Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Сущность страноведения. 
Характеристика странового развития (на примере страны Индонезия)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Антропогеографическая школа, или антропогеография, оформилась как научная школа в середине XIX века. Немецкий ученый Ратцель, впервые употребивший термин «антропогеография», при изучении той или иной страны видел главную задачу в анализе расселения людей в различных условиях географической среды и складывающегося там образа их жизни. Для представителей антропогеографической школы на первом плане… Читать ещё >

Сущность страноведения. Характеристика странового развития (на примере страны Индонезия) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Основные понятия и школы страноведения

Существует достаточно много определений страноведения [1 — 3]. Представим некоторые из них.

Страноведение — это комплексная, синтезирующая наука.

Страноведение — это наука, изучающая конкретные территории и страны в отличие от отраслевой географии, которая исследует размещение явлений в целом по земному шару.

Страноведение — это наука, изучающая полный комплекс географических явлений на определенной территории в отличие от отраслевой географии, которая изучает определенную часть географической оболочки в масштабах всей Земли.

Страноведение — это «лаборатория», предназначенная для проверки теорий и закономерностей, вырабатываемых частной географией.

Страноведение — это организационная форма объединения различной информации об определенной стране или районе.

По мнению автора, последнее определение является наиболее точным из приведенных.

Страноведение относится к наиболее общепринятым функциям географии с элементами экономики и права. География и начиналась как наука со страноведения, это направление в географии было преобладающим как в дореволюционной России, так и в странах Западной Европы.

К предмету региональной географии, или страноведению, говоря современным языком, еще с XVII века относили следующие предметы изучения:

  • 1) изучение земных свойств стран (границы, величина, конфигурация, рельеф, природные условия и ресурсы);
  • 2) небесные свойства (астрономические данные и климат);
  • 3) человеческие свойства (население, его уклад, политическое устройство, населенные пункты и т. д.).

В классическом страноведении наибольшую известность получили четыре школы: немецкая, французская, антропогеографическая и районная школа Баранского.

Немецкая школа страноведения достигла как описательное государствоведение. Это направление было связано с формирование на территории современной Германии отдельных княжеств. Монарху для эффективного управления своим государством необходимо было иметь представление о размерах государства, его границах, численности населения для формирования армии, имеющихся природных богатствах для развития отраслей хозяйства и торговли и т. п. Все эти сведения можно было найти в издававшихся тогда работах по страноведению.

Французская школа связана по национальности ее наиболее известного представителя Видаля де ла Бланша. Наибольшее внимание представители этой школы обращали на искусство описания и гуманистичность. Выбирались наиболее яркие, впечатляющие явления страны или региона мира, иногда достаточно далекие друг от друга (климат, археология, фауна и т. п.) и пытались найти связь между ними. Особое внимание придавалось адаптации человека к природе и тому, как его жизнедеятельность отражалась на ландшафте местности.

Антропогеографическая школа, или антропогеография, оформилась как научная школа в середине XIX века. Немецкий ученый Ратцель, впервые употребивший термин «антропогеография», при изучении той или иной страны видел главную задачу в анализе расселения людей в различных условиях географической среды и складывающегося там образа их жизни. Для представителей антропогеографической школы на первом плане исследования всегда был человек, как сила, которая воздействует на природу.

Районная школа Баранского базировалась на традициях русской географической науки, в которой преобладало страноведческое содержание. Страноведение, по Баранскому, изучает страны создавая им комплексные характеристики. При этом главным является необходимость выявления, исследования и характеристики географической специфики стран и регионов. Главное — не природа, население и хозяйство, а пецифика в природе, населении и хозяйстве тех или иных стран. По мнению Баранского, в работах по страноведению должны присутствовать следующие разделы: особенности характеризуемой страны, ее территория и природа, история, население и расселение, общество, районы и механизмы районообразования, перспективы развития.

Страноведение, как область научный предмет, использует различные методы. Основным методом является хорологический. Он дает возможность рассматривать страну или регион не как случайное скопление объектов, а как взаимосвязанное территориальное образование. Таким образом, хорологический метод тесно связан с принципом комплексности страноведческого исследования, который означает всестороннее исследование конкретной территории. Кроме того, в страноведении широко используются такие методы как картографический, статистический, сравнительный, системный.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой