В ОАО «Автотранспортное предприятие — 1» в состав перевозок, приносящих доход, включаются:
нефтеперевозки — это перевозка сырой нефти в Краснокамске и нефтепродуктов на территории Республики Коми и за ее пределами;
междугородние грузоперевозки;
перевозки леса и лесоматериалов;
пассажирские автобусные перевозки по заказам ООО «ЛукойлСевернефтепродукта» ;
перевозки легковым транспортом по заказам ООО «Лукойл — Севернефтепродукта» ;
грузоперевозки по заказам ООО «Лукойл — Севернефтепродукта» ;
работа спецтехники по заказам ООО «Лукойл — Севернефтепродукта» ;
прочие виды перевозок по разовым заявкам.
Итак, как уже отмечалось, расходы общества делятся на расходы, не зависящие от осуществления того или иного вида перевозок и на расходы, непосредственно связанные с осуществления того или иного вида перевозок. Последний вид расходов формирует производственную себестоимость оказываемых транспортных услуг и включает в себя постоянные расходы, обусловленные содержанием машин, и переменные, возникающие непосредственно при осуществлении перевозок.
При анализе деятельности общества и разработки рекомендаций по ее улучшению в первую очередь необходимо рассматривать производственную себестоимость перевозок, так как она определяет непосредственную прибыльность или убыточность того или иного вида перевозки без учета распределения накладных расходов. В состав постоянных затрат в производственной себестоимости включаются затраты на амортизацию, налог на имущество и транспортный налог, а к переменным относятся затраты топлива, затраты на заработную плату водителей с отчислениями, затраты запчастей, масел, автошин.
Однако связи с тем, что прочие расходы общества, не зависящие напрямую от осуществления того или иного вида перевозок, составляют более 50% общей производственной себестоимости (см. таблицу 10), то при анализе себестоимости перевозок их также следует брать в расчет. Коэффициентом равномерного отнесения этих затрат на себестоимость каждого вида перевозок может явиться показатель прочих расходов на рубль производственной себестоимости оказываемых услуг. В анализируемом периоде он составил 55,64 коп. То есть для того, чтобы перевозки окупали прямые затраты по ним, а также приносили доход предприятию рентабельность по ним должна составлять не менее 55,64%.
Таблица 10 Доходы и расходы общества от перевозок за второе полугодие 2007 г.
|
Наименование показателя | Сумма, тыс. руб. |
Выручка от реализации оказываемых услуг. | |
Производственная себестоимость оказываемых услуг, в т. ч. | |
Заработная плата водителей с отчислениями. | 8 874. |
Топливо. | 9 932. |
ТО и ремонт. | 1 756. |
Автошины. | |
Постоянные расходы. | 1 857. |
Прочие расходы общества, несвязанные с автоперевозками. | 12 777. |
Прибыль от продаж. | — 132. |