Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Утверждение церковных канонов и формирование церковной иерархии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Параллельно с выработкой единых символов веры утверждались каноны (правила, догматы) проведения церковных служб, среди которых центральное место занимала литургия (общее дело). Кульминацией этого торжественного христианского богослужения стало совершение таинства евхаристии. Литургия, составленная папой Григорием I Великим (590— 604), одним из отцов церкви, легла в основу литургии… Читать ещё >

Утверждение церковных канонов и формирование церковной иерархии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Параллельно с выработкой единых символов веры утверждались каноны (правила, догматы) проведения церковных служб, среди которых центральное место занимала литургия (общее дело). Кульминацией этого торжественного христианского богослужения стало совершение таинства евхаристии. Литургия, составленная папой Григорием I Великим (590— 604), одним из отцов церкви, легла в основу литургии римско-католической церкви. Она включала в себя тексты Священного Писания, жития святых, труды ранних отцов церкви. По имени этого папы церковное пение хора в унисон позднее получило название Григорианского хорала.

В период поздней Античности оформляется трехчастная церковная иерархия, включающая институты диаконата, пресвитерата и епископата.

В ранней церкви диакон (‘служитель') занимал низшую ступень в иерархии. Он помогал священнику при совершении крещения, евхаристии, следил за распределением церковных денег, привлекался в качестве секретаря епископа. Интересно, что на Западе в период с IV по XI в. эту должность могли занимать не только мужчины, но и женщины. Одна из главных обязанностей диаконис — подготовка женщин к принятию таинства крещения.

Пресвитер (‘старший') принимал исповедь, осуществляя примирение кающихся с церковью, совершал крещение и проповедовал Евангелие. С развитием приходской структуры значение пресвитеров возрастает, они становятся настоятелями приходов.

Первоначально в церкви епископы были наставниками и надзирали за хозяйством христианской общины. Однако постепенно признается их «апостольское преемство», т. е. наследование ими особых прав от самих апостолов (учеников Христа). Считалось, что в момент принятия сана епископ (‘начальствующий') получает «духовный дар» с тремя основными обязанностями: освящения (вести святую жизнь и содействовать святости верующих, совершать таинства), учительства (проповедовать истины веры и морали), управления (осуществлять пастырское попечительство над жителями своей епархии, контроль за управлением церковным имуществом, судебные функции). Епископу принадлежало право рукоположения пресвитеров, диаконов, иподиаконов. За нарушение церковных канонов епископ мог приговорить к телесным наказаниям или содержать в темнице под видом покаяния.

На Западе институт епископата постепенно превращается в коллегию епископов, во главе которой стоял папа (‘отец'), епископ города Рима. Вселенские соборы признавали за папой «первенство по чести». Сами папы обосновывали это первенство тем, что являются преемниками апостола Петра, о котором Иисус в евангелии от Матфея сказал: «ты — Петр |греч. пётрос], и на сем камне [греч. пётра] Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18).

Принцип примата (первенства) римского епископа и учение о двух властях наиболее четко обозначены папой Геласием I (492—496). Епископы Рима являются преемниками той особой роли, которую Иисус Христос доверил апостолу Петру, — быть основанием и пастырем всей церкви. Поэтому им принадлежит первенство учительной и руководящей роли, и никто не вправе вершить суд над папой. Геласий, опираясь на сочинение Августина Аврелия «О граде Божием», разграничил сферы церковной и светской власти. В послании к императору Анастасию I он писал: «Две силы, августейший император, по преимуществу управляют этим миром… — священный авторитет архиереев и царская власть, и между ними тем важнее значение священников, что они и за самих царей должны дать ответ Господу на суде Его… В делах веры ты должен подчиняться их законным распоряжениям, а не начальствовать над ними; не их покорять твоей воле, а сам руководиться их суждением»[1].

Церковь, утверждая основные догматы вероучения, оформляя службы и ритуалы, формируя свою структуру, одновременно проводила христианизацию варварского мира. Этим она исполняла возложенную на нее Иисусом Христом миссию: «…идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа» (Мф. 28:19).

  • [1] Gelasii /, ер. 12.2 // Epistulae Romanorum Pontificum… / ed. A. Thiel. Braunsberg, 1867 ;рус. пер.: Болотов В. В. Собрание церковно-исторических трудов. Т. 4: Лекции по историидревней церкви. История церкви в период Вселенских Соборов. М.: Мартис, 2002. С. 90.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой