Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социально-экономические проявления кризиса

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Резко уменьшается роль рабов в производстве, в частности в сельском хозяйстве и ремесле. Правда, в середине III в. рабов было много, но они все больше и больше используются в обслуживании и домашнем хозяйстве, чем в производстве, где постоянно увеличивается роль зависимых колонов или поставленных под контроль правительства юридически свободных членов ремесленных коллегий. Даже рабов владельцы… Читать ещё >

Социально-экономические проявления кризиса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Ослабление авторитета императорской власти, политическая анархия, произвол армии и бюрократии, т. е. тяжелые последствия политического кризиса, охватившие Империю, сами, в свою очередь, были проявлением серьезных социально-экономических изменений в римском обществе. В конечном итоге они были вызваны кризисом античного способа производства, исчерпанием заложенных в нем потенциальных возможностей для развития хозяйства и культуры.

Конкретными проявлениями экономического кризиса III в. были сокращение рабочей силы (из-за эпидемий, мобилизации во все увеличивающиеся армии), запустение посевных площадей, падение урожайности, отказ от интенсивных культур винограда и оливок в пользу экстенсивного хлебопашества, ухудшение качества ремесленных изделий, разорение ремесленных мастерских и общее сокращение их продукции. Хозяйственные неурядицы, нестабильность политической обстановки вели к упадку торговли, что дополняло расстройство денежного обращения, выразившееся в порче монеты и в ее обесценении.

Кризис сельского хозяйства, ремесла и торговли нанес сильный удар по городам как экономическим и культурным центрам, привел к затуханию их хозяйственной деятельности, сокращению населения, запустению.

Оскудение городов и разорение их жителей, несущих тяжелое бремя налогов, вызвали массовое бегство в сельскую местность, где к III в. господствующим типом хозяйства стало огромное поместье — латифундия, обрабатываемая колонами, располагающая собственными ремесленными мастерскими с натуральным хозяйством, слабо связанным с городским рынком.

Владельцы таких латифундий были, как правило, влиятельными сенаторами, высшими чиновниками или военными и добивались от эфемерных императоров изъятия своих поместий из-под юрисдикции имперских чиновников и муниципальных властей (экзими-рованные владения), получали освобождение от ряда налогов. Сокращение торговли, разорение городов, гибель связанных с ними средних рабовладельческих вилл лишь усиливали число и хозяйственный вес латифундий, крупного землевладения. Латифундисты окружают свои виллы крепкими стенами, превращают их в укрепленные резиденции, из своих рабов и зависимых людей создают вооруженные отряды, охотно принимают на свои земли бежавших горожан и сажают их на участки в качестве колонов.

Упадок городов и связанных с ними форм хозяйства — рабовладельческой товарной виллы, городского ремесла и активной торговли, с одной стороны, и укрепление латифундиального землевладения, мало связанного с муниципальными центрами, — с другой, — подготавливали почву для перемещения центра социально-экономической жизни из города в деревню, свидетельствовали о серьезных изменениях всей хозяйственной и социальной структуры римского общества, вели к созданию элементов новой формации.

В структуре господствующего класса начинает терять свое значение его основа — муниципальное землевладение, а на первый план выходит прослойка крупных латифундистов, земельных магнатов, контролирующих обширные территории и многочисленное население, располагающих значительными запасами продукции и мало связанных с соседними муниципиями.

Резко уменьшается роль рабов в производстве, в частности в сельском хозяйстве и ремесле. Правда, в середине III в. рабов было много, но они все больше и больше используются в обслуживании и домашнем хозяйстве, чем в производстве, где постоянно увеличивается роль зависимых колонов или поставленных под контроль правительства юридически свободных членов ремесленных коллегий. Даже рабов владельцы предпочитают сажать на участки земли и превращать в квазиколонов.

Всеобщий кризис античной формы собственности охватил и прежнюю структуру культурных ценностей, подготовил основу для формирования нового мировоззрения. Презрению к физическому труду как позорному занятию рабов, принципиальному противопоставлению свободного человека и раба как орудия, известному паразитизму свободного человека, наделенного правом жить за счет других, потребительскому характеру жизни и страсти к наслаждениям постепенно противопоставлялась новая система ценностей с уважением физического труда, принципиальным, хотя в мистической религиозной форме, равенством людей, отказом от роскоши и паразитизма, интересом к простому, обиженному судьбой человеку. На роль такой мировоззренческой системы претендовало распространяющееся христианство, активно использовавшее наивно-демократические концепции своих первых основателей.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой