Стихи о Великой Отечественной войне
Война вызывает самые сильные чувства. Стихи о Великой Отечественной войне стали появляться почти сразу после её начала. Одни из них их прославляли героев фронта и тыла, другие показывали ужасы разрушений и горя, которые принесла война, третьи содержали предостережение для будущих поколений. Десятки советских поэтов так или иначе затрагивали тему войны в своём творчестве. Некоторые из них прославились именно стихотворениями военной тематики.
Константин Симонов
Константин Симонов начал работать военным корреспондентом ещё во время японо-советских столкновений на Халхин-Голе. Летом 1941 года он написал стихотворение «Жди меня!». Интимное стихотворение, изначально не предназначенное для публикации, позднее стало символом любви и верности для фронтовиков и их близких в тылу. «Жди меня!» впервые было опубликовано в «Правде» в 1942 году. В том же 1942 году в Москве увидел свет его первый сборник военных стихов «С тобой и без тебя». В школьную программу вошло его стихотворение «Майор привёз мальчишку на лафете», в котором описаны страдания ребёнка, потерявшего на войне мать. Хотя Константин Симонов известен в первую очередь как поэт, он также посвящал теме войны произведения других жанров: пьесы и повести.
Александр Твардовский
Александр Трифонович Твардовский начал творческий путь ещё в тридцатые годы. Стихи о Великой Отечественной войне составляют сравнительно небольшую, но самую известную часть написанного поэтом. В школьную программу вошла его поэма «Василий Тёркин», изданная в 1942 году. Стиль поэмы напоминает народные сказки и частушки. Благодаря этому отрывки из «Василия Тёркина» быстро расходились среди красноармейцев: фронтовики легко заучивали их наизусть. Образ добродушного, смелого и по-своему мудрого солдата Тёркина собрал в себе все лучшие качества красноармейцев.
Другое известное произведение Твардовского на военную тему – короткое стихотворение «Я убит подо Ржевом». На его написание поэта вдохновил случай с солдатом Владимиром Бросаловым, мать которого получила похоронку, хотя на самом деле красноармеец получил ранение и выжил. Позднее это стихотворение было положено на музыку.
Семён Гудзенко
Семён (Сарио) Гудзенко – наиболее известный поэт-фронтовик. В отличие от Симонова и Твардовского, которые были известны ещё до войны и отправились на фронт как «поэты на должности», Семён Петрович находился в действующей армии как боец мотострелковой бригады. Семён Гудзенко начал писать стихи во время боевых действий, а первые его публикации вышли в армейской многотиражке. В 1942 году Гудзенко был тяжело ранен и после этого начал работать во фронтовой газете. Свой первый сборник «Однополчане» поэт издал в 1944 году. Творческий путь Семёна Гудзенко был коротким: через десять лет после первой публикации он умер от ран. Самыми известными произведениями Гудзенко стали стихи «Перед атакой» и «Нас не нужно жалеть». В шестидесятые и семидесятые годы их не раз использовали в своих постановках театральные режиссёры, а позднее эти стихи Гудзенко были положены на музыку.
Владимир Высоцкий
Владимиру Высоцкому было три года, когда началась война. Однако его стихи о Великой Отечественной войне, написанные в шестидесятые и семидесятые годы, находили живой отклик и у фронтовиков, и у младшего поколения. По свидетельству самого Высоцкого, ему не раз приходили письма с расспросами о том, на каком фронте и в какой части он воевал. Песни-стихотворения «Он не вернулся из боя», «Горное эхо», «Братские могилы», «Песня о звёздах» показывают переплетение личных переживаний бойца и трагедии всей страны. Некоторые песни посвящены отдельным родам войск: сапёрам («Чёрные бушлаты»), штрафникам («Штрафные батальоны»), горным стрелкам («Эдельвейс»). Особенно трогательно темы войны и мирной жизни переплетаются в «Песне о конце войны», которая написана как панорама жизни тыла и фронта в последние недели войны. Благодаря таланту Высоцкого-исполнителя, его стихи стали известны миллионам людей.