Каналы продаж страховых продуктов. Тенденции развития
Развитие каналов продаж страховых услуг в Российской Федерации не совпадает с общемировыми тенденциями. Если на мировых рынках развитие каналов продаж базируется на теории «приоритетного развития более дешевых каналов продаж», то в России подобная тенденция не подтверждается на практике. К такому выводу пришли специалисты проекта «Страховой маркетинг» в новом аналитическом исследовании «Каналы продаж на страховом рынке Российской Федерации в 2011 году».
В 2010;2011 гг. развитие каналов продаж страхового рынка может быть охарактеризовано как «восстановление докризисной структуры». В частности, отмечаются следующие тенденции:
- — значительный рост объединенного банковско-автосалонного канала продаж, особенно по личным видам страхования и каско. На российском страховом рынке данный канал традиционно считается наиболее дорогим и убыточным;
- — ощутимый прирост лизингового канала продаж, также относимого к дорогим, хотя и менее убыточным каналам продаж страховых услуг;
- — увеличение офисных (прямых) продаж, которые относятся к наиболее дешевым каналам продаж на страховом рынке России. Договоры, заключенные через офисы, в целом имеют более низкую убыточность, так как по ним проводится качественный андеррайтинговый анализ.
Таким образом, в Российской Федерации в 2011 году на фоне объяснимого мировыми тенденциями роста офисных (прямых) продаж наблюдается увеличение сбора премий через «дорогие», имеющие более высокую убыточность банковский и автосалонный каналы продаж.
В I полугодии 2011 года на страховом рынке (за исключением ОМС) 57% премий было собрано через дорогие (по стоимости на один проданный полис) каналы продаж, в том числе: через агентов (25%), через банки (12%), через автосалоны (11%), через брокеров (7%). На относительно дешевые каналы продаж (корпоративные офисные продажи, офисные продажи физическим лицам, телемаркетинг, интернет-продажи) приходится 43%премий.
Анализ динамики структуры каналов продаж на страховом рынке показывает, что в I полугодии 2011 года увеличилась с 33% до 43% по сравнению с I полугодием 2010 года доля премий, собираемых через офисные продажи. Также с 8% до 11% выросла доля премий через автосалоны. Доля продаж через агентские сети страховых компаний снизилась с 29% до 25%, через брокеров — с 12% до 7%.