Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Разработка и исследование систем термостатирования оборудования аэрокосмической техники на основе самовакуумирующейся вихревой трубы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В Куйбышевском авиационном институте (ныне Самарском государственном аэрокосмическом университете) профессором А. П. Меркуловым в результате проведенных экспериментальных исследований были получены обобщенные характеристики вихревой трубы и разработан метод её инженерного расчета. В отраслевой научно-исследователькой лаборатории № 9 КуАИ было создано большое количество вихревых устройств для… Читать ещё >

Содержание

  • Перечень условных обозначений, символов и сокращений
  • ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 1. 1. Основные научные направления исследования вихревых систем термостатирования на основе самовакуумирующейся вихревой трубы, перспективы использования
    • 1. 2. Анализ гипотез, объясняющих энергоразделения потоков. Гипотеза взаимодействия вихрей
    • 1. 3. Экспериментальное исследование вихревых труб различной конструкции. Самовакуумирующаяся вихревая труба
    • 1. 4. Цель работы и задачи исследований
  • ГЛАВА 2. МЕТОДИКА РАСЧЕТА ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ И ХАРАКТЕРИСТИК САМОВАКУУМИРУЮЩЕЙСЯ ВИХРЕВОЙ ТРУБЫ, КАК ОСНОВНОГО ЭЛЕМЕНТА ВИХРЕВОЙ СИСТЕМЫ ТЕРМОСТАТИРОВАНИЯ
    • 2. 1. Методика расчета параметров газового потока в самовакуумирующейся вихревой трубе
    • 2. 2. Поправки на давление и температуру
    • 2. 3. Методики расчета геометрических параметров и характеристик самовакуумирующейся вихревой трубы на ЭВМ
      • 2. 3. 1. Методика расчета геометрических параметров самовакуумирующейся вихревой трубы на ЭВМ
      • 2. 3. 2. Методика расчета характеристик самовакуумирующейся вихревой трубы на ЭВМ
      • 2. 3. 3. Методика расчета характеристик самовакуумирующейся вихревой трубы при изменении высоты и скорости полета летательного аппарата на ЭВМ
  • Выводы по главе
  • ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ВИХРЕВОЙ СИСТЕМЫ ТЕРМОСТАТИРОВАНИЯ НА ОСНОВЕ САМОВАКУУМИРУЮЩЕЙСЯ ВИХРЕВОЙ ТРУБЫ ПРИ ИМИТАЦИИ РЕЖИМОВ ПОЛЕТА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
    • 3. 1. Описание установки для проведения исследований характеристик самовакуумирующейся вихревой трубы
    • 3. 2. Описание базового экспериментального стенда для проведения лабораторно-заводских испытаний вихревых систем термостатирования
    • 3. 3. Планирование эксперимента для исследования самовакуумирующейся вихревой трубы
      • 3. 3. 1. Выбор факторов. Анализ априорной информации
      • 3. 3. 2. Планирование эксперимента при проведении исследований
    • 3. 4. Результаты экспериментального исследования самовакуумирующейся вихревой трубы
    • 3. 5. Распределение скоростных полей внутри самовакуумирующейся вихревой трубы
    • 3. 6. Сравнение результатов расчета и экспериментального исследования
  • Выводы по главе
  • ГЛАВА 4. МНОГОСТУПЕНЧАТЫЕ СХЕМЫ ВИХРЕВОЙ СИСТЕМЫ ТЕРМОСТАТИРОВАНИЯ НА ОСНОВЕ САМОВАКУУМИРУЮЩЕЙСЯ ВИХРЕВОЙ ТРУБЫ
    • 4. 1. Вихревая система термостатирования с автоматическим регулированием параметров диффузора
    • 4. 2. Ступенчатая комбинированная вихревая система термостатирования оборудования аэрокосмической техники
    • 4. 3. Оценка эффективности вихревых систем термостатирования
    • 4. 4. Методика оценки энергетического совершенства системы термостатирования
    • 4. 5. Порядок расчета оценки эффективности систем термостатирования
    • 4. 6. Сравнительные характеристики эффективности систем термостатирования
  • Выводы по главе

Разработка и исследование систем термостатирования оборудования аэрокосмической техники на основе самовакуумирующейся вихревой трубы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Развитие и совершенствование аэрокосмической техники сопряжено с ростом скоростей и высот полета летательного аппарата. При увеличении скорости полета летательного аппарата вследствие аэродинамического нагрева входного потока и внутреннего тепловыделения происходит значительный рост температуры ответственных элементов бортовых систем летательного аппарата. Наиболее эффективно компенсировать рост температуры способны вихревые системы термостатирования (ВСТ). К числу наиболее перспективных вихревых систем термостатирования, способных интенсивно компенсировать воздействие нагрева относятся вихревые системы термостатирования на основе самовакуумирующейся вихревой трубы (СВТ). Самовакуумирующаяся вихревая труба является одним из самых перспективных типов вихревых труб. В настоящее время по создаваемому эффекту охлаждения она является наилучшим охлаждающим устройство. Одной из проблем, ограничивающих применение вихревых систем термостатирования на основе самовакуумирующейся вихревой трубы, является довольно узкий диапазон высотно-скоростных характеристик летательного аппарат, в пределах которого достигается необходимый уровень термостатирования. Причиной этого является неизменность геометрических параметров вихревых систем термостатирования при изменении параметров входного потока. Поэтому разработка многоступенчатых комбинированных вихревых систем термостатирования на основе самовакуумирующейся вихревой трубы, методик расчета характеристик самовакуумирующейся вихревой трубы для применения вихревых систем термостатирования во всем диапазоне высотно-скоростных характеристик летательного аппарата является актуальной проблемой.

ГЛАВА I. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ.

1.1 Основные научные направления исследования вихревых систем термостатирования на основе самовакуумирующейся вихревой трубы, перспективы использования.

Современные летательные аппараты эксплуатируются в широком диапазоне изменения высот и скоростей полета.

Если прежде с увеличением высоты полета необходимо было решить проблему обогрева экипажа, приборов, гидросистем, то с ростом скорости полета и переходом на сверхзвуковые и гиперзвуковые скорости возникла проблема поддержания допустимого температурного уровня ответственных элементов бортовых систем летательного аппарата и отвода тепла в окружающую среду, т.к. за счет динамического нагрева воздуха наблюдается интенсивный рост температуры элементов бортовых систем.

Решение этой проблемы представляет собой довольно сложную задачу вследствие резкого увеличения энергоёмкости непрерывно усложняющейся бортовой радиоэлектронной аппаратуры. Для современных скоростных самолетов энергозатраты на функционирование системы термостабилизации становятся соизмеримыми с мощностью основной силовой установки летательного аппарата.

Использование оптико-телевизионных приборов навигации и пилотажа требует применения криогенных систем для обеспечения необходимой чувствительности приемников и других электронных элементов.

Для получения холода использование на борту летательного аппарата высокоэкономичных фреоновых холодильных установок неприемлемо вследствие их громоздкости. Для бортовых систем необходимо применять более легкие, мобильные и надежные охлаждающие системы. Поэтому в авиационной технике чаще используются турбодетандерные системы получения холода. Однако эти системы имеют ряд существенных недостатков: сложность изготовления, ограниченный ресурс работы, недостаточная надежность.

Вихревые системы охлаждения и термостатирования просты по конструкции, обладают высокой надежностью, мобильностью, имеют малую массу, высокий ресурс работы. Все это позволяет использовать их на борту летательного аппарата.

Явление, происходящее в вихревой трубе, представляет собой сложный газодинамический процесс. А. П. Меркулов, один из ведущих специалистов СССР в области вихревого эффекта, писал [74]: «Внешне простой вихревой эффект на самом деле заключает в себе сложный газодинамический процесс, происходящий в пространственном турбулентном потоке вязкого сжимаемого газа. Этим, пожалуй, и объясняется неудача многих попыток найти аналитическое решение задачи». На сегодняшний день теоретический анализ этого явления находится на стадии развития.

Отсутствие теории вихревого эффекта и наличие противоречивых мнений о сущности явления заставило проводить обширные экспериментальные исследования вихревых труб с целью проверки влияния отдельных конструктивных факторов на эффективность процесса разделения газа в вихревой трубе.

Группой инженеров под руководством профессора М. Г. Дубинского [56] исследовалась вихревая труба, названная энергоразделителем, в которой предусматривалась возможность реверсирования горячего и холодного потока изменением сопротивления дросселей, устанавливаемых на концах трубы.

В Одесском технологическом институте пищевой и холодильной промышленности под руководством проф. B.C. Мартыновского и профессора В. П. Алексеева [65] велись работы по термодинамическому анализу вихревого эффекта и определению характеристик вихревых труб с различными типами входа и формой трубы. Исследовались трубы малой длины, трубы, работающие на низких давлениях, и трубы с вторичным разделением воздуха.

В Куйбышевском авиационном институте (ныне Самарском государственном аэрокосмическом университете) профессором А. П. Меркуловым [73] в результате проведенных экспериментальных исследований были получены обобщенные характеристики вихревой трубы и разработан метод её инженерного расчета. В отраслевой научно-исследователькой лаборатории № 9 КуАИ было создано большое количество вихревых устройств для различных отраслей промышленности и предложена гипотеза взаимодействия вихрей.

В Самарском государственном аэрокосмическом университете под руководством профессора В. В. Бирюка [23, 29] были проведены экспериментальные исследования различных видов вихревых труб (делящей, охлаждаемой, самовакуумирующейся), разработан вихревой теплогенератор, эффективные авиационные ВСТ, разрабатываются методики и алгоритм расчета геометрических параметров и характеристик самовакуумирующейся вихревой трубы.

Доцентом В. П. Алексеенко [9,10] (Самарский государственный аэрокосмический университет) разработаны многоступенчатые вихревые системы термостатирования на основе делящей вихревой трубы (ДВТ), принципы оптимального проектирования ВСТ, методики выбора количества и типов вихревых источников холода, разрабатываются многоступенчатые комбинированные вихревые системы термостатирования на основе самовакуумирующейся и делящей вихревых труб.

Г. Л. Гроздовским и Ю. Е. Кузнецовым [47] дан анализ аэродинамических процессов в вихревой камере и обоснована возможность повышения её эффективности охлаждением стенки камеры и раскруткой потока воздуха на выходе.

Н.С. Торочешников, И. Л. Лейтес и В. М. Бродянский [90], изучая процессы энергоразделения в прямоточной и противоточной вихревых трубах, пришли к выводу, что противоточная вихревая труба обладает большей эффективностью. В. М. Бродянский и И. Л. Лейтес [34], рассматривая холодильный эффект, пришли к выводу, что градиент температур возникает при обратном движении внутреннего потока к соплу вследствие передачи кинетической энергии в радиальном направлении при перестройке вихря из квазипотенциального в квазитвердый.

JI.A. Вулис [42 [ теоретически провел аэродинамический анализ процесс-сов в вихревой трубе, подтвердивший обязательность неравномерного распределения энергии во вращающемся потоке. Им было определено влияние тангенциальной скорости потока на температуру воздуха на выходе из трубы.

В.И. Метенин [85, 86] (Самарский государственный технический университет) исследовал влияние спрямляющих аппаратов на вихревое разделение газов, влияние осушки и предварительного охлаждения в теплообменнике выходящим газом на температуру холодного потока, а также работу вихревой трубы на перегретом газе. В. И. Метенин доказал, что укороченная вихревая труба обладает наибольшей эффективностью на режиме с равенством расходов холодного и горячего потоков воздуха.

Успехи в области экспериментальных исследований способствуют разработке различных типов охлаждающих устройств на основе вихревого эффекта.

Самовакуумирующаяся вихревая труба по сравнения с другими типами вихревых труб обладает значительно большими возможностями по глубине охлаждения.

Геометрические размеры самовакуумирующейся вихревой трубы (Fc, bc, hc, 1 т, DT, ОДИф, АдИф, R-диф) оказывают существенное влияние на эффект температурного разделения газов. Создание оптимальной конструкции вихревой трубы является достаточно сложной задачей. При изменении одного из независимых параметров оптимальные значения Fc, bc, hc, 1 т, DT, ОДИф, Ддиф, R-диф могут существенно меняться. Эмпирические зависимости, используемые в настоящее время для определения оптимальных значений, справедливы в узком диапазоне работы вихревой трубы. Переход к неисследованному диапазону работы дает значительную погрешность оптимальных значений геометрических размеров вихревой трубы и расчета эффекта температурного разделения газов.

Большое количество факторов, влияющих на оптимальные параметры работы СВТ, требует создания новых методов аналитического исследования с широким использованием вычислительной техники.

Экспериментально установлено, что до чисел Маха Мн < 2,25 в приосе-вой зоне камеры энергетического разделения СВТ достижимый эффект охлаждения воздуха превышает эффект подогрева его за счет динамического сжатия во всем диапазоне высот полета летательного аппарата [74]. Однако извлечь ядро вихря СВТ достаточно проблематично, поэтому СВТ используется только как теплообменное устройство для интенсивного охлаждения цилиндрического тела (стержня), помещенного в ее приосевую зону.

Современное развитие аэрокосмической техники требует создания не только охлаждающих устройств, но и устройств поддерживающих температуру элементов систем на заданном уровне.

Экспериментально установлено, что использование СВТ в вихревых системах термостатирования позволяет успешно обеспечить достаточно стабильную температуру стержня, используемого в качестве теплоотвода в диапазоне изменения высот и скоростей полета: Н = 800. 17 000 мМ = 0,3. 1,4.

Ограниченный диапазон использования ВСТ на основе СВТ связан с неизменным значением геометрических параметров ВСТ при изменении входных параметров потока вследствие изменения высоты и скорости полета летательного аппарата.

Существенно повысить эффективность работы ВСТ на основе СВТ позволяет использование автоматического регулирования параметров ВСТ в зависимости от параметров набегающего потока. В результате ВСТ на основе СВТ может обеспечить достаточно стабильную температуру стержня во всем диапазоне высот и скоростей полета летательного аппарата.

ВСТ на основе СВТ могут использоваться для термостабилизации элементов с тепловыделением < 5 Вт: -радиоэлектронного оборудования: ответственные элементы полупроводниковых электронных устройств;

— отдельные элементы электронного оборудованиямишень передающих телевизионных трубок типа «Видикон» для повышения качества передаваемого изображения и срока службы трубки;

— радиолокационного оборудования:

— ответственные элементы полупроводниковых приборов- -авиационного оборудования: фотоумножитель для повышения порога чувствительности, который ограничивается силой темнового тока. Охлаждение фотоумножителя заметно уменьшает силу темнового токафотосопротивление, что увеличивает его чувствительность в несколько раз- -навигационных оптических систем:

— приемник инфракрасного излучения- -элементов двигателя: оптический элемент измерителя температуры лопаток турбины- -бортовых ЭВМ:

— ответственные элементы полупроводниковых приборов- -вооружения: ответственные микросхемы системы наведенияприемник инфракрасного излучениячувствительный элемент теплового гироскопа теплопеленгатора.

ВЫВОДЫ ПО РАБОТЕ.

Разработана вихревая система термостатирования на основе самовакуумирующейся вихревой трубы, позволяющая обеспечить заданный уровень температуры ответственных элементов бортовых систем летательного аппарата четвертого и пятого поколений, во всем диапазоне высотно-скорстных характеристик (М = 0,3.2,5- Н = 0.25 000 м).

1. На основе уточненной математической модели, базирующейся на Гипотезе взаимодействия вихрей, разработаны методики и алгоритм расчета геометрических параметров самовакуумирующейся вихревой трубы при широком диапазоне изменения входных параметров вихревой системы термостатирования.

2. Создана методика расчета режимов работы самовакуумирующейся вихревой трубы, позволяющая проводить опережающие исследования вихревых систем термостатирования посредством математического моделирования условий работы на основе разработанного вычислительного программного комплекса.

3. Получены расчетные характеристики самовакуумирующейся вихревой трубы и произведено их сравнение с экспериментальными данными: отклонение расчетных значений от экспериментальных не превышает 8%.

4. Разработана структурная схема вихревой системы термостатирования с автоматическим регулированием параметров диффузора самовакуумирующейся вихревой трубы. Расчет показал, что данная система устойчива, обладает высоким быстродействием: время регулирования составляет 0,68 с, перерегулирование -18%.

5. Разработана функциональная схема многоступенчатой комбинированной вихревой системы термостатирования на основе самовакуумирующейся и делящей вихревых труб и система автоматического управления ее режимами работы с учетом влияния режимов полета летательного аппарата. Трехступенчатая комбинированная вихревая система термостатирования позволяет расширить диапазон эффективного применения до М = 2,7 при допустимой температуре стержня Тдоп = 273 К.

Показать весь текст

Список литературы

  1. A.M. Теория автоматического управления Самара: СГТУ, 2001. С. 74.
  2. Г. Н. Прикладная газовая динамика. М.: Энергия, 1994, — С. 824.
  3. Авиация: Энциклопедия / Под ред. Свищева Г. П. М.: БРЭ, 1994 — С. 736.
  4. А. С. № 115.1180 СССР, кл. 18с, 1Y70 и 17с. Холодильная камера / Меркулов А. П., Дорофеев В. М. // Заявлено 28.03.1958.
  5. А. С. № 152.469 СССР, кл. 17а, 6 МПК 3 04. Вихревая холодильная камера для получения низкий температур в замкнутом объеме / Меркулов А. П.// Заявлено 19.02.1962.
  6. А. С. № 124.682 СССР, кл. 421. 121. Термостат / Меркулов А. П.// Заявлено 17.03.1959.
  7. А. С. № 128.471 СССР, кл. 17а, 20. Вихревой энергоразделитель / Дубинский М. Г.//Заявлено 10.09.1959.8.
  8. В.П., Бирюк В. В., Леонович Г. И., Лукачев С. В. Вихревые системы термостатирования авиационного оборудования // Изд-во Самарского научного центра РАН, — Самара, 2005. С. 175.
  9. В.П., Бирюк В. В., Бронштейн В. М., Дорофеева Т. С. Ступенчатая вихревая система термостатирования приборных отсеков летательных аппаратов// Научно-технический сборник, Ракетно-космическая техника. Самара, 2003. С. 12−36.
  10. В.П., Бирюк В. В. Дорофеева Т.С. Имитационное моделирование вихревой системы термостатирования с самовакуумирующейся вихревой трубой. // Информационный вестник Самарской области. Выпуск 7- Самара, 2005.-С. 37−40.
  11. В.П., Бирюк В. В., Дорофеева Т. С. Вихревой эффект для термостатирования термонагруженного оборудования // Труды II Международной научной школы-конференции: Актуальные вопросы теплофизики и физической гидрогазодинамики.- Алушта, Крым, 2004.
  12. В.П., Бирюк В. В., Дорофеева Т. С. Исследование самовакуумирующейся вихревой трубы // Материалы IV Международной научной школыконференции: Актуальные вопросы теплофизики и физической гидрогазодинамики.- Алушта, Крым, 2006. С. 66−69.
  13. В.П., Бирюк В. В., Леонович Г. И. Математическое моделирование вихревой системы// Вестник СГАУ. Серия: Процессы горения, теплообмена и экология тепловых двигателей.- Самара, 2000, — С. 7−16.
  14. В.П., Бирюк В. В., Леонович Г. И. Математическое моделирование системы управления ВСТ// Труды всероссийской научно-технической конференции: Процессы горения, теплообмена и экология тепловых двигателей.-Самара, 2000. С. 148−161.
  15. В.П., Бирюк В. В., Лукачев С. В. Вихревой эффект для термостатирования изделий аэрокосмической техники // Внедрение результатов вузовской науки в производство. Фундаментальные и прикладные проблемы энергетики.- Самара, 2001.- С. 12−21.
  16. В.П., Бирюк В. В., Никитченко Б. П., Малые энергопреобразую-щие комплексы на основе вихревого эффекта // Труды МНТК: Научные проблемы нетрадиционной возобновляемой энергетики/ СамГАСА.- Самара, 2000.-С. 14−16.
  17. Р. 3. Гидравлическое сопротивление и тепломассообмен в закрученном потоке//Теплоэнергетика.- 1965.-№3 .- С. 16−19.
  18. В.В. Вихревая регенеративная установка // Некоторые вопросы исследования вихревого эффекта и его промышленного применения: Материалы 1 Всесоюзной научно-технической конференции по вихревому эффекту.- Куйбышев, 1973.-С. 46−52.
  19. В.В. Основы расчета характеристик вихревых авиационных систем охлаждения, — Самара: СГАУ, 1997. С. 92.
  20. В.В., Алексеенко В. П., Бронштейн В. М. Исследование работы вихревых труб для систем термостатирования аэрокосмической техники// НТС, РК техника, Самара, 1998. С. 11−15.
  21. В.В., Вилякин В. Е. Экспериментальное исследование охлаждаемой вихревой трубы // Труды второй ВНТК «Вихревой эффект и его применение в технике» / КуАИ, Куйбышев: 1976. С. 90−96.
  22. В.В., Меркулов А. П. Вопросы применения вихревых охлаждающих устройств в авиационной техники и технологии, там же, С. 171−176.
  23. В.В. Вихревой эффект энергетического разделения газов в авиационной технике и технологии // Изв. вузов. Авиационная техника / КАИ -Казань: 1993. № 2 С. 20−23.
  24. О.В., Вольнов И. И., Михалев Г. Е., Подоляк М. П. Теория вероятностей и математическая статистика. М.: ВВИА им. проф. Н. Е. Жуковского, 1991.-С. 140.
  25. А.А., Куйбин П. А., Окулов B.JL Описание конвективного теплопе-реноса в вихревой трубке. // ДАН, 1993. Том 1. С. 28−31.
  26. В.М., Лейтес И. Л. О градиенте температуры в трубе Ранка-Хил ша // ИФЖ.- Минск: 1960. т. З, № 12. С. 72 — 77.
  27. Бродянский В. М, Мартынов А. В. Вихревая труба для сепарации природного газа // Новости нефтяной и газовой техники. Сер. Газовое дело.- 1962.-№ 4. С. 17−23.
  28. В.М., Мартынов А. В. Зависимость эффекта Ранка-Хилша от температуры. — М.: Теплоэнергетика. 1964.-№ 4. -С. 16−78.
  29. В.М., Фратшер В., Михалек К. Эксергетический метод и его приложения // Под ред. В. М. Бродянского, -М.: Энергоатомиздат, 1988. С. 288.
  30. А.А., Казавчинский Я. З., Рабинович В. А. Теплофизические свойства воздуха и его компонентов М.: Наука, 1966. С. 375.
  31. В.Е. Исследование скоростных полей в самовакуумирующейся вихревой трубе при наличии в ней охлаждаемого тела // Материалы V Всесоюзной научно-технической конференции: Вихревой эффект и его применение в технике.- Куйбышев, 1988 .- С. 16−20.
  32. A.M., Глебов С. И. Исследование теплоотдачи и гидравлического сопротивления при вихревом движении газа в трубе //Холодильная техника.-1967.-№ 9.-С. 72−78.
  33. В.Т., Лаврусь О. Е. Математическая модель вихревого эжектора // Математическое моделирование и краевые задачи: Труды 9 межвузовской конференции СГТУ. Самара, 1999. — С. 21- 23.
  34. Л .А. Об эффекте Ранка // Изв. АН СССР.- 1967.-№ 1. с 72- 78.
  35. Л.А., Кострица А. А. Элементарная теория эффекта Ранка // Теплоэнергетика .- 1962.-№ 2. С. 72- 77.
  36. А.Ф., Илюхин Н. В., Науриц Н. П. Исследование термоэлементов, как измерителей температуры в потоке газа высокой скорости // ЖТФ. -1952.-№ 22, Вып. 2. С. 72- 77.
  37. И.П. Аэрогазодинамика. М.: Высшая школа, 1966. — С. 72.
  38. В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика. М.: Высшая школа, 2002, — С. 349−361.
  39. Г. Л., Кузнецов Ю. Е. К теории вихревой трубы// Изв. АН СССР, — 1954.-№ 3. С. 22−27.
  40. М.А. К теории эффекта Ранка // Изв. АН СССР. Механика и машиностроение, — 1963.-№ 3. С. 132−137.
  41. Гуляев А. И, Исследование вихревого эффекта // ЖТФ.- 1965. Вып. 10.
  42. А., Лилли А., Сайред Н. Закрученные потоки. М.: Мир, 1987.-С. 588.
  43. М.Е. Техническая газодинамика. М.: Энергия, 1974.- С. 592.
  44. М.Е., Лихорзак Е. Е. О вихревых эффектах в турбинной ступени // Изв. АН СССР. Энергетика и транспорт.- 1964.-№ 3. С. 103−108.
  45. Т.С. Методика расчета геометрических параметров СВТ и параметров газового потока // Вестник СГАУ, выпуск 2 (10), ч.2 Самара, 2006.- С. 109−113.
  46. М.Г. Вихревой вакуум-насос // Изв. АН СССР. -1954.-№ 3.
  47. М.Г. О вращающихся газовых потоках // Изв. АН СССР.- 1954. -№ 3. С. 68−71.
  48. М.Г. Вихревой энергоразделитель // Изв. АН СССР. 1955.-№ 6. — С. 75- 77.
  49. М.Г. Вихревые аппараты // Изв. АН СССР. 1955.- № 8. — С. 2537.
  50. И.Н., Филиппова А. А. Теория вероятностей и математическая статистика. М.: Высшая школа, 1982. С. 200−204.
  51. Н.Д., Вилякин В. Е. Авиационные системы охлаждения на основе СВТ // Материалы V Всесоюзной научно-технической конференции: Вихревой эффект и его применение в технике.- Куйбышев, 1988.- С. 102−106.
  52. В.И. Методика расчета вихревой трубы // Труды I конференции по вихревому эффекту/КУАИ.- Куйбышев, 1974. С. 25- 30.
  53. В.И. Полуэмпирическая теория противоточной вихревой трубы // Труды I конференции по вихревому эффекту/ КУАИ.- Куйбышев, 1974. С. 3847.
  54. Ландау Л. Д, Лифшиц Е. М. Механика сплошных сред.- М.: Гостехиздат. 1954.-С. 759.
  55. И.М., Менский Б. М. Линейные автоматические системы. М.: Машиностроение, 1977.- С. 464.
  56. B.C., Алексеев В. П. Вихревой эффект охлаждения и его применение // Холодильная техника.-1953.-№ 2.
  57. B.C., Алексеев В. П. Термодинамический анализ эффекта вихревого температурного разделения газов и паров // Теплоэнергетика, — 1955.-№ 11.- С. 31−34.
  58. B.C., Алексеев В. П. Исследование эффекта вихревого температурного разделения газов и паров // ЖТФ, — 1956, Вып. 10.- С. 2303−2315.
  59. B.C., Парулейкар Б. Температурное разделение воздуха на холодном конце вихревой трубы // Холодильная техника.- 1959.-№ 1.- С. 3 -8.
  60. В. С., Парулейкар Б. Эффективность вихревого метода охлаждения // Холодильная техника.- 1960.-№ 2.- С. 29−33.
  61. B.C., Войтко A.M. Эффект Ранка при низких давлениях // Теплоэнергетика.- 1961.-№ 5.-С. 9−13.
  62. А.П., Сычев И. А., Филиппов Н. Ф. Курс газогидродинамики (основы газодинамики, гидравлики и аэродинамики летательных аппаратов) Ленинград: ВИА им. Можайского, 1968.- С. 746.
  63. А.П. и др. О критических режимах вихревой трубы. // Известия ВУЗов, Сер: Авиационная техника, 1979.-ЖЗ.-С. 12−18.
  64. А.П., Кудрявцев В. И., Токарев Г. П. О коэффициенте расхода вихревых труб // Известия ВУЗов, Сер: Авиационная техника, 1981.-№ 5. С. 8−17.
  65. А.П. Вихревой эффект и его применение в технике. — М.: Машиностроение, 1968.-С. 182.
  66. А.П. Вихревой эффект и его применение в технике. — Самара, 1997.-С. 292.
  67. А.П. Осушение сжатого воздуха методом конденсации и вымораживания // Холодильная техника.- 1965.-№ 11. С. 34−37.
  68. А.П. Вихревая холодильная камера // Холодильная техника.-1959. № 11.т.- С.8−12.
  69. А.П. Вихревой термостат // Холодильная техника. -1960.-№ 3. С. 16−18.
  70. А.П. Исследование вихревой трубы // ЖТФ.1956.-Т. 27, вып. 6,-С. 1271−1276.
  71. А.П. Совместная работа вихревой трубы и диффузора // Холодильная техника.- 1962.-№ 4, — С. 34−39.
  72. А.П. О целесообразности использования вихревого эффекта на высоких давлениях // Труды КуАИ.- Куйбышев, 1961.- С. 275−282.
  73. А.П. Вихревые холодильно-нагревательные установки. -Куйбышев: Кн. изд-во, 1961.- С. 44.
  74. А.П. Гипотеза взаимодействия вихрей // Изв. ВУЗов. Энергетика.-1964.-№ 3.- С. 74−82.
  75. А.П. О критических режимах вихревой трубы // Изв ВУЗов. Авиационная техника, — 1979.-№ 4. С. 29−46.
  76. Меркулов А. П, Колышев Н. Д. Исследование температурных полей вихревой трубы с диффузором. — Труды КуАИ. Куйбышев, 1965. С. 167−177.
  77. А.П., Колышев Н. Д. Распределение скорости по высоте сопла вихревой трубы. — Труды КуАИ, Куйбышев, 1965, С. 174−178,
  78. В.И. Экспериментальное исследование рабочего процесса воздушной вихревой холодильной установки // Холодильная техника. 1959. -С. 291 313.
  79. В.И. Исследование вихревых температурных разделителей сжатого газа//ЖТФ. 1960. Т. 30.-С. 109−110.
  80. Р. Математическая теория течений сжимаемой жидкости. М.: Изд-во Иностр. лит., 1961.-С. 298.
  81. Д. В., Тарунин Е. Л., Ямшинина Ю. А. Теоретическая модель эффект Ранка-Хилша. // Вестник Пермского университета. Математика. Выпуск 1., ПГУ., 1994.-С. 162−177.
  82. В.В. Теория автоматического регулирования. Ч 1, М.: Машиностроение, 1967.-С. 767.
  83. Е. Я. Характеристика вихревой трубы, // Теплоэнергетика, 1968. -С. 336.
  84. Н.С., Лейтес Н. Л., Бродянский В. М. Исследование эффекта температурного разделения воздуха в прямоточной вихревой трубе. — ЖТФ, т. 28,1958.-С. 1229−1236.
  85. Ц. Д. Труба Ранка. — Холодильная техника, 1950.
  86. Ю. В. Определение диаметра вихревой трубы в зависимости от степени расширения газа // Известия ВУЗов, Машиностроение 1972. — № 8. — С. 165.
  87. В. К. Теплообмен и гидродинамика внутренних потоков в полях массовых сил. М.: Машиностроение, 1982. С. 199.
  88. В.А., Цибер Н. А. Алгоритм программного управления пространственным перемещением// Сборник науных трудов/ Куйбышев 1985 г. С. 8185.
  89. Erdelyi, Wirkung des Zentrifugalfeldes fiifdem Warmezustand der Gase, Erkla-rung der Ranque-Erschinung: Forschung aufdem Gabiet des.
  90. HILSCH R" Die Expansion von Qasen in Zentrifugalfeld als Kaelterprncess// Zeitschrift fur Natarforschung.- Jan., 1946.
  91. INMANR. M. Energy Separation in Laminar Vortex-Type Slip Flow, //AIAA Journal .-1963- 1, No. 6.
  92. Keller I.U. Das Wirbellrohr: Bemerkungen zu den Grundlagen und neuen ener-gietechnischen Anwendungen // E-Mail:[email protected]. uni-siegen.de, 2005. c. 6.
  93. Ranque G. L. Experiences sur la Detente Girataire avec Productions. Simultanees sur la d’ur Ehappement d’Air froid. Journal de Physique et le Radium, Suppi, 1933. p. 112−115.
Заполнить форму текущей работой