. И .Я. Финансовый менеджмент: учебник. М.: Эксмо, 2007.
  84. В. В. Управление учреждениями профессионального образования на основе общественно-государственно-частного партнерства (организационно-имущественный аспект) // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2010. — № 1. — С. 73−87.
  85. . И.И., Шапиро В. Д. Ольдерогге A.A. Управление проектами. -М.: Омега-Л, 2004.
  86. Мировая практика институционального обеспечения ГЧП (Часть 1) // Электронный ресурс. URL: http://www.g-k-h.ru/directory/articles/ 736 102/.
  87. Мировая практика институционального обеспечения ГЧП (Часть 2) II Электронный ресурс. URL: http://www.ucates.ru/analytics09.
  88. H.A., Галенская Л. Н. Менеджмент в социально-культурной сфере: Учебное пособие. СПб.: Изд-во Михайлова, 2000.
  89. А. Б. Государство и инновации. Государственно-частное партнерство как фактор повышения инновационного потенциала российских промышленных предприятий // Креативная экономика. -2010. -№ 11. С. 117−123.
  90. В.Г. ГЧП как эффективная форма взаимодействия государства и бизнеса в развитии инновационной экономики — Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2009.
  91. Основы законодательства Российской Федерации «О культуре», ФЗ от 09.10.1992 г. № 3612−1
  92. Опыт реализации проектов государственно-частного партнерства в Германии // Электронный ресурс. URL: http://www.ppp-center .kz/uploads/files/opyt.pdf.
  93. Ю. В. Пять компонентов стратегии развития частно-государственного партнерства // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. 2010. — № 2. — С. 32−34.
  94. Основы инвестиционной деятельности: учеб. Пособие/ А. П. Бочарников. М.: Омега-J1, 2007.
  95. Отчет Председателя Правительства России Путина В. В. о деятельности Правительства РФ за 2010 год в Государственной Думе, 20 апреля 2011 года // Электронный ресурс. URL: http://www. premier.gov.ru.
  96. Оценка экономической эффективности инвестиций/ В. В. Царев. -СПб.: Питер, 2004.
  97. Оценка эффективности инвестиционных проектов: теория и практика: учеб. пособие/ П. Л. Виленский, В. Н. Лившиц, С. А. Смоляк. -3-е изд., испр. и доп. М.: ДЕЛО, 2004.
  98. А. А. Основные организационно-правовые формы, модели и механизмы ГЧП // Страховое дело. 2010. — № 9. — 46−50.
  99. А.И. Анализ развития механизмов стимулирования государственно-частного партнерства в зарубежных странах // Вестник Российской академии естественных наук. 2011. — № 15(4) -С. 53−56.
  100. ИЗ. Практическое руководство по вопросам эффективного управления в сфере государственно-частного партнерства // Организация Объединенных Наций. Нью-Йорк- Женева. 2008.
  101. A.B. Способы прямого иностранного инвестирования в российскую экономику-М.: Экономика, 2008.
  102. Положение о Правительственном совете по развитию отечественной кинематографии
  103. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. № 1215 «О Федеральном фонде социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии»
  104. A.B., Рыбаков С. А., Орлова H.A. Об особых экономических зонах в Российской Федерации М.: Вершина, 2006.
  105. A.B. Правовой режим иностранных инвестиций в Российской Федерации М.: Юрист, 2007.
  106. .А. Государственное управление экономическими и социальными процессами: Учебное пособие. М.: Инфра-М, 2006.
  107. Н.В. «Создание государственных органов по развитию концепции ГЧП на федеральном и региональном уровнях власти: организационные структуры. Электронный ресурс. URL: http://ррр.atomio.ru/userfiles/upload/files/PPP%20units ReznichenkoNV. pdf
  108. С. А. Анализ мирового опыта использования государственно-частного партнерства в различных отраслях экономики // Рынок ценных бумаг. 2008. — № 1 (352).
  109. С. Н. Государственно-частное партнерство: проблема доверия. Государственно-частное партнерство в России. На пути сближения бизнеса и власти // Российское предпринимательство. -2010.-№ 4−1.-С. 4−9.
  110. Е. Н. Государственно-частное партнерство в условиях кризиса: проблемы, риски, возможности // Экономика региона. 2010. -№ 2. — С. 95−103.
  111. Т. Т. Разработка методов и механизмов поддержки управленческих решений государственно-частного партнерства в социальной сфере : автореф. канд. экон. наук: 05.13.10 / Т. Т.
  112. Синельников — Юж. федер. ун-т. Ростов н/Д: Издательство Технологического института ЮФУ., 2009. — 29 с.
  113. А.Ю. Ретроспективная динамика развития сферы культуры и ее структурных составляющих в России и промышленно развитых странах // Межвуз. сб. науч. тр. «Проблемы управления развитием социально-экономических систем». 2007. — Вып. 23. -С.221−227.
  114. А.Ю. Перспективные направления рационализации управления структурными составляющими сферы культуры. // Вестник РАЕН. 2006.-№ 3.
  115. А.Ю. Формирование рациональной системы управления сферой культуры: теоретические и методические подходы. СПб.: Герда, 2004.
  116. В. Государственно-частное партнерство: роль, формы и сферы использования // Вестник Института экономики РАН. 2010. -№ 1. — С. 77−88.
  117. Г. Л. Менеджмент в сфере культуры: учебное пособие. СПб.: Лань, 2007.
  118. В.В., Лаптев A.A. Стратегический менеджмент. М.: Дело и сервис, 2008.
  119. Управление и контроль реализации социально-экономических целевых программ. / Под ред. В. Кульбы, С. Ковалевского. М.: Либроком, 2009.
  120. Управление инвестициями: учеб. пособие/ Ю. П. Анискин. 3-е изд., стер. — М.: Омега-Л, 2007.
  121. Управление социально-экономической системой. / Под ред.
  122. A.П.Егоршина, В. А. Кожина. Нижний Новгород: НИМБ, 2009.
  123. Ф. Дж. Управление инвестициями. М.: Инфра-М, 2010.
  124. Федеральная целевая программа «Культура России (2006−2010 гг.)», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2005 N 740.
  125. Федеральный закон от 4 апреля 2005 г. N 32-Ф3 «Об Общественной палате Российской Федерации»
  126. В. А. Формирование государственно-частного партнерства в социальной сфере : автореф. канд. экон. наук: 08.00.05 /
  127. B. А. Фильченков — Рос. гос. ун-т туризма и сервиса. М.: б. и., 2008. -26 с.
  128. О.В. Институциональные инвесторы и инвестиционный потенциал России в посткризисный период / О. В. Хмыз // Финансы и кредит. 2011.- № 7. — С. 34−39.
  129. М. «Доходное Место: К вящей жизни памятников» // Газета «Ведомости». 19.03.2007. — № 47 (1821).
  130. Д., Иванюк А. Государственно-частное партнерство: правовой аспект // Финансовая газета. 2009. — № 17.
  131. Частно-государственное партнерство при реализации стратегических планов: практика и рекомендации. СПб.: Международный центр социально-экономических исследований «Леонтьевский центр», 2005.
  132. В. В. Нужное сотрудничество. Возможности и проблемы использования государственно-частного партнерства в России // Креативная экономика. 2010. — № 11. — С. 108−116.
  133. Ф.И. Инвестиционно-инновационная деятельность крупнейших государственных компаний в посткризисный период / Ф. И. Шамхалов // Финансы и кредит. 2011.- № 12. — С. 32−35.
  134. JI. Новая модель инвестиционного партнерства государства и частного сектора // Российский экономический журнал. -2004. -№ 9−10. -стр. 41−52.
  135. У., Александер Г., Бейли Дж. Инвестиции. М.: Инфра-М, 2007.
  136. E.JI. Менеджмент в сфере культуры (российский и зарубежный опыт). СПб.: Алетейя, 2006.
  137. В. В. Государственно-частное партнерство в страховании сельскохозяйственных рисков : автореф. канд. экон. наук: 08.00.10 / В. В. Щербаков — Рос. экон. акад. им. Г. В. Плеханова. -М.: б. и., 2010. 26 с.
  138. Э. Как управлять культурой: интегрированное культурное планирование и культурная политика. // Культурная политика в Европе: выбор стратегии и ориентиры. М.: Либерея, 2002.
  139. Экономика и менеджмент культуры: учебное пособие. / Под ред. Н. В. Кротовой. М.: Изд-во МГУКИ, 2007.
  140. Экономические и финансовые риски. Оценка, управление, портфель инвестиций/ А. С. Шапкин. 2-е изд. — М.: Дашков и К, 2003.
  141. Л.И. Экономическая природа и роль инвестиций в национальной экономической системе // Финансы и кредит. 2010.- № 9. — С. 48−52.
  142. А. Я. Проблемы развития партнерства государства и бизнеса в Российской Федерации в посткризисный период / А. Я. Ястребов // Экономическое возрождение России. 2010. — № 2. — С. 812.
  143. Closing the Infrastructure Gap: The Role of Public-Private Partnerships. A Deloitte Research Study. 2006.
  144. Delmon J. Private Sector Investment in Infrastructure: Project Finance, PPP Projects and Risk. The World Bank and Kluwer Law International. 2009.
  145. Guasch J.L. Negotiating and Renegotiating Infrastructure PPPs and Concessions: Key Issues for Policy Makeers. Strengthening Public Investment and Managing Fiscal Risks for PPPs Seminar. Budapest, 2007.
  146. Public Private Partnerships — the Government’s Approach. London. The Stationary Office. 2000.
  147. Green Paper on Public-Private Partnership and Community Low on Public Contracts and Concessions. Brussels. 2004.
Заполнить форму текущей работой