Внутреннее очертание обделки назначаю с учетом габарита приближения строения и с учетом зазоров между характерными точками габарита и внутреннего очертания обделки. В итоге получаю внутренний диаметр обделки 5100 мм.
Выбор конструкции обделок
Конструкцию тоннельных обделок выбираю исходя из инженерно-геологических условий и размеров поперечного сечения тоннеля.
В устойчивых мягких грунтах (f=1, 5) применяют облегченные конструкции обделок из ребристых блоков. При сооружении перегонных тоннелей метрополитенов, залегающих в глинистых грунтах применяются обделки из монолитно — пресованного бетона.
В слабосвязных, неустойчивых обводненных грунтах (f=0, 8), у которых практически отсутствует упругий отпор, обделка, помимо большой несущей способности и водонепроницаемости, должна обладать достаточной жесткостью, так как слишком податливый грунт не способен противостоять чрезмерным деформациям обделки. В этих условиях применяют облегченные чугунные тюбинги с болтовыми связями, т. к. D < 6 м.
Конструирование обделок кругового очертания
Установление основных параметров обделки
В решение задачи по установлению основных параметров обделки входит:
- — выбор конструкции материала обделки, конструкции продольных стыков и типа связей между элементами;
- — определение ширины кольца обделки, количество и расположение элементов в кольце;
- — расчет внутреннего радиуса и высоты (толщины) сечения обделки.
Внутренний радиус обделок перегонных тоннелей метрополитена принимается стандартным и равным Rв = 2550 мм для прямолинейных участков пути и кривых радиусом более 200 м.
Высоту сечения обделки h (см) назначают по эмпирическим формулам а) для сборных железобетонных обделок.
k=10 для класса бетона B30 (для железобетонных монолитных обделок) б) для обделок из чугунных тюбингов Полученную толщину обделки корректируют с учетом размеров типовых конструкций и окончательно устанавливают на основании статического расчета.
Ширину кольца b принимаю равной 1 м, т. к. D<6м. Кольцо обделки состоит из элементов разных типоразмеров: лоткового и нормального. Ширина лоткового элемента В =2. 4 (для станционных и перегонных тоннелей метрополитена), что позволяет применять автомобильный транспорт при проходке тоннеля.
Для железобетонной обделки Центральный угол замкового элемента составляет.
Центральный угол плоского лотка определяют из условия.
Центральный угол остальных элементов.
Для чугунной обделки Центральный угол замкового элемента составляет.
Центральный угол плоского лотка определяют из условия.