Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование идеалистических представлений о природе психики и поведения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Одним из основных вопросов в учении Платона был вопрос о том, как связаны душа и тело. Платон утверждал, что у человека душа состоит из трех частей, каждой из которых соответствует свой «телесный» орган. Низшая часть души получила название растительной, или чувственной, души (вожделение). Она связана с «низменными» чувствами, в частности «обслуживает» функцию питания. Платон разместил… Читать ещё >

Формирование идеалистических представлений о природе психики и поведения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Если приверженцы натурфилософии, отражающей материалистическую направленность мысли древних ученых, включили в сферу своего внимания решение глобальных вопросов мироздания и определения места человека в природе, то философы идеалистического толка в качестве предмета изучения избрали душу. По их мнению, она более всего характеризует природу человека. Это и определило изначальный дуализм их концепций: материальная и духовная субстанции признавались равноправными. Однако в отличие от смертного тела душа бессмертна, так как является божественным отражением Мирового Разума, создавшего весь окружающий мир и управляющего им. Благодаря соединению с бренным и «нечистым» телом, бессмертная душа (основное свойство которой — разумная мысль) подвержена чувственным влечениям и страстям, обусловливая тем самым противоречивый характер поведения человека.

Платон (428/427—348/347 гг. до н. э.), наиболее яркий представитель идеалистического направления древнегреческой философии, основал в Афинах философскую школу — Академию. Платона считают основоположником объективного идеализма. Он полагал, что душа есть у каждого живого сущест;

за и у Космоса в целом. Душа необходима для реализации важнейшего свойства, присущего жизни вообще, — самодвижения. Материальный мир (чувственное бытие), по учению Платона, есть лишь тень действительного мира (истинного бытия), заключенного в вечных и неизменных общих идеях. Познание человеком этих идей возможно лишь потому, что бессмертная часть души до ее воплощения в теле находилась в мире идей и с помощью воспоминаний способна постичь смысл явлений.

Одним из основных вопросов в учении Платона был вопрос о том, как связаны душа и тело. Платон утверждал, что у человека душа состоит из трех частей, каждой из которых соответствует свой «телесный» орган. Низшая часть души получила название растительной, или чувственной, души (вожделение). Она связана с «низменными» чувствами, в частности «обслуживает» функцию питания. Платон разместил ее в области таза и брюшной полости (спинной мозг ниже диафрагмы и печень). Другая часть — жизненная, или «гневливая», душа (мужество) —была связана со страстями и отвечала за телесное тепло. Платон поместил ее выше—в грудной полости (спинной мозг, сердце). Высшая же часть души, или идеально-умственная душа, связанная с разумными способностями человека, располагалась в голове (мозг). С ее помощью человек мог созерцать «мир идей». Если две первые части души были смертны, то высшую (разумную) часть Платон наделял бессмертием.

Что же предопределило выбор головы (т. е. мозга) как местопребывания высшей категории души? Для этого были свои рациональные аргументы. Во-первых, голова занимала «царственное» положение по отношению к другим частям тела и находилась ближе к небесам, где, согласно Платону, располагался «мир идей». Во-вторых, голова имела наиболее совершенную форму (шар), что также обусловливало ее привилегированное место в ряду претендентов на «престол души». И втретьих, прочные кости черепа служили надежной защитой для души, в функции которой входило обеспечение едва ли йе^ главного в человеке — его разумного мышления. Платон уподоблял разумную (рациональную) часть души возничему, а чувствующую (иррациональную) — двум (коням, один из которых благороден, а другой — низок, груб и туп. Вот в такой поэтической форме, пожалуй, впервые был поставлен вопрос о соотношении мотивационных влечений и сознательной регуляции действий в организации поведения. Платон рассматривал поведение человека как результат рациональных и произвольных процессов, когда индивидуум свободен в выборе того действия, которое диктует его разум.

Платон разграничивал души человека и животных. Животные имеют только «смертные» части души: им отказано в способности к чистой логической мысли. Их жизнь — это жизнь инстинктов. Заметим, что понятие инстинкта появилось позднее— в школе «стоиков» (IV—III вв. до н. э.). Там было разработано следующее представление: животным от природы свойственны такие влечения, которые направляют их движения к тому, что полезно, целесообразно в определенной ситуации. Сами влечения направляются все тем же Мировым Разумом.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой