Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Образы барана и козла

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вероятно, этот образ в искусстве и его культовое оформление были связаны с горными районами названной территории, которая была одним из древнейших мировых очагов одомашнивания мелкого рогатого скота. Все это создало естественные исторические условия для возникновения художественного образа и сложения культа барана на территории Памира и Саяно-Алтайского нагорья, а в дальнейшем, с карасукского… Читать ещё >

Образы барана и козла (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Художественно-стилистический образ барана широко известен в сакском и тагарском искусстве. Если изображения оленей представляют собой относительно самостоятельные фигуры (хотя назначение их было прикладное: они нашивались на одежду и крепились к различным предметам), то не связанные с предметами фигуры баранов встречаются реже. По своему художественно-прикладному назначению их изображения связаны со следующими предметами: чеканами, алтарями, колоколовидными навершиями; они образуют бляшки, состоящие из соединенных вместе попарно и по четыре бараньих голов; известны они в качестве украшений наверший ножей и в виде боковых ручек зеркал. В отличие от образа оленя изображения баранов и козлов широко известны в сибирском, алтайском и среднеазиатском искусстве предшествующих эпох. В Сибири они известны, прежде всего, в карасукском искусстве и искусстве писаниц Алтая, Забайкалья, Средней Азии, Закавказья.

Вероятно, этот образ в искусстве и его культовое оформление были связаны с горными районами названной территории, которая была одним из древнейших мировых очагов одомашнивания мелкого рогатого скота. Все это создало естественные исторические условия для возникновения художественного образа и сложения культа барана на территории Памира и Саяно-Алтайского нагорья, а в дальнейшем, с карасукского времени, и для распространения его на территории Южной Сибири. Семантика этого образа у саков Памира детально исследована Б. А. Литвинским (Литвинский, 1974, с. 144—149).

Изображения представлены тремя группами: стилизованные бараны, горные козлы с обозначенной бородой и изображения со значительной степенью стилизации, в которых обобщенно передается образ как козла, так и барана без детализации.

В то же время можно отметить черты, характерные для всей группы изображений. Это схематичная манера передачи туловища, соединенные или близко поставленные копытами друг к другу ноги, маленькая схематично моделированная голова: глаз и ноздря в виде двух кругов, углублений или отверстий и массивный в виде полукруга рог, соединенный со спиной в передней части или в месте соединения спины с шеей. Характерна профильная манера изображения, типичная для всего звериного стиля.

Объемные изображения барана и козла известны только на колоколовидных навершиях. Они представлены стоящими на четырех массивных ногах, тучные, с выпуклостями мышц и двумя круто завитыми рогами. Другие изображения выполнены либо в упрощенно-плоскостной манере, либо в манере, которую можно назвать условно-объемной. Известны также плоские, сильно стилизованные изображения на навершиях чеканов и на некоторых тагарских алтарях. В большинстве случаев они уродливо-схематичны, ноги переходят непосредственно в обух чекана, фигуры условные, композиционно расположены часто парами, зеркально. Известны две разновидности: соединенные туловищами вместе и разъединенные изображения. Все внимание в трактовке этих образов уделено рогу: как бы ни была условна фигура, но рог всегда с годичными выступами. Очевидно, эта деталь была очень важной, связанной со смысловой нагрузкой образа.

Мы остановились только на основных сюжетах, характерных в той или иной степени для всего скифо-сибирского мира.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой