Основной целью деятельности любой компании является поиск оптимальных управленческих решений, направленных на максимизацию прибыли, относительным выражением которой являются показатели рентабельности. Преимущества использования данных показателей в анализе заключаются в возможности сравнения эффективности деятельности не только в рамках одной компании, но и применения многомерного сравнительного анализа нескольких компаний за ряд лет. Кроме того, показатели рентабельности, как любые относительные показатели, представляют собой важные характеристики факторной среды формирования прибыли и дохода компаний.
Проблематика применения аналитических процедур в этой области заключается в том, что авторами предлагаются различные подходы к формированию не только базовой системы показателей, но и методик анализа показателей рентабельности.
В данном разделе курсовой работы рассмотрим методику факторного анализа показателей рентабельности, предложенную В. В. Ковалевым. В общем виде укрупненная схема факторного анализа представлена на рисунке 1:
Рисунок 1 Укрупненная схема факторного анализа Для анализа рентабельности, используют следующую факторную модель:
R = P/N (14).
Или.
R = (N — S)/N * 100 (15).
где Р — прибыль; N — выручка; S — себестоимость.
При этом влияние фактора изменения цены на продукцию определяется по формуле:
ДRN = (N1 — S0)/N1 — (N0 — S0)/N0 (16).
Соответственно, влияние фактора изменения себестоимости составит:
ДRS = (N1 — S1)/N1 — (N1 — S0)/N1 (17).
Сумма факторных отклонений даст общее изменение рентабельности за период:
ДR = ДRN + ДRS (18).
Используя данную модель проводится факторный анализ показателей рентабельности выпуска продукции условным предприятием. Для проведения анализа и построения факторной модели необходимы данные: о ценах на реализуемую продукцию, объемах реализации и себестоимости выпуска или реализации одной ед. продукта[8].