Процессный подход.
Основы бизнес-информатики
Появившаяся в 1980;х гг. идея представления деятельности предприятия в виде совокупности процессов до сих пор не потеряла своей актуальности. Процессный подход (рис. 6.20 и 6.21) к управлению компанией позволяет выделить наиболее важные и приносящие ценность для бизнеса процессы, устранить фрагментарность функционального подхода, оптимизировать работу с материальными и человеческими ресурсами… Читать ещё >
Процессный подход. Основы бизнес-информатики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Процессный подход: определение и использование процессов в качестве основных сущностей управления.
Появившаяся в 1980;х гг. идея представления деятельности предприятия в виде совокупности процессов до сих пор не потеряла своей актуальности. Процессный подход (рис. 6.20 и 6.21) к управлению компанией позволяет выделить наиболее важные и приносящие ценность для бизнеса процессы, устранить фрагментарность функционального подхода, оптимизировать работу с материальными и человеческими ресурсами, в результате повышая гибкость и конкурентоспособность.
Рис. 6.20. Основная идея процессного подхода.
Стандарт ISO 9000:2000 определяет процесс как «совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы». Другое определение представляет бизнес-процесс как «цепь логически связанных, повторяющихся действий, в результате которых используются ресурсы предприятия для переработки объекта (физически или виртуально) с целью достижения определенных измеримых результатов или продукции для удовлетворения внутренних или внешних потребителей». Таким образом, процессно-ориентированная организация — это организация, в которой деятельностью и ресурсами управляют как процессом. Современная организация в таком случае представляет собой «совокупность специализированных отделов, и в то же самое время — деятельность по реализации процессов» (определение, данное классиком процессной теории Бьорном Андерсеном[1]).
Рис. 6.21. Обязательные элементы процессного подхода.
Для компании процессное управление означает планомерную деятельность по формированию целенаправленного поведения организации посредством выделения, описания и менеджмента системы взаимосвязанных и взаимодополняющих процессов организации и их ресурсного окружения. В этом случае процессный подход ориентирован в первую очередь не на организационную структуру предприятия (отдельные подразделения и задачи в них), а на сами бизнес-процессы (в том числе «сквозные», между разными отделами и даже компаниями). В таком случае отдельное предприятие представляется в виде бизнес-системы, состоящей из связанного множества бизнес-процессов. При этом система управления предприятием ориентирована на управление как каждым бизнес-процессом в отдельности, так и всеми процессами предприятия в целом, особенно фокусируясь на обеспечении качества исполнения бизнес-процессов.
Процессный подход позволяет решить несколько важных задач:
- • полное формализованное описание деятельности за счет графического модельного представления бизнес-процессов;
- • определение и использование процессов в качестве основных сущностей управления (вместо традиционного функционального подхода);
- • ориентацию деятельности компании на заказчика, потребителя (внешнего или внутреннего). Именно он, а не вышестоящий начальник (как раньше) оценивает конечный результат исполнения процесса.
Необходимо помнить, что при моделировании за «деревьями» процессов крайне важно видеть «лес» всей деятельности, реализуемой на данном предприятии (систему процессов).
- [1] Андерсен Б. Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования / пер. с англ.С. В. Ариничева; науч. ред. Ю. П. Адлер. М.: РИА «Стандарты и качество», 2003.