Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Совершенствование правил государственного регулирования аграрного сектора экономики России в рамках ВТО

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Наряду с разработкой экономической стратегии России в связи со вступлением в ВТО предстоит решить крайне сложную задачу — приведение отечественного законодательства в соответствии с нормами и правилами ВТО. россия аграрный законодательный норма Предстоят кардинальные изменения федеральных законов о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, корпоративного, налогового, бюджетного… Читать ещё >

Совершенствование правил государственного регулирования аграрного сектора экономики России в рамках ВТО (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Совершенствование правил государственного регулирования аграрного сектора экономики России в рамках ВТО

В развитии мировой экономики огромную роль играет Всемирная торговая организация (ВТО). Сегодня на страны, входящие в ее состав, приходится около 95% мировой торговли.

Всемирная торговая организация (ВТО) была основана в 1994 году. Она является продолжателем Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ), заключенного сразу после Второй мировой войны.

ВТО — это и организация, и одновременно комплекс правовых документов, своего рода многосторонний торговый договор, определяющий права и обязанности правительств в сфере международной торговли товарами и услугами. Правовую основу ВТО составляют Генеральное соглашение о торговле товарами (ГАТТ) в редакции 1994 г. (ГАТТ-1994), Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Соглашения ВТО ратифицировались парламентами всех стран-участниц.

Решения принимаются всеми государствами-участниками обычно методом консенсуса, что является дополнительным стимулом к укреплению согласия в рядах ВТО. Принятие решения большинством голосов тоже возможно, но в ВТО такой практики пока не было; в рамках работы предшественника ВТО, ГАТТ, такие единичные случаи имели место.

Решения на высшем уровне в ВТО принимает Министерская конференция, которая собирается как минимум один раз в два года. Конференция учреждает следующие комитеты: по торговле и развитию: по ограничениям в целях обеспечения торгового баланса; по бюджету, финансам и администрации; по торговле и другие (рисунок 1) [3].

Конференция назначает Генерального директора ВТО, который назначает сотрудников Секретариата ВТО, определяет их обязанности и условия службы в соответствии с положениями, принятыми Министерской конференцией. Между сессиями по мере необходимости (8−10 раз в год) для решения текущих и процедурных вопросов созывается Генеральный совет, также состоящий из представителей всех участников. Кроме того, Генеральный совет курирует деятельность Органа по урегулированию споров и Органа по обзору торговой политики. Под руководством Генерального совета работают Совет по торговле товарами, Совет по торговле услугами, Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности и другие органы ВТО. Члены ВТО уплачивают ежегодный взнос, утверждаемый Генеральным советом [5].

Любое государство вправе присоединиться к ВТО на определенных, установленных ВТО, условиях. Присоединение страны к ВТО позволяет повысить эффективность внешнеэкономической деятельности государства за счет, прежде всего, упрощения системы таможенных пошлин и других торговых барьеров. Как следствие, предсказуемость и прозрачность экономики привлекают партнеров и повышают товарооборот.

Присоединение России к ВТО это, прежде всего, проблема повышения конкурентоспособности. Основной фактор конкурентоспособности страны и товаропроизводителей — качество продукции, выражаясь более конкретно, соответствие производственных линий стандартам качества, установленным Международной организацией по стандартам [7]. Именно это обстоятельство в перспективе может сыграть роль скрытого торгового барьера в отношениях российских предприятий с зарубежными по поводу экспорта их продукции, в том числе и продовольствия.

Основополагающими принципами и правилами ВТО являются: торговля без дискриминации, т. е. взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле и взаимное предоставление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения; регулирование торговли преимущественно тарифными методами; отказ от использования количественных и иных ограничений; транспарентность торговой политики; разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров.

Рисунок 1 — Организационная структура конференции Министров ВТО Важнейшими функциями ВТО являются: контроль за выполнением соглашений и договоренностей пакета документов Уругвайского раунда; проведение многосторонних торговых переговоров и консультаций между заинтересованными странами-членами; разрешение торговых споров; мониторинг национальной торговой политики стран-членов; техническое содействие развивающимся государствам по вопросам, касающимся компетенции ВТО; сотрудничество с международными специализированными организациями Общие преимущества от членства в ВТО для России:

  • — создание более благоприятных условий доступа на мировые рынки товаров и услуг на основе предсказуемости и стабильности развития торговых отношений со странами-членами ВТО;
  • — доступ к механизму ВТО по разрешению споров, обеспечивающему защиту национальных интересов, если они ущемляются партнерами, и таким образом устранение дискриминации;
  • — возможность реализации своих текущих и стратегических торгово-экономических интересов путем эффективного участия в МТП при выработке новых правил международной торговле;
  • — создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока более дешевых иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;
  • — участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;
  • — расширение доступа к передовым технологиям;
  • — улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли.

При всем своем масштабном потенциале современная российская экономика может эффективно развиваться лишь при активном взаимодействии с мировым рынком товаров и услуг [9]. Того же требуют проводимые в стране рыночные преобразования. В свою очередь, правила игры на мировом рынке в условиях глобализации определяются ныне странами коллективно, при решающей роли в этом Всемирной торговой организации (ВТО), объединяющей более 150 государств и обеспечивающей свыше 95% оборота мировой торговли.

Именно в этом главная причина, почему Россия добивается принятия в ВТО, куда входит подавляющее большинство стран мира. Россия — единственная крупная экономика в мире, которая не является ее членом.

Проблема эта имеет довольно длительную историю. Заявку на вступление наша страна подала еще в 1995 г. и с тех пор ведет интенсивные переговоры со всеми участниками Организации о вступлении в ВТО.

Вступление в ВТО увеличит открытость нашего продовольственного рынка для иностранных товаров, заставит наше земледелие конкурировать с сельским хозяйством таких стран, как Австралия, Аргентина, Бразилия и др., обладающих значительными сравнительными преимуществами, и таких как США и члены ЕС, где сельхозпроизводители пользуются огромными государственными субсидиями.

По подсчетам российских ученых-экономистов, чтобы выдержать в условиях членства в ВТО конкуренцию с субсидируемым продовольствием Евросоюза, наше сельское хозяйство должно получить дополнительную поддержку в объеме не менее 80 млрд. дол. США.

Задача ведущихся переговоров о присоединении — добиться наилучших условий присоединения России к ВТО, т. е. наиболее выгодного соотношения преимуществ от вступления и негативных последствий от уступок в российской экономике.

Переговоры о присоединении к ВТО затрагивают различные аспекты российского регулирования в области внешней торговли и экономики; обсуждаются изменения российской законодательной базы и правоприменительной практики, необходимые для приведения их в соответствие с нормами и правилами ВТО.

Присоединение к ВТО, разумеется, затронет интересы российского сельского хозяйства, продукция сельского хозяйства на мировом рынке должна быть конкурентоспособной. Для этого необходима стратегия инновационного развития аграрного сектора России, основанная на учете новых мировых реалий, новых принципов и, прежде всего, необходимости резкого повышения конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции, обеспечения ее прорыва на мировой рынок. Россия должна использовать многообразные меры защиты и поддержки сельского хозяйства, установленные стандартами ВТО. При этом следует ориентироваться и использовать опыт государственной защиты аграрного рынка в странах ЕС, США.

Поэтому так сложно проходят переговоры по сельскому хозяйству [11]. Помимо тарифного аспекта, они включают также рассмотрение политики в отношении государственной поддержки аграрного сектора; здесь выделяют два типа поддержки: меры «желтой или янтарной корзины» и меры «зеленой корзины».

К мерам «зеленой корзины» относят меры, не оказывающие или оказывающие минимальное искажающее воздействие на торговлю и производство в аграрной секторе [2]. Они направлены не на поддержание цен производителей, а на совершенствование инфраструктуры, научные исследования, образование, информационно-консультационное обслуживание, ветеринарные и фитосанитарные мероприятия, распространение рыночной информации, содержание стратегических продовольственных запасов, программы регионального развития, страхование урожая и компенсация ущерба от стихийных бедствий, содействие структурной перестройке сельскохозяйственного производства и др. Поэтому меры «зеленой корзины» не связываются обязательствами по сокращению.

К мерам «желтой корзины» относятся те субсидии, которые оказывают искажающее воздействие на торговлю и производство. Это дотации на продукцию животноводства и растениеводства, компенсация части затрат на приобретение материально-технических средств, льготное кредитование, ценовая поддержка национальных сельскохозяйственных производителей, льготы на транспортировку сельскохозяйственной продукции и др. [8].

Россия может стать, полноправным членом ВТО, приняв на себя комплекс обязательств в области импортных тарифов, уровня субсидирования сельского хозяйства, доступа на рынок услуг, а также в сфере законодательства и практики его применения. Вступив в ВТО, Россия получит право на улучшение условий доступа российских товаров и услуг на внешние рынки, а также на участие в процедурах разрешения торговых споров.

Наряду с разработкой экономической стратегии России в связи со вступлением в ВТО предстоит решить крайне сложную задачу — приведение отечественного законодательства в соответствии с нормами и правилами ВТО. россия аграрный законодательный норма Предстоят кардинальные изменения федеральных законов о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, корпоративного, налогового, бюджетного законодательства, десятков других законов и подзаконных актов, формирование новых правовых норм. Наиболее сложной и чувствительной сферой законотворчества, связанного с присоединением к ВТО, является региональное законодательство. В настоящее время отсутствуют законодательные акты о разделении компетенции и ответственности между Федерацией и регионами в сфере внешней торговли. Присоединение к ВТО затрагивает и отношения России со странами СНГ. Сегодня ни один из создаваемых с участием России таможенных союзов не отвечает критериям ВТО. В силу этого страны СНГ вступают в ВТО каждая самостоятельно. Поскольку же координация переговорной позиции между ними практически отсутствует, это может крайне отрицательно сказаться как на наших торгово-политических интересах, так и на судьбе таможенных союзов в целом.

Членство в ВТО даст России повод для пересмотра направленных против нее антидемпинговых санкций, приведения их на рыночные правила исчисления и применения.

В сложившейся на сегодняшний день обстановке целесообразно добиваться максимально допустимого в рамках соглашений ВТО переходного периода, в пределах которого России будут разрешены отступления от общих правил, т. е. механизма, активно использованного многими новыми вступившими членами ВТО.

Более того, необходимо четко представлять себе ту черту, за которой со всей очевидностью (базирующейся на реальных экономических расчетах) проявляется невозможность участия России в деятельности ВТО на выдвигаемых условиях, в результате чего присоединение к этой международной экономической организации может быть отодвинуто на более поздние сроки.

Что конкретно необходимо предпринять в России, чтобы в соответствии с принципами ВТО разработать новые правила по регулированию и поддержки аграрного сектора страны [6]. Требуется пересмотр многосторонних правил в области совершенствования регулирования внутренней поддержки АПК, что имеет большое значение для аграрной политики нашей страны и развития сельского хозяйства в перспективе.

Вступление России в ВТО может оказаться благоприятным для ее сельхозпроизводства, если при этом будет выбрана стратегия, состоящая в финансировании государством программ, не предусматривающих перераспределение средств потребителей и ценовую поддержку сельхозтоваропроизводителей.

Если подходить к вступлению России в ВТО с позиций обеспечения Национальной продовольственной безопасности, то надо учитывать трудности, характеризующие негативные последствия для экономики страны в целом и отдельных регионах (таблица 1) [12].

Либерализация экономики аграрного сектора и условия ВТО не смогут повысить эффективность сельхозпроизводства в России, но, вероятно, вызовут усиление зависимости страны от внешних поставок продовольствия. Аграрный сектор экономики после вступления России в ВТО не получит поддержку большую, чем в текущем периоде. Отечественные сельскохозяйственные и продовольственные товары в условиях сокращения государственных дотаций не выдержат конкурентную борьбу с импортной продукцией, субсидируемой странами-экспортерами в значительных масштабах.

Участие государства в поддержке аграрного сектора, направленное на повышение его конкурентоспособности, целесообразно осуществлять по следующим направлениям:

  • — разработка системы мер по стимулированию инвестиционной активности в отрасли;
  • — модернизация материально-технической базы;
  • — содействие в разработке и внедрении новых ресурсосберегающих технологий;
  • — устранение негативного воздействия диспаритета цен на продукцию сельского хозяйства и промышленности;
  • — качественное улучшение земель;
  • — финансовое оздоровление сельхозтоваропроизводителей;
  • — проведение политики протекционизма в отношении отечественного аграрного сектора и содействие в продвижении отечественной сельхозпродукции на мировой рынок;
  • — институциональное и инфраструктурное обеспечение развития аграрной сферы.

Реализация этих направлений позволит подготовить систему мер, направленных на поддержку отечественного сельхозпроизводства, свести к минимуму негативные последствия вступления страны в ВТО для сельского хозяйства и населения сельских территорий, ускорит достижение международных стандартов качества жизни в России и ее регионах на основе повышения конкурентоспособности аграрного сектора.

Вступление России в ВТО затрагивает проблему внутреннего регулирования государственной поддержки АПК. Государственная поддержка сельского хозяйства включает в себя меры, направленные на формирование, поддержание или изменение институциональной среды, производственной и социальной инфраструктуры села, воздействующих прямо или косвенно на воспроизводственный процесс.

Таблица 1.

Трудности, вызванные вступлением России в ВТО, и причины их возникновения.

Негативные последствия.

Причины возникновения.

Возможное ухудшение рыночных условий развития наименее эффективных отечественных производителем продовольствия.

Ослабление протекционистских мер

Усиление трудностей для отечественных сельхозтоваропроизводителей.

Сокращение мер внутренней государственной поддержки.

Снижение объемов производства.

Уменьшение бюджетных поступлений от импортных пошлин.

Трудности принятия ряда экономических и технических мер поддержки сельскохозяйственного производства.

Несоответствие стандартам ВТО отечественных нормативов государственного регулирования в продовольственной системе страны.

Сокращение экспорта продукции.

Несоответствие российских законов, правил и административных процедур обязательствам по соглашениям ВТО.

Уменьшение производства продукции в регионах, разорение сельхозтоваропроизводителей и рост сельской безработицы.

Снижение таможенных тарифов на импортную продукцию АПК.

Сокращение поступлений средств в бюджет.

Уменьшение ввозных таможенных пошлин на продукцию АПК.

Ограничение возможностей государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Ухудшение экономического положения предприятий АПК и, прежде всего, животноводства из-за неконкурентоспособности их продукции.

Система мер внутренней поддержки, являющаяся объектом исследования, включает в себя инструменты, целью которых является создание условий для развития сельского хозяйства внутри страны, в частности два больших блока мер прямой и косвенной поддержки (рисунок 2).

Внутренняя поддержка в системе мер государственного регулирования.

Рисунок 2 — Внутренняя поддержка в системе мер государственного регулирования Зачастую понятия внутренняя поддержка и субсидия используются как синонимы. Обычно субсидия определяется как денежная выплата, направленная на поддержку национальных производителей и косвенную дискриминацию импорта (рисунок 3).

В международной торговле используется определение, трактующее субсидию в значительно более широком смысле: финансовое содействие государства, предоставляющее ее получателю преимущество. В данном случае субсидия является не только денежной выплатой, но и любым другим финансовым содействием государства, включая освобождение от налогов, закупку государством товаров у производителя и др.

В отличие от субсидии внутренняя поддержка в широком смысле не обязательно и не всегда представляет собой финансовое содействие государства. Она может включать также меры, влияющие косвенно на производственный процесс, в том числе, программы по социальному развитию села, содействию институциональным преобразованиям и не предполагающие прямое получение финансовых средств или льгот от государства. Кроме того отличительной формой является и возможность осуществления поддержки аграрного сектора через поддержку потребителей продукции.

Элементы внутренней поддержки АПК.

Рисунок 3 — Элементы внутренней поддержки АПК Таким образом, применительно к аграрному сектору принято говорить именно о мерах внутренней поддержки, частью которых является субсидия в узком смысле — финансовое участие государства с целью сокращения издержек производителей.

В результате при выработке многосторонних правил в области поддержки аграрного сектора выбор был сделан в пользу концепции внутренней поддержки ВТО.

Проведенный анализ систем внутренней поддержки сельского хозяйства в некоторых членах ВТО позволяет вычленить ряд единых для рассмотренных государств тенденций. Общей тенденцией для всех стран является рост объемов «зеленой корзины». Исключение составляет Япония, где наблюдается сокращение всех видов поддержки.

Несмотря на то, что все страны в рамках ВТО проводили сокращение уровня обязательств по внутренней поддержке, на практике тенденция либерализации не столь очевидна. Значительное сокращение отмечается у ЕС, Японии, Аргентины. В остальных же странах уровень поддержки либо увеличивается, но не кардинально (Австралия), либо увеличивается, включая заметный рост субсидий (США, Канада, Бразилия). Безусловно, определенное влияние на объемы внутренней поддержки оказывают и внешние факторы: рост мировых цен на ресурсы, что ведет к увеличению расходов на компенсации затрат производителей в изменившихся условиях, удорожание энергоносителей, что вновь увеличивает расходы фермеров, либерализация торговли в рамках создания региональных торговых группировок, где сокращаются или устраняются полностью таможенные тарифы во взаимной торговле. Все эти факторы снижают защиту и обостряют конкуренцию на аграрно-продовольственном рынке. В таких условиях единственным эффективным средством защиты и поддержки внутренних производителей остаются субсидии.

Одновременно не менее важный фактор, позволяющий увеличивать размеры поддержки — стоимостное увеличение объемов производства, как результат роста цен: чем больше стоимостной объем производства, тем большее абсолютное значение приобретает показатель порогового уровня поддержки. В частности, такой возможностью пользуются Бразилия, США и Канада.

Таким образом, члены ВТО, выступающие за полную либерализацию торговли и устранение субсидий в аграрном секторе, сами вряд ли могут быть охарактеризованы как либеральные страны. Особенно в сравнении с ЕС и Аргентиной, сокративших «янтарный ящик» на 38%, а также Японией, снизившей уровень поддержки, искажающей торговлю, в 5,6 раза.

Помимо расчетов объемов поддержки членов ВТО для оценки их влияния на торговлю можно использовать соотношение размера поддержки и объема производства [1].

Анализ систем внутренней поддержки в различных членах ВТО свидетельствует о том, что за исключением ЕС (21%) доля совокупной поддержки, влияющей на производство и искажающей торговлю, в валовом выпуске сельскохозяйственной продукции невелика. В США этот показатель составляет 4,5%, в Японии и Канаде — 8%, в остальных членах ВТО — менее 4%. Таким образом, влияние роста субсидирования в некоторых странах нивелируется за счет увеличения стоимостных объемов производства сельскохозяйственной продукции.

Тем не менее, показатель по ЕС является чрезвычайно высоким и очевидно выступает в качестве барьера для развития аграрного производства в развивающихся государствах.

Сопоставление систем и объемов внутренней поддержки в различных странах демонстрирует, что уровень поддержки в развитых странах ЕС, США, Японии в несколько раз превышает финансирование аграрного сектора в развивающихся государствах: субсидирование ЕС в 60 раз больше, чем соответствующие показатели в Бразилии, Аргентине. В результате, цены на сельскохозяйственную продукцию в ЕС, а также США и Японии значительно ниже, что повышает их конкурентоспособность по сравнению с товарами развивающихся государств. Кроме того, важно учитывать и конкуренцию на рынках третьих стран, куда поступает субсидируемая продукция развитых государств и несубсидируемая продукция развивающихся [10]. Очевидно, что субсидии развитых стран являются препятствием для торговли товарами, произведенными в развивающихся и наименее развитых государствах, что вместе с высокими тарифами на отдельные виды продукции значительно ущемляет их интересы.

Таким образом, существующая многосторонняя система правил в области регулирования торговли сельскохозяйственными товарами не учитывает в равной степени интересов всех ее членов. В рамках единых правил, но различных уровней поддержки развивающиеся и наименее развитые страны оказываются в проигрыше.

Став членом ВТО и получив статус «недавно присоединившегося члена», Россия будет участвовать в последующих раундах многосторонних торговых переговоров, и скорее всего в дальнейшем должна будет сокращать объемы мер, оказывающих искажающее воздействие на торговлю. Это может потребовать корректировки действующей в России системы поддержки аграрного сектора. Если Россия не станет членом ВТО до окончания переговоров, пока невозможно предположить условия, на которых она сможет присоединиться к ВТО.

В заключение следует отметить, что система поддержки России характеризуется стабильной структурой. Традиционно более половины расходов приходится на меры, оказывающие искажающее воздействие на торговлю. В настоящее время Россия продолжает переговоры по присоединению к ВТО, одним из условий членства в которой является согласование обязательств по объемам поддержки аграрного сектора, а также графика ее сокращения. Предложения России на переговорах должны учитывать реализацию Госпрограммы на 2008;2012 гг., а также последующие мероприятия по развитию сельского хозяйства. Став членом ВТО, Россия должна будет учитывать в своей аграрной политике правила регулирования внутренней поддержки ВТО. Повышение эффективности системы поддержки аграрного сектора должны быть заложены в долгосрочной стратегии развития сельского хозяйства. Альтернативы вступления России в ВТО для аграрного сектора экономики нет.

  • 1. Абрамов В. М. Мировая экономика: учеб. пособие. — М.: Дашков и К0, 2006. — 304 с.
  • 2. Болоболов А. В., Сидоренко В. В. Рыночные преобразования в аграрной сфере экономики. — Краснодар: Эдви, 2002. — 285 с.
  • 3. Березенков В. В., Гайдук В. И., Михайлушкин П. В. Коммерческая деятельность: учеб. пособие. — Краснодар, 2010. — С. 256.
  • 4. Буздалов И. Социальные последствия монопольного окружения и классовой борьбы российского крестьянства // Международный с.-х. журнал. — 2011. — № 1. — С. 3−11.
  • 5. Мельников А. Б. и др. Мировая экономика: учеб. пособие. Краснодар: КубГАУ, 2009. — 404 с.
  • 6. Милосердов В. В., Милосердов К. В. Аграрная политика России — XX век ФГУП, ВО Минсельхоз России. — М., 2002. — 543 с.
  • 7. Миндрин А. Первоочередные задачи сельскохозяйственного землепользования // АПК: Экономика, управление. — 2011. — № 2. -С. 13−21.
  • 8. Нечаев В. И., Бершицкий Ю. И., Резниченко С. М. Региональные аспекты государственного регулирования агропромышленного производства. — СПб.: Лань, 2009. — 336 с.
  • 9. Сидоренко B.B., Агасаров Д. Я. Стратегия рыночных преобразований в условиях глобализации экономики. — Краснодар: Мир Кубани, 2006. — 150 с.
  • 10. Сидоренко B.B., Агасаров Д. Я. Развитие и регулирование маркетинговой деятельности в аграрном секторе экономики // Международный с.-х. журнал. — 2007. — № 7.
  • 11. Щербанин Ю. А. Мировая экономика: учебник. — М.: ЮНИТИ, 2009. — 447 с.
  • 12. Фаминский И. П. Мировое хозяйство: учеб. пособие. — М.: Магистр, 2007. — 670с.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой