Введение.
Масонская символика в архитектурных памятниках Санкт-Петебурга
Санкт-Петербург — город многоликий. В нем сосредоточено множество культур, главной среди которых является русская культура. Нельзя отрицать того, что столица Российской империи должна была стать европейским городом, центром российской государственности и величия. Именно этот статус Петербурга позволил ему стать городом, соединившем в себе многие историко-культурные пласты: от египетской… Читать ещё >
Введение. Масонская символика в архитектурных памятниках Санкт-Петебурга (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Санкт-Петербург — город многоликий. В нем сосредоточено множество культур, главной среди которых является русская культура. Нельзя отрицать того, что столица Российской империи должна была стать европейским городом, центром российской государственности и величия. Именно этот статус Петербурга позволил ему стать городом, соединившем в себе многие историко-культурные пласты: от египетской цивилизации до современного хай-тека.
Градостроительные проекты в Петербурге всегда отвечали общеевропейской архитектурной моде, так как город был европейской российской столицей. Особые связи Санкт-Петербурга с западноевропейскими философскими течениями прослеживаются на фасадах главных архитектурных достопримечательностей.
Тема влияния масонства на развитие архитектуры Санкт-Петербурга, на мой взгляд, сейчас очень актуальна. Так как, при подборе материала к работе, использовались различные источники информации; их разнообразие натолкивает на связь нравственно-этической системы масонства с культурным наследием города, а именно её архитектурной частью.
Архитектура Санкт-Петербурга показывает нам значительные связи масонства с искусством второй половины XVIII — началом XIX вв. Именно это «наследие веков» и охранял от разрушения и забвения Д. С. Лихачев. На протяжении всей своей деятельности он являлся активным защитником культуры, пропагандистом нравственности и духовности, принимал непосредственное участие в сохранении и реставрации различных культурных объектов Санкт-Петербурга и его пригородов. Его биография полна фактов участия в процессе сохранения культурно-исторического центра Санкт-Петербурга и распространению знанию о них среди молодежи. Например, с 1974 года ученый был председателем редколлегии ежегодника «Памятники культуры. Новые открытия», в период с 1965;66 г. г. состоял членом Организационного комитета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, а в течение десятилетия (1065−75 г. г.) — членом Комиссии по охране памятников культуры при Союзе художников РСФСР. В перестроечные годы стал Народным депутатом СССР (1989—1991) от Советского Фонда культуры. Все эти факты его биографии характеризуют личность Д. С. Лихачева как поборника за сохранение богатейшего историко-культурного пласта нашей истории, отразившейся в архитектуре Санкт-Петербурга, а также борца за популяризацию нравственно-этических норм в зарождающемся гражданском обществе Российской Федерации.
Введение
новых дисциплин в школьную систему образования (таких, как основы религиозной культуры и светская этика) показывает нам актуальность высказывания Лихачева о том, как важно знание истории городов для восприятия их архитектурной наружности, являющейся их лицом, прочесть по которому можно очень многое: «Только история городов, взятая в ее краеведческом смысле, может помочь градостроителям сохранить или даже обогатить „образ города“ — его „душу“, усилить эмоциональный аспект городской архитектуры, столь важный в древности и столь необходимый в будущем».
Подрастающее поколение должно знать историю своей страны, для того, чтобы объективно оценивать те или иные факты. Увлеченность петербургской молодежи масонской системой знаков, обнаруженная при чтении их высказываний на форумах посвященных масонской символике, скорее всего, объясняется их малой информированностью в области истории масонства в России. Их привлекает лишь внешняя форма использования масонской символики, а не ёё действительный смысл.
Встречаются также высказывания о том, что символы, похожие на масонские, портят городскую среду, они вредны. В своем мини-исследовании я постараюсь выяснить есть ли рациональное зерно в этих суждениях, и попытаюсь их либо подтвердить, либо опровергнуть.
Цель: определить, связаны ли некоторые знаки, присутствующие на архитектурных памятниках Санкт-Петербурга, с масонской символикой; является ли масонская символика частью семиотического наследия Санкт-Петербурга или, может быть, она приносит лишь вред культурной атмосфере города, которую в течение всей своей жизни отстаивал Д. С. Лихачев?