Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

К вопросу экономического роста Монголии в ХХI веке

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Еще интенсивней с либерализацией внешней торговли развивался импорт, особенно после введения режима плавающего валютного курса национальной валюты. Сегодня импорт в Монголии покрывает большую долю совокупного внутреннего спроса: в 1998 г. его доля в ВВП превысила 60%. По некоторым продуктам внутренний спрос полностью обеспечивается только за счет импорта. Например, нефтепродукты, машины… Читать ещё >

К вопросу экономического роста Монголии в ХХI веке (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность тематики. К началу XXI века Монголия преодолела системный кризис и вступила в фазу модернизации своего народного хозяйства. Несмотря на малочисленное население (2,8 млн. чел.), Монголия представляет большой интерес для иностранных инвесторов как страна, обладающая большой территорией и высокой концентрацией различных полезных ископаемых.

Закон Монголии об иностранных инвестициях предусматривает либерализацию инвестиционного режима, обеспечивающуюся предусмотренными финансовыми стимулами и защитой инвестиции. Такой режим позволяет инвесторам инвестировать в любые секторы экономики, если это не запрещено законом, и основывать собственные компании или совместные предприятия. Поправки, включенные в Закон, имеют отношения к типам и формам иностранных инвестиций и служат для того, чтобы создать условия, в которых компании могли бы работать в стабильной налоговой среде. Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) в Монголию возрастают из всех регионов мира, особенно из Восточной Азии, Северной Америки и Европы в горнодобывающую промышленность, торговый сектор и сектор услуг. Для привлечения ПИИ в монгольскую экономику наряду с упрощением инвестиционных процедур для иностранных инвесторов широко использовалась рекламная деятельность как в самой Монголии, так и за рубежом [1].

Анализ последних исследований и публикаций. Отдельные аспекты исследования экономического развития Монголии нашли научное обобщение в трудах известных монгольских исследователей (Д. Балдан-Очир, Д. Моломжамц, Н. Дашзэвег, Б. Тумэн, В. Нацагдорж, Л. Лхагва). Однако нет обобщающих работ о системной трансформации и комплексного анализа топливно-минералогической базы монгольской промышленности, модернизация которых на основе использования иностранного капитала позволит стране сохранить устойчивое развитие экономики. Отсутствуют работы и по другим отраслям, определяющим будущее развитие страны, включая атомную энергетику, иностранный туризм, промышленность.

Целью настоящей статьи является исследование предпосылок для роста экономики Монголии.

Основная часть. Анализ поступлений ПИИ в Монголию с 2000 по 2004 гг. и в 2005 г. показал, что в результате мер, принятых Правительством Монголии для установления более благоприятного инвестиционного климата, общая сумма ПИИ значительно возросла. В 1995;1996 гг. регистрировалось ежегодно около 30−40 миллионов долларов США ПИИ. В течение последних лет объём ПИИ возрастал более, чем на 200 миллионов долларов США ежегодно. С 1990 г. общий приток ПИИ составил более, чем 1,4 миллиарда долларов США с участием 4800 иностранных компаний из 88 стран. Около 80 процентов этой суммы ПИИ было получено в течение периода 2002;2007 гг. Некоторая доля ПИИ включает реинвестиции существующих инвесторов, что подтверждает надежные инвестиционные условия и деловую среду в стране. Более чем 40% иностранных инвестиций вложено в горнорудную отрасль и перспективный геологический сектор. ПИИ в горнорудное производство и сектор добычи минералов составляют половину общих поступлений ПИИ, тогда как на торговлю и обслуживание приходится соответственно 15,4%, легкую промышленность 6%, банковское дело и финансовые услуги — 5.3%, строительство — 3,9% и обработку сырья животного происхождения — 3.8% [2].

В 2006 г. поступления ПИИ в геологические исследования, нефтеразведку и горнорудное производство составляли 191 миллион долларов США, по сравнению с 60 миллионами долларов в 2005 г. Подробный анализ динамики и влияния ПИИ на экономику Монголии в последнем десятилетии изложен в работе [3]. Таким образом, Монголия в следующем десятилетии может представить самую быстроразвивающуюся экономику мира благодаря огромным запасам минерального сырья, разработка которых только начинается, и развитию банковской системы. Это же прогнозирует Renaissance Capital [4].

Как полагают аналитики RenCap, ВВП Монголии в долларовом выражении удвоится к 2014 году. Согласно более умеренным оценкам Международного валютного фонда, монгольская экономика вырастет за этот период на 80%. «Мы полагаем, что Монголия готовится к тому, чтобы стать следующим азиатским тигром или, если им так больше понравится, монгольским волком, а не очередным источником сырья в Центральной Азии», — отмечается в аналитической записке Роланда Нэша и Ованеса Оганесяна.

На данный момент ВВП Монголии, составляющий в 2008 г. 6 млрд. долларов США, на 25% меньше, чем у Молдовы — признанного аутсайдера евразийской экономики, в то время как запасы полезных ископаемых аналогичны богатствам Австралии или Казахстана. С учетом неразрабатываемых месторождений Монголия занимает второе место в мире по запасам меди и урана, 11-е — по запасам угля [5].

«Непрерывная трансформация» Монголии начнется уже в следующем году, поскольку ведущие горнодобывающие компании стремятся получить доступ к крупнейшим неразрабатываемым месторождениям угля, меди и золота «Ою Толгой» и «Таван Толгой». Первым шагом на этом пути стало подписание договора о разработке недр с альянсом Ivanhoe и Rio Tinto в октябре 2009 года.

По оценкам правительства Монголии, производство угля в ближайшие 5 лет вырастет в 2 раза, золота — в 3 раза, меди — в 4 раза [6].

В отличие от многих соседних государств политическая система Монголии вполне конкурентоспособна, аналитики RenCap отметили, в частности, наличие свободы слова и открытые выборы. По данным Всемирного банка, Монголия входит в первую треть стран мира с точки зрения условий для ведения бизнеса, опережая по этому показателю даже Испанию и Польшу [7].

В 90-годы ХХ столетия произошла резкая переориентация внешней торговли Монголии с России и бывших социалистических стран на западные рынки. Либерализация внешней торговли в первые годы перехода к рыночной экономике, несмотря на общий спад производства, сопровождалась ростом физического объема экспорта. Так, в 1998 г. (индекс экспортных цен в Монголии начал исчисляться только с этого года) темпы роста реального объема экспорта составили 103,5%, в 2000 г. — 141, в 2006 г. — 102,4%. Увеличение экспорта в эти годы (как по стоимости, так и в физическом объеме) обусловлено снятием таможенных пошлин на основные виды импорта и удорожанием национальной валюты — тугрика. Кроме того, имеет место повышение доли экспорта в ВВП. В настоящее время экспорт стал важнейшим фактором экономического роста, поскольку создает спрос на отечественную продукцию и новые рабочие места.

Еще интенсивней с либерализацией внешней торговли развивался импорт, особенно после введения режима плавающего валютного курса национальной валюты. Сегодня импорт в Монголии покрывает большую долю совокупного внутреннего спроса: в 1998 г. его доля в ВВП превысила 60%. По некоторым продуктам внутренний спрос полностью обеспечивается только за счет импорта. Например, нефтепродукты, машины и оборудование завозятся из-за границы. Монголия является полноправным членом ВТО, и теперь дальнейшая либерализация ее внешнеэкономической деятельности идет в соответствии с нормативными требованиями данной организации. В настоящее время Монголия осуществляет торговое сотрудничество более чем с 70 странами мира. Торговый оборот в 2008 г. составил 789,3 млн долл. США (против 722,4 млн — в 2007 г.), в том числе экспорт — 316,8 млн долл. США (360,9 млн), импорт — 472,4 млн долл. США (361,5 млн долл.). В общем объеме товарооборота первое место занимает Россия (30%), второе — Китай (20%), третье — Япония (14%) и четвертое — Южная Корея (6%); в экспорте — соответственно Китай (30%), Швейцария (21%) и Россия (12%); в импорте — Россия (30%), Китай (13%) и Япония (12%), далее идут Южная Корея (7,5%) и Германия (5%). Подобная смена приоритетов представляется естественной, поскольку внешнеэкономические связи Монголии стали определяться ее геополитическим положением, сравнительными преимуществами и складывающимся спросом.

В начале XXI в. в Монголии сложились хорошие условия для увеличения сырьевого экспорта. За счёт использования этого фактора Монголия смогла решить накопившиеся проблемы с погашением внешнего долга и наращиванием золотовалютных резервов. Товарооборот в целом вырос в 2001;2007 гг. с 1,15 млрд долл. США до 2,1 млрд долл. США. В эти же годы начался более активный приток в страну прямых иностранных инвестиций, а их доля в ВВП достигла в 2007 г. 17,8%.

О достижении экономической стабильности на втором этапе трансформации в начале XXI века можно судить по следующим макропоказателям:

  • — госбюджет с 2006 г. стал профицитным;
  • — валовые внутренние инвестиции достигли 38% ВВП;

По показателю роста ВВП в 2007 г. (9%) Монголия вошла в число быстро развивающихся экономик Китая и Вьетнама;

  • — происходило накапливание золотовалютных запасов: со 178 млн долл. США в 2003 г. до 972 млн. дол. США в 2007 г., что составляет эквивалент экспорту товаров и услуг в течение 6,5 месяцев;
  • — государственный внешний долг по отношению к ВВП постепенно сокращался, в 2007 г. до уровня 1,5 млрд долл. США (39,3% ВВП против 84,2% ВВП в 2001 г.).

Планы на перспективу перечеркнул глобальный кризис, в который втянуты все восточноазиатские страны. Влияние кризиса на Монголию сказывается в том, что:

  • — приходится корректировать темпы роста ВВП в сторону понижения: планировалось удержать рост ВВП в 2009 г. на уровне 9%, теперь этот показатель сокращён в 2 раза;
  • — падение мировых цен на энергоносители влияет на снижение стоимости импорта нефтепродуктов, машинно-технических изделий и сокращение таким образом крупного дефицита торгового баланса. Положительным моментом является то, что на мировом рынке удерживаются высокие цены на медь, золото, доля которых в экспорте Монголии составляет 60%, тем самым Монголия сможет, по-видимому, удержать уровень производства в структурообразующих отраслях;
  • — резко сократился объём банковских кредитов для производителей, что особенно сильно ударит по скотоводам-аратам, которых государство обеспечивало льготными специальными ссудами, а падение внутренних цен на шкуры, меха также отразится на доходах животноводов;
  • — борьбу с влиянием глобального кризиса правительство Монголии начало с выделения 455 млрд. тугриков (362 млн долл. США) Монголбанком для поддержки проблемных банков, очутившихся в кризисе неликвидности из-за массового изъятия со счетов сбережений физическими лицами. К началу 2009 г. обанкротились 29 сберегательно-кредитных кооперативов. 10-ти тысячам их вкладчиков правительство обещало компенсировать потери от общей суммы ущерба, составившую 66 млрд. тугриков. Выход из банковского кризиса, по заявлению министра финансов, может быть найден только при условии предоставления срочной финансовой помощи со стороны традиционных спонсоров: МВФ, АзБР, Японии;
  • — положение в экономике усугубляется тем, что на фоне сокращения производства и доходов резко вырос уровень инфляции за первую половину 2008 г. на 32%, что было вызвано удорожанием внутренних цен на импортируемое продовольствие (пшеницы, риса, фруктов и овощей). Инфляцию подстегнул рост в 2007 г. на 62% зарплаты работникам бюджетной сферы и частного сектора. В условиях возникшего денежного дефицита существует опасность с задержкой в 2009 г. выдачи зарплаты, пособий и пенсий.

Выводы и перспективы дальнейших исследований. Монголия постепенно интегрируется в мировое экономическое геопространство, становясь активным субъектом преобразований и изменений в различных сферах экономики и финансов. Правительство Монголии, во многом, делает ставку на привлечение иностранных инвестиций, прибегает к помощи «стран-доноров», разрабатывает программы, снижающие налоговые ставки для предпринимателей-нерезидентов, т.ё. стремится к «открытости» экономического пространства.

Таким образом, авторы полагают, что как политическая система, так и большое наличие разнообразных полезных ископаемых делают Монголию потенциально динамично развивающейся экономикой.

Дальнейшей работой авторов будет исследование перспектив прогнозируемого роста экономики в условиях ограниченных трудовых ресурсов.

экономика монгольский тумен.

  • 1. Government of Mongolia (GOM), 2002, State Information [Text]. — 2002. — № 5. — Amendment to the Foreign Investment Law of Mongolia.
  • 2. National Statistical Office of Mongolia (NSO), 2008, Statistical Bulletin of Mongolia [Text] 2007, Ulaanbaatar: NSO.
  • 3. Gurin V.N. Influence direct foreign investment on development of the econоmy to Mongolia [Текст] /V.N. Gurin // Вестник Международного Славянского Университета, серия «Экономические науки», — 2009 — т. XII, № 1. — С. 18−28.
  • 4. United Nations Conference on Trade and Development, 2008, World Investment Report 2008 [Text]: Transnational Corporations and Export Competitiveness, United Nations, New York and Geneva, 2008.
  • 5. Government of Mongolia (GOM), 2005, State Information [Text]. — 2005. — № 32. — Government Resolution 144 on Approving 40 thousand house Program.
  • 6. National Statistical Office of Mongolia, (NSO) [Text] 2008, Statistical Bulletin of Mongolia 2007, Ulaanbaatar, NSO.
  • 7. United Nations Conference on Trade and Development 2005 [Text], World Investment Report 2005: Transnational Corporations and the Internationalization of R&D, United Nations, New York and Geneva, 2005.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой