Общие сведения о храме.
Храм Христа Спасителя в Москве был построен как благодарность Богу за помощь и заступничество в трудный период истории России — во время Отечественной войны 1812 года. Это памятник русскому народу за его мужество и героизм.
Храм Христа как бы принимает на себя ее функцию главной святыни государства.
Храм Христа Спасителя спроектирован архитектором Константином Тоном по образцу древнерусской соборной церкви (восходит к византийским образцам типа пятикупольного, четырехстолпного, с характерным килевидным позакомарным перекрытием).
Тон придал храму Христа Спасителя еще одну характерную для древнерусского храма соборного типа особенность — опоясывающую основной объем церкви крытую галерею. Церковь приобретала, таким образом, ступенчатый силуэт и ярко выраженную вертикальность общей композиции.
К древнерусским прототипам восходит форма главного купола и боковых глав колоколенок. Все они имеют характерную для культового зодчества московского периода ХV — ХVII веков луковичную форму.
В ходе длительного строительства процесс проектирования не прекращался вплоть до его завершения. В проект непрерывно вносились изменения. Первым и важнейшим из новшеств стало появление в 1840-е годы опоясывающего фасады на уровне окон аркатурного пояса.
В 1851 году Тон внес еще несколько принципиальных изменений в проект: окружил окна барабана большой главы купола аркадой, аналогичной аркаде, опоясывающей фасады, а главе его придал такую же ребристую форму, которую несколько раньше получили боковые главки.
Выявление основных закономерностей.
Предыстория.
Несмотря на истинное предназначение этого храма (как монумент в честь одержанной победы и силы духа русских) много вложил от себя Константин Тон. Как архитектор, он проявил себя в этом здании очень сильно и заметно. Не столь распространенная форма в те времена в России архитектурная композиция.
Четко прослеживается влияние Тона на общее сооружение, не зря говорили, что «Москва — третий Рим». А какой же Рим без собора Св. Софии? Поэтому часто эксперты мировой истории архитектуры неоднозначно намекают на возможное подобие и роль, как примера — предшественника, храма Святой Софии в Константинополе. Несмотря на внешнее различие, метрологический анализ этих сооружений неоднозначно намекает на сходство.
Что нам это дает?
Понимание: чем руководствовался К. Тон при проектировании. Храм соединил в себе много черт древнего византийского зодчества, русского зодчества.
Для нас важно отметить, что в памятниках Византии (в том числе в соборе Св. Софии в Константинополе) можно проследить подчинение основных пропорций закономерностям золотого сечения (это позволит обосновать мое стремление проверить наличие отношений золотого сечения).