Отобразим выделенную проблему в виде математической модели.
В качестве математической модели выступает Сеть Петри [2] -математический аппарат для моделирования динамических дискретных систем, в том числе и информационных систем, ориентированная на качественный анализ и синтез таких систем.
Процесс обслуживания клиента при продаже услуг представляется в виде последовательного процесса действий, с некоторыми задержками во времени. В каждой позиции содержится одна метка, которая переходит из состояния в состояние.
Сеть Петри задается в виде набора, где Р и Т — конечные множества позиций и переходов, I и Омножества входных и выходных функций.
Зададим сеть Петри для нашего процесса:
P = {p1, p2, p3, p4, p5, p6, p7, p8, p9, p10} - множество состояний процесса;
T = {t1, t 2, t3, t4, t5, t6, t7, t8, t9} -множество переходов процесса;
I = {i1, i2, i3, i4, i5, i6, i7, i8, i9} - множество входных функций;
O = {o1, o2, o3, o4, o5, o6, o7} -множество выходных функций.
Математическая модель процесса обслуживания клиента при продаже услуг в отделе продаж представлена на рисунке 1.7.
Рисунок 1.7 — Граф сети Петри для процесса оформления групповой заявки на посещение парка развлечений ООО «Сказка-град» на текущий момент.
Таблица 1.1- Значения событий и переходов.
|
События. | Переходы. | |
P1 — разработана рекламная кампания Р2 — обращение клиента Р3 — консультация проведена. P4 — заявка сформирована. P5 — заявка принята к рассмотрению. P6 — заявка рассмотрена. P7 — счет выставлен. P8 — счет оплачен. P9 — договор заключен. P10 — посещение парка развлечений. | t1 — прием клиентов. t2 -консультация клиента. t3 — формирование заявки. t4 — подача заявки. t5 — рассмотрение заявки. t6 — выставление счета. t7 — оплата счета. t8 — заключение договора. t9 — предоставление услуги. | |
|
Мною было проведено оценивание временных затрат на выполнение бизнес-процессов с применением методов наблюдения и анкетирования. По результатам оценивания были получены следующие значения (см. табл. 1.2).
Таблица 1.2 — Временные оценки.
|
t1. | tпост = 1 мин. | |
t2. | tmin = 5 мин, tmax= 10 мин. | |
t3. | tmin= 5 мин, tmax= 10 мин. | |
t4. | tпост = 10 сек. | |
t5. | tmin= 5 мин, tmax = 10мин. | |
t6. | tпост = 5 мин. | |
t7. | tmin= 1мин, tmax = 5мин. | |
t8. | tmin= 5мин, tmax = 10мин. | |
t9. | tmin= 5мин, tmax = 10 мин. | |
|
После подготовки рекламной кампании отдел готов к приему клиентов на обслуживание.
При приеме клиента менеджер консультирует его об условиях посещения парка развлечений. Консультация занимает обычно от 5 до 10 минут.
После проведения консультации клиент оформляет заявление с указанием выбранных аттракционов (5 — 10 минут).
Отдел продаж рассматривает заявление (5 — 10 минут), передает данные в службу расчетов, которая выставляет счет за выбранные услуги (5 минут).
Клиент счет оплачивает, после чего заключается договор на обслуживание (5 — 10 минут). По заключению договора группа от юридического лица, на кого оформлен договор, посещает парк развлечений. Таким образом, процесс обслуживания клиента может занять от часа до полутора часа.