Риторика — филологическая дисциплина, изучающая отношение мысли к слову. Она дает возможность экспериментировать над речью как над «бытием мышления», выступая своеобразной философской теорией языка. Риторическое искусство — это искусство практического словесного взаимодействия, предоставляющее нам возможность мастерски использовать слово как инструмент мысли и общения. Речь, речевое поведение, речевые взаимоотношения всегда находились в ведомстве риторики, но именно убедительность как главное качество, составляющее область исключительно этого феномена, позволяет любое явление культуры рассматривать под риторическим углом зрения.
Непосредственная задача риторики — прозаическая речь или публичная аргументация.
Общественные задачи риторики состоят:
- 1) в воспитании ритора — достойного гражданина, компетентного в публичной речи;
- 2) в создании норм публичной аргументации, обеспечивающих продуктивное обсуждение значимых для общества проблем;
- 3) в организации речевых отношений, которые составляют базис общества: управление, образование, хозяйственную деятельность, безопасность, правопорядок;
- 4) в определении критериев оценки публичной деятельности, на основе которой отбираются лица, способные занимать ответственные должности.
Ритором называют человека, создающего влиятельные публичные высказывания. Высказывание — завершенное произведение слова, адресованное определенной аудитории. Высказыванием может быть реплика в разговоре, ораторская речь, научная статья, газетный материал, философский трактат, письмо, финансовый отчет и т. д. Большая часть высказывании используется однократно и исчезает; высказывания, которые сохраняются, воспроизводятся и многократно используются, составляют культуру языка. Влиятельными являются высказывания, которые организуют, объединяют и обучают общество. Публичными называются высказывания, предназначенные любому лицу, способному их оценить и использовать. Публичность не равнозначна общедоступности: существуют различные формы и степени публичности, которые зависят от строения и содержания высказываний и возможностей их получателей.
Тип содержания определяет аудиторию и приемы работы со словом, поэтому и фактура, и форма (диалогическая или монологическая), как и строение текста, определяются типом содержания.