Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Индустриальное развитие в Узбекистане в 20-е — 30-е годы ХХ века

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Задачей индустриализации в Узбекистане было создание сырьевой базы центра. В основном здесь строились хлопкоперерабатывающие, шелкомотальные, текстильные фабрики. Так, в 1926 г. была построена текстильная фабрика в Фергане, в 1928 г. — шелкомотальная в Маргилане, в 1934 г. — текстильный комбинат в Ташкенте. Строились также предприятия, которые должны были обеспечить текстильную промышленность… Читать ещё >

Индустриальное развитие в Узбекистане в 20-е — 30-е годы ХХ века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В конце 20-х гг. в Узбекистане окончательно утвердились командно-административные методы управления экономикой и начал осуществляться переход к ускоренным темпам индустриализации, которая началась в стране со второй половины 20-х гг. по решению XIV съезда ВКП (б) (декабрь 1925 г.).

Задачей индустриализации в Узбекистане было создание сырьевой базы центра. В основном здесь строились хлопкоперерабатывающие, шелкомотальные, текстильные фабрики. Так, в 1926 г. была построена текстильная фабрика в Фергане, в 1928 г. — шелкомотальная в Маргилане, в 1934 г. — текстильный комбинат в Ташкенте. Строились также предприятия, которые должны были обеспечить текстильную промышленность оборудованием, сельскохозяйственной техникой, удобрениями. В 1931 г. был построен Ташкентский завод сельскохозяйственного машиностроения, в 1932 г. — Кувасайский цементно-известковый завод, а в 1937 г. — Чирчикский электрохимический комбинат.

В развивающейся индустрии Узбекистана к концу 20-х гг. складывалась напряженная кадровая ситуация. Чтобы строить новые промышленные предприятия, вводить их в строй и эффективно эксплуатировать, нужны были кадры, имеющие производственный опыт. Массовая неграмотность среди рабочих местных национальностей серьезно препятствовала подготовке местных специалистов. Органами труда республики была разработана система фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), но она была в основном ориентирована на подростков. Поскольку «должна была попутно решать вопросы социального воспитания». Поэтому в школах ФЗУ к концу 20-х гг. учащихся старше 22 лет не было. Еще более тяжелое положение наблюдалось в подготовке инженерно-технических работников с высшим образованием. В 20-е годы была создана совершенно новая в мировой практике вузовская структура — рабочие факультеты (рабфаки). На рабфаки принимали только рабочих, крестьян и демобилизованных красноармейцев. За годы своей учебы рабфаковец должен был пройти полный курс средней школы, в целом же обучение длилось 8−9 лет и в процессе этого пути многие отсеивались.

Подготовка специалистов для развивающейся промышленности требовала огромных финансовых затрат и времени. Значительно проще было решить проблему, пригласив в республику специалистов из центральный промышленно развитых районов страны. Первоначально приглашались высококвалифицированные специалисты для обучения рабочих и оказания помощи в строительстве. Затем стали массово приезжать и неквалифицированные рабочие, особенно строители. Еще одним значительным фактором, усиливавшим приток рабочих из центра, была реализация национальной политики партии, стержнем которой была интернационализация состава рабочего класса, особенно в национальный республиках.

Неорганизованный наплыв населения создавал серьезные демографические и социальные проблемы, поскольку рабочие приезжали со своими семьями, а инфраструктура тех лет даже в крупных городах не была готова к такому массовому увеличению числа их жителей.

Несмотря на негативные факторы, в целом в результате индустриализации в Узбекистане была созданы крупная промышленность, были построены новые железнодорожные и автомобильные магистрали (Туркестано-Сибирская железная дорога), формировался рабочий класс и техническая интеллигенция из представителей местных национальностей.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой